Можно ли детям в 2.5. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет

Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого «кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

Умения и навыки ребенка в 2,5 года

Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

  • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
  • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
  • ходить по наклонной доске самостоятельно;
  • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
  • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
  • точно бить ногой по мячу;
  • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
  • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
  • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

  • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
  • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
  • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
  • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
  • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
  • Собирает простые пазлы;
  • Отличается хорошей памятью;
  • С легкостью переворачивает страницы в книге;
  • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

Речь ребенка в 2,5 года

Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

2 года 9 месяцев >>

Возбудимость, упрямство, истерики... Что с этим делать?

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама устала, мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.


Предыдущие | Следующие

Я. | 22.02.2019

Малышу два с половиной года. Целый день мы проводим с ним вдвоем. Вечером, когда возвращается папа с работы, можно просто сойти с ума. У ребенка кардинально меняется поведение! Становится неуправляемым! Уровень активности зашкаливает, если что-то не по его- истерики, крики. Если папа начинает говорить строго или что-то запрещать ребенок просто не реагирует на слова и продолжает делать своё. Не знаю, как скорректировать его поведение? P.S. статья полезная, но для себя не нашла ответа 🤔

Наташа | 25.01.2019

Действительно полезная статья! Пожалуй первая которую я дочитала до конца. Марго,не расстраивайтесь...Спокойно и внятно прочитайте ещё раз статью! Истерик в таком возрасте не бывает разве что у будущих флегматиков (значит всё таки хорошо что они есть!:))) Обьеснение тому,что в садике она ведёт себя спокойно а дома разрыв..это то,что именно дома у родителей ребенок проверяет границы дозволенного.Даже если вы его к бабушке завезете,он и с ней будет спокойней чем с вами...ну и к кому же,есть ещё масса причин и объяснений почему у ребёнка истерики.

Юля | 19.11.2018

статья очень познавательная. Спасибо автору. Я интуитивно пришла к тем же методом воспитания. Правда у нас это началось примерно в 1,5 года. Причём если меня нет рядом, например с папой или бабушкой-дедушкой это был идеальный ребёнок. Но я полностью исключила крик и физ.наказание, если чувствовала что не выдерживаю, опускала ребёнка и отворачивалась. Если от меня нет реакции она переставала истерить. Важно только отличать истерики или то что ей больно или она испугалась. Тогда нужно жалеть обнимать. Сейчас истерик практически нет, она знает что плачем ничего не добится. А ещё полезно чтоб она слушалась и выполняла просьбы тоже слушать ее и по возможности выполнять. Например она не хочет одевать одежду. Дать ей другую на выбор: хорошо ты эту кофточку не хочешь а может вот эту или эту. Вам не принципиально розовую или зеленую, а для ребёнка важно что ОН САМ РЕШИЛ, а мама его послушалась.

Крис | 21.02.2018

Крис | 21.02.2018

Классная статья, спасибо! Открылось то чего не знала..

Татьяна | 11.06.2017

Наконец то нормальная статья!!! Читала с удовольствием многое для себя подчеркнула, буду воспитывать деток подготовленной!!! И с радостью!!!

Светлана | 14.08.2016

Марго, у меня такая же ситуация с дочерью один в один, только нам нет еще 2лет. В садике у меня она сносная, но потом что она мне дома делает... Пробовала пить успокоителье сама, не помогает, только в сон клонит по страшному, потому как с дочей так выматываюсь, а она тогда вообще на мне "ездит"...

Наталья | 29.07.2016

Наконец-то нашла действительно толковую, написанную сведущим и образованным автором, без лишней "воды", статью по интересующей теме. Спасибо! Успехов Вам в Вашей деятельности, Екатерина!

* - поля, обязательные для заполнения.

Рубеж между двумя - тремя годами является самым сложным: идет формирование характера малыша, повышается его физическая активность. Эмоциональность ребенка так же переходит на следующую ступень своего развития. Теперь ощущения малыша более глубокие и неоднозначные. Все его чувства зависят от отношения к нему людей. Ребенок может быть огорчен отсутствием внимания или же разгневан несправедливым к себе отношением, если малыш воспитывается в сфере эмоционального благополучия, то и его чувства будут более яркими и жизнерадостными, т.к. карапуз ощущает себя в полной безопасности и уверен в любви родителей.

Присматривайтесь к поведению крохи, если вдруг малыш не в состоянии справится со своими негативными эмоциями, придите на помощь, успокойте, пожалейте или просто отвлеките малыша, чтобы утихомирить его повышенную эмоциональность.

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его физиологическое развитие.
Ребенок продолжает быть активным, его активность постоянно усиливается. Ночной сон малыша составляет двенадцать – тринадцать часов, дневной – час – два. Педиатры настаивают не отказываться от сна в обеденное время вплоть до шести лет, т.к. такой отдых способствует восстановлению нервной системы и физической силы. Хотя встречаются малыши, которым достаточно и сна ночью, а днем их просто невозможно уложить в кровать, в таком случае можно заменить сон на более пассивные и спокойные игры, конечно, нужно учитывать темперамент малыша и особенности его организма.

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его воспитание.
Самое начало кризисного противоречия припадает на возраст 2,5-3г. Идет становление личности, восприятие окружающего мира происходит уже через внутренние ощущения и переживания, формируются собственные взгляды и мнения, создаются устойчивые шаблоны поведения в обществе. Родителям нужно деликатно подходить к разрешению конфликтных ситуаций: где нужно – уступать, но не заниматься попустительством, пусть ребенок знает, что существуют категорические запреты, и в таких случаях уговоры и истерики малыша бессильны.

Ребенок в 2 года и 3 месяцев – тонкая и общая моторика.
Вариантов для занятий с малышом на развитие тонкой моторики масса: стандартные наборы развивающих игрушек (пирамидки, конструктор, пластилин, кубы с отверстиями для вставляющихся фигур и т.д.), игра с предметами обихода (складывание пуговиц, закручивание крышек, перебирание крупы и т.д.). Общая моторика малыша развивается ежедневно в результате его активности (лазанье по полу, прыжки с невысоких подъемов, подъемы по лестнице, преодоление препятствий, подвижные игры).

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его интересы и умения.
Возникает заинтересованность процессом обучения (малыш с интересом изучает буквы и цифры). Нужно всячески поддерживать подобные проявления, больше внимания акцентировать на занятия по развитию мышления, памяти и творческого воображения. Просите описать увиденный предмет, сказать, на что похоже проплывающее облако, расспрашивайте о событиях, которые произошли за день. Малыш очень тонко воспринимает происходящее, порой обычные предметы могут вызвать у него бурю эмоций (взлетающий в небо воздушный шар, распустившийся цветок, красивый мотылек).

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его поведение.
Малышу уже интересно находиться в компании одногодок, но окружение взрослых его привлекает куда больше. Девочки становятся настоящими модницами: любят наряжаться, крутятся перед зеркалом, копируют мамино поведение, для них очень важно выглядеть в их детском понимании ”красотками”. Мальчики начинают повторять взрослое поведение пап. Заметили подобные изменения в поведении своего чада, ждите, скоро малыш начнет проявлять свое я.

Ребенок в 2 года и 3 месяца. Речь малыша.
Предложения малыша уже довольно обширные, при их построении ребенок уже использует местоимения, предлоги, союзы. Высказывания ребенка становятся более осмысленными, хотя порой возникают некоторые сложности с окончаниями слов. Тональность речи малыша меняться в зависимости от его настроения или сложившейся ситуации. Все чаще возникают вопросы “Почему?”, ”Зачем? “, ”Как?”, теперь ребенок не просто интересуется происходящим, он уже желает знать, как устроен мир.

Как нужно действовать родителям?
По сути, отношения родителей с малышом строятся по – новому. Малыш более восприимчив, требователен, капризен, чтобы построить добрые отношения со своим ребенком и начать понимать его поведение, стоит воспринимать его вспыльчивость и непослушание, как проявление и формирование характера маленькой личности. Поэтому, в этот не простой период нужно искать компромиссы и точки примирения, не ущемляя интересов ребенка, но и не допуская вседозволенности.

Если ваш ребенок достиг возраста двух с половиной лет - это значит, что очень скоро вы заметите не только возрастающую физическую активность крохи, но и отметите ощутимые перемены характера вашего чада. В этом периоде жизни малышу открываются совершенно незнакомые ему эмоциональные состояния и появляются новые проявления чувств. Это требует от родителей большей гибкости и внимательности к малышу, ведь ему не всегда удается справиться с изменениями самостоятельно.

Физиология ребенка двух с половиной лет

Активность ребенка растет с каждым днем, однако, сон малыша длится по 10-12 часов, как и раньше. Некоторые дети с удовольствием спят и днем, но другие в этом возрасте уже не хотят отправляться в кроватку на дневной отдых. Многие педиатры советуют укладывать детей дошкольного возраста днем, ведь их бурная физическая активность изматывает детский организм.

Что умеет ребенок в 2,5 года

Ребенок может уметь в этом возрасте такое:

  • пользоваться чашкой для еды и питья без посторонней помощи;
  • участвовать в разговоре (конечно, на своем, более детском уровне);
  • воспринимать шутки и шутить;
  • одеваться и обуваться, если элементы одежды и обуви не имеют сложных застежек;
  • чистить зубы, расчесываться и умываться;
  • ходить в быстром темпе, бегать, пользоваться лестницей без помощи старших, используя перила;
  • играться конструкторами, заниматься рисованием, используя карандаши и краски, лепить из пластилина;
  • проявлять коммуникативные навыки в компании других детей - играть в различные игры, что-то создавать вместе с остальными;
  • заниматься подражанием взрослых. Например, пользоваться телефоном, компьютером, включать телевизор, стиральную машинку, посудомойку или другие бытовые предметы, которыми часто пользуются родители.
Воспитание ребенка в два с половиной года

Этот период в жизни крохи очень важен. Он предшествует началу кризиса трехлетнего возраста. Именно в этом возрасте начинает свое формирование и активное развитие такое качество, как воля, а также способность общаться с окружающим миром. В задачу родителей входит найти баланс в воспитании между запретами и разрешениями, отказаться от всяческого давления, но позволять все в меру.

Как организовать жизнь ребенка

Чтобы ребенок научился всем гигиеническим процедурам, вырабатывайте навыки их выполнения с помощью постоянного повторения. Следите, чтобы ребенок не забывал о полосканиях рта после принятия пищи, чистил зубы перед сном, мыл руки и делал другие важные вещи. Зимние прогулки не должны длиться больше, чем полтора часа. В теплый летний день на улице можно проводить неограниченное количество времени. Очень полезными будут веселые и подвижные игры.

Эмоциональное развитие ребенка

В этот период жизни у малыша прослеживается интерес к другим детям его возраста. Однако, малышу больше интересны разговоры со старшими людьми. Общение со взрослыми способно принести гораздо больше эмоций и впечатлений. Сейчас ребенок способен на достаточно сложные и тонкие эмоции. Он может проявлять несогласие, опасения, показывать и чувствовать обиду или тоску. Также ему присущи переживания зависти или скуки, сопереживания или сочувствия, нежности или особой расположенности. Его поведение отличается с теми, кому он симпатизирует и с теми, к кому относится враждебно или с опаской. Как и раньше, его привязанность к родителям очень сильна, но расставания на определенное время уже проходят менее болезненно.

Игра - то, что способно очень сильно увлечь малыша в этот период. Теперь игры отличаются более сложными заданиями. Малыш получает много удовольствия, играя в ролевые игры. Ему нравится пробовать на себе роль папы или мамы, быть продавцом, представлять себя врачом или чувствовать себя в других социальных ролях и профессиях. Любая похвала за проделанные успехи очень радует ребенка и вдохновляет, когда неодобрение родителей и близких способно опечалить и серьезно расстроить кроху этого возраста.

Как развивается речь ребенка в два с половиной года

Малыш в этом возрасте способен употреблять почти все части речи. Ему подвластно контролировать силу собственного голоса. Ребенок учится разговаривать тише, чем раньше. Появляется новый вопрос - "почему?". Теперь ребенок желает не только знакомиться с окружающим миром, но и узнавать о его тайнах более подробно.

В чем основная задача воспитания

Из-за того, что ребенок находится на грани входа в кризис трех лет, родителям приходится почти заново строить с ним отношения. Иногда это требует от родителей идти на определенные уступки, отвлекать от капризов, чтобы переключить внимание. Однако, следует различать ситуации, когда ребенку требуется сказать непоколебимое "нет". Возможно, его действия будут опасными или вредными для здоровья. Запретив что-то, держитесь до конца, иначе упрямство и истерика будет длиться очень долго.

В этом возрасте нужно быть более внимательным и терпеливым к ребенку, так как Ваш малыш становится всё более активным и стремится к самостоятельности и независимости.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

83,2-99 см.
11,2-16,5 кг.
47,5-53,0 см.
48,2-57,3 см.
84,1-98,4 см.
11,4-16,2 кг.
47,0-52,0 см.
48,0-56,8 см. Физическое развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

Опорно-двигательный аппарат малыша становится всё крепче и совершеннее, физическая активность продолжает нарастать. Происходит дальнейшее развитие мышц различных частей тела. У детей раннего возраста в первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, нижних конечностей. Далее начинается интенсивный рост мышц кистей рук. И хотя в 2,5 года ребенок уже может выполнять пальцами тонкую работу (рисовать, лепить и так далее), не стоит слишком нагружать его, так как мышечно-связочный аппарат кистей рук еще только формируется.

Показатели физического развития малышей в этом возрасте очень индивидуальны и разные авторы приводят различные данные.

Согласно центильным таблицам распределения длины и массы тела можно выделить средние величины для малышей 2,5 лет.

Средняя масса тела :

  • Для мальчиков - 12,5 - 15,5 кг;
  • Для девочек - 12 -14,5 кг.

Средние показатели длина тела в 2 года 6 месяцев :

  • Для мальчиков - 87,5 - 94,8 см;
  • Для девочек - 87 - 93 см.
Нервно-психическое развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

В данном возрасте особенно активно начинает формироваться воля, характер, способы общения ребенка с окружающим миром. Это очень важный и трудный период и для ребенка и для родителей. Очень важно найти «золотую середину» между разрешением и запретом.

Двигательные навыки ребенка в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте малышу нравиться скорость и соревнования, так как он уже умеет достаточно быстро ходит, бегать, подниматься и спускаться по ступенькам.

Многие малыши уже умеют прыгать на двух на ногах не только вверх, но и с продвижением вперед. Хорошо удерживает равновесие, уверенно ходит на цыпочках. В течение нескольких секунд может постоять на одной ноге.

Усложняются игры с мячом, так малыш может отбивать мяч одной рукой, бросать его двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Может поймать мяч двумя руками, если он брошен с близкого расстояния.

По лестнице поднимается не только приставным шагом, но и чередуя ноги (то есть ставит по одной ноге на каждую ступеньку).

Познавательное развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

Малышам очень нравиться играть с различными конструкторами, кубиками. Многие очень любят рисовать, лепить. Ребенок знает основные части тела (не меньше шести), 4-5 цветов, ориентируется в 4-6 геометрических фигурах (кубик, кирпичик, шар, призма, цилиндр, конус).

В этом возрасте ребенка может заинтересовать совместная игра с другими детьми как в подвижные, так и в ролевые игры.

В 2,5 года малыши могут сильно увлекаться игрой. Иры становятся всё разнообразнее и сложнее.

Может собрать пирамидку из 4-8 колец по убыванию (делает это после Вашего показа). Строит башни из 7-10 кубиков. После показа взрослым может построить более сложные фигуры (паровоз, пирамиду, мост). При игре с вкладышами хорошо вставляет фигуры в нужные отверстия или соответствующие формы.

После двух лет активность изучения окружающей среды заметно повышается, но родителям следует помнить, что у малыша еще не сформировано чувство понимания опасности и осторожности.

Поэтому, очень важно в этом возрасте начать объяснять ребенку, что в мире есть опасные предметы (опасность огня, острых предметов, высоты, уличного транспорта, бездомных животных и другие).

Эмоционально развитие ребенка в 2 года 6 месяцев
  • Ребенок всё чаще старается подражать взрослым - разговаривает по телефону, пытается включить телевизор или другую бытовую технику. Любит помогать родителям включать и выключать различную технику.
  • Продолжают развиваться и всё чаще проявляются тонкие и сложные эмоции, такие как: нежность, жалость, сочувствие, обида, несогласие, тоска, зависть, стремление к общению, радость, гордость и другие.
  • Малыш способен понимать шутки, проявляет свое собственное чувство юмора.
  • Поведение и характер общения с собеседником может отличаться, в зависимости от отношения и симпатии ребенка. Делит людей на «хороших» и «плохих».
  • Эмоции малыша - это открытая книга, он не научился еще их скрывать и контролировать. Так малыш очень радуется, если у него что-то получается, когда его хвалят и поощряют, и печалится, расстраивается, злится, если что-то не получается, если его ругают или им не довольны.
  • В этом возрасте всё еще сохраняется сильная привязанность к родителями и близким людям, но малыш уже может сдержать слезы при расставании.
Речевое развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

Ребенок активно принимает участие в общей беседе, хорошо понимает о чем идет речь. Время от времени вставляет свои фразы и слова в общий разговор.

Речь ребенка всё более совершенствуется, малыш всё чаще разговаривает использую простые предложения, состоящие из 3-4 слов. В речи пока еще присутствуют слова заменители и упрощенные слова, но малыш уже употребляет практически все части речи.

Всё чаще в речи ребенка появляется вопрос «почему?» и Ваш малыш постепенно превращается в «почемучку».

Бытовые навыки ребенка в 2 года 6 месяцев

Ваш малыш в этом возрасте должен уметь самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

Может самостоятельно надевать простые вещи своего гардероба и обувь с несложными застежками.

Если раньше Вы показывали малышу как нужно правильно умываться, причесываться, чистить зубы, мыть и вытирать руки, то в 2,5 года эти гигиенические мероприятия (кроме чистки зубов) малыш может делать самостоятельно (но пока еще под Вашим присмотром).

Просится на горшок, при этом сам может снять и надеть штаны.

Уход за ребенком в 2 года 6 месяцев

Питание ребенка в этом возрасте 4-5 разовое.

Также необходим малышу дневной сон - около 2-х часов. Даже если ребенок не любит спать днем, то пусть хотя бы просто полежит спокойно. В это время можно прочитать (рассказать) ему сказу, спеть спокойную песню. Такой отдых лучше чем никакой.

Старайтесь регулярно бывать на свежем воздухе, хотя бы один раз в день, 2-2,5 часа. А если позволяет погода, то чем больше тем лучше.

Приучайте ребенка к гигиеническим процедурам. Ежедневно умывайте ребенка по утрам и вечерам, чистите зубы, перед каждым приемом пищи и после улицы мойте руки с мылом.

Купать ребенка в холодное время года можно 1-2 раз в неделю, в жаркое время рекомендуется споласкивать малыша ежедневно (для профилактики потницы).

Для укрепления иммунитета и для гармоничного развития ребенку в 2,5 года необходим достаточный двигательный режим и закаливающие процедуры.

Питание ребенка в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте многие малыши переходят на 4 разовое питание, а рацион ребенка все больше приближается к взрослому.

И хотя ребенок уже большой, по прежнему необходимо придерживаться определенных часов кормления. Например: 8:00 - завтрак; 13:00- обед; 16:00 - полдник; 19:00- ужин. При этом последний прием пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительных желез.

В этом возрасте необходимо заменять жидкую и полужидкую пищу на более плотную (для стимуляции навыка жевания). Постепенно вводите разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушёные овощи.

Для полноценного роста и развития ребенку 2,5 лет необходимо около 1400-1500 к/калорий, 50-60 граммов белка (из которых 70% должны быть животного происхождения); 50-60 граммов жира (из которых около 10 граммов растительного происхождения); 210-220 граммов углеводов.

В рационе ребенка 2,5 лет должны быть молочные и кисломолочные продукты (творог, кефир, сырки, неострые сорта сыра, сметана, молоко).

Постепенно увеличивается количество мяса в рационе до 120 грамм в сутки. Это может быть говядина, телятина, кролик, ягненок, курица, нежирная свинина. Полезны субпродукты, такие как печень, язык, сердце. Для ребенка 2,5 лет мясо можно приготовить в виде паровых котлет, рагу, обжаренного фарша.

В этом возрасте допустимо давать ребенку изредка молочные сосиски в небольшом количестве

В питание ребенка должны быть и рыбные блюда.

Количество овощей и фруктов может доходит до 400 граммов в сутки. Можно давать огородную зелень (петрушку, зеленый лук, укроп, шпинат, салат).

Малышам уже можно давать лапшу, вермишель, но увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами.

Для улучшения вкусовых свойств можно добавлять сахар, рекомендуется не более 40 грамм сахара в сутки.

Из сладостей в этом возрасте можно давать: печенье, пастилу, мармелад, повидло, зефир.

Даже в этом возрасте, при введение нового продукта следует соблюдать осторожность. Необходимо давать новый продукт в небольшом количестве и в первой половине дня, чтобы проследить за реакцией детского организма.

Необходимые обследования в 2 года 6 месяцев

В 2 года 6 месяца необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли его параметры и навыки возрасту. В случае необходимости даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию малыша.

Как играть с ребенком в 2 года 6 месяцев

В этом возрасте сюжетные игры усложняются, малыш может выполнять в игре 2-3 последовательных действия. Например, кукла гуляет, кушает, потом ложится спать; машина выезжает из гаража, забирает груз, возвращается в гараж и т. д. Очень полезно побуждать ребенка использовать в игре предметы-заместители, например кубик вместо хлеба, палочку - вместо градусника и др.

В 2,5 года ребенок может увлеченно играть один. Во время таких игр, постарайтесь не отвлекать и не беспокоить его, чтобы не разрушить (не вторгнуться) этот мирок, который он создал. Это очень важно для развития фантазии и воображения ребенка.

Если ребенку сложно самому придумать сюжет игры, помогите ему. В процессе совместной игры ребенок, как правило, сам начинает активно принимать участие и придумывать новые действия и занятия для персонажей.

В этом возрасте полезны игры в которых ребенок пытается изобразить различных животных. Попросите малыша показать злого волка, тигра, зайчика, доброго котенка, грустную собачку, веселую птичку. Это помогает малышу развивать фантазию, а также понимать и контролировать свои эмоции. Можно играть с малышом по-очереди, сначала Вы ему загадываете животных, а потом он Вам.

Для развития речи полезно имитировать звуки различных животных и предметов (как говорит петух, курица, лягушка, собака, поросенок, кошка, корова? Какой звук издает паровоз, часы? Как гудит машина? Как звенит будильник? И так далее).

Продолжайте играть с ребенком в развивающие игры и игры направленные на развитие мелкой моторики (пирамидки, стаканчики, пособия с геометрическими фигурами, пазлы, кубики, шнуровки).

Развивайте его творческие способности - рисуйте, лепите, делайте аппликации.

Приучайте ребенка к труду, так в качестве игры можно предложить ребенку разобрать покупки, разложить вещи по местам, помочь повесить белье, полить цветы и так далее.

Очень нравится малышам следующая игра: возьмите наволочку от подушки (или другой подходящий мешок) и сложите в нее разные предметы (куклу, машинку,зубную щетку, ложку, шарик, кубик и т. п.). Попросите ребенка запустить туда руку и определить на ощупь, что там лежит. Можно устроить соревнование и отгадывать предметы по очереди.

Для малышей этого возраста продается много различных пособий для занятий. Это книжки с наклейками, интересными заданиями, которые помогают в развитие малыша.

Если Вы планируете отдавать ребенка в детский сад, то с 2,5 лет полезно начать приучать его к распорядку, режиму дня и рациону питания, которого придерживаются в конкретном детском саду. Старайтесь обеспечить малышу достаточное общение со сверстниками, хотя бы на детской площадке. Также уделите внимание укреплению иммунитета малыша. Это будет способствовать более легкой и быстрой адаптации ребенка к новым условиям.

Другая информация по теме

  • Развитие ребенка в 2 месяца
Похожие публикации