Японское воспитание до 5. Всему свое время

Многие современные родители, ссылаясь на японские методы воспитания детей, декларируют позицию: «Я своему ребенку ничего не запрещаю», пытаясь тем самым обосновать свое неумение, а чаще нежелание прилагать усилия к осознанному процессу воспитания детей.

К большому сожалению, не учитывая при этом, что социальная ситуация и традиции в Японии очень сильно различаются с российской. Да и «не запрещать», совсем не означает не воспитывать.

«Не запрещать», совсем не означает не воспитывать!

И, если уж родители собрались растить малыша по «японской» системе, то должны учитывать, что такая методика предполагает значительно больше усилий в осмысленности и неизменности действий взрослого, чем европейская.

  • предельно строгой регламентации всей жизни социума;
  • восточной практике обучения личным примером;

Регламентации жизни социума

Все, кто хоть немного изучал жизнь в стране заходящего солнца, могли убедиться, что там практически каждый шаг человека строго регламентирован и подчинен основному правилу, пришедшему из глубины веков, – ничем не навредить комфорту другого человека.

Ничем не навредить комфорту другого человека – правило японцев, пришедшее из глубины веков.

Свои интересы подчиняются большинству, поведение порой чрезмерно вежливое. И ребенок, пусть и воспитывается без запретов на ранних стадиях своей жизни, прекрасно видит и понимает, что, как только ему исполнится 6 лет, он будет считаться достаточно взрослым, и от него не только родители, но и все общество будет требовать такой же послушности всеобщему укладу. Что, конечно же, очень отличается от эгоцентрической линии поведения западного мира.

Обучение личным примером

Второе отличие, как было сказано выше, – это методы обучения. Если европейская мама обучает ребенка с помощью объяснений, то японская – исключительно личным примером. То есть, западные родители в первую очередь опираются на силу слова, стараясь донести готовый рецепт до разума ребенка. Восточные же – позволят малышу создать свой образ действия, приводящий к необходимому результату. Японская мама будет множество раз складывать кубики в определенном порядке, пока ее малыш сам не поймет, повторяя за ней действия, как их нужно сложить.

Если европейская мама обучает ребенка с помощью объяснений, то японская – исключительно личным примером.

Именно поэтому мы «воспитываем» ребенка с помощью вербальных обращений – делаем ему замечания, объясняем правильное поведение, запрещаем и, бывает, распекаем. А в Японии делают это молча, просто предоставляя пример собственного правильного поведения. Именно поэтому европейскому человеку кажется, что в этой стране детям все разрешается. Но это очевидно совсем не так.

Три аспекта японской методики воспитания

Если родители все же решили воспитывать ребенка по японской методике, то им следует сосредоточить внимание на трех аспектах:

  • Великое терпение;
  • Содержательное молчание;
  • Активные установки;

Великое терпение

Великое терпение – не просто образ. Несмотря на то, что японским детям не делают замечаний, наблюдателю практически не удастся увидеть их в истерике, громко вопящими или что-то нудно требующими. Все японские малыши весьма сдержанны в проявлении эмоций. Почему? Потому что так же ведут себя взрослые. Так что, если хотите тихого ребенка, придется научиться не проявлять активные эмоции самим.

Чтобы не случилось, как бы ни провинился малыш – «спокойствие, только спокойствие», как говорил Карлсон. Не равнодушие и попустительство, а выдержка и серьезное отношение.

И никаких нянь и бабушек. Все внимание матери круглосуточно с ребенком. Только так он сможет напрямую перенимать у нее опыт без слов. Малыш не в состоянии эмоционально настраиваться на постоянно меняющихся воспитателей, ведь деятельные проявления разных людей различны.

Если родители желают научить ребенка слушаться без слов, им самим в первую очередь необходимо научиться обходиться без них. Одного взгляда японской мамы достаточно, чтобы ее малыш понял поддерживает она его поступок или порицает. Если ребенок совершил проступок, нельзя громко его ругать и уж тем более рукоприкладствовать.

Малыш плохо ведет себя в песочнице? Мама извиняется перед другими взрослыми и немедленно уводит ребенка домой. И то, и другое должно быть четко обозначено. Малыш расшалился и разбил стакан с соком? Сока он в ближайшее время больше не получит, а пить ему нальют воду в пластмассовую кружку. И так далее. Без исключений. Даже если совсем не жалко стакан или любую другую сломанную вещь. Главное, что проступок не остался без внимания и осуждения.

Ребенок в первые годы жизни очень чуток к эмоциональному состоянию матери. Именно на этом и зиждется содержательное молчание. Стоит научиться говорить с малышом без слов даже если вы воспитываете его по традиционным европейским методикам.

Активные установки

Активные жизненные установки – еще один очень полезный навык. Это умение производить необходимые действия пусть без особой радости, но и без неприятия и негатива. Согласитесь, такое умение пригодится и взрослым. Таким образом, воспитывая ребенка, родитель также получает полезный навык.

В чем выражаются активные жизненные установки? В том, что и встаем утром, и ложимся вечером, и идем на работу, и делаем дела мы не потому, что деваться некуда, а потому что мы внутренне признаем, что именно НАМ это необходимо. Например, ребенок идет в сад не потому, что некому с ним дома быть (негативная реакция), а потому, что там он научится полезным вещам, будет общаться с другими детьми и вырабатывать навыки существования в социуме (позитивная реакция).

Родитель идет на работу не потому, что нужны деньги на еду (хотя часто так бывает), а затем, чтобы реализовывать себя, быть активным членом общества.

Весь японский социум основан именно на таком осознанном принятии необходимости. Впрочем, и европейцам стоило бы перенять подобное отношение к жизни.

Таким образом, если родители желают воспитывать ребенка по японской модели, им изначально стоит приготовиться к серьезной и содержательной переделке собственных привычек. А не ограничиваться фразой: «Я ему все разрешаю». Чтобы потом не обрести проблем вместо удовлетворения поведением подрастающего поколения.

Японцы – мудрый и трудолюбивый народ. Их образ жизни настолько своеобразный, что некоторые говорят: «Инопланетяне». На самом деле это добродушная ирония. Давайте немного окунемся в историю Японии. Эта страна пережила страшную войну. По фильмам многие помнят насколько это было нищее и разгромленное государство в послевоенный период.

Но спустя некоторое время, японский народ вдруг собрался, воспрял духом и начал удивлять весь мир своими достижениями. Не чудо ли это – без полезных ископаемых Япония добилась высокотехнологических побед!

Неужели это все сделали люди, которым когда-то не хватало денег на суши? До сих пор эта восточная страна является предметом восхищения. За всеми достижениями стоят труды конкретных личностей. Японцы влюбляются, женятся, рожают детей и передают им свои знания. Может тайны кроются в способах воспитания молодого поколения?

Обычная традиционная семья состоит из супругов и двоих детей. Ранее роли отца и матери в японской паре были строго распределены: он –добытчик, она – хранительница домашнего очага. Мужчине должны были все беспрекословно подчиняться. Но на сегодняшний день японские женщины, как и многие в мире, превосходно совмещают производственную деятельность и бытовые хлопоты.

Самой главной обязанностью представительниц прекрасного пола остается семейный очаг и воспитание ребенка. Супруг полностью посвящает себя профессиональной деятельности. Он тоже участвует в жизни своих детей, но не так активно, как жена. Малыш в кругу японской семьи — настоящая ценность, без преувеличений. Как только рождается младенец, женщина не оставляет его без присмотра.

Особенности воспитания детей в Японии от 1 года до 3 лет-х лет

Народ Восходящего Солнца один из первых, кто отметил важность развития ребенка в первые три года. Пятьдесят лет назад в японском государстве была издана книга «После трех уже поздно», которая изменила мировоззрение многих воспитательных структур. Автор этого учебного пособия – Масара Ибука (создатель фирмы «Сони»).

Она подчеркнула, что маленькие личности в возрасте от 1 года до 3 лет стремительно учатся всему. Функция родителей – обеспечить малышам условия, помогающие раскрыть их способности. Благодаря этому ребенок сможет правильно применить свой талант на пользу себе и государству. Книга призывает вызывать интерес малыша к различным сферам жизни, вырабатывать определенные навыки и способствовать его творческому развитию.

Нет ни одной фразы, которая бы говорила о том, что главная цель — вырастить из японского ребенка гения. Акцент делается на образование ребенка, здоровый дух тела и глубокий пытливый ум.

Именно поэтому в Японии придают огромное значение детским праздникам. Их организовывают, как в семейном кругу, так и в крупных торговых центрах. На сегодняшний день Россия удачно перенимает этот опыт. Но поверьте, что японцы уже давно внедрили этот метод в повседневную сферу жизни. Они успешно чередуют занятость своих детей умственными занятиями и физической активностью.


Японская девочка в творчестве

Воспитание детей в Японии: мальчики и девочки

Обучение мальчиков и девочек имеет свои особенности. Представителя сильного пола с малолетства настраивают на то, что он будущая опора семьи. Власти Японии ввели даже праздники – День мальчиков и День девочек. Мужской праздник символизирует рыба, способная плыть против самого бурного течения. Она олицетворяет движение молодого человека, которому предстоит преодолевать различные трудности.

Девочек в основном обучают домашнему мастерству. Школьное воспитание предусматривает для представителей мужского пола массу различных кружков. К девочкам проявляют снисхождение. Им позволено более расслабленное поведение – непринужденное общение со сверстницами, походы в кафе.

Японская методика: «Всему свое время»

Наверное, многие не раз слышали о том, что у японских детей существует период вседозволенности. Это то время, когда родители и иные взрослые спускают с рук шалости детей, даже если они выходят за границы приличия. Этот период длится с 1 года до 5 лет. Подрастающий ребенок получает все, что захочет.

Взрослые могут только предупреждать малыша, но не одергивать. Все существенно меняется после 5 лет. С этого момента японский ребенок должен беспрекословно повиноваться своим родителям. К 15 годам у него существует четкая линия поведения в социальной жизни.

Женщины занимаются воспитанием своего ребенка до з-х лет, затем определяет его в детский сад. В Японии имеются ясли, но чтобы рано отдать малыша в них, мать должна иметь веские причины. Если дама намерена выйти на работу до исполнения ребенку 3-х лет, не испытывая в этом острой нужды, то это порицается окружающими. Ее действие расценивается, как эгоистическое.

Особенности японских садиков

В этой стране имеются частные и государственные дошкольные детские учреждения. Государственный ясли-сад принимает трехмесячных детей. Но только предоставление документов могут доказать необходимость таких действий. Официальные бумаги должны подтверждать, что оба супруга работают более четырех часов в день.


В государственных и частных детских садах дети могут находиться с 8 до 18-00 часов. Есть и другой режим дня: с 9 утра до 14-00. Особой популярностью пользуются у японских семей элитные садики. Обычно это учреждения частного характера, находящиеся под опекой высших учебных заведений (Университеты). После окончания элитного садика ребенок автоматически зачисляется в Университетскую школу. Далее, без экзаменов человек принимается уже в сам Университет.

Диплом этого престижного заведения — гарантия для устройства на высокооплачиваемую работу. Поэтому, чтобы попасть в такой садик родители должны внести приличную сумму денег в кассу, а ребенок обязан пройти тестирование на должном уровне.

Обустройство детского садика и питание

Когда наступает время приема пищи, то воспитатели заносят в помещение столы и стулья.После обеда это все убирается. Из встроенных шкафов служащие достают толстые матрацы и раскладывают их на полу для детского сна.

Питанию детей уделяется огромное внимание. Меню скурпулезно разрабатывается профессионалами. Оно обязательно состоит из овощей, фруктов и молочных продуктов. Если воспитательница объявляет родителям, что следующий день предусматривает долгую прогулку на улице, то мама обязана приготовить для своего чада обэнто .

То есть, небольшой обед. Обычно это рисовое блюдо, приготовленное по особой технологии.Рис не должен быть разваренным. Помимо этого, обед может дополняться морепродуктами. Вся пища должна быть эстетично разложена в коробочке.

Японский метод воспитания – развитие в коллективе

Во всех учебных заведениях японских детей стремятся комплектовать по 6-10 человек. В садике каждые полгода группы переформировываются. Это способствует лучшей адаптации ребенка к окружающей обстановке.В садике и в школе детей учат вникать в возникающие конфликты. При этом японская система воспитания не одобряет соперничество между детьми и призывает в разных ситуациях находить компромисс.Взрослые предпочитают не вмешиваться в ссоры молодого поколения. Утверждают, что это может помешать их развитию в коллективе.

Особый вес в японском методе воспитания имеют: пение в хоре, активные и логические игры, походы по окрестностям. Прикладное творчество – оригами, вязание, макраме, иные поделки отлично развивают моторику пальцев. Интересно, что воспитатель или учитель никогда не выделяет«лучшего» или «худшего». Это просто неприемлимо. «Не выделяйся» — вот главный девиз японского общества. Это не всегда приносит положительные плоды, но японцы следуют этой традиции.

Плюсы и минусы японской методики воспитания

Главный аспект японской методики воспитания – привить ребенку навыки важные для жизни в коллективе. Для страны Восходящего Солнца это основная задача, так как страна привыкла к общественному сосуществованию. Но минус в том, что японский ребенок боится мыслить нестандартно.

Более того, чтобы соответствовать общепринятым нормам поведения, дети сами сделают выделившегося сверстника изгоем. Такого ребенка ждут не только насмешки, но и физическое насилие. Японцы согласны, что их метод воспитания не столь совершенен, как бы им хотелось. Но вносить изменение в систему обучения своеобычный народ пока не торопится.

В Российском государстве нередко упоминается вариант японского воспитания ребенка. Наверное, стоит к каким-то аспектам присмотреться. Но перед этим надо изучить все ключевые моменты этого метода и предусмотреть возможные трудности.

«Природа науку опережает» – так любили повторять наши далёкие предки. Мудрые были люди. Несмотря на неграмотность, они прекрасно понимали всю значимость роли генов, запрограммированное которыми в человеке целенаправленным внешним воздействием в виде методического воспитания исправить практически невозможно – все равно возьмет своё. И действительно, мы часто наблюдаем стандартную ситуацию: у приличных родителей ребёнок порой вырастает непутёвым наркоманом или алкоголиком, лентяем. Это природа так «шутит» – удаётся человек не в маму с папой, а в какую-нибудь троюродную тётю или двоюродного дедушку. А может, всё дело в неправильном воспитании? Давайте обратимся к опыту восточных народов в данном вопросе, а именно японцев, и попробуем перенять у них принцип формирования детской личности.

Система японского воспитания в нескольких словах озвучена в следующей фразе: «До пяти лет ребёнок – царь, с пяти до пятнадцати – слуга, после пятнадцати – равный».

Так и просится расшифровка: до пятилетнего юбилея малышу можно всё, до 15-летнего возраста – ничего, а после ребёнку даруется свобода действий, за которые он же самостоятельно и несёт ответственность. Так ли это на самом деле, и каким образом претворить в жизнь данные принципы — читаем:

1. «Ребёнок – царь»

Методика действительно предполагает отсутствие запретов в жизни малютки – тех самых многочисленных «нельзя», «нет», «не трогай», «уйди», которыми так любят оперировать российские родители. Японская мама не станет ругать крошку-дочку за то, что она губной помадой, взятой из маминой же косметички втихаря, разрисовывает окна в спальне. А маленький сын не получит выговор за порванную страницу в книжке и сломанные игрушки.

В Стране восходящего солнца серьёзно считают, будто дети должны развиваться в творческом плане и в плане познания мира до пяти лет без помощи взрослых . Действует принцип «на ошибках учатся». Объясняется это легко: природные данные, а не навязанные родителями стереотипы или желательные способности, дадут о себе знать в личности ребёнка, что позволяет в дальнейшем сформироваться последнему в полноценного индивидуума согласно предназначению Мироздания.

Не стоит думать, будто отсутствие запретов распространяется и на опасные для здоровья и жизни детей действия, на некрасивое поведение, на проявление отрицательных качеств характера. Японские мама и папа так же, как и российские объясняют ребёнку, что хорошо, а что плохо. Они, особенно мать, постоянно разговаривают со своим чадом, проводят с ним как можно больше времени, в том числе ребёнок спит вместе с родителями в общей кровати. Делается это с целью установить с ним тесный эмоциональный контакт и продемонстрировать малышу позитив, теплоту, дружелюбие мира людей. Грубость, крики, наказания и уж тем более рукоприкладство недопустимо согласно описанной методике. Скорее внимание ребенка переключат на что-ничуть другое, дабы отвлечь от «нехороших» вещей. Любовь, забота – вот правило принципа «ребёнок – царь».

2. «Ребёнок – слуга»

Если говорить по-русски, то данный тезис означает: «От пряника к кнуту». Может, чересчур грубо, но тем не менее. Как только малышу исполняется пять лет, он вступает в совершенно иной период жизни, кардинально отличающийся от того, по которому шёл ранее. Грубое обращение со всеми вытекающими по-прежнему исключено. Акцент делают на другом: на обязанностях и обретённых ограничениях.

Переход от поистине царского существования к «рабскому» достаточно резок, этого нельзя не отметить. Однако японские специалисты уверены: такой подход поможет ребёнку понять, что не всё в мире «ягода-малина», есть и другая сторона медали – труд. Именно трудолюбие стараются воспитать в своих детях родители из Страны восходящего солнца.

Если российские мамы и папы буквально бьют по рукам своих подрастающих малышей, предпринимающих попытки помочь им в чем-либо: в приготовлении пищи, в уборке квартиры, в мытье посуды – то японские, напротив, не только идут своим чадам навстречу, но и специально создают ситуации, в которых эта помощь якобы требуется . Даже методика воспитания в детских садах устроена по данному принципу. Дома у детей обычно имеются определённые обязанности, а за пределами учебного процесса они посещают кружки полезной практики – «Кройки и шитья» например. Таким образом, в ребёнке уничтожают «на корню» готовый был разрастись до невиданных размеров эгоизм.

3. «Ребенок – равный»

15 лет в японском понимании считается практически возрастом совершеннолетия, хотя и неофициально. Народ Страны восходящего солнца полагает, что к данному моменту личность человека в большей степени сформирована, и он может жить по образу и подобию взрослого гражданина. В предыдущий период благодаря специфической методике воспитания индивидуум уяснил на 100% понятие о чувстве ответственности за собственные действия, усвоил знания о неприемлемых поступках – это даёт ему право вступить в ряды полноценных личностей.

Имейте в виду, равенство в правах и обязанностях детей и родителей совсем не говорит о возможности панибратских отношений между этими категориями. Равенство осуществляется в следующем ключе: мать и отец – старшие друзья, дети по отношению к ним – младшие друзья. Представители обеих категорий доброжелательны, советуются и уважают друг друга. Доверие, взаимоподдержка – вот на чём акцентируется внимание в период воспитания ребёнка после 15-ти лет.

Любите свое чадо, по не обожествляйте, учите уму-разуму. Но не перестарайтесь: ведите его по жизни, но предоставляйте поле для самостоятельного развития. И тогда ваш малыш станет в будущем настоящим человеком – человеком с большой буквы!

Надежда Пономаренко

Знают только небольшую часть принципов, из которых складывается методология воспитания в Японии. А именно принцип «Ребенку можно все». Даже страшно подумать, что может получиться из таких детишек в нашей стране впоследствии, если жизнь не внесет свои директивы.

Одна моя знакомая, проповедущая японский метод воспитания, оптимистично уверена, что жизнь на то и существует, чтобы вносить эти самые директивы, так что ребенок, повзрослев, «сам все поймет». А иначе, как бы вырастали из японских детишек такие, во всех отношениях положительные, взрослые японцы? Ну, а пока это время не настало, она терпеливо прячет с глаз подальше хрупкие дорогостоящие вещи, ни на минуту не расстается со своим сынишкой, укладывает его спать в родительскую постель (малыш это любит) и прочее, прочее, прочее…

Вот для таких вот мам, которые «слышали звон, да не знают где он» мне и хочется остановиться чуть-чуть подробнее на столь модном сегодня японском методе воспитания.

Не надо забывать, что основой каждой методики является мировоззрение, принятое в том или ином обществе. «Всему свое место» — это один из основных принципов японского мировоззрения. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, — проповедует японская мораль. — Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях».

Исходя из этого, сложно предположить, что весь метод воспитания состоит из единственного принципа вседозволенности. И это действительно так. Воспитательный процесс делится на три периода. И у каждого свой принцип.

Первый период – это возраст до 5 лет . Действительно, в этот время ребенку все разрешается и не только родные, но и окружающие с пониманием относятся к детским шалостям или капризам. Основной принцип этого периода – относись к ребенку «Как к королю».

Второй период от 5 до 15 лет . Принцип этого периода – «Как к рабу». Вот и подошли мы к тому, о чем так мало знают наши сторонницы японского воспитания. Именно ему Япония обязана тому что японцы такие какие они есть сегодня – старательные, вежливые, воспитанные, не мыслящие себя без коллектива, верные этому самому коллективу (обычно, это фирма, в которой работает японец).

Именно в этот период, с пяти лет, начинается жесткая ломка личности. «Будь как все, не высовывайся, учись жить в коллективе». Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно с этой целью в государственных детских садах (как в частных – не знаю) даже введена форма одежды. Ребятишек учат читать, считать, писать, то есть готовят к школе. Но основной задачей японского детского сада является не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. Все применяемые методы ведут к одному результату — «будь как все». При пении хором – нет солистов, в спортивных соревнованиях нет победителей. Детям объясняют, что победа одного – это «потеря лица» другого. В садиках в группах ежегодно меняется состав детей. Точно также поступают и в младших классах школы.

Так ли это плохо? Не знаю. Но думаю, что это крайность. А крайности всегда чреваты последствиями. И это вполне подтверждается школьной действительностью. К тому времени как ребенок попадает в школу, его личность во многом уже сформирована, и он хорошо усвоил принцип соответствия общепринятому стандарту. И те немногие, которые сумели сохранить неординарность взглядов, подвергаются, как правило, насмешкам со стороны одноклассников.

В японских школах даже существует такое явление как «идзимэ» (что-то сродни «дедовщине. «), когда нестандартного ребенка травят и даже, порой, избивают. Так что, уважаемые мамы, как видите, воспитанный японский ребенок – это отнюдь не следствие первого периода воспитания, когда «ребенку все позволительно», а именно второго, когда ребенка подвергают жесткой ломке. Поэтому-то и принцип так сформирован, относись «как к рабу». Не думаю, что у любящей русской мамы возникнет желание так жестоко, не побоюсь этого слова, ломать личность своего ребенка. Да и надо ли?

Чтобы быть полной, скажу, что третий период – с 15 лет . И относиться к ребенку нужно «как у равному». По – моему, самый замечательный принцип. И, если бы у меня была привычка раскидываться советами, то именно это я могла б посоветовать родителям – относиться к ребенку как к взрослому и равному себе всегда.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Маленькие японцы – как взрослые, они поражают своим спокойствием, приветливостью, самообладанием. За редким исключением сложно встретить плачущего навзрыд ребенка не только в общественном месте, но и дома. Воспитание детей в Японии очень отличается от европейской модели, и об этом мы хотим вам сегодня рассказать.

Статья ниже поведает, каких воспитательных принципов придерживаются японцы, как воспитывают детей в семье, детском саду и школе, как учатся и отдыхают школьники. Семейные традиции, праздники, распорядок дня – все это мы затронем в сегодняшней статье.

Что же, начнем!

Философия «икудзи»

Главный воспитательный принцип в Японии носит название «икудзи». Он разделяет жизнь ребенка на несколько периодов, во время которых отношение к нему со стороны родителей и окружающих очень разное. Итак, ребенок:

  • До 5 лет – бог

С рождения к малышу относятся как к богу, всесторонне окружая заботой, любовью, потакая во всех капризах. Если он расшалился, вряд ли его сильно накажут или отругают.

Даже новорожденные редко плачут, потому что мама заранее знает, чего хочет ребенок, и спешит его успокоить. Такой подход на первый взгляд кажется вседозволенностью, но в понимании японцев они не балуют малышей, а дают им понять, что они хорошие и любимые несмотря ни на что.

  • С 6 до 15 лет – раб

С шестилетнего возраста дети идут в школу, где их учат жить по строгим правилам и становиться частью коллектива. Безграничная родительская любовь не уходит, просто проявляется по-другому.

В стенах школы и дома ему прививаются понятия, что такое хорошо и плохо, объясняется, как нужно вести себя в обществе в разных ситуациях. При этом в приоритете стоят нужды команды, а личные интересы становятся второстепенными. Так школьнику предоставляется возможность занять место в коллективе, стать «командным игроком» – а это, как известно, общепринятая модель общественных отношений в Японии.

В японских детских садах и начальных школах в первую очередь не обучают, а воспитывают. Здесь нет лучших и худших – все равны. А самое страшное, что может случиться с ребенком – быть отстраненным от команды.

  • С 15 лет – взрослый

Подросток уже становится полноценным членом коллектива, его мировоззрение уже сложилось, а перевоспитать будет сложно. С 15-летними уже обращаются как со взрослыми, дают возможность самостоятельно принимать решения, выбирать профессию, а значит – дальнейшую судьбу.

Философия «икудзи» может показаться парадоксальной: малыш, которому первые пять лет жизни разрешали все, вырастает ответственным, воспитанным членом общества, работающим во благо группы и страны в целом, без тени эгоизма. Но такая система отлично работает в Стране восходящего солнца благодаря сложившемуся там общественному строю.

Семейные традиции

Если говорить о том, сколько детей в типичной японской семье, то средняя цифра – 2: среднестатистическая ячейка общества состоит из мамы, папы и двоих детей. С давних времен у каждого члена семьи имеется свое название:

  • сюдзин – хозяин;
  • канай – хозяйка, дословный перевод – «внутри жилища».

Отношения между мужем и женой остаются традиционными: муж зарабатывает деньги, много времени проводит на работе, жена – хранит семейный очаг. И хотя современные женщины обычно работают, домашние хлопоты, а особенно – воспитание подрастающего поколения все равно на них.


Между детьми тоже существует некая субординация по полу и возрасту. Говоря «брат» или «сестра», японцы всегда уточняют, старший или младший. Главный ребенок, к которому все прислушиваются – первый сын в семье, потому что он, согласно традициям, считался наследником имущества всего семейства.

Тесная связь прослеживается между бабушками и дедушками. В последнее время женщина не задерживается в декретном отпуске, пока ребенку не исполнится 3 года. Поэтому роль нянек выполняет старшее поколение, которое души не чает во внуках.

Мальчики и девочки

Рождение ребенка является главным событием в жизни семьи. И хотя гендерные предрассудки в прошлом, появление мальчика становится праздником вдвойне, ведь он – продолжатель рода.

Мальчики и девочки учатся вместе, но семейное воспитание зависит от пола. К мальчикам относятся строже, от них ждут твердости, умения противостоять сложностям и решать задачи. Их отдают в секции боевых искусств, спорта, программирования, математики.


При воспитании девочек с малых лет большое внимание уделяют обучению домашнему хозяйству. Их учат готовить, стирать, убирать, гладить, создавать уют в доме. Что касается дополнительных занятий, им делают поблажки и предпочитают выбирать для них кружки живописи, музыки, танцев.

Дети и родители

Главный человек в жизни маленького ребенка – мать. По-японски ее называют «амаэ», что значит «опекать», «баловать», «сердечно связаться». Оно выражается в чувстве взаимной привязанности, иногда даже – зависимости.

В роддоме сохраняют кусочек пуповины, которую затем высушивают и кладут в специальную коробочку из дерева, щедро украшенную декором и гравировкой. Она становится символом связи между матерью и чадом.

Японские мамы ходят с новорожденными повсюду, привязывая их к телу с помощью специальных бандажей, переносок. Но даже когда карапуз начинает самостоятельно ходить, мама не отходит от него ни на шаг, старается всегда развлечь, придумывает развивающие игры, показывает все на своем примере.


Ребенок, в свою очередь, копирует поведение членов семьи, поэтому все взрослые и старшие дети стараются быть образцом для подражания.

В популярной книге «Япония. Как ее понять» Икэно Осаму рассказывается про эксперимент с игрушечной пирамидкой, где матерям предоставлялась возможность научить своих детей играть с ней. Если европейские мамы объясняли словами, как построить пирамиду, то японские сначала строили ее сами, чтобы малыш увидел, как это делается, а во второй раз предоставляли игрушку ребенку, помогая при сложностях.

Роль «амаэ» может играть не только мать. В Японии очень сильные связи между близкими родственниками, поэтому ребенок привязывается к отцу, братьям, сестрам, а также бабушкам и дедушкам.

Принципы японского воспитания

Японское воспитание отлично от западного. Говоря кратко о его главных принципах, то можно назвать:

  • призыв к уважению интересов других;
  • спокойствие;
  • личный пример;
  • терпение;
  • безграничная любовь;
  • развитие у воспитанника самообладания;
  • понимание чувствительности детей;
  • стремление сделать ребенка полезным членом общества;
  • упор не на индивидуальность, а на соучастие в группе.


В японском коллективе все равны. Стремление к уравниванию имеет и другую сторону медали – ребенок, который мыслит иначе, чем толпа, чем-то отличается от других, подвергается травле, издевательствам, насмешкам. Такое явление даже имеет особое название – «идзиме».

Детский сад

Детей отправляют в детский сад приблизительно с 3 лет. Однако в исключительных случаях, например, когда оба родителя работают полный рабочий день, трехмесячного ребенка могут отправить в ясли – хойкуэн. Они открыты с 8 до 18 часов.

Другой вид садов, как частных, так государственных, именуется етиэн. Здесь ребята находятся первую половину дня – с утра до послеобеденного времени.

Самой большой мечтой для японских родителей считаются элитные детсады. Они поддерживаются определенным университетом, поэтому, поступив сюда, ребенок после окончания пойдет в школу при университете, а затем автоматически поступит в университет.

Попасть в элитный детсад очень трудно: идет жесткий отбор, а обучение стоит баснословных денег. Сколько детей будет в группе, зависит от конкретного садика, но обычно они не превышают восьми человек. Воспитатель здесь скорее не педагог, а координатор: он помогает детишкам самоорганизоваться, направить игру в нужное русло.


Что любопытно, наставники и состав самих групп периодически меняются, чтобы каждый ребенок привыкал к постоянно меняющимся условиям и находил общий язык со всеми. Если возникают конфликты, то обычно воспитанники учатся решать их сами, а потом наставник анализирует их и подсказывает, как правильно себя вести. Любой спор должен заканчиваться компромиссным решением, которое не обидит никого.

Главное правило – избегание соперничества. Чтобы сплотить коллектив, детям предлагаются соответствующие занятия: хоровое пение, где нет солиста, командные спортивные игры, в которых победа делится на всю команду.

Также малыши занимаются творчеством, развивающим мелкую моторику рук: оригами, живопись, плетение, аппликация. В будущем это поможет правильно выводить иероглифы.

Назначение дошкольных учреждений – не просто образование, а воспитание и всестороннее развитие будущих граждан. Оно зарождает в юных умах понимание общей ответственности и командного сознания.

Школа

Школа для ребенка – важнейший этап жизни. Приходя сюда, он из «бога» превращается в «слугу», а, заканчивая среднюю школу и переходя в старшую, становится взрослым.


Школа делится на три ступени:

  • начальная – с 6 до 12 лет;
  • средняя – с 12 до 15;
  • старшая – с 15 до 18.

Школьная скамья – место, где царят правила, ограничения, собственные законы. Но они тоже служат главной цели – социализации в коллективе.

Учителя в школе по большей части – мужчины.

В школьную программу Японии входят многие предметы, схожие с предметами других стран: родной язык, иностранный (чаще всего английский), математика, естествознание, живопись, физическая культура, история, музыка, труд, обществознание. Чем класс старше, тем сложнее становится.

Чтобы подчеркнуть равенство всех учащихся, принято носить одинаковую одежду – школьную форму.

Японская школьная форма

Типичный день японского ребенка проходит следующим образом:

  • 5-6 утра – подъем, гигиенические процедуры, завтрак.
  • 7-8 утра – повторение уроков, самообразование.
  • 8-15 часов – школьные уроки. Каждый урок длится 45-50 минут, в перерывах – игры на свежем воздухе или обед. Классы обычно большие, до 40 учеников.
  • После уроков – посещение так называемых дзюку, которые можно назвать одной из особенностей японского образования – дополнительных занятий, кружков, секций, репетиторов.
  • В 7-8 вечера школьники возвращаются домой, где их еще ждут домашние задания.

Будни школьников очень напряженные, почти целый день они посвящают учебе, самообразованию, чтению, а свободного времени практически не остается. В старших классах нагрузка вырастает, потому что на носу экзамены, от которых зависит поступление в высшие учебные заведения, определяющие карьеру, а значит – всю жизнь японца.


Отдых

Отдых для детей – вторая половина дня в субботу и все воскресенье. По выходным семья старается проводить время вместе, даже папы, которые всю неделю усердно работают, присоединяются к домашним. Обычно семейство отправляется в парки, на пикник, на обычную прогулку, в специальные развлекательные центры или в гости к старшим родственникам.

В Японии семейные ценности – превыше всего. Даже подростки проводят выходные чаще не с друзьями, а в кругу семьи.


Праздники

В Японии существует несколько торжеств, которые посвящены именно детям. Мы хотим рассказать, какие это праздники.

  • День девочек

Отмечается в начале марта. Его можно назвать аналогом 8 марта, но главное его отличие – поздравляют не всех женщин, а только маленьких принцесс.

В этот день на видное место в доме выставляется коллекция кукол девочки. Она постоянно пополняется, и ко времени замужества у девушки может быть порядка двух десятков красивых фарфоровых кукол. Считается, что они выступают образцом эстетики и учат девочек видеть и создавать прекрасное.


  • День мальчиков

Отмечается 5 мая. Он празднуется похожим образом, но с тем лишь отличием, что вместо кукол выставляются солдатики, оружие, обмундирование. Также возле домов развешивают картинки с карпами разных цветов как символ стойкости и способности плыть против течения.


  • Сити-го-сан

Кроме привычных дней рождения, существует праздник «сити-го-сан», который переводится как «3-5-7». Смысл его в том, что в этот день поздравляют всех, кому стукнуло три, пять и семь лет. Дело в том, что самые благоприятные числа в японской нумерологии – нечетные, и эти даты считают большими шагами на дороге взросления.

Заключение

В заключение хочется сказать, что японская система воспитания показывает свою эффективность – японцы вырастают исполнительными, вежливыми, скромными и полезными обществу гражданами. Благодаря этому Япония смогла выйти на передовой уровень во многих сферах: в науке, технике, технологиям, торговле.


В основе воспитательных методов лежит спокойствие, пример взрослых, понимание эмоциональной уязвимости маленьких, помноженные на безграничную любовь матери – амаэ. Японцев с детских лет учат ассоциировать себя с коллективом, правильно вести себя в обществе, помогать другим, ведь интересы команды превыше личных желаний.

Конечно, есть у этой системы и свои недостатки. Следует понимать также, что она работает именно в японском обществе, где веками складывалась определенная структура, и многие ее методы затруднительно и даже невозможно использовать в европейских странах.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы почерпнули что-то новое из нашей статьи. Если она вам понравилась, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог и рекомендуйте статьи друзьям в социальных сетях!

До скорых встреч!

Похожие публикации