Обучение в школе древней греции. Как учили детей в Древней Греции — Гипермаркет знаний

Система образования в Древней Греции стала исторической предпосылкой современного образовательного процесса. Немецкий философ Георг Гегель, будучи ректором классической гимназии в Нюрнберге, не раз вынужден был выступать перед родителями своих учеников, отстаивая преимущества древнегреческого воспитания: «И вот самый благородный питающий материал в самой благородной форме - золотые яблоки в серебряных чашах - содержится в произведениях древних и несравненно в большей степени, чем в любых других произведениях какого-либо времени и нации.

Мне достаточно напомнить лишь о величии их образа мыслей, об их пластической, свободной от всякой моральной двусмысленности добродетели и любви к отечеству, о величии их деяний и характеров, о многообразии их судеб, обычаев и расположении духа, чтобы оправдать утверждение, что ни в каком материале образования не было объединено так много превосходного, удивительного, оригинального, многостороннего и поучительного».

В Древней Греции и в эллинистических государствах во II в. до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования - эта структура просуществовала вплоть до самого конца античности. Первая образовательная ступень - обучение письму, чтению, счету; вторая ступень - грамматическая школа. Обязательным элементов обучения было тут чтение классических писателей (поэтов, ораторов, историков) с объяснениями из всех областей знаний.

К 16-ти годам обучение в школе заканчивалось, и начиналось образование третьей ступени - риторская школа. Основной целью этого этапа обучения было практическое овладение искусством письменного и устного слова, то есть ораторским искусством. Также изучались элементы права (в качестве приготовления к карьере судебного оратора) и философия (логика и этика).

Обучение музыки в древнегреческой школе

С высшим гуманитарным образованием риторской школы сосуществовало и конкурировало специальное высшее образование в философской школе, которое претендовало на статус альтернативного источника получения знаний.

В Древней Греции складывается ряд факторов, обусловливающих развитие педагогики и образования, а также философии рационализма, которая постепенно обретает статус особого типа познания. Во-первых, это специфические природные условия, под воздействием которых быстрыми темпами развивается коммерция и ремесленное производство, что в свою очередь требует определенных навыков, знаний и, конечно, уровня образования.

Это предопределило развитие древнегреческой системы обучения и школ, где педагоги представляли собой особый социальный класс, необходимый для подготовки профессиональных ремесленников и торговцев. Сословия торговцев и ремесленников представляли в Древней Греции серьезную экономическую и политическую силу, которая развивалась и завоевывала авторитет в обществе. Значительное влияние на древнегреческое образование оказала и демократическая основа социальной организации, которая реализовалась в институте полиса, создав условия творческой свободы и индивидуальной инициативы.

Третьим фактором, повлиявшим на становление образовательной системы в Греции стало развитие философии рационализма, которая в целом была инициирована причинами религиозного характера. Религиозная культура древних греков была более или менее «либеральной»: древнегреческие боги, по сути, были идеализированными людьми; греки не имели священных книг (в смысле воплощенного в тексте божественного откровения); не имели строго фиксированной религиозной и обрядовой догматики, а древнегреческие жрецы не играли существенной роли в жизни полиса.

Говоря о влиянии духовной культуры на становление древнегреческой образовательной модели, нельзя не упомянуть ту роль, которую сыграли в этом процессе поэмы Гомера, ставшие своеобразной Библией греков. Безусловно, фигура певца-сказителя Гомера скорее легендарная (многие исследователи считают его таким же собирательным персонажем, как и Шекспира).

Однако, древние греки были убеждены в существовании этого боговдохновленного поэта, единолично создавшего масштабные эпические полотна, заменявшие сакральные тексты. Наподобие Вед, предназначенных для жрецов-брахманов, или религиозно-философских текстов Упанишад, поэмы Гомера ставили своей главной целью передачу священного знания от учителя к ученику.

Сказания древнегреческого аэда можно также сопоставить с индуистскими эпическими поэмами «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых сочетаются рассказы о мифических и легендарных событиях с приключенческими сюжетами, любовными историями и назидательными поучениями.

Основатель знаменитой философской Академии, Платон в своем фундаментальном трактате «Государство» рассматривает гомеровский эпос как «жизненное руководство»: «…поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь…».

Примерно до середины V в. до н. э. воспитание молодежи строится на основе образа идеального героя, выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физического совершенства, обладать знанием поэзии и определенными «мусическими» навыками, т. е. умением играть на музыкальных инструментах.

По Гомеру учились, воспитывались, в его текстах находили эталоны поведенческих «добродетелей», обнаруживая в то же время и скрытые аллегорические, практически священные смыслы. Так Гомер приобрел статус «божественного учителя», транслирующего через рассказы о легендарных событиях четко выверенную концепцию мироздания.

В истории Древней Греции особую роль сыграли два государства-полиса - Афины и Спарта. В каждом из них сформировались собственные уникальные системы воспитания, обучения и образования. Именно с возникновением полисной системы государственного управления вопросы образования стали властной прерогативой, а государство взяло на себя расходы по обучению граждан. Так, идеалом афинского воспитания стала модель, сводящаяся к достаточно абстрактному понятию - совокупность добродетелей.

Тут подразумевалось всестороннее развитие гармоничной личности, одновременно обладающей развитым интеллектом и близким к идеальному телом. Считалось, что достичь подобной эталонной модели саморазвития и самосовершенствования был вправе только свободный и имущий гражданин Афин. Соревновательный принцип (агонистика) стал основой для образовательных и воспитательных практик древних афинян. Дети и юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных дискуссиях, тем самым оттачивая свои лучшие качества, обретая уверенность в себе и соответствующую репутацию в афинском обществе.

Система воспитания детей в древней Спарте - тема для многочисленных досужих рассуждений и споров. Выражение «спартанское воспитание» зачастую ассоциируется с жесткими и порой даже агрессивными мерами воздействия на поведение ребенка и носит весьма негативный оттенок. Гражданин древней Спарты был, в первую очередь, воином, а потому воинская дисциплина и все ее составляющие охватывали жизнь спартанца целиком, от раннего детства до глубокой старости, так что человек беспрекословно вынужден был подчиняться суровым государственным интересам.

Воспитание мальчиков и девочек в Спарте отличалось друг от друга. По словами древнего историка Плутарха, спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Вероятнее всего, это преувеличение: не соответствовавших критериям здоровья малышей скорее всего отдавали на воспитание свободным сельчанам, периэкам.

Крепкие мальчики, достигнув шестилетнего возраста, переводились из родительского дома в общественные спартанские воспитательные учреждения, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды, соответствующие военным формированиям спартанцев, место в которых юные ученики займут в будущем.

Образование в этих учреждениях было весьма строгое, ставившее своей целью подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье.

Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, знакомство с искусством владения оружием, военные и стратегические маневры.

Помимо тренировок телесных, спартанцы высоко ценили и интеллектуальное образование. По их мнению, важно было не только уменье понимать и ловко вести житейские дела, что приобреталось с опытом и во время разговоров с мудрыми людьми, но и уменье выражать свои мысли коротко и ясно.

Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать четкие ответы, говорить по делу и лаконично. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать, как велят государственные предписания.

Что касается воспитания девочек, то в целом, оно велось в таком же духе, как и воспитание мальчиков. Однако, отношение спартанцев к женщине носило поистине рыцарский характер. Брак заключался с момента похищения невесты: был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой, что придавало отношениям молодых супругов романтическую таинственность.

В целом положение женщины в Спарте было свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. Привыкнув с детства чувствовать себя частью социума и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте именно женщины правят бал.

Педагогика античности.

В эпоху античности происходит формирование основ европейской культуры, в т.ч. и образовательной.

Территория и временные границы античного мира огромны: от 3 тыс. лет до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке зародилась древнегреческая культура и вплоть до 5 в н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с т.н. варварским миром, христианством и породил культуру средневековья. Территориально античный мир охватывал земли 3-х материков – от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

Воспитание и обучение в Греции в 9-8 вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера. А именно образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами.

Грек архаического периода должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах есть его характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой», «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания по Гомеру – достичь славы, превзойти в доблести своего отца.

Образование занимало особое место в обществе и рассматривалось как неотъемлемая обязанность каждого свободного достойного гражданина. Запрет на получение образования был одной из форм наказания человека.

Древняя Греция.

В период расцвета Эллады, в 6-4 вв. до н.э. ведущую роль среди всех государств-полисов стали играть Афины в Аттике и Спарта в Лаконии. Эти два государства дали 2 различных образца организации обучения и воспитания в Древней Греции.

Образовательная система Спарты.

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути невежественного человека. Еще Аристотель отмечал, что основной недостаток воспитания в Спарте в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военный действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором.

Спарта – полис со строгими государственными традициями. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина.

Воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые очень ценились в Древней Греции. Они их не пеленали, давая свободу движений, приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивым в пище, приучали не бояться темноты и т.п.


Подобный упор на физическое воспитание возможно был обусловлен необходимостью защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию вторглись с Балкан дорийские племена, что также затормозило культурное развитие Древней Греции).

Особенности спартанского образования

1. Сословный характер:

Истинные спартиаты – господствующая группа, выполняющая управленческие и военные функции;

Периэки («живущие рядом») – смешанное население с личной свободой, но без политических прав;

Илоты – порабощенные население, подчиненной государству.

Обучение – право истинных спартиатов.

2. Приоритет военного обучения.

3. Принцип послушания и полного подчинения старшим. Любой мужчина или старик – это второй отец. Иностранцы отмечали: «Только в Спарте приятно стариться».

4. Основной тип образовательных учреждений – школы-общежития (молодежные коммуны с обучающее-воспитательной направленностью).

5. Этапы обучения:

1) 7-15 лет – воспитание обучение в специальных детский отрядах или военизированных лагерях («агелах», возглавлял агел один из мальчиков, отличающийся силой, ловкостью и умом). Цель – закалка, укрепление физической выносливости. Физические упражнения, основы военного искусства, элементарные основы чтения, письма, счета. Пение, танцы.

Физическое воспитание в Спарте: гимнастика (бег, прыжки, игра в мяч, охота, верховая езда, единоборство) и орхеистика (военные танцы: пластические движения, имитирующие действия во время борьбы, а также хоровые упражнения).

2) 15-20 лет – юноши получали некоторые гражданские права и помогали старшим в воспитании младших. Основы эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Военное обучение. Участие в учебных сражениях, походах. Криптии – военные походы молодежи, во время которых они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из илотов.

3) 20-30 лет – обучение и воспитание в том же направлении. В итоге юноши становятся полноправными членами полиса.

Мотивирующая форма обучения – «агоны» (публичные соревнования). Подвергались с 14 лет. Гимнастические и мусические (орхеистика) агоны. Состязания в выносливости в т.ч. проводились и форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх рисует сцену: «Мальчиков в Спарте пороли бичом…в течение всего дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым.

Образовательная система Афин.

Афины – крупный культурный, торговый и политический центр. Поэтому образовательная система здесь была более гибкой и менее традиционной. Основная цель – всесторонне и гармоничное развитие личности, которая заключается в идее каллокагатии. Каллокагатия: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями.

Особенности афинского образования:

1.
Сословный характер. Образование касалось правящего сословия – эвпатридов.

2.
Учителя назывались дидаскалами и не принадлежали к жреческой касте. Статус учителя приравнивался к ремесленнику, и только жизненные случайности, горе и злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы. На одного дидаскала было 20-50 учеников.

3.
Школы частные, платные.

4.
Ступени обучения:

С рождения дети получали традиционное семейное воспитание. Цель – развить физически силы, чувство красоты и нравственные установки.

1.
7-12 лет. Мусические школы. Они разделялись на грамматические и кифаристические.

Грамматические школы – давали навыки письма (на восковых табличках («церах») костяной палочкой («стилем»); дети иногда соскребали воск и лепили игрушки, за что наказывались), чтения (заучивались басни Эзопа, поэмы Гомера и т.п., мифы, гимны). Имелись учебные пособия – модели геометрических тел, ящики с песком для упражнения в черчении, таблицы с примерами на 4 правила арифметики, «абаки», наподобие счетов. Кифаристические школы давали музыкальное образование (игра на музыкальных инструментах – лира, флейта – пение). По мнению греческих мыслителей обучение музыке сохраняет и приумножает полисные традиции.

2) 12-16 лет. Палестры. Давали общее физическое воспитание и элементарную военную подготовку. Легкая атлетика, танцы, плавание, верховая езда, управление колесницами.

3) 16-18 лет. Гимнасии. Это были государственные философские школы. Среди академий и гимнасий наиболее популярными были:

Стоическая (Зенон), эпикурейская (Эпикур) гимнасии;

Академия Платона, Ликей Аристотеля, Киносарг Антисфена. Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку около храма мифического Аполлона Ликейского, Платон – у бассейна, при этом занятие у него начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, сконструированного им самим. Академия Платона располагалась у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, подарившему людям письменность.

4) С 18 лет юноши должны были состоять в «эфебии», государственной организации для подготовки свободнорожденных к военной и государственной службе (в течение 2 лет, на государственном обеспечении). После 1-го года обучения они приносили клятву верности Афинам.

Также были софисты (учителя мудрости). Они собирали вокруг себя группы юношей и передавали ЗУН, опыт. Это были первые платные учителя в Афинах. Прежде всего, они обучали красноречию и логике. Способы – рассказ, беседа, дискуссия, развернутое доказательство.

Именно в Афинах обозначилась дифференциация учебного материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя – кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Но специфику этот процесс приобрел в римской системе.

Древний Рим.

По преданию основан в 752 г. до н.э. С 31 г. до н.э. Рим в ходе захватнических войн превратился в столицу огромной империи. Рим во многом заимствовал традиции греческой культуры. Распространенным было семейное воспитание и обучение.

Традиционно большая роль отводилась домашнему воспитанию. При этом семейное устройство было патриархальным. Отец имел право даже убить младенца или продать сына. За воспитание детей отец нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали также и приемных детей.

Особенности римского образования:

1. Состоятельные граждане имели возможность к 12 годам (до 16 лет) отправлять детей в грамматические школы. Это были частные учебные заведения повышенного типа. Остальные же римляне посылали детей на форумы (общественные собрания), в тривиальные («перекресток»), которые находились прямо на улицах или в ремесленных мастерских. За 2 года обучения дети научались писать, читать, считать, усваивали латынь, греческий язык, основы римского права, риторику.

2. В римском образовании были исключены все «изящные науки» (музыка, пение, танцы, спорт, т.к. «они побуждают больше мечтать, чем действовать»).

3. Идеал римского образования – прагматический (т.е. с извлечением конкретной пользы). Получение образования являлось необходимым условием для военной или политической карьеры.

4. Школьный канон – «семь свободный искусств» (тривиум и квадриум). Науки предложил римский писатель и ученый Варрон. Разделил на тривиум и квадриум римский философ и автор школьных учебников Боэций.

Тривиум – риторика, диалектика, грамматика.

Квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Из первоначального варианта были исключены медицина и архитектура.

5.
Типы школ:

1) Риторские (ораторские) школы. Осуществляли подготовку общественных деятелей.

2) Коллегии юношества – образовательные центры для высшей знати. Готовили правящую элиту. Юноши путешествовали в центры эллинистической культуры и просвещения – Афины, Пергам, Александрию.

3) Легионы и школы всадников – военная подготовка.

6. Создание и использование первых учебников и руководств к преподаванию (в их качестве выступали авторские философские и риторские трактаты).

Виднейшие античные мыслители-педагоги:

1.
Пифагор – школа («Пифагорейское братство») должна строить свою деятельность на гармонии мышления, чувств, желаний. Предметы те, что связаны с понятиями меры, гармонии и которые можно изложить в виде различных чисел, формул, знаков (музыка, математика, медицина, философия). Даже в основу возрастной периодизации была положена цифра – 7 – в первое 7-летие выпадают зубы, во второе 7-летие наступает половая зрелость, в третье – отрастает борода. Все это способствовало порядку и дисциплине, как в учении, так и в жизни. Обучение и воспитание следует организовывать соответственно возрасту.ъ

2.
Демокрит – ценил роль семейного воспитания, положительного примера родителей, т.к. «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Воспитание – вторая природа человека. Основной мотив развития - детская любознательность, значит, учитель должен побуждать этот мотив, путем убеждения.

3.
Сократ – цель – развить внутреннюю природу личности, способности. 1 ступень обучения – основы этики и общественного поведения, 2 ступень – изучение практических профессиональных вопросов. Познать окружающий мир – значит заново родиться. А для этого ребенок должен сам найти истину в беседе с учителем («истина познается в споре»). Сократ выявил соответствующий метод – эвристическая (или сократовская) беседа – спор путем постановки учителем продуманных, логически связанных вопросов, отвечая на которые, ребенок постепенно осознает истину. Сократ проводил время на площадях, в палестрах и гимназиях, вступая в беседу с прохожими. «Я знаю то, что ничего не знаю» - ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.

4.
Платон – ученик Сократа. «Поучение» осуществляется на основе припоминания душой того, что она видела в мире идей. Ребенка нужно окружать образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе воспоминания об идеальном мире. Идеи общественного воспитания (прообразы детских садов). Необходимо создать систему государственных школ. Новорожденных сначала следует вскармливать общественным кормилицам в государственных воспитательных домах. С 3 до 6 лет – обучение осуществляется специальным воспитателем на специально оборудованных площадках вблизи храмов (в основном, игры). С 7 лет – посещение государственных школ, палестр, гимнасий, эфебий.

5.
Аристотель – ученик Платона, воспитатель А. Македонского. Обучение следует начинать с азбучных основ, затем делать упор на передачу реальных знаний о мире (природоведение, астрономия, философия и др.), затем привитие нравственных норм и законов в семье и полисе и заканчивать передачей ЗУН для профессиональной и творческой деятельности (риторика, поэтика и др.). В отличие от Платона, у Аристотеля основа познания – сенсорное восприятие. Воспитание должно быть разным – рабы должны готовиться к труду, а дети свободных – должны иметь досуг для развития ума и тела. На развитие человека влияют:

Внешний мир

Внутренние силы

Социальный заказ

Обучение должно опираться на внутренне присущую человеку способность к подражанию, т.е. с использованием повторения, следования образцу. Это доставляет ребенку удовольствие и радость. Упражнения должны быть частыми и хорошо продуманными.

Педагогика средневековья.

Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи – зарождением феодального общества, оплотом которого явилось христианство.

Средние века охватывают около 12 веков:

1.
5-10 вв. – раннее средневековье

2.
11-13 вв. – высокое средневековье

3.
14-16 вв. – позднее средневековье (эпоха Возрождения).

Культурное наследие богато – великолепные образцы иконописи, появление готического и романского стилей в архитектуре, шедевры живописи Л. Да Винчи, Микеланджело и др., поэзия Петрарки и Данте. Именно в средние века оформляется категория профессиональных ученых.

В 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи возникают раннехристианские общины, выражающие надежду наиболее угнетенных слоев на приход мессии, спасителя. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, уважали труд, не признавали императоров, за что подвергались гонениям.

В 313 г. христианство было признано равноправной религией, и христианские учителя получили право преподавать в тривиальных и грамматических школах, где они трактовали разнообразные науки с позиций новой религии.

Основной метод обучения – устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов и т.п.

Особое значение придавалось созданию внутреннего настроя эмоциональной приподнятости.

В начале 7 в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы при монастырях. Содержание образования опиралось на сочинения Аврелия Августина и Платона как наиболее соответствующего из античных мыслителей идеалам христианства.

Особенности образования:

2.
Цель – дисциплина свободной воли и рассудка, приведение человека к вере, к постижению, почитанию и служению Богу.

Символ человеческой жизни – греческая буква «ипсилон» (вначале жизни прямая дорога, затем человек делает выбор – слева широкая удобная дорога греха, а справа – тернистый путь праведника).

- «1» - символ единого Бога, «2» - дуалистичность Христа (божественное + человеческое), «3» - Святая Троица и т.д.

Латинская грамматика – для понимания и чтения Священного Писания.

Риторика и диалектика – для правильного чтения и логического мышления, умения дискутировать во избежание заблуждений в вероучении.

Арифметика – «божественный космос основан на числах

Геометрия – окружающий мир состоит из чисел

Музыка – приводит к гармонии небесную и земную сферы

Астрономия – занимается вычислением церковных праздников, постов.

Также изучали философию (венец обучения, ведет к постижению теологии), теологию и богословие.

Обучение велось на латинском языке (с момента перевода Библии на латынь). В течение 5 лет дети заучивали наизусть Псалтырь (т.к. знание и повторение псалмов отводят человека от суетных мыслей), учились читать и писать. Далее обучались 7 свободным искусствам, философии, теологии и богословию.

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику – принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции.

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора – для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

В Афинах обучению девочек уделяли меньше внимания, чем в Спарте. В Спарте девочки обязательно должны были быть обучены письму и чтению, они занимались интенсивной гимнастикой, пением и танцами, так как должны были принимать участие в религиозных ритуалах и мистериях.

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины .

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать"

Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. - С.154..

Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем" Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. - С.15..

Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.

Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу .

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов .

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение .

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подопечный.

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 --16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа .

Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину .

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей .

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18--20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида). Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику - принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции .

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора - для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

Похожие публикации