Средства личной гигиены в средние века. Гигиена в средневековой Европе: мифы, исторические факты, реальные истории, гигиенические и бытовые трудности

Гигиена в Средневековье и другие данности тех времён.
Мы решили поговорить на очень пикантную но любопытную тему: личную гигиену людей, живших в далёкие времена. Давайте посмотрим на различные гигиенические и косметические процедуры прошлого. Как вы думаете, как это происходило в средние века?

Ванные и туалеты

В древние времена роль ванных отыгрывало ни что иное, как канавы и дыры на окраине поселка.
Ранние цивилизации изобрели первые ванные комнаты в виде каменных отверстий, заполненных песком. В Древнем Риме были построены первые общественные туалеты с системой канализации.
Без шуток — эти туалеты иногда даже использовались как место для встреч и длительных разговоров.
В средние века культура личной гигиены значительно ухудшилась. Люди просто использовали медные горшки и выливали их содержимое на улицу. Однако аристократия использовала фарфоровые горшки под названием Бурдалу. Стоит упомянуть, что иногда эти ночные горшки продаются под видом соусниц в некоторых антикварных магазинах. Так что будьте осторожны!
К счастью, в эпоху Возрождения европейцы разработали систему канализации. И первый туалет был изобретен в 1590 году.

Контрацепция

В 1494 году американская экспедиция Колумба принесла неожиданный «подарок» Европу: сифилис. Через несколько лет все европейские страны пострадали от этого заболевания. Было много попыток изобретать защиту, но официальная дата изобретения презерватива относится к 17 веку. И хотя презервативы имели долгую историю, их изобретение и наименование были приписаны помощнику английского короля Карла II, Доктору Кондому (он же Граф Кондом). Однако история оказалась мифом.

Аборты

При попытке выполнить аборт женщины из прошлого использовали какой-либо остроконечный предмет, например, вязальную иглу, вешалку из проволоки или шпиндель. Были также ядовитые питьевые зелья. Некоторые вещества, такие как йод, глицерин или даже ртуть (в Китае), вводили в матку. Конечно, результат был весьма печальным как для плода, так и для женщины.

Бритье

Женские гигиенические средства

В Древнем Египте женщины использовали тампоны из деревянного стебля, покрытого папирусом. В Древнем Риме это были хлопковые прокладки. В средневековой Европе женщины использовали тканевые повязки, прикрепленные к поясу юбки. До XX века проблема решалась только с помощью ткани, которую нужно было постоянно мыть и использовать повторно. Ситуация изменилась во время Первой мировой войны, когда медсестры начали использовать абсорбирующую вату и бинт. Это был первый шаг к изобретению современных предметов гигиены.

Уход за полостью рта

Древняя зубная щетка была деревянной палочкой с щёткой на одной стороне (для чистки) и заостренным концом на другой стороне (для прочищения щелей между зубами). Другими вариантами были ткань с сломанным известняком внутри или древесным углем. В Европе люди долго не чистили зубы, потому что считали этот процесс неприличным. Но книга о стоматологической помощи была написана в 17 веке, где кариес был описан как «зубные черви», и ситуация изменилась. В 1780 году началось массовое производство зубных щеток. В XX веке была изобретена зубная щетка с синтетическими волосками, в которой не могли накапливаться бактерии.

Дезодоранты

Первые вещества против пота были изобретены в древние времена (на Ближнем Востоке и в Египте), и это были особые ароматические масла. В Азии использовали соль. В Европе первые духи были изобретены в XVI веке. Однако первый дезодорант был изобретен в 1880 году в Соединенных Штатах. А в 1935 году был изобретен первый антиперспирант.


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:

Средневековье – это период истории Европы, в котором, как обычно представляется в наше время, большая часть континента находилась в упадке. Во многих аспектах качество жизни средневекового общества уступало в сравнении с периодом Римской империи, который ему предшествовал, или эпохой Ренессанса, которая последовала за Средневековьем. Одним из таких аспектов является соблюдение правил гигиены.

Средневековый туалет

Понятие о гигиене в средние века, можно сказать, быть совершенно отличным от современного. Это, естественно, отражалось на гигиене людей тех времен в их повседневной жизни. Во-первых, водопровода как такового еще не было, и, когда «природа звала», люди и ходили, можно сказать, «на природу», то есть, пользовались туалетом на улице. Чаще всего это была просто хлипкая крытая постройка над отверстием в земле. В замках, монастырях и аббатствах это были узкие тесные комнатки для справления нужд. Справедливости ради нужно сказать, что эти внутренние уборные были размещены как можно дальше от остальных помещений и обычно имели двойные двери, чтобы удерживать неприятные запахи внутри.

Плюс к этому, в каждой комнате под кроватью, на всякий случай, находились ночные горшки. Одна из самых «странных» профессий, которые происходили из подобного уклада жизни, была уборщик королевского туалета. Подобной чести, как правило, удостаивались сыновья знатных особ. В их обязанности входило оказание помощи королю, когда он собирался сделать свое дело, а также устранение результатов этого «дела».

Само собой разумеется, что результаты куда-то нужно было девать. В условиях отсутствия централизованной канализации, люди просто делали выгребные ямы, которые были, по сути, огромными, глубокими вырытыми в земле ямами, в которые и сбрасывались отходы жизнедеятельности. По иронии судьбы, подобная гигиеническая практика была не совсем гигиеничной, так как отходы, подвергаясь воздействию воздуха, создавали благоприятные условия для распространения бактерий, которые, в свою очередь, вызывали опасные болезни. Что касается уборных в замках, экскременты либо падали в ров, либо под стены замка. Существует довольно интересная и столь же спорная версия взятия замка Шато-Гайар в Нормандии, Франция после осады 1203-1204 годов. Якобы французским войскам удалось захватить второй круг оборонительных укреплений, проникнув через туалетный желоб, который вел в часовню.

Другая сторона медали

Но давайте переместимся от одной части тела к другим. Как обстояли дела в плане гигиены полости рта, например. В средние века в рацион питания людей входило намного меньше сахара (если вообще входил), что было ключевым фактором того, что у них были на удивление здоровые зубы, чем в более поздние века, когда пристрастие к сахару распространилась по всей Европе. До того люди просто полоскали рот водой. Что касается зубов, их чистили, протирая куском ткани. Позже для этого начали использовать смеси из трав и абразивов. Также для полоскания полости рта применялась смесь уксуса и вина. Для того, чтобы освежать дыхание, в то время люди жевали сильно пахнущие травы, такие как мята, корица, шалфей.

Если такого ухода за полостью рта оказывалось все-таки недостаточно и зубы начинали болеть, человек был вынужден наведаться к стоматологу, который считал, что боль была вызвана червями, поселившимися в зубе. Кстати, в средние века дантист и парикмахер были одним и тем же человеком, а лечение зубной боли в основном сводилось к удалению без анестезии.

Средневековый стоматолог удаляет зуб. (Общественное достояние, 1616 — 1617)

Чистота телесная

Каково же было отношение средневековых людей к общей гигиене тела, сиречь, к купаниям. Некоторые исследователи считают, что в норме было купаться не очень часто, как например, святой Финтан Клоненахский, который, как утверждали, в течение двадцати четырех лет принимал ванну только раз в году, перед Пасхой. Однако, подобные примеры могут происходить из обычного церковного аскетизма, когда церковники просто избегали чрезмерного купания точно так же, как они избегали прочих излишеств. Хотя люди того времени и принимали ванну, похоже, что делали они это реже, чем мы сегодня.

В самом деле, только богатые могли позволить себе собственную ванну. Остальному населению приходилось довольствоваться общественными банями, в которых должны были размещаться сотни людей. Купание в таких общественных банях не могло существенно улучшить положение вещей с чистотой, так как вода менялась редко, а людей ею пользовалось огромное количество. В результате, от человека, мягко говоря, попахивало. Запах приходилось чем-то забивать, например, букетиками цветов или трав, которые привязывали вокруг запястья, прикалывали к одежде и которые должны были противостоять неприятным запахам.

Как бы то ни было, есть и другая история средневековых купаний. Мыло впервые было использовано именно в средние века, что подтверждается наличием гильдий мыловаров в крупных городах. Кроме того, конечно, средневековая гигиена сегодня будет рассматриваться как недостаточная. Но вот что интересно, как нас, современных людей, будут рассматривать люди будущего, не покажемся ли мы им такими же грязнулями, как нам жители средневековья.

Заботиться о «красе ногтей» далеко не всегда было занятием, которое приветствовалось. Например, в Средние века забота о чистоте тела считалось занятием бездуховным, бесовщиной. Существовало мнение, что при мытье через поры кожи в человека могут попасть злые духи. Кстати говоря, насчет злых духов не знаю, но то, что после мытья многие сильно болели – факт. Как странно? Ничего странного, люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги по очереди мылись в одной воде. Вот так то.

история гигиены

Сегодня я хочу вам рассказать о гигиене в Средние века , об истории гигиены, изменению мыслей и понятий относительно тела, чистоты и ухода за собой в разные времена.

Банная традиция восходит в глубину веков. На Руси баня была всегда в почете. Кстати сказать, Димитрий самозванец не любил баню, за что его считали нерусским.

А началась история бани очень давно. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Верили, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню.

В средневековой Европе к мытью относились с большим подозрением. Считали, что обмыв водой человека при крещении достаточно, чтобы больше с водой не встречаться и этого мытья должно было хватить на всю жизнь. Люди очень боялись чумы и считали, что вода является ее разносчиком. Что, кстати, было весьма вероятно, учитывая, что мылись в тепленькой воде (а не в горячей, как в русских банях) и долго не меняли воду.

Любопытные факты: Изабелла Кастильская (XV век) очень гордилась тем, что мылась всего два раза в жизни: при крещении и перед свадьбой, притом, что оба раза это были обряды, которые к гигиене никакого отношения не имели. А небезызвестный Людовик XIV, король-солнце, мылся всего раза три в жизни, в медицинских целях и при этом после подобных процедур страшно болел.

В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что мыться совершенно не нужно. Одежда была дорогая, стирать ее было накладно, а нижнее белье постирать было значительно проще, оно предохраняло верхнее платье от грязного тела. Знать носила шелковое нижнее белье – спасение от блох и клещей, которые просто не заводятся в шелке, в отличие от других тканей.

Средневековые красавицы пахли не так романтично, как бы нам хотелось 🙂

Но обратимся к еще более ранним временам. Древний Рим. Там гигиена была вознесена на немыслимые высоты. Римские термы были местами, которые ежедневно посещали. Здесь не просто мылись, здесь общались, приглашали артистов, занимались спортом. Это была отдельная культура. Интересно, что при банях имелись туалеты, которые были общими. То есть по периметру комнаты располагались туалеты, люди спокойно общались, и это было нормой. В IV веке нашей эры в Риме было 144 общественных туалета. «Деньги не пахнут!» - историческая фраза, произнесенная императором Веспасианом, когда его сын Тит упрекнул в том, что он ввел налог на туалеты, тогда как эти места должны были оставаться бесплатными.

А вот в средневековом Париже, по свидетельству современников, стоял ужасный смрад. За неимением туалетов, ночной горшок запросто выливали прямо на улицу из окна. Кстати, мода на широкополые шляпы зародилась именно тогда, ведь одежда была дорогая и запачкать ее содержимым горшков никто не хотел. В конце XIII века появился закон, по которому перед тем, как вылить через окно горшок, нужно было крикнуть «осторожно, вода!», чтобы предупредить прохожих.

Прекрасный Версаль вообще не имел туалетов! Представьте, какой запах стоял там! Существует легенда, что и духи были придуманы, чтобы забить ужасный запах, исходящий от никогда немытых тел.

На фоне такого стиля жизни в Европе, русские обычаи выглядели очень странно, я имею в виду бани. Людовик XIV даже подсылал шпионов ко двору Петра I, чтобы выяснить, чем же на самом деле занимаются в русских банях. Понять его, конечно, можно. У короля-солнце просто не укладывалось в голове, что мыться можно так часто. Хотя, говоря честно, запах на улицах российских городов мало чем отличался от амбре европейских улиц. Ведь канализацию имело к XVIII веку лишь 10% населенных пунктов России.

А вспомним рыцарей. Представьте, как тяжело рыцарю было надевать доспехи, частенько без посторонней помощи он справиться не мог. А теперь представьте, что должен был сделать рыцарь, чтобы просто сходить в туалет? Разве он мог себе позволить постоянно снимать-надевать все эти немыслимые железные доспехи? А вдруг враг неожиданно нагрянет? Не мог. И ничего ему не оставалось, как справлять нужду прямо так, не раздеваясь. Да, запах от этих рыцарей стоял ужасный и образ был явно не романтический. Прибавьте к этому то, что мыться они тоже не спешили. Картина, мягко скажем, не очень приятная.

И так в средневековой Европе с гигиеной не дружили, а тут еще новая напасть – ведьмы. Повсюду запылали костры инквизиции, на которых сжигали не только несчастных женщин, но и их кошек – дьявольское отродье. Кошки пропали с улиц европейских городов, зато на них появились мыши и крысы в огромном количестве, распространяя страшную болезнь – чуму. Сколько погибло людей от этой заразы! И только из-за своего невежества.

Россия избежала чумы благодаря русским баням. У нас красивых женщин на кострах не сжигали, а кошек всегда любили. И не напрасно! Кстати, очень долгое время в русских банях женщины и мужчины мылись вместе. Лишь в 1743 году был издан закон, запрещающий совместное посещение бани мужчинам и женщинам. Этот закон, правда, соблюдался не везде.

А в Европу традицию русской бани привезли иностранцы, долго проживавшие в России и оценившие достоинства еженедельного мытья. Конечно, это долгое время европейцев изумляло, но вскоре гигиену начали соблюдать и там.

Вот такова история развития гигиены. Отдельно хочу рассказать о . Это очень интересная глава в нашей истории. В те времена по многим причинам гигиеной занимались на государственном уровне. Велась активная пропаганда среди населения, помните любимого всеми «Мойдодыра»? В следующей статье обязательно расскажу об этом подробнее.

Существует миф относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды

Похожие публикации