Что бывает если подросток. Депрессии у подростков: проявление и лечение

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.

Подростки склонны подражать своим авторитетам. В поисках самоидентификации они копируют поведение друзей, киногероев, публичных персон и, как ни странно, родителей. За этими театрализованными действиями часто скрывается глубокая неуверенность в себе и ранимость. Конструктивного диалога во время истерики у вас не получится, но когда ребенок успокоится, не засыпайте его претензиями и критикой. Искренность - лучший выход. Честно признайтесь, что вы скучаете по его прежней мягкости и открытости. Спросите, что его изменило. Будьте готовы терпеливо выслушать все, от обвинений в вашей собственной агрессивности до восторженных рассказов о Майли Сайрус или местной панк-группе.

Одиночество

Признайтесь, ведь вы и сами частенько сгущали краски, пытаясь привлечь внимание близких. Намеренно преувеличивали проблемы на работе, или ссоры с партнером. Подростки еще не умеют так ловко и незаметно компенсировать недостаток дружеского участия. О своем одиночестве они кричат что есть мочи, стараясь пробить стену равнодушия и холодности. Возможно, вам действительно придется пересмотреть отношения с ребенком, ведь любовь недостаточно ощущать, ее нужно демонстрировать.

Сублимация

Сублимация - защитный механизм, позволяющий избавиться от внутреннего напряжения через творчество. Что ж, выплескивать бушующую либидозную энергию с помощью рисования, игры на музыкальных инструментах или писательства - продуктивно и полезно. Почему же ребенок вместо этого устраивает скандалы и истерики? Возможно, он еще не открыл своего внутреннего гения. Чтобы помочь в преодолении , купите ему гитару, мольберт или абонемент в спортивную секцию. Саморазвитие и общение с единомышленниками решат множество подростковых проблем и добавят уверенности в себе.

Во время подростковых истерик родителям придется проявить чудеса самообладания, но реагировать на крик ответной бранью - категорически не рекомендуется. Это не значит, что вы должны попустительски относиться к выходкам юного бунтаря или задобривать его, даже если он не прав. Дело в том, что фразы, произнесенные спокойным и уверенным голосом, встречают на пути к осознанию гораздо меньше препятствий.

Если подросток плачет, позвольте ему выплеснуть эмоции. В такие моменты он особенно раним, и нуждается в родительской ласке. Если ребенок не против, обнимите его: физический контакт и «чувство плеча» иногда помогают лучше всяких разговоров.

Статью подготовил:

Пубертатный период связан с множеством изменений в организме подростка. Нарушение функциональности кишечника – одно из последствий перестройки системы гормонов, а также изменений физиологического характера. Наиболее часто дети в 13-15 лет страдают от задержки стула. Лечение запора у подростков должно начинаться с выявления причин. Терапия включает комплекс мероприятий по восстановлению стула и профилактики повторного нарушения.


Подростковый период связан с гормональной перестройкой, что влияет на все системы организма

В этой статье вы узнаете:

Причины отклонения

В подростковый период часто наблюдается задержка стула. Причины могут быть разные. Специалисты выделяют два условных вида запоров у подростков:

  • физиологические;
  • патологические.

В зависимости от причины патологии, врач определяет характер заболевания и схему лечения.

Физиологические причины

Данный вид запора может спровоцировать:

  • дисбаланс гормонального фона – ряд гормонов, количество которых увеличивается во время полового созревания, способен вызвать задержку кала;
  • гиподинамия – сниженная физическая активность влечет ослабление мышц всего организма, в том числе и мышечной ткани кишечника;
  • неправильный рацион – в большинстве подростки питаются не по режиму и часто употребляют фастфуд, следствием чего становится воспаление ЖКТ;
  • стресс – эмоциональный фон подростка нестабилен, сильная восприимчивость к ситуациям оказывает влияние на работу кишечного тракта;

Вызвать запор может любовь к фастфуду
  • плохие привычки – подростки в возрасте 13-14 лет проявляют интерес к сигаретам и алкоголю, пагубные привычки также приводят к отклонениям в функциональности ЖКТ;
  • начало менструации – в период первого менструального цикла происходят изменения в половых органах девочек, одно из которых – естественное расслабление мышц таза и кишечника.

Изменения в организме ребенка в пубертатный период и нездоровый образ жизни – наиболее частая причина запоров у детей-подростков.

Возможные патологии

Длительная задержка стула у ребенка в возрасте от 13 до 15 лет может являться не следствием естественных изменений, а симптомом серьезного заболевания.


Также запор может появиться при аномальном строении толстой кишки

Патологические причины запоров у подростков:

  • язва желудка или гастрит;
  • раздражение кишечника;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • или энтерит.

Наибольшую опасность представляет опухоль кишечника, которая также может возникнуть у детей под влиянием провоцирующих факторов (пагубные привычки, неправильное питание и т. д.).

Симптоматика

Оценивая причины задержки выведения каловых масс у подростков, можно сделать выводы, которые подтверждены специалистами, – запор является следствием естественных и патологических изменений в организме, а не отдельным заболеванием. Поэтому признаки нарушения часто имеют сопутствующую симптоматику.


Говорить о запоре можно, если ребенок жалуется на боли в животе и невозможность сходить в туалет

Симптомы запора у подростков:

  • отсутствие стула более 2-3 дней;
  • твердая (иногда каменная) консистенция кала;
  • снижение объема выделяемых масс;
  • необходимость сильных потуг;
  • рвота, вызванная интоксикацией организма;
  • частые спазматические боли внизу живота.

При запорах ребенок ощущает постоянный дискомфорт, связанный с ложными позывами в туалет и чувством присутствия инородного предмета в прямой кишке (формирование каловых камней).

Способы лечения

Терапия при запорах у детей в пубертатный период начинается с посещения врача-гастроэнтеролога и прохождения диагностики с целью выявления причин патологического состояния.


Справиться с запором поможет врач-гастроэнтеролог

Лечение задержки стула у подростков осуществляется комплексом терапевтических мер:

  • увеличение физической активности;
  • соблюдение диеты;
  • прием медикаментозных средств.

Дополнить терапию можно народными средствами, однако данный метод лечения носит второстепенный характер и не может заменить медикаментозные препараты.

Физическая активность

Для восстановления стула большую роль играет физическая активность подростка. Специалисты рекомендуют делать упражнения, которые будут воздействовать на брюшные стенки.


Очень полезны упражнения для пресса

Подходящими упражнениями станут:

  • «велосипед»;
  • перекаты с прижатыми к груди ногами;
  • приседания;
  • повороты туловища;
  • наклоны.

Родители должны объяснять ребенку о необходимости посещения уроков физической культуры и регулярного выполнения зарядки.

Соблюдение диеты

Нарушение функций кишечного тракта требует коррекции питания. Диета при запорах нестрогая, ее основной задачей является исключение из рациона продуктов, вызывающих раздражение кишечника и формирование твердых каловых масс.


Придется отказаться от сладостей, в частности от шоколада
  • выпечки из белой муки;
  • жирных блюд;
  • бобовых культур;
  • копченостей;
  • сухариков, чипсов и т. д;
  • газировки.

Значительное внимание следует уделять потреблению жидкости. Это может быть простая вода, чай, негазированная минералка, соки, компоты и другие напитки. Большие объемы жидкости будут способствовать размягчению кала и достаточной увлажненности перестилки кишечника.


Справиться с запором поможет слабительное, например, Норгалакс

Прием медикаментозных средств

Фармацевтические компании производят большое количество препаратов, предназначенных для устранения запора. Однако ряд медикаментозных средств противопоказан в детском возрасте. Поэтому перед применением лекарства подростком обязательно изучают инструкцию.

Слабительные препараты от запоров:

  • Нормазе;
  • Сорбитол;
  • Дюфалак;
  • Хилак Форте.

Препарат должен назначать врач, который будет оценивать общую клиническую картину. Самолечение нежелательно, поскольку неправильный прием медикамента может способствовать усугублению ситуации.

Народные средства

Рецепты народной медицины могут оказать положительный эффект при запорах у детей. Но для исключения побочной реакции и возникновения сопутствующих нарушений перед началом народной терапии лучше посоветоваться с врачом.


В домашних условиях можно приготовить настой семян льна от запора

Народные рецепты для детей от запора:

  • вазелиновое масло – на ночь дают 2 ч. л. средства;
  • семена льна – 1 ч. л. льняных семян заливается кипятком в стакане, получившуюся слизистую жидкость пьют по 1 ч. л. перед приемом пищи;
  • овсяные зерна – в ночь заливают 1/3 ст. зерен 1 ст. кипятка в термосе, пьют утром;
  • чернослив – в день следует съедать по 5-10 ягод сухофрукта.

Народных рецептов достаточно много, но следует опасаться аллергической реакции. Для ее предупреждения перед приемом средства нужно провести тест на аллерген или же внимательно наблюдать за реакцией ребенка после приема лекарства.

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек.

Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

По статистике запоры у подростков довольно распространенная патология, которой страдают 15% детского населения. Однако установить реальный процент запоров затруднительно, поскольку дети не всегда говорят родителям о проблемах со стулом. Нарушение дефекации в пубертатном периоде проявляется в возрасте 13-14 лет и характеризуется замедленным или затрудненным прохождением каловых масс по кишечнику.

В большинстве случаев нарушение стула выступает не как самостоятельное заболевание, а как симптом патологических процессов в организме. На частоту стула у подростка влияет образ жизни, качество продуктов питания, количество употребляемой жидкости.

Признаки запора у подростка:

  • Отсутствие дефекации на протяжении 3 дней;
  • Консистенция каловых масс твердая;
  • Уменьшение объема кишечного содержимого;
  • Во время акта дефекации нужно сильно тужиться;
  • Боли в нижней части живота.

Если родители обнаружили признаки сбоя работы желудочно-кишечного тракта у своего чада необходимо срочно принимать меры для их устранения, чтобы избежать осложнений.

Причины состояния

В пубертатном периоде можно выделить следующие основные причины запора:

  • Изменение гормонального фона. Продукция некоторых гормонов, которые в период полового созревания активно действуют в организме, способствуют развитию запора;
  • Нерациональное питание. Большинство школьников употребляют вредные продукты в больших количествах, что вызывает снижение секреции желчи;
  • Гиподинамия. Недостаточная физическая активность негативно сказывается на состоянии тонуса мышц, в том числе мускулатуры кишечника;
  • Стрессовые ситуации. Возрастные изменения, связанные, с эмоциональным состоянием подростка приводят к конфликтам в школе и дома, что приводит к расстройству функций пищеварения.

Частой причиной нарушений стула у девушки является первая менструация, после которой начинает вырабатываться гормон прогестерон. Он способствует расслаблению мышц тазового дна, что замедляет и ослабляет перистальтические сокращения толстого кишечника, отчего замедляется прохождение каловых масс.

В пубертатном периоде наблюдается изменения лабильности нервной системы. Нарушение иннервации нервных сплетений кишечника приводит к расстройству моторики. Для предотвращения психологического дискомфорта, девочке важно объяснить, что задержка стула во время месячных носит временный характер.

Возникновение нарушений стула может быть спровоцировано следующими патологическими состояниями у детей:

  • Дисфункция двигательной активности кишечника;
  • Толстая кишка не соответствует объему кала;
  • Механические препятствия на пути кишечного содержимого;
  • Ослабление естественных позывов к дефекации.

На формирования запора у подростка также влияют вредные привычки, так употребление алкоголя и курение снижает секрецию желудочного сока, что негативно сказывается на двигательной активности пищеварительного тракта.

Характерные симптомы

Констипация у подростка проявляется главным симптомом, таким как, удлинение промежутков между дефекациями, ребенок может опорожнять кишечник реже 3 раз в неделю.

Симптомы, указывающие на развитие запора:

  • Каловые массы в виде «овечьего» кала;
  • Повышенное газообразование;
  • Отсутствие аппетита;
  • Тошнота, рвота;
  • Болезненность живота;
  • Ухудшение общего самочувствия.

Длительные запоры в таком возрасте могут растянуть задний проход, что приводит к образованию трещин. Состояние может усугубиться, если в открытую раневую поверхность трещины попадет инфекция, поскольку это чревато воспалительным процессом.

При появлении неприятных симптомов родителям необходимо знать, что делать в сложившейся ситуации, поскольку игнорирование первых симптомов патологического состояния может спровоцировать формирование различных заболеваний пищеварительного тракта, которые могут нарушить функционирование всего организма.

Срочную первую помощь необходимо оказывать при первых признаках интоксикации каловыми массами, когда токсины всасываются в кровоток и разносятся по всему организму. У ребенка это проявляется резким повышением температуры тела, вздутием живота, метеоризмом, слабостью.

Принципы лечения

Перед началом терапии запора необходимо посетить гастроэнтеролога. Врач проведет необходимые лабораторные и инструментальные методы исследования, затем назначит индивидуальную терапию.

Лечение запора в пубертатном периоде должно быть комплексным и направлено на размягчение и выведение каловых масс, а также предотвращение развития состояния в дальнейшем.

Диета, как залог выздоровления

Коррекция рациона включает изменение характера и режима питания подростка. В рационе должны преобладать овощи и фрукты с высоким содержанием пищевых волокон для стимуляции моторной функции кишечника. Продукты, поступающие в желудочно-кишечный тракт, рекомендуется поддавать термической и механической обработке. Уменьшить нагрузку на кишечник поможет и частота питания, ее следует увеличить до 5-6 раз в сутки.

Продукты, способствующие усилению моторики кишечника:

  • Хлеб грубого помола с отрубями;
  • Кисломолочная продукция;
  • Овощи и фрукты в сыром виде;
  • Рассыпчатые каши;
  • Морская капуста;
  • Зелень, особенно укроп;
  • Холодный фруктовый сок.

Продукты, снижающие активность моторики:

  • Хлеб и другая выпечка из белой муки;
  • Шоколадные изделия;
  • Жирные сорта мяса;
  • Бобовые;
  • Копченые изделия;
  • Консервы;
  • Фастфуд;
  • Чипсы, сухарики;
  • Газированные напитки с красителями.

Для предотвращения формирования сухого кала нужно употреблять достаточное количество жидкости в виде щелочных минеральных вод без газа в холодном виде.

Физическая активность

Для улучшения работы пищеварительного тракта, необходимо увеличить физические нагрузки. Упражнения направлены на укрепление мышц брюшной стенки. Оптимальными для усиления моторики являются:

  • Поднятие туловища из положения лежа;
  • Упражнение «велосипед», при котором поднимаются только ноги;
  • В положении на спине прижать ноги к груди, совершая перекаты;
  • Поочередное выпрямление ног стоя на коленях;
  • Приседания с параллельно расставленными ногами.

Перед выполнением лечебного комплекса необходимо проконсультироваться с врачом для определения индивидуальной нагрузки, поскольку при сердечно-сосудистых заболеваниях противопоказаны интенсивные занятия спортом.

Лечебные клизмы

Для укрепления естественного позыва к дефекации рекомендуют провести курс тренировочных клизм, но только после консультации с врачом. Ребенку перед приемом завтраком дают выпить прохладную жидкость, затем он принимает пищу. После еды делается очистительная клизма с водой комнатной температуры. Объем вводимой жидкости составляет до 150 мл. Глицериновые свечи также применяют для быстрого очищения кишечника.

Медикаментозное лечение

Применение слабительных средств необходимо, в случае если нет эффекта от диетотерапии. При подборе слабительного средства учитывают индивидуальные особенности организма подростка, поскольку неадекватный подбор медикаментов может оказать негативное воздействие на органы желудочно-кишечного тракта.

В терапии запора используют средства, усиливающие моторику и перистальтику кишечника. В первую очередь применяют слабительные препараты, которые способствуют опорожнению кишечника благодаря усилению сокращения его стенок.

Наиболее назначаемыми лекарствами являются следующие группы препаратов:

  • Солевое слабительное. Задерживают жидкость в кишечнике, увеличивая осмотическое давление. Механизм действия заключается в размягчении каловых масс. (Глауберовая соль, «Магния сульфат», «Нормазе»);
  • Увеличение объема кала. Действуют в тонком кишечнике, повышая активность полезных микроорганизмов. («Лактулоза», «Сорбитол», «Макроголь»);
  • Смягчающие средства. Стимулируют транзит кишечного содержимого благодаря усилению перистальтических сокращений. (Вазелиновое масло, «Норгалакс», «Проктоседил»).

Запор в пубертатном возрасте довольно деликатная проблема, потому родителям нужно приложить усилия, чтобы помочь нормализовать работу пищеварительного тракта своего чада.

Похожие публикации