Закончи предложение патриархальная семья. Патриархальная семья в современном православии

Говоря о патриархальной семье, мы подразумеваем, как правило, нечто древнее, относящееся к «седой старине». Между тем, такой уклад соответствует далеко не самому древнему прошлому человечества. Патриархальная семья – это тип семейного уклада, соответствующий патриархату.

Слово «патриархат» буквально переводится с греческого как «власть отцов». Иными словами, речь идёт о такой социальной организации, при которой «правят бал» мужчины. Такому общественному укладу предшествовал другой – матриархальный, когда главными для выживания рода были женские «способности»: собрать, сохранить, приумножить… Когда же во главу угла стало другое – захватить, защитить – главными при таких условиях действительно могут быть только мужчины.

Какие же отличительные черты присущи семье, сложившейся в условиях патриархата?

Прежде всего, это патрилинейность – т.е. всё наследуется по мужской линии: имущество, социальное положение, принадлежность к определённому роду – всё это переходит от отца к сыну.

Во-вторых, для патриархального общества характерна либо моногамия (один муж – одна жена), либо полигиния (многожёнство), но не полиандрия (многомужество).

Патриархальная семья – всегда многопоколенная (и в этом одно из коренных её отличий от семьи нуклеарной), под одной крышей живут минимум три поколения родственников, а то и больше (если продолжительность жизни позволяет). Число членов такой семьи достигало 200-300 человек, и жизнью такой довольно большой группы управлял семейный совет во главе со старшим мужчиной.

И конечно – как явствует из названия – патриархальный уклад закрепляет господство мужчины и подчинённое положение женщины. У славян такой мужчина – глава семьи – назывался «большаком» или «домостроителем» (не в том смысле, что он строил дома, а в том, что строил жизнь дома-семьи – вспомните книгу под названием «Домострой»), в Древнем Риме – pater familias (отец семейства). Причём древнеримский pater familias имел над женой и детьми такую же власть, как над рабами и… вещами, их он точно так же мог истребовать по судебному иску. Впрочем, в большинстве патриархальных обществ глава-мужчина не имел права вмешиваться в женское хозяйство – им управляла старшая из женщин (большуха).

Главенство мужчин в таких обществах закрепляется не только законодательно, но и на уровне идеологии. «Добродетель мужчины… в том, чтобы справляться с государственными делами, добродетель женщины… в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу», – пишет древнегреческий философ Платон. А как удивился Геродот, увидев, что египетским женщинам дозволяется не только ходить на рынок и заниматься торговлей, но и выступать в суде, наследовать и завещать имущество, заверять юридические документы, самостоятельно продавать или приобретать недвижимость! В патриархальном обществе Древней Греции всё это было невозможно.

Семьи такого типа существуют и сегодня – причём не только у мусульманских народов. В любой нации встречаются семьи, сохраняющие хотя бы некоторые черты патриархальности. Психологи, как правило, громят такой уклад, утверждая, что так можно вырастить только патологические неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой и в придачу – гиперответственного. Между тем, такой семейный уклад не лишён преимуществ: в такой семье в принципе не может быть ни всеми брошенных и никому не нужных стариков, ни безнадзорных детей, да и зрелый человек не останется один на один со своими проблемами. А воспитание ответственности ещё никому не вредило.

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова .

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Признаки и характеристики традиционной патриархальной модели семьи


Давайте посмотрим, что характерно для брака подобного типа. Так как формулировки черт встречаются во многих учебниках размыто, мы подготовили для Вас наиболее полный список:

  • Мужчина – носитель морального авторитета, а потому отвечает и за честь рода.
  • Общество не осуждает и охраняет право «собственности» мужа над женой.
  • Мужчина практически полностью несет ответственность за женщину и детей.
  • Муж материально обеспечивает жену.
  • Родители прививают детям с раннего возраста любовь к труду и ответственность за свои поступки.
  • Глава чтит и уважает супругу, а она – его.

Патриархат имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако при всех недостатках плюсы перевешивают – разводов в таких браках практически нет, дети и старики всегда находятся на обеспечении, так как это считается одной из традиций подобного общества.

Характерные черты семьи патриархального типа поможет проследить следующий красноречивый пример.

Ни для кого не секрет, что пара Никиты и Татьяны Михалковых считается очень крепкой – еще бы, более 40 лет в браке, дети, внуки. Сегодняшнему поколению есть чему поучиться у старшего. Статный, волевой характер Никита показал своей будущей жене еще на первом свидании. На тот момент юная Таня работала манекенщицей и всерьез подумывала о карьере модели. На их встречу девушку собирал целый коллектив подруг – она ярко накрасилась, сделала достаточно вызывающую прическу. Как только Никита ее увидел, сразу же повел особу в туалет умываться.

Однако Татьяну подобное поведение далеко не оскорбило, оно заставило убедиться ее в том, что Никита видит в ней не только красивую внешность, но и богатый внутренний мир. После свадьбы Михалков настоял на том, чтобы жена бросила модельную карьеру и занялась домашним очагом, – Татьяна уступила.

Данный пример показывает, что властный, сильный и придерживающийся традиций мужчина, способен создать крепкий долголетний союз. Однако на этом примеры не заканчиваются. Мы рассмотрим еще несколько знаменитых браков, но чуть позже.

Виды патриархального устройства семьи


Наши наблюдения позволили выделить следующие типы традиционных союзов по степени расстановки сил:

С жестким контролем

В такой ячейке ничего не делается без ведома мужа – что ни скажи, всегда должно быть так, как он решит. Этот вид редко когда встречается в настоящее время, так как был распространен в 18-19 веке. Сейчас тотальный контроль встречается разве что в очень религиозных союзах, в том числе и мусульманских, или в странах третьего мира.

Уважение и почитание мужчины

Такую позицию отстаивает наша православная церковь. Женщина тоже имеет свой вес в истории, однако главенствующую позицию героя и защитника всегда выполняет мужчина. Такой брак гармоничен сам по себе, так как выполняет свою функцию – воспитание гармоничной личности в спокойной обстановке.

Власть мужа может распространяться не на все сферы жизни.

Тогда семьи, в которых царит частичный патриархат, делятся на:

  • те, в которых мужчина руководит финансовой частью;
  • те, в которых муж отвечает за честь своей жены;
  • те, в которых дети воспитываются мужчиной.

Что значит крепкий традиционный брак, на своем примере могут показать Владимир и Тамара Винокур. Их союз разменял уже 4 десяток – а все начиналось, когда обоим только было за двадцать. Вместе их свела работа, однако, несмотря на ухаживания Вовы, Тамара первое время была непреклонна, на все отвечала отказом. Спустя какое-то время они все-таки сошлись. До брака тоже дело доходило туго, ситуация была до боли смешная: театр, в котором работала Тома, требовал московскую прописку, а потому она предложила любимому человеку… фиктивный брак. Владимир настоял на своем – и вот он, счастливый пример перед нами.

Такие союзы можно отнести по второму типу нашей первой классификации, где мужчина советуется с женщиной, но все же решение принимает сам.

Особенности нормы воспитания детей в патриархальной семье


Воспитание детей в в таких союзах принято считать строгим, но справедливым – ребенку с детства прививают ценности современного общества, однако с опорой на уважение предыдущего поколения.

Приведем несколько советов по общению с ребенком, которыми пользуются патриархальные родители.

Всегда берите ответственность за себя и свои действия

Не стоит давать ребенку право решать за родителя. Например, Вы хотите наказать своего сына за пролитый на новые штаны соус. Не нужно спрашивать, что Вам с ним делать – даже в шутку. Родитель – образец поведения для ребенка, а потому следите за своим авторитетом.

Выделяйте время на отдых

Родители смогут воспитать ребенка в спокойной атмосфере только тогда, когда приведут себя и свои мысли в порядок. Ваши эмоции напрямую отражаются на детях.

Не переносите свои проблемы на детей

Трудный день на работе или неудачный шоппинг? Не нужно высказывать свои негативные эмоции при ребенке, еще хуже, если Вы просто решите выместить на нем все. Вам легче в таком случае, а детям хуже. Да, поймать подобные ситуации первое время нелегко, однако нужно выработать привычку постоянно анализировать свои слова – так привыкнуть будет намного проще.

Давайте выбор, когда это необходимо

Чтобы Ваш малыш вырос свободной независимой личностью, нужно не только прививать семейные ценности, но и заботиться о его собственном выборе – будь то даже конфета или начинка для пирожков. Если не хотите получить неблагодарного ребенка, то с детства приучайте детей к желанию решать что-либо самостоятельно.

Обращайтесь к опыту предыдущего поколения, но и о современных ценностях не забывайте


Лучшим способом вырастить достойного человека считается перенос в его поведение тех традиций и ценностей, которых веками придерживалась Ваша семья. Не стоит забывать, что Вы – продолжатели истории, а потому можете привносить в нее что-то новое. Когда ребенок вырастет, он поблагодарит Вас за правильное воспитание.

И мы предлагаем помочь Вам в этом. Семейное древо является воплощением традиций Вашей фамилии, ее благородной историей. Наши специалисты не только создадут по Вашим пожеланиям Родословную книгу , но и помогут ее заполнить.

Пусть ребенку кажется, что он абсолютно свободен

Семью патриархального типа характеризует властная забота о своих близких. То есть это ситуация, когда ребенку кажется, что все происходит по «законам улиц», хотя на самом деле Вы сами целиком и полностью контролируете обстоятельства. Поведение ребенка при этом может варьироваться: он либо будет плыть по течению, либо начнет активно бороться с существующей ситуацией. В первом случае ребенка нужно спасать сразу же, иначе неприятности неминуемы. Во втором – стоит понаблюдать и первое время сохранять позицию миротворца. Особенно, когда чадо доверяет Вам и рассказывает все секреты.

Во многих учебниках по обществознанию сказано, что для патриархальной семьи характерен признак тотального слежения за женой и детьми и свойственен контроль за всеми процессами в доме. Однако подобный подход изжил себя и может быть губителен для брака.

Примеры патриархальной модели семьи и воспитания детей за границей


Мы уже привели примеры счастливых патриархальных браков соотечественников. А что же творится там, на другом конце света? Оказывается, и за океаном тоже есть примеры традиционных семей, в которых мужчина играет ведущую роль.

Личность Арнольда Шварценеггера известна многим: бодибилдер, актер, политик. А что же у этого мужчины с женщинами? Свою единственную он встретил на благотворительном теннисном турнире в далеком 1977 году. Мария, племянница того самого Джона Кеннеди, долго отказывала ухажеру, а в конце концов сдалась. Пара вместе уже 25 лет, у них четверо детей: 2 дочери и 2 сына.

По слухам, Арнольд, будучи на съемках, изменял своей жене. Однако ни разу никто для близких не сделал из этого скандала, а сам Шварценеггер не бросил свою благоверную с детьми. Что, собственно, и характеризует традиционный и патриархальный тип семьи.

Мишель Пфайффер, известная актриса, и телепродюссер Дэвид Кэлли вместе уже больше 20 лет. Свела их судьба на вечеринке у друзей: они оба были восхищены, насколько их взгляды на воспитание детей похожи. Именно эта тема и свела парочку. Мишель часто отмечает, насколько ее муж тверд, прямолинеен и искренен – таким, по ее мнению, и должен быть настоящий мужчина.

Историю любви длиною больше, чем в полвека, Вам расскажут несравненные итальянцы Адриано Челентано и Клаудия Мори. Она началась с разбитых лампочек, ран и чувства вины. Долго бы еще Адриано, уже известный на тот момент актер, ухаживал за еще не прославившейся актрисой, если бы не случай. После свадьбы Клаудия во всем поддерживала мужа: было время, когда Челентано для съемок фильма заложил свой дом. Однако супруга поверила в успех киноленты, и они потом вместе отпраздновали беспроигрышную партию.

Стинг и Труди Стайлер. Она – популярная телезвезда, он – талантливый певец. Об их первом знакомстве история умалчивает, но оба супруга утверждают, что это была любовь с первого взгляда. Роман они скрывали долгое время – подальше от пересудов и сплетен журналистов. Они почти 40 лет вместе – знаменательная дата! Труди никогда не давила на Стинга, всегда и во всем его поддерживала. Именно она стала той точкой отсчета, благодаря которой певец изменился в лучшую сторону. Они назначили свою свадьбу спустя 10 лет отношений. По-настоящему один из традиционных браков.

Эти примеры дают четко понять, что такое традиционная патриархальная семья, чем она отличается от других, как характеризуется и какие особенности ей присущи. После изученной статьи важно сделать вывод, что подобный брак строится на взаимном уважении, признании авторитета мужа и безграничном терпении и любви. Чаще всего именно подобный уклад помогает преодолевать новые цифры и отмечать юбилеи.

(греч. pater - отец + arche - начало, власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин в результате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. Таким образом, единобрачие появилось в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной, а как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до патриархата противоречия между полами. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народов до настоящего времени. Строго моногамной такая семья была лишь для женщины. Перед мужчинами же развитие рабства и иных форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (см. Полигиния).
В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц. Капиталистические производственные отношения разрушили характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством (прежде всего в городе). Для многих семей экономическая функция ограничилась организацией своего быта. При капитализме отпала необходимость в больших, "неразделённых" семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей (см. Нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер. Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство семей всю свою внутрисемейную деятельность организуют на началах равенства, где решения по основным вопросам семейной жизни принимают совместно. Демократизация семейных отношений не исключает наличия в семье лидера в той или иной сфере семейной деятельности. По данным социологических опросов, в Беларуси и России не более 15% семей отмечают мужа (отца) главой семьи. В значительной части этих семей главенство мужчины обусловлено его авторитетом, а не безоговорочным подчинением жены мужу.

(Источник: Сексологический словарь)

(большая семья), форма семьи, во главе к-рой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату; состояла из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Смотреть что такое "Патриархальная семья" в других словарях:

    - (большая семья) форма семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникает при патриархате, состоит из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство …

    - (большая семья), форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине. Часто имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников. * * * ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ (большая семья), форма… … Энциклопедический словарь

    Патриархальная семья - (гр. – отец, начало, власть) – семья, построенная на традициях старого отжившего общества, сходного с родовой общиной. Это семья, основанная на полной и безграничной власти отца, мужского начала. Родовая община как форма семейного сообщества… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    См. в ст. Семья … Большая советская энциклопедия

    Патриархальная семья (большая семья) - семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство, с абсолютной властью мужчины как главы семейства … Социология: словарь

    И; семьи, семей, семьям; ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей… … Энциклопедический словарь

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

    Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма… … Большой Энциклопедический словарь

    I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мир русской женщины. Семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века , Пономарева Варвара Витальевна, Хорошилова Любовь Борисовна. Со второй половины XIX века все больше русских женщин содержат себя сами - поступают на государственную службу, добиваются признания в педагогике, медицине, журналистике, даже в такой сугубо…
  • Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века , Пономарева В., Хорошилова Л.. Со второй половины XIX века все больше русских женщин содержат себя сами - поступают на государственную службу, добиваются признания в педагогике, медицине, журналистике, даже в такой сугубо…

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «...авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи... В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «...доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «...в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Мы с детства живем в семье. Нас окружают родители, бабушка с дедушкой, если есть, то дядюшки и тетушки. Это, конечно, в лучшем случае. Мы знаем, что семья — это ячейка общества, самая, пожалуй, крепкая. Она бывает полной и неполной, моногамной и полигамной. Делится на виды и типы. Самый распространенный ее тип — патриархальный. Вот о нем и пойдет речь в нашей статье.

Мужчина главный!

Из названия понятно, что патриархальная семья — та, в которой главенствует муж, отец. Именно он принимает самые важные и значимые решения, он вершит судьбу детей и является распорядителем Имеется в виду классический вариант этого понятия.

Почему произошел переход?

По этнографическим данным, патриархальная семья стала следующей после матриархальной, когда женщины главенствовали. С образованием общин женщины утратили свои права, которыми стали в полной мере пользоваться мужчины. Вся община была в подчинении одного человека — отца. Появились такие понятия, как наследник и

Наследнику — трон

Из истории мы знаем, что по в королем-отцом трон передавался старшему из сыновей. Не имел значения возраст наследника: пока он не достигал своего совершеннолетия, все функции монарха осуществлял опекун.

Стереотипы

Существуют различные патриархальная — самый распространенный вариант. Некоторые каноны уже в забытьи, как, например, право наследования. По-прежнему в таких фамилиях главным является мужчина. Хотя общество стало демократичным и равноправным, очень часто именно муж остается единственным кормильцем. Женщина, как и в давние времена, тянет за собой стереотип хранительницы домашнего очага.

Почему он глава?

В такой ячейке общества, как традиционная патриархальная семья, происходит подчинение жены мужу (правило негласное). Свою главенствующую роль мужчина получил в основном благодаря своей экономической независимости. Раз он работает, значит, получает доход. Сосредоточив в своих руках финансовые возможности фамилии, он принимает значимые решения для нее. Это касается дополнительных занятий ребенка, новой покупки для жены или в дом, планирования отдыха и тому подобного. Очень часто супруга тоже работает, но бюджетом все равно занимается супруг, даже если ее финансовая лепта не меньше доходов мужа.

Современная патриархальная семья имеет несколько типов:

1. Когда основной доход принадлежит супругу, а женщину вполне устраивает такое положение дел. Есть общие интересы, происходит общение, царит взаимопонимание. Это тип счастливой семьи: он и она довольны друг другом.

2. Когда муж не имеет основного заработка, а только временный, женщина является основной добытчицей. Ущемленный муж рано или поздно начнет бунтовать. Причина банальна: супруг стремится подчинить себе супругу, а ей не нравится, что муж не обеспечивает ее и детей. Этот союз обречен.

3. Третий тип, который зиждется на экономической выгоде. Муж не так молод, но богат, жена — молодая, но без образования и денег. Брак заключается по обоюдному согласию и договоренности.

Как показывает жизнь, патриархальная семья вполне устраивает женский пол. Мужчина, он же представитель сильного пола, является главной опорой их союза. В противовес ущемлению женских прав, она стоит за мужем, значит ей и ее детям обеспечена защита и забота.

Похожие публикации