Развитие представлений о любви. Культурно-исторический анализ представлений о любви

Любовь как тема искусства и философии, психологической и социологической, медицинской и сексологической литературы, гендерных исследований, публицистики, бытовых коммуникаций между людьми и т.п. является одним наиболее распространенных предметов интеллектуальных и эмоциональных рефлексий раз­ного жанра 1 .

Однако собственно культурологических исследований, где бы любовь анализировалась как одно из значимых явлений человеческой культуры, как ни странно, очень мало. Культурологи предпочитают изучать не любовь как таковую, а именно те или иные виды рефлексий на нее (чаще всего художественных и философс­ких) 2 .

Более того, как мне кажется, этот необъятный вал рефлексий фактически заслоняет собой саму любовь как явление человеческой жизни и уводит интерес ученых от самой любви к тому, что про любовь написали Шекспир, Кант, Пушкин, Соловьев, Толстой и т.п. Видимо, нет нужды доказывать, что сама любовь отнюдь не сводится к тому, что о ней сказали Шекспир или Кант, тем более, что далеко не все авторы высказываний на эту тему относятся к корифеям мировой культуры. Не будем забывать и про то, что основная масса нецензурных и циничных высказываний, тоже сосредоточена в основном вокруг любовно-эротической темы. Но это как раз стало объ­ектом достаточно интересных и серьезных исследований в области мифологии и социальной жаргонистики 1 .

В чем же собственно заключается культурологический подход к этому вопросу? Прежде всего, в том, что любовь анализируется как сложный биокультурный комплекс, выражающийся в определенных психологических состояниях, социальных отношениях, семиотических формах своего внешнего выражения, а так же в бесконечных рефлексиях (интеллектуальных, эмоциональных и пр.), о которых уже шла речь. Наверное, в человеческой жизни нет другого такого явления, о котором говорили, писали, размышляли и т.п. столько же, сколько о любви. Для того, чтобы этот необъятный по объему материал как-то проанализировать, мне придется дифференцировать его на пласты: эротико-эмоциональный, семиотический, социальный и, конечно же, рефлексивный (куда теперь от него денешься).

1. Эротико-эмоциональная основа любви

Здесь имеются в виду как физиологические и психологические, так и культурные аспекты, формирующие любовь как специфическое отношение двух людей друг к другу 2 .

Наш известный социал-антрополог Э.А.Орлова как-то в приватной беседе высказала следующую версию возникновения любви. У каждого человека время от времени (естественно, в молодом возрасте намного чаще, чем в пожилом) по каким-то внутренним биологическим причинам наступает период нарушения адреналинового баланса в крови. Это состояние резко повышает половую потребность, и человек начинает внимательно изучать свое окружение (часто специально расширяя круг общения), как бы сканируя окружа­ющих людей и стремясь найти представителя про­тивоположного пола, в данный момент страдающего таким же нару­ше­нием адреналинового баланса. В случае, если такой потенциальный партнер обнаружен и чисто человеческое сближение с ним проходит успешно, отношения между этими людьми принимают любовный характер. В подтверждение этой теории приводилась масса примеров, когда между людьми, хорошо знакомы­ми на протяжении долгого времени и годами поддерживавшими сугубо дружеские отношения, эти отношения на каком-то этапе без всяких видимых причин быстро превращались в любовные и даже могли привести к браку.

Не возражая против подобного объяснения актуализации половой потребности и возникновения сексуальных отношений (которые, кстати, далеко не всегда перерождаются в эмоционально-любовные), я не нахожу здесь оснований для той высокой индивидуальной избирательности и тщательности, проявляемой в выборе партнера, которая отличает именно любовные отношения.

Мне представляется, что в основе этой избирательности лежат преимущественно следующие факторы:

Эротическая привлекательность партнера (в социальных слоях, которые можно назвать отстающими по своему интеллектуально-культурному и образовательному уровню, это сводится к соответствию партнера модному в настоящее время сексуальному имиджу и стилю поведения; в более развитых и образованных слоях существенную роль играют также и индивидуализиру­ющие, оригинальные черты личности партнера);

Интеллектуально-культурная близость между партнерами (общность интересов, ценностных ориентаций, общекультурной эрудиции, иногда – это общность образования или профессии и т.п.);

Социальная адекватность (принадлежность партнеров к единой иди близким социальным стратам; несмотря на распространенные сейчас социальные мезальянсы между представителями разных сословий и социокультур­ных групп, как правило, такие дуэты оказываются неустойчивыми и весьма недолговечными; к тому же социальный мезальянс обычно означает отсут­­ст­вие должной интеллектуально-культурной близости);

Психологическая совместимость (это очень коварный фактор, который на ранней стадии романа может не играть большой роли, но с момента начала совместной жизни его значимость неуклонно взрастает, хотя он является обстоятельством, более или менее компенсируемым);

Фактор практической осуществимости альянса (очень многие складывающиеся пары не могут выдержать некоторых чисто технических препятствий, которые возникают в лице вмешивающихся в их отношения родителей, отсутствия места для совместной жизни или хотя бы интимных встреч, дефицита свободного времени, а также финансовых сложностей, наличия сопер­ников и т.п.) 1 .

В связи с проблемой индивидуального выбора и его эротических оснований возникает традиционный вопрос о возможности платонической любви, вообще лишенной сексуального компонента. Я думаю, что при каких-то экстраординарных обстоятельствах отсутствие сексуального компонента может психологически замещаться какими-то другими факторами. Но в обычных обстоятельствах – это ненормальная ситуация, чреватая скорым крахом отно­шений. Мы живем уже в XXI веке, прошли через «сексуальную революцию» 1970-х гг., существенные достижения движения феминизма ХХ века, и современная культура любви уже существенно отличается от эпохи «тургеневских девушек», будучи гораздо более «раскованной» в вопросах интимных отношений.

Другое дело, что многие молодые девушки влюбляются и даже выходят замуж, не испытывая выраженной потребности в половой близости с избранником. Как ни парадоксально, но при всей эмоциональности такой влю­бл­ен­ности она фактически является формой чисто дружеской привязанности. Не будем забывать, что дружба между мужчиной и женщиной (в ее эмоциональном аспекте) очень мало отличается от любви. А точнее – только отсутствием сексуального компонента. В этой связи можно сказать и так: любовь – это друж­ба плюс секс (а вот секс без дружбы – это уже вид спорта). Поэтому подобное замужество или любовничество «по дружбе» могут развиться в полноценную любовь лишь по мере развертывания всего комплекса интимных отношений в альянсе.

Очень важной и плохо объяснимой чертой любви является необычайно высокий накал эмоций, особенно характерный для стадии ухаживания и первого периода любовных отношений. Впрочем, из литературы и социальной практики мы знаем и немало примеров того, когда такой высокий накал эмоций сохраняется длительное время и при совместной жизни. Видимо, в любовном дуэте каждой конк­ретной пары присутствует множество черт и деталей, сугубо индивидуальных именно для данной пары и не являющихся широко распространенными.

Можно объяснить эту неординарную эмоциональность остротой страс­ти, силой сексуального влечения, и я думаю, что это значимый компонент подобной эмоциональности. Есть объяснение, согласно которому все сводится к психологической потребности в успехе, любовной победе, завоевании предмета своей страсти. Возможно, что в каких-то случаях дело обстоит имен­но так, хотя в этом проскальзывают и некоторые моменты шизоидальности (не путать с шизофренией как заболеванием).

Мне представляется, что в статистическом большинстве случаев столь высокая эмоциональность любви строится на совершенно ином основании, а именно на поиске собственной востребованности и очень высокой психологической значимости этой обретенной востребованности для человека. Заявления типа: «Я люблю сам и не нуждаюсь во взаимности» – не более, чем игра. На самом деле именно взаимность, т.е. не только твоя потребность в любимом человеке, но в еще большей мере его потребность в тебе и лежит в основе столь высокой любовной эмоциональности и особенно ревности. Не про­с­­то остаться одному, но – главное – никому не нужным – это очень большой психологический стресс для человека.

Я думаю, что это одна из очень показательных черт социальности человека, его потребности во взаимодействии с социальным окружением, но в данном случае выплеснутая в сферу сугубо при­ватной личной жизни. Кстати, в основе глубокой и верной дружбы лежит по существу тот же принцип – востребованности. Поэтому потеря близкого друга бывает не меньшим горем, чем потеря любимого. Собственно любимый – это и есть близкий друг, с которым тебя связывает еще и сексуальная близость, общие дети и т.п.

Важным компонентом эротико-эмоционального пласта любовной куль­туры является уровень соответствия в типах сексуального поведения каждого из партнеров. Понятие «тип сексуального поведения» означает довольно сло­ж­ный комплекс, как эротических намерений человека, так и его практической «раскованности» и технических умений в данном вопросе. От степени сочетаемости этих типов, свойственных каждому из партнеров (или, говоря иначе, от сочетания их эротических склонностей), в немалой мере зависит уровень сексуальной удовлетворенности каждого (как в чисто физиологическом, так и особенно в психологическом плане), а отсюда – устойчивость и длительность альянса, склонность к изменам или отсутствие этого и т.п. Традиционно типы сексуального поведения делились на мужские и женские, но одной из побед движения феминизма стало устранение (в основном) подобного деления в современной культуре любви.

В принципе этих типов довольно много: от инертно-пассивного до жестко агрессивного (свойственного обоим полам); они различаются прежде все­го уровнем сексуальной ак­тивности, интенсивностью (по крайней мере, на уровне готовности), воспитанной с детства стеснительностью, допустимыми техническими формами интимных контактов (то, что раньше называлось степенью распущенности) и т.п. Эти типы не обязательно должны совпадать, они могут и органично дополнять друг друга. Главное, чтобы оба партнера были довольны сложившимся альянсом. Впрочем, тип сексуального поведения, как правило, яв­ляется лишь продолжением в постели типа социального поведения в межли­ч­ностных отношениях в целом. Так или иначе, этот аспект представляется абсолютно культурным по своему происхождению, обусловленным традици­ями культуры любви, свойственной тому или иному народу, результатом домашнего воспитания, социального происхождения, начитанности и другими формами художественной эрудированности и пр.

Не будем забывать о том, что у каждого народа исторически складывается свой высоко специфичный комплекс компонентов культуры любви, который у одних народов является сравнительно динамичным и склонным к саморазвитию (или заимствованию чего-то из других культур), у других народов, напротив глубоко традиционным. Не менее сложной дифференцированностью культура любви обладает у разных социальных страт, сословий, профессиональных групп.

Я рассмотрел в этой части только несколько вопросов эротико-эмо­ци­онального пласта культуры любви; те, которые, на мой взгляд, являются в на­ибольшей мере культурогенными. Разумеется, только этим проблема не исчерпывается.

Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности. М.М. Пришвин

Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Чувства обладают такими характеристиками как социальность и культурно-историческая детерминированность, что обуславливает необходимость анализа представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

Представления о любви начинают складываться в архаической культуре. Анимистические верования детерминируют понимание любви в этот период как воздействие души мужчины на душу женщины. При этом охота, война также рассматривались как особая форма воздействия на души животных и врагов. Мужчина, чтобы беречь силы, должен был воздерживаться в такие периоды от общения с женщиной. Формируется уникальный дискурс любви: с одной стороны, охота, война и секс объединяются общим объяснительным принципом - воздействие души мужчины на души женщины, животного, врага. На отношения между мужчиной и женщиной переносятся паттерны поведения, реализуемые на охоте, войне. Мужчина в любви выступает как охотник, который преследует, побеждает, поражает, женщине отводится роль дичи, добычи, жертвы - она убегает, дает себя преследовать, уступает. Аналогия между любовью и охотой отражена в русской свадебной лирике (Н. Ерофееева ) и в петроглифах Тиу (Африка), в тюркских языках: Ата - самец, отец, Ат - стрелять, Ана - самка, мать, Ан - дичь - и в русском языке (слова "охота" и "похоть" однокоренные). С другой стороны, любовь противопоставляется охоте и войне, общение с женщиной отнимает у мужчины силы и не дает быть успешным на охоте или войне. Опираясь на классификацию уровней потребностной сферы В.А. Иванникова, отметим, что взаимодействие между полами в архаической культуре строится на уровне организма, вида и природного субъекта. Собственно любви в современном понимании еще нет. Биологической эволюцией у людей разного пола сформированы разные половые органы (уровень организма), действует базовая программа сохранения вида (уровень вида), человек реализует данную программу через сексуальное и родительское поведение, удовлетворяя собственные потребности в удовольствии, безопасности, комфорте.

По мнению В.М. Розина , в дальнейшем любовь возникает лишь в тех культурах, где есть оптимальная дистанция между полами. Этнографические данные М. Мид показывают, что любви не возникает в племенах, где люди разобщены, супруги находятся в напряженных отношениях, женщины и мужчины относятся к разным группам, спят в разных частях дома, не едят в присутствии друг друга (племя Манус в Новой Гвинеи). Мужчины в таких племенах являются свободными до свадьбы, а после нее должны работать на тех, кто ее оплатил. Нет половой любви и в племенах, где дистанция между мужчинами и женщинами, напротив, практически отсутствует. В племени арапешей (Новая Гвинея) мужчины и женщины объединены общим делом воспитания, в этом племени нет войн, ссоры редки, работа выполняется совместно. Помолвка осуществляется между девочкой 7-8 лет и мальчиком 13-14 лет. После помолвки невесту выращивают в доме жениха. Если она созревает раньше своего суженого, она вполне может стать женой его старшего брата. Фактически муж и жена растут вместе и испытывают друг к другу скорее братские чувства, нежели страсть, влечение.

В шумеро-аккадской культуре любовь начинает выделяться в особую силу жизни. При этом еще сохраняется архаическое соединение любви и войны: богиня Иштар - богиня любви и войны, распри одновременно (Философия любви ). Любовные отношения связываются уже не только с функциями организма, вида и природного субъекта, но и с функциями субъекта социального (культурного). Любовь ассоциируется с гражданскими потребностями человека: от акта размножения зависит плодородие семьи и страны, а мужская сексуальность, сила - становится признаком и атрибутом социальной власти. Актуализируются в любви и этнические потребности, потребность принадлежности к социальной группе. Эта социальная группа пока максимально широка: любовь помогает стать человеком.

К культуре Древнего Египта приписывается возникновение индивидуальной любви: истории любви Эхнатона к Нефертити, дочери Ахура к ее брату стали легендами и дошли до наших дней (Философия любви ). Впервые любовь связывается с эстетическими потребностями человека: влюбленные фараоны увековечивают в скульптуре, архитектуре своих любимых. Другая группа потребностей культурного субъекта, с которой соединяются представления о любви, - это потребности безопасности. Мерилом настоящей женской любви становится способность под угрозой смерти остаться верной любимому. Таким образом, любовь противопоставляется потребностям безопасности. Об этом уже в двадцатом веке писал в "Комментариях к жизни" Джадду Кришнамурти: "использовать другого, чтобы удовлетворить свои желания и обезопасить себя - не значит любить... любовь состояние уязвимости... любовь возникает, когда исчезает желание обезопасить себя" .

В Древней Индии любовь вписывается в систему жизненных ценностей и целей человека (три цели в жизни человека: исполнение обязанностей, достижение материального благополучие, удовлетворение чувственных побуждений), и, будучи вписана в эту систему, становится предметом религиозных и философских рассуждений. Любовь связывается с потребностью в мировоззрении, с потребностью в поведении по нравственным нормам. В осмыслении любви человечество переходит на уровень нравственного социального субъекта. Любовь в древнеиндийской культуре является предметом познания и пристального изучения, связывается с познавательной потребностью (культурный социальный субъект). Представления о любви дифференцируются: выделяются виды любви и типы мужчин и женщин по их сексуальной конституции и привлекательности.

В эпоху античности происходит осмысление любви одновременно на разных уровнях. Гедонистический дискурс, рассматривающий любовь как способ получения наслаждений, не поднимается в понимании любви выше потребностей организма и природного субъекта. Религиозно-мифологический дискурс связывает любовь с потребностью в создании образа мира (культурный социальный субъект). У Эмпедокла любовь осмысливается как движущая сила развития (синтеза) в мире. Миф об андрогинах объясняет существование двух полов, Афродита олицетворяет персонифицированную любовь. Интересно, что в греческой мифологии существует две Афродиты: Афродита Пандемос (Народная) и Афродита Урания (Небесная), имеющие разное происхождение. Фактически происходит разделение любви на возвышенную и земную, которое в последствие станет основой средневекового понимания любви. Философско-эзотерический дискурс рассматривает любовь в соотнесение с потребностями нравственного социального субъекта. Любви приписывается стремление к самосовершенствованию, к красоте, к целостности. Представления о любви усложняются: возникает мотив верности, вечности в любви (любви после смерти), амбивалентности чувств в любви (люблю, но ревную до того, что ненавижу и т.д.), расширяется классификация видов любви. Любовь возвеличивается, воспеваются подвиги любви, ее красота и сила и одновременно снижается (адюльтер, педофилия, гомосексуализм, лесбиянство, сексуальные извращения) и представляется как нечто ужасное, связанное с муками, изменой, смертью.

Если в античной культуре сосуществуют три дискурса любви, позволяющих дать интерпретацию любви на уровне организма и природного субъекта, культурного субъекта и субъекта нравственного, то в средневековой культуре делается попытка отделить и перечеркнуть потребности организма и природного субъекта, связанные с любовью. Любовь жестко связывается с потребностями вида (рождение детей); она детерминируется церковью, общественным институтом, становится социально нормированной, связывается с гражданскими потребностями субъекта; соотносится с потребностями нравственного субъекта (познание Бога). Запрет на чувственную любовь (супруги могут заниматься сексом только ради рождения детей) приводит к вынесению этого компонента любви из семьи, находящейся под пристальным контролем церкви и расцвету публичных домов, которые содержат даже аббаты (В.М. Розин ). Резко поляризуется отношение к женщине. Сексуальность, соблазнительность и греховность приписывается женщине-ведьме или проститутке. Женщина обвиняется в грехопадении человечества. В противовес этому, возникает образ Богоматери. Мадонны, непорочной и святой. Ее обожествляют и ей поклоняются, но она полностью лишена эротического. Наконец, возникает образ Прекрасной дамы, которой также поклоняются, ею восхищаются, посвящают стихи и серенады. Однако и здесь любовь разводится с семейной жизнью. Прекрасная Дама - это всегда жена другого (незамужние девушки были благодаря церкви и воспитанию табу для мужчин). Неслучайно, еще в античной мифологии Гестия - богиня семейного очага, не подвержена силе Афродиты и Эроса.

В эпоху Возрождения делается попытка синтеза чувственного и духовного в любви. Такая попытка, с одной стороны, делает любовь и отношение к женщине более светским (нет больше культа непорочности), с другой, стирает грань между духовностью и страстью, разнузданностью в любви. Человек ставится в центр мироздания, любовь как космическая сила связывает его со всеми частями космоса и людьми. Любовь в эпоху Возрождения не отрицает потребностей организма и природного субъекта, связывается с потребностями культурного субъекта (эстетика женского образа и тела: "Рождение Венеры" Боттичелли), но главное реализует потребности субъекта нравственного в самовыражении и самоактуализации. В любви видится проявление силы человека, его совершенства и свободы. Неслучайно, именно в этот период возникает идеал свободной индивидуальной любви.

В Новое время дискурс любви тесно связывается с дискурсом рациональности: здравый смысл - судья любви. Рациональный подход требует ее всестороннего осмысления: определяется онтологический статус любви через соотнесение с системой мира, общества и с жизнью человека, определяется гносеология и феноменология любви, философами строятся программы любви для людей. Рациональность лишает любовь сакральности, таинственности: формируется образ Дон Жуана, флирт становится популярнее любви, верность высмеивается. По мнению М. Фуко , в этот период секс и половая любовь становятся орудием борьбы за власть, обоснованием социальной значимости. Буржуазия противопоставляет цену своих удовольствий тела, здоровья голубой крови аристократов. Поэтому секс становится предметом пристального внимания: тело женщины до предела насыщается сексуальностью и истеризируется, ребенка постоянно подозревают в сексуальных извращениях, репродуктивное поведение социализируется (через социальные, налоговые меры, медицинские предписания, политическую ответственность). Итак, любовь в период Нового времени тесно связана с гражданскими потребностями (власть, статус), познавательными потребностями (рациональность в любви), потребностью в удовольствиях и видовой программой продолжения рода. Фактически оказываются задействованы все уровни потребностной сферы человека, кроме нравственного. Рациональность лишила любовь уникальности, универсальности как средства самовыражения, самосовершенствования, поиска смысла. Новейшее время характеризуется кризисом рационального постижения мира и любви. В этот период начинает господствовать иррациональная трактовка любви как силы неподконтрольной человеку, таинственной, управляющей им помимо его воли (А. Шопенгауер , Ф. Ницше , З. Фрейд , К.Г. Юнг , Г. Маркузе , В. Рейх ). Любовь соединяется с потребностью нравственного субъекта в поиске смысла жизни, в самоопределении, самоутверждении, но пессимизм заставляет признавать бессмысленность и тщетность этих стремлений, а значит и бессмысленность, и тщетность самой любви. Дискурс любви тесно связывается с дискурсом семьи, возникают образы, совмещающие сбившееся с пути супружество и аномальную сексуальность: невротичная женщина, фригидная супруга, мать, безразличная или не находящая покоя из-за навязчивостей, муж - импотент, садист, извращенец, истеричная дочь, рано созревший, мастурбирующий ребенок, молодой гомосексуалист, отказывающийся женится или пренебрегающий женой. В культуре Новейшего времени любовь обладает огромной силой, но не способствует гармонизации и счастью человека.

В русской культуре долгое время господствует христианская трактовка любви как способа единения с Богом и людьми, как атрибута соборности русского народа. В конце XIX начале XX века отношение к любви поляризуется: возникает материалистический и фисософско-эзотерический подход к любви. Общим для этих подходов было признание исторической изменчивости феномена "любви", широкое использование литературных примеров (в русской философии любви эти примеры подчас заменяли примеры из истории и жизни), акцент на соотношении чувственного и духовного компонента в любви. Представители материалистического подхода: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Сеченов И.М., Лавров П.Л. - стремились уравновесить роль чувственного и духовного в любви: человек не ангел и не зверь; бессмысленно поэтизировать и романтизировать любовные отношения и впоследствии разочаровываться в реальной любви, но невозможно и превращать человека в животное, движимое инстинктами и животными страстями. Религиозно-эзотерический дискурс (Соловьев В.С., Бердяев Н.А., Розанов В.В., Гершензон М.О. ) более противоречив в осмыслении платонического и телесного в любви. Н.А. Бердяев отрицает секс, как обезличивающий человека, и проповедует духовную любовь к Деве, В.В. Розанов, напротив, сводит всю любовь к половому акту, который и воспевает в лоне семьи. В.С. Соловьев не отрицает не телесный, не духовный аспект половой любви, однако духовность в любви, по его мнению, выше телесности: половая любовь нужна не для того, чтобы рожать детей (настоящая любовь часто не заканчивается рождением детей (Ромео и Джульетта), а дети часто рождаются и в браках без любви). Смысл любви между мужчиной и женщиной в том, что она помогает человеку преодолеть эгоцентризм, способствует развитию любящих: идеализация в любви есть возможность видеть: каким бы человек мог быть. Русская философия любви предавала огромное значение образу женщины в любви (Вечная Женственность, Непорочная Дева). Подобно средневековым представлениям, женщина идеализируется, превращается в сакральный и потому недоступный объект, отчуждается от этого мира.

Итак, "ЛЮБОВЬ - ДИТЯ ИСТОРИИ, растущее и развивающееся вместе с нею" , в ходе культурно-исторического развития происходит трансформация представлений о любви: любовь связывается с все более высокими уровнями потребностной сферы человека. От потребностей организма, вида, природного субъекта в архаической культуре происходит переход к потребностям гражданским, этническим, эстетическим, познавательной - потребностям культурного социального субъекта. Это переход характеризуется гетерохронностью в разных культурах: первые цивилизации (Шумеро-аккадская, древнеиндийская, египетская) первыми пришли к такому пониманию любви. Но и здесь наблюдались различия: с какими именно потребностями культурного субъекта окажется связанной любовь.

Античная культура подарила человечеству связь любви с потребностями субъекта нравственного: в самовыражении, совершенствовании себя, в поиске смысла жизни, в мировоззрении. Современный человек, по мнению М. Фуко , при ответе на вопрос: "Кто я такой? ", - неминуемо обращается к сфере секса и любви. Такая трансформация связей любви с потребностной сферой человека повлекла и усложнение представлений о самой любви. Впервые возникает противопоставление духовной и телесной любви, которое в дальнейшем будет раскрываться в таких конструктах, как бескорыстность - расчетливость, продажность в любви, психический - физиологический аспект любви, романтизм - реализм в любви, религиозность - светскость, элитарность - общедоступность любви. Возникают мотивы верности, вечности и амбивалентности любви. Дальнейшие культурно-исторические трансформации представлений о любви дают новые интерпретации связи любви с потребностями нравственного субъекта (любовь как способ постижения Бога, любовь как самоактуализация личности, любовь как способ поиска смысла жизни и самоопределения). Фактически, будучи достигнут один раз, новый уровень осмысления любви оказался закреплен в культуре. Культурно-исторический анализ позволяет выделить три переломных момента в осмыслении феномена "любви" (Кошелева Е.В. ):

первобытная культура: возникают первые представления об отношениях между мужчиной и женщиной;

эпоха великих цивилизаций: возникает связь любви с потребностями социального культурного субъекта;

античность: любовь становится формой реализации потребностей субъекта нравственного.

Таким образом, в литературе в общем, и в психологии в частности, нет одного, общего определения понятия любви. Природа любви разными авторами дается по-разному: внутренняя природа по Фромму; эволюционная, часть человеческой природы - в единстве биологического и социального по Изарду, Розеновой и Кузнецову; связана с сексуальностью по Кернбергу, Ухтомскому и Маслоу.

В любви как явлении присутствуют: взаимность, физическая близость - органами чувств, безусловное принятие другого, эмоциональная зависимость, духовная и телесная близость, нежность, терпеливость, ласковость, всепрощение, любовь к человеку как таковому, самопожертвование, немного эгоизма, позитивное отношение к другим, привязанность, связана с обожествлением партнера, способ постижения другого во всей глубине его личности, прорыв к другому через препятствия, уважение, готовность поставить другого выше себя на уровне сути, равенство и свобода, надежность и верность чувства, общность, печаль, мука, ревность, гнев, страх. Любовь как чувство присутствует в жизни человека длительный временной отрезок. Секс без любви - патология на уровне структуры полового чувства; она может быть и без взаимности, потеря любви ведет к краху, любовь обостряет в человеке творческие начала, отсутствие - снижает творческие потенциал человека.

Исходя из мнений исследователей, можно выделить такие виды любви как: материнско-детская, эротическая, братская, дружеская, к Богу, романтическая, к Родине и родному дому, к ценностям и идеалам, к животным, к себе и невротическая. Также любовь может быть взаимной и без взаимности, тайной, как переживание и как отношение, альтруистической или эгоистической.

На основании теоретического анализа литературы, а также статей Розеновой М.И. и Горобец Т.Н. было проведено исследование представлений людей о любви.

В исследовании принимали участие 51 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Из них 27 женщин и 24 мужчины. 30 человек описали свое семейное положение женат или замужем, 21 человек описал свое семейное положение как холост или не замужем. Были использованы ассоциативные и психосемантические методики:

1) Ассоциативная методика.

Автор данной методики М.И. Розенова. Данная методика была мною модифицирована. Основываясь на теоретической части исследования были добавлены понятия «отец», «Родина», «мать» и «дружба». Цель данной методики выяснить, возникнут ли ассоциации какого-либо из этих понятий со словом «любовь». Обработка результатов: количественный анализ ассоциаций с предложенными понятиями.

2) Метод «незаконченное предложение».

Цель - выяснить некоторые социальные представления или стереотипы в отношении любви, существующие среди данной группы испытуемых. Обработка результатов проводилась методом контент-анализа.

3) Психосемантическая методика. «Субъективные оценки близости представленных понятий к понятию любви»

Результаты исследования представлений о любви

1. Результаты ассоциативной методики

Всего ассоциаций с понятием любви из 51 испытуемого было получено у 26 человек (50,98%). Более всего с понятием любви в сознании людей ассоциируется понятие матери: из 51 испытуемых 11 человек (21,57%) дали на слово «мать» ассоциацию со словом «любовь». Также ассоциативный ответ со словом «любовь» был дан на понятия: «секс» (9 человек- 17,65%), «женщина» (4 человека - 7,84%), «мужчина» - (3 человека- 5,88%), «ребенок» (2 человека - 3,92%), «жизнь» (2 человека - 3,92%), «животное» (1 человек - 1,96%), «дорогие вещи» (1 человек - 1,96%).

В результате проведения ассоциативного эксперимента мы установили, что в сознании наших испытуемых с понятием «любовь» легче всего связывается понятие «мать». Это может означать, что для большинства исследуемых мама занимает важное место в жизни.

На втором месте стоит понятие «секс». Это может объясняться разными причинами: во-первых это может свидетельствовать об узком и чрезмерно конкретном восприятии любви в обыденных представлениях - все сводится к телесно-половым взаимодействиям; во-вторых, поскольку секс связывают с любовью, это может свидетельствовать о том, что для наших респондентов важно, чтобы в основе сексуальной связи лежали отношения любви.

На третьем месте понятие «женщина». Это возможно тоже имеет сексуальную основу. Аналогично четвертому месту - понятию «мужчина».

Пятое место поделили понятия «ребенок» и «жизнь». Первое понятие говорит о детско-родительских отношениях, второе - о более «высоком» понимании любви - связанности с жизнью.

На шестом месте «животное» и «дорогие вещи».

Интересно, что понятия «Бог», «отец», «Родина» и «дружба» ни один испытуемый не ассоциировал со словом «любовь». Отсутствие ассоциаций с понятием «Бог» может свидетельствовать о малой религиозности наших респондентов; понятие «отец» в основном ассоциируется с силой, авторитетом, защитой и непониманием; отсутствие ассоциаций с понятием «Родина» может означать то, что с патриотизмом у наших респондентов есть проблемы: встречаются ассоциации «мать», «Россия» и «армия»; с понятием «дружба» встречаются такие ассоциации как «пиво», «привязанность», «верность» и «общение».

2. Результаты метода незаконченное предложение

Получается, что в обыденном сознании людей на основе жизненной практики можно выделить несколько видов любви.

1) «Идеальную любовь» (32%). Сюда вошли такие понятия: забота, нужность, взаимность, дополнение, понимание, доверие, верность, близость, помощь, бескорыстие и т.д., т.е. все слова отражают представление о том, чего хотелось бы, о желаемом.

2) «Сексуальную любовь» (11,11%). Здесь такие понятия, как секс, желание, и так далее - все связано с половыми отношениями.

3) «Любовь-долг» (8,89%). Сюда вошли представления о долге и жертвенности.

4) «Влюбленность» (8%). Волнение, безумие, желание делать другому приятное, энергия добра ко всему миру.

5) «Любовь-Бог» (7,56%). Дар, жизнь, смысл и т.д. - то, что отражает некое божественное начало, абсолют, приходящесть извне или свыше.

6) «Любовь-семья» (7,56%). Семья, брак, дети, внуки, мать, родители - то, что характеризует семейные отношения.

7) «Любовь-счастье» (7,11). Здесь все эмоции со знаком «плюс» - радость, счастье, прекрасное, и т.д.

8) «Проходящая любовь», здесь представление о конечности любви (5,33%). Временное явление, конечность, придуманное и т.д. - некая обыденность, неважность чувства

9) «Любовь-дружба» (4,8%) - уважение, к друзьям, общение.

10) «Несчастная любовь» (4%). - негативные эмоции: боль, обида, страдание и т.д.

11) «Объектная любовь» (1,78%), здесь любовь к вещам, действиям, поступкам, природе.

12) «Территориальная любовь» (1,33%), здесь любовь к Родине, месту рождения;

13) «Любовь-идеал» (0,44%), сюда отнесено только одно - любовь к свободе.

3. Субъективные оценки близости представленных понятий к понятию любви.

Более близкими с понятием любви оказались: желаемые понятия (доверие, взаимность, симпатия, интерес, дружба романтика, влюбленность, открытость); понятия, связанные с сексуальными отношениями (близость, желание, страсть, секс интимность); связанные с долгом понятия (ответственность, обязанности); и продолжением рода (ребенок и жизнь).

Средняя связь с понятием любви у наших респондентов получилась: у негативных понятий (страдание, ревность, тревога); желаемых понятий (привлекательность, активность, созидание); связанные с жертвой понятия (долг, самопожертвование); связанных с абсолютом (созидание и Бог).

В категорию слабосвязанных с понятием любви попали в основном негативные понятия (ненависть, потери, напряжение, печаль, смерть, одиночество, неизбежность, самоубийство, страх, самоистязание, месть, пассивность, беспомощность, гнев и злость). Все-таки нашим респондентам свойственно отвергать нежелательные атрибуты любви, хотя и не полностью.

Таким образом, в результате нашего исследования представлений о любви на обыденном уровне сознания людей, мы получили некоторые результаты.

В сознании людей присутствуют такие «виды» любви, как: «идеальная любовь», «сексуальная любовь», «любовь-долг», «влюбленность», «любовь - Бог», «любовь - семья», «любовь-счастье», «проходящая любовь», «любовь-дружба», «несчастная любовь», «объектная любовь», «территориальная любовь», любовь-идеал».

С понятием любви легче всего ассоциируется понятие мамы, затем понятие секса. То есть в сознании наших испытуемых любовь чаще всего воспринимается как отношение мать-дитя, а на втором месте любовь как отношение полов.

Тесно связанными с понятием любви оказались желаемые ее атрибуты; понятия, связанные с сексуальными отношениями; связанные с долгом понятия; и связанные с продолжением рода понятия. В категорию слабосвязанных с понятием любви попали в основном негативные понятия.

Шестикрылый серафим с веткой сакуры

Галина Зайцева

Наши консультанты:

Инга Яновская, мастер Дао

Анда, психолог

А вы замечали, что в разных странах любят по-разному? Где-то без ласки любимого и дня не прожить, где-то спокойно любят на расстоянии, где-то на звезды вместе глядеть важнее, чем сексом заниматься. Я решила разобраться, в чем различие всех этих любовей и какую из них мне бы хотелось выбрать лично для себя.

Европа. «Люблю всем сердцем»

Любовь зарождается на уровне инстинкта «я тебя хочу» и превращается в страстную и всепоглощающую, способную все смести на своем пути. Трубадуры и галантные французы придумали, как выражать любовь в изящной форме, и составили правила ухаживания за дамой, актуальные до сих пор. Нужны они для того, чтобы нас не захлестнуло потоком чувств и мы не завершили свои дни, как Ромео и Джульетта. Юные герои встретились, восхитились, возбудились и обвенчались -- исключительно для того, чтобы без угрызений совести отдаться плотской страсти, причем обоим наплевать на недовольство родни -- они хотят быть вместе. В конце трагедии, на накале чувств, юные супруги убивают себя. А могли бы чуточку успокоиться, подождать -- и жить счастливо!

Западному варианту любви свойствен великолепный эгоизм и наплевательское отношение к окружающим – «любовь всегда права -- и если весь мир против меня, тем хуже для мира». В легенде про Тристана и Изольду король поручил верному рыцарю доставить к нему его нареченную. Рыцарь случайно выпил вместе с красавицей любовный напиток, оба воспылали запретной страстью -- и все клятвы верности сюзерену оказались побоку.

Для западного образца любви реальные достоинства любимого человека особого значения не имеют. Главное -- твои прекрасные ощущения. Остальное по поговорке: «Любовь зла -- полюбишь и козла». Особым шиком считается любить не за что-то, а вопреки всему. Когда один из моих знакомых заметил, что любит свою Инессу за хорошую фигуру и за сочетание непосредственности и деликатности, нескольких его собеседниц сразу перекосило: «Раз ты знаешь, за что любишь, -- это вовсе и не любовь!»

Кто главный

Главную роль играет мужчина. Он ухаживает и демонстрирует женщине все свои достоинства -- поэтический дар, чувство юмора, бицепсы, кошелек, в рестораны ее водит, на яхте катает. Женщина убеждается в его ценности и отдается ему.

Роль секса

Основная. Запад -- это христианство. А в христианстве секс считался делом постыдным, и оправдывал его только брак. Ну ладно, на худой конец -- потрясающая любовь. Все запретное принимает сверхценное значение: если про секс и думать нельзя, то от мыслей о нем не избавиться. Невозможно секс просто так получить -- любовью его оправдаем. Многие мои знакомые -- и женщины, и мужчины, уверены, что секс без любви гадок, и только большое и светлое чувство превращает «эту гадость» в нечто возвышенное. То есть секс сам по себе -- скотство, а с любовью -- занятие для шестикрылых серафимов.

Понятно, что при таком отношении к сексу самое важное в отношениях любящей пары -- сексуальные забавы: лови момент, пока светлое чувство не сгинуло и все еще освящает ваш секс. А как только «любовь с крышесносом» проходит -- секс сразу тускнеет и меркнет.

В чем изюминка

Западная любовь восхитительна, так как позволяет забыть про все неприятности. Вы с любимым абсолютно счастливы -- но не до гроба, а до сексуального насыщения. А потом глаза открываются, и ты видишь не сказочный образ, а реального человека. Иногда он тебе нравится -- и любовь продолжается, иногда -- нет, и чувство гаснет. Поэтому некоторые любящие пары предпочитают глаза не открывать, с любимым не сближаться.

Герои изумительного романа Ремарка «Триумфальная арка» Жоан и Равик искренне и сильно любят друг друга, но ничего о себе не рассказывают, потому что не хотят знать, каков на самом деле второй человек, какая у него жизнь. У актрисы Жоан есть любовники, которые ее содержат, -- Равик предпочитает об этом не знать, так как у него нет денег. Равик -- беженец из фашистской Германии и пережил столько, что впору фильм ужасов ставить, -- Жоан раздражают его страшные воспоминания. В конце романа героиня погибает. Красавицу жалко. Но понимаешь: если бы она не умерла, то они бы расстались, как только поближе бы познакомились.

+ Между Западом и Востоком. Любить по-русски

Любовь в России сильно отличается от европейской. В Средние века ее считали «дьявольским ухищрением», не питали никакого к ней пиетета, и только в 1802 году писатель Николай Карамзин ввел в обиход слово «влюбленность» для обозначения всем знакомого состояния, когда людей разного пола влечет друг к другу. Здесь не было ни рыцарей, ни дам, ни трубадуров. И любовь до сих пор какая-то не очень складная получается.

Традиция русской любви почти всегда надрывно-несчастная и основанная на жалости и страдании -- причем, как правило, не мужчина жалеет слабую и хрупкую женщину, а сильная и достойная женщина жалеет противненького, вредненького или порочного мужчину. Как в романах Достоевского -- кроткая Сонечка Мармеладова из жалости любит убийцу Раскольникова, красивая и умная Аглая -- сумасшедшего и беспомощного князя Мышкина. И ладно бы русская красавица парня пожалела, надоумила и в жизнь вставила. Прискорбно, но в примерах великой русской любви такого нет -- он продолжает пить, бездельничать и гулять. А она все ему прощает.

Александр Пороховщиков, известный российский актер, так рассуждает о любви: «Я живу в любви с самого детства и не признаю ничего, кроме нее. Только любовь спасает. У меня замечательная жена -- Ирка... Ни одна женщина в мире не сравнится с русской. Она тебе и жена, и любимая, и б...дь, и враг, и друг, но она тебе еще и мать! Возьмет твою лысую голову, положит ее к себе на колени, а ты чувствуешь, что и ее грудь уже рядом -- тебе чуть ли и молочка уже не хочется. И пригреешься. Где это в мире еще видано, чтобы пьяный муж бил жену в лицо сапогом, а она утрется и тащит своего алкоголика домой, моет и укладывает спать?!» У меня волосы дыбом встают от такое «умилительного» рассказа о взаимной любви мужчины и женщины. А взрослый и вроде бы неглупый мужчина ею гордится. И жену себе нашел на тридцать лет моложе. Ира в него с пятнадцати лет влюблена. Он ее и пинал, и из дому гнал, и изменял ей -- а она все тут как тут со своею большой любовью. Женился он на ней, когда она уже и надежду потеряла. Детей у них нет -- он сам жене за ребенка и второго рядом не потерпит! Воспитывают вместе собаку. Зато он подарил жене участок на Луне...

Кто главный

Женщина -- любовь строится на ее жалости и терпении.

Роль секса

В такой любви секса мало -- как-то затруднительно жалеть мужчину, сопли ему утирать и предаваться с ним самозабвенной страсти. Из жалости можно его к своему телу допустить. Но не более.

В чем изюминка

Она затягивает, как наркотик, обоих любящих. Мужчина получает мощную порцию материнского всепрощения, чтобы с чистой совестью творить свои безобразия, упоенно в них каяться и вновь получать «благословение». А женщина наслаждается переживанием своей святости, кротости, нужности, своего величия. Ведь ее любовник без нее пропадет! Неважно, что ей отпущено в сто раза больше талантов, чем ему, -- его пожалеть надо, ибо он убогий и только по убожеству -- злобненький. И я без особого труда могу представить себе сладкий ад этой великой любви-жалости с экстазом очищающих слез и объятий.

Отдельно

Ни с чем несравнима легкость и практичность французской любви, отточенная веками галантности: пары расходятся, сходятся и не таскают за собой стопудовую гирю вопроса «кто виноват?». У Натали, жены кандидата в президенты Франции Николя Саркози, дамы «за пятьдесят», был 48-летний любовник. Она оставила супруга после того, как тот добился президентского поста, и вышла замуж за любимого мужчину. А президент не гонялся за старлетками и несовершеннолетними проститутками, а влюбился в красивую и независимую женщину средних лет. И женился на ней. Какая элегантная любовная рокировка -- ну кто, кроме французов, способен без взаимных оскорблений и судов так стильно выйти из старой любви и встретить новую?

Китай. «Ты у меня -- в печенках»

Основана не на физической страсти, а на привязанности, возникает не сразу, длится долго и соединяет людей накрепко. Она ничего не затмевает, глаза на объект любви не закрывает и блаженства неземного не вызывает, так как трезва и рациональна. И живет не в переменчивом сердце, а в надежной и стойкой печени -- задача которой отделять хорошее от плохого.

В знаменитом китайском сказании про любовь юная Чжу Интай мечтает учиться, но в школу принимают только мальчиков, и она уговаривает отца, богатого и знатного чиновника, отпустить ее на учебу, переодетой в мужское платье. Папа уступает. В школе она знакомится с юношей Лян Шаньбо, отличником из бедной семьи. И думает: «Хорошо бы с ним подружиться -- он милый, исполнительный и будет помогать мне в учебе!» Они встречаются на занятиях, вместе делают уроки и дружат целых три года. Чжу влюбляется в Лян Шаньбао. И после окончания школы раскрывает другу свое инкогнито. Юноша понимает, что любил ее всегда, и делает ей предложение. Ее родители отказывают ему из-за его бедности. Он умирает от горя. Чжу Интай как послушная дочь соглашается выйти замуж за выбранного родителями богатого жениха. Свадебный кортеж проезжает мимо могилы ее возлюбленного. Девушка подбегает к могиле. Земля перед нею расступается. Красавица бросается вниз, и в небо взвиваются два мотылька. Все понимают, что души Лян Шань Бо и Чжу Интай соединились навеки.

Как далека эта история от трагедии про Ромео и Джульетту! Красавица обуреваема не плотскими страстями, а жаждой знаний. Она прекрасно видит, чем ей нравится новый друг -- умом, прилежанием и хорошим характером. Здесь нет никакого «с неба молнией шарахнуло, мозги вынесло, в постель бросило». Героиня -- не наседка и не суперсамка, а личность, равная по знаниям и интересам любимому мужчине. И еще -- три года между ними не было секса. Да, безусловно, сексуальное притяжение ощущалось -- как радость случайных прикосновений. Но -- никакой страсти. Они слились в одно целое за годы совместной учебы, как двое супругов с большим стажем брака, и мечтали всегда быть вместе -- как верные друзья. Но слово старших для обоих было законом. Никакого тайного брака, побега, внебрачного секса. Проще умереть, чем сражаться с общественным мнением. И герои тихо и без скандала прощаются с жизнью.

И какой бы религии китайцы ни придерживались -- буддизма, даосизма или конфуцианства, в любви у них преобладают ровные дружеские отношения и какое-то совместное дело.

Кто главный

Оба -- как два вола в одной упряжке.

Роль секса

Незначительна. Секс в культуре Китая никто не запрещал и постыдным не называл. И незачем было впадать в безумную любовь, чтобы его получить. На столиках в комнатах зажиточных китайцев лежали альбомы с изображением разных сексуальных поз -- как у нас лежат глянцевые журналы, чтобы гости в ожидании обеда не скучали и расширяли свой эротический кругозор. Безусловно, искусство секса ценилось. Высокая потенция при традиционном многоженстве и обилии наложниц возводилась в культ. Женщин надлежало удовлетворять, чтобы они не злились, не болели и рожали крепких детей.

Любопытный факт рассказал гид-историк из Пекинского императорского дворца: почти все китайские императоры жили недолго, так как надрывали свое здоровье на ниве удовлетворения и осеменения сотен жен и тысяч наложниц. Каждый вечер беднягу императора накачивали тонизирующими настоями и снаряжали в путь по дамским покоям. Он работал как многостаночник -- на износ, а ему все подливали стимулирующего зелья. А потом обессилевший повелитель Поднебесной добирался до комнаты своей любимой женщины и хотел, чтобы она его нежно приласкала, песню спела, поговорила о хорошем и уложила спать. И в его сердце царила не та дама, которая была лучше всех в сексе, а та, с которой ему было радостно и спокойно.

В чем изюминка

Китайская любовь может показаться скучной -- но если уж тебя такой любовью полюбили, то надолго, если не навсегда. Любимый мужчина никаких иллюзий насчет твоих недостатков не питает и принимает тебя вместе с ними.

+ Япония. «Я бы хотел с тобою умереть»

Оказывается, любовь придумали японские женщины. Пока мужья воевали, жены изучали словесность и писали книги о том, как должны вести себя влюбленные. Автором классического средневекового романа о принце Гэндзи, в котором излагалась наука страсти нежной, с наставлениями для мужчин была прекрасная придворная поэтесса Мурасаки Сикибу -- по нашим меркам все равно как если бы главным редактором «Плейбоя» стала женщина. И воинственные самураи взяли на вооружение женские романы и стали руководствоваться в искусстве любви женскими указаниями.

Поэтому классическая японская любовь чрезвычайно эстетична и гармонична. Я бы сказала, что она живет в голове -- ее могли испытывать только утонченные люди, знающие толк в музыке, искусстве каллиграфии, в литературе и поэзии. Представь себе легенду о любви, в которой рыбак находит у моря наряд лунной девы и в ответ на просьбу нагой красавицы вернуть платье требует не исполнения трех желаний и не ночи любви, а только одного -- чтобы она в воздухе для него станцевала. Дева выполняет свое обещание и улетает, а рыбак остается, раненный любовью к ней и преисполненный благодарности за увиденную красоту.

И еще одна особенность японской любви впечатляет до озноба: ритуал самоубийства влюбленных. В Японии самоубийство никогда не считалось грехом -- убивая себя, человек всего лишь открывает дверь в новое воплощение. И суицид влюбленных, которые по каким-то причинам не могли жить вместе, рассматривался как своеобразный посмертный брак. Мужчина своей рукой убивал любимую, а потом себя. Если случайно спасалась женщина -- яда мало было, или петля оборвалась, или рана оказалась не смертельной, -- ее прощали. Но выживший после заключения «посмертного брака» мужчина считался полным ничтожеством, жизнь его превращалась в пытку и ему следовало как можно быстрее уйти в мир иной вслед за любимой.

Кто главный

Женщины. А точнее -- гейши: утонченные и образованные, предназначенные для любви, но не для секс-услуг. Сексом занимались проститутки. Гейша дарила мужчине прекрасные любовные переживания. Она окутывала его нежностью, услаждала беседой -- то возвышенной, то фривольной, развлекала музыкой и танцами. С избранным героем гейша уединялась в своих покоях. Она поворачивалась к нему спиной и чуть опускала голову, закалывая на темени длинные волосы и обнажая шею. Он любовался ее затылком -- самой сексуальной, по мнению японцев, частью женского тела. А потом нежно касался ее шеи губами. Секс мог произойти или нет. Он был не главным в этом свидании, насквозь пронизанном изысканной романтикой.

Роль секса

Вспомогательная -- на сексе никого «не клинило». Еще в начале прошлого века богатый японец имел нескольких жен, приезжал к ним, но постоянно жил в отдельном доме. Жены в его отсутствие могли принимать у себя других мужчин -- и никто их за это не душил, как Отелло Дездемону.

В чем изюминка

Утонченность и красота. Ты обращаешь внимание мужчины, как прекрасен свет осенней луны, пробивающийся через бамбуковую штору в вашу спальню. И он счастлив от того, что любуется миром вместе с тобою. Эта любовь загорается от сходства взглядов и внутреннего мира. Дорогу к ней не пробивает взрывом сексуальной страсти, как бывает в европейской традиции. Решиться на нее и открыться другому очень страшно -- голова ясная, страстью не задурманенная, и ты думаешь: «Если меня оттолкнут, я этого не переживу!» Может, поэтому в современной Японии так много одиночек.

А еще меня пленяет японское ритуальное восхищение парой, прожившей вместе до глубокой старости. Про них говорят – «аиои», что означает «рожденные и стареющие вместе». Так называются сосны-близнецы. Они растут из одного корня, стоят вплотную, без зазора, и стремятся ввысь, не сплетаясь стволами.

+ Индия. «С кем живу -- того люблю»

Я знакома с двумя индийскими парами. Обе -- из США. В первой муж и жена сочетались классическим браком: родители подобрали для девушки жениха, они встретились, понравились друг другу и поженились. И 23-летняя невеста, и 25-летний жених утверждают, что до свадьбы хранили целомудрие. Во второй паре он и она познакомились в университете и вступили в брак на последнем курсе. После завершения учебы муж получил работу в Тайване, жена осталась в Калифорнии. Встречаются «налетами» -- раз в месяц. Недавно у них родился сын. Что между этими парами общего? Они счастливы в браке. Это тихое и сдержанное счастье тихой и сдержанной любви. Но его не скроешь -- видно, с какой нежностью они смотрят друг на друга и как легко приходят к согласию. Индийцы говорят: «Вы выходите замуж за тех, кого любите, а мы любим тех, за кого выходим замуж».

Индийская любовь далека от того жгучего романтизма, которым мы ее наделяем. Принц Курум, который потом стал великим падишахом и построил Тадж-Махал, полюбил вовсе не базарную танцовщицу, как говорят европейские путеводители, а свою двоюродную сестру Муртаз Махал, и вовсе не с первого взгляда -- он знал ее с детства. Он женился на кузине, когда ему исполнилось двадцать, а ей -- четырнадцать. И еще пять лет терпеливо ждал, пока астрологи позволят ему войти в ее спальню. Любимая родила ему четырнадцать детей и умерла. И в память о ней тоскующий падишах создал истинное архитектурное чудо. А с первого взгляда на базаре он мог наложницу себе присмотреть для эротических утех, но не любимую жену.

Кто главный

Мужчина -- ведь если муж умрет, то по традиции вдова должна жить в одиночестве, спать на земле, обрить голову, отказаться от нарядов, украшений и развлечений и есть один раз в день. В общем, вести такой образ жизни, что ритуальное самосожжение на погребальном костре мужа покажется не столь уж страшным исходом. Знатоки Вед утверждают, что в Ведах все по-иному и женщина там равна мужчине. Но, похоже, что в Индии по Ведам мало кто живет.

Роль секса

Многие европейцы думают, что на родине авторов «Камасутры» и «Цветка персика» царит сексуальная раскрепощенность. Может, и царит. Но только в супружеской постели. И на стенах старинных храмов, где изображены совокупления. Вопиющей непристойностью считаются ухаживания, поцелуи и объятия на улице.

В чем изюминка

Умом я понимаю, что в подобной любви много хорошего, но принять ее мне сложно -- она какая-то недоделанная. Похоже, люди поняли, что секс -- это жизнь: у них от секса Шивы и Шакти родилась Вселенная. И притом до поэзии чувств они еще не добрались. Но скоро доберутся: индийский Болливуд, где выпускают сотни фильмов в год про романтическую любовь, прокладывает к ней дорогу.

Что бы я выбрала для себя

Лично мне ужасно хочется европейской страсти -- чтобы он домогался и ухаживал, приставал и целовал на улице, а я смущалась и отворачивалась, воображала его подобным грешному ангелу, ужасалась и восторгалась. Или -- эротичной эстетики в стиле страны Восходящего солнца: вечер, соприкосновение рук, взаимопонимание без слов, хризантема в хрустальном кувшине, охлажденное белое вино в бокале, плеск волн и солнце у горизонта. Я достаточно умна для того, чтобы выбирать любимого сама, а возможность ошибки придает азарт поиску. И я точно знаю, чего не хочу, -- считаться с кучей родственников с обеих сторон.

А спокойное и без восторгов приятие любимого человека, свойственное китайской и индийской любви, пусть придет через тридцать лет брака.

Любовь и свобода

Западная любовь предпочитает обладание любимым: «Ты только мой!», а восточная -- слияние с ним и взаимную зависимость: «Мы с тобою – одно». В европейской культурной традиции ты ревнуешь, потому что любимый изменил физически. В восточной -- от того, что он изменяет душевно: делится с другой женщиной сокровенным, улыбается ей, как улыбался тебе, и тем самым разрывает вашу связь. Измена -- всегда боль. Любовь -- всегда оковы, узы, путы и обязательства. Невозможно любить и быть свободным, не отдавать себя другому и «не зацапать» себе его часть, не ревновать и не зависеть от него. А кто говорит, что можно, -- тот не любит и не любим.

Приходит домой жена раньше времени и застает любимого мужа с другой женщиной.

Как разрешается столь деликатная ситуация у разных народов?

Американский муж говорит: «В наших отношениях, дорогая жена, что-то не так!» Он, она и любовница идут к психотерапевту.

Французский муж говорит: «Ой, а я принял ее за тебя! Не веришь? А хочешь, я тебе подарю бриллиантовые серьги и новую машину? Не хочешь? А может, присоединишься?»

Японский муж понимает, что «потерял лицо» -- занялся сексом в неподобающее время, и просит прощения у обеих женщин. Японская жена понимает, что «потеряла лицо» -- пришла домой не тогда, когда обещала, и просит прощения у мужа. Любовница понимает, что «потеряла лицо» -- отдалась в неположенном месте. И просит прощения у любовника и его жены. Все вернули себе лицо и счастливы.

Русский мужчина говорит: «Вот видишь, какая ты плохая жена, -- мне даже любовницу пришлось завести!»

На японских гравюрах влюбленные глядят на один предмет или в одном направлении -- на вазу, на луну или на ветку сакуры. А на европейских картинах влюбленные смотрят друг на друга.

В Индии до недавних пор существовало поверье: встретить на пути проститутку, «ганику», -- к удаче, вдову -- к несчастью.

Материал публикуется на сайте сайт с любезного разрешения администрации женского журнала «Лилит».

Любовь – самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его. Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Редакция Estet-portal решила разобраться в данном вопросе и понять, как представители различных культур воспринимают любовь.

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира. Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным. Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии. Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур

Романтическая любовь – это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения. Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств – это суть романтической страстной любви. В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор. Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?" При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски. Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг". Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения. Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку. Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" – чувство, которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.
Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Японская культура крайне ценит такое понятие как "амэ". Оно означает сильную эмоциональную привязку одного человека к другому за счет ухода за ним и получения удовольствия от этой заботы. Чем-то любовь по-японски больше напоминает взаимоотношения между матерью и ребенком. В других языках, конечно, нет эквивалента слову "амэ", но самым близким по значению может стать – эмоциональная зависимость. Интересно, что в западной культуре подобные отношения между двумя взрослыми людьми считаются странными.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное – это то, что она есть в Вашей жизни. Редакция Estet-portal желает Вам любить и быть любимыми.

Любовь - это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями - важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.

Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).

Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе - это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и семью. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично. А вот в восточных коллективистских культурах человек, когда чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.

Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же прежде всего задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.

Так, у китайцев существует понятие «ган куинг», обозначающее близкие и важные для человека взаимоотношения. Оно отличается от западных представлений о романтической любви, в которой обязательно подразумевается сексуальная подоплека (влечение партнеров). «Ган куинг» зарождается, когда мы просто помогаем другому человеку или что-то делаем для него; например, «романтическим актом» можно считать починку водопроводного крана или помощь в учебе.

Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» - это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Похожие публикации