Как помочь ребенку решать его проблемы. Ребенок не хочет учиться – что делать? Что делать если дети не хотят учиться

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори

Когда малыш еще совсем маленький, у родителей не возникает даже сомнений, что он станет успешным и умным учеником в школе! Однако с началом школьной жизни у большинства детей появляются сложности с мотивацией учиться...

В разные школьные периоды родители недоумевают, почему их любознательный и способный ребенок оказывается едва ли не последним в классе по успеваемости.

Если ребенок не хочет учиться, советы психолога и получение знаний «из-под палки» не помогут без подробного разбора проблемы.

Все школьники условно делятся на несколько категорий:

  • Одни охотно учатся.
  • Другие относятся к учебе спокойно, но без энтузиазма.
  • Третьим учеба не нравится, но они терпят.
  • И последние — категорически отказываются от учебы.

При этом периодически один и тот же ученик может оказываться в одной из перечисленных категорий. И причина таких метаморфоз кроется во внешних факторах и пробелах в воспитании.

Ошибки родителей

Некоторые мамы и папы неосознанно вкладывают в ребенка нежелание обучаться еще в раннем возрасте. Желание родителей похвастаться вундеркиндом приводит к тому, что малыша начинают учить слишком рано письму и чтению, лишая его обычных детских игр.

Зачастую интересы крохи не учитываются совсем. В итоге все труды родителей выливаются в дальнейшем в дополнительных репетиторов, которые также будут подтягивать ребенка к нужным показателям, а не к стремлению учиться.

Важно, чтобы ребенок 6 лет просто был любознательным и хотел узнавать что-то новое, тогда и желание учиться не заставит себя ждать. Учебный процесс для малыша должен стать веселым приключением и развлекательной игрой, а требования и ограничения должны присутствовать реже, чем награда и похвала.

Проще обвинить собственного ребенка, нерадивого учителя или слабое учебное заведение, чем увидеть истинную причину плохой успеваемости.

  • Самой распространенной причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к предмету . В этом случае нужно заинтересовать ребенка, превратив в увлекательный процесс выполнение домашнего задания. Скандалы отменяются, а на смену им приходит поощрение и правильное стимулирование. Придется потрудиться, если умение учиться не привилось до школы, а малышовые игрушки заменить более сложными играми.
  • Отсутствие конкретной цели при обучении может стать проблемой после начальных классов, к примеру, в 9 лет. В этом возрасте добавляются новые предметы, которые воспринимаются учеником в качестве дополнительной и бесполезной нагрузки. Ребенок начинает не только протестовать, но и спрашивать, для чего вообще необходимо учиться. Для богатой жизни? Замечательно, если у родителей к научной степени прилагается двухэтажная вилла и пара автомобилей. В реальности же гораздо чаще встречаются успешные двоечники и нищие ученые. Для пользы стране? Подобная формулировка абсолютно непонятна для ребенка. Для новых знаний? Тоже не аргумент, поскольку не научен ребенок получать настоящее удовольствие от обучения.
  • Причиной отказа от учебы становится усталость , если ребенок не хочет учиться в школе только во втором полугодии.
  • Малышу не хватает родительского внимания и любви . В этом случае он подсознательно пытается привлечь ваше внимание своим поведением. Вы замечаете, что хорошее поведение у детей воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое — вызывает серьезные разговоры. Пусть это не самое приятное, но тоже совместное время с мамой и папой!

Как помочь ребенку снять усталость и напряжение?

Не стоит забывать, что детство дается нам не только для учебы и постановки рекордных результатов в спорте и науке! У ребенка обязательно должно оставаться свободное время для игр, прогулок с друзьями и личных интересов.

  1. При физической усталости желательно убрать из ежедневного распорядка спортивные секции и дополнительные занятия, давая возможность отдохнуть и иметь личное время!
  2. При умственной усталости (рассеянность, плохое восприятие материала, отсутствие концентрации внимания) потребуются длительные прогулки и спорт.
  3. Симптомами эмоциональной усталости являются проблемы с ночным сном, когда ребенок подолгу не может уснуть, а днем ходит вялым. В этом случае помогут совместное времяпрепровождение, например, смастерите вместе модель самолета или посмотрите интересный фильм.

Почему еще нет желания идти в школу?

  • Некоторые проблемы приходят в подростковом возрасте. Уже в 11 лет ребенок может отказываться от учебы из-за плохих отношений с одноклассниками или учителями . Задача в таком случае решается индивидуально с помощью психолога и учителей или же остается сменить школу, чтобы наладить учебный процесс.
  • Нежелание получать знания может вызвать стрессовая ситуация (смерть любимого домашнего питомца, развод родителей, переезд). И если ребенок не хочет учиться, советы психолога в данной ситуации ограничиваются терпением и спокойными разговорами. Обязательно обсуждайте сложные ситуации с ребенком, поддерживайте его и объясняйте происходящее.
  • Болезни также вносят свои коррективы, поскольку после длительного пропуска занятий самостоятельно наверстать упущенное не всегда представляется возможным. Нельзя заставлять ребенка учиться, пока он полностью не окрепнет. Лучше отложить занятия на более благоприятное время и помочь разобраться с новыми заданиями.
  • Сравнения и унижения . Если ученик постоянно слышит от родителей об успехах и талантах Пети Иванова, и при этом получает «комплименты» в виде «тупицы» и «балбеса», то в 12 лет это наверняка отобьет желание учиться. К такому же результату приведут и действия неквалифицированного педагога, который при всем классе унижает кого-то из ребят за плохую учебу. У ребенка вырабатывается поведенческий девиз: «Для чего что-то делать, если ничего не получится, я все равно глупый и плохой».
  • Негативные последствия может иметь и воспитательный процесс в стиле «ты – мне, я – тебе» . Если в детстве за каждый поступок вручалась награда, то в школе ситуация перекручивается наоборот. Теперь уже ребенок «воспитывает» маму с папой: нет награды – нет учебы. Что делать в этом случае? Набраться терпения и твердо стоять на своем, поскольку «перелом» характера всегда проходит тяжелее обычного воспитания.

Обратите внимание на свои интересы

Привить желание учиться получится, когда родители обратят внимание на свою ответственность и воспитание, которые оказывают мощное влияние на формирование характера их отпрыска. Ведь если мама с папой большую часть времени проводят перед компьютером или телевизором и ни разу не были замечены с книгой – чего ждать от собственного чада?

Поэтому во многих случаях прежде, чем решать вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, придется заполнить пробелы в воспитании, подыскать квалифицированных специалистов и даже пересмотреть свои привычки, подавая личный пример.

Школьные годы - это, без всякого сомнения, очень важный этап в жизни каждого человека, но вместе с тем и достаточно трудный. Лишь незначительная часть детей способна весь период пребывания в стенах образовательного учреждения приносить домой только отличные оценки. Большинство школьников при изучении предметов испытывают серьезные затруднения. И конечно, это не может не волновать родителей. Они начинают задаваться вопросами: «Как помочь ребенку, если он плохо учится?», «Что предпринять, чтобы исправить ситуацию?»

Причины неуспеваемости

Нередко папы и мамы начинают решать эту проблему даже и не в связи с тем, что в дневнике их сына или дочери появились неудовлетворительные оценки. Родители задумываются о том, как научить ребенка учиться, порой даже при имеющейся незначительной тенденции к падению успеваемости. Однако прежде чем начать предпринимать какие-либо меры, необходимо понять, какие же факторы способствуют созданию подобной ситуации. А их можно условно разделить на три типа.

Среди них:

Состояние здоровья детей;

Личностные качества ребенка;

Социальные факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Здоровье ребенка

О школьной неуспеваемости не волнуются, как правило, родители первоклашек. Ведь в самом начале обучения учитель просто не ставит своим воспитанникам оценок. И только в некоторых случаях педагог указывает папам и мамам на отставание их малыша от программы.

Но, как правило, то, что ребенок плохо читает, считает и осваивает школьные предметы, становится понятным тогда, когда он переходит во второй класс.

Каковы могут быть причины неуспеваемости? Нередко они связаны со слабым здоровьем ребенка или же с наличием у него некоторых особенностей развития. Так, часто болеющим деткам приходится пропускать занятия, и они начинают отставать по всем предметам школьной программы. Для того чтобы исправить ситуацию, родителям потребуется проконсультироваться у врача-педиатра и проводить со своим сыном или дочерью закаливающие процедуры.

Если в начальной школе и при этом обладает некоторыми особенностями состояния организма, к примеру, нарушением зрения или слуха, задержкой психического развития, детским церебральным параличом и т.д., то для его обучения необходимо применять специальную программу. Ее разработка и использование производятся даже в том случае, если такие школьники посещают обычный класс общеобразовательного учреждения.

Нередко ребенок плохо учится из-за усталости и проявления астенических симптомов. Для устранения данного фактора родителям следует обратить внимание на ту нагрузку, которую школьнику приходится нести в процессе получения знаний. Вполне возможно, что она окажется чересчур велика для него. Конечно, на сегодняшний день значительно расширился перечень дополнительных возможностей, используя которые, многие папы и мамы стремятся дать толчок к усиленному развитию ребенка. Ведь это так здорово, когда помимо той программы, которую дети проходят в школе, можно получать новые умения, навыки и знания в различных секциях и кружках. Но порой такая нагрузка приводит к тому, что в еще неокрепшем организме развивается усталость, и, как следствие, ребенок плохо учится.

Как избежать подобной ситуации? Родителям стоит внимательно изучить график занятий своего сына или дочери. Насколько они загружены? А может, это бесконечное хождение по кружкам просто изматывает их? Как поступить? Уменьшить количество занятий по английскому языку или оставить танцы, отменив фигурное катание?

Прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты? Если ответ будет положителен, то отменять дополнительные занятия не стоит. В противном случае у ребенка, скорее всего, пострадает мотивация к дальнейшему обучению в школе, а также собственная самооценка.

Но порой бывает и так, что родителям просто не хватает свободного времени, и они даже и не пытаются записать своего малыша в какой-либо кружок. Тем не менее они нередко слышат от сына или дочери фразу «Не хочу учиться». Малыш или подросток очень быстро устает даже при выполнении довольно простых заданий. В таком случае родителям просто необходимо бить тревогу. Подобное поведение, без всякого сомнения, является следствием имеющихся проблем со здоровьем. К сожалению, многие папы и мамы о такой причине, которая дает ответ на вопрос «Почему ребенок плохо учится?», очень часто забывают. Если школьник будет абсолютно здоров, то тогда потребность и желание в получении новых знаний у него непременно появятся. Но произойдет это только тогда, когда отсутствуют иные причины изучаемой проблемы.

Неготовность к поступлению в школу

Рассмотрим личностные причины того, что ребенок плохо учится. И одной из них является неготовность ребенка к поступлению в школу. В таком случае психологами выделяются два фактора:

  1. Несформированная ВПШ ребенка. Под данной аббревиатурой скрывается внутренняя позиция школьника, его моральная готовность начать обучение. В сегодняшнем мире деткам пытаются привить знания практически сразу с пеленок. Считается, что тот, кто идет в школу, должен быть не только хорошо физически подготовлен. Сегодняшний первоклассник, как правило, уже умеет читать, писать и считать. Однако это далеко не все, что необходимо для начала образовательного процесса. Ребенок должен быть психологически готов стать школьником, на что, как правило, внимания родители не обращают. И если в первом классе малышу еще удается кое-как адаптироваться, то став второклассником, он может заявить: «Не хочу учиться». И удивительного в этом ничего нет. Ведь у такого школьника отсутствует учебная мотивация. В его сознании продолжает главенствовать игровая форма получения знаний. Вполне возможно, что у малыша просто не достигла стадии необходимой зрелости подкорковая структура мозга, которая в ответе за произвольность, то есть за терпение и силу воли, которые необходимы для успешного получения знаний. Как научить ребенка учиться? Психологи в таких случаях рекомендуют не торопить школьника с выполнением заданий, ведь таким деткам потребуется больше времени на то, чтобы окончательно адаптироваться.
  2. Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, что ребенок плохо учится. Причем данный фактор имеет место не только в тех семьях, где живут алкоголики и дебоширы. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где интеллигентные родители изо всех сил стремятся дать свои деткам только самое лучшее.

Негативное эмоциональное состояние

Эта причина плохой успеваемости также является личностной. Порой ребенок бывает возбужден или встревожен. Его, например, пугают те или иные изменения в семье, в числе которых развод родителей, рождение сестры или брата, переезд на новое место жительства и т.д. То, что произошло в жизни маленького человека, вероятно, очень сильно напугало его.

Нередко плохо учатся школьники, остро переживающие подростковый период, в котором могут быть и неразделенная любовь, и нескладывающиеся отношения со сверстниками. Конечно, в такое непростое для ребенка время на первый план у него выдвигаются другие задачи. Как исправить ситуацию в таком случае? Здесь на помощь должен прийти взрослый, который, прежде всего, поможет подростку решить возникшие перед ним проблемы, а уж после наладить учебу.

Порой своими плохими оценками школьник пытается добиться внимания со стороны родителей. Вполне возможно, он находится в таком состоянии, которое требует поддержки взрослых. А может, он таким образом высказывает протест против огромнейшего количества ограничивающих его жизнь запретов, делая все наперекор?

Потребности

По какому поводу на сегодняшний день бьют тревогу практически каждый родитель и школа? Ребенок в современном мире не желает учиться. Подобный факт подтвержден и многими экспертами. Причем такая проблема существует среди детей различных возрастов. И даже малыши-дошкольники все чаще и чаще огорчают пап, мам и воспитателей полным отсутствием интереса к получению новых знаний.

Истоки подобного явления кроются в сфере современных технологий. Дети становятся во многом зависимыми от гаджетов. Их привлекает техника и игры. При этом пропадает желание изучать этот мир. Дети, находящиеся в лишаются любознательности. Они не хотят учиться писать, считать, да и просто посещать школу. Вина за это полностью ложится на родителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отучение деток от планшетов и смартфонов. Но делать это рекомендуется не сразу, а постепенно ограничивая малышей и подростков во времени, которое они проводят за гаджетами.

Конфликты в школе

Приступим к рассмотрению социальных причин. И одной из самых распространенных из них считаются существующие между школьниками конфликты. Разумеется, когда весь класс считает ребенка белой вороной, обзывает и дразнит, тогда становится вполне понятно, например, почему ребенок плохо учится по математике. Плохие оценки вовсе не зависят от его интеллектуальных способностей. Ведь в такой ситуации не хочется решать примеры. Школьник, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды.

Конфликты бывают между детьми и учителями. Педагог может просто невзлюбить ребенка и начать постоянно придираться к нему по любому поводу, даже и не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты в своем предмете. Такие ситуации также не редкость. Ведь далеко не все учителя в наших школах - от Бога. Чаще это обычные люди, которые вполне могут сорваться. И в таком случае их негативные эмоции отражаются на детях.

Сложная программа

Это еще один социальный фактор. Школьная программа по тому или иному предмету может быть как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно.

Из-за чего это происходит? Порой дети учатся дома читать и писать уже с самого раннего возраста. И если в три года они освоили азбуку, то в школе делать это им уже неинтересно. Ребенку хочется играть. Как исправить данную ситуацию? Позволить школьнику вдоволь наиграться, постепенно переводя его деятельность в рамки обучающей программы.

Скучно бывает и тем детям, которые очень быстро осваивают материал. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то они начинают «считать за окошком ворон».

Ведь задачи, которые учитель дает всему классу, кажутся таким вундеркиндам неинтересными и слишком простыми. При усложнении программы эти дети просто не успевают подключиться к процессу, начиная приносить в дневнике тройки и двойки.

Как устранить это явление? Ситуацию можно исправить:

Сменив школу;

Переведя ребенка в «сильный» класс;

Занимаясь с ним по индивидуальной программе с привлечением репетитора.

Ребенок, которому станет интересно учиться, с удовольствием будет посещать школу.

Мотивация

Началу любого процесса соответствуют те или иные причины. Научить ребенка учиться можно в том случае, если подогреть его интерес к знаниям.

К сожалению, в реальной жизни многие родители наказывают своих детей за неудачи, воспринимая при этом их успехи как должное. Именно такое отношение и приводит к тому, что со временем у ребенка пропадает интерес к получаемым знаниям, и он начинает плохо учиться.

Разумеется, родители должны подходить к воспитанию своего сына или дочери со всей строгостью и серьезностью. Однако делать это нужно в меру. Психологи рекомендуют папам и мамам поставить себя на место своего чада. Если у них не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмутся ли они за него? Конечно, нет! Точно так же ведут себя и дети. Чем же заинтересовать ребенка в таком случае? Здесь к каждому школьнику потребуется индивидуальный подход. Так, для одних детей отличной мотивацией станут карманные деньги, для других - те или иные покупки, а для третьих - сладости или просто похвала семьи. Но не стоит обманывать свое чадо, а также применять к нему наказание в виде ремня. Ведь ребенок, даже если он и начнет добиваться некоторых успехов в учебе, постепенно перестанет контактировать со своими родителями. Причем такое разрушение отношений порой остается на всю жизнь.

Контроль

Конечно, дети должны учиться и активно получать знания. Однако делать это им важно без устрашения, пренебрежения и запугивания. Родителям необходимо прислушаться к совету психологов, которые рекомендуют не слишком контролировать своих дочек и сыночков. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию ребенка учиться. Школьнику начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы жизни их детей, их чувства и переживания - пустяк. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Ответственность

Как научить детей учиться? Для этого родителям понадобится вырабатывать у них ответственность. Такая черта характера явится великолепным подспорьем для всех пап и мам. Она позволит наладить великолепные отношения в семье, а также добиться того, чтобы сын или дочь хорошо учились в школе.

Как же добиться этого? Уже с первых лет посещения школы детей необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к своим действия сохранится у ребенка надолго.

Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также папам и мамам необходимо разъяснять своему чаду, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым. Причем его результатом станет получение знаний о мире, что невозможно купить ни за какие деньги.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Как помочь ребенку хорошо учиться? Все желают успешной реализованности своих детей, но лишь немногие задумываются, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Для многих способствование школьным успехам выглядит как спонсорство учебников, репетиторов, эргономичных пеналов и кучи красивых дополнений, которые теоретически должны повышать мотивацию и эмоциональный фон от занятий. В худшем варианте родители прибегают к наказаниям и упрекам, сравнениям и манипуляторству, что не повышает успеваемость, но может нанести существенный вред личностному развитию.

Родители являются фигурами, формирующими познавательный интерес ребенка, из которого складывается тяга и способность к обучению. Не усидчивость, и дисциплина, а именно интерес способен повысить или окончательно снизить успеваемость. Развитие базового интереса к окружающему миру воспитывается в семье, и если у вас не принято интересоваться новым, никто в семье не занимается развитием кругозора и не интересуется происходящим вокруг, то и у ребенка подобные навыки познания будут отсутствовать.

Кроме того, стоит учитывать, что снижение успеваемости может быть связано с психологическими факторами. Если дома часты скандалы или не хватает родительского внимания и заботы, то некоторые дети выбирают заболеть, а некоторые начинают хуже учиться. Это не обозначает умышленности, просто эмоциональная сфера испытывает перегрузки, и внимание уходит на семейные отношения, более важные, чем школа. Так, что прежде чем нанимать очередного репетитора, задумайтесь, возможно, малыш хочет, чтобы эту тему объяснили ему вы, таким образом, хоть немного поконтактировав со своей семьей.

Помимо проблем в собственной семье, плохому усвоению материала может способствовать неблагоприятная атмосфера в самой школе: тираничные и не творческие учителя, травля в классе или несовместимость с соседом по парте, а также обыкновенное снижение зрения могут быть причинами плохой успеваемости. Выбирая способ коррекции успеваемости ребенка, первым делом определитесь в причинах, чтобы не совершать бесполезного.

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе и не навредить собственными действиями поможет знание основных и типичных родительских ошибок в попытках улучшить показатели в журнале, многие из них совершаются по незнанию, некоторые переданы нам воспитанием советского прошлого, а какие-то выскакивают из-за собственной несдержанности. Наблюдая, как тяжело ребенку дается предмет, многие не выдерживают и бросаются помогать, объясняя столько раз, сколько потребуется, помогая выполнять домашние задания и выполняя их за ребенка. Подобная тактика не помогает, а лишь развивает безответственность, поскольку вырабатывает привычку к тому, что будет хорошо, сколько бы времени не осталось, и какой бы сложности задача не была. У родителей подобная практика отнимает много времени и нервов, часто подобные совместные учения превращаются в пытку для обоих.

Оптимальным вариантом будет оставить исключительно проверку и контроль выполнения задания для младших классов, и полную самостоятельность для старших. Вы можете объяснить материал, если ребенок сам попросил о помощи, но подобная ситуация не стала привычной. Если же предмет сложен – стоит нанять профессионального репетитора. Умейте разграничивать собственные возможности и не брать больше на себя, чем умеете.

В дополнительных занятиях будьте аккуратны, посоветуйтесь с ведущим педагогом, поскольку ваше видение успеваемости и его оценка нормы могут расходиться. Грех многих родителей – стремление вырастить гения, разбирающегося во всех научных областях к десяти годам. Такие родители набирают преподавателей и дополнительных кружков, расписывая день ребенка поминутно, а результата нет. Возможно, нет результата, который вы себе придумали, и учитель сообщит о достаточно высоких показателях вашего чада. А возможно наступление обратного эффекта, когда перегруженная психика включает процессы торможения и больше не способна воспринимать информацию, при этом наблюдаются различные эмоциональные нарушения.

Чтобы помочь наладить учебу, стоит начать с нормализации всего дня, которая подразумевает контролированное использование планшетов и компьютеров, поддержание режима дня. Многие проблемы уходят, если наладить сон, исключив ночное бодрствование, тогда появляются силы и активность на информации днем. Еще одна базовая вещь, о которой могут позаботиться родители – рацион, содержащий все необходимые элементы, а также обустройство соответствующего уголка для обучения дома (кухонный стол или диван перед включенным телевизором – не являются удовлетворительными вариантами).

Главная поддержка и помощь от родителей – это общение, а не научение. Развитие самостоятельного интереса рождается при открытом взаимодействии и наличии рядом людей, с интересом обсуждающих различные темы, живо делящихся своим опытом. Чем больше вы разговариваете, тем масштабнее формируется кругозор ребенка, что позволяет ему не уперто заучивать материал, а понимать его, а также выстраивать взаимосвязи между предметами. Замените интересом, даже если это сотый вопрос за час, и вы не знаете ответа, лучше предложить поискать ответ вместе или спросить мнение ребенка, чем отмахиваться и кричать, раздражаясь. Вообще больше используйте мотивирующих слов, похвалы и побольше внимания уделяйте ребенку. Данная стратегия поможет и успеваемости, и предотвратить , и поспособствовать скорейшему формированию целостной и зрелой личности.

Работайте над развитием стремления к познанию вообще в вашей семье, потому что, сколько бы ни бились самые талантливые педагоги, а любовь к чтению не придет к тому, кто не видел своих родителей за книгой. Заведите традиции в совместном посещении музеев и выставок различных направлений, мастер-классов и представлений, встреч с мастерами своего дела, смотрите научно-популярные фильмы и передачи, а после художественных устраивайте небольшие обсуждения. Все это вместе формирует интерес к миру, дает знания автоматически и через интерес, кроме того формирует базовую культуру на автоматическом уровне и развивает вербальный интеллект. Расспрашивайте ребенка о происходящем в школе, не ограничиваясь списком оценок и домашних заданий. Узнавайте об отношениях в классе и с учителями, что интересного происходило на переменах и в столовой. Хвалите и поддерживайте, показывайте искренний интерес и память о прошлых событиях – это позволит ребенку больше вам открыться и тогда, если будет назревать какая-то критичная ситуация вы сможете ее предотвратить или как минимум не будете наседать с новым репетитором, когда ваш малыш поругался с лучшим другом и теперь ему оценки не важны.

Чтобы ребенок ориентировался в происходящем необходимо четкое понимание расписания уроков, заданий, дополнительных секций. Расписание это должно быть составлено вами совместно с ребенком, где он выступает творцом, а вы лишь корректируете это в выполнимую форму. Данный график повесьте на видном месте, что позволит ребенку более эффективно планировать время и понимать к чему приведет задержка в выполнении одного из пунктов. И пусть дизайн у графика будет прикольный и веселый, а не строгий и грустный, как в офисе техника пожарной безопасности. Это же касается предметов, необходимых для учебы, ведь яркие скрепочки, цветные ручки, специальные папки с изображениями любимых локаций помогают поддерживать эмоциональный фон. Все что касается канцелярии – пусть ребенок выбирает самостоятельно, потому что главная ее цель не писать и чертить, а вызывать желание ею пользоваться. Помните об этом правиле, пытаясь экономить и принося с работы серые, обезличенные принадлежности для ребенка (декорируйте их, а если это будет совместное творчество, то вообще прекрасно).

Если вы замечаете, что какой-то предмет вызывает больше интереса, чем остальные, то имеет смысл поддерживать эти увлечения дополнительными наборами, которых масса в детских магазинах или походами в соответствующие учреждения. Не пытайтесь добиться одинаково высоких оценок, ведь у всех различные предрасположенности, а подравнивая показатели можно упустить шанс развития .

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться

Рассеянность проявляется в нарушениях внимания и , причин для подобного состояния множество и если вы часто слышите в адрес своего ребенка, что он неорганизованный и невнимательный, причем согласны с данными характеристиками, то первоначально нужно установить причину. Именно причину, потому что нарушение внимания не является сознательным актом и это не проявление упрямства или тяжелого характера, бороться с которыми можно методами воспитания. Любые отклонения в сфере внимания свидетельствуют о физиологических нарушениях и неполадках в состоянии здоровья.

Неспособность длительное время сосредоточиться на предмете, что как раз и называют рассеянностью, может быть вызвана рядом физиологических причин, самая простая из которых – усталость. Усталость свойственная всем людям и если внимание вашего ребенка падает к концу дня, то нужно грамотно пересмотреть режим дня, проследить за качеством ночного отдыха, возможно, увеличить перерывы между школой и выполнением домашнего задания. Тяжелые формы расстройств астенического спектра, включающие в себя также и рассеянность, как невозможность длительной концентрации, не убираются простым налаживанием режима, и если помимо внимания, вы замечаете снижение еще нескольких функций (памяти, скорости реакции, настроения и т.д.), то стоит обратиться на консультацию к специалисту и подобрать правильное корректирующее лечение.

Если же на рассеянность жалуются учителя, то проследите за требованиями и ходом процесса обучения – если все построено на системе наказаний и ребенок запуган, то внимание будет уходить на отслеживание реакций учителя, а не на задания, если же под невнимательность вписывается недопустимость ошибок, то необходимо поднять данную тему с педагогом, поскольку ошибки в учебной деятельности являются нормой.

Ваша задача, как родителя, проявлять максимальную чуткость и ставить на первый план интересы и потребности собственного ребенка, и если ему сейчас необходимы более длительные перерывы, лояльное отношение и прочие поблажки, то вы можете договориться об этом с преподавателем или сменить учебное учреждение. Точно также важно вовремя заметить физиологические нарушения, которые иногда обусловлены врожденными особенностями, но проявляются только в школе при столкновении с новым уровнем сложности и незамедлительно воспользоваться помощью специалиста.

Похожие публикации