Сексуальное насилие и защита от него. Стрелять по вагинам: Почему солдаты насилуют женщин

Фантазии о сексуальном насилии со стороны мужчин оказываются для женщин одними из самых распространенных. Почему наше воображение рождает то, что в реальности рискует оказаться травматическим и угрожающим жизни?

Исследований, посвященных женским фантазиям о сексуальном насилии, не так много, с 1973 года опубликовано лишь девять работ. Писатель и научный журналист Мэтью Хадсон считает, что они намеренно не предаются широкой огласке. «Многие не хотят признавать факта такого рода фантазий, опасаясь, что это может оказаться косвенным оправданием реальных эпизодов насилия, – говорит он. – Однако важно глубже изучать «темные стороны» нашей сексуальной природы, а не пытаться держать их в тени».

Все опубликованные исследования подтверждают распространенность этих эротических грез – им предается каждая четвертая женщина из десяти. Один из последних опросов провели психологи Университета Северного Техаса Джозеф Крителла и Дженни Бивон. Ученые опросили 355 женщин на тему того, как часто они фантазируют о применении к ним силы в момент сексуальной встречи и насколько далеко заходят их фантазии. 62% ответили, что встречались в жизни с такими фантазиями.

В зависимости от того, как был сформулирован вопрос: 52% признались в фантазиях о грубом доминировании партнера, но при этом описывали ситуацию заведомо безопасную. Как только в опроснике появилось слово «изнасилование», лишь 32% отметили наличие таких воображаемых сценариев. Периодичность возникновения фантазий также сильно варьировалась: 25% женщин отметили, что они появляются реже одного раза в год, 13% – несколько раз в год, 11% – раз в месяц, 8% – раз в неделю, 5% – несколько раз в неделю. Эти цифры во многом оказываются релевантными предшествующим исследованиям.

«Подобные фантазии могут быть эротически привлекательными или, напротив, отталкивающими, – говорит психоаналитик Брэт Кар. – В эротических женщина получает от символического доминирования лишь наслаждение, в аверсивных фантазиях сексуальное насилие воспринимается негативно». В исследовании Крителли и Бивоны 45% женщин описывали свои фантазии как радостные переживания, 9% назвали их пугающими и вызывающими отвращение, 46% признались, что их фантазии были смешанные и содержали одновременно элементы как эротического возбуждения, так и страха.

В своем метаанализе Крителли и Бивона сравнили также 20 предшествующих исследований, чтобы оценить те причины, которые могут скрываться за распространенным сценарием фантазий о сексуальном насилии.

Попытка избежать внутренней вины

«Я выросла в семье с очень строгими правилами, – рассказывает Анна. – Нельзя было даже одеться с легким намеком на женственность, не говоря уж о том, чтобы близко общаться с мальчиками. Долгое время я жила с ощущением того, что секс – это нечто постыдное. И только фантазии, в которых я вынуждена была сдаться: наступал конец света и меня силой уносил на руках прекрасный герой, часто похожий на голливудского актера, – позволяли мне расслабиться».

«Если женщина воспитывалась в консервативной среде, где на интерес к сексу накладывается запрет, то с раннего возраста единственным воображаемым сценарием, при котором можно позволить себе эротические фантазии и не мучиться угрызениями совести, становятся эпизоды с мужским насилием, – говорит Дженни Бивона. – Когда у нее просто нет выхода, как только сдаться мужчине». Исследования показывают, что женщины, живущие в среде, где проявление женской сексуальности подвергается репрессиям, фантазируют гораздо меньше. Вместе с тем именно фантазии о насилии в сексе у них превалируют.

Потребность в безусловном принятии

Одна из гипотез интерпретирует подобные фантазии как желание безусловной любви. И насилие здесь – лишь символ сильного чувства, которое партнер не в силах сдержать. Некоторые эксперты отмечают, что эти фантазии родом из детства и пубертата, когда девочка могла чувствовать себя одинокой.

«В детстве у меня были куклы, которые всегда исполняли роли принцессы и хулигана, – рассказывает Ольга. – Хулиган нападал на принцессу, выкрадывал ее и вел себя почти как насильник, а потом обе куклы счастливо женились. Позже, когда я выросла и стала представлять уже себя на месте той принцессы, мне нравилось это чувство собственной притягательности и желанности».

«Многие девочки и девушки сталкиваются с элементами дисморфофобии, когда собственное тело и лицо кажется им несовершенным и отталкивающим противоположный пол, – утверждает Дженни Бивона. – Часто эти переживания усугубляются реально пережитыми эпизодами, связанными с тем, что их отвергли. В юном возрасте через этот опыт проходят очень многие. Это отчасти также может объяснять столь распространенный сценарий фантазий, в которых ради женщины идут на крайние меры, чтобы только ее удержать, у совершенно разных по темпераменту и внутренним потребностям людей».

Исследования также подтверждают, что чем больше женщина страдает от неуверенности и внутренних страхов, тем чаще у нее рождаются сексуальные фантазии с подтекстом насилия.

Генетическая предрасположенность уступать сильнейшему

Эта гипотеза, выдвигаемая эволюционной психологией, предполагает, что человек, подобно многим млекопитающим, биологически запрограммирован на исполнение гендерного сценария: самец преследует самку, которая сдается на волю самого доминантного представителя группы. В природе самка, привлекая самца, убегает и останавливается, призывая ее поймать. И поза подчинения самки в момент полового акта у всех млекопитающих, в частности у приматов, одинаково контролируется частью гипоталамуса – подкорковой структурой головного мозга.

Этот механизм работает на уровне нашего подсознания, ярко проявляясь в сценарии женских и мужских фантазий. Вместе с тем критики этой гипотезы подчеркивают, что она не может быть полностью подтверждена или опровергнута, ведь, как и большинство теорий эволюционной психологии, она не прошла эмпирического тестирования.

Активация биологических процессов

Легкий страх, которым отчасти окрашены эти фантазии, в то же время усиливает наше сексуальное желание. «Это похоже на эффект американских горок, где ужас и стремление испытать сильные чувства неотделимы, – говорит Джозеф Крителли. – Симпатическая нервная система начинает активно функционировать в моменты сильного стресса и возбуждения, у человека увеличивается пульс, учащается дыхание, происходит повышенное увлажнение слизистых гениталий. Таким образом, острые переживания, которые происходят в фантазиях, способствуют сексуальному возбуждению».

Герой-разбойник

Исследование самых популярных любовных романов, адресованных женской аудитории, показывает, что главная героиня в них подвергается сексуальному насилию в 54% сюжетов. Насильником при этом становится брутальный герой в образе воина. В конце концов героиня всегда зарождает в нем не только животное желание, но и любовные чувства, и они счастливо идут под венец.

«Подобные сюжеты в книгах и для мужчин, и для женщин построены на эксплуатации самых известных секс-фантазий, – отмечает социолог и журналист Майкл Кастелман. – Для мужчины это фантазия обладания женщиной, которая наслаждается его доминированием, для женщины же этот сценарий трансформируется в появление воображаемого героя, желающего ее так страстно, что он перестает владеть собой». Исследователи предполагают, что для женщины может быть привлекательна и двойственность этого переживания: как неожиданная трансформация насильника во влюбленного героя, так и ее собственное положение одновременно и силой удерживаемой наложницы, и страстно желаемой возлюбленной.

Психоаналитик Брэт Кар утверждает, что в подавляющем большинстве женщины отлично способны различать угрозу реального насилия со стороны незнакомого человека и игру собственного воображения. Однако в некоторых случаях такие фантазии могут проявиться как отражение невытесненных переживаний, связанных с насилием, которое было пережито в прошлом. Кроме того, они могут отражать и непроявленные мазохистские наклонности. «Как правило, фантазии, связанные с элементами сексуального насилия, можно назвать вариантом нормы, однако если они становятся для женщины навязчивыми и дискомфортными, стоит обязательно обратиться к специалисту», – считает Кар.

Может ли женщина делиться этими фантазиями со своим партнером? «Очевидно, что любящий партнер отнесется к этому деликатно и с пониманием, – говорит Кар. – Однако человек, обладающий садистскими наклонностями, которые не проявлялись или о которых вы не знали, может интерпретировать эту информацию деструктивно и небезопасно для вас». Поэтому делиться такими фантазиями важно лишь с тем человеком, с которым у вас сложились по-настоящему доверительные отношения.

Во все времена во всех человеческих обществах существовало сексуальное насилие и различные формы принуждения и агрессии. Причем реальные данные значительно превышают данные статистики, ведь большая часть жертв предпочитает не обращаться в правоохранительные органы, так как не верят в правосудие и боятся навредить репутации.

Причины сексуального насилия

Жесткая дифференциация половых ролей в обществе выступает первопричиной сексуальной агрессии. Из истории и этнографии известно, что насилие сексуального характера встречается в обществе с резко обособленными мужскими и женскими ролями. Когда мужчины привыкли властвовать и решать свои проблемы, опираясь на силу, тогда насилие, в том числе и половое, переживает свой расцвет. В современном обществе эти стереотипы значительно ослабели, но жертвы сексуального насилия появляются снова и снова. Почему?

Все дело в противоречивости самой социальной ситуации. Чем сильнее идет на спад мужская гегемония в семье, тем больше цепляются за нее слабые духом мужчины. Психология сексуального насилия такова, что любое напряжение в социуме порождает агрессию. Внешняя открытость и общедоступность сексуальности в глубине сознания остается чем-то грязным и запретным.

Признаки сексуального насилия

В обществе к насилию сексуального характера принято относить изнасилование, то есть половое сношение, произошедшее под угрозой применения физической силы или с его применением. Но это явление сложное и многоуровневое, ведь домогательство и принуждение также попадают под статью уголовного кодекса, другое дело, что это очень трудно доказать. Женщины очень часто подвергаются домогательствам на работе, на улице и учебе, но они не привыкли жаловаться, ведь доказать в этом случае злонамерение практически невозможно.

Различия между сексуальным принуждением и близостью по обоюдному согласию весьма размыты, потому как мужчины и женщины зачастую по-разному интерпретируют одну и ту же ситуацию. Первые считают, что барышня «ломается» и набивает себе цену, а вторые считают отказ необходимым элементом , любовной игры. Сексуальное насилие в семье и вовсе остается безнаказанным, ведь в обществе не принято лезть в постель к супругам и все, что остается за закрытыми дверями, считается их личным делом.


Виды сексуального насилия

Любое принудительное действие сексуального характера с целью получить сексуальное удовлетворение и иную выгоду является сексуальным насилием. Выделяют следующие его виды:

  1. Комментарии оскорбительного характера, намеки, взгляды, жесты.
  2. Инцест. По данным социологического анализа домашнее сексуальное насилие не является таким уж редким. Каждая пятая женщина, выросшая с отчимом, подвергалась насилию сексуального характера. Живших с мачехой 17%, без отца – 11%.
  3. Сексуальное соблазнение. Оно включает демонстрацию половых органов, .
  4. Нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела.
  5. Подглядывание.
  6. Запугивание, обман, шантаж, другие способы принуждения к интимной близости.
  7. Принуждение к проституции.
  8. Демонстрация порнографии.
  9. Изнасилование как крайняя степень.

Сексуальное насилие над женщиной

Чаще других объектом таких действий становятся женщины. Само понятие сексуального насилия применительно к этой части общества. Если верить опросам, каждая третья стала жертвой со стороны родителя, треть испытывали домогательства руководителей, а 29% приходилось удовлетворять садистские наклонности собственного мужа. При этом 28% были изнасилованы случайными прохожими, у каждой пятой имеются претензии к коллегам по работе, а 7% имели принудительную связь с друзьями.

Сексуальное насилие женщин связано со множеством мифов и убеждений. Кроме того, что оно совершается на свидании, когда женщина не смогла четко донести свою позицию, а мужчина ее неправильно понял, нередко говорят о том, что слабый пол сам провоцирует мужчин, надевая откровенную одежду, гуляя по темным переулкам в одиночестве и не контролируя дозу спиртного. Но сексуальное насилие слишком многолико по мотивации и говорить о том, что кто-то кого-то спровоцировал и повел себя неправильно, нельзя.

Сексуальное насилие над мужчинами

Такое реже, но случается, и особенно характерно для тюрем, лагерей и других закрытых сообществ, где установлены иерархические отношения власти, господства и подчинения. Секс насилие над мужчиной совершается не для удовлетворения собственного желания и не потому, что отсутствуют женщины, а для установления и поддержания власти. При этом жертва «опускается», перемещается вниз иерархии, а престиж насильника растет.

Сексуальное насилие над детьми

Это преступление считается самым ужасным по силе психологических последствий. Сексуальное насилие детей приводит к развитию тревожности, страха, нервозности. Ребенок замыкается в себе, перестает доверять людям и в дальнейшем может совершать попытки самоубийства. Нередко из жертв насилия впоследствии вырастают такие же насильники, которые подобным образом мстят за поруганное детство. Холодность и агрессия матери приводят к бунту против женщин вообще, и они начинают воспринимать их как враждебную и доминирующую силу.

Защита детей от сексуального насилия предусматривает:

  1. Контроль за ребенком . Необходимо постоянно быть с ним на связи, знать, где он находится в данный момент времени.
  2. Соблюдение им рекомендаций родителей . Малыш должен знать, что подходить к чужим людям, что-то у них брать, уходить с ними строго запрещено.
  3. Разговоры с ребенком на тему насилия . Он должен знать, что бывают хорошие прикосновения, а бывают плохие и «интимные».
  4. Любовь к детям . Нужно слушать и слышать своего ребенка, общаться с ним, узнавать новости, поддерживать его.

Как не стать жертвой сексуального насилия?

Это миф, что жертвами становится лишь красивые и распущенные женщины. Любая может попасть в лапы насильника, независимо от внешности и возраста. Сексуальное насилие и защита от него предполагают четкое, недвусмысленное и своевременное выражение своей воли во время свидания и в других подобных ситуациях. Кроме того, не лишним будет овладеть техникой самообороны и иметь при себе в сумочке газовый баллончик. Никогда не уединяться с незнакомыми мужчинами, и даже отправляясь на вечеринку с друзьями, информировать близких о том, куда и с кем вы отправляетесь.

Книги про сексуальное насилие

К известным произведениям, затрагивающим эту тему относят:

  1. «Опоздавшая молодежь» Кэндзабуро Оэ . В романе поднимается тема психологической импотенции изнасилованных мужчин, снижении самоуважения, уверенности в себе и дальнейшего отчуждение от окружающих.
  2. «Шепот ужаса» Сомали Мам . В произведении поднимается проблема сексуального насилия. Главная героиня после пережитого была на грани самоубийства, но решила жить, чтобы отомстить обидчикам и помочь другим девочкам и девушкам, проданным в рабство.

Фильмы про сексуальное насилие

Фильмы с сексуальным насилием демонстрируют сложную судьбу людей, которые терпят лишения, беды и боль, подвергаясь унижению. К таким картинам относят:

  1. «Рабство» режиссера Марко Кройцпайнтнера . Главный герой фильма вместе с товарищем по несчастью пытаются противостоять целой группе преступников-сутенеров, в лапы к котором попали их сестра и дочь.
  2. «Ранние и короткие годы Сабины Ривас» . Главная героиня работает в борделе, но мечтает стать певицей. Девушка пытается преодолеть все трудности, встающие у нее на пути и реализовать свою мечту.

Военные изнасилования — это не всегда просто индивидуальный акт агрессии отдельного или многих мужчин над отдельной женщиной. Зачем солдаты повсеместно насилуют «женщин врага»? Списывать все на «биологию» и «животную жажду секса и насилия» — значит упрощать картину и закрывать глаза на политэкономию военных изнасилований. Это политический и социальный феномен, и массовые изнасилования признаны одним из инструментов ведения военных действий.

Женщины во время войн оказываются особенно уязвимыми. Открыто говорить о массовых изнасилованиях во время Второй мировой начали только недавно. В отчете ООН за 2016 год собрана информация о сексуальном насилии во время военных действий в Афганистане, Центральноафриканской Республике, Колумбии, Демократической Республике Конго, Ираке, Ливии, Мали, Южном Судане, Сирии, Йемене и других странах. Этот вопрос также актуален в отношении женщин, которые подвергаются насилию в регионах, охваченных войной в Украине.

Сексуальное насилие в восточных регионах Украины не используется в стратегических или тактических целях, утверждается в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Данные практики использовались как средство пыток и жестокого обращения с целью наказания, унижения или принудительного признания. Кроме того, к сексуальному насилию обращаются для того, чтобы вынудить людей, лишенных свободы, уступить право на собственность либо выполнить другие требования насильников в обмен на обеспечение безопасности или освобождение.

Сексуальное насилие как средство пыток происходит как в отношении женщин, так и мужчин.

В большинстве задокументированных случаев сексуальное насилие осуществлялось в виде избиений, травмирования гениталий электрическим током, изнасилований и угроз изнасилованием, принудительного обнажения. Некоторые из случаев в привязке к вооруженному конфликту могли бы составлять военные преступления, говорится в докладе.

Что же такое «военная культура» и как она связана с легитимацией массовых изнасилований? Что происходит с выжившими женщинами и какие эффекты массовые изнасилования производят на сообщество?

Военная культура и «женщины врага»

Эксперт по международному гуманитарному праву Duke Law School Маделен Моррис в исследовании изнасилований во время войны пришла к выводу, что сама специфика военной подготовки создает предпосылки для поощрения насилия над женщинами.

Совокупность характеристик военной подготовки Моррис называется военной культурой. Ключевые свойства военной культуры, делающие насилие нормой, — это деиндивидуализация, гипермаскулинность, специфика отношения к сексуальности и женщинам.

Деиндивидуализацию Моррис объясняет как лишение человека индивидуальности. Деиндивидуализированные солдаты верят в существование общности, солидаризируются вплоть до готовности отдать жизнь друг за друга, перестают сомневаться в том, за что и за кого воюют. Для успешного участия в вооруженном конфликте необходимы хорошо подготовленные люди, которые воспринимают войну всерьез и готовы сражаться до последнего.

Для деиндивидуализации характерно создание крепких связей внутри группы, которые производят высокую степень взаимной поддержки и солидарности. Это, однако, сопровождается возможностью самых жестких действий по отношению к другим, чужим, тем, кто воспринимается как враг сообщества.

С той же страстью, с которой солдаты готовы защищать «своих женщин», они могут измываться над «женщинами врага», ведь нет «просто людей», но есть «свои» и «чужие», и пропасть между ними огромна.

Высокая степень солидарности и взаимоподдержки, как и ненависть к врагу – продукты деиндивидуализации, вносящие огромный вклад в легитимацию массовых изнасилований в период вооруженных конфликтов.

Гипермаскулинность – это то, что создает «настоящего мужчину на войне». Именно вокруг маскулинности выстраивается общая для всех участников группы идентичность. Моррис подчеркивает : «Мир солдата характеризуется стереотипной маскулинностью. Его язык – это сквернословие, он исповедует прямую и грубую сексуальность, его мужественность – это его оружие, средство измерения компетенции, способности воевать и уверенности в себе».

В военной культуре секс понимается как эксплуатация мужчиной женщины, агрессия и доминирование. Женщина в дискурсе гипермаскулинности — средоточие качеств, которые считаются проявлением слабости и второсортности, а значит, женщины воспринимаются как ущербные и неполноценные люди.

В ситуации, когда маскулинность выстраивается как не-феминность (одно из самых сильных оскорблений для мужчины — «ведешь себя как баба» и т.п.), женщины олицетворяют тех других, через доминирование над которыми мужчина/солдат утверждается в своей мужественности.

На войне насиловать «недолюдей-женщин», да еще и принадлежащих врагу, оказывается не просто допустимой, но и обязательной практикой. Те же самые мужчины, которые любят своих жен и дочерей и являются примерными семьянинами и гражданами в мирное время, на войне оказываются способны на самые жестокие поступки в отношении «женщин врага».

Политэкономия военных изнасилований

Каковы социоэкономические последствия изнасилований женщин в зонах военных действий?

В ряде традиционных обществ, где сильны патриархальные устои, изнасилованная женщина изгоняется из сообщества ввиду пережитого «позора». Женщина лишается доступа к земельным и материальным ресурсам, ведь основными собственниками являются ее отец, брат, муж, сын. В большей части Африки дети, рожденные в результате изнасилования, никогда не смогут стать частью сообщества, как и их матери.

В случае не международного вооруженного конфликта, изнасилование — это продуктивный экономический метод ведения войны, оно дает доступ к имуществу женщины: после изнасилования насильник остается в доме и пользуется всем, что принадлежало семье изнасилованной женщины.

Иногда военные изнасилования намеренно осуществляются таким образом, чтобы их видели как можно больше людей, принадлежащих к тому же сообществу, что и женщина. В таких случаях изнасилование – это не столько акт над отдельно взятой женщиной, сколько над всем сообществом, особенно над мужчинами. Насилуя «женщину врага», военные символически насилуют и все сообщество , демонстрируя власть и силу.

Комбатанты могут использовать сексуальное насилие для отчуждения женского труда по воспроизводству детей. Изнасилование делает невозможным для женщины растить детей в своем собственном сообществе в силу ее «запятнанности». Нередко женщинам специально причиняют травмы, чтобы они физически уже не могли забеременеть . В некоторых сообществах смыть позор насилия можно лишь через убийство изнасилованной женщины.

Стрелять по вагинам

В книге Наоми Вульф «Вагина: новая история женской сексуальности» один из основных тезисов заключается в том, что значение вагины в жизни женщины недооценено, и мы сами понятия не имеем, насколько это важная часть нашего тела. Дело в том, что через тазовый нерв вагина оказывает существенное влияние на процессы в мозге.

Целостность и «удовлетворенность» вагины напрямую связана с жизненной энергией женщины, способностью радоваться, получать удовольствие, достигать целей и творить.

Не в первый раз с печалью и тревогой я наблюдаю реакцию интернет-общественности на новости об изнасиловании. Комментарии людей, появляющиеся в сети, чаще всего полны презрения и обвинения. Нет, не насильника. Обвиняют жертву. К моему ужасу, такое отношение встречается и среди некоторых профессиональных психологов и других специалистов, которые работают с пострадавшими от изнасилований.

Поэтому я считаю важным распространять информацию о том, что на самом деле представляет собой изнасилование, что движет насильником и что происходит с выжившей. Для этого при участии психолога Юлии Концовой я написала эту статью. В ней я использовала материалы Юлии по кризисной психологи для работы с пострадавшими от сексуального насилия, а также некоторые интернет-ресурсы, ссылки на которые есть внутри статьи. Также у меня наготове , и ее я опубликую немного позже.

И, прежде чем приступить непосредственно к содержанию, поделюсь, что эту статью я писала долго, и давалась она мне очень трудно. Сексуальное насилие – это гендерная проблема (как минимум 90% пострадавших от сексуального насилия – женщины, а 97% сексуального насилия в отношении женщин совершают мужчины ()), а значит, так или иначе она касается всех женщин, просто на основании принадлежности к женскому полу. Собирая материал, вспоминая и читая истории, систематизируя и формулируя, я архетипически соприкасалась со всеми женщинами, с их болью и страхом. Писать параллельно с этим было нелегко. Подозреваю, что читать будет нелегко тоже, так что, пожалуйста, будьте бережны к себе в процессе чтения и после него! А если Вы – мужчина, и читаете эту статью, у Вас есть риск соприкоснуться с архетипом мужчины-агрессора, и, возможно, Вам захочется защититься от обвинений в адрес мужчин, через отрицание и обесценивание женского опыта вообще и написанного мною в частности. Все не обязательно будет именно так, но я считаю важным предупредить и женщин, и мужчин о такой вероятности, поскольку это влияет на то, что именно Вы увидите в тексте.

Для начала определим, что такое сексуальное насилие. Это насильственное поведение, когда один человек принуждает другого к каким-либо действиям сексуального характера против его воли. Сексуальное насилие можно разделить на два вида: без физического контакта и предполагающее физический контакт.

При сексуальном насилии без физического контакта цель агрессора – нанести удар по чувствам человека, шокировать его и испугать. Это достигается через:

  1. Словесные оскорбления, затрагивающие сексуальную сферу, при непосредственном общении, или при общении по телефону и через интернет. Женщина чувствует, что над ее личностью совершается насилие;
  2. Вуайеризм (подглядывание). Женщина испытывает унижение, стыд;
  3. Эксгибиционизм (демонстрация обнаженного тела или его частей). Чувства женщины — стыд, страх.

Мотивами сексуального насилия, предполагающего физический контакт, могут быть агрессия, желание подчинить женщину своей воле и сексуальное влечение. Это насилие включает в себя:

  1. Приставание, насильственный петтинг, принуждение к прикосновениям к агрессору или же он сам насильно прикасается к жертве. Агрессор может применять свой авторитет, служебное положение;
  2. Изнасилование – принудительное половое сношение, может быть не только вагинальным, но также оральным, анальным. Далее в статье речь пойдет именно об этом виде сексуального насилия.

Некоторые мужчины пытаются доказать, что изнасилование — это «просто секс», что это естественно, что раз люди «этим» занимаются в принципе, то насилия в этой области быть не может. Это в корне неверно. Давайте посмотрим на отличия.

Секс – это процесс, в котором двое участвуют наравне, и каждый – активное начало и источник своих действий. При этом оба дают осведомленное согласие на секс, и свободны в любой момент изменить свое решение (замечательный материал об этом – 7 примеров, которые не имеют отношения к сексу, но отлично иллюстрируют идею согласия).

Изнасилование – это не секс, это насилие, такое же, как любое другое – физическое, психологическое, экономическое и пр., только область применения этого насилия – сексуальные отношения. При насилии активен только один человек, который насильно что-то делает НАД другим, а не ВМЕСТЕ С другим, как во время секса. Т.е. он не видит в другом такого же человека, не вступает в равные отношения взаимообмена, где есть риск отвержения и необходимо учитывать мнение и желания второй стороны. Тут можно привести слова британского комика Джона Оливера, встреченные мною на просторах интернета:

«Секс – это как бокс. Если один из участников не соглашался участвовать, то это преступление»

По поведению насильников можно условно разделить на несколько типов:

  1. Нападает без предварительного плана, импульсивен, агрессивен, наносит физические повреждения, возможно, совершает несколько половых актов. Такое поведение агрессора носит характер мести за что-то, что он пережил раньше, например, он мог быть сам жертвой какого-либо вида насилия;
  2. Хочет подчинить женщину, пытается достичь того, чего не может достичь при нормальном общении. Произошедшее для агрессора есть часть отношений, он может считать, что впоследствии жертва будет его женщиной, они будут встречаться. Он не кровожаден и его можно обмануть, заговорить, пообещать встречу и тем самым избежать изнасилования;
  3. Наиболее серьезный тип насильника – садист. Получает удовольствие от причинения боли извращенными способами, часто убивает жертву после изнасилования.

Насильником движет желание почувствовать безраздельную власть и контроль над жертвой, собственную неуязвимость и величие. Он получает удовольствие не столько от секса, сколько от подчинения и бессилия другого человека, от выражения собственной злости, от использования женщины, как вещи. Удовлетворение в таком случае носит временный характер, а это значит, что скорее всего насильник через некоторое время будет искать себе новую жертву. Судя по статистике центра «Сестры», который помогает женщинам, пережившим изнасилование, только 12% пострадавших обращаются в полицию, а до суда дело доходит лишь у 5%. Это значит, что 95% насильников не понесли должного наказания и они продолжают ходить среди нас, и, вероятно, им захочется повторить этот опыт.

Изнасилование переживается женщиной как акт насилия и унижения собственного «Я», а также как угроза здоровью и жизни. Женщина может сопротивляться и кричать, пока не почувствует реальную опасность для своей жизни. Тогда она впадает в шок, парализована от страха и беспомощности, пассивна, может терять сознание и полностью подчиняться воле насильника. Она не может ничего сделать. Порой пострадавшие женщины описывают, что в момент изнасилования они будто наблюдали за происходящим со стороны.

Изнасилование – это реальная травма для психики. У каждой третьей жертвы изнасилования (31%) развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – серьезное психическое расстройство, которое может остаться на всю жизнь (более подробно о последствиях изнасилования можно узнать , а – история о том, как девушка справлялась с ПТСР после изнасилования).

Основные чувства жертвы изнасилования – это бессилие, беспомощность, вина. Эти чувства являются самыми травмирующими аспектами насилия. Изнасилование разрушает привычную картину безопасного мира и сказывается на восприятии женщины самой себя. Она теряет уверенность в себе и начинает жить с постоянным ощущением опасности. Мир и люди вокруг кажутся ей непредсказуемыми, ненадежными, несущими угрозу. Изнасилование показывает женщине, что она не контролирует события своей жизни. Чтобы как-то жить дальше, ей необходимо построить заново картину мира и вернуть себе ощущение контроля. Но это невозможно сделать, не объяснив произошедшее насилие, не ответив на экзистенциальные вопросы «за что?» и «почему я?»

И тут своеобразную «помощь» оказывает чувство вины, очень распространенное у тех, кто пережил сексуальное насилие. Женщине легче думать, что это она сделала что-то не так (или наоборот, не сделала того, что было нужно) и виновата в случившемся, чем принять тот факт, что мужчина просто по собственной прихоти, против ее желания, воспользовался ею и ее телом с риском для ее жизни. Об этом страшно думать, потому что это значит, что подобное может повториться, и женщина это не контролирует. Принимая вину за случившееся на себя, женщина как-будто вновь присваивает себе контроль над жизнью. Ведь тот, кто виноват, тот и ответственен, а тот, кто ответственен, тот и контролирует происходящее. А раз контролирует, значит, может каким-то образом предотвратить беду. Кроме того, насильник редко молча делает свое дело. Часто он говорит что-то про жертву, на что он обратил внимание в ней (например, говорит, что она красивая) и почему он ее насилует («сама, дрянь, виновата», «напросилась», «ты же этого хотела», «сука не захочет – кобель не вскочит» и пр.) Тем самым он будто программирует женщину на чувство вины, на то, чтобы ей было легче объяснить себе, в чем она виновата.

Переживание чувства вины приносит женщине кратковременное облегчение – бразды правления опять в ее руках, мир опасен, но я «знаю» что делать или не делать, чтобы этого не повторилось, а значит можно жить дальше (подробнее о том, как работает чувство вины – ). Но то, что на начальном этапе «помогло» женщине вернуть ощущение хоть какого-нибудь контроля, дальше становится одним из самых серьезных психологических препятствий на пути к ее восстановлению после насилия. За возврат контроля при помощи чувства вины женщина платит потерей доверия к себе, подавляющим чувством стыда, ощущением, что она «грязная», плохая, недостойная и пр.

Но ведь это не так! Женщина сделала все, что было в ее силах на тот момент, чтобы защитить себя, и настоящее, неопровержимое тому доказательство – она осталась жива! Она вела себя максимально правильно в опасной для жизни ситуации! И женщина никоим образом не виновата в изнасиловании. Как бы она себя ни вела, чтобы ни одевала, о чем бы ни говорила, как много бы ни выпила, где бы и когда бы ни шла или как давно бы ни была знакома с мужчиной, и т.д. и т.п. – ничто из этого не дает права ее насиловать и не является оправданием или «провоцирующим фактором» для преступника! Женщина, которая выглядит ярко, идет по улице, знакомится, общается, едет домой или уже живет с мужчиной – хочет чего угодно: нежности, внимания, прикосновений, любви, страсти, секса, но никак не быть изнасилованной! (интересная заметка об этом по ссылке) У нее другая цель – быть вместе с мужчиной, а не быть использованной мужчиной.

Если женщина согласна на секс, но в какой-то момент передумала и сказала «стоп», мужчина должен остановиться (что абсолютно верно и в обратную сторону, если «стоп» говорит мужчина). А если женщина находится в том состоянии, когда она этот «стоп» сказать не может (а уж тем более когда она вообще ничего сказать не может), то мужчина не должен предпринимать никаких действий сексуального характера, поскольку он не получил осведомленного согласия с ее стороны (видео-разбор о согласии в сексе – ). Если мужчина выбирает начать/продолжить секс после того, как женщина выбирает его не начинать/прекратить – это его сознательный выбор совершить насилие. Женщина к этому выбору отношения не имеет. Совершенное насилие не характеризует ее, как «плохую» или «испорченную». Оно характеризует мужчину – как человека, использующего насилие и совершившего преступление.

Только мужчина решает, будет он насиловать женщину или нет, и только он несет за свой поступок ответственность. В статье под названием «Мифы об изнасиловании» , говорится, что «исследования показывают, что большинство изнасилований спланированы заранее », а в этой статье с тем же названием – что «насильники скорее выбирают жертву, которая им кажется более доступной, чем женщин, которые одеты определенным образом или обладают определенными манерами или внешностью». Таким образом, ответами на вопросы женщины «почему я?» и «за что?» в реальности является следующее: это никак не связано с самой женщиной и ее поведением. Она не сделала ничего такого плохого, чтобы заслужить изнасилование, чтобы спровоцировать его! Причина не в ней. Причина произошедшего – злой умысел агрессора, который было невозможно предвидеть. Нам всем дана свобода выбора, и, к сожалению, некоторые люди выбирают совершить преступление.

Здесь стоит отметить, что сейчас у многих распространен такой тип мышления: «Я сама привлекаю все события моей жизни, без моего желание ничего не происходит. Если случилось что-то, что мне не нравится, значит, я просто не знала, что я этого хочу/это мне урок от Бога/это мне зачем-то надо». Плюс такого мировоззрения в том, что пока у женщины все хорошо, оно защищает ее от осознания опасностей окружающего мира, непредвиденных проблем, кризисов и пр. Ведь если мне это не нужно, то ничего плохого в жизни и не будет, и можно жить спокойно, «я в домике». Приятный бонус – можно не тратить свою энергию на сочувствие тем, кто попал в беду, ведь «они сами этого хотели». Но если с женщиной с такими взглядами случается что-то плохое, в том числе изнасилование, то она точно попадет в ловушку вины, о которой я говорила выше – «я сама это привлекла в свою жизнь», «я чем-то заслужила это», «этот опыт мне нужен, но почему мне так плохо?» и пр. Возможно, для такой женщины будет целительным в процессе проработки травмы поменять свой взгляд на происходящее, и признать, что она не всесильна, и что есть то, что сильнее ее – жизнь и смерть, свобода выбора других людей, естественные кризисы развития и т.д. На что-то каждая из нас может повлиять, и важно использовать это, но стоит видеть предел своих возможностей и не брать на себя груз лишней ответственности. По этому поводу мне вспоминается «молитва о душевном покое», которую часто используют на собраниях групп самопомощи:

«Боже, дай мне разум и душевный покой, принять то, что я не в силах изменить,

Мужество изменить то, что могу,

И мудрость – отличить одно от другого»

Что касается меня, то я не думаю, что кто-то сидит там «наверху» и специально насылает на нас беды, чтобы проучить, наказать или дать что-то понять. На мой взгляд, плохое происходит, потому что а) у всех есть свобода выбора, и б) в мире есть добро и есть зло. Это законы жизни на Земле на данный момент. Что мне греет душу, так это моя вера в то, что что бы плохого ни случилось, тот, кто «наверху» – на моей стороне. И если в моей жизни происходят какие-то чудовищные вещи - я верю, что Бог в этот момент рядом со мной, и он тоже плачет обо мне… Я верю, что я с Его помощью способна выжить, пережить это и со временем превратить плохое во что-то стоящее. Я приняла эту идею от психотерапевта Мерилин Мюррей , и она не раз поддерживала меня в трудные периоды жизни. Мерилин пережила сексуальное насилие в детстве, и я думаю, что ее книга «Узник иной войны», описывающая опыт исцеления от этой травмы, может быть полезна всем женщинам, кто так или иначе сталкивался с темой насилия в своей жизни.

В обществе существует масса мифов о сексуальном насилии, жертвах и насильниках, которые позволяют людям сохранять чувство безопасности и комфорта, несмотря на происходящее у них под носом. Подробно я разберу их в другой статье, а здесь хочу остановиться на одном важном моменте.

Исходя из стереотипов, нам кажется, что сексуальное насилие – это что-то редкое и далекое от повседневной жизни женщины, что это ночь, темные переулки и незнакомцы — озлобленные уголовники. Не спорю, так тоже бывает. Но пока мы верим в эти стереотипы, мы старательно не замечаем правду – что сексуальное насилие очень близко. Тем самым мы не даем права голоса пострадавшим женщинам, заставляя их оставаться наедине с пережитой травмой.

А между тем статистика такова – 35% женщин в мире на протяжении своей жизни подвергаются либо насилию со стороны интимного партнера, либо сексуальному насилию со стороны другого лица. В 70% случаев женщина была знакома с тем, кто ее изнасиловал, а в 35% – имела с этим человеком какие-либо отношения.

В процессе подготовки этого материала я стала вспоминать случаи изнасилования, о которых мне известно лично. Моя статистика подтверждает мировую. Мне известно о четырех случаях изнасилования среди моих близких подруг (это ровно половина от числа тех женщин, кто в разное время были моими близкими подругами). При этом только в одной ситуации насильник был действительно незнакомцем, подкараулившим девушку в подворотне. Остальными агрессорами были: гражданский муж мамы (т.е. это был инцест), приятель подруги, специалист «помогающей» профессии. Кроме того, мне известны два реальных случая, когда кто-то из близких отдавал женщину насильникам «за долги». В первом случае это была мать, во втором – муж.

Со стороны некоторым людям кажется, что если жертва знала насильника раньше, а уж тем более если имела с ним какие-то отношения, то это и не изнасилование вовсе. Ну или изнасилование, но так – «лайт-вариант», и переживать тут особо нечего. На самом деле для пострадавшей знакомство и/или отношения с агрессором не только не облегчают положение, но даже делают насилие более травматичным. Женщина думала, что находится в безопасной обстановке и доверяла мужчине. Но он изнасиловал ее, тем самым подорвав доверие. Это переживается очень тяжело, и женщине потом сложно опять поверить и себе, и другим людям. Кроме того, окружающие в таком случае склонны оказывать пострадавшей меньше сочувствия и сильнее обвинять ее, чем в случае «насильника-незнакомца на ночной улице», лишая тем самым женщину жизненно важной поддержки. Что уж говорить о тех, кого изнасиловали собственные мужья? Большинство людей вообще не считают подобное насилием, будто бы с замужеством женщина перестает быть человеком, имеющим право на личную безопасность, а ее тело поступает в безраздельную власть мужчины…

Как бы ни было страшно осознавать глобальность проблемы сексуального насилия над женщинам, на мой взгляд, это необходимо, чтобы дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Когда тема сексуального насилия перестанет быть табуированной, то в головах людей изнасилование перестанет быть «сексом», а станет тем, что оно есть на самом деле – преступлением. Тогда каждая пострадавшая женщина сможет открыто говорить о своем опыте и будет встречать сочувствие и понимание. А осуждающие взоры общества переместятся с жертв изнасилования на его виновников, и именно с мужчинами будет вестись необходимая работа по предотвращению сексуального насилия, а не женщин будут убеждать «надеть юбку подлиннее» и «улыбаться не так вызывающе».

Изнасилование – не приговор, его можно пережить и восстановиться для полноценной жизни!

Я благодарю Вас, что вы дочитали эту статью до конца. Знаю, что это было совсем не просто, и очень надеюсь, что эта информация поможет Вам и Вашим близким.

(с) Евгения Задруцкая, проект «Слушай Душу» – сайт

P.S. Оставление своих персональных данных при отправке комментария под статьей или , автоматически означает, что Вы принимаете сайтом сайт и подтверждаете, что ознакомлены и согласны с данного сайта.

Елена Малахова

Сексолог, психотерапевт

Вы не знаете, почему особой популярностью пользуются фильмы с элементами сексуального насилия? «50 оттенков серого », «Дневники нимфоманки», «Свяжи меня » - на премьерных показах в кинотеатрах аншлаг. Сама была на одном из них ради профессионального любопытства. Среди зрителей были люди разных возрастов, но преимущественно женщины. Почему же тема сексуального насилия так притягательна для них?

Консультируя самых разных пациенток, я обнаружила, что для каждой второй из них сценарий сексуального насилия был актуальным и желательным. Почему? Они и сами не могли этого объяснить. Просто их это возбуждало. Но само понятие «насилия» они трактовали по-разному.

Насилие понарошку

50 оттенков

Женщины, приходившие в кабинет к сексологу со своими проблемами, хотели бы подчиняться мужчине как в обычной жизни, так и в постели. Но их приличные, либеральные и современные мужья, как правило, не могли им этого дать. А обычный секс в традиционном варианте казался этим дамам пресным.

Те, кому подчинение в сексе по вкусу, имеют определенные особенности психосексуального развития. В большинстве своем это инфантильные женщины, которые специфично проходят стадии развития своей сексуальности и застревают на платонической фазе (этап влюбленности, духовной близости). Они не представляют, чего хотят от секса и отношений.

Их модель поведения формировалась в условиях строгого воспитания в родительской семье и различных табу. Как правило, это девочки, выросшие в условиях эмоциональной депривации. Семьи такого типа называются закрытыми. Они не обмениваются информацией с другими сообществами, избегают любых контактов, сводя их к формальным, и тщательно оберегают внутреннее пространство семьи от вмешательств извне. В таких семейных системах существуют свои правила и строгая иерархия власти. В результате многочисленных запретов и замалчиваний у девочки отсутствует правильная модель сексуального поведения или она сильно искажена. Главное послание родителей ребенку - «будь послушной девочкой», что она с успехом и реализует, став взрослой. Она хочет слушаться, подчиняться. Боль, наслаждение и любовь спаяны в единый конгломерат у таких женщин. Нет боли - значит, нет любви.

Секретарша

Часто женщины, фантазируя о насилии, путают понятия. На самом деле они хотят не настоящего сексуального насилия, а грубого, экспрессивного секса. Вспомните австралийский фильм «Маленькая смерть», где героиня одной из историй просила своего мужчину, взять ее силой. А когда он нанял для этого актеров, переодетых в грабителей, она испугалась и пошла на попятную.

Чем отличается сексуальное насилие и грубый секс с элементами насилия? Насилие - это секс по принуждению. А когда ваши фантазии реализуются, пусть даже содержат элементы хардкора, то это секс по взаимному согласию.

Когда мы говорим о субкультуре БДСМ , здесь вообще речь не идет о сексуальном принуждении. Даже есть особый знак, обозначающий «стоп» - я больше не могу, остановись. Забавно, что в групповой психотерапии тоже есть такой останавливающий знак. И ведущий на первой сессии обязательно сообщает о нем. Он используется в том случае, если участник еще не готов о чем-то говорить, тема для него слишком болезненна. Существует ряд правил, четко регламентирующих поведение «господина» и «подчиненного».

Насколько нормально иметь такие пристрастия и предпочтения в сексе? Все зависит от выраженности проявлений. Если речь идет об элементах насилия - наручники, шлепки по ягодицам и прочий фетиш, то это скорее игра, которая позволяет разнообразить многолетние сексуальные отношения. Если же женщине нравится, когда ее избивают, изощренно пытают, и без настоящей боли она не может получать удовольствие от секса, то речь уже идет о сексуальном отклонении.

Насилие по-настоящему

Красные Шапочки

Вспомним сюжет: маленькую девочку мама настойчиво отправляет в лес одну и надевает ей на голову красную шапочку, чтобы волк точно ее заметил. А девочка идет одна по темному лесу к бабушке, которая живет на окраине с открытой дверью в ожидании приключений…

Психологической трактовкой этого сюжета занимались многие психотерапевты, психоаналитики и даже сам Эрик Берн. Скрытый смысл этой сказки заключается в том, что «Красная Шапочка», нарушая официальные запреты, провоцирует мужчину на агрессию и нехорошие поступки, как бы напрашиваясь на наказание. В итоге мужчина, он же «волк», ведясь на провокацию, сам становится жертвой охотника.

Сценарий «Красная Шапочка» относится к одному из проявлений виктимности. Виктимность (от лат. victim - жертва) - поведение, которое автоматически помещает вас в зону риска, делает жертвой внешних обстоятельств. Зачастую это провокативное поведение воспроизводится на бессознательном уровне. Именно эти женщины чаще всего становятся жертвами реального изнасилования . Конечно, обвинять жертву - страшный грех (она имела право гулять в любое время, где угодно и хоть в одной только шапочке), и все осудят и даже покарают насильника. Вот только жертве от этого легче уже не станет.

Истоки такого поведения, конечно же, закладываются в семье. Как правило, «Красные Шапочки» - это девочки, росшие без отца, а мама была настолько озабочена устройством личной жизни, что не чаяла, как бы спровадить дочь «лесом». Соответственно, девочка не смогла в семье получить любовь и внимание и сформировать правильных моделей поведения. Поэтому «Красная Шапочка» намеренно привлекает к себе внимание. В ее представлении есть два довольно прямолинейных понятия о любви: «любить = желать» и «любить = жалеть». Потому не обошлось в этой сказке без пресловутого треугольника Карпмана: жертва, преследователь, спасатель. Жертва - это «Красная Шапочка» (женщина,

Похожие публикации