Вот, что нас губит! Что именно нельзя колоть? Место нанесения и цветовая гамма.

Мода на украшение своего тела посредством татуировок сегодня распространилась на все слои общества, в то время как раньше это было преимуществом людей криминального мира или мира заключенных. Данная статья раскроет тему "Тюремные татуировки и их значение".

Немного истории

Стоит сказать пару слов о мире заключенных и их устоях. Так, в России это фактически вторая власть, которая, естественно, является антисистемой, противником действующих управленцев страны. Интересным покажется тот факт, что такой расклад вещей существует еще только в двух иных странах – Папуа-Новой Гвинее и ЮАР. Что касается России, это берет свое начало еще с 18 века, когда криминальная иерархия образовалась в ответ на восстановление прусской бюрократической системы. Так, чтобы отличаться и иметь свои обозначения, воровской и криминальный мир придумали свой язык, который позаимствовали частично у мелких торговцев – офеней, а частично у евреев, которые в то время также были угнетенным народом. Ну и, естественно, место в криминальной иерархии любого заключенного определяет его татуировка.

Типы татуировок

Изучая тюремные татуировки и их значение, стоит сказать, что все они делятся на три основных типа. Первый: регальные рисунки, которые позволяют отличать человека высших уровней тюремной иерархии. Стоит сказать, что наносить татуировки на зоне могут далеко не всем. Такую честь нужно заслужить, либо это будет принужденно нанесенный рисунок. Второй вид – портачки. Это рисунки, которые делались заключенными самостоятельно из различных подручных средств, самоучками и не специализированными мастерами. И третий вид татуировки: нахалки, которые набивались как определенный позорный знак заключенному исключительно по принуждению. Это заключенные самой низкой иерархии, которые осуждены по определенным законам или же не соблюдали устоев тюремного мира.

Надписи

Итак, рассматриваем тему «тюремные татуировки и их значение» дальше. В первую очередь хочется сказать, что заключенные могли набивать себе надписи любых типов. Но в основном это бывают не полные фразы, а их укороченный, понятный только преступному миру вариант, который расшифровывался по главным буквам. Как пример, на теле отсидевших можно увидеть слова «ГОРН», что расшифровывается по первым буквам написанного: государство обрекло в рабы на веки, «ЗВОНОК» - знай воров, они научат очень круто, «КОТ» - коренной обитатель тюрьмы или же «ХЛЕБ» - хранить любовь навеки буду. Таких надписей существует много, некоторые из них могут исчезать из-за своей неактуальности (например, надписи о советской власти), новые же время от времени возникают.

Ноги

Заключенные могут исписывать полностью свое тело. Так, тюремные татуировки нередко размещаются на ногах. Первый рисунок, который для многих заключенных кажется очень важным, это звезды на коленях, их еще приято называть «звезды беспредела». Вариации их бывают разные, однако значение всегда одно: «никогда не встану на колени перед кем-нибудь». Это свободолюбивая татуировка, которой зеки говорят, что они непокорны и независимы, несмотря ни на что. Однако набить этот рисунок смогут далеко не все, такую честь необходимо заслужить «правильным поведением» с точки зрения зеков в местах лишения свободы. Если же у человека есть такая наколка, но он дал слабинку, ее могут просто срезать с кожей с колен провинившегося уголовника. Также заключенные весьма любили выкаливать у себя на ногах различные цепи, кандалы, что означало, что они, даже если находятся на свободе, все равно считают себя заключенными. Изображение на ноге погона милиционера, проткнутого кинжалом, означало «мочи ментов», но не определяло заключенного согласно его месту в иерархической структуре.

Татуировки на руках и плечах


Стоит также рассмотреть значение тюремных татуировок на руках. Так, первая из них – эполет, который размещают на плечах. Носили их люди, которые по воровским законам хорошо отличились, это знак за определенные заслуги перед общиной. Заслужить такую наколку весьма тяжело, однако она поднимала заключенного на определенный уровень в криминальной иерархии. Важное значение также имели подключичные звезды, которые расшифровывали двузначно: они могли обозначать как вора в законе, так и «отрицалу», человека, который противостоит тюремным порядкам. На кисти рук наносили рисунки в виде жуков воры-карманники. Можно было также написать слово «ЖУК», что означало «желаю успешных краж». Далее стоит рассмотреть значение тюремных татуировок «паук», «кот с ключом», «летучая мышь». Паук также обозначал человека из мира воров (иногда наркомана). Если паук ползет по своей паутине вверх, это значит, что человек будет воровать и дальше, если же вниз – «завязал с воровством». Воры-домушники рисовали у себя на руках котов с ключами. Ну и еще одним символом вора был Ленин, точнее его профиль, который могли рисовать на плече или же на груди. Все исходит из расшифровки слова: «ВОР» - Вождь Октябрьской Революции. Ночные воры рисовали у себя на теле летучих мышей.

Перстни

Важно также рассмотреть значение тюремных татуировок на пальцах, ведь это особые рисунки, по которым можно определить статус человека, находившегося в местах заключения. Так, самые главные рисунки на пальцах – это перстни. Тут их существует огромное количество, некоторые же незнающему человеку могут казаться очень схожими, на самом деле они отличают людей совершенно разных криминальных каст. Рисунки на указательном пальце правой руки отличают вора-поездушника, который совершает кражи в дороге, особые дорисовки могут сказать о том, насколько он жесток и какие методы при этом использует. Так, например, черный треугольник говорит о том, что человек отличается особой жестокостью. Воры в законе, особые преступники, рецидивисты наносят рисунки на средние пальцы. Уважаемы в преступной среде люди, лидеры рисуют татуировки на больших пальцах, это также может отличать специалиста в какой-то области или знатока. Ромб в квадрате на безымянном пальце отличает преступника низшего слоя, который за определенные поступки считается низким, может быть принужден к мужеложеству, то есть «опущен». Если человек исправляется, ромб могут заштриховать, что скажет о том, что человек был наказан по преступным законам. Букву «С» на средний палец наносят принудительно тем лицам, которых принято называть «ссучеными», то есть тем, кто сотрудничает с правоохранительными органами. За такую наколку можно понести суровое наказание не только на зоне, но уже и на воле. В спецшколах парни могут наносить себе татуировки в виде ромба, в верхнем углу которого стоит точка, а снизу – крест. Это обозначает авторитета среди подростков, одного из высших в подростковой иерархии. Это далеко не полный список татуировок на пальцах, их существует огромное количество для каждого члена в криминальной среде и среде заключенных.

Религия

Рассматривая тюремные татуировки и их значение, стоит сказать, что очень часто заключенные наносят рисунки с религиозным смыслом. Так что же они означают? Божья Матерь, нанесенная преимущественно на спину или грудь, может означать оберег от какого-либо зла или же то, что человек стал на путь преступника слишком рано, еще в юном возрасте. Огромное значение имеет набитая церковь на теле преступника. Так, количество куполов означает количество ходок на зону или же количество проведенных в тюрьме лет. Криминальные авторитеты наносили на свое тело распятия различных размеров, это отличало заключенного высшей преступной иерархии, и заслужить такую татуировку – великая честь. Могли набивать заключенные себе также колокола. Это означало, что человек отсидел на зоне свой срок полностью, то есть «от звонка до звонка». Могли рисовать также и монахов, которые пишут. Это означало вора-писаку, который без проблем может накрапать любое письмо, или же означало человека, который мастерски работает с острыми предметами, такими как бритва или нож.

Точки

Тюремные татуировки также могли быть и предельно простыми. Так, большое значение имеют точки, набитые на теле заключенного. Что же они могли означать? Весьма популярной является пятиточечная татуха, четыре точки по краям обозначают тюремные стены, а пятая, в центре - самого заключенного. Набивали ее преимущественно между указательным и средним пальцами, что означало, что человек побывал на зоне. Просто три набитые точки могут означать человека, который с удовольствием ведет преступную жизнь и воспринимает себя как бандита. Если же человек, который набил такую татуху, религиозен, она может означать Святую Троицу.

Слеза

Рассматривая далее значения тюремных наколок, нельзя не упомянуть о слезе, нанесенной на область вокруг глаза (однако этот рисунок преимущественно европейских и американских заключенных). Она имеет несколько значений. Так, первое: человек получил срок за нарушение закона, то есть просто попал в места заключения. Второе: слеза символизирует убийцу. Если же она не закрашена, это может означать покушение на убийство или то, что у заключенного умер друг и за этим последует расплата.

О любви

Интересным многим покажется тюремное значение татуировки «розы». Так, это загубленная молодость сидящего. А так как это цветок любви, поэтому нетрудно догадаться, что же еще роза может означать. Так, если она нарисована рядом с кинжалом, это означает кровь за измену. Мохнатые воры, то есть те, кто сидит за изнасилование, могут набивать на себе просто сердце. Тот, кто поклялся отомстить за поруганную любовь, нарисует на себе сердце, пронзенное одним или двумя кинжалами.

Звери и птицы

Весьма интересным является тюремное значение татуировки волка. Одна только аббревиатура может рассказать о том, что же она означает. «ВОЛК» - вору отдышка, легавому крышка. Отличает людей, которые ненавидят служителей порядка и готовы в любое время с ними расправиться. Если заключенный набивает на своем теле тигра, это значит, что он на всех озлоблен, особенно на власть. Это также может отличать человека весьма жестокого и злого. Нарисованный кот – это символ воров. Если же при нем еще и бантик, это значит, что человек продался ментам, за что его могут время от времени наказывать жители мира заключенных. Профиль быка обозначает человека, который является бойцом и может в различных схватках выступать от имени главного авторитета. Также данный рисунок отличает человека жестокого, быстро приходящего в ярость. Что же обозначает татуировка «скорпион»? Значение тюремное имеет несколько различных вариантов. Так, она может просто обозначать знак зодиака, но это самое безобидное ее значение. Такая татуха может определять бывшего спецназовца. Если же клешни скорпиона раскрыты, значит, человек был участником боевых действий (что на зоне приветствуется). Скорпиона набивают еще и те, кто сидел в камере-одиночке. Если же скорпион нарисован под прицелом, это обозначает человека, который участвовал в боевых действиях в Чечне.

Иные рисунки

Маски, набитые на теле заключенного, обозначают настроение самого человека до отсидки и во время ее прохождения (радость и грусть). Пиратов набивают люди, которые сидят за разбой. Джокер или карты рисуют на теле люди азартные, попавшие по этой же причине на зону. Нож в шее расскажет окружающим, что человек кого-то подрезал, свастику же или нацистские символы набивают те, кто не согласен с современной властью.

Блатные татуировки и их значение

На сегодняшний день достаточно модным стало украшать своё тело разнообразными способами. Одним из вариантов изменить свою внешность является татуировка. Это процесс нанесения рисунка на тело человека посредством введения специальной краски под верхний слой кожи. Данный процесс является достаточно травматичным и впоследствии вывести этот нательный рисунок можно только хирургическим путём. Изначально татуировки использовались древними народами для украшения и определения принадлежности к клану, статуса в иерархической лестнице среди соплеменников. Сегодня татуировка используется, как одно из течений современного искусства – боди-арт, а также в уголовных кругах для определения статуса человека, занимающего определённую «должность» в этой среде.


Простого обывателя достаточно часто интересует вопрос об этом виде татуировки. Среди представителей государственных правоохранительных органов даже защищаются целые диссертации на тему «Блатные татуировки и их значение». Изучение данной темы очень важно и полезно для работников соответствующих служб. В уголовной среде татуировки наносятся не просто так. Каждая из них имеет своё определённое значение. И человек, принадлежащий к этой среде, не имеет права наносить тот рисунок, который ему захотелось. Этот процесс проходит строго под контролем «старших по званию».

Итак, попытаемся разобраться в значении некоторых самых распространённых блатных татуировок. В первую очередь необходимо отметить тот факт, что название нательного рисунка звучит «наколка» и, в отличие от боди-арта, который может быть выполнен в разноцветных тонах, делается только в сине-чёрном цвете. Начнём с самой известной татуировки в виде церковных куполов. Их количество равно тем годам, которые были проведены за стенами исправительного заведения. Могут быть наколоты на груди, спине, а также ногах. Наколка в виде ножа, который закован в кандалы, обозначает преступление, совершённое этим человеком в тюрьме. Как правило, место её на тыльной стороне щиколотки.

Что значат блатные татуировки?

Татуировки в виде быка, расположенные с правой стороны груди, в основном накалывают «шестёркам». Они выполняют всю жестокую и грязную работу, то есть, физическую расправу, наказанную вором в законе. Данный рисунок значит, что его носитель жестокий и яростный. Летучая мышь, наколотая на том же месте, обозначает, что этот человек является вором, промышлявшим в тёмное время суток. Наколка, находящаяся на плечах, в виде фашистских погон с присутствием свастики может быть расценена, как принадлежность к нацистской организации. Но это далеко не так. Этот рисунок обозначает, что данный человек выражает протест к современной власти. Присутствующие здесь буквы «SS» могут означать только «Сохранил Совесть».

Изображённые колокола на всю спину указывают на тот факт, что этот уголовник отсидел в местах лишения свобода «от звонка до звонка». Если у преступника есть татуировки в виде звёзд на коленях, то это говорит о том, что он не собирается вставать перед законом на колени. Кот с ключами в пасти, находящийся на внутренней стороне предплечья, указывает на тот факт, что «профессией» этого уголовника являются квартирные кражи, так называемый домушник.

Блатная тату – Божья мать на всю спину – стал приступником в юном возрасте Блатная тату – звезды на плечах – может быть признаком вора в законе Блатная тату – подключичная звезда – отрицалово всего ментовского
Блатная тату – Эполет – знак за заслуги Блатная тату кот и ключи – вор домушник (квартирный вор)






Конечно же, практически невозможно перечислить всё разнообразие наколок, которые подходят под тему «Блатные татуировки и их значение». На самом деле их существует огромное количество и, чтобы в них разобраться досконально, нужно изучить немало специального материала, который кропотливо собирается на протяжении не одного года.

Что значит татуировка " С.Э.Р "?

не перепутали? Знаю С.Э.Р. - Свобода Это Рай - 2 года назад

С с с р

Сторонник Единой России, наверное.

А вообще-то правильно Вам GenTos подсказывает, широко распространена была среди советских, а впоследствии и среди российских зэков именно татуировка СЭР, аббревиатура от "Свобода - это рай".

P.S. Ага, исправили, ну значит, да, вариант единственный - "Свобода - это рай".

Флер

Свобода - это рай, расшифровка татуировки "С.Э.Р"

Эта татуировка была показана в драматическом фильме Сергея Бодрова - старшего в 1989 году. Фильм повествует о трудном подростке, который сбегает из спецшколы в поисках отца.

Многие люди в наше время хотят украсить свое тело татуировками. Для кого-то это просто украшение, а кто-то делает их со смыслом, ведь именно для различных ритуальных и сакральных действий они и делались в самом начале.

Одним из распространенных мотивов среди современных тату являются маски .

У парней

Если тату маски встречается у парней, то здесь значение выводится к скрытности. Человек, словно, берет на себя другую роль, чтобы скрыть свою истинную сущность. Это не обязательно должны быть театральные атрибуты, так как татуировки могут содержать в себе изображение и других видов масок. Такой подход показывает, что человеку свойственны перевоплощения и он осознает непостоянство человеческой сущности.

Стоит также учитывать, как именно изображается маска. Если это агрессивный рисунок с рогами, острыми углами, зубами, а также имеет демонический оттенок, то это уже больше говорит о самом человеке. Эти маски являются защитным и татуировки с такими изображениями призваны защитить их владельца.

За напыщенной агрессивностью кроется желание отгородиться от внешнего мира. Но даже радостная и дружелюбная маска не говорит о полной открытости человека.

Значение может меняться, если сама татуировка была сделана как дань определенной культуре. К примеру, японская маска Ханья, которая в оригинале может расшифровываться как символ любовной мести и всепоглощающей страсти, может быть сделана лишь из любви к восточным мотивам .

У девушек


Для девушек татуировки с маской могут приобретать несколько иную символику. Здесь уже более актуально говорить не о защите под маской, а о двойственности натуры. Ведь каждая женщина считает себя актрисой и театральные маски в виде тату могут подчеркивать это .

Стоит отметить, что именно у женщин часто встречается не одно изображение, а несколько масок вместе. Нередко встречаются маски с венецианских карнавалов.

Они имеют характерную форму и легко узнаются, поэтому, многие их считают просто красивым украшением. На самом же деле, значение такой татуировки скрывает в себе равенство всех людей. Так как на карнавале за ней может скрываться как купец, кучер или даже дож.

Двойные варианты, когда изображена грустная и веселая маска одновременно, показывает переменчивость жизни. Это тату говорит, что в жизни случаются как черные, так и белые полосы. Они более присущи сильным людям, которые готовы к любым испытаниям судьбы.

Тюремное значение

В тюрьме татуировки имеют большую роль, так как говорят многое о человеке. Некоторые из них нужно заслужить, другие же являются знаком позора, тогда как на свободе ни те ни другие не будут иметь столь сильное значение для обыкновенных людей. На зоне больше всего распространено тату с двумя масками.

Одна из них, как правило, та что слева, выражает радость, а вторая – грусть. Здесь значение может расшифроваться как настроение человека, когда он был на свободе, левая маска, и когда он попал в тюрьму – правая . Как и многие другие тюремные варианты, они не отличаются изысканностью форм и большой детализацией, так как делаются кустарным методом.

Крепко связан с преступным миром, ведь именно здесь зародилась традиция наносить на тело определенные рисунки, имеющие глубокую символику и способные рассказать абсолютно всё о своем владельце. В России даже тем, кто не является частью воровского мира , хорошо знакома татуировка бардак, фото которой Вы видите в нашей статье.

Татуировка бардак на плече

История тюремной татуировки

Клеймение нарушителей закона специальным тавром существовало еще в Российской Империи, где им удостаивались те преступники, которых посылали на каторгу в Сибирь. Со временем уголовники сделали нательные рисунки частью своей культуры, способной рассказать о месте осужденного в криминальной иерархии, его преступлениях, отношениях с законом и властью, идеологии и взглядах на жизнь.

Огромное значение тюремной наколки в России подтверждается и тем, что уже в 1930-х годах были созданы целые отделы в правоохранительных органах, занимающиеся изучением и протоколированием нательной живописи осужденных.

С помощью этих материалов можно было установить склонность человека к определенным видам преступлений, понять психологию преступника и его отношение к власти. Во времена советской власти тюремные татуировки могли быть причиной для подозрения в совершении преступления.

Способы нанесения рисунков за колючей проволокой никогда не отличались особой гигиеничностью, что нередко приводило к ампутации частей тела или даже смерти заключенных. Распространенным способом татуирования было использование игл или скоб от книг, заточенных об каменные стены и примотанных к спичке. Чернилами служила паста из шариковых ручек или же смесь сахара и сажи.

Художественность рисунка никогда не стояла на первом месте, но нередко и в тюрьмах можно найти настоящие шедевры на телах преступников.

Еще один вариант татуировки бардак на плече заключенного

У меня есть татуировка бардак на ноге . Выполнена очень художественно , так что не стыдно и людям показать, да и никакого негативного значения она не несет.

Александр, Нижний Новгород

Азартная татуировка бардак

Бардак

Очень популярна за колючей проволокой татуировка бардак, значение которой находится в обширных пределах и определяется исходя из конкретного изображения.

Бардак представляет собой комбинацию элементов, которые воплощают человеческие пороки, присущие носителю наколку. Как правило, эта татуировка лишь указывает на связь человека с криминальным миром, не определяя его место в иерархии, поэтому нанести ее на зоне может любой желающий. Иногда рисунок может набиваться по решению сокамерников, но только при согласии самого человека.

Уголовная татуировка бардак на спине зэка

Это интересно . Исследователи тюремной татуировки считают, что бардак может наноситься на тело с двумя противоположными установками. С одной стороны, человек может любить свой разгульный образ жизни, веселый кутеж. С другой стороны, некоторые набивают бардак в знак предостережения самого себя от пагубных привычек.

Череп в татуировке бардак

Символика рисунка часто воплощается во фразе «то, что нас губит» и содержит произвольную комбинацию следующих элементов:

  • Оружие . Револьверы, ружья, патроны, ножи , кинжалы .
  • Женщины . Обычно изображают схематичные фигуры девушек или женские головы .
  • Алкоголь . Бутылки со спиртным, стопки, рюмки.
  • Наркотики . Изображение шприцов, игл, ампул.
  • Азартные игры . Деньги, нарды, карты.

Художественное выполнение такой композиции приподнимает человека в глазах других заключенных.

Бардак на плече зэка

Место нанесения и цветовая гамма

Так как этот рисунок не имеет строгой формы, его наносят на самые различные части тела. Чаще всего бардак можно увидеть на плече, предплечье или груди . Встречается он также на ногах или спине.

Но где бы ни размещалась татуировка бардак, эскизы ее классически выполняются в синем цвете, как и большинство рисунков преступного мира.

Эскиз одного из вариантов татуировки бардак

Вряд ли какой-либо другой области в криминалистике было уделено так мало внимания, как изучению символики татуировок у судимых за уголовные преступления. А ведь зная значения рисунков, надписей, их традиционное расположение на теле, сотрудник правоохранительных органов может легко определить склонность ранее судимых к определенным видам уголовных проявлений.

К сожалению, татуировки довольно долго использовались главным образом для идентификации, опознания. Например, в первые годы советской власти для этих целей была введена обязательная регистрация татуировок у преступников. Между тем татуировки содержат более широкую информацию, они, как правило, близки (своей символикой, сюжетом) преступнику по духу, по его специализации, по конкретному уголовному делу, по тому месту, которое он занимает в уголовной иерархии. Если раскодировать эти рисунки на теле, они могут многое рассказать о вкусах их носителей, выдать некоторые биографические данные. Часто татуировки становились причиной арестов, но страсть к рисовке, желание внушать страх окружающим всегда были у блатарей сильнее осторожности. Лишившись своих особых примет, они отказали бы себе во многих удовольствиях.

Что же такое татуировка? Это искусственное нарушение целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений.

Слово "татуировка", как полагают одни исследователи, происходит от полинезийского "тату", что означает "рисунок", или от "Тики" - имени полинезийского бога, по преданию, явившего татуировку миру. Другие исследователи считают, что слово "татуировка" произошло от явайского корня "тау", сооветствующего полинезийскому "тату" и переводящегося как "рана", "раненый".

Доктор Гелльштерн в работе "Татуировки у преступников", говоря о происхождении термина "татуировка", утверждает, что это мореплаватель Кук привез его с острова Гаити, где местные жители наносили татуировки для отметки членов своего племени в знак наступления половой зрелости, каких-либо особых заслуг перед племенем, из суеверий и т. д.

Из литературы известно, что татуировка часто встречалась у лиц католического вероисповедания и введена была ксендзами с целью предупреждения перехода паствы в магометанство: на тело наносилась татуировка в виде креста.

Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора Рикке, относятся к началу XVIII века, когда на ярмарках стали появляться татуированные люди, которые за деньги демонстрировали свое тело. В литературе упоминается имя албанца Александриноса, нажившего на подобных сеансах целое состояние.

В 1890 году известность получила француженка "Прекрасная Ирэна" ("La belle Irene"), которая выступала с показом своей татуировки в публичных местах, что считалось в те времена редким экзотическим зрелищем.

С тех пор татуировка очень быстро распространилась, особенно среди моряков. Проникла она и в преступный мир.

Первым обратил внимание на широкое распространение татуировки среди преступников и рассмотрел ее как проявление атавизма и как признак нравственно дефектных людей Ломброзо. В настоящее время понятна ошибочность такого толкования. Серьезное изучение этого вопроса показало, что первоначально рисунки преступников носили подражательный характер, были просты и наивны. Интерес представлял сам процесс татуирования. С годами к татуировке стали относиться серьезнее: имеющие татуировку начали претендовать на лидерство, так как носили на теле символ сильного, выносливого человека. Позднее татуировка для преступника сделалась своеобразным тайным языком, способом общения с себе подобными как на свободе, так и в местах заключения.

Выработка изобразительной символики преступного мира происходила постепенно. Со временем канонизировались либо ревизовались, переоценивались рисунки. Татуировка начинает нести все большую смысловую нагрузку и служит уже для передачи мысли индивида, обозначения его социальных установок и ценностных ориентации. Например, если у осужденного татуированы на плечах шести- или восьмиконечные звезды, то это означает, что в местах лишения свободы он примкнет к лицам, отрицательно настроенным к правилам внутреннего распорядка, и будет ярым отказчиком от работы. (Каждый вовлекаемый в отрицаловку должен, по мнению воровских авторитетов, иметь особый дух. Для проверки этого духа проводятся особые приемные испытания, называемые пропиской. Выдержал - получи возможность в среде своих занимать определенное высокое место, нет - ты опустился и уже теряешь право на ношение вышеназванных звезд.) Когда же на ноге татуирована рука, сжимающая нож, то знающему понятно: этот человек был судим за хулиганство.

Дальнейший анализ татуировок показывает, что трафареты, то есть рисунки, по которым делаются татуировки, постоянно изменяются, поэтому однозначная их расшифровка, как правило, невозможна. Однако обобщение и изучение на протяжении длительного времени нескольких сотен трафаретов позволили вычленить общие для сходных случаев признаки, ознакомление с которыми и явится, по нашему мнению, надежной основой для соответствующей ориентации и подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Сегодня нужно учитывать то обстоятельство, что осужденные не очень-то стремятся афишировать истинное значение своих татуировок. В качестве примера можно взять изображение профиля В. И. Ленина. Вряд ли кому из непосвященных придет в голову, что это символ воров. А объяснение простое: Ленин - Вождь Октябрьской Революции, начальные буквы образуют аббревиатуру ВОР. Безобидное женское имя ИРА расшифровывается так: "Иду Резать Актив". Или на груди у рецидивистов очень часто можно встретить картинку: Мадонна с младенцем на руках. Сами осужденные объясняют ее значение тоской по дому, по семье и детям. Но истинный смысл этого изображения совершенно иной: "Тюрьма - дом родной", "Дитя тюрьмы".

Основными побудительными мотивами нанесения татуировок можно считать следующие: - неписаный закон принятия в свою среду лиц, отбывающих срок лишения свободы; - личное самоутверждение в определенной группе судимых; - тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность, превосходство над другими; - подражание более опытным, авторитетным преступникам, которые уже имеют татуировки; - своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания, солидарность ("знак братства") с кем-либо из заключенных; - романтика тюрьмы. Говоря о кастах преступного мира, тем более о носителях татуированной символики, не стоит представлять "вора в законе" этаким выходцем из плохоньких фильмов о временах НЭПа - золотая фикса, речь, переперченная феней... Сегодняшний "вор в законе" образованнее и культурнее своих рожденных хилым воображением сценаристов и режиссеров предшественников. Он находится в гуще общественных процессов, политических событий, язык его неплохо подвешен, менее засорен блатной музыкой. Он - недурной психолог, толкователь, проповедник, идеолог, предпочитающий воздействовать не окриком, а убеждением. "Вор в законе" никогда никого не ударит. Зачем ему это делать? За такое можно схлопотать в колонии дополнительный срок. А потом для подобных целей вокруг него всегда наготове целый рой молодых, крепких, глупых еще, которые готовы в огонь и в воду. Поэтому сам он ведет себя интеллигентно, в карты садится играть только с ровней.

Классификация татуировок - дело чрезвычайно сложное, неблагодарное, и можно с уверенностью сказать, что в строгом смысле - невозможное. Попытки в разные времена, правда, предпринимались, но из-за невероятного обилия и разнообразия мотивов выбора рисунков, богатства их тематики, места и техники нанесения и т. д. и т. д. большинство исследователей рано или поздно разумно отказывалось от этой затеи. С учетом данного опыта нами делается лишь попытка классификации татуировок по их изобразительному и смысловому содержанию, а также нами движет желание того, чтобы на основе нашего толкования огромного множества рисунков-символов у читателя настоящей книги появился свой, неформальный, приспособленный к изменениям действительности взгляд на рассматриваемый вопрос.

Бывали случаи, когда при помощи татуировок раскрывались преступления. Татуированная композиция - пистолет, финка, карты, бутылка и рюмка, шприц - может иметь двойной смысл: либо свидетельствовать о пристрастии ее обладателя к легкой веселой жизни, либо указывать - вот что нас губит. Морда кошки говорит об осторожности вора. Роза на плече означает: ее владелец встретил совершеннолетие в колонии. Описания этих наколок взяты из "дела по установлению личности трупа неизвестного мужчины, всплывшего в реке Клязьме у поселка Болшево". После упорных изысканий неизвестному вернули имя. Люди в форме выполнили перед ним свой последний долг. Оказалось, что вся нехитрая биография этого сорокалетнего мужчины была изображена на его теле. Расшифровав татуировки, следователь (цитируем материалы дела) предположил: "...Погибший впервые попал в колонию в несовершеннолетнем возрасте. Скорее всего за хулиганство. Пробыл в ней около двух лет. Склонен к нарушению режима. Был осужден за кражу. Переносил тяготы притеснения со стороны сокамерников. Наказание отбывал "от звонка до звонка". Судя по всему, находился в колонии строгого режима. На свободе его ждала любимая женщина. Мечтал о свободе, был способен на побег. Принадлежал к воровской группировке. В деле осторожен. Отрицательно настроен к администрации. Намеревается и впредь заниматься преступной деятельностью. Предпочитал легкую добычу посредством насилия и угроз..." ("Советская культура", 20.05.89 г.). Когда позже установили имя погибшего, то даже удивились, насколько точно совпадала его действительная биография с прочитанной следователем по изображениям на теле.

Татуировки, призывающие к антиобщественной деятельности, антиправовым поступкам, существуют с давних времен. Например, пожатие двух рук с надписью "Union", окруженной гирляндой из цветов,- это татуировка членов преступного сообщества Южной Франции прошлого века. Две заглавные латинские буквы "Т" и "L" - символ воровских шаек в Германии. Мадридский криминалистический журнал "Саллилас" писал о татуировках испанских преступников, в частности, убийц. Существовали подобные татуировки и в царской России.

Сегодня особое внимание нужно обращать на лиц, имеющих следующие татуированные изображения: череп, корона - символы стремящихся к власти; корона на спине - униженность; тигр или другой хищник - ярость, непримиримость; змея (ранее высшая степень в иерархии тюремного мира); кинжал, нож, меч, топор - месть, угроза, твердость, жестокость; ключ - сохранение тайны; палач - чти закон воров; Мадонна - отчужденность; факел - дружба, братство; звезды - непокорность и др.

Но прежде чем перейти к объяснению татуировок, наиболее часто встречающихся у осужденных, рассмотрим способы их нанесения. Самый простой: связанные вместе на палочке или спичке две-три иглы обмакиваются в тушь, и затем ими прокалывают кожу по заранее нанесенному рисунку. (В условиях следственного изолятора иглы заменяются проволокой от швабры, крепежными скобками от тетрадей, которые затачиваются о стену. Вместо туши используется сажа, смешанная с сахаром и пеплом, разведенными в моче.) Иногда в дело идут цветные пасты от шариковых авторучек или растолченный порох, который втирают в проколы кожи.

Спрос на татуировку породил более совершенную технику ее нанесения, более сложный инструментарий в виде всевозможных штампов. Специалист по татуированию наносит рисунок на доску, а затем по контуру рисунка вбивает в нее иглы или иные колющие предметы. Такой штамп накладывается на выбранные участки тела, резким надавливанием кожа прокалывается, и уже после этого втирается красящее вещество. Штампом может пользоваться большое количество людей.

В настоящее время осужденными для нанесения татуировки используются механические бритвы на пружинном заводе. Таким приспособлением, работающим по принципу швейной машинки, татуировка делается значительно быстрее, выходит более четкой, а по желанию и с полутонами.

Самотатуировка наблюдается все реже. Обычно делать ее предоставляют другим лицам, которые это умеют и которым за это хорошо платят.

Для удобства рассмотрения разделим татуировки на орнаментальные, профессиональные, художественные, порнографические, исторические, религиозные, символические и татуировки-аббревиатуры. Повторяем, в нашей книге речь пойдет только о татуировках, знание о которых может быть использовано при проведении оперативных, профилактических и других мероприятий правоохранительных органов.

Начнем с самого простого - даты (цифры) . Как правило, они обозначают год рождения человека, реже - даты осуждения, смерти близкого, встречи, любви, разлуки и т. п.

Фразы. Обычно это - заверения в любви, заклинания, угрозы, жалобы на судьбу, афоризмы, представляющие кредо данного индивида. Вот некоторые примеры:

"Если ты не знаешь горя - полюби меня!"
"Прощай и люби меня".
"Они устали ходить под конвоем".
(На ногах.)
"Рожден для мук, в счастье не нуждаюсь".
"Умерщвление - не убийство".
"Пусть ненавидят, лишь бы боялись".
"Девственность - роскошь"...
Довольно часто встречаются татуированные отдельные буквы, слова-аббревиатуры , которые несут своеобразную тюремную нагрузку:
СЛОН - смерть легавым от ножа, с малых лет одни несчастья и др.;
КОТ - коренной обитатель тюрьмы, как одной трудно;
БЛИЦС - береги любовь и цени свободу;
НИНА - не была и не буду активисткой;
ХЛЕБ - хранить любовь единственную буду;
ЯПОНИЯ - я прощаю обиду, не измену, ясно;
ЯХТ - я хочу тебя;
СОС - спасите от суда, спасаюсь от сук...
При расшифровке многих аббревиатур встречаются жаргонные и нецензурные слова.

Бывает, подобные татуировки наносятся сразу двум лицам, например, при братании: одному первые две буквы БР , второму - оставшиеся AT , так, чтобы при рукопожатии можно было прочесть все слово БРАТ .

Вот значение некоторых татуировок агрессивного характера, которые обычно адресованы работникам правоохранительных органов, а также осужденным, вставшим, как говорится, на путь исправления, отошедшим от "воровского закона", либо женщинам, нарушившим верность:
, - в партийном огне сгорели свобода и вера. Наносится на грудь и плечо.
2. . На плече и предплечье носят противоправно настроенные лица. По нашим крайне скудным данным, обусловленным конспиративностью этой категории преступников, они способны к вооруженному насилию.
3. , - "анархист". Обычно наносится на предплечье, но можно встретить и на других частях тела.
4. - выражают несогласие с рабскими законами, угнетением и режимом в ИТУ. Татуируется на лбу, веках и руках.
5. . Наносится на грудь.
6. - татуировка антисемитов. Наносится на разные части тела.
7. - по неписаному закону тюрьмы "вор в законе" не может находиться на свободе более года. Наносится на живот.
8. . Встречается на груди, плече и боковой поверхности голени.
9. . Наносится под мышкой.
10. . Это своеобразные знаки отличия в преступной среде, авторитетов в тюремной иерархии. Наносятся на одно или оба плеча.
11. . Наносится на грудь, на лобок, на половой член и другие интимные части тела.
12. - символы женщин-воровок. Наносятся в область виска, между грудей, на пальцы рук.
13. - символ современных панков, солидаризирующихся с нацистами. Располагается на груди между ключиц. Впрочем, по утверждению британского социолога Д. Хэмбриджа в книге "Субкультура, значение стиля", употребляемая в панк-стиле свастика якобы теряет свое изначальное значение и используется лишь как атрибут современности.
14. - татуировка наблюдается у лиц, исповедующих ислам. Наносится на нижней части предплечья и на груди.
15. - "лицевой счет ЗК": количество полудуг - количество судимостей, крестики - годы, на которые носитель "счета" лишался свободы. Внутри незамкнутого круга проставляются инициалы хозяина татуировки или начальные буквы названия места отбывания наказания.
16. - месть предателям. Наносится только на груди.
17. - страдаю за убеждения. Наносится как на руки, так и на ноги.
18. - символ отрицаловки. Наносится на предплечье.
19, 21. - "перед друзьями совесть чиста", "не способен на предательство". Наносится на грудь.
20. - сообщество, клан. Число лепестков соответствует количеству участников преступной группы или лиц, судимых по одному уголовному делу. На лепестках могут быть проставлены инициалы. Место татуировки - любая видимая часть тела. Часто встречается у молодежи. Разновидностью клановой татуировки можно назвать татуировку с изображением герба СССР на фоне скрещенных костей. Инициалы состоящих в клане проставлялись на ленточках вместо наименования республик. Подобный "герб", смысл которого ясен только посвященным, был вытатуирован у "воровки в законе", пробывшей в местах лишения свободы около сорока лет.
Кроме указанных значений "ромашка" может служить символом верности воровской малинной любви (групповой). Расшифруем наиболее распространенные татуировки, встречающиеся у мужчин:
- "на преступление толкнула женщина", "обойду закон". Наносится на грудь, бедро, реже - на предплечье.
2. - символ удачи и осторожности. Может изображаться с лапами, в шляпе или цилиндре, с бантом и т. п. Это воровская масть человека, убежденно и навсегда связанного с уголовным миром, склонного к разбоям, грабежам, кражам. Если наносится на предплечье, плече - "коренной обитатель тюрьмы" (аббревиатура КОТ), если под мышкой - "тюрьма - дом родной", если на ногах - осужден за разбой, вечный осужденный, если на животе - "ВОР".
3. - товарищество в местах заключения. Часто встречается с инициалами того, во имя кого сделана татуировка.
4. - "баклан" (на жаргоне- хулиган). Наносится на икру ноги, на предплечье.
5. - главарь воровской "масти". Если голова змеи поднята - "начал воровать, грабить", если опущена - "завязал с воровством" (очень редкая!).
6, 7. - на преступление толкнула женщина или любовь к продажной женщине, "за причиненное зло намерен отомстить". Наносится на грудь или переднюю часть голени.
8. - знак дружбы до судимости, "кенты по воле". Наносится на кисть, предплечье.
9. - "месть той, которая меня предала". Количество поленьев - полученный срок наказания. Наносится на бедро.
10. - 16 лет исполнилось в воспитательно-трудовой колонии. Наносится на плечо.
11. - 18 лет исполнилось в воспитательно-трудовой колонии. Тоже наносится на плечо.
12. - клятва о мести. Наносится на верхнюю часть предплечья.
13. - гастролирующий вор.
14, 15. - склонные к побегу. Наносится на грудь. Если же у орла в когтях овца - совершил преступление, предусмотренное ст. 117 УК РСФСР (изнасилование).
16. - "тюрьма - дом родной", "дитя тюрьмы". Наносится на грудь.
17. - карикатурное изображение сотрудников милиции. Волк иногда бывает в милицейской форме, с погонами, в фуражке с кокардой. Наносится на живот, бедро.
18. - "всё в жизни преходяще". Наносится на грудь. Татуировку разрешается носить только авторитетным осужденным, ибо двум "святым" поклоняется "вор в законе" - "киче" (тюрьме) и кресту.
19. . Часто татуируется в несовершеннолетнем возрасте в спец. ПТУ, спецшколе, ВТК. Наносится между большим и указательным пальцами.
20. - "было счастье, да черт унес". Владельцы такой татуировки имеют большой срок судимости за совершение краж государственной и общественной собственности. Наносится на различные части тела.
21. ("Пока дышу, надеюсь"). Наносится на кисть и под художественными татуировками-картинами.
22. - 17 лет исполнилось в ВТК. Наносится на плечо.
23. - судим за хулиганство, 18 лет встретил в местах лишения свободы. Наносится на плечо и на предплечье. (Количество прутьев в решетке - срок наказания.)
24. - длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями; неоднократно судим; "вор в законе". Наносится на грудь.
25. . Число куполов обозначает количество судимостей или срок наказания за совершенное преступление. Наносится на бедро, на икру ноги, на предплечье. На грудь - только церковь или собор. Кандалы - право на татуировку приобретает только тот, у кого срок лишения свободы не менее пяти лет.
26. - судим за убийство женщины или родственника. Если изображен один палач - "чти закон воров". Наносится на грудь или переднюю часть бедра.
27. (Геракл, супермен с автоматом...) - татуированный склонен к садизму и дерзкому хулиганству. Лица с такой татуировкой в местах лишения свободы называются "бойцами". Они совершают расправы с "провинившимися" заключенными и гражданами на свободе. Наносится на плечо или на спину.
28. - знак друзей по местам заключения. Наносится на кисть руки, на предплечье или плечо.
29. - "оскал", отрицательно настроенный по отношению к работникам милиции, суда, прокуратуры, администрации исправительно-трудовых учреждений, изменившим воровским традициям. Наносится на грудь, часто рядом с портретом Ленина - вождя Октябрьской Революции, что имеет тоже определенное знамение (аббревиатура - ВОР!). Эту татуировку переняли у преступного мира рокеры. К нам пришла с Запада из фильма "Ангелы ада".
30. - характерная татуировка наркоманов или склонных к употреблению наркотиков. Наносится на грудь, плечо, предплечье, на переднюю часть бедра, между большим и указательным пальцами.
31. - татуировка наркоманов. Паук без паутины - "щипач". Татуировка характерна для воров. Обе наносятся на руку между большим и указательным пальцами. Кроме того, паук наносится на левую и правую стороны шеи, что означает "давил режим", т. е. неоднократно наказывался в местах лишения свободы за различные нарушения режима содержания: карцеры, ПКТ, лишался свиданий и т. д.
32. - судим за хулиганство. Наносится на плечо, предплечье, переднюю часть бедра. (Татуировка осужденных, побывавших в прибалтийских ИТУ.)
33. (в различных комбинациях) - 1) "Бардак" - "вот что нас губит"; 2) "Решил вести преступный образ жизни". Наносятся на различные части тела. В уголовном мире разрешены всем.
34. . Носящий эту татуировку враждебно настроен по отношению к правоохранительным органам, лицам, порвавшим с преступной средой, а также ко всем сотрудникам ИТУ. Готов дать отпор покушающемуся на его достоинство.
35. - татуировка обозначает борьбу за лидерство среди уголовников. "Идеей не обременен". "За себя постою". Наносится на лопатках. То же значение и у сражающихся рыцарей.
36. - "месть прокурору". Количество колючек на проволоке (как и в других татуировках) означает срок, полученный за совершенное преступление. Наносится на различные части тела.
37. - судим за грабеж. Жестокость, антиобщественная направленность интересов, желаний, стремлений. Наносится на плечо, на грудь или предплечье. На груди татуируют панки и рокеры.
38. - "воровской крест". Накалывают его авторитетные среди осужденных воры. Место татуировки - грудь, предплечье, передняя часть бедра.
39. (варианты могут быть самые различные!) - обозначают пассивного гомосексуалиста. Татуировка наносится насильно или проигравшему в карты, но иногда по собственному желанию. Место татуировки - только спина!
40. - "король всех мастей", пассивный гомосексуалист, человек, занимающийся всеми формами разврата. Безволен. Татуировка редкая (наносится на спину), но которую знают большинство лиц, побывавших в местах лишения свободы. Лица, имеющие татуировки №№ 39 и 40, называются "гребнями", "петухами" или "голубыми". Это самые оскорбительные клички в местах лишения свободы. Осужденный, даже в шутку назвавший этой кличкой другого осужденного, может поплатиться за это здоровьем или жизнью.
41. - символизирует угрозу. В этой татуировке основную смысловую нагрузку несет надпись на ноже. Обычно там стоит имя "ИРА". На самом деле это аббревиатура - "иду резать актив". Склонен к садизму, отрицательно настроен по отношению к лицам, вставшим на путь исправления. Наносится на плечо, на грудь. Серьга - символ воровской удачи.
42. - "верю в воровскую идею", "не изменю закону воров". Наносится на грудь, переднюю часть бедер.
43-46. и т. п. - профессиональные татуировки летчика, моряка и др. Наносятся на различные части тела, обычно видные: руки, грудь. Вертикальный порез на щеке - клеймо, которое накладывается преступниками на лице изменившего им товарища или доносчика.

"Маяки" мошенников (см. словарь жаргонных слов и выражений):

а) поглаживание подбородка - "подойди ко мне";
б) потряхивание рукой на уровне груди , напоминающее стряхивание пыли - "не подходи";
в) прикладывание пальцев руки ко лбу или плечу - "поблизости милиция";
г) шулер сжал пальцы в кулак и разжал их - это значит, что у него на руках подтасованная карта и можно идти ва-банк;
д) если двойным щелчком "стряхивает пыль" с лацкана пиджака - "грозит опасность";
е) если сжал кулак - "крой всеми деньгами";
ж) амбужур - шевеление губами - сигнал опасности.
Для скрытия своих имен почти все шулеры имеют клички, производные от фамилии, физических данных, каких-либо недостатков, особенностей характера.

Несмотря на то, что еще несколько лет назад среди представителей уголовного мира трудно было найти истинно верующего человека, татуировки с религиозной символикой встречаются у преступников довольно часто. Думается, в критический момент они становятся суеверными (о вере здесь можно говорить лишь условно) и на уровне этого своего суеверия стремятся обратиться к Богу, убеждая себя в том, что искренне раскаялись, пытаясь хоть как-то облегчить душу, скрасть угрызения совести. Возможно, ими движут другие мотивы. Однако мы не исключаем, конечно, и настоящего, чистосердечного раскаяния в содеянном, ибо пути Господни неисповедимы и нет такой черной бездны, в которую бы не мог проникнуть Его свет. Вспомним хотя бы того новозаветного злодея, распятого рядом с Христом, который раскаялся...
9. 17. - был осужден советским судом.
ВИМБЛ - вернись, и мне будет легче.
ВИНО - вернись и навсегда останься.
ВОЛК - вот она любовь какая; вору одышка - легавым крышка.
ГУТОЛИСТ - губы устали твердить о любви и сильной тоске.
ЖНССС - жизнь научит смеяться сквозь слезы.
ЖУК - желаю удачных краж.
ЗЕК - здесь есть конвой.
ЗЛО - за все лягавым отомщу; завет любимого отца.
ИРА - иду резать актив.
ИРКА-ЕНТР - и разлука кажется адом, если нет тебя рядом.
КЛЁН - клянусь любить ее навек.
КЛОТ - клянусь любить одного тебя.
КОТ - коренной обитатель тюрьмы; кто он такой? как одной трудно.
КТЯБН - как ты, я больше не найду.
КУБА - когда уходишь - боль адская.
ЛЕБЕДИ - любить его буду, если даже изменит.
ЛЕВ - люблю ее вечно.
ЛИМОН - любить и мучиться одной надоело.
ЛБЖ - люблю больше жизни.
ЛОРД - легавым отомстят родные дети; люблю один родимый дом
ЛOT - люблю одну тебя.
ЛОТОС - люблю одного тебя очень сильно.
ЛТВ - люблю только волю; люби, товарищ, волю; легавый - твои враг.
МАГНИТ - милая, а глаза неустанно ищут тебя.
МИР - меня исправит расстрел.
НЕБО - Не грусти, если 6удешь одна.
НЕБО-ЗЯВР - не грусти, если будешь одна, знай - я всегда рядом.
НИHA - не была и не буду активисткой.
ОМУТ - одно мое утешение - ты; от меня уйти трудно.
ПИЛОТ - помню и люблю одного тебя.
ПИНГВИН - прости и не грусти, виноватого искать не надо.
ПОСТ - прости, отец судьба такая.
РИТМ - радость и тоска моя.
РОКЗИСМ - Россия, облитая кровью зеков и слезами матерей.
РУБИН - разлука уже близка и неизбежна.
САТУРН - слышишь, а тебя уже разлюбить невозможно.
СВАТ - свобода вернется, а ты?
СЕНТЯБРЬ - скажи, если нужно, то я буду рядом.
СЛОН - с любимым одним навеки; с малых лет одни несчастья; смерть лягавым от ножа.
СНЕГ - сильно нравятся единственные глаза.
СТОН - с тобой одни несчастья.
ТИНД - ты и никто другой.
ТИГР - тюрьма - игрушка.
ТОМСК - ты один моего сердца коснулся.
ТУЗ - тюрьма учит закону; тюрьма уже знакома; тюремный узник.
ТОХИС - ты очень хорош и славен.
ТЭНИС - ты - это нежность и слезы,
УТРО - ушел тропою родного отца.
ХЛЕБ - хранить любовь единственную буду.
ХРИСТОС - хочешь, радости и слезы тебе отдам, слышишь?
ЦЛИБС - цени любовь и береги свободу.
ШАМПАНСКОЕ - шутка, а может, просто адская насмешка, скажи, как оценить ее?
ЮГ - юный грабитель.
ЯПОНИЯ - я прощаю обиду, не измену, ясно?
ЯХОНТ - я хочу одного навеки тебя.
ЯХТ - я хочу тебя.

А

Arrive ce qu"il pourra (фр.) - Будь что будет.
A tout prix (фр.) - Любой ценой.
Audaces fortuna juvat (лат.) - Счастье сопутствует смелым.

Battle of life (англ.) - Борьба за жизнь.
Buvons, chantons et aimons (фр.) - Пьем, поем и любим.

Cache ta vie (фр.) - Скрывай свою жизнь.
Cave! (лат.) - Будь осторожен!
Cercando il vero (ит.) - Ищу истины.
Contra spem spero (лаг.) - Без надежды надеюсь.
Croire a son etoile (фр.) - Верить в свою звезду, т. е. Надеяться на счастье.
Cum deo (лат.) - С богом.

Da hin ich zu Hause (нем.) - Здесь я дома.
Debellare superbos (лат.) - Подавлять гордыню, непокорных.
Der Mensch, versuche die Gutter nicht (нем.) - Человек, не искушай богов.
Dictum factum (лат.) - Сказано - сделано.
Dieu et liberte (фр.) - Бог и свобода.
Dieu et mon drolt (фр.) - Бог и мое право.
Due cose belle ha il mondo: Amore e Morte (ит.) - В мире прекрасны два явления: любовь и смерть.
Du sollst nicht erst den Schlag erwarten (нем.) - Не жди, пока тебя ударят.

Eigenthum ist Fremdenthum (нем.) - Собственность есть чужое.
Ein Wink des Schicksals (нем.) - Указание судьбы.
Еrrаrе humanum est (лат.) - Ошибаться свойственно человеку.
Est quaedam flere voluptas (лат.) - В слезах есть что-то от наслаждения.
Ex voto (лат.) - По обещанию; по обету.

Faciam ut mei memineris (лат.) - Сделаю так, чтобы ты обо мне помнил!
Fatum (лат.) - Судьба, рок.
Fecit (лат.) - Сделал, исполнил.
Finis coronat opus (лат.) - Конец венчает дело.
Fortes fortuna adjuvat (лат.) - Судьба помогает смелым.
Fu... е non е! (ит.) - Был... и нет его!

Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus (лат.) - Возвеселимся же, пока мы молоды.
Gnothi seauton (греч.) - Познай самого себя.
Grace pour moi! (фр.) - Пощады (прощения) для меня!
Guai chi la tocca (ит.) - Горе тому, кто ее коснется.
Gutta cavat lapidem (лет.) - Капля долбит камень.

Наес fac ut felix vivas (лат.) - Так поступайте, чтобы жить счастливо.
Help yourself (англ.) - Помогай сам себе. (Бери сам!)
Hoc est in votis (лат.) - Вот чего я хочу.
Homo homini lupus est (лат.) - Человек человеку волк.
Homo liber (лат.) - Свободный человек.
Homo res sacra (лат.) - Человек - вещь священная.

I can not afford to keep a conscience (англ.) - У меня нет средств содержать совесть.
Ich habe gelebt und geliebt (нем.) - Я жил и любил.
Ignoti nulla cupido (лат.) - О чем не знают, того и не желают.
Il faut oser avec une femme (фр.) - С женщиной надо быть смелым.
Il fine giustifica i mezzi (ит.) - Цель оправдывает средства.
In God we trust (англ.) - На бога мы уповаем.
In hac spe vivo (лат.) - Этой надеждой живу.
In vino veritas (лат.) - Истина в вине.

Joi d"amor (ит.) - Радость любви.
Juravi lingua, mentem injuratam gero (лат.) - Я клялся языком, но не мыслью.
Jus vitae ас necis (лат.) - Право распоряжения жизнью и смертью.

Killing is no murder (англ.) - Умерщвление - не убийство.

La bourse ou la via (фр.) - Кошелек или жизнь.
La donna e mobile (ит.) - Женщина непостоянна.
La via est un combat (фр.) - Жизнь - это борьба.
Leben und leben lassen (нем.) - Живи и жить давай другим.
Le devoir avant tout (фр.) - Долг прежде всего.

Macht geht vor Recht (нем.) - Сила выше права.
Magna res est amor (лат.) - Великое дело - любовь.
Malo mori quam foedari (лат.) - Лучше смерть, чем бесчестье.
Malum necessarium - necessarium (лат.) - Неизбежное зло - неминуемо.
Memento mori (лат.) - Помни о смерти!
Memento quod es homo (лат.) - Помни, что ты человек.
Me quoque fata regunt (лат.) - Я тоже подчиняюсь року.
Mortem effugere nemo potest (лат.) - Смерти никто не избежит.

Ne cede malis (лат.) - Не падай духом в несчастье.
Nil inultum remanebit (лат.) - Ничто не останется неотмщенным.
Noli me tangere (лат.) - Не тронь меня.
Now or never (англ.) - Теперь или никогда.

Oderint, dum metuant (лат.) - Пусть ненавидят, лишь бы боялись.
Omnia mea mecum porto (лат.) - Все мое ношу с собой.
Omnia vanitas (лат.) - Все - суета!

Pac"e gioja (ит.) - Мир и радость.
Per aspera ad astra (лат.) - Через тернии к звездам.
Pisces natare oportet (лат.) - Рыбе надо плавать.
Potius sero quam nunquam (лат.) - Лучше поздно, чем никогда.
Procul negotiis (лат.) - Прочь неприятности.

Que femme veut - dieu le veut (фр.) - Что хочет женщина, то угодно богу.
Qui ne risque rien - n"a rien (фр.) - Кто не рискует - тот ничего не имеет.
Qui sine peccato est (лат.) - Кто без греха.
Quod licet Jovi, non licet bovi (лат.) - Что позволяется Юпитеру, то не позволяется быку.
Quod principi placuit, legis habet vigorem (лат.) - Что угодно повелителю, то имеет силу закона.

Requiescit in pace (лат.) - Покоится с миром.

Sans phrases (фр.) - Без лишних слов.
Senza amare andare sul mare (ит.) - Без любви блуждать по морю.
Senza dubbio (ит.) - Без сомнения.
Sic itur ad astra (лат.) - Так идут к звездам.
Sic volo (лат.) - Так я хочу.
Silentium (лат.) Молчание.
Sono nato libero - е voglio morire Libего! (ит.) - Я родился свободным - и хочу умереть свободным!
Souvent femme varie, Bien fol est gui s"y fie! (фр.) - Женщина часто изменчива, очень глуп тот, кто ей верит!
Struggle for life (англ.) - Борьба за жизнь.
Supremum vale (лат.) - Последнее прости.
Suum cuique (лат.) - Каждому свое.
Sweet is revenge (англ.) - Сладка месть.

То be or not to be (англ.) - Быть или не быть.
Tous les moyens sotn bons (фр.) - Все средства хороши.
Tout pour moi - rien par moi (фр.) - Все для меня - ничего от меня.
Trahit sua quemque voluptas (лаг.) - Каждого влечет его страсть.
Tu ne cede malis, sed contra audentior ito (лат.) - Не покоряйся беде, но смело иди ей навстречу.

Ubi bene, ibi patria (лат.) - Где хорошо, там и родина.
Unam in armis salutem (лат.) - Единственное спасение - в борьбе.

Vale et me ama (лат.) - Прощай и люби меня.
Veni, vidi, vici (лат.) - Пришел, увидел, победил.
Via sacra (лат.) - Святой путь.
Virginity is a luxury (лат.) - Девственность - роскошь.
Vita sene libertate nlhil (лат.) - Жизнь без свободы - ничто.
Vivere militare est (лат.) - Жить - значит бороться.

Wait and see (англ.) - Поживем - увидим.
Wann dich betrubt oh klag"es nlcht (нем.) - Не жалуйся, когда ты огорчен.
Wein, Weib und Gesang (нем.) - Вино, женщины и песни.
Weltkind (нем.) - Дитя мира.

Страница была задумана, как электронная версия книги Льва Мильяненкова "ПО ТУ СТОРОНУ ЗАКОНА: энциклопедия преступного мира" (Санкт-Петербург; редакция журнала "Дамы и господа"; 1992)
Кроме того, что Вы прочли и увидели выше, книга содержит главы
ТАЙНЫЕ СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕСТУПНИКОВ и СЛОВАРЬ ЖАРГОННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ .

ВОТ, ЧТО НАС ГУБИТ!

«Живи людям себе!»

(древняя русская пословица)

Недавно на улице города я стал невольным свидетелем такого разговора, который до глубины души затронул меня и явился последней каплей, заставившей взяться за эту статью.

Беседовали двое молодых мужчин в присутствии своих жён и 10 – 12 летних детей: мальчика и девочки. Речь шла об их общем знакомом. Вот отрывок из этого диалога:

Я ему говорю: зачем ты звонишь мне? Ведь я не донимаю тебя своими проблемами! Вот и сейчас тоже… Какое мне дело, что у тебя пропал сын?! Это твоя проблема, у меня и своих хватает!

Он и мне сегодня утром звонил. Тоже жаловался! Назойливый, как муха. Делится своими неприятностями, плачется в чужую жилетку! Не хочет понять, что его проблемы никому не интересны!

Какой-то неизвестный мне человек искал помощи, сочувствия, соучастия у своих, видимо, довольно близких знакомых, а встретил жестокое равнодушие чёрствых эгоистов! Такими же будут (если уже не стали) их жёны и дети.

Не помнят они старинной русской пословицы: «Пьём, едим, как люди: чем же мы нелюди!»

В метро на станции «Невский проспект» часто вижу пожилую, полную, болезненного вида женщину. Опершись о стену и широко расставив ноги, она виртуозно исполняет на скрипке классические вещи. На полу перед ней - тарелка с несколькими монетами. Без сомнения она – профессионал, скорее всего преподаватель. У неё, наверняка, когда-то было много уважающих и любящих учеников. Может быть, кто-то из них многого достиг в жизни. Скорее всего, у неё хорошо развито чувство собственного достоинства, она помнит былую честь, оказываемую ей учениками и коллегами. Но мизерная пенсия, современная тяжёлая жизнь заставили «выйти на панель». Людям бы ей посочувствовать. А вместо этого слышу: «Знаешь, сколько эти попрошайки зашибают!?»

На тротуаре лежит человек. Может быть, он мёртв, болен или просто пьян. Прохожих это не интересует! Они, обойдя его или даже перешагнув, спокойно продолжают свой путь. Так он может пролежать очень долго. А если ему была необходима срочная медицинская помощь, и он её не дождался?

В автобусе, битком набитом пассажирами, молодой тщедушный парень вытащил из кармана сгорбленной старушки кошелёк. Она схватила его за рукав, держит и взывает о помощи. Однако рядом стоящие крепкие, рослые молодые люди, по виду студенты, мирно продолжают беседу. Их много, а воришка один. Не думаю, что они боятся его. Просто не хотят связываться: равнодушны к чужой беде! На остановке вор с кошельком спокойно выходит из автобуса. Пенсионерка рыдает. Возможно, она лишилась своей пенсии и на месяц осталась без средств к существованию!

Телевидение сообщает: забеременела одиннадцатилетняя девочка, тринадцатилетний мальчик задушил своего одноклассника, мошенники продали за один доллар морское судно и т. д. и т.п. Возмущения общества (электората, как сейчас принято называть население) не слышно!

В обывательской среде я не заметил бури негодования и по поводу бесподобных по жестокости и бесчеловечности событий в Беслане, взрывов в Москве и других наших городах, тем паче, - террактов за рубежом. Страх за себя у людей есть, а желания взяться всем миром за искоренение общего зла – нет!

Идёт очередной призыв в российскую армию. Опрос призывников показал: только четырнадцать процентов готовы защищать Отечество. Остальные заявили, не стесняясь, что в случае войны сразу дезертируют или сдадутся в плен! Думаю, что это даже «нашему» правительству не должно понравится! Кто же его безграничные возможности по обогащению будет защищать!? МВД и охрана здесь не помогут! Они пригодны только для войны с безоружными стариками на демонстрациях!

Большинство людей равнодушны даже к действиям правительства, направленным со всей очевидностью против них самих: повышению тарифов на жильё, инфляции, продаже земли, лишению заслуженных льгот и т.п. В акциях протеста участвуют только очень немногие! Естественно, в данном случае апатия властям на руку: народ безмолвствует – можно спокойно продолжать обирать его и дальше!

Хорошим показателем равнодушия наших людей является отношение к выборам депутатов всех ступеней. На избирательные участки с каждым годом приходит всё меньше и меньше. Даже денежные и водочные подачки кандидатов стали мало помогать. Россияне разуверились в возможность изменения своего положения в лучшую сторону, а в худшую – привыкли! Привыкли ко лжи властей, их обещаниям райской жизни, морям крови в теле боевиках, назойливым страшилкам жёлтой прессы и….перестали реагировать!

При желании, каждый читатель может к приведенным мною примерам сегодняшнего равнодушия соотечественников к ближнему, обществу, государству может добавить десятки других, своих!

Народа, как монолитного коллектива, объединённого и сплочённого общей идеей, единым порывом на достижение общих целей в нынешней России уже нет! Либерал-демократы своего добились! Каждый живёт сам по себе и для себя. Лозунг: «Пепси! Бери от жизни (для себя любимого) всё!» реализован. А кто же будет восстанавливать разрушенную экономику (удваивать внутренний валовой продукт), возрождать Россию как мировую державу, с оружием в руках защищать её интересы? Да и будет ли вообще существовать страна, если никому ни до чего, кроме самого себя, дела нет!?

Л.Н. Гумилёв в своих работах приводит массу исторических примеров, как исчезали народы, рушились государства и империи в результате утраты пассионарности, апатии, равнодушия людей. Не эта ли судьба ждёт и Россию? Может быть, нам пора очнуться, вспомнить: какими мы были, и постараться вернуться к прошлому!?

О былой доброте, любви к ближнему, неравнодушии, склонности к сопереживанию русских людей хорошо написал один из крупнейших историков XIX -го века В.О. Ключевский в статье «Добрые люди древней Руси». … «Когда видишь, что человек тонет, первое движение – броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление на него произведёт наша помощь!» То есть, первой Заповедью русского человека всегда было неравнодушие к судьбе ближнего. Русское общество под руководством Православной церкви в продолжение веков училось понимать и исполнять и вторую из двух основных Заповедей – Заповедь о любви к ближнему. Эту любовь наши предки всегда видели в сострадании к нуждающемуся, страждущему. И первым требованием полагали личную милостыню (помощь). Идея этой милостыни была положена в основу практического нравоучения, потребность в ней у русских людей воспитывалась всеми средствами. Любить ближнего, как считали наши предки, – это значит, не пройти мимо нуждающегося, протянуть ему руку помощи, накормить голодного, напоить жаждущего. Человеколюбие считалось высшей добродетелью. В.О. Ключевский даёт множество примеров проявления высокого человеколюбия русских людей, принадлежащих к разным слоям общества, в различные периоды русской истории. Заветом наших предков нам – потомкам служит мысль: «Жить – значит любить ближнего, т.е. помогать ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего жить!» Удивительно замечательные слова! Можно ли их забывать!?

У казаков издревле существовал обычай о появлении в доме гостя оповещать всю округу выстрелом из ружья. Это означало, что хозяин готов защищать его всеми средствами. Этот прекрасный обычай сохранился и по ныне у некоторых восточных народов.

Неравнодушие, неприязнь, ненависть к врагам Отечества всегда культивировались особо, ибо эти чувства помогают поддерживать высокий моральный дух воинов и являются необходимым условием их победы в войне.

Старшее поколение может вспомнить трудные годы Великой Отечественной войны и годы послевоенной разрухи. В СССР было уничтожено семьдесят тысяч городов и сёл, погибло более двадцати миллионов граждан! Материально жилось много труднее, чем сегодня! Но советские люди были совершенно другими, не похожими на сегодняшних! В них жила общая идея, порыв, жажда победы над врагом и восстановления утраченного. Только благодаря этому наш народ победил в войне, по сути, всю Европу; в кратчайшие сроки восстановил народное хозяйство и пошёл дальше – создал великое и могучее Советское государство, уважаемое всем миром! По многим показателям государство, превзошедшее Соединённые Штаты Америки, войной не разрушенные, а на ней ещё больше разбогатевшие!

Равнодушие людей (по В.И. Далю – это покой, косность души, сердца, чувств, рассудочность, холодность, безучастность) начало заметно проявляться в нашем обществе уже во времена Хрущёва. Постепенно расширяясь и углубляясь, оно достигло апогея в наши безрадостные и бездуховные реформенные дни. В короткой статье вряд ли возможно вскрыть все причины этого народного бедствия, но основные из них назвать следует.

Материальное житейское благополучие, технические достижения цивилизации, как и всё в мире, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Широкое жилищное строительство и расселение коммуналок в шестидесятых – семидесятых годах, внедрение в быт советских людей телевидения существенно повлияли на их единение, способствовали внедрению в их сознание индивидуализма. Имея персональную квартиру с телевизором и телефоном, люди стали реже ходить в гости друг к другу, замкнулись в своём семейном мирке. Вечера стали проводить не в беседах на общей кухне или за доминошным столом во дворе дома, а перед телевизором. Телефон во многих случаях заменил личное, душевное общение. Стали ослабевать и рваться даже родственные и семейные связи. Индивидуализм наступал быстрыми темпами. (Кстати, этот процесс охватил не только нашу страну, но и весь западный цивилизованный мир). Своя квартира потребовала обустройства – стали расти частнособственнические настроения. Хрущёв в своей экономической политике сделал ставку на материальную заинтересованность. Это «подлило масла в огонь». Подняли головы диссиденты – сторонники западного образа жизни, либеральной идеи, поклонники потребительства; люди, в системе ценностей которых материальные ценности преобладали над духовными. Как известно, либеральная идея реализуется в политике в форме буржуазной демократии, в экономике – в форме капитализма и предполагает свободу предпринимательства во всех сферах общественной жизни. Предпринимательство же зиждется на эгоизме. Что бы ни говорили нынешние ангажированные буржуазией СМИ, но предприниматель работает на себя, для личной выгоды и он не может быть одновременно эгоистом в производстве и альтруистом в других видах общественной жизни. Иными словами, либеральное общество – это общество эгоистов!

Эгоизм (от латинского еgo – я) – это принцип поведения, заключающийся в том, что человек следует только своим личным интересам, не считаясь с интересами других, с интересами общества. В либеральном обществе с его понятием Добра и Зла это вовсе не порок, а норма, а его антипод – альтруизм (от латинского alter – другой, бескорыстное служение другим людям) – это условность, глупость, мешающая красиво жить. Конечно, и в буржуазном обществе есть и альтруисты, но их меньшинство. Ведь государство служит буржуазии и всеми средствами проповедует её ценности и взгляды. Благодаря огромному влиянию СМИ очень многие люди и не принадлежащие к классу буржуазии, т.е. не имеющие капитала и не использующие его для получения прибыли, тоже становятся равнодушными эгоистами.

Хочется отметить ещё одну – психологическую причину апатии сегодняшних россиян. Либеральное государство в начале девяностых годов заменой системы ценностей социалистической на буржуазную обесчестило и унизило человеческое достоинство огромной массы образованных, т.е. наиболее мыслящих и активных людей: учёных, инженеров, офицеров, учителей, врачей, работников культуры и т.п. В советском государстве было очень престижно иметь высшее образование, тем паче, учёные степени и звания. Известно, что этические категории честь и достоинство человека определяются его оценкой обществом и самооценкой соответственно. Высокая честь и достоинство человека жёстко связаны между собой и стимулируют его общественную активность. Снижение общественного статуса интеллигенции – лишение бывшей ранее высокой чести и достоинства – привело к снижению её общественной активности. Невостребованная масса прежде почитаемых людей опустила головы, ушла в себя, став апатичной ко всему.

Вот, вкратце, на наш взгляд основные причины, по которым мы – русские люди пришли к нынешнему бездушному, эгоистическому буржуазному обществу. Остаётся только добавить, что до 1917-го года буржуазия с её либеральной идеей в России хотя и существовала, но господствующей никогда не была. В те времена государственной была не буржуазная эгоистическая, а аристократическая система ценностей, в которой индивидуализм, эгоизм не были приоритетными, и высшими добродетелями считались воинские доблести, служение вере, царю и Отечеству. Из всего сказанного следует только один вывод: если мы хотим сохраниться на Земле как нация со своим государством, то либеральную идею следует заменить более плодотворной, ибо иначе она нас погубит.

Новая идея обустройства общества – это новая система взглядов на мироздание, принципиально новое мышление, в котором должны соединиться материализм и идеализм, наука и религия, духовное и материальное. Этот процесс объединения ещё недавно казавшегося несовместимым уже идёт в сознании передовых людей.

[email protected]

Похожие публикации