9 месяцев что должен делать. Развитие ребёнка в девять месяцев

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Ребенку 9 месяцев (видео)

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? Во сколько вы приучали кроху к горшку?

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.

Роль родителя очень трудная и ответственная.

Казалось бы, за 9 месяцев вы уже сумели привыкнуть к тому, что ваша жизнь вращается вокруг маленького сокровища, смогли научиться его понимать, но все равно ежедневно беспокоитесь о том, чтобы ваш ребенок получал лучший уход, достаточно любви и внимания.

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.

Физиологическое развитие ребенка в 9 месяцев

Еще за месяц своей жизни малыш немного подрос, вытянулся вверх, на полсантиметра увеличились объемы его головы и грудной клетки.

Как изменились физиологические параметры девятимесячного ребенка, вы можете узнать из этой таблицы:

Большинство детей к 9 месяцам уже обзаводятся 6–8 зубами. К уже имеющимся зубам добавляются боковые и центральные резцы (сначала они появляются на нижней челюсти, затем – на верхней).

Растущие зубы могут вызвать физическое недомогание младенца (болевые ощущения, повышение температуры), ухудшить его сон и аппетит, сделать ребенка нервным и капризным.

Вы увидите, что малыш пытается снять болезненные ощущения и ускорить процесс прорезывания зубов, засовывая в рот все предметы.

Не препятствуйте этому, просто замените неподходящий, по вашему мнению, предмет на резиновую игрушку или специальное силиконовое охлаждающее кольцо.

Психологическое развитие ребенка 9 месяцев


Эмоции ребенка в 9 месяцев очень богатые.

Он охотно демонстрирует вам радость, счастье, грусть, страх.

Он учится получать желаемое при помощи капризов или плача, поэтому не стоит позволять манипулировать собой.

Малыш в этом возрасте не переносит одиночества и требует, чтобы мама, папа и другие близкие ему люди проводили с ним как можно больше времени.

Мама остается главным человеком в его жизни, с ней устанавливается особая эмоциональная связь, которую нужно сохранять, поэтому не стоит спешить выходить на работу из декрета.

Пройдет еще много времени, пока ваш ребенок будет спокойно чувствовать себя в присутствии незнакомых людей.

Пока же он настороженно относится к новым лицам и не хочет проводить время у них на руках.

Отнеситесь с пониманием к его желаниям, как только малыш подрастет, станет спокойнее себя чувствовать в присутствии незнакомцев.

Что должен уметь ребенок 9 месяцев, чтобы не сомневаться в его нормальном развитии?

Чтобы быть уверенным в нормальном развитии своего малыша, следует знать, что умеет ребенок 9 месяцев.

Большинство детей в этом возрасте обладают следующими умениями и навыками:

Поскольку малыш растет и стремительно набирает вес, то материнского молока или разведенной сухой смеси ему уже недостаточно для насыщения.

Они должны составлять не более 1/3 от его суточного рациона.

Смело пополняйте меню малыша:

  • пюре, соками из фруктов и овощей;
  • кисломолочными продуктами;
  • молочными кашами;
  • вареным желтком;
  • мясными и рыбными пюре;
  • хлебом и печеньем;
  • растительным и сливочным маслом;
  • свежими фруктами, такими, как банан, яблоко.

Поскольку у девятимесячного ребенка во рту уже есть зубики, то не следует оставлять их без работы, перебивая любое блюдо в однородное жиденькое пюре.

Оставляйте небольшие кусочки, которые ребенок мог бы прожевать. Хлеб и печенье не всегда нужно размачивать, иногда давайте малышу погрызть его.

Можно также позволять младенцу «почесать растущие зубики» о банан (шкурку только снимайте 🙂) или целое яблоко.

В 9 месяцев можно переводить ребенка на полноценные трехразовые приемы пищи (завтрак, обед и ужин) с дополнительными приемами пищи в течение дня (второй завтрак, полдник) и легкими перекусами (печенье, овощное/фруктовое пюре, творожок).


Девятимесячный малыш по-прежнему проводи не менее чем 12 часов, а то – и 2/3 суток во сне.

Его ночной сон длиться 10–12 часов.

А вот дневные периоды активности увеличиваются.

Некоторые мамы жалуются, что они не могут уложить своего ребенка спать днем не только в третий раз, но и – во второй. Если днем ваш малыш ложится спать лишь один раз, то постарайтесь не шуметь в это время, чтобы дитя хорошо выспалось и не капризничало.

А вот потакать младенцу, который вообще не хочет укладываться днем, не стоит, девятимесячные дети нуждаются в послеобеденном сне.

О чем еще нужно знать родителям о развитии девятимесячного малыша?

Об этом в видеосюжете:

Развитие ребенка в 9 месяцев при помощи игр и простых упражнений

Поскольку девятимесячный ребенок требует повышенного внимания, то этим следует пользоваться, и в периоды его бодрствования пытаться научить его чему-то новому, почитать младенцу стишки или сказочки, попеть ему песенки, рассказать что-то интересное (но не длинное), развлечь при помощи полезных развивающих игр.

Вот способы проводить время с пользой для малыша:

    Многие родители, смеясь, говорят, что их ребятишки в 9 месяцев напоминают попугайчиков, потому что повторяют все, что слышат.

    Воспользуйтесь этим, чтобы научить малыша говорить отдельные слова, имитировать звуки, произносимые животными или неживыми предметами.

  1. Девятимесячный ребенок способен разминать пальчиками пластилин, поэтому можно лепить вместе с ним, что-то простое.
  2. Прививайте ему любовь к книгам, рассматривая вместе картинки и объясняя ребенку, что там нарисовано.

    Пока ребенку следует покупать книги с твердыми листами, чтобы он не мог их порвать.

    Чтобы удовлетворить желание младенца рвать бумагу, давайте ему старые газеты и журналы.

  3. Стройте что-то вместе из кубиков, собирайте пирамидки, наипростейшие мозаики.
  4. Учите его пересыпать мелкие предметы: камушки, орешки, фасоль, песок, причем не только ручками, но и при помощи лопатки, например.

Развитие ребенка 9 месяцев , конечно, имеет некоторые особенности, но все же не так сильно отличается от того, что вы знали о восьми- или семимесячных малышах.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Режим 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Развивающие игры для 9-месячного малыша

В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.

Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.

Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.

В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».

Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

Похожие публикации