Любовь с художественной точки зрения. Что такое любовь? Любовь и влюблённость? Что такое любовь между мужчиной и женщиной

За весь промежуток существования человечества под понятием любовь понималось слишком много различных обозначений. Каждый индивид воспринимает ее по-своему. Что это болезнь, эмоция, чувство, состояние, интимное влечение? Но зачастую о любви говорят, когда описывают взаимоотношения среди представителей мужской части населения и девушками. Это чувство нельзя рассматривать как что-то одностороннее и стандартное. Любовь является не обычным чувством или переживанием, это образ бытия индивидов с определенным мировоззрением, ценностями и наличием совокупности качеств, присущих влюблённому индивиду. Любовь описывает не столько слова, а действия, поведение индивида, его поступки и переживания.

Что такое любовь между мужчиной и женщиной

Влюбленность, любовь, любовь-страсть или любовь-привычка, потребительская или дающая любовь – это разновидности любви между различными полами. Дабы установить условие, оказывающее большое влияние в развитие любви, достаточно определить фундамент, на котором строится это чувство. Вероятнее всего это будет социальный стереотип, физиологическое притяжение, состояние души человека, нечто стоящее во главе поведения: разум или чувства. Характер и вид любви определяется отношением субъекта к людям или жизни, его восприятием себя в обществе. Это некое отражение внутреннего мира индивида.

Любовь такое противоречивое чувство, за которым гонятся, или же от которого убегают, ею очень дорожат или пренебрегают. От нее возвышаются или же она губит человека умственно и на уровне физического здоровья. О стереотипах межполовой любви кричат везде, будь-то телевизор, радио, книги, рекламные билборды. Это определенная социальная игра, где каждый ведет собственную охоту, а заполучив добычу, создают благополучные союзы. Правдиво ли это в действительности? Первоначально человека интересует, как добиться внимания своей половинки, понять самому любят его или пользуются. В дальнейшем одни ищут способы развития чувств, другие время для их проявления, третьи – как сохранить чувство любви. Некие индивиды вправду ищут возможность убежать от этого чувства, погасив в себе каждое его проявление. Если между женщиной и ее возлюбленным не все гладко и исчезло чувство, появляется задача посложнее – как перестать мучиться и мучить другого, как разлюбить или расстаться.

О любви говорить можно до воли таки долго, в различных векторах направления. Первоочередно – это забота, бескорыстная, приносящая только удовлетворение в жизнь обоих индивидов. Это некий противовес страданию для личности. Каждый встречный, хоть единожды, когда-то грезил связать свою жизнь с индивидом, способным изменить его существование, добавить в нее краски эмоций и создать гармонию. При этом людям свойственно сводить такое возвышенное чувство к интимному влечению. Да, естественно, традиционный фундамент любви – половое влечение. Так как нейробиологами было доказано после изучения мозговой деятельности влюбленных людей, что половое влечение является целеполагающей дофаминергической мотивацией, способствующей образованию парных связей. Прежде всего, как основополагающий фактор, половое влечение выступает в юношеском возрасте, когда не до конца сформированы ценности и адекватное мировоззрения личности. Для зрелого возраста характерно более скрытое проявление интимных намерений. Субъект ошибается, когда воспринимает мимолетное влечение или возбуждение за источник любви.

Для человека морально взрослого любовь выступает не обыденным чувством, а неким образом жизни с определенными приоритетами такими как: ответственность, уважение, внимание, взаимопонимание.

Рассматривая это чувство в парадигме психологии его нельзя определить в рамках четкого описания действий или состояния индивида. Проявление любви непосредственно связано с человеческим восприятием. Так существует несколько позиций восприятия данного чувства для индивида:

Нулевая позиция – «просто» любовь. Это проявление физиологического тяготения к партнеру: резко накатывает на индивида, так же исчезает, в независимости от воли субъекта. Социальный шаблон, заложенный в сознание индивида. Быстрый и опрометчивый этап формирования чувства, которое зачастую заканчивается разочарованием личности. Кто-то из пары позволяет играть себе роль человека влюбленного, разыгрывая «стандартные» поведенческие нормы любви, зачастую навязанные обществом.

Первая позиция – любовь и «я». Выступает, как жизненная позиция индивида побольше получить, еще и сразу, чем отдать любящему. Один из субъектов любви обитает за счет нужд, потребностей человека и интересов любящего (любовь-хочу). Иногда проявляется как «любовь-дарю»: возникает интерес что-то подарить, при этом подарок должен быть целесообразным с точки зрения желающего.

Вторая позиция – любовь и «ты». Жизненная позиция, когда первоначально учитываются интересы и потребности любимого. Выступает в формах «любовь-отзывчивость» или «любовь-забота». В процессе индивид как личность растворяется в любимом, живет идеей доставить максимальное удовольствие для своего избранника. Иногда перерастает в назойливую опеку над любовным субъектом.

Третья позиция – любовь и «мы». Более лояльная и насыщенная жизненная позиция. Рассматривает любящих индивидов как пару, насколько каждый индивид готов к изменениям, какой вклад в отношения они привносят. Люди, как союз двух индивидов, рассматривают себя как нечто единое, готовые понимать и создавать любовь.

Четвертая позиция – любовь и «жизнь». При таком мировоззрении существуют понятия будущего, прошлого и настоящего. Рассматриваются понятия существования мира вокруг пары и людей. Субъекты любви стремятся увидеть насколько способны они развить свои чувства, дабы в дальнейшем через годы сохранить себя и отдавать нечто не только самим себе, но и миру, благодаря данному чувству.

Пятая позиция – «ангел». Жизненная позиция индивида, позволяющая ему стать источником любви, ее проявлением. Подразумевает мудрый контроль поведения, адекватную самоотдачу в форме заботы. Индивиду приносит удовольствие и радость забота о любящем человеке. С подобной позицией в поведении индивид зачастую является максимально самореализованной личностью. Он имеет все для себя нужное, теперь волнует его только то, что он готов предложить возлюбленному.

Значение любви в жизни человека

Издавна общество пытается решить задачу: обязательно ли нужно чувство любви в жизни. Ничего не запрещает просто жить, не отрывая мысли от работы, отношений, основанных на взаимопонимании и доверии на сверхэмоциональном чувстве любви. Часто индивид приходит к заключению, якобы без любви проще жить, зачем она вообще нужна. Все в мире создано не бесцельно, существует некая гармония в существовании человека. Без этого чувства человеческое существование обречено на гибель.

Суждение, что данное чувство не нужно личности, возникает на базе безответных чувств, зачастую проявляющихся в трепетном юношеском возрасте. Но безответные чувства любовью не являются. Любовь – чувство привязанности, ответственности за партнера, взаимопонимание и поддержка, когда все делается и создается вместе и на взаимной основе. Фактор любви в человеческой жизни психология личности определяет как основополагающий, хоть и имеет разнообразные вариации и преобразования, это чувство занимает существенное место в существовании личности. Психологи описывают мужчин и девушек как личностей с различным строением психики, словно два различных полюса. Именно чувство любви позволяет им объединиться и создавать новое начало, соответственно продолжать свой род.

Любовь является стимулом для многих в создании сказок, стихов, легенд и притч. Она впечаталась как вечный образ в картины, скульптуры и архитектуру, создаваемую талантливыми людьми. Это толчок для творения, развития и создания гармонии. Но застигнув индивида в врасплох, иногда такое чувство приводит к губительным последствиям. Одна древняя притча гласит, что мудрец, который пытался помочь мальчишке разобраться в истине «что такое любовь», не сумел дать четкого ответа сам. Главное что прозвучало в его речи – для чувства нужно время, дабы испытать его на искренность и прочность.

: когда не представляешь свое существование без партнера, никто кроме «любимого» не кажется лучше. В возлюбленном индивид способен видеть только хорошие качества. Настоящая любовь эталон спокойствия и равновесия, она позволяет видеть плохие и прекрасные качества, помогает понять их и принять человека каким он есть.

Описанием истинных проявлений данного чувства занимались не только поэты, психологи, философы, но и врачи, а трактование его по сегодня остается сложным. Любовь способна появляться спонтанно, как капелька росы, зарождаясь в малейшем поступке. С течением времени взаимные чувства превращаются в океан любви, охватывающий не только сердца любящих, но и мир находящийся вокруг них. Через призму любви человек способен понять и осознать много нового, создать гармонию в жизни своей, познать себя.

Стоит ли признаваться в любви первым

«Спрятаться в норку» – наиболее популярный вариант из многих при появлении необъяснимого состояния, когда человек понимает, что влюблен. Признаваться первым спешит не каждый мужчина это или юноша, девушка или успешная дама. Основной причиной, что человеку страшно проявить свои чувства, является чувство , когда не принимают или отвергают. Боязнь в ответ на чувства услышать насмешку от субъекта обожания. Причина этих страхов главным образом уходит в глубокое детство или в трепетный юношеский возраст. Это период, когда индивиду свойственно более открыто проявлять свои чувства, одновременно это делает его уязвимым. Горький опыт неудачи в данном возрасте переносится в жизнь взрослую, побуждая индивида контролировать свои желания и эмоции более тщательно.

Интересным психологическим фактом является, что представители разного пола, закладывают в любовь категорически разный смысл. Женщины вкладывают значение «Я принадлежу возлюбленному целиком». В то время как мужчины подразумевают «Я несу за свою возлюбленную ответственность». Зачастую это выливается в некую особенность, когда женщине труднее признаться избраннику: «Я тебя хочу», а мужчине: «Я люблю тебя». В силу таких психологических особенностей девушки склонны нафантазировать сверхспособности своему возлюбленному. Что он должен догадаться о чувствах, проявляющихся сквозь призму намеков и сам начать действовать. Представители пола мужского в такие дамские намеки вкладывают совершенно иное понятие, к примеру, что девушка просто кокетничает, проявляет дружескую заботу или хочет похвастаться своими умениями в кулинарии. Девушка в ответ на это воспринимает бездействие избранника как безразличие и нежелание идти на контакт.

Для большинства индивидов сложным является именно произношение словосочетания «я тебя люблю», специалисты для этого рекомендуют обращаться к более простым формам словосочетаний. Такими альтернативными выражениями являются, к примеру, «я хочу быть с тобой», «ты нравишься мне», «приятно быть рядом с тобой». На старте развития чувств этого достаточно. Для развития отношений или более эффективного способа донести свои чувства нужно задействовать одновременно слова и действия. Однако завсегда запросы на важность поступков вызывали недоумение у мужчин, так как существует понятие, что женщина любит ушами. Но ведь другое дело, когда красивые слова подкрепляются искренними действиями, позволяющими помочь представительницам очаровательной части населения понять серьезность намерений партнера.

Признаваясь в любви, психологи для начала советуют настроить себя на два вида развития событий. Ведь ответ возлюбленной (возлюбленного) может оказаться позитивным и не совсем. Шансы индивида, который решился на откровение со своим избранником, равны пятьдесят на пятьдесят. Специалисты рекомендуют, если решились признаться, осознайте возможные варианты потерпеть неудачу. Если человек услышит не взаимный ответ, проще будет отступить и уровень разочарования будет меньше. Каждый индивидуален и все ищут именно свою половину. Отыскав ее среди миллионов людей немыслимо потерять свой шанс, иначе «второй» подходящей половины уже не отыскать.

Общество сегодня ломает стереотипы. Сильная половина населения – мужчины, в данный момент – смягчили свой характер, а девушки свыклись, что все нужно брать в свои хрупкие руки. Мужчинам остаётся просто ждать, когда все произойдет самостоятельно. Признаваться в любви необходимо! Это будет пусть нелепо или не так, как планировали всю жизнь. Любое эмоциональное проявление с точки зрения психологического здоровья индивида должно иметь завершение, свою развязку. Не стоит ждать, сложа руки, что произойдет чудо, его нужно делать самостоятельно.

Может ли быть счастье без любви

Понятие любовь трактуется как нечто важное для существования индивида в обществе. С другой стороны возникает множество споров касаемо жизни без данного чувства. «Главное в жизни любовь» – звучит практически со всех СМИ в любой стране. Без этого важного чувства можно прожить. Возникает вопрос, какова будет такая жизнь, подобна чему? Субъект, лишенный любви, может существовать как все. Жизнь его на первый взгляд не отличается: ходит гулять с друзьями, смотрит телевизор, ходит на работу, кушает, спит. Имея все важное, о чем мечтал с раннего детского возраста, все равно ощущает ненасытное чувство одиночества. Любовь – чувство, способное изменить жизнь, толкает на подвиги, способствует каждой личности: люди занимаются спортом, ухаживают за внешностью, повышают уровень самообразования, все, что бы прилечь вторую половинку. Поэтому главное в жизни любовь, способная править миром и людьми.

Не каждый индивид способен любить. Иногда не встретив того самого или в силу воспитания, человек способен отказаться от чувства любви, компенсируя другими эмоциями. Для людей, которые не встретили свою половинку, свойственно создавать семьи с людьми, проявляющими чувство заботы и внимание. Пусть так, не взаимно, они создают новые ячейки общества, примиряются с этим, живут счастливо. Кому-то суждено в этом положении влюбиться в партнера неожиданно для себя. Вспыхнет небольшой огонек ярко окрашенных эмоций и человек узнает о преимуществах взаимной любви и семьи созданной в гармонии. Неизбежным является и вариант, что любовь не наступит. Положительная сторона есть – не наступит тот кризисный момент, когда этому чувство суждено будет погаснуть и перерасти в привычку. Счастье без любви существует, оно скрыто в духовности и личностей, способных на основе этого сформировать благополучную семью.

Как связаны понятия верность и любовь

Исходя из выше изложенного материала, следует, что любовь чувство взаимное, благородное, базирующееся на взаимопонимании, взаиморазвитии, взаимоподдержке. А существует ли такое возвышенное чувство без верности?

Человеческое качество, способствующее проявлению стойкости относительно определенного события или субъект, основываясь на личностном выборе и установках, принято называть верностью. Для морально взрослого индивида любовь является осознанным выбором. Только, когда оба субъекта создают общую концепцию существования, делают выбор в сторону создания общего блага, развития семейных ценностей, того как они планируют жить, формируется истинное чувство любви. Соответственно это осознанный выбор, ведущий к поддержанию верности.

Измена – действие, подразумевающее не только ошибку индивида, а главным образом его незрелость и недальновидность в создании отношений. Но бывает, что верность хранится в отношениях не только из-за чувств. Случается так, когда одному партнеру комфортно жить в такой обстановке. В осмысленных и здоровых отношениях наличие любви предполагает чувство верности. Неверность в отношениях, где оба партнера не ценят друг друга, не хотят развиваться вместе, расценивается как предательство.

Как забыть бывшую любовь

Чувство любви не вечно, иногда не взаимно. Каждый кто пытается прочувствовать настоящую любовь, изначально должен быть подготовлен к разочарованию и утрате любимого человека. Переживаемые чувства в последствии отказа во взаимных отношениях или после утраты человека, которого любишь, выводят человека из равновесия, приводят к депрессии.

Специалисты предлагают различные варианты, способствующие к уменьшению уровня страдания:

– осознание того действительно ли человек любил, помогает выкрыть подсознательные чувства привязанности или . Человеку нужно обдумать насколько он честен перед собой;

– постарайтесь изменить жизнь, сделать ее максимально непохожей на ту, что была. Стоит изменить круг общения, номер телефона, избавиться от напоминающих об человеке вещей (отдайте, что возможно в детские приюты или в дома для беженцев, ненужный хлам, на то и ненужный – выбросить его), без возможности изменить место жительства, измените обстановку в квартире (новая мебель или старая, но по новому расположена), измените режим дня;

– найдите занятие, способствующее максимальному отвлечению вашего внимания: спорт, рукоделие, чтение книг;

– посвятите все утраченное время на родных, друзей, позвольте им помочь вам;

– измените отношение к случившемуся – это не глобальная катастрофа, вы живы и здоровы, исчез только человек, ваше умение любить осталось при вас. Извлеките из случившегося урок: счастье создается нами самостоятельно;

– никогда не следует закрываться от новых знакомств, мир полный неожиданностей, которые ждут каждого;

– не держите обиду на человека, пожелайте счастья и удачи, просто отпустите.

Нужно запомнить, человек, который ушел, должен уйти только раз, не позволяйте ему вернутся, не унижайте себя. Позвольте себе стать счастливее, обрести гармонию, именно благодаря тому, что человек ушел. Жизнь дает человеку шанс жить без того индивида, который заставил страдать.

высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, матери, детям, музыке и т.д.). Л. между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь-дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной;

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮБОВЬ

высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. к детям, родителям, Родине, жизни и т.п.). Самая яркая форма Л. - индивидуальная половая Л. Л. самозаконна, свободна. Отсюда проистекает ее трагичность, порожденная конфликтом "абсолютности" господствующих нравственных требований и их относительность в рамках Л. Познание Л. в истории культуры (Платон, Августин, Л. Фейербах, Гегель, Ш. Фурье и др.) осуществлялось не только как проникновение в ее сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой Л. В христианстве Л. рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные особенности человека. Л. - свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительно преодолена. В Л. проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всем его богатстве. Психология и другие науки о человеке рассматривают Л. аналитически, выделяя отдельные элементы любовных чувств. Слово "Л." обозначает при этом два разных, хотя и взаимосвязанных явления: переживаемое субъектом аффективное состояние (чувство, влечение) и основанное на нем межличностное отношение. Человеческая Л. - не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека. Уже у животных выбор сексуального партнера предполагает определенные индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев. Любое философское или житейское определение Л. предполагает специфическое противопоставление ее другим чувствам и отношениям. Оппозиция "любовь - вожделение" описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал; оппозиция "любовь - увлечение" противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и кратковременному и т.п. Фактически же отличить Л. от увлечения можно лишь в результате проверки временем. Современная социальная психология (Д. Ли) различает несколько разных стилей или "цветов" Л.: эрос - бурная, исключительная Л.-страсть; людус - гедонистическая Л.-игра; сторге - спокойная, надежная Л.-дружба; прагма - рассудочная, поддающаяся сознательному самоконтролю Л. по расчету; мания - иррациональная Л.-одержимость, полная зависимость от объекта влечения; агапе - бескорыстная Л.-самоотдача. Эти модели могут совмещаться в одном лице, будучи направлены на разных партнеров. Для педагогики наибольшее практическое значение имеют возрастные параметры Л. Хотя сексуальная жизнь человека и его любовные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т.д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств личности. Сама потребность в Л. у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом свое подобие, другие - дополнение. Взаимные ожидания и роли партнеров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений. Первые детские влюбленности, наблюдающиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают половозрастных ограничений. По мере полового созревания и под влиянием окружающей среды практически все межличностные отношения и привязанности детей эротизируются, резко активизируется интерес к представителям противоположного пола. Юношеская мечта о Л. выражает прежде всего потребность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные мотивы в ней почти не выражены. У подростков и юношей иногда возникает Л. или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что крайне осложняет и без того мучительные переживания таких подростков. К этому явлению нужно относиться спокойно и с пониманием. У большинства подростков такие увлечения с возрастом проходят. Для тех же, у кого они остаются навсегда, - это зачастую единственно возможный вид Л. Преследовать ее жестоко и бесполезно. В этом случае родителям необходимо понять и поддержать своих детей. В юности Л. усложняется, приобретает взрослый характер и нередко перерастает в интимную близость. Возможность ранних половых связей, беременности, заражения венерическими заболеваниями и т.д. вызывают озабоченность учителей и родителей и враждебно-настороженное отношение к юношеской Л. Такое отношение часто приводит к противоположным результатам. Юношеские чувства требуют бережного и тактичного отношения. Необходимы подлинно нравственное воспитание и подготовка школьников к браку, включающие в качестве необходимого элемента сексуальное научное просвещение. Нужно апеллировать не к сомнительным доводам ("смотри, не повреди своему здоровью!"), а к взрослому чувству моральной и социальной ответственности, помогая юноше взвешивать серьезность собственных чувств и меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, специфические проблемы ранних браков. См. также Половое воспитание, Половое просвещение

: психологи, философы, биологи, химики и даже психиатры, но до сих пор никто не может дать ей точного определения. Что такое любовь с научной точки зрения, пытаются понять многие исследователи, однако результаты почти всегда оказываются неоднозначными, вызывая длительные споры и дискуссии.

Биохимия чувств

Научное определение любви, как химической реакции организма, открыли биохимики, указывая довольно сложную формулу. Любовь с химической точки зрения – это особая реакция, точная формула которой понятна только специалистам. Они утверждают, что чувство возникает за счет выделения вещества допамина – гормона радости. Однако такая трактовка вызывает много вопросов потому, что:

  • химическая реакция не даёт различий между такими чувствами, как вожделение, влюблённость, страсть –вещества выделяются организмом одинаковые, а глубина ощущений разная;
  • формула одинакова для творчества и любви (многие образы навеяны безответными чувствами);
  • некоторые исследователи считают, что чувства – понятие иррациональное и его невозможно вписать в химические и математические формулы.

Поэтому любовь, как чувство с химической точки зрения невозможно объяснить, поскольку посредством соединения элементов материи сложно показать все нюансы эмоций и отличить любовь от других, похожих на неё переживаний. Довольно запутанной для понимания любви считается и философское определение этого чувства. Многие исследователи считают, что любовь – это безмерность в мире мер. Однако и это определение вызывает много вопросов у тех, кто не знаком с философией.

Точнее и современнее даёт формулировку любви один из видных психотерапевтов нашего времени М. Е. Литвак:

«Любовь – активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви».

Это понятие соответствует признанным научным стандартам, а также положениям практической психологии. Вот почему эта формулировка считается одной из самых современных.

Что такое любовь с научной точки зрения в психологии

Определение, данное Литваком, позволяет отличить это прекрасное романтичное чувство от таких определений, как влюблённость, симпатия и жажда любви, страстное желание и нежность. Вот точная расшифровка понятия, описанная М. Е. Литваком в его книгах.

«Заинтересованность бывает пассивная и активная. Пассивная – это мечты, грёзы. Она свойственна симпатии, жажде любви и влюблённости, хотя некоторые люди в этом состоянии становятся активными и добиваются объекта своей симпатии. Однако влюблённость, в отличие от любви, означает острую потребность быть вместе, физическое влечение и нежность. Она эгоистична (желание, чтобы меня любили), а не жертвенна, в отличие от любви. В ней нет подлинной заботы, жертвенности, желания правильно оценить свои возможности и способствовать развитию своего объекта любви».

Литвак разделяет любовь не только, как заботу о чужом благополучии и развитии, так и о собственном. Базовой в такой ситуации становится любовь к себе. Она выражается в формуле: активной заинтересованности в собственной жизни и развитии. Это означает, что человек предпринимает шаги, чтобы стать лучше, растёт, работает над собой, сам создаёт себе условия для счастливой жизни. При таком подходе он видит и чувствует и желания любимого человека, создавая условия для их реализации. И даже может отказаться от собственного желания быть вместе с любимым, если видит, что близкому человеку будет плохо с ним. Именно поэтому подлинной любви совершенно не свойственна ревность, агрессия, желание кого-то подавить и подчинить своим желаниям.

Литвак пишет о том, что такое красивая любовь с научной точки зрения в своих книгах и современной литературе. И, вопреки распространённому мнению, это вовсе не романтика и страсть. Да, они тоже имеют место, однако само определение любви не в них. Он подчеркивает, что купить можно только ласку, но не подлинное глубокое чувство. Современная любовь с научной точки зрения, – это ещё и рука помощи в трудной ситуации (но не в ущерб себе), дружба, в которой есть и влечение, стремление к продолжению рода, сексуальному контакту, доверие и нежность.

Именно этого мнения сегодня придерживаются современные специалисты по практической психологии, которые работают и семейными парами. Они позволяют решить различные семейные конфликты и стараются привести пару к общему решению.

И всё же ни одно научное определение любви не содержит общую формулу, отражающую грёзы под луной, миллион цветов от любимого человека, его нежность и страсть, а также улыбку любимой женщины, за счастье которой он готов отдать всё. И ни одно определение о том, что такое настоящая любовь с научной точки зрения, не сможет передать все грани этого прекрасного чувства.

Многие из нас, особенно в молодом возрасте, задумываются, что есть любовь, зачем она нужна, что она дает человеку и что отбирает? Существует множество высказываний великих людей на эту тему, да и почти каждый из обычных людей рано или поздно составляет свое суждение на этот счет. В этой статье мне хотелось бы дать определение, что такое любовь, с точки зрения различных наук.

Что такое любовь - определение с точки зрения химии

Как показывают исследования, утверждение, что люди любят всем сердцем, не соответствует действительности. На самом деле люди любят частью мозга. Именно в определенных отделах мозга вырабатываются химические вещества, вызывающие бурю эмоций при влюбленности.

В мозгу влюбленного синтезируются такие вещества как 2-фенилэтиламин (относящийся к группе амфетаминов) и дофамин. Помимо ощущения эйфории, эти вещества способствуют повышению уровня адреналина, гормона, вызывающего такие ощущения как сердцебиение, прилив крови к лицу - симптомы, не раз описанные в любовных романах.

Помимо этого, в мозгу влюбленных вырабатываются окситоцин, существенно влияющий на женский оргазм, и оксид азота - именно это вещество отвечает за мужскую эрекцию.

Любовь с точки зрения биологии

Для сохранения и воспроизводства любого вида животных (а человека с некоторой натяжкой тоже можно считать одним из видов животных) необходим некий стимул, заставляющий самцов и самок сначала спариваться, а затем заботиться о появившемся потомстве. Именно таким стимулом и является любовь. Конечно, у животных проявления любви гораздо примитивнее, чем у человека, тем не менее, картина во многом похожа: есть стадия ухаживания, стадия физической любви, и стадия взаимной заботы пары друг о друге, и о детях до их взросления. В каких-то случаях проявления любви у животных выглядят вполне человеческими - вспомните понятие «лебединая верность». Бывают, впрочем, и шокирующие исключения - самка каракурта съедает самца сразу после спаривания.

Как бы то ни было, наша любовь с точки зрения биологии, необходима только для воспроизводства человечества.

Определение слова «любовь» от психологов

Разные школы психологии совершенно по-разному трактуют понятие любви. Например, Стернберг считал, что любовь между мужчиной и женщиной может включать в себя три компонента: интимность(тесная связь между людьми), страстность(сексуальное влечение) и ответственность(готовность заботиться друг о друге). Идеальная любовь - такая, в которой все три компоненты представлены в достаточной мере. Вообще, неплохое определение.

Древние греки, кстати, выделяли целых четыре вида любви: эрос, сторгэ, агапэ, маниа. Эрос, как ясно из названия - любовь плотская. Сторгэ - любовь-дружба, взаимное уважение друг к другу. Агапэ- - самоотверженная, альтруистическая любовь. Мания - любовь-безумие, одержимость. Кто усомнится в мудрости древних греков? В жизни мы можем среди своих знакомых увидеть примеры взаимоотношений, в большей или меньшей степени соответствующие одному из этих определений.

Что такое любовь - определение с точки зрения философии

Возможно, мы слишком зациклились именно на любви мужчины и женщины? Ведь есть же еще любовь ребенка к родителям, любовь гражданина к Родине, любовь ученого к науке... Дадим слово философам, ведь философия - это не что иное, как любовь к мудрости. Так какое же определение слова любовь может дать философия?

С точки зрения философии, любовь есть первоначало человека и движущая сила человечества. Любовь не только является интимной стороной человеческой жизни, она также выступает фундаментальной характеристикой человеческого бытия.

Аристотель видел в любви, прежде всего, пользу как для человека и семьи, так и для общества в целом. А Платон считал любовь особой божественной силой, способной помочь человеку преодолеть свое земное несовершенство.

Согласно некоторым философским школам, любовь есть единство самоотрицания и самоутверждения личности. Любовь подразумевает, что личность должна быть способна отринуть себя с тем, чтобы утвердиться в ком-то или чем-то.

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

Похожие публикации