Интересные занятия по фэмп в старшей группе. Конспект открытого занятия по фэмп
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
«Путешествие в страну сказок»
Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;
закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте?
Образовательные задачи:
1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.
2. Совершенствовать знания геометрических фигур.
3. Закрепить знания цвета.
4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
5. Закрепить ориентировку на листе бумаги
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца
Оборудование и материал:
- Плоскостные изображения сказочных героев.
- Плоскостные изображения конфет в количестве 7 шт., разного цвета.
- Плакат с изображением времени года - весна.
- Геометрические фигуры разного цвета.
- Набор цифр.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в страну сказок, где живут сказочные герои. На каком транспорте можно путешествовать? Чтобы узнать, на чём мы сегодня будем путешествовать, отгадайте загадку:
Железные избушки,
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубою.
Ведёт всех за собою.
(Поезд)
Дети под музыку «Весёлые путешественники» изображают, как едут на поезде.
- Игровое упражнение «Сосчитай»
- Вот мы с вами приехали в страну сказок. В этой стране нас будут встречать сказочные герои. Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:
Загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит,
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней
(Красная Шапочка)
А вот и сама Красная Шапочка
На доске выставляется картинка Красной Шапочки
Она идёт к бабушке. Что она несёт ей? (Ответы детей)
Молодцы, а ещё она несёт ей конфеты.
Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)
Давайте сосчитаем. Сколько конфет Красная Шапочка несёт бабушке?
Ребенок выходит к доске, выставляет конфеты на доске, считает.
Сколько всего конфет?(10 конфет)
Молодцы! Какая по счёту жёлтая конфета? (Жёлтая конфета по счёту 3)
Какая по счёту голубая конфета?
Какого цвета пятая конфета?
А теперь нам нужно сложить конфеты обратно в корзину.
Ребёнок складывает конфеты в корзину и считает обратный счёт.
Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
2. Работа с геометрическими фигурами.
На следующей станции нас встречает другой сказочный герой. А кто он, отгадайте загадку:
Загадка:
Он не знает ничего.
Вы знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?.. (Незнайка)
Воспитатель выставляет на доску картинку Незнайки.
Дети, Незнайка не знает, что такое геометрические фигуры и какие они бывают. А вы знаете геометрические фигуры? Поможем Незнайке?
У вас на столах лежат геометрические фигуры. Поднимите и покажите квадрат. Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)
Почему он так называется? (Потому что у квадрата 4 угла)
А сколько сторон у квадрата? (4)
Правильно, и все мы видим, что эти стороны равны между собой.
Дети, покажите, геометрическую фигуру - треугольник.
Сколько углов у треугольника? (3)
Покажите геометрическую фигуру – прямоугольник.
Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)
Какие стороны у прямоугольника равны? (Верхняя сторона равна нижней стороне и боковые стороны равны между собой)
Дети показывают остальные геометрические фигуры (круг, овал, ромб, трапецию)
Незнайка очень доволен и благодарит вас. А нам пора отдохнуть.
3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну- ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Отдохнули, а теперь можно отправляться в следующую сказку.
Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать сказочного героя.
4. Игра «Отгадай загадки»
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса
Даже дырку на картине
Носом сделал… Буратино
Воспитатель выставляет на доске картинку Буратино.
Мальвина дала задание Буратино, но он не может справиться с заданием. Давайте поможем Буратино отгадать загадки. Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы мне будете показывать карточкой с цифрой.
Сколько хвостов у двух котов? (2)
Сколько спинок у трёх свинок? (3)
Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
Сколько ушей у двух мышей? (4)
Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
Сколько дней в неделе? (7)
Сколько носов у шести собак? (6)
Сколько рогов у двух быков? (4)
Молодцы, ребята. Буратино благодарит вас за помощь. Попрощаемся с Буратино и отправимся в следующую сказку.
5. Игра «Составь задачу»
Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать следующего героя.
Загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый … (Чебурашка)
Воспитатель на доске выставляет картинку Чебурашки
Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание.
Одному ему не справиться с таким заданием. Дети, поможем Чебурашке решить задачи?
1. По дороге на полянку
Четыре морковки зайка съел,
На пенёк потом он сел
И еще морковку съел
Ну-ка быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)
Запиши решение этой задачи (4+1=5)
Прочитай запись (К четырём прибавить один получится пять)
2. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало?
(Шесть кошечек)
Запиши решение задачи и прочитай запись (5+1=6)
(К пяти прибавить один получится шесть)
3. Четыре щенка в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Три щенка)
Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)
4. Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
(Пять поросёнка)
Составь решение задачи и прочитай (7 – 2 = 5)
Молодцы, ребята! Чебурашка говорит «спасибо» вам за помощь и предлагает отдохнуть.
6. Физкультминутка под музыку «Весна»
В какой же сказке мы теперь можем оказаться?
7. Игра «Рисуем солнышко»
Воспитатель загадывает загадку:
Загадка:
Толстяк живёт на крыше.
Летает всех он выше,
Если ляжешь рано спать
Ты с ним сможешь поиграть
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый …. (Карлсон)
Воспитатель выставляет на доске картинку Карлсона
Карлсон нарисовал для вас картину. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовал Карлсон? (Весну)
Правильно. Как называется первый месяц весны? (Март). А сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их. (Март, апрель, май)
Посмотрите на картину и скажите, что Карлсон нарисовал в центре картины? (Дерево)
Что нарисовано в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу нарисовано облако)
Кто нарисован в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу нарисован заяц)
Что нарисовано в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу нарисованы подснежники)
Как вы думаете, что забыл нарисовать Карлсон в левом верхнем углу картины? (В левом верхнем углу Карлсон забыл нарисовать солнышко)
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зайчонок и Мишутка»
Программное содержание:
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10;
Закрепить знание геометрических фигур;
Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами;
Упражнять в делении квадрата на 4 части по прямой линии и по диагонали;
Упражнять в ориентировке на листе бумаги;
Закрепить знание частей суток;
Закрепить знание дней недели;
Упражнять детей в назывании «соседей» числа;
Упражнять в ориентировании на ограниченной плоскости;
Упражнять в соответствии цифр количеству предметов.
Развивать логическое мышление, интерес к математике.
Воспитывать взаимопомощь, взаимоконтроль.
Материал:
Пенал с цифрами; карточки с 2-мя свободными полосками; набор геометрических фигур; счетный материал; квадрат бумаги; лист бумаги; карточки с цифрами, наборы игрушек и предметов; игрушки: Заяц и Мишка.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш знакомый Зайчонок, к которому мы ходили на день рождения. Помните? И пришел он со своим другом Мишуткой. Оказывается, между ними возник спор. Зайчонок уговаривает его пойти с ним в лесную школу, а Мишутка утверждает, что в школе неинтересно, скучно, он будет уставать. Вот и решил Зайчонок ему показать, как мы в нашем саду легко справляемся с разными заданиями, как нам бывает интересно. Покажем? /Да/.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подойдите к столам и будьте внимательны. Сядет тот, кто выполнит мое задание:
Назвать дни недели - 1-й ребёнок;
Назвать части суток - 2-й ребёнок;
Назвать следующее за 5, 7, 9 число - 3-й, 4-й, 5-й ребёнок;
Назвать соседей чисел «6»,«4»,«3» - 6-й, 7-й, 8-й ребёнок;
Сосчитать от 1 до 10;
Сосчитать от 10 до 1.
Молодцы, все прекрасно справились.
Воспитатель:
А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с 2-мя свободными полосками и выполните задание: на верхнюю полоску положите 4 елочки, а на нижнюю - на 1 грибок меньше, подставьте к ним соответствующие цифры из пенала. А теперь уравняйте елочки и грибочки так, чтобы их стало поровну. /2 ответа: убрать 1 елочку и добавить один грибок/.
Хорошо вы справились с заданием.
Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги и слушайте внимательно задание:
Положить в верхний левый угол - 4 квадрата;
В верхний правый угол - 7 овалов;
В нижний левый угол – 6 кругов;
В нижний правый угол – 8 треугольников;
В середину – 1 трапецию.
А сейчас проверьте друг у друга выполненное задание и подскажите, как нужно было поставить фигуры.
Воспитатель:
Ребята, на краю стола у вас лежит карточка с цифрой. Возьмите ее, встаньте, погуляйте по группе и найдите игрушки или предметы, которые соответствуют вашей цифре.
Молодцы, ребята, все нашли, а теперь подойдите к близко стоящему ребенку и проверьте правильность выбора.
Оставьте карточку рядом с предметами и подойдите, пожалуйста, на «полянку» отдохнуть.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим …
Раз, два! - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сядь.
Воспитатель:
Ребята, пока мы с вами отдыхали, Мишутка нам еще задание подложил и думает, что мы его не сможем выполнить. Возьмите бумажный квадрат и подумайте, как его можно разделить на несколько частей, какие геометрические фигуры могут получиться? Кто догадался, может выполнять задание.
Вадим, что у тебя получилось? / «Согнул квадрат пополам по прямой линии и еще раз пополам, получилось 4 квадрата»/.
А у тебя, Георгий, что и сколько получилось?
/«Я разделил квадрат 2 раза по диагонали, и у меня получилось 4 треугольника»/.
Воспитатель:
Посмотрите, Мишутка, какие наши дети догадливые, умные, как старались быстро выполнить задание, и нисколько не устали. Правда, ребята?
Мишутка:
Теперь я сам убедился, как это интересно, увлекательно выполнять задания. Я обязательно 1 сентября пойду в лесную школу вместе с Зайчонком. Спасибо, ребята.
Зайчонок:
Ребята, я был уверен, что вы меня не подведете, и я оказался прав в нашем споре с Мишуткой. За это я вам принес угощение.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
Алсу Хананова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам»
Цели :
Закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный) ;
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
Задачи :
Закреплять знания о геометрических фигурах;
Упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
Воспитывать у детей интерес к математике , чувство уверенности в своих знаниях.
Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей интерес к математике , чувство уверенности в своих знаниях
Воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.
Демонстрационный материал : картина с изображением восьми бабочек и девяти цветочков изображение цифр с 1 до 10 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, наборное полотно, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и зеленые яблоки из картона, плакат с рисунком яблони.
Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 10; наборы геометрических плоскостных фигур, альбомные листы по количеству детей.
Методы и приемы : объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка
. Вводная часть :
Организационный момент.
а) приветствие детей;
в) психологический настрой;
с)сюрпризный момент;
Ребята,а вы любите путешествовать ? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропинкам . С нами пойдет Старичок – лесовичок , он все тропинки в математическом лесу знает . Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие .
Основная часть.
А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки» .
На привале посидим, и задачки все решим.
Сколько пальцев на одной руке?
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима) .
Сколько концов у двух палок?
У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
На дереве сидели 4 птицы : 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.
А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.
Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!
(Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр :
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10). Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.
А сейчас Старичок - лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Угадай - ка» .
Воспитатель называет число, дети находят и показывают соответствующую карточку с цифрой. (Самое маленькое число (1, самое большое число (10, число 3,число 5; число, живущее между числами : 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9; соседи чисел 4, 8, 3 и т. д.)
Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропиночке дальше .
Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Загадки» .
Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка ?
1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)
2) Моя загадка коротка :
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник.)
3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня … (Квадрат.)
4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)
Ну, как Старичок – лесовичок , ребята всё правильно отгадали? Идем дальше?
Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и четвертый привал впереди. А называется он «Прятки» . Старичок – лесовичок и его друзья геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки.
(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называютгеометрические фигуры. Затем воспитатель говорит : «Ночь» . Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит : «День» . Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда воспитатель, возвращает фигуру на место. Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также воспитатель может просто поменять фигурки местами, не убирая их.)
Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и пятый привал впереди. А называется он «Физкультминутка» . Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. А ветер, какой поднялся, деревья качает, листочки срывает.
Старичок – лесовичок хочет с вами поиграть.
Физкультминутка «Ветер с листьями играет…»
«Ветер с листьями играет,
То поднимет, то бросает.
Кружит в вальсе листопад.
Поздней осени наряд.
На ветвях берёзки белой
7(3,9,4,6) листочков уцелело».
Дети бегут к той цифре, которую называет воспитатель.
Старичок – лесовичок хочет , чтобы каждый из вас придумал картинку и на альбомном листочке составил ее из геометрических фигур.
Дети выполняют задание самостоятельно.
А теперь расскажите Старичку – лесовичку , из каких геометрических фигур вы сделали свои фигурки : кораблик, рыбку, флажок, дерево и т. д.
Молодцы, а теперь Старичок – лесовичок ведет нас по математической тропиночке дальше и вот наш последний привал «Счетная полянка» .
Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек.
Педагог показывает картину с изображением цветов и бабочек.
Сколько бабочек?
Сколько цветочков?
Чего больше? Чего меньше? На сколько?
Молодцы, ребята, все числа вы вернули на свои места, наше путешествие закончилось . Все тропинки одолели без запинки .
. Подведение итогов :
Ребята, вам понравилось наше путешествие ?
Что вас удивило?
Что запомнилось?
А теперь оцените своё участие в путешествие . Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню на плакате, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленое яблоко. (Дети оценивают свою работу.)
- Занятие закончилось , спасибо Старичку – лесовичку за наше сказочное путешествие ! Скажем ему до свидания, ему пора отправляться в свои лесные владения!
Публикации по теме:
Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение года. Задачи: Обучающие: 1. Уточнить пространственные.
Конспект итогового занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие по группе» Задачи: 1. Совершенствовать умение составлять число из двух меньших (в пределах 5); пространственные отношения. Проверить: навыки порядкового,.
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Путешествие в Арктику» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП "Путешествие в Арктику" Цель:формировать у детей старшего.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Космическое путешествие» Цели: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, считать в прямом и обратном порядке; называть геометрические фигуры;.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на самолете» Образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Форма: интегрированная.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на ковре-самолете» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Упражнять детей в счете до 10, в различении и назывании цифр (до 7). Продолжать учить понимать отношение рядом стоящих.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Геометрия» Цель:Закрепить знания детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Учить находить геометрические образы.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие с дедушкой Панасом» ПУТЕШЕСТВИЕ С ДЕДУШКОЙ ПАНАСОМ Цель: Обобщить знание и умение детей: - фиксировать числа фасолью; - измерять длину: * футом; * шагами;.
Образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по математическим островам за сокровищами» Программное содержание: - Закрепление математических знаний и умений по средствам игры – путешествия. - Повторить прямой и обратный порядковый.
Цель. Познакомить с образованием и составом числа 20, цифрой 20. Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах.
Библиотека изображений:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе:
«Путешествие в Математическое Королевство»
Цели:
- продолжать формировать у детей старшей группы представление о порядковом счете;
- содействовать формированию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре;
- закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
Развивающие:
- развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес;
- развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
- формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим занятиям;
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
- познание (ФЭМП);
- коммуникация (речевая деятельность);
- социализация (игровая деятельность).
- вопросы;
- упражнения;
- игры;
- задания.
Оснащение занятия:
магнитная доска, клей, цветная бумага, наглядные пособия (картинки с цветами, изображения геометрических фигур), фланелеграф, музыкальное сопровождение.
Зоны:
игровая, обучающая.
Предварительная работа.
Ход занятия:
Вступление.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Коммуникативная игра «Собрались все дети в круг»:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну «Математическое Королевство». Но там живет Злой волшебник, который заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.
- Вы готовы помочь жителям королевства?
- Хорошо,но чтобы попасть в эту страну, нужно получить пригласительные билеты, мне их передали жители волшебного королевства. Билетик получит тот, кто справится на с моими заданиями:
1. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (на угол).
2. На столе лежат 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (переложить крайнюю).
- Отлично!
- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!
II . Основная часть.
- Молодцы! (Звучит релаксационная музыка).
- Все получили билетики? А теперь отправляемся в путь. Ребята, мы поможем жителям королевства?
- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ребята, идемте за мной. Посмотрите на экран! Это математическое королевство (на экран выводится изображение замка).
- Ой, ребята, это я, злой волшебник Арифметикус, повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, вам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя. Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов). На какую геометрическую фигуру похож замок?
- Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
А здесь нас ждет очередное задание. Давайте сядем за столы.
1-ое задание:
- Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10).
- Вова, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил (выполняет у доски).
- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
- А какое число вы поставили между числами 7 и 9.
- Какое число вы поставили между числами 1 и 3.
- Какое число вы поставили между числами 4 и 6.
- Даня, назови соседей числа 3, 5, 7, 9.
- Егор, назови число, которое больше числа 3 на 1.
- Диана, назови число, которое больше числа 5 на 1.
- Сева, назови число, которое больше числа 7 на 1.
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
2-ое задание:
Давайте теперь с вами решим задачи на логику:
1. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько) .
2. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи) .
3. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2) .
4. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра) .
5. Что станет больше, если поставить вверх ногами? (цифра 6) .
- Молодцы, ребята.
3-е задание:
- Ребята, а злой волшебник не сдается!
- Это я, Арифметикус, решил напустить на вас вихрь из загадок и чтобы с ним справиться, нужно отгадать их.
«Задачи в стихах»
1. Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? Шесть.
2. Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять.
3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Сколько будет два и пять? Семь.
4. Привела гусыня - мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? Три.
Воспитатель:
- Поздравляю вас, ребята, вы отлично справились со злым волшебником и отгадали все его загадки. А для этого вам понадобилось много смекалки и сил. Настало время немного отдохнуть!
Уважаемый Арифметикус, ты очень старался, придумывал сложные задания для наших детей. Не хочешь ли ты с нашими ребятами отдохнуть? Вставай с нами в круг!
Физкультминутка.
Мы считали, мы считали,
Что-то очень мы устали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
(Хлопки в ладоши под счет взрослого)
Ножками потопали раз, два, три.
(Шаги ногами на месте)
Присели, встали; встали, присели,
И друг друга не задели
. (Приседания)
Мы немного отдохнем
(повороты туловища)
И опять считать начнем.
(Ходьба на месте).
4-ое задание:
Воспитатель:
- Ребята, вы отдохнули? Готовы продолжить наше путешествие? Сядьте, пожалуйста, на ковер.
Арифметикус:
- Вас ждет непростая игра- испытание. Надо исправить ошибки, которые я нарочно кое- где оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 5 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- перед пятницей стоит четверг;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
5-ое задание:
Воспитатель:
- Молодцы ребята! У злого волшебника не получилось вас запутать.
Арифметикус:
А еще я решил заколдовать цветочный сад в математическом королевстве. Вам нужно найти цветы с одинаковым количеством лепестков.
Арифметикус:
- Ах какие вы сообразительные ребята!
Воспитатель:
- Ребята, давайте выполним релаксационную (расслабляющую) гимнастику. Арифметикус, присоединяйся!
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
III . Заключительная часть
6-ое задание:
Воспитатель:
- Ребята, давайте присядем за столы. Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магических квадратов. Если мы, ребята, разделим магические квадраты на равные части, то колдовские чары развеются: всё встанет на свои места, жители королевства будут свободными. У вас на столах разноцветные квадраты:
– сложите свой квадрат на 2 равные части.
- Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края)
- Как можно назвать каждую из частей? (½)
Ребята, давайте сложим наш квадрат еще раз.
А теперь, скажите как называется каждая часть квадрата? (1/4)
- Молодцы ребята, мы сняли с вами злые чары Злого волшебника!
А теперь давайте составим для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных квадратов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса. Но мне бы хотелось, чтобы вы запечатлели лицо нашего доброго волшебника, Арифметикуса, на каждом из ваших квадратов.
Арифметикус, запечатли себя в новом образе.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника.
- Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились новому?
Арифметикус:
- Вы все отлично потрудились и получаете от меня сладкие призы.
Воспитатель:
- Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями!
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Воспитатель: Пушкарева О.А.
Тема: «Спасем нашу дружбу»
Цель: закрепить элементарные математические представления; воспитывать сплоченность, взаимовыручку.
Задачи:
Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, знание соседей числа;
Формировать навыки ориентации на листе бумаги;
Закрепить знание дней недели;
Закрепить знание геометрических фигур и их отличительных признаков;
Развивать внимание, мелкую моторику пальцев;
Развивать умение отвечать полным ответом, подбирать описательные прилагательные;
Формировать умение проводить самооценку.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, физическое развитие.
Материал: Клубок с запиской, пакет с заданием, карточки с цифрами, листы белой бумаги Ф – А 4, образец задания на ориентацию на листе бумаги, звездочки розового и зеленого цветов.
Ход.
Дети входят, здороваются с гостями. (Катится клубочек).
Воспитатель : Дети, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить? Ой, а в клубочке – записка. Давайте прочитаем.
«Я волшебница Гингема – злая и коварная. Я забрала в вашем детском саду Дружбу. Хочу, чтобы вы стали злыми, непослушными детьми и все перессорились! Если вы хотите свою дружбу спасти, то должны выполнить трудные задания, а я буду за вами в волшебное зеркало наблюдать. Путь к заданиям вам покажет волшебный клубок».
Воспитатель : Дети, что же делать?
Дети: Надо дружбу выручать!
Воспитатель: Хорошо, что у меня есть карта, которая укажет нам путь. Но на карте две дороги – синяя и зеленая. На синей нас ждут 5 заданий-приключений, а на зеленой дорожке 6 заданий – приключений. Где приключений больше?
Дети: на зеленой дорожке.
Воспитатель: А на сколько приключений на зеленой дорожке больше, чем на синей?
Дети: на одно приключение больше. Число 6 больше чем число 5 на одну единицу.
Воспитатель : Какую дорожку мы с вами выберем?
Дети: Зеленую дорожку, там приключений больше.
Воспитатель: Итак, первое задание «Встань по порядку». На ковре хаотично раскладываются цифры. По сигналу дети поднимают по одной цифре и встают в ряд по порядку (1-10). Затем по сигналу разбегаются врассыпную и по сигналу встают в ряд в обратном порядке (10-1).
Воспитатель : Задание второе: «Назови соседей». Перед детьми плакат, на котором цифры: 5…7; 8…10; 4…6; 3…5; 2…4; Соседи, каких цифр здесь написаны?
Дети: 6;9;5;4;3.
Воспитатель: Третье задание. Загадки о геометрических фигурах.
Нет углов у меня, а похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (круг)
Три мои стороны могут разной быть длины.
Где стороны встречаются – угол получается.
Что же вышло, посмотри, ведь углов-то тоже три. (треугольник)
Он похож на яйцо или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность – очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал, получился вдруг…(овал).
Я фигура хоть куда очень ровная всегда.
Все углы во мне равны и четыре стороны.
Кубик мой любимый брат, потому что я …(квадрат).
Воспитатель: Молодцы. А теперь отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем на право,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем!
Воспитатель: А сейчас следующие, четвертое задание «Ориентация на листе бумаги». (Рисование геометрических фигур). Дети, вспомните, пожалуйста, где у листа центр, углы, стороны – верхняя, нижняя, правая, левая. Я буду 2 раза повторять задание, а вы выполняйте на листах бумаги.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь проверьте правильность выполнения, сравните свои работы с образцом. Молодцы!
Воспитатель: Следующие задание. Давайте вспомним дни недели.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех друзей я в воскресенье
Позвала на день рожденья!
Затем воспитатель задает вопросы: что делала в среду, (пекла калач), что делала в первый день недели (В понедельник я стирала) и т.д.
Воспитатель: Дети, вы все молодцы, хорошо выполняли все задания. А теперь задание, наверное, самое трудное. Злая волшебница, хитрая и коварная хочет проверить какие вы честные и правдивые. Вам сейчас нужно будет подумать, как вы считаете, как вы справились со всеми заданиями. Кто считает, что не сделал ни одной ошибки возьмёт себе розовую звездочку, кто считает, что ошибался – возьмет зеленую.
Дети подходят к столу и берут звездочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все поступили честно, были умными, сообразительными и дружными. И теперь волшебница Гингема расколдует и отпустит нашу Дружбу обратно к нам в детский сад.