Ребенок-левша: стоит ли переучивать. Нужно ли переучивать левшу

Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13 - 21% больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся. Как помочь ребенку-левше реализовать свои возможности? Об особенностях леворуких детей рассказывает руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного медицинского университета Татьяна Германовна Горячева.

Превратности природы

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за различные функции. В частности, правое полушарие ответственно за действия левой руки, а левое полушарие - за действия правой. Центр речи у правшей располагается в левом полушарии, которое выполняет функции зрительного и слухового восприятия, отвечает за ходьбу, пространственное и логическое мышление. Правое полушарие, в свою очередь, ответственно за интуицию, творческие способности, образное восприятие. У леворуких людей центр речи четко не установлен, он может располагаться в любом из полушарий.

У правшей доминантным (то есть ведущим) является левое полушарие, у левшей, соответ­ственно, наоборот. Поэтому левшество - это биологическая особенность, а не вредная привычка или физический недостаток, как считалось еще сто лет назад, когда малышей-левшей жестоко переучивали, привязывая левую руку к телу. Отношение к леворуким людям за прошедшее столетие изменилось: левшество уже не воспринимается как уродство или «печать дьявола», однако и по сей день разгадку механизма возникновения левшества ученые найти не могут.

Зато известны причины, по которым возникает леворукость, их несколько:

1.Генетическая особенность. Левшество передается по наследству. И не только от родителей к детям, но и от бабушек и прабабушек к внукам и правнукам. К примеру, если только один из родителей левша (или в его роду были левши), вероятность рождения леворукого ребенка составляет 17%. Если же левши мама и папа, эта вероятность возрастает до 46%.

2.Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Таким малышам приходится очень непросто. Если обычному левше неудобно есть и писать правой рукой, то этим деткам неудобно выполнять любую работу обеими руками! В/этом случае у малыша могут возникать серьезные задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. Помочь здесь могут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

3.«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Но иногда «вынужденное левшество» - следствие непреодолимого желания ребенка стать похожим на одного из родителей, когда в подражание маме или папе левше малыш ест и пишет левой рукой.

Какими они бывают

Подавляющее большинство людей является «абсолютными» правшами - около 45%. У правшей ведущими являются правая рука, правая нога, глаз и ухо. Людей, у которых, наоборот, доминирующими являются левая рука, нога, глаз и ухо - всего 4–5%. Это «абсолютные» левши. Остальные же 50% - «парциальные левши», то есть левши отчасти. Как правило, у них преобладает правая рука, но некоторые функции они выполняют левой. К парциальным левшам можно отнести и людей, которые по ведущему глазу (или уху, ноге) правши, а по руке - левши.

Интересно, что ребенок рождается с еще не совсем установленной доминантой полушарий, поэтому сразу после рождения малыша (и даже в течение нескольких месяцев) нельзя уверенно сказать, какая рука будет ведущей: правая или левая. Иногда случается, что мозг ребенка долго не может «выбрать» ведущую руку, то есть долго не может установить, какое из полушарий станет доминантным. В этом случае у ребенка может возникнуть задержка психомоторного развития и речи. Кстати, задержки речи и логопедические проблемы у левшей встречаются очень часто и даже в том случае, если ребенок довольно рано «выбрал» руку. Просто в том случае, если малыш никак не может «определиться» с ведущей рукой, логопедические проблемы могут быть еще серьезнее. Но прежде чем бежать к логопеду, родители обязательно должны показать малыша нейропсихологу, который и будет определять программу коррекционных занятий и направит кроху к подходящему специалисту.

Очень редко встречаются такие дети, у которых обе руки ведущие. Это редкое явление называется амбидекстрией, а люди, хорошо владеющие обеими руками, - амбидекстрами. Амбидекстрам в какой-то мере живется легче, чем «простым смертным», ведь они могут писать обеими руками попеременно, носить сумку на любом плече и с легкостью делать маникюр левой на правой и правой на левой. Однако далеко не всегда амбидекстры такие уж везунчики, поскольку им труднее «переваривать» полученную информацию, труднее включаться в работу. И связано это с тем, что у них четко не определено доминантное полушарие.

«Особые» дети

Конечно, каждый человек индивидуален, и к каждому ребенку нужен персональный подход. Однако мир левши - это все-таки особый, необычный мир, пространство и время которого иные, чем у праворуких людей. Какие - описать трудно, почти невозможно, но можно отметить, что левши испытывают большие трудности с пространственным мышлением, с ориентацией на местности. Из них получаются плохие водители или портные. Зато ученые в голос говорят об уникальном развитии интуиции подавляющего большинства левшей и их способности «заглядывать» в будущее, «видеть» события прошлого. Это можно назвать «паранормальными» явлениями, однако для левшей это явление абсолютно нормально и даже естественно. Факт удивительный и кажется недостоверным, но он имеет место, и ученые до сих пор бьются над его разгадкой.

Дети-левши крайне ранимые и чувствительные натуры с тонкой душевной организацией, которым присущи чрезмерная эмоциональность и даже эмоциональная неустойчивость. Левши чаще склонны к меланхолии, к элегическим настроениям, рефлексии и депрессии. Знаменательно, что среди левшей как больше одаренных и гениальных людей (по сравнению с правшами), так и больше детей с задержками развития. Но при правильном подходе, регулярных занятиях и внимательном отношении ребенок не только способен компенсироваться, но и раскрыть в полной мере творческий потенциал, присущий левшам.

Пусть меня научат!

Пожалуй, самый важный и мучительный вопрос для родителей детишек-левшей - стоит ли переучивать ребенка и заставлять его разрабатывать правую руку? Вопрос не праздный и более чем актуальный. Ведь до сих пор в отечественных школах многие учителя даже не знают, что существуют специальные прописи для левшей! И вот они не хотят «ставить» левше руку, ведь это несколько сложнее, чем «ставить» правую: нужно особым образом располагать лист, особым образом держать ручку, чтобы не закрывать рукой тетрадь и видеть, что пишешь. Однако для многих малышей такое эгоистическое нежелание учителей и молчаливое согласие родителей становится поистине трагичным. Совершенно очевидно, что ребенку, который пишет и рисует «пассивной» рукой, выполнять эти действия намного труднее, чем праворуким детям. Ребенок пишет медленнее, делает больше помарок и ошибок - в итоге хуже учится, отстает и получает плохие отметки. И это притом, что ребенок может быть намного умнее и сообразительнее своих сверстников! У малыша появляется неуверенность в себе, зажатость, патологический страх неудач, которые перерастают в серьезные комплексы, неврозы и стойкое нежелание учиться. Вполне здоровый и благополучный ребенок может начать страдать тиками, заиканием, ночным энурезом, страхами, «писчим спазмом» - судорогами, которые возникают, когда ребенок начинает писать или просто берет в руки ручку. Страхи и неврозы могут в свою очередь затормозить общее психическое и интеллектуальное развитие, ведь ребенок постоянно находится в состоянии стресса, из которого не видит выхода. А как известно, стрессовые ситуации, постоянные страхи замедляют и парализуют психоэмоциональное развитие. Кроме того, малыш может на всю жизнь возненавидеть чтение, письмо, рисование и сам процесс обучения. Комплексы, появившиеся в детстве, человек может пронести через всю жизнь, это будет отражаться не только на его профессиональном росте, но и на общении с окружающими.

Когда-то считалось, что леворукость возникает из-за привычки, заложенной с детства. Об этом говорил известный английский невропатолог, доктор медицины Джон Джексон, автор одной из первых серьезных научных работ о левшах. По мнению доктора Джексона, всех детей-левшей необходимо переучивать, и желательно так, чтобы они могли владеть обеими руками одинаково хорошо. Долгие годы общество придерживалось этих правил, однако теперь научно доказано, что истинных левшей переучить невозможно! Как ни старайся, но ребенок все равно не сумеет писать правой рукой или выполнять мелкую работу. Несколько иначе дело обстоит с амбидекстрами и парциальными левшами, когда четко не проявлена доминантность полушария: этих малышей можно приучить делать какие-то вещи правой рукой (например, писать), но многие функции ребенок все равно будет делать левой: рисовать, есть или забивать гвозди.

Кто ты?

Понять, кто же ваш малыш, правша или левша, желательно еще до школы, чтобы избежать возможных проблем. «Латеральный профиль», то есть доминантность полушария, обычно устанавливается к 5 годам. Но иногда лево- или праворукость проявляется гораздо раньше. Понять, к какому «лагерю» относится ребенок, помогают простые тесты.

Если у вас совсем маленький ребенок, присмотритесь, какой рукой младенец тянется к игрушкам, складывает пирамидку из кубиков, пытается ухватить мелкие предметы. Если ребенок старше, проследите, какой рукой он чаще бросает мяч, берет карандаш, рисует, держит ложку, кружку, расческу.

Попросите малыша скрестить руки на груди (так называемая поза «Наполеона»), и в зависимости от того, какая рука окажется сверху, можно сказать, какая рука является ведущей.

Еще один способ определения ведущей руки - скрещивание пальцев: если большой палец левой руки окажется сверху, значит, мелкую работу ребенок чаще делает именно левой рукой, и, соответственно, та или иная доля левшества у ребенка имеется.

Пусть ребенок проденет нитку в иголку. Пассивной рукой он будет держать иголку.

Предложите ребенку послушать наручные часы и посмотрите, к какому уху он их поднесет.

Попросите ребенка попрыгать на одной ножке. С какой ноги малыш начнет, та и ведущая.

Возьмите карандаш. Пусть ребенок зажмурится и по вашей команде посмотрит на карандаш поочередно сначала левым, а потом правым глазом. Если мишень сильно смещается, когда ребенок смотрит правым глазом, значит, ведущий глаз левый. И наоборот, если цель смещается, когда левый глаз открыт, то ведущий глаз - правый.

Родителям на/заметку

Если вы удостоверились в том, что ваш малыш левша, запомните несколько рекомендаций:

1.Не пытайтесь насильно переучивать ребенка.

2.Развивайте моторику и координацию рук и глаз крохи, занимайтесь с малышом лепкой, собирайте пазлы, вышивайте, рисуйте, складывайте оригами, плетите бусы.

3.Постарайтесь четко организовать день ребенка, чтобы у малыша был определенный режим, чтобы ребенок проводил много времени на воздухе, отдыхал - левши легко переутомляются, очень возбудимы, поэтому нагрузки должны быть умеренными.

4.Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, посетите нейропсихолога и логопеда. Занятия с логопедом лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.

6.Обязательно купите прописи для левшей. Многие учителя не знают о специальных прописях для леворуких и начинают обучать ребенка по отработанной с правшами схеме. Поэтому заранее обговорите с учителем, что ребенок левша и переучивать его не следует.

7.Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть - левой.

8.Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.

9.Помните сами и напоминайте ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них – Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Черчилль, Петр/I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи: все его художественные шедевры созданы левой рукой. Так же как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма - справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».

10. Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году любопытное исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13/-/21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся. В любом случае левшество не недостаток, а особенность. Но при правильном воспитании и обучении эта особенность может стать и достоинством маленького левши. Не/забывайте об этом.

Многие родители начинают беспокоиться, когда замечают, что их ребенок пишет или рисует левой рукой. Некоторые пытаются переучить свое чадо, другие даже обращаются за помощью к врачам. Родительское волнение вполне объяснимо. Левши всeгда выделяются из основной массы людей.
Поэтому легко представить, как сложно им приходится под прицелом постоянного и неуместного внимания окружающих. Обecпокoeнные родители зачастую вслух высказывают свою тревогу, способствуя развитию комплекса неполноценности у ребенка. Попробуем разобраться, стоит ли переучивать леворукого малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребёнок-левша: стоит ли переучивать?


Многие родители начинают беспокоиться, когда замечают, что их ребенок пишет или рисует левой рукой. Некоторые пытаются переучить свое чадо, другие даже обращаются за помощью к врачам. Родительское волнение вполне объяснимо. Левши всeгда выделяются из основной массы людей. Поэтому легко представить, как сложно им приходится под прицелом постоянного и неуместного внимания окружающих. Обecпокoeнные родители зачастую вслух высказывают свою тревогу, способствуя развитию комплекса неполноценности у ребенка. Попробуем разобраться, стоит ли переучивать леворукого малыша.

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности. Например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.
Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года.

«Правополушарные» левши существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.
Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации.

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, энурезом, кожными заболеваниями. Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы. Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
будьте доброжелательными и чуткими;

Создайте благоприятный климат в семье;

Не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;

Примите «леворукость» как должное;

Хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар;

Чаще делайте ребенку сюрпризы;

Поощряйте повышение уровня детской самооценки;

Не противопоставляйте малыша обычным деткам;

Не предъявляйте завышенных требований;

Любите ребенка таким, какой он есть.

У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.
Особого внимания требует поступление ребенка в школу – необходимо создать определенные условия для учебы как дома, так и в школе. За партой (столом) леворукий ученик должен сидеть с левой стороны, чтобы не сталкиваться с правым локтем своего соседа. Домашнее место для занятий следует организовать таким образом, чтобы свет от настольной лампы или из окна падал с правой стороны.
Воспитательные беседы с леворукими детьми требуют особой деликатности. Объясняйте ребенку вред маскировки и стеснения леворукости. Помогайте преодолевать чувство надуманной неполноценности. Приводите примеры великих и талантливых левшей. Найти их несложно, ведь по статистике 20-25% одаренных людей леворукие.


Вы обнаружили, что у вас ребенок леворукий, и сразу же призадумались, а не переучить ли его? Детские, да и не только детские психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие.

Левши – это потенциальные гении?

Стоит знать, что ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, непереученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких. Среди леворуких людей очень многих талантливых художников, писателей, актеров, причем очень часто они просто гениальны в своих областях.

Причина леворукости – доминирование правого полушария мозга

Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, а у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Однако переучить-то можно, но физиологическая составляющая остается неизменной.

Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе

Когда становится понятным, что ребенок левша?


Однако делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости.

Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится три года, говорить о том, что он левша, нельзя. Помимо того, что есть леворукие и праворукие люди, существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами. Таких детей рекомендуют ориентировать на использование правой руки, но обучать следует мягко и осторожно.

Если же ребенок уже достиг трех лет и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись также, как и к обычному праворукому ребенку. Просто знайте, что для маленьких леворуких деток существуют специальные ножницы, ложки и другие приспособления.

Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосаб­ливаться к жизни в этом мире, поскольку мы жи­вем в правостороннем мире.

96 процентов людей праворукие, и, естествен­но, все вещи - от дверных ручек, замков, отвер­ток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жиз­ни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев ми­ра, были левшами.

В то время как некоторые родители расстраи­ваются, если их дети - левши, большинство ме­дицинских авторитетов считают, что благоразум­нее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки - это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.

Итак, что же делает большинство людей праворукими?

Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат - большинство людей праворукие. По­этому считалось, что у левши что-то не в поряд­ке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большин­ство людей праворукие, потому что мозг боль­шинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей ле­вое полушарие мозга господствует, поэтому пра­вая половина их тела более искусна и лучше раз­вита. Наша правая рука работает лучше, чем ле­вая рука.

Приходилось ли вам наблюдать, как ваш ребёнок, перекладывает ложку из правой руки в левую? Или когда малыш тянется за игрушкой, хватает её левой ручкой? Наверное, вы не раз думали над тем, нужно ли переучивать ребёнка, или оставить всё как есть.

Многие родители ошибочно считают, что левшество – это чуть ли не дурная привычка, которую можно искоренить у ребёнка жёсткими мерами, а дальше всё пойдёт, как надо. Но в том-то и дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь.

Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врождённых генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга ребёнка.

Психологи установили, что у детей правшество и левшество в основном формируется к четырём годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для выявления ведущей руки психологи используют специальные тесты. Родители и педагоги могут отнести ребёнка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день: какой рукой ребёнок обычно берёт мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, бросает мячик и т.д.

Посмотрите, как относится ребёнок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из левой ручки в правую. Если вы видите, что ребёнку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, то это сигнал вам, что вы нарушаете естественный ход развития организма и рискуете причинить ему непоправимый вред.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, доказано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.

Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих

условиях. Их стихия – индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Как вы думаете, много ли левшей среди выдающихся людей?

Да, много! Леворукими были: Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал кубик, которым до сих пор увлекаются во многих странах мира.

Может, и ваш ребенок один из одаренных детей? Зачем идти наперекор природе и переучивать, только для того, чтобы он был таким, как все? Природа умна, знайте: ваш ребенок обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными сторонами его личности. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Статью подготовила учитель прогимназии д/c "ЛУЧиК" на Остоженке

Васюкова Юлия Васильевна.

Содержимое

Каждый человек индивидуален. Не существует таких критериев, которым все обязательно должны соответствовать. Если ребенок — левша, нужно ли его переучивать, пытаясь сделать похожим на всех?

Особенности ребенка-левши

Прежде, чем ответить на вопрос, переучивать ли ребенка, который является левшой, необходимо разобраться, откуда растет корень проблемы. Ни для кого не секрет, что человеческий мозг — Центр Управления нашим телом. Состоит он из двух полушарий, работает перекрестно, то есть, правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, и, соответственно, наоборот, левое полушарие - за функционирование правой половины. В зависимости от того, насколько развито каждое из полушарий, мы можем по-разному воспринимать информацию.

Каждое из полушарий несет ответственность за определенные сферы жизнедеятельности. За левым полушарием закреплены речь и абстрактное мышление, за правым — образное мышление, способности в сфере музыкальных и творческих занятий. Доминирование правого или левого полушария определяет психологические особенности личности человека.

Дети, у которых ведущей является левая рука, отличаются эмоциональностью и художественной одаренностью. У них лучше получается лепка, рисование, отлично развиты музыкальные способности. Однако, они страдают некоторой задержкой речи и возникновением сложностей в произношении отдельных звуков.

Особенности, которыми обладает любой ребенок-левша:

  • Богатое воображение, склонность фантазировать;
  • высокая подвижность;
  • способность «схватывать» целостный образ;
  • успехи в геометрии;
  • прекрасная координация движений.

Ребенок с доминирующей левой рукой не без труда осваивает чтение и письмо. В обычной жизни таким детям не избежать ряда трудностей, ведь большинство предметов быта предусмотрено для правшей (дверные замки, музыкальные инструменты, отвертки и т.п.), а на это требуется дополнительная адаптация. Люди с активным левым полушарием способны мыслить логически, владеть аналитическими способностями, превосходно запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков.

Природа леворукости

Всех левшей условно можно разделить на 4 группы:

  1. Левши, получившие леворукость по наследству. Подобная особенность способна передаваться даже через поколения. Не исключено, что есть какой-то загадочный ген леворукости, который отвечает за подобное проявление.
  2. «Компенсаторные левши» - люди, ставшие левшой вследствие травмы. Научно подтверждено, что если у эмбриона происходит повреждение левого полушария мозга, то правое начнет развиваться интенсивнее, что влечет за собой леворукость.

Человек, получивший травму в совсем юном возрасте, когда владение правой рукой им не было еще освоено в полной мере, после выздоровления не сможет ею пользоваться. Пока правая рука находится в бездействии, ему поневоле приходится осваивать движения другой рукой, в результате чего он становится левшой.

  1. Подражательные левши — самая спорная группа. Это те дети, у которых родители левши. То есть, изначально ребенок мог родиться праворуким, но наблюдая за родителями-левшами, такие дети и сами в итоге становятся леворукими.

Спорной группа является потому, что леворукий ребенок, если его оба родителя правши, таковым все равно не становится.

Детей первой и второй группы переучивать из левшей в правшей запрещено.

Как распознать

В раннем детстве спешить делать выводы о том, что ваш ребенок левша не стоит. Многие малыши в возрасте 6-7 месяцев могут брать левой рукой игрушки, однако, это вовсе не означает, что они левши.

По мнению большинства ученых доминантность левой или правой руки формируется у детей не ранее, чем к 4 годам. Отметив у крохи 2-3,5 лет способность легко управляться и левой и правой рукой, говорит о том, что процесс формирования доминантности полушарий еще не завершен.

Уже к 5 годам родители обязаны твердо знать о том, какая рука у ребенка главенствует, ведь именно в этот период начинается активная подготовка к школе. Для этого пригодятся несколько несложных тестов:

  • Понаблюдайте, какой рукой ребенок держит ложку, берет предметы, рисует, пишет;
  • Попросите кроху сложить ручки на груди. Та, которая окажется сверху — будет ведущей;
  • Понаблюдайте за тем, какая ладонь находится сверху, когда малыш хлопает в ладоши.
  • Попросите кроху открыть и закрыть пару пузырьков с откручивающейся крышкой;
  • предложите протереть зеркало или стул тряпочкой;
  • играя в мяч попросите малыша поймать его одной рукой;

Встречаются дети, у которых в возрасте 3-5 лет обе руки доминируют в равной степени. В этом случае допускаются попытки ненавящего и осторожно склонить ребенка к праворуким действия. Однако, если он начинает этому сопротивляться, то следует попытки немедленно прекратить.

Нужно ли переучивать

Переучить ребенка, являющегося левшой, заставляя его работать не левой, а правой рукой, можно. Но нужно ли это делать? Сбой в работе полушарий никуда не денется. И каждый раз перекладывая карандаш или ложку из левой руки в правую, будет совершаться попытка перенести врожденные и уже устоявшиеся функции правого (в данном случае ведущего) полушария на левое. Таким образом жизнь ребенка-левши еще больше усложнится из-за путаницы в сознании.

Не нужно видеть в леворукости что-то особенное, необычное и плохое и стремиться любыми способами переучить ребенка-левшу. Постоянное напоминание о такой особенности, впрочем, как и попытка переучить, способны привести к заниженной самооценке у ребенка-левши.

Последствия переучивания

Любые попытки переучить ребенка-левшу способны привести к ряду нежелательных проблем:

  • заикание;
  • повышенная утомляемость;
  • некрасивый почерк;
  • нарушения сна;
  • низкая самооценка;
  • отставание от сверстников в плане выполнения заданий;
  • страх перед неудачами;
  • отсутствие желания учиться.

Что делать, если ребенок — левша

Маленький ребенок, являющийся левшой, с трудом ориентируются в пространстве. Такие детки постоянно путают руки. В этом случае рекомендуется приобрести школьнику — часы, дошкольнику — яркий браслет. Можно совместно сделать красивую фенечку и надеть ее на левую руку. Ваше чадо будет знать, что рука с таким украшением — ведущая, левая. Такой ход поможет быстро запомнить нужную информацию.

С самого мальства приучайте ребенка работать сразу двумя руками. Отличными помощниками в этом выступят все увлечения и игры, в которых задействованы обе руки: игры с мячом, занятия на музыкальных инструментах.

Особое внимание следует уделять чтению и письму. Ребенок левша наделен способностью писать зеркально, а читать, начиная с середины предложения. При помощи сюжетных картинок или обычных игровых кубиков нужно постараться выработать у ребенка привычку читать и писать слева направо.

При организации быта ребенка, являющегося левшой необходимо учитывать эту его особенность. Например, нужно проследить за тем, чтобы свет от лампы падал обязательно с правой стороны. В современных магазинах можно приобрести канц. товары и другие принадлежности, приспособленные специально для левшей.

Имеет смысл поведать малышам о самых известных в мире людях-левшах, которые, несмотря на свою особенность, смогли добиться небывалых высот (Леонардо да Винчи, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин и др.).

Одаренных и гениальных людей среди левшей больше, чем среди правшей. Если в вашей семье растет ребенок, который по стечению обстоятельств родился или стал левшой, не стоит переживать и уж тем более, преувеличивать вероятные трудности. Откажитесь от мысли переучить ребенка-левшу. Лучше относиться ко всему позитивно и уж в любом случае, не пытаться свое чадо изменить.

Похожие публикации