Ребенок ведет себя необычно - будьте внимательны! Как помочь ребенку научиться держать головку: советы и рекомендации.

У нас дочь, год и три месяца. Наш педиатр говорит, что ребенок растет и развивается нормально, по своей характеристической кривой роста и веса.
Фактически с самого рождения я привык развлекать нашу дочку, раскачивая ее в воздухе (и иногда с очень большой амплитудой), держа ее за руки. Ей это нравится и, насколько я могу судить, не вызывает неприятных ощущений. Однако, однажды, проезжающая мимо в своем авто бабушка, которая стала свидетелем моего активного размахивания в воздухе своим ребенком, остановилась и стала меня учить, что такое мое поведение в отношении ребенка является фактически криминальным, потому что таким образом я могу вывихнуть дочери локтевой или плечевой сустав, и что ребенка никак нельзя поднимать на вытянутых в руках за кисти (а тем более таким образом ребенком размахивать!), а только взяв под руки. Напоследок она многозначительно добавила, что знает, о чем говорит, потому что сама врач... Ну что было делать? Поблагодарил и понес дальше ребенка на руках, чтобы не провоцировать местных слишком бдительных бабушек (живем мы в "цивилизованной" Германии). Ну и до сих пор продолжаю делать то же самое, когда никто не видит, потому что ребенку нравится, она сама этого просит и поджимает ноги, когда только берешь ее за руки...
Так все же - можно ли ребенку вывихнуть ручки-ножки, если взять ребенка за руки (ну, или голени у стоп) и раскачивать им в воздухе? Я понимаю - суставчики маленькие, хрупкие, мягкие, плюс масса тела, плюс центробежная сила, плюс ускорение...
Спрашивал нашего педиатра - он говорит, что такое возможно - правда, только когда ребенок висит, как сосиска, и не держится сам, но все равно лучше быть осторожнее, а то мало ли что...
А что скажете Вы?

К истинным вывихам относятся транслигаментозные, перидентальные и ротационные вывихи (или подвывихи); к переломовывихам - трансдентальные.

Транслигаментозные вывихи атланта всегда бывают передними (рис. 37 а), когда вследствие разрыва поперечной связки при сгибательном механизме травмы атлант смещается кпереди. На рентгенограммах в боковой проекции имеется расширение сустава Крювелье и смещение атланта кпереди.

Рис. 37. Схема атланто-аксиальных вывихов: а - передний транслигаментозный вывих атланта, б - перидентальный вывих атланта, в - передний трансдентальный вывих атланта, г - задний трансдентальный вывих атланта.

Перидентальный вывих происходит при поднятии человека за голову, в этом случае зубовидный отросток выскальзывает из своего ложа под неразорванную поперечную связку, располагаясь позади нее (рис. 37 б). Это очень редкий вид повреждения у взрослых, как правило, заканчивается летальным исходом, т.к. выскользнувший зубовидный отросток занимает пространство, необходимое для спинного мозга.

Но у детей это нередкая патология еще и потому, что их легче поднять за голову . Ширина позвоночного канала у детей на уровне 1 и 2 шейных позвонков может позволить выскользнувшему зубовидному отростку отодвинуть спинной мозг кзади, но в этих случаях, как правило, появляются довольно грубые неврологические расстройства.

На боковой рентгенограмме значительно расширена щель сустава Крювелье, атлант резко смещен кпереди.

Ротационные вывихи, а особенно подвывихи атланта - нередкая патология у детей . Механизм этих повреждений связан с первичным ротационным усилием, а смещение суставных масс может не сопровождаться разрывом связок, от сохранности которых зависит стабильность.

У детей вследствие высокой растяжимости капсульносвязочного аппарата и рыхлости суставных хрящей при резком повороте головы происходит «заклинивание» одного из суставов из-за того, что в широко раскрытую щель сустава попадает богато иннервированная свободно провисающая капсула атланто-осевого сустава, вызывая редчайшую боль, в ответ на которую мышечно-тоническое защитное сокращение фиксирует сустав в этом положении.

На прямых рентгенограммах через рот при одностороннем повреждении имеется различное расстояние между центром зубовидного щростка и боковой массой атланта (см. рис. 38 Б).

Рис. 38. Фоторентгенограмма через рот (А) и схема ее (Б) у больного с левосторонним ротационным подвывихом атланта.

Трансдентальный вывих (или перелом зубовидного отростка со смещением) происходит при переломе зубовидного отростка, проходящего по его основанию, при этом в зависимости от механизма приложения силы могут быть как передние, так и задние вывихи (рис. 37 в,г).

На рентгенограммах ширина сустава Крювелье не изменена, а блок атлант - зубовидный отросток смещен по отношению к телу CII кпереди или кзади. В прямой проекции через открытый рот нарушается перпендикулярность оси зубовидного отростка и может быть разным расстояние от центра зуба до боковых масс атланта (рис. 39).

Рис. 39. Фоторентгенограмма (А) и схема (Б) при трансдентальном вывихе атланта.

Детальная диагностика всех вышеописанных повреждений в верхнем и нижнем суставах головы значительно упрощается при компьютерной томографии, когда полученные аксиальные проекции уточняют степень и вид смещения костных структур, а добавление контраста в субдуральное пространство помогает определить степень сужения эпи-, субдурального пространства, что позволяет выбрать способ лечения данного вида патологии.

Неврологические расстройства при этих видах повреждения могут быть самыми разнообразными, чаще всего они минимальны. Лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение вывихов и деформаций.

При транслигаментозном или трансдентальном вывихе в остром периоде травмы часто достаточно наложить вытяжение за кости свода черепа или, (что хуже), за петлю Глиссона с грузами не более 4,5 кг. Обязателен рентгеновский контроль. При устранении смещения через 6 недель больному накладывается торакокраниальная гипсовая повязка: при транслигаментозном вывихе - сроком на 3 месяца; при трансдентальном - на 6 месяцев.

Обязателен динамический рентгеноконтроль в гипсовой повязке, поскольку эти виды повреждений склонны к вторичным смещениям.

При выборе метода вправления с помощью вытяжения за скуловые дуги следует учитывать оси вправления: при переднем трансдентальном вывихе можно придать положение некоторого запрокидывания головы, при заднем вывихе это недопустимо.

При свежих вывихах возможно одномоментное ручное вправление с последующим удержанием достигнутого положения скелетным вытяжением с теми же сроками.

Можно начинать лечение сразу же с наложения конструкции типа Halo и вправление производить в этих аппаратах, естественно с рентгеноконтролем. Сроки ношения аппарата такие же: 3 месяца с транслигаментозным и 6 месяцев с трансдентальным вывихами.

При несвежих вывихах, при невправимых свежих, а также при вторичных смещениях показано оперативное лечение. Операции также проводятся и в случаях, когда есть возможность с помощью современных высоких технологий зафиксировать 1 и 2 шейный позвонки в правильном положении. К таким операциям относится уже известный окципитоспондилодез с помощью проволоки и пластмассы, подъемный задний спондилодез по методу Bohler (1962) (рис. 40) а также спондилодез современными металлическими конструкциями, например, с памятью формы, передняя фиксация зубовидного отростка с помощью винтов (рис. 41), трансартикулярная фиксация C1-2 (рис. 42).

Рис. 40. Задняя подъемная стабилизация атланта при переломе зубовидного отростка по методу Bohler (1962).

Рис. 41. Фоторентгенограмма после фиксации зубовидного отростка винтом.

Рис. 42. Схема трансартикулярной фиксации CI-CII при транслигаментозном вывихе: А - до операции, Б - после операции (вывих вправлен и зафиксирован).

Последние два вида оперативных вмешательств выполняются под строгим контролем электронно-оптического преобразователя с двумя перпендикулярно направленными рентгеновскими трубками.

После всех оперативных вмешательств на верхних шейных позвонках необходима внешняя иммобилизация головы, шейных позвонков, и шейно-грудного перехода на те же сроки, что и при консервативном лечении, если используются рутинные операции, и значительно меньшие - при применении современных технологий.

При трансдентальных невправимых вывихах иногда возникают показания к передней декомпрессии спинного мозга на уровне смещенного кзади зубовидного отростка. В этих случаях предпринимаемая операция может привести к улучшению. Для этого, прежде всего, необходимо убедиться в отсутствии атрофии спинного мозга на уровне компрессии. Это возможно при контрастном компьютерном исследовании или при магнитно-резонансной томографии. Предельная толщина спинного мозга в передне-заднем направлении не должна быть меньше 5 мм, если мозг тоньше, то операция будет бесполезной в плане купирования неврологического дефицита.

Это оперативное вмешательство производится в два этапа. Вначале следует зафиксировать голову по отношению к шейным позвонкам с помощью одного из видов окципитоспондилодеза, причем в обязательном порядке необходимо предварительно произвести декомпрессию задних отделов большой затылочной цистерны путем ламинэктомии задней дуги атланта и резекции заднего края большой затылочной дыры. А через 2-3 недели произвести удаление зубовидного отростка доступом через рот. Замещать удаленный зуб ауто- или аллотрансплантатом нет необходимости, т.к. зубовидный отросток не несет никакой вертикальной нагрузки.

Счастье для любой семьи – рождение новой жизни. Но это не только радость, но и тяжелый труд, терпение, забота о том, чтобы ребенок развивался правильно. Ребенок, который только что родился, сильно ограничен в движениях. Освоение навыков движения происходит в первый год жизни. К ним относится и умение малыша держать головку.

Вопрос о том, с какого месяца малыш начинает держать головку без поддержки, волнует каждую маму с первого месяца появления ее ребенка на свет.

В этот период дети еще очень слабы. Они не могут крутить головкой, махать ручками и ножками. Ребенка можно только поглаживать, он очень чувствителен к тактильным прикосновениям маминых рук. Это утверждение легко проверяется: если малыша возьмет чужой человек на руки, то он, как правило, сразу же начинает плакать, так как утрачивает связь с мамой.

На этом этапе жизни у любого человека еще только рефлекторные движения. И если детей берут за ручки и немного поднимают, они инстинктивно запрокидывают головку назад. Со временем все изменится.

Первые месяцы

На первом месяце жизни малыш уже пытается крутить головкой, поднимать ее и даже удерживать несколько секунд. Для здоровых детей норма – не меньше 10 секунд. Голова может качаться из одной стороны в другую – это нормально, родителям не стоит бояться. Угол, который должен образовываться между подстилкой и подбородком, 45 градусов.

К концу второго месяца малыш обычно уже начинает держать головку прямо при положении сидя хотя бы 5 секунд. Проверить это можно, если усадить ребенка, слегка придерживая за плечи. И не стоит бояться, когда голова сильно балансирует – это нормально.

Ребенок очень любопытен и старается все рассмотреть, поэтому и активно крутит головой, естественно, что он еще и постоянно ищет свою маму. Связь с ней для него на этом этапе жизни очень важна.

Малыша уже можно вывозить в коляске на улицу. На прогулках следует быть еще очень осторожной, объезжать все кочки и ямки, чтобы малышу не было дискомфортно, ведь его мышцы по-прежнему слабы. Понаблюдайте за малышом, он уже должен фиксировать свой взгляд на маме и всех людях, которые склоняются над его кроваткой, также он должен рассматривать лица. Все это свидетельствует о том, что ребенок правильно развивается.

Третий-четвертый месяц

К концу третьего – началу четвертого месяца малыш уже самостоятельно поднимает головку, когда лежит на животе. Именно в этот период необходимо начинать активно помогать малышу – научить его поднимать головку. Когда малыш поднимает головку, он обычно опирается на предплечья, а его таз и бедра лежат ровно на кроватке.

Сколько должен составлять угол наклона головы? Больше 45 градусов, и может достигать 90. Удерживать головку ребенок уже должен не меньше минуты. В сидячем положении дети уже должны уметь держать голову не меньше половины минуты, хотя и не очень устойчиво, возможно, что голова будет покачиваться.
Если приподнять ребенка за ручки вверх, то его голова должна какое-то время находиться на одном уровне с позвоночником, а через пару секунд опускаться.

Нормальное развитие детей в три-четыре месяца – когда они постоянно стараются держать голову в вертикальном положении, при каждом изменении положения тельца.

Пять-шесть месяцев

К концу пятого-шестого месяца ребенок начинает хорошо держать головку, наклонять ее и вертеть во все стороны. Внимание его привлечь просто – при помощи игрушки или звука. Он сразу же старается повернуть голову и улыбнуться.

Как помочь

Конечно же, природа все сделала правильно, и малыш сам начнет поднимать головку, но лишняя помощь не помешает.

  • Прежде всего, необходимо укреплять мышцы шеи. Для этого сразу после заживления пупочной ранки нужно класть малыша на животик. Не нужно опасаться, что ребенок в таком положении может задохнуться. Обязательно сработает инстинкт самосохранения, и он начнет поворачивать головку в сторону.

  • Класть малыша на животик рекомендуется во время переодевания и перед кормлением, тем более что это помогает избавить детский организм от лишних газов. Период, через сколько можно выкладывать ребенка на живот после еды, составляет 30 минут.
  • Переворачивать детей на животик рекомендуется исключительно на твердой поверхности. Если же она мягкая, ребенок не будет напрягаться, а значит, и не будет пытаться повернуть головку.
  • Не стоит с первого месяца переусердствовать – все должно быть постепенно. Сначала малыша кладут на животик на одну минуту, затем время пребывания в такой позе увеличивается еще на одну минуту и так далее. Если ребенок во время процедуры начинает капризничать, то не стоит сдаваться, ведь это очень важно для его физического развития. Малыша можно отвлекать мягкой игрушкой, гладить его по спинке и ножкам. Только всегда будьте рядом, малыша ни в коем случае нельзя оставлять самого.

  • Аналогично вышеописанной процедуре и ношение детей животиком вниз. Одной рукой родитель обхватывает малыша за животик, а другой придерживает головку. Долго смотреть в пол дети не любят, поэтому через пару минут малыш обязательно начнет крутить головой, чтобы осмотреть все окружающие предметы.
  • После того как малыш перестанет бояться такой процедуры, его уже можно попробовать подержать вертикально, но обязательно придерживайте кроху за затылок.
  • Если есть возможность, отправляйтесь с ребенком в бассейн. Вода – это великолепный способ не только научить малыша держать головку, но и укрепить его мышцы и закалить организм в целом. Взрослому необходимо постоянно находиться рядом и следить за безопасностью малыша.

Не забывайте и о правильном питании! Все полезные вещества грудничок получает исключительно из материнского молока, следовательно, мать должна питаться правильно, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Нарушение нормы

При любых обстоятельствах не стоит впадать в панику, если к концу 12-го месяца ребенок не стал держать головку. Каждый организм индивидуален и развивается по-разному, все временные отрезки усреднены.

И наоборот, если за период первых 1-1,5 месяца грудничок уже начал держать голову, не стоит слишком радоваться. Необязательно, что это свидетельствует о раннем развитии ребенка, возможно, что у него очень высокое внутричерепное давление, и такое состояние малыша подлежит лечению.

Всегда привозите детей на регулярное обследование к педиатру в медицинское учреждение, за здоровьем малыша необходимо следить постоянно.

Если не получается научить ребенка или он не хочет или не может держать головку в три месяца от роду, наклоняет ее в сторону или запрокидывает назад, то, возможно, причина этого – недоношенность или родовая травма. Может быть, это связано и со слабым тонусом мышц или недостаточным весом. Если причина в последнем, то придется скорректировать питание матери. Возможно, что в молоке не хватает витаминов и полезных веществ для нормального развития малыша.
Для поднятия тонуса мышц ребенка может потребоваться массаж шеи. Однако все причины должен выявить врач, в данном случае невропатолог, не стоит заниматься самолечением. Естественно, что наклон головы малыша в сторону должен обеспокоить родителей. Возможно, это кривошея, тогда обязательно потребуется специальный массаж или терапия.

В заключение

Родители не должны надеяться, что природа все сделает за ребенка или помогут какие-либо методики, чтобы он сразу начал держать головку. Не нужно торопиться и нервничать. Обязательно консультируйтесь с врачом, и не заметите, как ребенок повернется, найдет мамино и папино лицо и скажет первое слово.

Если при рождении уже были какие-то проблемы со здоровьем малыша, ни насколько не затягивайте с лечением, все проблемы по возможности следует решить до исполнения ребенку одного года.

Чаще всего это умение формируется в 2 месяца. Однако не стоит специально поднимать голову крохи буквально с рождения, чтобы он начал это делать сам как можно раньше. Во-первых, упражнение не даст особого результата. Во-вторых, форсирование такого навыка способно привести к шейному остеохондрозу, искривлению позвоночника. Малыш самостоятельно поднимает и держит голову с месяца? Это может говорить как об опережающем развитии, так и о проблемах с неврологией (например, гиперактивность).

Ребенку уже 3 месяца, а он, когда его поднимают за руки в положение сидя, откидывает голову назад? При выкладывании на животик голова крохи лежит на столе? Покажитесь невропатологу. Патология исключена? Улучшайте физическую форму с помощью массажа.

1 серия 1 раз в день

Лежа на животике

При массаже шеи очень важно не трогать позвоночник! Он хрупкий, и его легко повредить. Все манипуляции производятся вдоль него!

Растягивания

Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков (1-й - под основанием черепа, 7-й - самый выпуклый). Нашли все семь? Поставьте подушечки больших пальцев рядом с первым позвонком и мягко проведите ими в стороны. И так - с каждым по очереди.

Растирания

Подушечки ваших больших пальцев находятся под основанием черепа, с двух сторон от первого позвонка. Медленно, останавливаясь возле каждого следующего, поглаживайте шейку до седьмого позвонка. При желании можете дойти и до низа спинки.

2 раза в день

На мячике

Сперва научитесь надежно удерживать кроху на фитболе в разных положениях, лишь потом приступайте к упражнениям.

На спинке

Положите кроху спинкой на фитбол. Придерживая за ручки, легонько покачивайте его от себя к себе. Сами стойте перед ним. Малыш непроизвольно станет пытаться поднять голову и удерживать ее: так устроен вестибулярный аппарат.

На животике

А сейчас карапуз будет похож на самолетик. Лежа на животике, он станет качаться вперед-назад на фитболе. А вы стойте перед ним, придерживая маленького за ручки. Приговаривайте подходящие случаю потешки и улыбайтесь!

по 5-10 мин. 7-8 раз в день

Выкладывание с валиком из пеленки

Самостоятельные усилия превосходят по своей эффективности любой самый лучший массаж в несколько раз. Создавайте ситуации, когда крохе захотелось бы поднять голову и удерживать ее. И укрепляйте мышцы шеи с помощью валика. Скатайте его из фланелевой пеленки.

Под затылок

Дабы правильно выбрать положение, поэкспериментируйте сами с собой: где именно нужно разместить «скатку», чтобы голова непроизвольно приподнималась из-за дискомфорта? Запомнили? Точно так же подложите валик сыну или дочери, только он должен быть в 3 раза тоньше (2-4 см).

Под грудь

Если подложить валик под грудь малыша (рядом с плечиками, но не под шейкой), то класть голову на стол не получится. Придется ее держать. Скрашивайте ему эти минуты тяжелого труда: разговаривайте с ребенком, смейтесь, показывайте яркие игрушки. Кроха устал? Заканчивайте упражнение.

СОВЕТ
В качестве профилактики недержания головы начинайте делать общеукрепляющий массаж уже с месяца. А специальные приемы - только по указанию врача с 3 месяцев! Предварительно кроме педиатра обязательно посетите невропатолога и ортопеда.

Похожие публикации