Определить что новорожденный хочет. Как понять, что ребенку не хватает молока при грудном вскармливании? Признаки того, что грудничок голоден

Последнее обновление статьи: 25.04.2018 г.

Педиатры всего мира считают грудное молоко оптимальным для вскармливания крох с рождения до года. И это правда. В нём есть все необходимые вещества, идеально подходящие именно вашему ребёнку. Состав молока уникален, он меняется постоянно и зависит от потребностей крохи. Например, когда жарко, грудное молоко содержит больше воды, что позволяет утолить жажду. Нужно расти? Молока становится больше и возрастает его жирность. Ваш малыш заболел? Количество иммунных веществ в молоке повышается.

Врач-педиатр участковый

Однако несмотря на многовековой опыт грудного вскармливания, всё ещё остается много вопросов. Во время приёма меня часто спрашивают, как проверить, наелся ребёнок или нет, что делать, если малыш не наедается ?

Давайте попробуем разобраться с этими проблемами вместе.

Как понять, наедается ли ребёнок грудным молоком?

Чтобы маме легче было определить, наелся ли ребёнок, расскажу про некоторые особенности организма новорождённого. Младенец обычно спит по 2 — 4 часа. Значит, число кормлений совместно с ночными должно быть от 6 до 8 раз за сутки. Ваш малыш сосёт кулачок, вертит головой по сторонам и высовывает язычок? Он хочет кушать! Самое время предложить ему грудь.

Малыш по времени может кушать от 10 до 30 минут. Сколько он сосёт грудь, зависит от активности и аппетита крохи. Кто-то кушает быстро и торопливо, а кто-то медленно, с перерывами на отдых. Оба варианта считаются нормой и отражают индивидуальность вашего карапуза. Порция съеденного молока регулируется самим ребёнком. Наевшись, грудничок сам отпустит грудь.

Ребёнок плачет не только когда голодный. Плач может говорить о болях в животике, реакции на погодные условия, или младенец просто требует вашего внимания.

В первый год своей жизни дети интенсивно растут. Средняя ежемесячная прибавка массы тела грудничка за первый триместр (три месяца) составляет 800 граммов. Зная особенности своего малыша, внимательно наблюдая за его поведением и ежемесячной прибавкой, вы сможете определить, наедается ребёнок или остается голодным.

Ребёнок не наедается, если:

  • он часто просыпается и мало спит, проявляет признаки беспокойства, много плачет;
  • плохо набирает массу тела за месяц.

Я, как сторонник грудного вскармливания, надеюсь, что ваш ребёнок ест достаточно. Но если родители определили, что молоком малыш не насыщается, сразу появляются вопросы, в чём причина, что же делать?

Главное — не паниковать. Для благополучного вскармливания грудью необходимы правильное питание, полноценный отдых и оптимистичный настрой кормящей матери. Про питание я расскажу немного попозже.

Основные причины, приводящие к недоеданию

Причиной недоедания может быть:

  • гипогалактия — снижение выработки грудного молока;
  • неправильное прикладывание ребёнка;
  • плоские, втянутые соски;
  • лактостаз — застой молока, проявляющийся болезненным набуханием груди;
  • короткая уздечка языка.

Ещё раз напомню. Не переживайте! Все эти проблемы можно устранить.

Если истинная гипогалактия напрямую связана с наследственной предрасположенностью и образом жизни мамы, то остальные четыре причины находятся в зависимости от техники кормления грудью. Их можно скорректировать.

Гипогалактия

Гипогалактия – это состояние, при котором вырабатывается меньше молока, чем необходимо малышу.

И хотя в этом есть наследственная предрасположенность, образ жизни тоже значительно влияет.

Преодолеть эту проблему помогут несколько полезных советов:

  1. Питайтесь правильно. Есть нужно, даже чаще, чем вы ели до беременности. Предпочтительно перед каждым кормлением грудью. В списке самых полезных продуктов — мясо, творог, рыба, кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Желательно не употреблять в пищу цитрусовые и шоколад (могут вызвать аллергию); продукты, повышающие газообразование (бобовые, капуста белокочанная, чёрный хлеб, много мучного могут спровоцировать колики у малыша). Если молоко нежирное («как вода»), можно кушать в умеренных количествах сметану, орехи, свинину. От них молоко становится жирнее.
  2. Пейте больше (до 2,5 литров в сутки) жидкости. Отдавайте предпочтение простой чистой воде, зелёному чаю, компоту, морсу, кисломолочным продуктам.
  3. Отдыхайте. Кормящей матери необходим ночной сон не менее 8 часов и дневной отдых 1 — 2 часа в день. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  4. Чаще прикладывайте ребёнка. Приток молока при этом усиливается. В первые дни жизни малыша желательно кормить каждый час. Не забывайте про ночные кормления. За одно кормление давайте обе груди, заканчивайте той грудью, с которой начали.
  5. Общайтесь со своим ребёнком. Телесный контакт матери с малышом вызывает прилив молока.
  6. Обратитесь за поддержкой и помощью к мужу и родственникам. Очень важен психологический комфорт в семье.
  7. Травяные чаи для мам, содержащие тмин, укроп, фенхель, анис, предназначены для усиления выработки молока. Выпейте чашечку такого чая за час до кормления, постарайтесь расслабиться и отдохнуть. Вкус молока станет лучше, и малыш будет кушать с аппетитом.

Неправильное прикладывание ребёнка к груди

Неправильное прикладывание ребёнка приводит к неудобству и недовольству малыша, возникновению трещин на сосках, что болезненно для мамы. У крохи не получается в полном объёме сосать грудь, и поэтому малыш не может наесться.

Условия правильного прикладывания.

  1. Положение ребёнка: живот к животу, лицом к груди. Кормить лёжа или сидя, решать маме. Выбирайте положение подходящее вам обоим.
  2. Голова и тело малыша лежат на одной линии. Подбородок касается груди матери.
  3. Малыш должен захватывать сосок вместе с ареолой (пигментированная область вокруг соска).
  4. Нижняя губка малыша немного вывернута.
  5. Мама должна быть расслаблена и сконцентрирована на ребёнке.

Если у мамы плоские, втянутые соски, ребёнку тяжело сосать. Потребуется терпение и упорство. Со временем форма груди меняется, она смягчается, а соски становятся более вытянутыми. И через две недели проблема с кормлением исчезает. До этого времени можно использовать специальные . Если нужно, молоко сцеживают и дают ребёнку из ложечки.

Лактостаз

Лактостаз — проблема, которая чаще возникает в первое время. Это происходит вследствие пребывания большего количества молока, и у ребёнка не получается полностью опорожнить грудь. Молочная железа набухает, становится болезненной, может повыситься температура до 38 — 38,5 градусов, но общее самочувствие при этом не страдает. При нагрубании молочных желез ребёнку тяжело сосать, и не все малыши могут справиться с этой проблемой.

  • более частые прикладывания ребёнка;
  • перед кормлением сцеживать небольшое количество молока. Сцеживание смягчает грудь и помогает ребёнку;
  • массаж во время кормления, поглаживания от подмышечной области к соску;
  • когда закончите кормить, сцедите молоко до выделения нескольких капель;
  • носить правильно подобранный бюстгальтер, предназначенный для кормления.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Многие мамы беспокоятся, что в первые дни после родов у них нет молока и малыш останется голодным. Насколько этот страх обоснован?

Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу: у женщин возникает достаточно разных опасений в послеродовой период. Ребенок и мама учатся понимать друг друга, привыкают к новой жизни. Что касается опасения, будто малыш будет голодать в первые 3−5 дней, — это заблуждение. Дело в том, что у здорового, физиологически зрелого ребенка в первые несколько дней жизни вообще нет пищевой потребности, у него еще не работает желудочно-кишечный тракт.

Но ведь любая мама знает, что ребенок тянется к груди, прикладывается к ней и пытается сосать. Разве это не значит, что малыш голоден?

Как ни странно, нет. Потребность в еде просто путают с так называемым сосательным рефлексом. Смысл сосания для малыша заключается в том, что его рот чем-то заполнен, ребенок получает приятные тактильные ощущения. Выходит, что примерно через каждые полтора часа малыш испытывает потребность в сосании, а не в еде. Маме совершенно не стоит переживать, что у нее нет молока. У нее еще до родов начинает выделяться молозиво. И оно по капельке растворяется во рту малыша, как вкусное, сладковатое гомеопатическое средство. Разумеется, это касается только здоровых детей. В других случаях решение о режиме кормления принимает врач.

Выходит, что сигнал, который подает ребенок, мама просто неверно понимает?

Да, это действительно так. Более того, есть и другие сигналы, которые могут ввести женщину в заблуждение.

И какие же?

Например, в первые дни после рождения у малыша по‑другому работает терморегуляция кожи. Когда ему холодно, сосуды расширяются, и ребенок краснеет. Дыхание тоже работает не так, как у взрослых. Мы произносим звуки на выдохе, а новорожденный — на вдохе во время плача. Он одинаково выражает любое свое состояние. И именно поэтому маме не очень понятно, что происходит с ребенком. Малыш просто физиологически не способен подать правильные сигналы: кажется, будто он хочет есть, а он всего лишь желает сосать, кажется, будто ему жарко, потому что он покраснел, но ему холодно. Мама думает, что ребенок плачет, потому что голодный, но его всхлипывания могут значить все что угодно. Многие считают, что самое главное в первые недели — это наладить режим сна и питания для малыша. По моему мнению, самое важное — научиться понимать, что происходит с ребенком.

Кстати, обычно мамы стараются создать идеальную тишину, чтобы ребенок побольше спал. Верно ли они поступают?

К сожалению, это стремление не совсем отвечает потребностям малыша. И вот почему. Сон ребенка в первые месяцы жизни — особенный, пренатальный. Короткие периоды сна и бодрствования(по 15−20 минут) постоянно чередуются. Новорожденным не свойственно такое состояние: полностью отключиться и спать несколько часов подряд, ничего при этом не слышать, не ощущать запахи и прикосновения мамы. Он может просыпаться, не открывая глаз, и слышать то, что происходит вокруг.

И вот когда мама видит, что ребенок спит, старается создать вокруг идеальную тишину, оставить его одного в темной комнате, это, наоборот, вызывает у новорожденного чувство тревоги. Напротив, когда мама тихо разговаривает, приглушенно работает телевизор, малыш ощущает ее прикосновения. Он понимает, что все в порядке, и спокойно отдыхает.

Верно ли, что мама должна жить в режиме ребенка: отдыхать, когда он спит, и бодрствовать, когда он проснулся. Но это же сложно для взрослого человека!

Режим мамы и малыша, безусловно, должен совпадать. Но мудрая природа позаботилась об этом: к концу беременности у женщины начинают меняться ритмы сна, она даже может начать жаловаться на бессонницу. На самом деле такой неустойчивый и поверхностный сон — важная адаптивная функция мозга. Беременной женщине не стоит долго лежать в одной позе, и благодаря такому сну она может чаще переворачиваться, менять позу. Но самое важное — «материнский сон», как его назвал известный британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникот, совпадает с ритмами сна новорожденного. В таком состоянии мама замечает, что происходит с ребенком: дышит ли он, бьется ли его сердце, улавливает даже запах. Именно поэтому так важно, чтобы малыш спал в одной комнате с мамой, иначе она тоже начнет тревожиться, когда не может уловить сигналов от малыша.

Не у всех мам получается жить в одном режиме с ребенком. Ведь часто они вынуждены днем заниматься еще какими-то делами — приготовлением еды, стиркой, уборкой.

Одна из главных ошибок мам — это стремление сразу после родов перейти к привычному ритму жизни: днем заниматься какими-то делами, а ночью — спать. Но ребенок так не может. Он часто просыпается ночью, его нужно кормить, брать на руки, уделять внимание. Возникает обычная ситуация: пока днем малыш спит, мама занимается своими делами, устает и хочет выспаться ночью. Но ей это не удастся!

В итоге мама перенапрягается и не может обеспечить ребенку общение и тесное взаимодействие тогда, когда ему нужно, — в те моменты, когда он активен. Для малыша важно, чтобы мама проявляла к нему внимание и днем, и ночью в одинаковой пропорции. Когда мама старается ночью спать, ребенку не хватает внимания, и что он начинает делать? Правильно, кричать, требовать его. Днем же сигналов от мамы поступает предостаточно, малыш много отдыхает, пресыщается ими. Так и возникает ситуация, когда говорят: ребенок перепутал день с ночью. Постепенно он сможет плавно перейти к нормальному режиму: ночью станет больше спать, потому что свет выключен и гораздо тише, чем днем.

Жизнь в одном режиме с малышом поможет научиться понимать его потребности?

Конечно. Интересно, что на самом деле женщина отлично понимает состояние ребенка — ведь во время беременности она чувствовала, как он шевелится, благодаря гормонам понимала его настроение, ощущала, как бьется его сердце. Вся эта информация, пусть и неосознанно, но осталась в мозгу. Жизнь в совместном режиме помогает женщине всего лишь« перекодировать» эти знания: теперь она держит ребенка на руках, а эмоции может распознавать благодаря мимике и издаваемым звукам. Еще в 80-х годах ученые провели исследования, результаты которых показали: те мамы, что были внимательны к своим новорожденным детям, могли различать плач малыша и определять, чего ребенок хочет. Более того, анализ сонограммы плача продемонстрировал, что дети у таких мам действительно плачут по‑разному, то есть понимают, как взрослый человек реагирует, и подают ему нужный сигнал. Этот процесс называют« взаимным научением», а мам, понимающих своих детей в таком маленьком возрасте, — «компетентными». Уже к полутора месяцам малыш начинает демонстрировать первые коммуникативные умения — смотрит в глаза, улыбается. Именно тогда возникает конструктивный диалог между матерью и ребенком, и становится гораздо легче.

То есть необходимо приготовиться к тому, что первые 6 недель после родов будут сложными?

На самом деле уход за ребенком — не такая уж тяжелая работа. Однако мама все равно устает и психологически, и физически. Ведь малыш весит около 4 килограммов и быстро начинает прибавлять в весе. Необходимо приготовить еду, постирать, покачать ребенка на руках. Только выработка грудного молока отнимает около 20% всех физических ресурсов. Так вот, мама должна отдыхать физически, и этот отдых — забота всей семьи. Когда малыш спит, маме лучше заниматься тем, чего она действительно хочет: тоже поспать, почитать, поесть. А не бежать и готовить ужин для мужа. Конечно, современные молодые семьи часто живут вдалеке от бабушек и дедушек, папы много работают, и женщина остается дома одна с ребенком, поэтому найти время для отдыха сложно, но это необходимо. Важно разделять две вещи: материнство и хозяйство. Материнство — это то, что женщина дает своему ребенку непосредственно в общении с ним. Тогда ее материнская компетентность будет расти. А когда женщина будет стирать и готовить, пусть и для ребенка, лучшей мамой она не станет. Об этом должна помнить вся семья при подготовке к первым полутора месяцам после родов.

А в чем заключается психологический отдых?

Дело в том, что материнство требует постоянной включенности всех психических систем в процесс воспитания. Постоянное внимание, повышенная ответственность за жизнь беспомощного существа выматывают, истощают. Чтобы отдохнуть полноценно, необходимо разделить ответственность с близкими. Малыш — не только мамин ребенок, но и папин, и бабушкин и дедушкин внук. Они могут поиграть с ним или просто помочь маме по хозяйству. Нужно обязательно организовать для женщины отдых не менее получаса в день — без ребенка. Но при этом мама должна быть абсолютно уверена, что с ним все в порядке. Например, папа, придя с работы, может пойти погулять с малышом. В коляске он чувствует себя защищенным, его укачивает, как раньше в животе у мамы. Не важно, кто катит коляску. Главное, чтобы мама оставалась дома, а с малышом уходили. Если женщина оставляет ребенка, пусть и с тем, кому доверяет, у нее через 15 минут развивается сепарационная тревога, и речи об полноценном отдыхе идти не может.

ТЕКСТ: Юлия Арбатская

Как узнать, что ребенок не наедается грудным молоком? Существуют разные способы, но все они очень несовершенны. Да, можно полностью сцеживать и замерять полученный объем, можно даже взвешивать новорожденного до и после кормления, затем высчитывать разницу в весе. Единственным же объективным и самым надежным показателем будет детское поведение. Проявите наблюдательность и скоро вы сможете безошибочно определять, наелся ваш малыш или нет. Полезно знать и принципы правильного кормления, а также признаки и причины слишком малого количества молока в груди.

Кормление сцеженным молоком из мерной бутылочки - не самый лучший способ определения объема съедаемой пищи

Как определить, что молока достаточно?

Как понять, что ребенок наелся грудным молоком? Здесь помогут некоторые признаки. Всего их 5:

  1. Количество кормлений в сутки – 8-12. Их может быть и больше, это тоже будет нормой. Частое прикладывание к груди объясняется тремя факторами:
    • младенцу необходим тесный контакт с матерью;
    • его небольшой желудок просто не в состоянии вместить в себя много пищи;
    • быстрым перевариванием грудного молока.
  2. Длительность одного кормления – не менее 20 минут. Не стоит определять продолжительность принятия пищи – малыш должен сосать грудь, пока не наестся. Если он перестал кушать и ведет себя спокойно, весело лопочет или умиротворенно спит – значит, молока ему хватило. Следите и за тем, чтобы положение при кормлении (как ваше, так и ребенка) не доставляло дискомфорта.
  3. Четко прослеживающийся глотательный рефлекс. Проверьте, чтобы малыш не просто чмокал, а именно глотал. Сначала он будет делать это часто, потому что голоден, а так называемое ближнее молоко жидкое и не очень питательное. Через несколько минут глотания станут реже, так как голод притупится, а дальнее молоко более густое, чтобы его глотать, нужно прилагать усилия.
  4. Ребенок набирает вес согласно нормам (рекомендуем прочитать: ). В первые дни вес малыша станет меньше по сравнению с тем, который был при рождении. Это нормально, поскольку организм избавляется от мекония (первородного кала, образованного еще в утробе матери) и отечности тканей. Отслеживать увеличение веса начинают с четвертого дня жизни - прибавка должна составлять 125-215 г в неделю.
  5. Ребенок выглядит здоровым. Он спокоен, но в то же время проявляет активность и любопытство; оживлен, но не перевозбужден. Когда хочет кушать, громко требует грудь; когда наелся, мирно спит или бодрствует. Розовый цвет кожи и ее упругость также будут говорить о том, что младенец получает полноценное питание в достаточном количестве.

Совсем немного времени понадобится, чтобы отследить перечисленные признаки. Если же у вас есть сомнения, можно воспользоваться измерением количества мочи и кала.

Недостаточное количество питания

Чтобы понять, что малышу не хватает грудного молока, существует 3 простых теста:

  • мокрые пеленки;
  • количество стула;
  • прибавка веса.

Для определения того, сколько раз ребенок писает в сутки, нужно держать его не в одноразовом, а в многоразовом подгузнике или просто в пеленке (одноразовые подгузники вообще нежелательны и могут применяться только в крайнем случае) (рекомендуем прочитать: ). Когда малышу хватает грудного молока, он мочит пеленки 10-12 раз в сутки. Если же это происходит меньше 10 раз - кроха не наедается.

В первые 3 дня жизни как такового стула у них еще нет. Темная масса, которую можно увидеть в подгузнике – это меконий (первичный кал). Он будет появляться в небольших количествах 1-2 раза в сутки. Затем, когда ребенок уже кормится грудью и его пищеварение начинает функционировать, выделение каловых масс будет происходить 5 раз в сутки.

Какая прибавка в весе считается нормой? В первые 3 месяца – не меньше 500 г в месяц или 125 г в неделю. Затем эта цифра немного снижается – 300 г в месяц. Нужно отметить, что прибавка веса может происходить неравномерно, но это нормально и не должно вызывать тревоги. Отслеживают интенсивность прибавки веса через 1 или 4 недели. Делать это чаще нет необходимости.



Отслеживание прибавки в весе - безопасный и простой способ узнать, хватает ли малышу грудного молочка

Днем и ночью необходимо внимательно наблюдать за состоянием вашего крошки. Существуют признаки, которые говорят не просто о недостатке питания, а уже об обезвоживании:

  • ребенок слишком вялый и сонливый;
  • глаза запали, а глазные яблоки стали тусклыми;
  • слизистая оболочка во рту сухая, слюна стала тягучей;
  • малыш плачет, но слез вы не наблюдаете (рекомендуем прочитать: );
  • кожа стала дряблой (если легонько ущипнуть, она не сразу разгладится);
  • изо рта идет неприятный запах;
  • темная, насыщенная моча с резким запахом, которая появляется 6 и меньше раз в сутки.

Последний пункт, а также одновременное наличие 2 или 3 других – сигнал, что нужно срочно вызывать «скорую помощь». Не затягивайте, чтобы не довести до плачевного положения.



Если мама отметила, что грудничок стал вялым и сонливым - возможно, речь идет об обезвоживании организма

Почему молока не хватает?

Главная причина, почему ребенку не хватает грудного молока, очень проста и банальна - неправильно организованный процесс естественного вскармливания. Посмотрим, какие факторы приводят к этому:

  1. Соблюдение строгого режима. Специалисты по лактации пришли к выводу, что процесс должен быть естественным. Кормить ребенка нужно тогда, когда он попросит. Единственное, что желательно соблюдать – временной промежуток между кормлениями, который должен быть не меньше 2 часов.
  2. Слишком короткие кормления. Малыш должен кушать, пока не наестся. Одно кормление должно длиться не меньше 20 минут.
  3. Младенец неправильно захватывает грудь.
  4. При кормлении вы принимаете неудобную позу (рекомендуем прочитать: ).
  5. Сокращение ночных кормлений или полный отказ от них. Кормления ночью и утром максимально стимулируют лактацию.
  6. Злоупотребление пустышками.
  7. Кормление из бутылочки.
  8. . Они препятствуют правильному захвату соска. Применять их можно только временно, когда сосок травмирован.


Использовать силиконовые накладки можно только по медицинским показаниям, поскольку они провоцируют неправильный захват соска по сравнению с естественными условиями кормления

Грудь начинает наполняться только на 2-3 сутки после естественных родов и на 5-6 после кесарева сечения, однако нужно продолжать прикладывать ребенка к груди (рекомендуем прочитать: ). Во-первых, пока ему будет достаточно молозива, во-вторых, сосание груди является лучшим стимулятором лактации.

Существуют и другие причины того, что ребенок не наедается грудным молоком. Среди них:

  • неполноценное питание кормящей матери и малое потребление жидкости;
  • напряженное либо стрессовое состояние мамы;
  • гормональные нарушения в организме матери;
  • недостаточный отдых;
  • физиологические особенности груди (плоские соски, узкие молочные протоки) или временные проблемы (лактостаз, трещины на сосках);
  • неправильная работа пищеварительной системы младенца;
  • насморк и отек слизистой носа, из-за чего крошка просто не может нормально дышать и сосать грудь;
  • слишком крупный карапуз, которому не хватает питания;
  • слишком слабый малыш, которому просто не хватает сил долго кушать.


Стресс у кормящей мамы также может стать причиной того, что малыш не наедается и ему не хватает молока

Правильный процесс кормления

Если вы поняли, что вашему крохе не хватает грудного молока из-за несоблюдения правил кормления, то решить проблему не очень сложно. Нужно устранить ошибки и обеспечить себе и ребенку все, чтобы в дальнейшем трудностей больше не возникало. Следуйте рекомендациям:

  1. Кормите малыша, когда он требует. Чем больше он сосет грудь, тем больше стимулируется выработка молока.
  2. Не торопите ребенка. Когда он насытится, то просто отпустит грудь.
  3. Проследите, чтобы . Ротик грудничка должен быть широко открытым и захватывать не только сосок, а всю ареолу. Если он будет захватывать только сосок, питательная жидкость не будет высасываться, а вы ощутите сильную боль. Должно быть слышно и то, как младенец глотает.
  4. Следите, чтобы при кормлении сидеть или лежать было удобно вам обоим. Голова и спина ребенка должны быть на одной ровной линии, голова – чуть выше ножек. Изучите для ГВ.
  5. Желательно в одно кормление прикладывать малыша только к одной груди. Так он будет высасывать все полностью.
  6. Слабые детки много спят, поэтому для кормления их часто приходится будить. Днем делайте это не реже, чем через 3 часа, а ночью – через 5. Перед кормлением можно умыть ребенка – это слегка взбодрит его.
  7. Не используйте бутылочки с сосками и пустышки. Сосать из бутылочки легче, чем из груди, поэтому дети часто отказываются от груди в пользу бутылочки. Давайте бутылочку лишь в крайнем случае - например, когда сосок травмирован и вы просто физически не в состоянии вытерпеть кормление.
  8. Много отдыхайте и спите. Пожертвуйте домашними делами ради полноценного отдыха. Чем больше степень усталости, тем меньше молока будет у вас вырабатываться.
  9. Не отказывайтесь от помощи, даже если ее предлагает подруга, которая пришла к вам в гости.
  10. Кушайте каждый раз после кормления, то есть не меньше 5 раз в день. Обеспечьте себе полноценный рацион и большое количество теплой жидкости.
  11. Если обнаружили у малыша проблемы со здоровьем, обязательно покажите его врачу.

7 мифов о лактации

Когда молодые мамы всерьез озабочены вопросом, хватает ли ребенку грудного молока, они могут внимать сомнительным и абсолютно бессмысленным советам, а ведь неправильные действия могут иметь плачевные результаты. Давайте развеем некоторые из мифов относительно кормления и предостережем себя от ошибок:

  1. Взвешивание младенца до и после кормления, чтобы определить, наедается ли он. Показания при этом будут настолько неточными, что процедура теряет всякий смысл. Более или менее объективными считаются взвешивания не чаще раза в неделю.
  2. . Чтобы вырабатывалось больше молока, ребенок должен хорошо сосать грудь. Если вы прикладываете его к груди слишком мало и дополнительно даете смесь, будьте готовы к тому, что лактация станет еще хуже.
  3. Докармливание коровьим или козьим молоком. ЖКТ новорожденного пока не может переваривать такую пищу. От коровьего или козьего молока могут начаться проблемы с животиком.
  4. Прикорм раньше полугода. Взрослая пища, пусть даже в небольших количествах, также может привести к проблемам с пищеварением.
  5. или другой жидкостью до введения прикорма. Это совсем необязательно, поскольку грудное молоко состоит на 86% из воды и его вполне достаточно.
  6. Употребление мамой молока с целью увеличения выработки своего. Молоко в молочных железах образуется из крови, поэтому бессмысленно дополнительно перегружать свой рацион. Чтобы оно образовывалось и было насыщенным, нужны витамины и другие полезные вещества, которые мама получает с полноценным питанием.

Естественное вскармливание – обеспечение ребенка не только пищей, но и хорошим иммунитетом, а также духовной близостью с матерью. Если вы хотите, чтобы ваш карапуз рос и развивался полноценно, приложите все усилия, чтобы сохранить и привести в норму этот процесс. Совсем скоро вы убедитесь, что заменить его невозможно ничем другим.

Искусственное вскармливание имеет единственный плюс: мама всегда знает, наедается её малыш или нет. При грудном вскармливании узнать это сложнее. Врачи и опытные мамы сходятся во мнении, что наблюдения за физиологическими особенностями и поведением новорождённого позволяют обнаружить и устранить проблемы, связанные с питанием малыша.

Если новорождённый отказывается от груди, значит от наелся.

Понять, что малыш сыт можно по следующим признакам:

  1. Ребёнок отказывается от груди и выглядит довольным.
  2. Грудь мамы становится мягкой и пустой.
  3. Малыш крепко и спокойно спит.
  4. Грудничок легко справляется с трехчасовыми перерывами между кормлениями.
  5. Суточная норма мочеиспусканий составляет не меньше 10–20 раз.
  6. Стул кашеобразный, тёмного или .
  7. Пропорциональное развитие веса и роста.
  8. Довольно активное поведение.

На третий день жизни новорождённый кушает пять раз в день.

Конечно, каждый ребёнок индивидуален и может съедать больше или меньше, независимо от установленных норм. Например, если на второй неделе жизни малыш за одно кормление съедает 70 мл вместо 90 мл и ведёт себя активно и умиротворённо, то причин для беспокойства нет .

Признаки голода

Если отсутствуют признаки ниже, значит новорождённый наелся при грудном вскармливании, и докорм не нужен!

Если новорождённый плачет, возможно он голоден.

К внешним признакам голода можно отнести:

  • Кряхтение и плач.
  • Активные движения головой по сторонам.
  • Плохой сон.
  • Снижение активности, вялость.
  • Появление сосательного рефлекса.
  • Недостаточное мочеиспускание и опорожнение кишечника.

К другим, дополнительным признакам можно отнести:

  • Наполненная грудь матери.
  • Недобор веса малыша.
  • Сморщенные щёчки новорождённого.

Чаще всего замеченных внешних признаков достаточно, чтобы понять, хочет грудничок есть или нет.

Однако следует учесть, что некоторые признаки могут свидетельствовать о других потребностях ребёнка. Например, кряхтение и плач может возникнуть вследствие колик, а наполненная грудь матери может говорить .

Причины голода и недоедания

Среди распространённых причин следует выделить проблемы с молоком у мамы и неправильно организованное кормление. Однако вопрос требует детального рассмотрения. К причинам недоедания можно отнести:

  • Нехватка молока . Малыш в недовольстве бросает грудь и снова хватает её, показывая, что молоко закончилось и необходимо дать вторую грудь.
  • Некомфортное положение . Если грудничок тянется, вертит головой, пытается дотянуться до соска, то необходимо сменить положение.
  • и бутылочки . Для кормления грудью ребёнку необходимо сделать усилия, а пустышки и бутылочки делают сосание легче, поэтому после них малыш может начать лениться сосать грудь.
  • Накладки на грудь . Пока ребёнок пытается сосать грудь, ему приходится сильно стараться, потому что накладки усложняют сосание, не дают правильно ухватиться за сосок, снижают количество проглатываемого молока.
  • Недомогания . Насморк, расстройства пищеварения, стоматит, заболевания полости рта – все это мешает ребёнку есть из-за испытываемого дискомфорта.
  • Снижение лактации из-за резкого перехода на кормление по точному графику. Первые недели необходимо прикладывать новорождённого к груди по первой необходимости (1 раз в 3 часа).

Насморк у малыша может являться причиной недоедания.

Иногда малыши засыпают во время кормления – в таком случае ребёнка необходимо разбудить, если он не съел свою норму.

Пониженная жирность грудного молока, возникающая вследствие сцеживания большого количества, также способна вызывать голод, потому что питательных свойств в молоке становится меньше и ребёнок не успевает насыщаться.

Зная причины голода, и обладая внимательностью к своему ребёнку, любая мать вовремя обнаружит и устранит проблему.

Обезвоживание у новорождённого из-за недоедания

При обезвоживании ребёнок становится сонливый и вялый.

Грудное молоко для детей - это и еда, и вода, поэтому если из-за недоедания возникает сильное обезвоживание организма , наблюдаются следующие симптомы:

  • Редкое мочеиспускание с резким запахом, моча тёмного цвета.
  • Специфический запах изо рта.
  • Сухость рта, тягучее слюноотделение.
  • Сонливость и вялость.
  • Дряблость кожи и тусклость глазных яблок.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов необходимо дать ребёнку попить воды и незамедлительно обратиться к врачу.

Причины нехватки молока и способы увеличения лактации

Для установления истинной причины недостаточного количества молока необходимо комплексное изучение проблемы, но среди распространённых причин выделяют:

Из-за конфликтов в семье, у кормящей мамы не вырабатывается необходимое количество молока.

Прежде чем впадать в панику, маме необходимо в первую очередь позаботиться о своём положительном настрое , наладить отношения в семье, вплотную заняться правильным и регулярным питанием, употреблять как можно больше воды.

Кроме того, положительно скажутся на лактации прогулки на свежем воздухе, отдых мамы во , массаж груди, использование правильной техники прикладывания новорождённого к груди, кормление не по часам, а по требованию.

Выводы

Видео про то, как определить нехватку молока

Похожие публикации