Кризис двух лет.

В этой статье:

Развитие ребенка в 2 года и 2 месяца происходит достаточно активно. Малыш в этот период особенно любознательный, старается увидеть и услышать как можно больше, чем нередко доставляет родителям хлопоты. Уследить за чадом после двух лет становится все сложнее. В этот период у малыша развивается целый ряд качеств, о которых расскажем ниже.

В возрасте двух лет и двух месяцев малыш становится более общительным. Он с удовольствием проводит время на детских площадках, посещает группы раннего развития. Чтобы малыш, общаясь со сверстниками, реже болел, необходимо работать над повышением его иммунитета, делая плановые прививки.

Укрепить иммунитет можно также с помощью регулярного закаливания. Ребенка можно купать в воде с пониженной температурой, разрешать ему в теплое время года ходить босиком по песку или траве, регулярно бывать с ним на свежем воздухе.

Режим сна и питания малыша

В 2 года и 2 месяца режим дня малыша практически ничем не отличается от того режима, к которому он привык в 2 года. Малыш по-прежнему спит по 12 часов, среди которых всего 2-2,5 часа - это дневной сон. Важно не лишать малыша дневного сна, который помогает ему в этот сложный период оставаться полным сил и энергии для знакомства с окружающим миром.

Родителям нужно стараться укладывать ребенка в одно и то же время, соблюдая режим дня. Непрерывное бодрствование в этот период не должно длиться более 6 часов.

На этом этапе развития малыши едят 4 раза в день, при этом перерывы между приемами пищи должны составлять не более 4 часов. В меню ребенка должны входить легкие, полезные и питательные блюда. Сладкие, соленые, острые, жареные блюда из детского меню нужно исключить.

Психическое развитие малыша

В 2 года и 2 месяца психика малыша отличается достаточной гибкостью. Кроха довольно просто адаптируется к новым условиям, быстро впитывает в себя все новое, подражает взрослым в манере поведения и речи. Кроха привыкает к определенной атмосфере дома, ценит уют и стабильность, вместе с тем ничего не имеет против перемен. Единственное, к чему пока не готов малыш - это разлука с мамой. Если в этом возрасте кроху отправляют в детский сад, он обязательно переживает стресс.

Родителям в это время очень важно позаботиться о создании психологически комфортной атмосферы вокруг малыша. У детей в этом возрасте часто изменяется настроение, они могут легко перейти со слез на смех и наоборот, при этом эмоции пока им неподвластны и часто выходят из-под контроля.

Если у малыша произошел срыв, он плачет, сердится и психует, то родителям ни в коем случае нельзя бросать его наедине со своим горем. Чтобы психическое развитие крохи происходило без сбоев, взрослые должны всячески поддерживать, успокаивать его, стараться сводить на нет негативные эмоции, окружать его позитивом.

В 2 года и 2 месяца ребенок становится более самостоятельным. Кроха отказывается от помощи взрослых, старается все делать сам.
Иногда родители устают от этой инициативности, считая, что малышу еще рано самому есть, одеваться, мыть руки, ведь это занимает столько времени и не всегда получается как надо. На самом деле самостоятельность малыша нужно поощрять – запаситесь терпением, ведь это определенный этап его развития.

Эмоциональный мир малыша в этом возрасте очень разнообразен. Дети зависят от реакции родителей на свои действия. Они безумно рады, когда их хвалят, расстраиваются, если родители злятся и ругаются.

У некоторых детей после двух лет уже начинают проявляться признаки кризиса третьего года. Малыши могут становиться капризными, раздражительными, нетерпеливыми, часто делают что-то назло взрослым, наблюдая за их реакцией.

Психологи уверены, что кризис третьего года жизни - это определенный этап взросления, который нельзя обойти стороной. Чем больше ошибок в воспитании было допущено родителями до двух лет, тем острее будет протекать кризис.Родителям важно собственным примером показывать, как нужно правильно себя вести, не реагируя на капризы и срывы малыша криком и истериками.

Что умеет делать ребенок в 2 года и 2 месяца?

После двух лет малыши особенно подвижны и получают удовольствие от собственной ловкости. Они уже не просто уверенно ходят – они быстро бегают, преодолевают препятствия, прыгают на двух и на одной ноге. Совершенствуется мелкая моторика пальцев, поэтому у детей получается выполнять тонкие операции с предметами. После двух лет уже можно заметить, какая рука у крохи является ведущей.

В отношении интеллектуального развития малыш в возрасте 2 лет и 2 месяцев умеет:

В игровой деятельности ребенка в этом возрасте также появляются новые навыки. Кроха с удовольствием играет по правилам взрослых в прятки, жмурки или квача, проявляет особый интерес к ролевым играм. Ребенок уже умеет играть с мячом, попадая по нему ногами, хватая его обеими руками. Развитие моторики позволяет малышу собирать пирамидки, игрушки-вкладыши (матрешки, рамки и пр.).

В плане бытовых навыков после двух лет малыш уже способен на целый ряд самостоятельных действий:

Особенности развития речи малыша

В 2 года и 2 месяца в словаре ребенка содержится уже более 200 слов. Пока большая часть слов находится в пассивном словаре, то есть малыш их знает, но не произносит. Каждый день его
пассивный и активный словарь пополняются новыми словами. Родители должны следить за тем, что и как они произносят в присутствии ребенка.

В этом возрасте малыши уже способны отличать множественное число от единственного, задают много вопросов, желая знать обо всем на свете. Кроха в этом возрасте отлично справляется с построением простых предложений, легко заучивает наизусть короткие стишки, использует в предложениях союзы и предлоги, хотя пока и недостаточно грамотно.

После двух лет дети общаются не только с родителями. Они ищут контакта со сверстниками в гостях и на прогулке. Если в возрасте двух лет и двух месяцев кроха не изъявляет желания разговаривать, отмалчиваясь в ответ на вопросы родителей, то стоит проконсультироваться у детского доктора. Конечно, развитие детей
происходит по индивидуальному графику, но, возможно, вам нужно будет поработать над развитием речи уже в этом возрасте.

К двум с половиной годам малыш уже должен уметь соединять не менее трех слов в одно предложение. Если это крохе под силу, то его речевое развитие идет своим чередом. Если после двух лет он по-прежнему не способен объединять несколько слов в одно простое предложение, то справится с проблемой также поможет логопед.

Ускорить развитие ребенка также позволят регулярные творческие занятия, такие как:

  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры.

Помните о том, что развитие речи после двух лет тормозит телевизор, компьютер и другие гаджеты, фоновый шум которых отрицательно сказывается на запоминании малышом отдельных слов.

Как развивать память малыша?

Развитие памяти ускорят следующие варианты игр:


Как развивать малыша физически?

В 2 года и 2 месяца кроху уже можно обучать выполнению простых физических упражнений. В этом возрасте он вполне способен освоить:


Кроме того, кроха в этом возрасте с удовольствием примет участие в коллективных играх с солнечным зайчиком, вождением хороводов, паровозиком или «догонялками».

Как развивать музыкальные способности ребенка?

Умеренное музыкальное развитие позволит с раннего возраста приобщить малыша к прекрасному. Не нужно
форсировать события, но определенное внимание музыке уделить придется. Что можно делать:

  1. Включать ребенку после двух лет детские песенки и мелодии, обсуждать услышанное, пробовать напевать после прослушивания
  2. Пробовать играть вместе с малышом на детских инструментах
  3. Учить ребенка отличать грустную музыку от веселой
  4. Вслушиваться в звуки природы, анализируя их вместе
  5. Определять источник звука
  6. Пробовать угадывать мелодию
  7. Танцевать и петь под музыку

Как развивать творческие способности крохи?

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, необходимо время от времени с ним заниматься. Интересным занятием для ребенка после двух лет станет рисование линий, кружков и примитивных композиций: дождя, снега, травы. Ближе к двум с половиной годам кроха уже сможет
раскрашивать картинки, самостоятельно выбирать цвета, рисовать акварельными красками и мелками на асфальте.

Помимо рисования, можно время от времени заниматься с малышом лепкой. Работа с глиной и пластилином стимулирует развитие моторики пальцев, улучшает воображение и развивает фантазию ребенка.

Дополнительно можно развивать малыша аппликациями и конструированием. Используйте для этого цветную бумагу и картон, вату, комки бумаги, салфетки. Конструировать можно с помощью конструктора «Лего», кубиков, специальных блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Знакомство с окружающим миром

После двух лет уже можно объяснять ребенку, из чего состоит окружающий мир, кто представляет мир животных, птиц и насекомых. На прогулке показывайте малышу собак, кошек, птиц, называйте их, рассказывайте об особенностях их жизни. В этом возрасте можно сводить кроху в зоопарк.

Также важно объяснить малышу такие понятия, как ночь и день, познакомить его с основными явлениями природы и признаками времен года.

Прочитала статью о том, что должен уметь ребенок в 2 года...

Поняла, что развитие у нас сильно-сильно отстает от описанного в статье. Это у нас проблема или в статье нереальные требования?

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

· Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.

· Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать , уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол , попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать . Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

· ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;

· оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна , который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 годанужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки . Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей . И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки . Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

· умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;

· менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;

· играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;

· просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;

· есть ложкой и пить из чашки;

· пытаться умываться и чистить зубы;

· пытаться одеваться и раздеваться;

· умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;

· умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;

· умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;

· умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;

· умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

Вашему ребенку исполнилось 2 года, и с трудом верится, что еще год назад он неуверенно ходил и почти ничего не говорил. Второй день рождения – очередной серьезный рубеж взросления малыша. Вы можете отметить ряд важных достижений вашего двухлетки: он вытянулся, стал активным и ловким, «подружился» с горшком и активно общается с взрослыми с помощью речи (пусть пока и не совершенной).

Физическое развитие ребенка в 2 года

Рост и вес ребенка в 2 года согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 2 лет по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многих мам беспокоит вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 2 года. Это и понятно, ведь некоторые педиатры и литературные источники утверждают, что к 2 годам у малыша должны прорезаться все 20 молочных зубов. Это не совсем так. Некоторые дети действительно могут похвастаться полным рядом зубов уже к двум годам, но есть и такие (и их довольно много), кто имеет пока всего 12, а то и меньше зубиков. Это не является патологией, развитие каждого ребенка, в том числе и относительно прорезывания зубов, индивидуально. Согласно стандартам ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), в среднем дети в 2 года имеют 16 зубов. Полный «комплект» должен появиться у малыша к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2 года

Режим дня для двухлетнего малыша – важная часть его жизни, создающая психологический комфорт и уверенность в стабильности окружающего мира.

Общая продолжительность сна ребенка в 2 года составляет 12-13 часов, из них на дневной сон приходится 2-3 часа. Некоторые детки в этом возрасте перестают спать днем, и это не очень хорошо для их нервной системы. Поэтому необходимо постараться сохранить дневной сон, или хотя бы дневной отдых.

Питание двухлетнего малыша – четырехразовое, с промежутками между приемами пищи около 4 часов. Рацион становится всё более разнообразным, ребенок уже «на общем столе». Если вы не придерживаетесь здорового питания, не забывайте, что жареные, соленые, обильно приправленные блюда, колбасные изделия и сладости – минимальный перечень того, чего не должно быть на тарелке вашего малыша.

Психология и психическое развитие ребенка 2 лет

Двухлетний ребенок – очень деятельный и активный человечек. Он очень любит играть сам, гордится своими успехами, но при этом радуется, когда взрослые хвалят и интересуются его игрой. Если что-то не получилось – огорчается и отказывается от действия. Малышу нравятся звуки собственной речи, поэтому часто у двухлеток наблюдается резкий скачок в ее развитии.

Интерес и положительную эмоциональную реакцию вызывают также новые игры, развлечения, места, другие дети. При этом взрослый остается для ребенка главным авторитетом, именно для привлечения его внимания малыш может улыбаться, жестикулировать, гримасничать, произносить разные слова и звуки, а если ничего из этого «арсенала» не срабатывает – начинаются капризы и даже истерики. Обида или испуг могут его надолго «вывести из колеи».

Малыш учится сопереживать : он внимательно вглядывается в лицо ребенка, плачущего рядом с ним, может тоже расстроиться или попробовать его утешить. Он заинтересованно и бережно относится к растениям и животным (конечно, родители должны показывать в этом собственный пример).

Привязанность к маме в 2 года по-прежнему очень сильна, при ее уходе малыш может долго плакать. Поэтому не стоит форсировать события, отдавая ребенка в детские ясли или даже оставляя надолго с бабушкой и дедушкой. Примерно до 3 лет малыши чувствуют психологический комфорт, лишь ощущая присутствие мамы рядом, или хотя бы неподалеку. Незнакомец может напугать ребенка своим интересом и вызвать протест попытками «заигрывания». Обычно двухлетки прячутся в таких случаях за маму.

Многие дети в возрасте двух лет становятся необыкновенно упрямыми и капризными , в связи с чем появился даже термин «кризис 2 лет ». Под кризисом в отношении ребенка подразумевается некий этап, связанный с его взрослением и подстройкой поведения под новый уровень интеллектуального развития. Поэтому пугаться этого не следует, ваш малыш просто растет и умнеет. Он начинает ощущать свою самостоятельность, и теперь может отрицать запреты, упрямиться и проявлять настойчивость в попытках получить желаемое. Ребенка возмущает грубый тон в свой адрес и попытки физически ограничить его действия.

При этом сознательность малыша в этом возрасте уже позволяет ему понять мамины объяснения о том, что можно, а что нельзя; что делать хорошо, а что – плохо. Будучи в хорошем настроении, он может выполнить вашу просьбу и немного подождать, если это необходимо.

Умения и навыки ребенка в 2 года

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года можно охарактеризовать следующими умениями:

  • Ориентируется в размерах – может собрать матрешку из 3 частей;
  • Правильно собирает пирамидку из 4-5 колец;
  • Ориентируется в цветах, может подобрать подобный тому, что на картинке;
  • Выбирает правильное отверстие для деталей сортера;
  • Дает словесную характеристику предметам (холодный-теплый, легкий-тяжелый, мягкий-твердый);
  • Рисует на бумаге вертикальные и горизонтальные, округлые и прямые, длинные и короткие линии. Фантазирует, описывает то, что нарисовал.

Двухлетний ребенок очень сообразителен , и больше всего это проявляется в процессе игры. Увидев знакомые предметы, он тут же найдет, как применить их в деле: накормит куклу из игрушечной посуды, построит для нее дом из деталей конструктора, соорудит гараж для машины из кубиков. Играет двухлетка уже довольно самостоятельно, придумывая на ходу сюжеты для игры.

Главным бытовым навыком , который приобретает малыш в 2 года, является освоение горшка. Конечно, промахи еще могут случаться, но ребенок уже понимает, куда ему нужно делать свои маленькие и большие «дела», он просится или сам отправляется к горшку. Некоторые малыши даже сами могут снимать штанишки. Кроме того, в 2 года дети уже умеют довольно аккуратно есть, умываться, потирая ладошки друг об друга, самостоятельно одеваться (носки, шапку, обувь) и частично – раздеваться. Двухлетний ребенок знает, где лежит его одежда, где стоит обувь, куда нужно складывать игрушки.

Речь ребенка в 2 года

Двухлетний возраст – «пиковое» время для развития речи. Психологи называют это период сенситивным, т.е. наиболее восприимчивым. Ваш ребенок в 2 года ускоренными темпами овладевает речью одновременно в нескольких направлениях: улучшается произношение отдельных звуков, совершенствуется понимание речи взрослого, увеличивается количество слов активного словаря, осваиваются основные грамматические принципы построения предложений.

Двухлетний малыш уже понимает, когда взрослый рассказывает ему о знакомых событиях, может ответить на простые вопросы о них. Он запоминает и выполняет до 3 просьб – «возьми, отнеси, положи».

Ребенок знает уже до 200 слов. Фразовая речь пока несовершенна, но малыш употребляет простые предложения из 2-3 слов, общаясь с взрослым или другим ребенком. Начинается употребление прилагательных, местоимений, предлогов и наречий.

В этом возрасте дети еще не осознают себя полностью как отдельную личность, поэтому часто говорят о себе в третьем лице (Маша хочет спать, Ваня пошел туда). Также в 2 года появляется оценка себя («большой», «красивая»).

Активное развитие речи ребенка в 2 года проявляется в договаривании стишков, подпевании знакомым песенкам, множестве вопросов и попытках рассказать обо всем, что его окружает в нескольких предложениях. Также двухлетние малыши любят комментировать картинки в книгах.

Нормы касательно развития речи очень приблизительны, но если вы замечаете, что ребенок говорит очень мало и преимущественно лепетными, упрощенными словами – стоит уделить вопросу речи повышенное внимание. Важно не упустить «восприимчивый» возраст, не откладывая общение с малышом и исправление возможных нарушений на потом.

Фото из фотобанка Лори

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку 2 года. Что он умеет делать? Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

Рост и вес ребенка 2 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 2 года данные ВОЗ

Уход за ребенком 2 лет

К 2 годам обычно завершается освоение горшка. Малыш просится словами или знаками, некоторые сами снимают штанишки. Горшок используется по назначению для больших и маленьких дел.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет:
Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку. Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Ребенок в 2 года выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). "Роль" не берет.
Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Развитие ребенка 2 лет позволяет ему играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: "Собери игрушки", "это можно", "этого нельзя". Понимает слова: "хорошо", "плохо".

Речевое развитие ребенка 2 лет

Понимание речи:
Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). "Жалеет", "помогает" по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):
Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.
Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: "хороший", "большой", "красивый". Говорит: "до свидания", "пока", "спасибо", "здравствуйте" в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки детей 2 лет

Ест аккуратно, не обливаясь.
При умывании трет ладони, часть лица.
Вытирается с помощью взрослого.
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Все мамы, приводя ребенка на профилактический осмотр к педиатру в два, слышат вопрос: «Что умеет делать Ваш ребенок?» Но при этом не многие мамы года.

Все навыки ребенка можно условно разделить на пять больших групп, которые относятся:

1. к и моторике;

2. к речи, общению и социальному развитию;

3. к культурно-гигиеническим навыкам;

4. к действиям с предметами;

5. к умственным способностям.

Так что должен уметь ребенок в 2 года?

Его физическое развитие к этому возрасту позволяет:

· подняться и спуститься по лестнице, но при этом ребенок еще может держаться за поручень;

· бегать, подпрыгивать и перешагивать через различные препятствия;

· бросать и ловить мяч, пинать его ногой;

· проводить горизонтальные и вертикальные линии, может даже нарисовать овал;

· ему уже несложно наклоняться за предметами, лежащими на полу;

· он ловко управляет губами: может их вытянуть в форме трубочки, а может растянуть в улыбке;

· он способен надувать и втягивать щеки.

Двухлетний ребенок уже задает вопросы и общается с другими детьми. Понимает значение предлогов «на» и «под». В его словах уже можно уловить определенный смысл, особенно если ему нужна помощь взрослого. Он копирует действия старших и играет с ними в прятки. Двухлетний ребенок не только называет свое имя, но и показывает, сколько ему лет. Все эти действия символизируют о развитии навыков речи, общения и социального развития крохи.

Что должен уметь ребенок в 2 года с позиции культурно-гигиенических навыков? Он уже ест и пьёт самостоятельно, предпринимает попытки почистить зубы. Способен протереть тряпкой стол. Самостоятельно снимает и одевает носки, штаны и ботинки на липучке. Варежки к двум годам, как правило, дети умеют только снимать.

К двум годам ребенок способен выполнять ряд действий с предметами:

· собрать пирамидку, при этом он еще не учитывает;

· построить неровно башню из восьми кубиков, а может выстроить их в ряд, изображая поезд;

· листать странички книги;

· открыть дверь за ручку;

· сложить одну в другую матрёшку или стакан в стакан;

· играя с куклой, не только укладывает ее спать, но и кормит.

Что должен знать и уметь ребенок в 2 года с точки зрения интеллектуального или умственного развития? Двухлетний кроха способен различать до восьми различных цветов, сопоставлять, группировать и выбирать предметы по цветовому признаку и форме. К этому времени он различает четыре геометрических фигуры. На картинках показывает предметы, способен сложить пазл, воспроизвести фигуру из кубиков, построенную взрослым. Активно играет, используя игрушки по назначению. Может выполнять последовательно четыре действия.

Зная о том, что должен уметь ребенок в 2 года, мама сможет устранить имеющиеся пробелы в его развитии. Если у нее это не получится сделать самостоятельно, и малыш все же не сможет приобрести какие-то навыки, то врач обязательно подскажет, как развивать ребенка в 2 года. В первую очередь надо активизировать познавательный интерес. В настоящее время можно приобрести большое количество развивающих игрушек и игр. Однако не стоит заставлять ребенка играть в них против его воли. В двухлетнем возрасте дети, как правило, отдают предпочтение подвижным играм. Катание на качелях позволяет развить вестибулярный аппарат, улучшая физическое развитее вашего крохи.

Если вы не уверены в своих силах и не знаете как найти подход к ребенку - обратитесь к специалистам. В настоящее время на рынке услуг можно найти различные центры и школы раннего развития, в которых ваше чадо научат рисовать, петь. Ребенок приобретет навыки общения со взрослыми и с другими детьми. Все это благотворно скажется на общем развитии крохи, что, несомненно, порадует его родителей.

Похожие публикации