Третий — лишний: Если с вашим ребенком не хотят дружить. Чужой среди своих: если с ребенком не дружат

В один день, возвращаясь из садика, ваш ребенок говорит, что с ним не хотят дружить. Очень больно такое слышать, ведь он для вас самый лучший. Хочется вмешаться, разобраться, защитить его от всего мира. Да, вы не можете заставить других деток дружить с вашим чадом. Однако можете помочь ему стать интересным для общения. Выполнив пять пунктов, вы значительно поможете ребенку завести друзей.

Первое: собираем информацию с разных источников

  • Поговорите со своим ребенком. Слушайте его очень внимательно, следите за жестами и интонацией. Расспросите о детях в детсаду, почему ему кажется, что с ним никто не дружит. Поинтересуйтесь, есть ли детки, с которыми ему было бы интересно дружить. Важно не критиковать, а выслушать и оказать поддержку. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым и можете помочь.
  • Обсудите это проблему с воспитателем. В данной ситуации она — ваш главный помощник в устранении проблемы. Поинтересуйтесь тем, как складываются отношения в группе, во что дети играют больше всего, что они учат, что читают. Узнайте как можно больше, все это пригодится вам для дальнейших действий. Иногда случается так, что дети придумывают проблемы с тем, чтобы обратить на себя внимание родителей. Спросите у воспитательницы совета.
  • Поговорите с другими мамами , поинтересуйтесь, есть ли у них подобная проблема и как они с ней справляются.

Второе: анализируем домашнюю обстановку

Дело в том, что дети всему учатся у взрослых. Посмотрите, как у вас обстоят дела с друзьями. Часто ли в вашем доме есть гости, присутствует ли при встречах с другими людьми вВаш ребенок. Видит ли он, как хорошо проводить время с друзьями. Не отправляйте малыша в другую комнату, когда знакомые в доме. Пускай общается на равных в кругу гостей. Таким образом он развивает свои коммуникабельные навыки и учится быть интересным.

Третье: играем с ребенком в ролевые игры

Информацию вы собрали, проанализировали. Увидели, что проблема действительно существует. Приступайте к игре, так как именно в процессе игры ребенка можно научить многому.

Предложите ребенку поиграть в театр, где актёры попадают в такую же ситуацию, как ваш малыш. Пусть он сам выберет себе роль, а вы разыгрывайте сюжет, показывая, как надо завязывать знакомства, как дружить и сопереживать.
Сочините вместе с малышом сказку на тему дружбы, которая покажет плюсы дружбы.

Пример сказки. В лесу жил одинокий зайчонок. Ему было грустно одному ловить бабочек. И вот однажды, гуляя по поляне, он увидел, как рисуют ежики. Ему очень хотелось подойти, но он не решался. Постояв немного и набравшись смелости, зайчишка подбежал к ребятам и сказал: «Приветик, а можно с вами?». Те не согласились. Тогда зайчонок подумал, в какую игру будет интереснее играть втроем, и предложил: «А давайте в догонялки вместе поиграем?» Ежики охотно согласились, ведь чем больше зверей играет в догонялки, тем веселее.

Включайте воображение, фантазируйте вместе, это добавит больше уверенности вашей крохе. Важно, чтобы в игре вы обыграли все возможные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в садике.

Четвёртое: развиваем навыки, необходимые для дружбы

Бывает так, что дети в возрасте 4-6 лет еще не обладают необходимыми навыками для общения со сверстниками.

Выделяют три основных навыка:

  1. разговорный;
  2. межличностного общения;
  3. эмоционального контроля.

Итак, разговорный навык очень важен при общении. Проверьте, может ли ваш ребенок задавать вопросы, поддерживать беседу, рассказывать, что ему нравится, а что не нравится. Если малыш плохо разговаривает, дети могут его просто не понимать. Для устранения этой проблемки необходимо разучивать чистоговорки . Возможно, попробовать записаться на консультацию к логопеду. Сюда относится и умение вежливо разговаривать.

Практика межличностного общения происходит везде: в магазине, на остановке, на площадке. По возможности, берите детку с собой везде, где только можно. Чем больше будет контактов с незнакомыми людьми, тем увереннее малыш будет себя чувствовать. Конечно, эти контакты нужно контролировать, чтобы от них остались только положительные впечатления.

Все люди время от времени испытывают отрицательные эмоции. И дети — не исключение. Важно научить ребенка эмоциональному контролю, объяснить, что другим детям не понравится, если на них будут кричать или их будут бить. В этом возрасте дети уже умеют контролировать свои эмоции, если им подсказать. Ну, и, конечно, самим родителям следует держать свои эмоции под контролем. Так как дети всегда были отражением своих пап и мам.

Пятое: помогаем деткам знакомиться ближе

Вы, конечно, не можете приказать детям играть с вашим малышом, однако можете посодействовать. Вместе с ребенком подготовьте открытки, в которых пригласите детей прогуляться в выходные в парке или к себе домой. Обязательно предварительно обсудите такую возможность с другими мамами. Обычно те с радостью на это идут. И дети после совместных мероприятий становятся ближе.

Конечно, посещение детского сада — это волнующее событие в жизни ребенка и мамы. Однако надо быть готовыми к тому, что в нем присутствуют и проблемы. А родители и даны для того, чтобы помогать детям адаптироваться в этом мире и научить их получать радость от общения с другими.

Как я уже говорила, меня часто находили в поисковиках именно по этой фразе. А поста такого у меня и нет. :) Надо исправлять, тем более, что проблема существенная, ведь именно в детстве закладывается понимание у маленького человека о том, каково его место в социуме.

Сразу скажу: я не претендую на истину в последней инстанции. У меня нет педагогического или психологического образования. Зато присутствуют здравый смысл, наблюдательность и умение находить причины и следствия событий. Пишу на основе своего собственного опыта, а также консультаций с мамой-учителем со стажем около 30 лет. Итак, кому интересно - прошу.

Когда мамы начинают бить тревогу о том, что ребенка подвергают остракизму - не берут в игры, дразнят, выгоняют, не замечают - обычно бывает уже поздно. То есть проблема, её маленькое зернышко, зародилась уже давно. И вот только сейчас вы заметили ее уродливые плоды.

Для начала надо понять кого же любят люди, даже если они очень маленького возраста?

  • Вы замечали, что щедрый человек - непременно обаятелен ? Именно поэтому научите своего сына или дочь делиться. Игрушками, местом на скамейке, временем, ресурсами или просто хорошим настроением.
  • Еще одно важное умение для полноправного члена социума - быть сильным . Понятно, что для маленького человека сила почти всегда имеет физический вектор. Объясните, что это не так. Быть сильным - это в первую очередь быть твердым и уверенным. Иногда одного строго сказанного ребенком слова бывает достаточно, чтоб предотвратить зарождающийся конфликт. Простая фраза: "Мне это не нравится", "Больше так не делай" или "Остановись. Мне неприятно", сказанная ребенком уверенным тоном способна творить чудеса. Не удивляйтесь, если он будет пробовать это и на вас. Примите и прислушайтесь.
  • Люди любят тех, кто проявляет к ним внимание. Научите своего ребенка быть вежливым . Это очень дешевый и простой способ заводить друзей. "Извините", "спасибо" и "здравствуйте" - универсальные способы проявить внимание. Подавайте пример. Покажите, что заводить друзей и проявлять внимание - легко и приятно.
  • Люди любят тех, кого понимают . Вооружите своего ребенка максимумом знаний о том обществе, в котором живете. Это особенно касается детей, рожденных у мам-эмигранток. Многие зациклены на том, чтоб ребенок говорил только на родном языке матери. Это заблуждение. Язык - это инструмент для общения. Выбирайте тот язык ведущим, который маленький человек будет использовать чаще всего. Это касается и других вещей: ритуалов и ценностей, поведенческих норм и выражения эмоций.

Во всем вышесказанном нет никакой сложности, один только здравый смысл. Теперь несколько практических советов тем, у кого случилось это самое "с ребенком никто не хочет дружить".

1. В данной ситуации очень важно занять активную позицию. Нельзя уходить в себя, замыкаться, перетирать только среди своих. Нужно выйти в люди. Если какой-то конкретный случай произошел в детском саду или в игровой группе - необходимо поговорить с воспитателями. Возможно, они тоже не замечали проблемы. Они ваши главные союзники, а не враги. Вместе вы сможете придумать эффективный план действий.

2. Вы наверняка даже не представляете в каком стрессе находится ваш сын или ваша дочь. В этой ситуации очень важно, не успокаивать и не отвлекать от проблемы, а проговорить ее. И укрепить в ребенке уверенность в себе. Не пренебрегайте детьми любого возраста, которые могли бы проявить интерес к вашему чаду. Пусть это более старшие соседские дети или более младшие дети ваших знакомых. Ребенку важно научиться вести себя в иерархии: и со старшими, и с младшими. Создавайте ситуации, в которых общение будет неизбежным и позитивным.

4. Сделайте первый шаг. Пригласите в гости детей, с которыми хотел бы дружить ваш ребенок. Познакомьтесь с их родителями.

5. Разнообразьте количество социальных ситуаций, в которых участвует ребенок. Позвольте ему общаться с продавцом в магазине. Не отвечайте за него на вопросы от прохожих. Отведите в кружок или в секцию. Познакомьте его со своими сотрудниками по работе.

6. Не нависайте. Это очень сложное правило. Особенно в данной ситуации. Но и одно из самых важных. Позвольте ребенку самому научиться разрешать конфликты, не встревайте, если можете. Дайте ему чуть больше самостоятельности, это укрепит его веру в себя и поможет найти новый круг друзей, которые поймут и оценят его.

Как хорошо, когда есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если там есть с кем поиграть, пообщаться, придумать что-нибудь интересное... Но что делать, если ребенку не удается ни с кем подружиться? Стоит ли переживать из-за этого или для дошкольников друзья не столь и важны? Все это и многое другое приведено в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дружба в детском саду (что делать, если с вашим ребенком никто не дружит)

Любимое чадо отказывается идти в детский сад («там плохо», «не хочу манную кашу» и т.д.), придумывает себе болезни или долго не выздоравливает («опять голова болит», «сопли текут» и проч.), жалуется на боль в ноге, животе, но вечером с удовольствием бегает во дворе.

Так почему ваш дорогой малыш не хочет ходить в детский садик?

Почему не рассказывает о том, чем занимался в детском саду?

С кем играл, как гулял, кто его друг – спросите об этом, а не о том, что кушал и как спал.

Не считайте, что все наладится само собой – чудес мало как в жизни взрослых, так и детей, всему надо учиться.

Дружба – это отношения, которые складываются на эмоционально положительном фоне, иногда даже объяснить невозможно, чем дети интересны друг другу. Но дружба между малышами 3-4 лет – это фантастика, совместная игра – ближе к истине, игра с игрушками и отношения по поводу этих игрушек – это именно то, что родители называют «дружат».

Как дети общаются по поводу игрушек тоже важно, из этих отношений может вырасти детская дружба.

Большинство родителей не считают ее серьезной, не придают значения тому, как малыш «находит» друзей, и он ли их выбирает? Считая, что «вырастет, найдет настоящего друга», родители ошибаются. Все закладывается в детстве, и если малыш в 5 лет не умеет общаться в группе с детьми – проблемы будут.

Первые контакты малыша с другими детьми начинаются еще во время прогулок с мамой. Кроха воспринимает других деток через призму маминого отношения к ним. Все совсем по-другому в детском садике, где ваше дитя остается без поддержки, где много незнакомых деток, где вместо мамы какая-то тетя, и все надо делать вместе с другими даже если не хочется. И если сначала жалобы будут на кашу, на молоко с пенкой, то чуть позже будет «он/она меня стукнул», «они шумят», «не дают машину/куклу».

Если же ваш малыш вообще не рассказывает о событиях в детской группе – это уже повод беспокоиться, ведь есть причина, по которой он не говорит маме о своем поведении. Детский садик, а впоследствии школа – это возможность свободного самовыражения, и если любимое чадо не рассказывает о детях, возможно, когда-то вы его не слушали или ругали за активные действия. Родители - опора для «самого младшенького» в семье, в любом случае вы обязаны быть на его стороне. Это совершенно не означает, что надо «с кулаками бросаться в бой» или воспитывать чужих детей. Чем активнее вы будете действовать во благо своего чада, тем пассивнее будет он сам. Зачем себя защищать, если это делает мама? Зачем дружить, если мама скажет, что друг нехороший?

Советы для родителей

  1. Если вы замечаете, что малыш в группе играет один, для детей он, как бы невидим, дети могут пробежать мимо, толкнуть его, но даже не заметить этого – ищите причину сами. Просить помощи у воспитателя нет смысла, она не будет вмешиваться. Наблюдайте и действуйте. Если не видите в группе мальчика, с которым недавно играл «в машинки» ваш сын – спросите, где этот мальчик, посочувствуйте, что он заболел, переспросите сына через несколько дней, выздоровел ли его друг. Аналогично с девочками, с одним уточнением – им сложнее выбрать друга, если главный друг – мама. Ответить на дразнилку или толкание – это вообще нереально для большинства девочек дошкольного возраста. Может рассказ с фотографиями из вашего детства даст эту свободу, и девочка ответит?
  2. Научите дружить. Только не словами, не объяснениями, как надо дружить, а делом. Для этого проведите на себе простой эксперимент: у вас наверняка на работе есть человек, который лично вам приятен, но вы почти не общаетесь. Как предложить ему/ей дружбу? Подойти и сказать: я хотела бы/хотел бы с тобой дружить – так? Уже представили, как на вас посмотрит этот человек?
  3. Детям подружиться сложнее, еще нет опыта социализации, поэтому помощь нужна, только, вот, как помочь? Бесполезно дошкольника приводить по этому поводу к психологу – они друг друга не поймут, ведь «дружить» даже для детей 7 лет – это «играть вместе». Начинать надо с общих интересов, с того, что нравится вашему сыну/дочке и еще кому-то из детей группы детского садика. Спортивные секции, семейные походы, но не детский санаторий или лагерь отдыха – снова ограничения и отсутствие вашей поддержки.
  4. Не паникуйте, не преувеличивайте проблему, отнеситесь спокойно к факту отсутствия друзей на этом этапе жизни. Поищите решение в себе: Гиперопека со стороны родителей воспитывает осторожных детей, которые боятся вести себя свободно. Равнодушие родителей вызывает чувство незащищенности у детей, поэтому они будут сторониться контактов. Попытайтесь изменить отношение к малышу, и его возможности возрастут, легче будет общаться с детьми. К тому же, привязанности дошколят изменчивы и непостоянны, поэтому есть надежда, что и без участия родителей социализация будет успешной…в некоторых случаях.

Детский садик и школа оказывают большое влияние на ребенка. Там он не только получает знания, но и проходит важный этап социализации. Не все дети быстро привыкают к постоянному нахождению с другими людьми, поэтому и с поиском друзей могут возникнуть проблемы.

  • Не стоит бить тревогу , если вашему ребенку не удалось сразу найти друзей в школе. Каждый человек индивидуален, и некоторым требуется больше времени, чтобы влиться в коллектив. Есть активные дети, которые быстро обретают дружеские связи, есть и те, кому надо приглядеться, понять, с кем можно дружить, а кого стоит избегать.
  • Если ребенок испытывает трудности в общении, стоит поговорить с ним по душам . Узнайте, что его тревожит, почему он не идет на контакт со сверстниками. Причина может крыться в застенчивости или боязни показать себя в невыгодном свете. Чтобы ребенок мог поверить в себя и свои силы, поддержите его добрым словом и одобрением.
  • Не всегда друзей получается завести в школе или детском саду. Разнообразить общение можно с помощью дополнительных занятий или походов на детскую площадку.
  • Если вы понимаете, что ситуация критична, стоит поговорить с учителем , чтобы узнать как ребенок ведет себя с одноклассниками. Нежелание других детей дружить с вашим может быть связано и с его поведением. Например, если он проявляет агрессию, не идет на контакт, задирает одноклассников.
  • С учителем стоит поговорить и ситуации, когда вы подозреваете, что ваш ребенок мог стать жертвой буллинга . В таком случае стоит действовать комплексно: разговор с учителем не даст результата, если вы не научите ребенка отвечать обидчику или не обращать внимание на задир.
  • Ребенка можно научить общаться с другими людьми . Проще всего это сделать в игровой форме, например, ролевой.

Надеемся, эти простые советы помогут вашему ребенку не только найти друзей, но и иметь хорошие отношения в любом коллективе.

«Мама, почему Вася и Лена сказали, что мне нельзя с ними играть?» — У ребенка слезы на глазах, и вам хочется разобраться с Васей и Леной, отругать, наказать, восстановить справедливость, защитить своего птенчика. Но, подумайте, вы не всегда будете рядом, когда он будет сталкиваться с подобными ситуациями в будущем. Постарайтесь помочь ему научиться правильно реагировать на отказ сверстников «водиться» с ним.

Многим детям сложно самоутвердиться позитивными методами и они становятся агрессивными. Их защита — нападение. Это важно помнить в отношении тех ребят, которые не приняли в игру вашего ребенка. Поэтому очень важно дать ребенку инструменты для эффективного разрешения конфликтов.

Ролевая игра

Попробуйте предложить ребенку целый список придуманных ответов на его вопрос «Почему вы не берете меня в игру?» и его возможные контр-предложения:

Причина : Ты не умеешь играть в эту игру!
Предложение : Я научусь, если вы возьмете меня.
Причина : Ты мухлюешь!
Предложение : Я не нарочно, давайте еще раз установим правила четко.

Только намеренно вредный или очень самоуверенный ребенок сможет отказать сверстнику, получив такие предложения. Потренируйтесь с ребенком отвечать на разнообразные причины отказа. Если же его все равно не хотят брать в игру, то пусть ваш малыш знает, что уйти с гордо поднятой головой и знанием того, что ты сделал открытую попытку найти решение — не худший вариант. И такой уход позитивно сказывается на самооценке ребенка.

Самооценка ребенка

Сколько бы вам ни было лет, исключение из группы очень болезненно. Но дети, у которых здоровая самооценка, лучше справляются с этой болью и идут дальше. Для начала старайтесь тщательнее подбирать слова, когда говорите с ребенком: избегайте негативных ярлыков, давайте ребенку позитивный feedback на конкретные его действия, а не ограничивайтесь стандартным «Молодец!» и укрепляйте в нем сознание того, что он — хороший человек и вы его цените.

Критическое мышление

Речь совсем не о том, чтобы заставить ребенка винить самого себя за исключение из группы сверстников. Просто научите его анализировать ситуацию объективно, видеть ее глазами других людей. Это отличное качество, которое очень пригодится ребенку в жизни. Вот несколько аспектов, которые смогут помочь вашему ребенку выявить объективные причины отказа сверстников принимать его в игру.

Внешний вид

Расскажите ребенку о языке тела, который может сообщать другим совсем не то, что вы им говорите вслух, о личной гигиене, об опрятной или неряшливой одежде, которая создает определенный образ. А дальше — вместе принимайте меры к тому, чтобы улучшить этот образ.

Слова

И то, что говорится, и то, как это говорится, может иметь огромное влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Дети часто не понимают этого, пока вы им не укажете на это.

Отталкивающее поведение

Поговорите с ребенком о том, что в человеке может не нравиться другим. Помогите ему найти способы вести себя по-другому. Учтите еще два фактора: есть объективная «разность» ребенка — национальность, успеваемость в школе, темперамент; и домашняя жизнь — воспитание и его нормы в каждой отдельно взятой семье. Поэтому, если ваш ребенок отличается от других по этим двум факторам, то нужно учить его и его друзей воспринимать эти различия как ценность.

Стойкость

Ваше задание как родителя — помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

Логика

Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

Решение проблем

Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, — простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

Друзей много не бывает

Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

Принять и идти вперед

Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

Достоинство

Словесная перепалка за место в игре может быть результативной, но от «плохих слов» остается неприятный осадок. Научите детей, что в таких случаях лучше с достоинством промолчать.

Способствуйте дружбе

Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

Как отличить буллинг?

Только что мы говорили об отказе принять ребенка в игру. И это не буллинг, который основывается на власти и доминировании. Конечно, отказ принятия в игру может быть частью , но в таком случае должно быть очевидным намерение специально причинить физическую или психологическую боль, как правило, не берут в игру в силу обычных предпочтений со стороны того или иного ребенка. Если же компания специально и планомерно исключает ребенка или кто-то говорит другим детям не дружить с ним, то вам нужно вступиться за своего ребенка и убедить других детей не принимать «правила игры» зачинщика буллинга.

Похожие публикации