Истории похищенных невест на кавказе. Похищение невесты: традиции и современность

Давний обычай – похищение кавказкой невесты – весьма популярен и сегодня, хотя современным цивилизованным европейцам сложно понять и принять сей странный ритуал. Даже власти, старейшины и духовные лидеры Кавказа все чаще выступают за отказ от этого старинного ритуала горцев. Но, несмотря на очевидные протесты, кража любимой девушки набирает популярность среди кавказкой молодежи. Как это – связать жизнь с человеком, которого чаще всего даже не видела? Чем может закончиться такая история «любви»? Попробуем разобраться в деталях кавказкой традиции.

В каких случаях происходит кража невесты

История возникновения данного ритуала стара как мир. Из летописей, а также исторических трактатов можно узнать, что древние римляне, славянские народы и мужчины востока с давних времен именно так завоевывали себе суженую. В подтверждение летописей и трактатов Библейская Книга Судей повествует о продлении рода Вениаминова с помощью похищения девушек израилевых. Все это, конечно, дела давно минувших дней, но без истоков, не было бы и современности.

Общество в своем развитии не стоит на месте, с прогрессом культурной и социальной жизни женщины обрели равные права с мужчинами. Но обычаи и традиции не сильно изменились. О том, плохие они или хорошие, можно судить очень долго и безрезультатно. Что лучше: необдуманно выйти замуж за незнакомого человека или всю жизнь ждать своего единственного? А вдруг он так и не придет?

Большинство людей считают обряд похищения невесты преступным и варварским, но, вопреки всему, кавказские мужчины и женщины поддерживают данную традицию и сегодня. В каких случаях происходит кража кавказкой невесты?

1. Решение финансовых проблем: похищение девушки дает возможность не выплачивать калым ее родителям.

2. Социальный статус жениха ниже, чем у возлюбленной. Когда жених понимает, что родители невесты не дадут согласия на свадьбу, то организует ее похищение.

3. Самый распространенный вариант: просто понравилась девушка. Кавказская невеста, скорее всего, не подозревает о намерениях будущего мужа. Иногда, такой способ добиться расположения девушки заканчивается плачевно, но чаще всего в кавказских семьях царит атмосфера любви. Женщины в большинстве своем любят отважных мужчин.

4. Лучший вариант похищения - по взаимной любви. Когда молодые очень нравятся друг другу, но, из-за каких-то обстоятельств, не могут создать семью, они могут договориться о такой краже.

Причины, по которым молодые на Кавказе не могут пожениться, бывают разные:

Парень и девушка любят друг друга, но их семьи категорически против свадьбы. В этом случае кража кавказкой невесты - дань древней традиции.

Ситуация, когда семья девушки хочет выдать ее замуж за нелюбимого человека, также является серьезным аргументом для похищения. Настоящий джигит не позволит любимой страдать рядом с чуждым ей человеком и украдет девушку, а родителям придется согласиться с выбором дочери.

Вообще, свадебные обычаи народов Кавказа неверно рассматривать отдельно от принятых исторически традиций. Многие кавказские девушки считают, что лишь похищением истинные джигиты показывают силу чувств и серьезность своих намерений. Молодые кавказцы, в свою очередь, рано или поздно приходят к пониманию, что лучше жениться на девушке по взаимной любви, чем связать свою жизнь с человеком, который тайно ненавидит своего мужа.

Процесс похищения невесты

Как обычно происходит похищение невесты? Помогают жениху украсть возлюбленную родственники, друзья или родители. Древние легенды гласят, что настоящий джигит похищает будущую жену верхом на коне, перебрасывает ее через седло и скачет в неизвестном направлении. Сегодня роль коня отлично исполняет автомобиль. Подгадав время, когда избранница остается одна, к ней подъезжает машина, открывается дверь, один или даже несколько парней похищают девушку и быстро уезжают.

Затем украденную кавказскую невесту прячут в доме родителей жениха, она должна провести там ночь. Это делается для того, чтобы у девушки и ее родителей не было возможности отказаться от свадьбы. У восточных народов незамужняя женщина не должна проводить ночь вне дома, если же такое случилось - девушка считается опозоренной. В дальнейшем ее личная жизнь будет очень сложной - никто не захочет взять ее в жены. Поэтому похищенным девушкам приходится давать согласие на брак, чтобы не позорить свою родню. У пленницы есть лишь один способ спасти свою честь и уклониться от нежеланного брака, для этого ей нужно сбежать до рассвета из-под стражи.

После ночи, проведенной в доме похитителя, кавказская девушка делает свой выбор: соглашается на свадьбу или отказывается от принудительного брака. Как мы уже сказали, отказ может иметь серьезные последствия, такие как разжигание вражды между семьей парня и семьей похищенной девушки. Наличие интимной связи в эту ночь не является решающим аргументом. Если же девушка дает согласие на свадьбу, то вместе с женихом идет на поклон к родителям. Те зачастую отказывают в благословении. Но после рождения первого ребенка родители чаще всего меняют свое решение и признают молодую семью.

Официальная позиция старейшин Кавказа и религиозных лидеров гласит о том, что похищение девушки - это плохой способ создания семьи. Негативное моральное состояние невесты может привести к ужасным последствиям, иногда и к самоубийству. Закон здесь стоит на защите прав и интересов женщины. Родители похищенной могут подать заявление в милицию, и тогда на всех лиц, которые были причастны к нарушению, заведут уголовное дело. Но, если через какое-то время семья девушки заберет заявление о похищении, уладив вопрос самостоятельно, а девушка согласится на свадьбу, - дело закроют.

Возможные финалы таких историй

Многие горячие джигиты, идя на похищение возлюбленной, не задумываются о последствиях. Замечательно, когда в итоге такого поступка рождается новая счастливая семья. Но так бывает далеко не всегда. Намного печальнее, если девушка против своей воли выходит замуж. Дальнейшее развитие событий весьма предсказуемо: либо со временем «стерпится - слюбится» или же девушка будет ненавидеть своего мужа всю жизнь. Иногда случается так, что любвеобильный джигит вскоре охладевает к жене.

Happy End

Испытывая тепло и нежность к молодому мужчине, кавказская девушка по разным причинам может быть лишена возможности создать с ним семью: запрет родителей, незамужняя старшая сестра, разные социальные статусы с женихом. В этом случае, обряд похищения невесты, чаще всего заканчивается счастливо: молодые женятся как бы против родительской воли, но после рождения первенца, попросив благословения, получают прощение. Случай с похищением остается в прошлом, а жених, согласно традиции, признается родителями девушки супругом.

Позор невесты и вражда между кланами

В ночь, когда девушка остается в доме у похитителей, ее пытаются уговорить на создание семьи, демонстрируют лучшие качества жениха: богатство, смелость, социальное положение. И часто случается так, что невеста дает свое согласие на брак. Если же девушка категорически против, родители забирают дочь домой, не обращая внимания на традиции. Бывает, что девушку отпускает домой сам похититель, потеряв интерес к ней из-за неприступности.

Похищение дочери - позор для всей семьи. Поэтому в результате столь дерзкого поступка возможна вражда между семьями, иногда доходящая до кровавой мести. Сильнее всего переживает происходящее сама виновница события. Перед ней стоит тяжелый и безрадостный выбор: выйти замуж за нелюбимого или отказаться от свадьбы и, тем самым, обрести позор на всю жизнь. Зачастую девушки меньше всего хотят стать причиной семейной вражды, поэтому дают согласие на брак даже с нежеланным мужчиной. Хорошо, если муж окажется добрым и ласковым человеком, который со временем сможет завоевать расположение и даже любовь супруги.

Уголовное преследование

Законодательство и духовные лидеры Кавказа стремятся повлиять на эту традицию. По канонам государства и шариата похищение девушки, а тем более, психологическое и физическое насилие над ней - неприемлемы. Статьи за похищение людей прописаны и в уголовном кодексе. Если родители пострадавшей решают подать заявление в милицию, его у них примут. Похитителю и его сообщникам при доказательстве вины грозит лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

В некоторых случаях похищение кавказской невесты считается оправданным. Во-первых, когда девушку крадут с ее согласия. Неприятие родителями с любой из сторон, различное общественное положение - не повод лишать молодых личного счастья. Кража невесты в этом случае - вынужденный поступок влюбленных.

Когда в кавказской семье есть старшая незамужняя сестра (сестры), младшая не имеет права выйти замуж раньше. В этом случае может выручить старинный обычай, а точнее - спектакль кражи младшей сестры. Такое похищение происходит с согласия родителей девушки, а иногда даже при их непосредственном участии.

Видео: кража невесты в национальных костюмах

Как отпраздновать свадьбу в лучших традициях восточных народов? Соблюдение давних обычаев для нынешней кавказской молодежи - дань уважения предкам. В крупных городах кража невесты воспринимается как театральная постановка. Герб рода на автомобиле является символом чистоты намерений похитителя, а само похищение - доказательством настоящей любви кавказца. Девушка счастлива, потому что ради нее возлюбленный решился на смелый мужской поступок. Как происходит похищение по взаимному согласию, вы можете подробно посмотреть на нашем видео:

Совет алимов определил круг ученых для вынесения фетвы по вопросу о похищении девушек.

Согласно этому руководство канонического отдела ДУМД постановило:

  1. Всем имамам довести до своих джамаатов информацию о величии греха за похищение свободной девушки. Поистине, принуждение свободной женщины силой выйти в путь, отдаляя ее от дома и родных, является запрещенным по Исламу. Это то, что вызывает гнев Аллаха. Более того, это считается большим грехом и не принимается свидетельствование совершившего его, и он становится фасыком.
  2. В случае обращения к имамам сел для примирения обеих сторон по возможности не принимать в этом участия.
  3. Если вопреки запрету похищение произойдет, то вопрос заключения такого брака (махара) должен обязательно решаться с разрешения и участия районного имама.

На прошедшем Совете алимов среди многих поднятых вопросов был и вопрос о похищении невест. Причиной обсуждения этого вопроса послужило то, что это явление побуждает родственников, односельчан похищенной девушки и похитителя к вражде, ненависти, к непримиримому разрыву отношений. Таким образом, из-за вины одного человека возникает противостояние между целыми тухумами (родовыми сообществами), а то и селами. Порой это приводит к трагедиям: убийству похищенной девушки, жениха и их родителей, братьев. Были случаи, когда в заложники брали брата или отца виновника, установив для них срок возврата девушки, а потом убивали их. Это стыд и позор для родственников украденной невесты, которую отец впоследствии больше не принимает в дом и т. д.

Этот вопрос поднимался на Совете алимов, чтобы препятствовать таким явлениям в нашей жизни, и это решение единогласно поддержали все алимы, которых на Совете было около ста. Они высказали очень много мнений и предложений по этому поводу. Позже муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев поручил довести до всех имамов и алимов, а также до всех мусульман республики решение Совета алимов по данному вопросу. Он порекомендовал всем исламским СМИ провести разъяснительную работу среди читателей о запрете похищения девушек и о большом грехе такого поступка. Высказал надежду, что такая целенаправленная работа алимов и журналистов исламских СМИ принесет свою пользу и даст возможность опомниться, остеречься от такого поступка тем, кто намеревался так поступить. В этой связи хотелось бы сказать следующее: во время джахилии (до пророчества Мухаммада (мир ему и благословение)) было очень много традиций, поступков, пониманий среди людей, которые, удовлетворяя одних, наносили вред другим, или же это был вред обоюдный. Речь идет о таких традициях того времени, как захоронение живьем новорожденной девочки, так как это считалось позором для семьи. Женщине не предоставлялись никакие права: ее могли купить, продать, сына после смерти отца могли женить на его вдове и т. д. Всевышний Аллах по своей милости отправил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), чтобы предотвратить подобные поступки, призвать людей к миру, любви и согласию, искоренить невежество и воспитать в людях благой нрав.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Меня послали устранить плохие традиции и страсти (желания)» . Из этого хадиса видно, что целью посланничества было искоренение среди людей того, что вредит им. И только тот, кто следует пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение), совершая то, к чему он призывал, и отдаляясь от того, что он запретил, может называть себя мусульманином, то есть покорным, и только так он может получить удел и довольство Аллаха в Судный день.

И сегодня среди людей распространена такая традиция как кража невест. Этот обычай влечет за собой десять и более запретных поступков, среди которых есть очень пагубные. И если рассматривать эту проблему через шариат, нормы Ислама, то можно заключить следующее:

Первое - Ислам запрещает делать то, что не нравится твоему брату по вере. В хадисе об этом сказано: «Не усовершенствуется вера одного из вас, пока он не полюбит для своего брата то, что он любит для себя» . Теперь давайте подумаем, кто же из нас хочет, чтоб украли его дочь, сестру или же засватанную девушку (невесту). Этого для себя не пожелает никто.

Второе - воровство чужого имущества, будь это золото, серебро или другое является запретным. И в наказание вору установлено отрубать руку. Вот и подумайте, разве не более строго наказания заслуживает тот, кто крадет более ценное, чем золото и серебро, то есть людей, в частности, женщин. Разве спасется он от наказания и гнева Аллаха? Даже если такой человек раскается в содеянном, он не будет прощен Всевышним, пока его не простит каждый, кого он задел, очернил и т. д., начиная от отца девушки и заканчивая другими родственниками.

Третье - Ислам ценит и сохраняет честь и достоинство мусульманина и строго запрещает любые посягательства на это, кто бы он ни был по происхождению. Пророк (мир ему и благословение) в своей прощальной проповеди сказал: «Вам запретны кровь (жизнь), имущество, честь, достоинство каждого из вас по отношению друг к другу в этом городе (имеется в виду Мекка), в этом месяце (Зуль-хиджа), как запретен этот день и как запретно совершать войну в этом месте и в это время» (Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Одному из мусульман запретны кровь (жизнь), имущество и честь другого мусульманина» (Муслим, Тирмизи). Также в хадисе сказано: «Мусульманином является тот, от чьих рук и языка убережены другие мусульмане» . Теперь подумайте, разве похищения не очерняет честь и достоинство отца, братьев и других родственников невесты, а также честь и достоинство самой девушки. И уберегает ли похититель руки и язык в данном случае от посягательства на мусульман?

Четвертое - это вызывает вражду, ненависть, злобу между мусульманами, родственниками, односельчанами и т. д. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что смута (фитна) спит, и на того, кто разбудит ее, падет проклятие Аллаха. Подумайте сами, разве мы все не слышим, к каким разборкам, разрывам и порой убийствам приводит кража девушек? Это такие раны, которые не лечатся даже временем.

Пятое - ослушание родителей. В хадисе сказано, что Пророк (мир ему и благословение) спросил сподвижников: «Хотите, я вам расскажу о наибольшем грехе среди больших грехов?» - и повторил этот вопрос три раза. Сподвижники сказали: «Расскажи, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это совершение ширка по отношению к Аллаху и ослушание родителей» (Бухари, Муслим). Также в хадисе говорится, что Всевышний Аллах откладывает наказание за грехи до Судного дня, кроме греха ослушания родителям, поистине, за это Всевышний Аллах наказывает в миру, не откладывая» (Хаким).

Подумайте, совершая такой «поступок», разве дети не вызывают гнева своих родителей и разве не заставляют их переживать, стыдиться, унижаться перед другими. Ведь, если бы они слушались их, то никогда не совершили бы подобное.

Шестое - ранение сердца мусульманина, обрекая человека на тревогу и переживание. В хадисе сказано: «Вы не беспокойте мусульманина и не пугайте его, поистине, испуг мусульманина является большим притеснением» (Табарани). Также в хадисе говорится: «Всевышний обязал себя в том, чтоб в Судный день напугать того, кто напугает мусульманина» (поистине, того, кто напугает мусульманина, Всевышний напугает в Судный день).

Седьмое - шариат запрещает просить руки (свататься) той, которую засватали или хотят засватать, до тех пор, пока сторона невесты не откажет другим сватам. Как же тогда можно красть ту, которая уже засватана за брата по вере?

Восьмое - женщине по Исламу запрещено отправляться в путешествие без сопровождения махрама, то есть отца, деда, брата, дяди, сына, племянника или же мужа. А когда ее воруют в то время, пока идут переговоры с ее родителями о перемирии, кто бывает с ней рядом, ведь в дом похитителя ее никто из дозволенных для этого людей не сопровождает? И как же можно увести ее насильно, когда запрещено даже дотрагиваться до нее? Конечно, это недопустимо и относится к числу больших грехов.

В хадисе сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, пусть не уединяется с чужими женщинами без ее махрама», а также «Воткнуть шило в голову одного из вас лучше, чем дотронуться до чужой женщины» (Табарани).

Девятое - наказание Всевышнего - лишение бараката, милости в таком браке, лишение потомства или же у таких людей вырастут дети, которые будет лицемерными, со слабым иманом, притеснителями, не уважающими своих родителей и т. д. В хадисе сказано: «Тот, кто женится для того, чтоб уберечь себя от запретного или для сближения и укрепления родственных отношений, то в таком браке будет благодать» (Табарани). Из этого хадиса понятно, что тот, кто ворует невесту, непременно разрывает родственные отношения и вселяет вражду и ненависть. Как же может в таком браке существовать баракат?

Десятое - такие похитители показывают плохой пример и другим, таким же как он, людям со слабым иманом. Видя его поступок, другие тоже могут последовать его примеру, забывая то, что сказал Пророк (мир ему и благословение): «Тому, кто покажет плохой пример другим, засчитывается и грехи тех людей, которые последовали его примеру до Судного дня».

Помимо вышеперечисленного воровство чужих дочерей с целью женитьбы приносит обществу только вред и смуту. А такие традиции и адаты не подходят даже кяфирам, не говоря уже о мусульманах, знающих, что однажды придется встать перед Всевышним и нести отчет за все свои деяния. Ведь всем известно, что мусульманин обязан соблюдать правильный путь - путь, установленный Всевышним и доведенный до нас Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Нужна совершенная вера или сильный закон в наше время. Но когда порой смотрим на людей нашего времени, то с грустью отмечаем - нет в них ни боязни закона, ни крепкой веры.

Но нельзя и исключать в этих грехах и ответственность родителей, которые побудили их к этим неверным шагам, не воспитав их с детства в богобоязненности, а отпустив вольно шагать по жизни в соответствии с полным смуты и грехов временем. Представьте себе ситуацию, когда девочка и мальчик знают друг друга с детского сада, школы, привыкают друг к другу, сидят вместе за одной партой, потом влюбляются, переписываются, созваниваются, встречаются и т. д. Повзрослев, в дом девушки приходят сваты, она, любя другого, отказывается выходить за того, за кого захотели родители, поэтому и происходят кражи, побеги из дома и т. д. Ведь первой виной этому служат сами родители, которые в свое время оставляли детей без внимания. Посмотрите на наше общество! В какое время мы с вами живем?! Как одеваются люди, в том числе девушки?! Мода меняется быстрее погоды, и в такой суете жизни родители обязаны сохранить свое дитя от пороков общества, а затем выдать дочь достойно замуж или женить своего сына на порядочной девушке. И если вовремя обратить внимание на воспитание детей, мы не будем в дальнейшем переживать за их поступки, краснеть и стыдиться за них.

Да убережет Аллах нас наших сыновей и дочерей от того, что может очернить их честь и достоинство, да вселит в нас и в наших детей крепкую веру. Амин.

July 15th, 2015

Закончила производство документального фильма об обычае похищения невест на Северном Кавказе! Каждый раз смотрю и удивляюсь, насколько интересные съемки нам удалось сделать.
Фото рабочих моментов съемок:

Жанр-документальный фильм с элементами докудрамы (реконструкции событий с участием актеров).
Хронометраж 71 мин. 5 сек.

Автор сценария и режиссер Елена Самойлова
Продюсеры Елена Самойлова, Алексей Самойлов
Производство Pro Vision Group www.profi-vision.ru

Съемки фильма проходили в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Ставропольском крае, Мордовии.

Многие считают обычай похищения невесты народным фольклором. На память сразу приходит комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Тем не менее, такое явление, как похищение невест, среди некоторых народов России не просто имеет место, но и процветает. Современные женихи используют веками проверенные средства: друга и коня - теперь железного. По сравнению с древними временами поменялось только одно: кражу невесты обязательно снимают на мобильный телефон и такое home video расходится по сети как настоящий блокбастер.

Раньше за похищение невест наказывали. В советском Уголовном кодексе была даже глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», но потом эту статью отменили. Однако похищение невест остается одной из актуальных проблем современного Северного Кавказа. Ежегодно в прокуратуры республик Южного федерального округа поступают сотни заявлений от родителей похищенных девушек. Считается, что большинство "умыканий" происходит с согласия невест, которые не видят ничего дурного в древнем обычае. Среди историй похищений невест есть забавные, заставляющие порой громко смеяться, есть со счастливым финалом, но есть и трагические, обернувшиеся болью для многих людей. По статистике, как минимум треть «кавказских пленниц» - это девушки, которых украли против их воли. Руководство, правоохранительные органы и духовенство северокавказских республик категорически против похищений невест и всеми силами пытаются искоренить древнюю традицию.

Данный документальный проект ставит своей целью попытку привлечь внимание широкой общественности к этой серьезнейшей социальной проблеме юга России. Посмотрев этот фильм, зритель должен сделать вывод - похищение «невесты» против ее воли и принуждение к вступлению в брак является актом насилия, ущемления прав и свобод личности, коверкающим судьбы многих людей. Возможно, кого-то этот фильм остановит от опрометчивого эгоистичного поступка по отношению к любимому человеку и подвигнет пересмотреть свои взгляды на небезобидный древний обычай.

Трейлер документального фильма о похищении невест на Северном Кавказе

О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:

Наш первый герой - молодой дагестанский артист, участник команды КВН «Горцы от ума» Эльдар Иразиев, несколько лет назад похитил любимую девушку. История Эльдара олицетворяла актуальность похищения невест для современного поколения кавказцев.

Очень часто похищают тут девушек, - откровенничал с нами Иразиев, лихо разруливая по улицам Махачкалы на красном джипе «Infiniti», - Все, как и сто лет назад, ничего не изменилось! И в соседних республиках тоже похищают. Очень много разборок у нас из-за этого, кровная месть, часто бывают летальные исходы, когда молодые не то что не поженились, но еще и не выжили!

Иразиеву повезло. Похитив 17-летнюю девушку, он выжил и даже не попал в тюрьму. Его возлюбленная уговорила родителей забрать заявление из милиции. Однако оскорбленные родственники запретили девушке выходить замуж за артиста. По словам Эльдара, виной всему был национальный вопрос. Оказывается, в Дагестане, где живут более тридцати народностей, старшее поколение часто не приветствует межэтнические браки. Любимая девушка кумыка Иразиева была аваркой, поэтому ее родители были категорически против их союза. Эльдар утверждал, что только по этой причине он и решился на похищение. В конце концов, устав от выяснения отношений с родственниками аварки, Эльдар женился на симпатичной лачке. На этот раз все было с соблюдением всех патриархальных правил: было и сватовство, и общение с невестой в кругу родственников, и калым.

Сказать, что героев проекта - похитителей и похищенных невест было трудно уговорить сниматься, это не сказать ничего. Во-первых, многие джигиты побаивались внимания к своим былым «подвигам» со стороны правоохранительных органов. Во-вторых, в силу специфики кавказского менталитета откровения на тему взаимоотношений полов не приняты в принципе, вопросы, так или иначе затрагивающих женскую честь и репутацию - под особым табу, а в историях похищений деликатных моментов хватает. В-третьих, когда речь заходила о разборках из-за украденных невест, где на кону стояла честь влиятельных кланов, мы вообще рисковали головой. Герои отнекивались от съемок до конца или соглашались говорить на камеру на каких-то особых условиях. Чтобы убедить их принять участие в проекте нам потребовались недели и чудеса дипломатии.

Мы с огромным трудом уговорили сниматься известного аварского поэта члена Союза писателей России Махмуда-Апанди Магомедова, который в молодости похитил свою будущую супругу Залиху, поскольку за день до нашего приезда на семейном совете пожилая чета вдруг решила, что это может как-то их опорочить.

Махмуд и Залиха познакомились еще в школе и полюбили друг друга.

Но когда молодой человек ушел в армию, родители девушки сосватали ее за другого и горячий горец украл возлюбленную буквально из-под носа соперника накануне свадьбы.

Танцую, танцую, он мне прохода не давал! - вспоминала Залиха, - Моментально он взял
меня на руки и бегом! И бросил меня в машину! И я даже не знаю, совсем посторонний человек там рядом, черный такой. И я так боялась! Ору, кричу! У меня одна туфля там осталась. И ноги у меня вот так вверх подняты и бьют по стеклу, а водитель меня держит!

Эту историю мы поехали снимать в высокогорное аварское селение Харахи, где сорок лет назад разыгрались события. Я не раз бывала в горах в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, но так высоко никогда прежде не забиралась. Мы ехали в горы почти пять часов, временами по бездорожью и серпантину. Взгляду открывались бездонные пропасти ущелий, в которых ютились крошечные селения. Всю нашу съемочную группу здорово укачало, у всех кружилась голова. Бодрость сохраняли лишь молодые актеры местного театра, которых мы ангажировали для участия в съемке эпизодов реконструкций событий. Они рассказали, что частенько бывают в этих краях на гастролях, а некоторые и вовсе оказались уроженцами горных сел.

Когда мы, наконец, добрались до Харахи, я поняла, что не жалею о потраченном времени на дорогу. Каменистые улочки, дома, утопающие в садах, бескрайние луга, заросшие полевыми цветами, представляли собой великолепную натуру для съемок.

Проблема возникла тогда, когда мы меньше всего этого ожидали.Мы собирались снять сцену лезгинки в сельском клубе, во время которой наш герой когда-то похитил свою невесту, как вдруг нам сообщили, что в село приехал молодой парень, недавно похоронивший своего отца. Отец был односельчанином нашего героя, харахинцем. То есть, снимать в Харахи лезгинку и похищение из уважения к трауру молодого человека было нельзя. Мы впали в ступор. Было уже далеко за полночь, все устали и в буквальном смысле валились с ног. При этом я понимала, что если мы не снимем здесь эту сцену, то другой такой возможности нам не представится. На следующий день мы собирались уезжать обратно в Махачкалу. Нам предложили поставить сцену в соседнем селе за горным перевалом.
Делать было нечего. Посреди ночи мы поехали в другую деревню под названием Тлайлух. По всей видимости, все тлялюховцы спали крепким сном. Клуб был закрыт и некоторое время мы с актерами бродили в ночи, тщетно пытаясь дозвониться до кого-нибудь из администрации. Но тут подошли местные жители и отвели нашего продюсера к местному авторитету - известному дагестанскому поэту. Поэт вышел на встречу в медвежьей шкуре на плечах, налил две рюмки водки, выпил с продюсером за знакомство и постановил: «Клуб открыть!», что незамедлительно было сделано. Вскоре в клуб стали подтягиваться полусонные местные жители. Потихоньку все распелись, растанцевались и сцену похищения невесты мы сняли уже всем селом с впавшими в азарт тлайлуховцами.

Под утро мы добрались до Харахи и свалились там мертвым сном.

Традиции военно-вайнахских дорог
В Чечне и Ингушетии чуть ли не каждый встречный рассказывал нам истории, связанные с похищением невест: кто-то сам своровал девушку, кто-то помогал воровать «по дружбе», у кого-то украли родственницу.
Самого экзотического похитителя невест мы сняли в Грозном. Пожилой чеченец Хаджи-Акмет Исраилов - многоженец. У него три жены, двадцать пять детей, более двадцати внуков. Когда я впервые увидела его «гарем», то честно говоря, испытала шок. Меня поразил отнюдь не сам факт полигамного союза в Чечне, тем более что глава этой республики не раз высказывался в пользу узаконивания многоженства, сколько то, каким образом сложилась эта семья. Оказалось, что всех троих жен Исраилов украл.

В 72-м году в сентябре первую жену Малику украл, - рассказывал Акмет, - После у нас были дети. Четверо. Одна дочка умерла, осталось трое. Я думал надо жениться, чтобы была большая семья. В 79-м году через семь лет украл Зухру в Грузии, выехав на заработки выращивать лук. В 86-м году, недалеко от Грозного есть поселок Гикало, оттуда тоже старшую дочь у родителей украл я. Тоже год-полтора домой не пускал, пока у нее один-двое детей не появилось.

Самой общительной из трех похищенных Хаджи-Акметом женщин оказалась аварка Зухра. Она подробно рассказала нам, как ее воровали.

Он спящую меня из дома вытащил прямо в ночной рубашке. Я проснулась, кричу: «Это что такое?» - вспоминала Зухра, которой на момент похищения было 17 лет, - Я вырвалась из машины, побежала прочь, но наступила босой ногой на обломок бутылки и согнулась от боли: «Ой, Аллах!» «Вот тебе Аллах!», - закричал Акмет. Он за мной гонялся, схватил меня опять, затолкнул в машину, увез и спрятал в горах. А когда родственники послали за мной милицию, он мне угрожал: «Скажи, что ты по согласию со мной ушла. Если не скажешь, я тебя зарежу!» Ну, я испугалась, пришлось сказать, что по согласию иду.

Да, я сказал ей, если ты к ним выйдешь, я тебя живой не отпущу, - с ухмылкой вспоминал похититель, - Был такой разговор!

Свою первую жену Малику Хаджи-Акмет заставил притворяться его сестрой. Малика покорно играла эту роль, опасаясь развода, в случае которого она могла потерять детей (по шариату они принадлежат главе семьи - мужчине). Когда Зухра узнала, что она жертва многоженца, то долго горевала, но назад дороги не было. Жизнь с Акметом оказалась тяжелой. Годы прошли в нищете и заботах о семерых детях, рожденных от него. Всего детей было девять, но двое умерло в младенчестве.

Обычай похищения невест - это плохо! - убежденно говорила Зухра, - Если человеку нравится женщина, он должен у родителей спросить согласия, посвататься, и у русских, у всех так положено, правда ведь? Некрасиво - взять и похитить как тряпку!

Если бы не было перестройки, зоны боевых действий я и на четвертой тоже бы женился, - доверительно сообщил мне Исраилов, - Я желательно хотел бы русскую взять, чтобы была у нас как бы дружба народов. Мне нравятся грамотные. Многодетной семье грамотная тоже не помешает.

Малика, Зухра и Луиза признались мне, что едва сводят концы с концами. Глава семьи уже много лет безработный, а число детей и внуков постоянно растет. Жены Исраилова перебиваются мелкими заработками на местном рынке, им нужно кормить многочисленное потомство, а еще - купить на всех школьную форму (по их словам, ее в обязательном порядке необходимо приобретать в республике за 2,5 тыс. рублей за комплект). Это была тихая трагедия трех женщин, попавших в безвыходное положение и смирившихся со своей участью. Они рассказывали мне, как вместе ведут хозяйство, принимают друг у друга роды, воспитывают общих детей и внуков. Большинство из них, как старший сын первой жены Малики Инди берут пример с главы семьи.

Он тоже четыре раза женился, - рассказала Зухра об Инди, - У него похищение в крови! Троих он похитил, эта четвертая у него жена. Не отстал он от отца.

Это все по-молодости, - оправдывался Инди, - Если кто-то бы со мной советовался, я никому не дал бы похитить. Это самый большой грех по Корану. Этого делать нельзя! И по закону нельзя! Просто по нашему кавказскому обычаю можно.

Интересно, что в адатах - своде правил поведения вайнахов: чеченцев и ингушей и, в целом, в мусульманском праве традиции похищения невест нет. Историк Муса Аушев, с которым мы познакомились в Ингушетии, объяснил нам, что этот обычай зародился в глубокой древности. Оказывается, девушек воровали бедняки, у которых не было денег, чтобы заплатить калым - традиционный у мусульман выкуп за невесту. Похищение девушки избавляло жениха от многих проблем. Спустя столетия почти ничего не изменилось.

Я вам расскажу случай, когда в Насыр-Корте у Оздоевых украли единственную дочь, - рассказывал Аушев, - Она кричала, она не была согласна. И ей зажали рот, чтобы она не кричала. Она задохнулась! Они ее выбросили на кладбище и уехали. Отец получил инсульт. И так он через три года с этой болезнью скончался. Теперь в Али-Юрте был случай, когда похитили девушку. Они на больших скоростях опрокинулись. Девушка погибла. Таких случаев уйма! Получается, что сегодня он похищает одну, забирают у него, завтра он похищает другую, послезавтра - третью. И даже доходило до того, что сейчас на машинах приезжают, студенты выходят на перемену, и они смотрят: «Вон та красивая, нет, вон та красивей, давай вот эту украдем!»

По словам Аушева, никто из похитителей за свои злодеяния наказан не был. В том, что такое, в принципе, возможно, мы убедились, когда начали снимать в селе Сурхахи историю похищения невесты, вокруг которой разыгралась настоящая трагедия. Все случилась в 2004-м году. Тогда в селе Верхние Ачалуки пропала двадцатилетняя Фатима Чапанова. Ее нашли в Сурхахи. Выяснилось, что девушку похитили. Потенциальный жених оказался выходцем из уважаемой семьи Аушевых, поэтому родители Фатимы вскоре смирились с ситуацией и согласились на свадьбу. Но накануне бракосочетания родственники невесты передумали. Как рассказала нам мать жениха-похитителя Мария Аушева, на рассвете вооруженные автоматами, они ворвались в их дом, чтобы забрать девушку. В результате завязавшейся перестрелки погибли двое братьев со стороны жениха и брат невесты Джабраил Галаев, приехавший вызволять похищенную девушку из Москвы.

Самым удивительным было то, что в итоге в тюрьму никто так и не сел. Похоронившая сыновей Мария Аушева показывала нам дырки от пуль по всему дому и жаловалась, что долго обивала пороги различных инстанций, писала даже Путину, но возбуждения уголовного дела так и не добилась.

Мы куда только не обращались, но ответа не было! - жаловалась Мария Султановна, - В прокуратуре мне сказали: «Пиши, что хочешь, мы не будем принимать от тебя заявление!»

Многие местные жители признавались мне, что российские законы здесь почти не работают, милиции они не доверяют, в правосудие не верят, а власть считают коррумпированной и продажной. К средствам массовой информации и, в частности, к телевидению, люди тоже относятся скептически, потому что, по их мнению, оно не только не отражает реального положения дел, но и давно утратило способность на что-либо влиять в принципе.

Цыганочка с выходом
Последнюю историю о том, как одна заботливая мать украла четырнадцатилетнюю невесту для своего шестнадцатилетнего сына, мы поехали снимать в Ставропольский край, где произошло преступление. Драма разыгралась между двумя цыганскими семьями. Семья похищенной девушки проживала в станице Урухской, куда мы отправились вместе с прокурором-криминалистом следственного управления Георгиевской межрайонной прокуратуры Андреем Нестеровым.

Похищения девушек тут частенько случаются, - подтвердил Нестеров, - Но к нам, как правило, обращаются не кавказцы, которые как-то сами между собой эти вопросы решают, а цыгане. Их тут довольно много. Вообще, это очень непростой контингент. Можно сказать, живут по своим неписаным законам. Вести следствие или какие-то судебные процедуры с ними очень тяжело. Собираются всем табором, орут, камнями бросаются, в общем, оказывают сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

Мы разыскали дом похищенной невесты Тамары Гавриленко. Оказалось, что недавно она вышла замуж и теперь живет в Подмосковье. Отец девушки - Николай, вышел к нам в изрядном подпитии, едва держась на ногах. Рассказывать о похищении дочери он не хотел, но потом согласился сделать это за тысячу рублей, потому что в доме кончалось спиртное, а ему хотелось еще.

Приехали ночью, перепрыгнули, - вспоминал Гавриленко, - выбили двери, залетели, схватили девчонку, жена проснулась, услышала: «Коль, - говорит, - Тамарку украли!» Ну, я к ним, они меня битами вырубили. Сначала ударили в грудь, а потом по морде! Они ее на маршрутку и увезли. Мы ни номера, ничего не запомнили. Потом кое-как вышли на след. Эти похитители - кочевые цыгане, жили во Владикавказе на вокзале. Из картона домишки какие-то себе сбили. Я увидел это, чуть с ума не сошел. У нас там война, караул, была! Они же ее нам не отдавали. Машину побили, нас побили. Только тогда мы к ментам обратились.


По словам Николая Гавриленко, похищение Тамары организовала его дальняя родственница Наталья. Это обстоятельство, похоже, возмущало его куда больше чем само преступление.

За такие поступки нужно было бы убить ее! Она мне теткой доводится! - возмущался Гавриленко, - Она взяла мою дочку украла для своего сына. За это вообще надо убивать, а не сажать. Похищать знать надо у кого же! Что же я у своих буду воровать? У нас если чужие, то женимся, сватаем или воруем по согласию. А это нахально приехали, побили, налетели ночью. Да еще свои! Вот что обидно! Были бы чужие, я бы не обиделся. А это свои - родная наша кровь!

Попивая брагу из мутной трехлитровой банки, Николай рассказал, что похищения невест у цыган делятся на «нахальные» и «ненахальные». В первом случае девушку воруют против ее воли, а во втором - с ее согласия, но зачастую без благословения родителей.
Цыган забежал в дом и вывел на улицу молодую женщину.

Вот, это моя сноха Нина Николаевна! Мы ее тоже украли.
- Да, по согласию, - смутилась она.

За организацию похищения Тамары Гавриленко тетка Николая получила шесть лет лишения свободы. Она отбывала наказание в Мордовии. Общаться с журналистами женщина отказывалась наотрез. Нам было необходимо ее официальное согласие на интервью, которое должно было проциркулировать по нескольким инстанциям от Мордовии до Москвы и обратно. Чтобы убедить похитительницу сниматься мне пришлось поднять все журналистские связи во ФСИН. Наконец, получив официальную бумагу с разрешением на съемки, мы совершили марш-бросок в Мордовскую туберкулезную зону. Оказалось, что наша героиня подцепила опасный вирус и тяжело болела. Вообще, посещение зоны, где у многих заключенных открытая форма туберкулеза лично для меня было куда более серьезным испытанием, нежели трехнедельные съемки в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии и Ставропольском крае. Охранники посоветовали нам держаться от заключенных на дистанции и, по возможности, ни к чему не прикасаться. Интервью героини мы снимали, нервно озираясь по сторонам.

Мы решили ее похитить замуж. У нас такой обычай, - объясняла нам цыганка Наталья, - Меня саму украли, когда мне было 13 лет. Дочь мою тоже украли, когда ей было 13. У цыган так принято, когда к родителям приезжают сватать, они детей в 13-14 лет уже отдают.

В известном фильме «Кавказская пленница» похитители невесты оказались на скамье подсудимых. На современном Кавказе суда не бывает практически никогда, а вот похищения девушек встречаются все чаще. Несколько лет назад в Чечне был введен штраф для похитителей – миллион рублей. Но желающих украсть приглянувшуюся девушку и жениться на ней это не останавливает.

Обычай похищения невесты древний. Он практиковался многими народами. В некоторых культурах его следы сохраняются до сих пор. Сейчас на Кавказе эта практика существует в трех основных вариантах.

Если девушку крадут ради шутки, при этом и родители молодых в курсе происходящего, и сами они осознают шутливость, то это - дань традиции. Иногда похищение совершается по сговору парня и девушки. В третьем же случае девушку действительно похищают помимо ее воли, при этом ее родственники могут быть также настроены против брака.

Нередко кражу девушки оправдывают мусульманскими традициями, но это не верно – ислам запрещает браки без согласия обеих сторон. Более того, многие мусульманские деятели настаивают, чтобы на обряде бракосочетания (никях) присутствовал и отец невесты. Отрицательное отношение к похищению имеется и в чеченском традиционном праве, адате. Согласно его нормам женщина должна иметь право выбора. Однако даже муллы часто женятся, похитив невесту. И у такого поведения есть причины.

Некуда деваться

Кавказские родители своих дочерей любят и выдавать замуж за первого, кто попросит их руки, не спешат. А часто жених уже назначен и отказывать ему не станут. Тогда мужчина может начать выслеживать понравившуюся ему девушку.

Когда она останется одна, ее насильно затаскивают в машину и увозят в заранее приготовленное место. Во многих случаях сам факт похищения – это уже пятно на репутации девушки, даже если ее удалось отбить или она смогла сбежать. Но если ее не нашли за ночь, то это уже практически гарантия брака. Родители редко принимают обратно дочь, хотя и такие случаи встречаются.

Порой попытки родственников вернуть девушку заканчиваются конфликтами с применением оружия. Если есть погибшие, то в этом случае просто закрыть глаза на ситуацию получается редко.

У девушек есть возможность сказать «нет» на религиозной церемонии бракосочетания, но пользуются ею единицы – и потому, что потом семья может отказаться от «запятнанной» дочери, и потому, что жених нередко угрожает убийством.

Но даже если девушка и возвращается домой, то на ней мало кто потом захочет жениться – в глазах традиционно настроенного общества она уже опозорена. Мужчины мотивируют свой отказ тем, что не хотят брака с девушкой, до которой дотрагивался кто-то еще.

Девушка, похищенная тем, кого она видеть в мужьях не желает, и отвергнутая родственниками, либо смиряется с такой ситуацией и дает согласие на брак, либо совершает самоубийство.

Для соблюдения видимости законности жених порой платит за девушку отступные. Семья, скорее всего, согласится и без них. Тайные свадьбы проходят редко.

По взаимному согласию

Иногда похищение выбирают и сами жених и невеста. Например, если родители хотят выдать дочь за выбранного ими жениха, а у девушки уже есть возлюбленный. В этом случае родительский страх того, что дочь будет опозорена, нередко играет молодым на руку, и они получают согласие на свадьбу.

На похищение «по согласию сторон» решаются и в том случае, если жених или невеста младшие в семье, а их старший брат или сестра еще не в браке. В этом случае полагается либо ждать свадьбы старшего сына или дочери, либо устраивать «вынужденное» бракосочетание, чтобы не допустить позора на всю семью.

Порой родители в курсе планирующегося похищения. Это происходит в том случае, если семья жениха или невесты испытывает материальные трудности. По традиции свадьба должна быть максимально роскошной, с участием всей родни с обеих сторон. А вот похищение дает возможность провести скромную церемонию, исключительно для официального оформления брака. Невесту театрально «крадут» по всем правилам, увозят в дом будущего мужа, а наутро туда отправляются ее родители.

В некоторых случаях жених и невеста оказываются в ситуации Ромео и Джульетты: если они происходят из враждующих родов, то похищение – это самый простой способ добиться брака. Конфликт в таком случае должны урегулировать старейшины.

Число заявлений в полицию по факту похищений ежегодно исчисляется на Северном Кавказе сотнями. Но перед судом предстают единицы. Остальные похитители становятся законными мужьями.

В 2013 г. глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в республике невест больше не воруют. Он же установил наказание для религиозных деятелей, участвовавших в похищении, – им грозит лишение духовного звания. Однако, несмотря на декларативные заявления местных властей и религиозных деятелей, до реального прекращения практики кражи девушек на Кавказе еще далеко.

Причем далеко не все из них соглашаются на брак. Юношей не останавливают даже запреты духовенства. Для многих современных джигитов украсть девушку – значит доказать свою доблесть. Молодые люди снимают похищения на мобильный телефон и с гордостью демонстрируют видео своим сверстникам. В милиции бьют тревогу: в последнее время похищать невест стали не только на Кавказе, но и по всей стране. Ведь статья Уголовного кодекса, каравшая похитителей девушек, отменена.

После мусульманского праздника Ураза-Байрам в органы внутренних дел Дагестана один за другим стали поступать заявления от родственников похищенных девушек. В Махачкале сотрудники Кировского РОВД задержали 30-летнего жителя селения Утамыш, который похитил «с целью женитьбы» 20-летнюю студентку первого курса Дагестанского госуниверситета. В селении Брянск Кизлярского района трое мужчин с теми же намерениями увезли на «Жигулях»

22-летнюю сотрудницу продуктового магазина. А в Кизилюртовском районе 22-летний житель селения Кироваул похитил 18-летнюю девушку из селения Нечаевка.

Или в ЗАГС, или в суд

Правительство республики обеспокоено: в Дагестане настоящая эпидемия похищения невест. За восемь лет в регионе было похищено около 700 девушек. Причем в 99% случаях – с целью женитьбы. За восемь месяцев 2007 года в прокуратуру республики поступило уже 55 сообщений о похищении женщин с целью вступления в брак. Но только в 17 случаях по заявлениям были возбуждены уголовные дела. В остальных случаях все кончалось... свадьбой. «Как правило, сами родственники похищенной и забирали заявления, – сообщил «НИ» старший помощник прокурора республики Гамлет Джамалдинов. – До суда дошло всего три уголовных дела». По словам государственного секретаря Дагестана Такибат Махмудовой, «у нас в республике к краже невест относятся с улыбкой, но в целом по России отношение к этому совсем другое – в глазах соседей мы выглядим очень непривлекательно».

Чиновница ошибается: соседи не понаслышке знакомы с этой традицией. В Чечне девушек крадут каждую осень – именно в это время года открывается сезон охоты на невест. Здесь это тоже не считается преступлением. Прибегают к помощи милиции только в том случае, если сваты неприлично опаздывают. «В этом году было три случая обращения родственников похищенных девушек, как потом выяснило следствие, с целью женитьбы, – сообщили «НИ» в РОВД Ленинского района города Грозный. – Если речь идет о сватовстве, мы ограничиваемся профилактической беседой с женихом. Но обычно родственники договариваются между собой. Здесь уже не до судебных тяжб, к свадьбе готовиться надо».

Повесть о Ромео и Джульетте

По данным экспертов, до 25% похищений происходят с согласия невесты. Обычно это истории любви, похожие на роман Ромео и Джульетты. Как сообщили «НИ» в комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей, в большинстве случаев главный стимул украсть невесту – банальные финансовые проблемы. Свадьба – удовольствие дорогое, а для многодетных семей и вовсе грозит разорением. Да и невесты предъявляют к женихам завышенные требования: чтобы была машина, квартира, хорошая работа. По прогнозам экспертов, именно в связи с растущим социальным расслоением стоит ожидать роста числа похищений.

А может, это не так и плохо? Ведь древний обряд помогает влюбленным найти свое счастье. По крайней мере, в этом уверены некоторые «пострадавшие».

Падам замужем уже 30 лет. Про то, как ее украл будущий супруг Адам, она вспоминает с улыбкой. «Я тогда жутко испугалась, ведь украсть девушку в советское время – уже подвиг, за это могли посадить, – рассказывает она «НИ». – Помню, как подошла моя будущая свекровь и сказала: «Оставайся, дочка, не пожалеешь». И я действительно не пожалела ни об одном дне, который провела вместе с Адамом. У нас пять сыновей и дочь, 12 внуков – разве это не счастье?» Зарема с детства мечтала о большой любви и, наконец, нашла ее. «С Дэни мы встречались больше года, дело шло к свадьбе, – поведала «НИ» Зарема. – Но мама не соглашалась на мое замужество, говорила, что он живет слишком далеко от родного села. Вот тогда Дэни меня и украл... Уже пятый год, как мы вместе, и мама со временем смирилась. У нас двое сыновей, ждем появления третьего ребенка, надеюсь, это будет девочка».

Только для четверти девушек похищение – происшествие приятное.

Кровные «родственники»

И тем не менее в подобных похищениях зачастую больше , чем романтики. «Я встречался со своей девушкой около двух лет, мы живем в одном селении, и все шло к тому, что мы поженимся, – рассказал «НИ» житель Ногайского района Дагестана Идрис Абсаламов. – Однако она приглянулась парню из соседнего селения, и он вместе со своими дружками украл ее. Я тут уже ничего не мог поделать: ей пришлось выйти за него замуж». Похищенные девушки редко бывают старше 20 лет. Самым младшим невестам поневоле – всего 13. Марьям, которая попросила «НИ» не называть ее фамилию, рассказывает о своем грустном опыте: «Мне было 15 лет, когда меня украли. С подругой шла в школу – и вдруг меня затащили в машину и увезли. К счастью, родители вскоре приехали и забрали меня, спасибо подруге, запомнила номер ». Чтобы наказать обидчика, родители Марьям назначили большой по чеченским меркам штраф – 250 тыс. рублей.

И все же чеченцы знают истории с более печальным концом. Так, например, несколько лет назад в селе Автуры из-за кражи девушки погибли 11 человек как со стороны жениха, так и невесты. Вот такая кровная месть за оскорбление чести. Семьи неудавшихся жениха и невесты враждуют до сих пор.

А на днях машина, на которой везли похищенную девушку, попала под грузовик. Погибли пятеро пассажиров, включая жениха и невесту. Очевидцы рассказывают, что «джигиты» неслись на большой скорости, явно опасаясь погони.

Уж замуж невтерпеж

Сегодня такие истории все чаще стали происходить и за тысячи километров от Северного Кавказа. Так, в июле этого года в Приморском крае была похищена 16-летняя девушка. Она шла по улице Вокзальной города Спасск-Дальний из магазина, когда рядом с ней затормозил микроавтобус. Из него выскочили трое, набросились на девушку, несколько раз ударили ее, а потом силой затащили в машину и скрылись. По предварительной версии, девушку украл потенциальный жених.

В мае жительница Ставропольского края организовала похищение 14-летней невесты для своего сына. Вместе с друзьями она приехала в станицу Урухская, где жила девушка. Мужчины, вооружившись бейсбольными битами, проникли в ее дом, похитили девушку и, усадив в «Газель», привезли в палатку на автовокзале Владикавказа. Через два дня родители девушки выяснили, где их дочь, и попытались вызволить пленницу. Однако похитители железными прутьями отбили девушку. После вмешательства милиции несостоявшаяся невеста вернулась домой. Георгиевский суд приговорил излишне заботливую мамашу к шести годам тюрьмы.

В середине января похожий инцидент произошел в Нижнем Новгороде. Несколько молодых людей подсторожили 19-летнюю студентку медицинского училища в Ленинском районе и увезли ее в неизвестном направлении. Девушка ухитрилась позвонить родителям и сказать, что ее перевозят с одной квартиры на другую, так что своего точного местонахождения она не знает. Родители были в панике: в 2005 году таким же образом похитили и принудили выйти замуж их старшую дочь. Они предположили, что организатором похищения может быть 25-летний выходец из Армении. Как выяснило следствие, он заставил девушку написать расписку, что она добровольно поехала с ним. Спустя некоторое время пленница вернулась домой.

В июне 2005 года 19-летнюю жительницу деревни Смирново Пышминского района Свердловской области больше недели похитители прятали в разных домах, добиваясь от нее согласия выти замуж. Загадочным женихом оказался 60-летний мужчина, с которым некоторое время жила девушка. Чтобы завоевать сердце возлюбленной опять, он решил ее украсть, а потом освободить. Впрочем, «спасению» помешали милиционеры. Суд приговорил соучастников к 7 годам тюрьмы, а организатор отправился на лечение в психиатрическую клинику.

Мама, не горюй

Исламское духовенство категорически против этого древнего и по европейским меркам дикого обычая. «Канонически похищение невест запрещено, – рассказал «НИ» имам-хатыб мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. – С точки зрения мусульманских законов это можно расценивать как разбой. То, что люди все равно продолжают воровать девушек, происходит от недостатка просвещенности».

Старейшины Кавказа согласны с этим утверждением. Они говорят, что если молодой человек украл невесту, то он не достоин того, чтобы она его полюбила. Похищение дочери считалось страшным оскорблением для ее семьи. Войны, которые сотрясали Кавказ последние десять лет, практически уничтожили представления о том, что можно делать, а чего нельзя.

Сегодня для многих юношей похищение невесты – лишь повод прослыть бесстрашным героем и поднять свой авторитет среди сверстников. Свои подвиги они теперь снимают на мобильный телефон. В распоряжение «НИ» попала одна такая запись. Под бодрую восточную музыку идет нарезка из нескольких похищений. Вот девушка беседует с двумя юношами, потом собирается уходить, но ее заталкивают в машину. Следом бежит женщина постарше – видимо, мама. Другая сцена. Толпа людей: одни пытаются девушку похитить, другие – помешать им. Слышны истерические крики самой «невесты». И только начавшаяся стрельба заставляет похитителей отказаться от задуманного.

По закону гор

Советский Уголовный кодекс предусматривал соответствующее наказание за принуждение женщины к выходу замуж. Причем карались не только будущие женихи, но и ближайшие родственники невесты, способствовавшие похищению. Так, до 1995 года родителей невесты, принявших за невесту деньги, скот или другое имущество, могли посадить в тюрьму на срок до года, с конфискацией выкупа. Уплата калыма каралась общественным порицанием, а в самом худшем случае – исправительными работами на срок до одного года. Само похищение невесты наказывалось двумя годами лишения свободы.

В 1996 году новый УК РФ главу «преступления, составляющие пережитки местных обычаев» отменил. А заодно позволил похитителям почувствовать себя в безопасности. «Поскольку кража невест обычно происходит в группах, то злодеяние подпадает под ч. 2 статьи 126 Уголовного кодекса, – пояснил «НИ» адвокат Артур Пан. – И тогда преступнику грозит до 15 лет тюрьмы. Хотя в разных регионах своя специфика. Скажем, в Москве, Петербурге, Красноярске наказание будет суровым. А, к примеру, в Ингушетии преступник может отделаться и условным сроком».

Впрочем, есть одна юридическая тонкость. Если похититель освободит свою жертву добровольно и при этом в его действиях нет иного состава преступления, то от уголовной ответственности он освобождается.

Неравная борьба

Весной Народное собрание Ингушетии вносило в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за похищение женщины с целью вступления в брак. Поправка в УК предусматривала до трех лет тюрьмы для не в меру ретивого жениха. Верховный суд поддержал инициативу ингушских парламентариев, но правительство рекомендовало отклонить законопроект, мотивировав отказ тем, что предложенная поправка «исключает возможность стимулирования лиц, похитивших женщину, к прекращению удержания ее в неволе».

На местах решили бороться с кражами невест без отмашки из центра. Так, например, имам ингушского села Пседах установил крупный штраф за похищение невест. Нововведение оказалось эффективным: кражи прекратились. Муллы и муфтии Чеченской Республики ведут разъяснительную работу с молодежью, а также облагают похитителей штрафами в размере 30 тыс. рублей.

БРАЧНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Традиция похищать невесту уходит корнями в далекое прошлое. Достаточно вспомнить Елену Прекрасную и Париса. Еще Геродот описывал древний обычай энохов из Иллирии, когда девицы на выданье вместе с родителями приезжали в определенное место, куда прибывали и готовые жениться мужчины. За невесту родители получали выкуп. Кстати, обычай выкупа у древних бриттов назывался wed, откуда и пошло слово wedding, то есть свадьба. «Исторически похищения невест делились на несколько видов: против воли, с согласия невесты, с согласия невесты и родителей, – рассказала «НИ» старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Любовь Соловьева. – Почти то же самое остается и сейчас. По традиции невесту увозят в дом жениха и приглашают туда ее родственников. Потом они вместе спрашивают невесту, согласна ли она на брак. Если да, то начинались приготовления к свадьбе, нет – ее отпускали. В Адыгее одна женщина рассказала, что ее похищали аж пять раз. Ее отцу, видимо, все это надоело, и он сказал: в следующий раз украдут – не поеду за тобой. Правда, на шестой раз ей жених понравился, и она вышла-таки замуж». «Есть еще один момент. Когда старшая сестра не замужем, неловко сватать младшую, – пояснил «НИ» руководитель правозащитной организации «МАШР» Магомед Муцольгов. – Чтобы семье сохранить лицо, приходится вспоминать традиции»...

Похожие публикации