Краткая информация о ежике. Конспект занятия "колючий ежик" Рисование ладошками «Ежик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ежик, ежик колкий…» для детей 3-4 лет

Участники: дошкольники 3 лет
Длительность: 12 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Познавательное развитие
Задачи:
- содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- способствовать развитию креативного мышления путем решения проблемной ситуации, воображения, тактильного восприятия детей 3 лет;
- создавать условия для формирования у детей мотива познавательной деятельности;
- закреплять у дошкольников знания о приспособленности ежей к окружающей среде.

Образовательная область Речевое развитие

Задачи:
- содействовать расширению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

Задачи:
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
- формировать у детей гуманное отношение к живой природе.
- воспитывать у младших дошкольников коммуникативную культуру.

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

Задачи:
- способствовать созданию предпосылок для развития детского словотворчества.

Образовательная область Физическое развитие

Задачи:
- содействовать развитию словесно-двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.

Предварительная работа

Материал:
- домик, где живут «колючие и неколючие предметы» (большая коробка, украшенная осенними листьями)
- иллюстрации с изображением «колючих и неколючих предметов» (8 штук)
- силуэты ежей по количеству детей
- прищепки (по 5 штук на каждого ребенка).
С детьми проведены:
- беседа о приспособленности ежей к окружающей среде
- рассматривание тематического иллюстративного материала
- дидактическая игра «Колючий - неколючий»
- дидактические игры с прищепками
- чтение тематической художественной литературы
- заучивание физкультурных минуток
В НОД использованы методические приемы: показ, рассматривание, использование наглядности, сюрпризный момент, объяснение воспитателя, беседа, художественное слово, игра, упражнения детей, игровая ситуация, индивидуальная работа, анализ, опытно-исследовательская деятельность.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.
Дети выстраиваются в колонну.
Воспитатель:
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.




Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Дети попадают в лес.
Воспитатель:
- Ну вот, мы и в лесу. А вот что случилось здесь сегодня утром. Лисичка шла по тропинке да нечаянно на кочку наступила. А кочка оказалась непростой, а очень колючей. Да еще в клубочек свернулась и укатилась. Ребята, что же это за необычная кочка.
Дети:
- Ежик.
Воспитатель:
- А как вы догадались?
Дети:
- Ежик на ощупь колючий. Умеет сворачиваться в клубочек….
Воспитатель:
- Ежик не просто так на тропинке оказался. Никто не хочет с ним дружить, боятся уколоться. Вот ежик и решил найти себе друзей таких же колючих как он. Поможем ему.
Дети:
- Поможем.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке чей-то домик спрятался в листве. Как вы думаете, кто там живет?
Дети:
- Ежик?
Воспитатель:
- Не ежик. Но там живут такие же колючие предметы, как и ежик, и совсем неколючие.
- Для того чтобы найти ежику друзей, каждый из вас заберется в этот домик и на ощупь найдет самый колючий предмет. А потом нас всех с ним познакомит. (Дети по очереди достают из домика предметы, называют их и кладут на поднос.)
- Ой, сколько колючих предметов мы нашли. Но колючих предметов на свете очень много и вы их сейчас постарайтесь найти на этих картинках. (Перед детьми выкладываются иллюстрации с изображениями «колючих» и «неколючих» предметов. Дети находят и называют только «колючие» предметы.)
Дети:
- Кактус, ерш,……
Воспитатель:
- Много друзей мы нашли для ежика. Вечером мы его познакомим с ними.
Какие вы молодцы. Отправляемся дальше гулять по лесочку. (Дети встают и выполняют физ. минутку)

Физкультурная минутка

Мы гуляли по лесочку - шагают на месте
И заметили вдруг кочку - наклоны вперед
Странным показалось: - покачивают головой
Кочка закачалась – приседают
Подошли мы посмотреть – имитируют движения ежа
Стали глазоньки тереть,
Оказалось – это еж.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости пришли ежики, очень-очень грустные. Как вы думаете почему? Посмотрите внимательно на них. (Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты ежей без иголок и прищепки)
Дети:
-Ежики потеряли в лесу свои иголочки.
Воспитатель:
- Вы не поможете?
Дети:
-Конечно, мы поможем!
Воспитатель:
- Что же нужно сделать?
Дети:
- Прикрепить прищепки на спинки ежам. (Дети, сидя за столами, прикрепляют прищепки.)
Воспитатель:
- Теперь погладьте своих ежиков. Какие они стали на ощупь?
Дети:
- Колючие.
Воспитатель:
- А зачем ежику иголки?
Дети:
- Чтобы защищаться от волков и лис.
Воспитатель:
- Ребята, настала пора возвращаться в детский сад.
(дети встают из-за столов и выстраиваются в колонну)
Зашагали ножки: топ – топ – топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ,
Ну-ка, веселее: топ – топ – топ,
Вот как мы умеем: топ – топ – топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Дети попадают в детский сад.

Программное содержание:

Развить умение чувствовать и понимать другого.

Воспитать доброжелательность, коммуникабельность.

Сформировать представление о необходимости быть бережным к другим.

Научить детей управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать по желанию.

(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)

Совершенствовать умение детей работать с соленым тестом.

Закрепить приемы раскатывания, соединения деталей при изготовлении птицы, жучка, коровки и др.

Материал: запись музыки, туннель, образцы для лепки, дощечки, салфетки.

Ход занятия по сказкотерапии:

Введение

Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку, где главным героем будет...

А кто же будет главным героем, вы мне скажете сами после того, как послушаете загадку:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.. (Ежик)

Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет ежик. Закройте глаза и представьте себе ежа. Какой он?

Дети, а вы знаете, что еж - это хищное животное, потому что он питается мелкими животными. Итак, если у вашего дома живет еж, то будьте уверены, ни мыши, ни змеи рядом жить не будут. А раз так, то что мы еще можем сказать о еже, кроме того, что он колючий. Какой он?

Верно, дети, он смелый.

Но сегодня мы отправимся в сказку, где встретимся с необычным ежиком.

Вход в сказку

Для того чтобы оказаться в сказке, нам нужно пройти через волшебный туннель. Там немного непривычно, но того, кто не испугается и преодолеет свой ​​страх, ждут удивительные приключения вместе с героями сказки.

Кладет тоннель на пол, и дети по очереди пролезают сквозь него.

Вы очень хорошо справились с заданием и наполнились волшебной силой для путешествия по сказке.

Сказка

Жил на свете ежик. Он всегда был всем недоволен. Его все на свете раздражало и злило. Поэтому он жил отдельно и у него никогда не было ни друзей, ни соседей.

Упражнение «Ежик»

Дети мелкими шагами передвигаются по коврику, затем останавливаются и сердито шмыгают, как раздраженный ежик.

Однажды муравей, который оказался далеко от своего муравейника, попал в беду: он сломал одну из четырех ножек и потерял сознание почти у входа в домик ежика.

Упражнение «Муравей без сознания»

Дети выполняют упражнение поочередно, подходят один за другим к психологу, представляют, что они «муравьи», охают, закрывают глаза и падают спиной назад на руки психолога.

В тот вечер ежик, как всегда, собирался на охоту и, выйдя из дома, сразу же увидел муравья. Сначала он удивился, потом его это так разозлило, что он начал сердито фыркать и шмыгать.

class="eliadunit">

Упражнение «Встреча»

Выбирается ребенок «муравей», а дети ходят вокруг него, изображая удивление: поднимают плечи, разводя руки в стороны; поднимают вверх брови и открывают рот. По сигналу психолога дети начинают быстро двигаться в противоположном направлении, сердито фыркая и шмыгая.

Добрый день, - поздоровался воспитанный муравей.

В ответ ежик только фыркнул.

Простите меня, уважаемый ежик, я не послушался маму, отошел далеко от дома и попал в беду, сломав себе ножку. Не поможете ли вы мне?

Ежик подпрыгнул от неожиданности, ему никак не хотелось принимать в своем домике гостей, но деваться было некуда. Он поднял бедного муравья, занес его в домик, положил на кровать и пошел, наконец, на охоту, все еще злясь на муравья, на себя и на весь белый свет.

Упражнение «Спасение»

Детям предлагаются животные-игрушки, которых бы они спасли. Психолог объясняет, что каждая из этих игрушек требует определенной помощи, а дети должны взять игрушку, пожалеть ее и отнести к игровому уголку.

Но этой ночью ежику повезло на охоте, и он довольный и сытый возвращался домой, забыв, что там у него незваный гость. Зайдя в домик, он все вспомнил и только хотел снова рассердиться, как бедный муравей съежился на кровати и задрожал то ли от холода, то ли от того, что у него болела ножка.

Упражнение «Холод»

Дети стоят на коврике и «мерзнут».

Мерзнуть приятно? А как вы считаете, ваши руки, лицо, плечи, сейчас расслаблены или напряжены? Напряженные - это значит твердые. Психолог предлагает пощупать мышцы рук, чтобы удостовериться, что они твердые.

Что-то шевельнулось в сердечке Ежа, и он еще не понимал, что это была жалость и сочувствие к меньшему и более слабому. Он решил сходить к тетушке сове, которая славилась тем, что лечила всех зверей в лесу.

Упражнение «Стук сердца»

Детям предлагается разбиться на пары. Затем поочередно ложиться на пол и слушать сердечко друг друга. При этом, тот, кто лежит, не открывает глаза и не шевелится.

Сова, услышав, о чем просил ее Ежик, сильно удивилась, но согласилась пойти осмотреть больное насекомое. Она прописала ему лекарство и привязала к сломанной ножке маленькую веточку, чтобы быстрее зажила. А Ежика попросила сообщить родителям муравья, что он у него, потому что перевозить его в муравейник еще нельзя. С тех пор двери в домик Ежика не закрывались. У муравья оказалось столько друзей, что каждый час кто-то приходил его навестить.

Упражнение «Друзья»

Выбирается один ребенок - «муравей». К нему по очереди подходят дети, здороваются, спрашивают: «Как дела?», И желают скорейшего выздоровления.

Когда муравей выздоровел и вернулся домой, Ежику стало грустно и одиноко. Тогда он решил сам пойти и навестить муравья и его друзей, которые со временем стали друзьями и самого Ежика. Все очень обрадовались, увидев его с корзиной ягод в руке и радостной, ласковой улыбкой на лице.

С того дня ежик забыл, что такое раздражаться и злиться, он понял, что нужно жить рядом с друзьями и радоваться жизни.

Вывод

Все кончилось хорошо. Как вы считаете, понял ежик, что жить рядом с друзьями лучше, чем одному? Всю волшебную силу мы с вами потратили во время путешествия и вернулись в группу.

Дети, посмотрите, к нам прилетела птичка и принесла с собой корзинку, давайте посмотрим, что там.

Посмотрите, она принесла нам подарки от жителей леса, здесь и грибочки, и ягоды, и орешки. А еще ей хотелось бы, чтобы и у нее было много друзей, как у Ежика. Давайте попробуем слепить птичек.

Лепка из соленого теста

У каждого из вас на столах находится соленое тесто, возьмите два кусочка, скатайте два шарика - это туловище и голова, соедините, прикрепите глазки (из бусинок, пуговиц), и клюв.

А потом накормим птенцов - дадим им в клювики червячков.

Детям напоминаются приемы работы: оттягивание, прищипывание, раскатывание.

Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя.

Итог занятия.

По окончании работы дается положительная оценка проделанной работы, и предлагается посадить птиц на окошко.

Конспект открытого просмотра

по организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познание»

(Формирование целостной картины мира)

Тема: « Поиграем с ежиком »

(2-я младшая группа)

Подготовила: воспитатель

второй квалификационной категории

Иванова О.Б.

МАДОУ №47 «Дельфин»

Программные задачи:

Учить детей различать цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый); различать характер звучания инструментов;

Учить соотносить характер звучания инструментов с эмоциями (грустный, веселый, злой), и выбирать соответствующие инструменты для музицирования;

Развивать мелкую моторику рук (выполнять самомассаж пальчиков);

Продолжать знакомить с матрешкой; формировать интерес и любовь к народному творчеству, музыке, пению;

Создавать эмоционально положительный настрой, эмоционально сближать детей.

М атериал и оборудование :

две матрешки. Панно фланелеграф «Еж», 2 мордочки ежа (грустная и веселая), разноцветные листья для фланелеграфа, «шуршалки», музыкальные палочки, маракасы, бубны, ложки, погремушки, массажные мячики, запись русской народной мелодии, запись спокойной грустной мелодии.

Предварительная работа:

рассматривание матрешки, игры с ней, прослушивание русских народных песен и мелодий, игра «Шуршалки» «Самомассаж пальчиков», загадывание загадок, разучивание песенок и стихов. Знакомство с музыкальными инструментами и характером их звучания, элементарными способами музицирования.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в группу. Усаживает полукругом на стульчики.

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам на занятие должна придти одна веселая гостья. Она очень хочет с вами познакомиться и поиграть. Сидите тихо, а я пойду её встречать.

Воспитатель выходит в коридор и переодевается в матрешку. Матрешка (воспитатель), одетая в русский народный сарафан и платок, приносит двух матрешек. Дети окружают Матрешку, став полукругом.

Матрешка:

Здравствуйте, ребята! Вот я и добралась до вашего детского сада. Вы меня узнали? Кто я?

Дети:

Матрешка!

Матрешка:

Правильно! Я Матрешка, пришла к вам в гости, хочу с вами поиграть и повеселиться. Подходите ко мне и становитесь в круг. Будем танцевать.

Матрешка:

Я к вам собиралась,

Долго – долго наряжалась.

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут; остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз.

После танца дети становятся врассыпную.

Матрешка:

Вот какие молодцы! Какое у вас настроение? (Ответ ы - грустное, веселое, злое )

Покажите, как вы радуетесь? А как грустите? А когда злитесь, какое у вас лицо? (Показ.)

Сейчас я постараюсь вас развеселить, а поможет мне в этом мой веселый колокольчик.

Посмотрите, я вам его принесла! (Показывает колокольчик.)

Колокольчик, зазвени!

Всех ребяток позови!

Как услышат – прибегут

И со мной играть начнут.

(Звенит в колокольчик, дети подбегают к воспитателю).

Послушайте мою загадку и догадайтесь, кто это под кустом сидит?

Загадка.

Шубка – иголки,

Свернутся он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

С кем мы сегодня будем играть? Верно, с Ежиком, только сначала надо его найти.

(Дети осматривают комнату и находят на мольберте тактильное панно «Ежик». )

Ребята, давайте вместе с вами вспомним песенку про ежика и споем ее нашим гостям.

Маленький ежик – четверо ножек,

На спинке листок несет, песенку поет:

«Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты, фу!

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну лису».

Второй раз песенка исполняется вместе с детьми.

Матрешка:

Ребята, посмотрите, Ежик собирает листочки и несет к себе в домик, чтобы зимой там было тепло.

Какого цвета листочки на спине у Ежика?

(Ответы)

А как вы думаете Ежик грустный или веселый?

Грустный.

Матрешка:

Правда, грустный. Послушайте, какое у него настроение

(Воспитатель проводит палочкой по музыкальным палочкам. Слышны грустные звуки)

А как вы думаете, почему Ежику грустно.

У него мало листиков на спине. Ему будет холодно зимой.

Матрешка:

Давайте поможем Ежику собрать листочки, которые падают с деревьев на землю.

Но сначала покажем, как они кружатся и шуршат, когда падают на землю. Игра «Шуршалки».

(Детям раздаются по 2 бутылочки из-под йогурта с нарезанной бахромой, дети шуршат бутылочками , кружатся вокруг себя . Шуршание и кружения чередуются по команде воспитателя: «покружились», « пошуршали ». Воспитатель в это время разбрасывает по ковру разноцветные листочки . )

Ой, сколько листиков нападало. Давайте соберем их и прикрепим на спинку Ежику. Теперь он точно не замерзнет в своем домике.

(Дети прикрепляют листики на спинку ежику . Можно детям задавать вопросы : « Какого цвета твой листик?», «А твой?» и т.д. )

Матрешка:

А теперь дружно сядем на ковер в кружочек и поиграем.

(Самомассаж пальчиков. Воспитатель раздает детям маленькие колючие мячики и говорит)

Ежик, ежик, не зевай!

Лучше с нами поиграй!

Бежит ежик по дорожке

Переставляет свои ножки

Свернул влево, убежал

(зажимают в одной руке и прячут за спину)

Свернул вправо, убежал

(зажимают в другой руке и прячут за спину)

По прямой он побежал

И на тропиночку попал

(перекатывают «ежика» в ладошках)

Тут лиса его встречает,

А еж иголки выставляет

(перекладывают из руки в руку)

Свернулся ежик наш клубком

И быстро покатился в дом.

(Собирают мячики воспитателю в корзину)

Матрешка:

(Пока дети выполняли « Самомассаж пальчиков», воспитатель незаметно меняет грустную мордочку ежика на веселую).

Смотрите, что случилось с Ежиком? Кто заметил?

Он стал веселым.

Матрешка:

Давайте тоже улыбнемся ему. И покажем, какое настроение стало у Ежика.

(Детям раздаются погремушки , бубны и они ими звенят . )

Смотрите, ребята, ежик нам оставил подарок – корзинку с чем-то. Сейчас мы посмотрим. Ой! Да это же яблоки. Какое замечательное угощение нам приготовил ежик!

Наше занятие закончено. Пойдемте, ребята, попробуем с вами яблоки, которые нам оставил ежик.

Организация: МКДОУ № 192

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Конспект интегрированного занятия «Ежи»

Задачи:

Образовательные: подвести детей к составлению небольшого рассказа по картине с опорой на имеющиеся знания.

Развивающие: помочь объяснить непонятные слова и выражения («Дикие животные», «Недотрога»). Помочь развитию активного словаря, подбирая прилагательные и существительные, правильно образовывать формы Р.п. и И.п. ед.ч., мн. ч., умению поддерживать беседу.

Воспитательные: содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений на занятии, творческому воображению и фантазии при изготовлении поделок и рисунков.

Оборудование: ноутбук (фильм о диких животных), корзина, ёжик, кузовок (мелкие игрушки – детёныши животных), музыка (звуки леса), листочки – подсказки, картина «Ежи»

Раздаточный материал для творческой деятельности: бумага, картон (трафареты ежей), мелки, пластилин, греча, семечки.

Предварительная работа: чтение «Жили - были ёжики» А.Усачёв, занятие «Как звери готовятся к зиме», занятие в Диораме «Животные сказок», д/и «Кузовок»

Ход:

Вводная часть:

Ребята, посмотрите, здесь корзинка? Откуда она? Как вы думаете, кто в ней? (Рядом с корзинкой конверт с подсказкой)

1 Подсказка: «Это животное живёт в лесу».

Значит, оно какое? (Дикое) Что значит «дикое животное»? (Живёт в лесу, нет хозяина, сам о себе заботится, о своих детёнышах, строит себе жилище)

Основная часть:

1) - Давайте посмотрим отрывок фильма «Дикие животные» на ноутбуке. Мы видели хозяина у диких животных?

А каких диких животных вы знаете? У меня в корзинке есть детёныши диких животных, Мила, кого ты хочешь взять? (д/и ) Кто у тебя в руках? А когда их много, то это..? (Предлагаю взять – бельчонка, зайчонка, лисёнка, волчонка, медвежонка, бобрёнка, барсучонка, оленёнка) Чем похожи все детёныши? (они глупые, маленькие …)

Кого, мамы увидят в корзинке? (Дети называют детёныша животного и кладут его в корзинку.)

Лисёнок, какой? Как по – другому назвать этот цвет? А, что ещё бывает оранжевым?

2 Подсказка в апельсинах: Кого из диких животных можно назвать недотрогой? Почему? (Ёж – весь в иголках, не даёт себя трогать).

Дикое животное, недотрога – это ёж! Давайте проверим (заглядываем). Ребята и правда ёжик, но ему одному очень страшно и поэтому он не хочет выходить из корзинки.

Что же нам делать? (Предложения детей)

2) Сделать друзей – ёжиков.

А какими вы представляете ёжиков? Давайте воплотим ваши идеи (можно нарисовать мелками, слепить из пластилина, а иголки сделать из семечек или хвои, наклеить из бумаги или гречи на картон).

Беседа во время работы:

Ребята, ёжик какой? (Колючий)

А, что ещё может быть колючим?

А, зачем ёжику иголки?

А, людям, каких профессий нужны иголки?

Что делает ёж зимой? Где? Чем питается летом? Когда выходит на охоту?

А, хотите, я вам расскажу одну старую легенду ?

Однажды летел по небу Ангел, и видит, сидит ёжик и что – то делает. Он спустился пониже, сел на ветку рябины и стал наблюдать. А ёжик брал еловые иголки, макал их в смолу и наклеивал на спину.

Зачем ты это делаешь? - спросил Ангел. Ведь ты такой хорошенький, мягкий, пушистый, серенький, тебе не нужны иголки!

Да, я действительно мягкий и пушистый и все хотят меня съесть; мне нечем защититься, мне очень нужны иголки.

Ангелу стало жаль ёжика, ведь он был такой грустный. Как вы думаете, что он сделал? Ангел подарил ёжику иголки, с тех пор все ёжики колючие.

Какие интересные ёжики у вас получились, все разные, необычные. Выходи ёжик, посмотри на своих друзей. (Ребята знакомят всех со своим ёжиком, как его зовут, куда он идёт)

3) - Где же все ёжики будут жить? (Звучит музыка, а дети обустраивают поляну для ежей, показ картины «Ежи»)

А вот и семья ёжиков. Чем они заняты? Закройте глаза, представьте, что вы в лесу, чем пахнет лес? Какие звуки можно услышать?

А если бы на полянку выбежала лиса, что бы случилось?

А если бы вы были на этой картине, кем или чем вы были? Выберите, какого нибудь героя картины и расскажите о нём. (Анализ рассказов) Давайте оставим ёжиков на этой поляне, им здесь будет очень уютно.

Заключительная часть:

Что интересного мы сегодня делали? Что нового узнали?

Конспект интегрированного занятия на тему "ЁЖ" по предмету "Азбука вежливости" и "Умелые ручки" для дошкольников 5-6 лет. Занятие прводится в сопровождении компьютерной презентации. Итогом занятия является индивидуальная поделка ёжика из пластилина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по предмету

«Азбука вежливости» и «Умелые ручки»

Тема: «Еж»

Программное содержание:

  • Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
  • Упражняться в звукоподражании.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
  • Развить навыки работы с пластилином (раскатывание, формование, сминание, присоединение частей).
  • Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация о жизни ежей.
  • Мягкая игрушка Ёж.
  • Яблоки, вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
  • Пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни.

(Показ мягкой игрушки Ёжик).

Рассказ о жизни ежа.

Педагог (от имени ежа): Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. (1 слайд)

Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).

А вы можете повторить?

(Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. (2 слайд)

А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)

Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми.

Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, (4 слайд)

учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

??? Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки?

(Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

Педагог (от имени ежа): Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. (5-6 слайд)

С наступлением темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу.

Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас очень чуткий нос и очень хороший слух .

И зрение у нас очень хорошее. Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

??? Почему нас называют ночными охотниками?

(Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Педагог (от имени ежа): Когда у нас, ежей, выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы. (7 слайд)

Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы ими и защищаемся, свернувшись в клубок. (8 слайд)

Чуть опасность почувствуем, сразу нужно свернутся в клубок, зашипеть и затукать, как маленький мотоцикл.

А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму мы спим, то и запасов нам не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам просто нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

??? Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

(Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

??? Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит снами зимой?

(Ответы детей). Правильно, медведь.

Педагог (от имени ежа): Ребята, если вам доведется повстречаться с моим братом, ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).

Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес , (широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес! (повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную Что за зверь? ладонь над бровями, поворачиваясь при этом

Какая птица? влево и вправо)

Ветер дует нам в лицо - (Руками машут себе на лицо)

Закачалось деревцо. (Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

Ветер тиши, тише, тише - (приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше. (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на

Носки)

Раз - присядка, (Присесть)

Два - прыжок. (Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. (Ладони на голову - "ушки на макушке")

А лисята, как проснутся , (Кулаками протереть глаза)

Любят долго потянуться. (Потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть , (Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть . (Покачивание бедрами из стороны в сторону)

А волчата - спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть . (Легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало - (Развести руки в стороны ладонями вверх)

Начинаем все сначала!

Ежик вдруг начал зевать

Не пора ли с ним играть?

Игра «ВЕСЁЛОЕ БОЛОТО»

Участвуют две команды по семь человек. Участники должны добраться до финиша, перепрыгивая с «кочки» на «кочку». Победителем считается тот, кто не попадёт в «болото».

Кочки имитируются кружочками .

(посадить детей обратно за столы)

Педагог (от имени ежа): А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах. Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому яблочко (конфетки) подарю.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи?

2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.

3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?

4. Чем питаются взрослые ежи?

5. Почему ежей называют лесными охотниками?

6. Как ежи зимуют?

7. Назовите ежиных врагов?

8. Какие звуки умеют издавать ежи?

9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

10. Любит ли ёж купаться? (нет ) Почему? (потому что они сразу разворачиваются и становятся беззащитными )

11. Сколько цветовых оттенков различает ёж? (много, как человек )

Похожие публикации