Что любят дети в 3 года. Развивающие занятия обязательны

Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.

Физическое развитие ребенка

Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:

  • перешагивание через небольшие препятствия;
  • хождение по наклонной плоскости;
  • прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
  • хождение по бечевке, положенной на пол;
  • прыжки на обеих ногах вперед себя;
  • прыжки с маленькой высоты.

Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.

Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу или названию.
  • Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения :

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т. д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика , например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

3 голос, средняя оценка: 3,67 из 5

Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.

Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.

Физическое развитие ребенка трех лет

Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.

К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.

Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.

Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.

Умственное развитие ребенка

Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.

У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.

Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности - это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.

Речевое развитие ребенка

Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.

Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.

Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.

Эмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.

Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.

Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.

Социальное развитие ребенка

Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.

Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.

Питание и режим трехлетнего ребенка

Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.

Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.

Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:

  • Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
  • Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
  • Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
  • Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.

Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.

Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.

Занятия для физического и умственного развития

В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.

В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.

Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.

Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.

Отправить

При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии. Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.

Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии. Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года - это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот - тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает - это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты - логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

На видео ниже показаны несколько упражнения для занятий с детьми по развитию речи. Если ваш малыш не говорит в 3 года, стоит их запомнить и применять в играх:

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.

В период кризиса трех лет малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он - такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.

Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, имитировать их поведение и пытаться различными способами утвердить свое равенство с ними.

У ребенка начинает формироваться воля, которую называют «автономией» или независимостью. Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, кризис трех лет может пройти достаточно гладко и безболезненно. В том случае, когда между родителями и ребенком до этого были теплые, дружеские отношения, а в семье царила доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького тирана.

Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляются новые любимые словечки и выражения «Я САМ», «НЕ ХОЧУ» и «НЕТ».

Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок очень эмоционально выражает свое недовольство.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.

Родители в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй, не купи игрушку, падает на пол и орет как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат бабушки и дедушки.

«Ничего подобного, все в полной норме!» - утверждают детские психологи. Просто у ребенка - кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, родителей ждет трудный период, но он определяет новую, очень важную ступень в развитии ребенка.

Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенью роста. Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Если вашему малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика - с теми самыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет, став для малыша великой школой жизни.

Семь признаков кризиса трех лет.


Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм . Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, но может слушаться других.

На первый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется, например, ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.

Негативизм - акт социального характера: он более всего адресован конкретным людям. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, не горячее» и так далее.

В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с взрослым человеком. Мотив поведения находится уже вне конкретной ситуации. Помните: негативизм не является патологией или изощренным желанием ребенка досадить взрослому.

Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Ребенок ведет борьбу за свою автономию, борьбу за свое право выбора, являющуюся совершенно необходимым условием для личностного развития. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, малыш оказывается в условиях, неблагоприятных для обретения опыта, жизненно необходимого для формирования его личности.

Если на данном этапе жизни «нет» маленького человечка полностью игнорируется взрослыми людьми, то мальчик или девочка могут извлечь для себя не лучший жизненный урок. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики и девочки, радующие родителей и учителей послушанием, далеко не всегда могут сказать «нет», когда старшие товарищи предлагают им принять участие в неблаговидных поступках.

Взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Быть может, он слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках. Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребенком.

Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры с малышом, не будут пытаться «искоренить крамолу» в зародыше и настаивать на своем. При этом негативизм можно превратить в игру, обучающую малыша выражать свои желания и намерения иначе. Можно, например, сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могла бы сыграть мама. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризной маленькой мамы», подсказав тем самым, как лучше всего себя вести.

На этом примере хорошо видно, что правильная позиция родителей, безусловно, важна. Но важны и приемы, с помощью которых они могут «с честью» выйти из сложной ситуации во взаимоотношениях с ребенком.

2. Упрямство . Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе точно нужна?

Через минуту интерес к машинке пропал, и она валяется без колес. Объяснение простое: на самом деле ребенку и шарик, и машинка не интересны, но ему важно настоять на своем. Если мама не купит - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес, и ваш малыш будет долго с ней играть.

Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым. Он требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.

Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямство отличается от настойчивости тем, что упрямый ребенок продолжает настаивать на своем решении, хотя ему этого уже не так сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Отечественные психологи приводят такой пример упрямства: «Бабушка просит трехлетнего Вову съесть бутерброд. Вова, играющий в это время с конструктором, отказывается. Бабушка просит его снова и снова, принимается уговаривать. Вова не соглашается. Бабушка подходит к нему через сорок минут и опять предлагает съесть бутерброд. Вова, который уже проголодался и не прочь съесть предлагаемый бутерброд, грубо отвечает: «Сказал - не буду есть твой бутерброд! Ни за что не буду!» Бабушка, расстроившись и обидевшись, начинает отчитывать мальчика: «Так с бабушкой нельзя разговаривать. Бабушка старше тебя в двадцать раз. Я лучше тебя знаю, что тебе надо есть».

Вова опускает голову вниз, ноздри его шумно раздуваются, губы плотно сжаты. Бабушка же, увидев опущенную голову внука, думает, что она «победила», и уже благодушно спрашивает: «Ну что, Вова, будешь есть бутерброд?» Вова вместо ответа кидает на пол детали конструктора, топчет их ногами и кричит: «Не буду, не буду, не буду есть твой бутерброд!» Он плачет от того, что, давно уже хочет есть, но не знает, как достойно выйти из создавшейся ситуации и отказаться от своего слова.

Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, бабушка может «выиграть битву», заставив ребенка сделать то, что она требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить неконструктивную манеру поведения взрослого, и сам будет действовать подобным образом в дальнейшем.

Как правильно вести себя с упрямым ребенком?

  • Проявляйте чуткость. Поменьше вмешивайтесь в действия ребенка, не торопите его. Порой маме бывает что-то удобнее сделать за ребенка, например, одеть, накормить, убрать и т.д., но не спешите. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, убирает рассыпанные игрушки и причесывает себя перед зеркалом. Наберитесь терпения. Этот период в отношениях с ребенком является не только его болезнью роста, но и экзаменом для взрослых.
  • Будьте более гибкими и находчивыми. К примеру, ребенок отказывается кушать, хотя вы точно знаете, что он уже должен порядком проголодаться. Не упрашивайте его. А, например, накройте на стол и посадите рядом игрушку. Изобразите, будто она пришла на обед, и просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и покормить ее. Результат бывает потрясающий: многие дети, увлекшись игрой, садятся рядом с игрушкой и как-то незаметно для себя вместе с ней съедают содержимое тарелки.

Или еще пример: «Не буду надевать варежки (снимать пижаму, мыть руки и т.д.!» Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем)». Ребенок обычно сразу начинает надевать варежки, снимать пижаму и т.д. Вот такие «маленькие хитрости», позволяющие не доводить общение до конфликта!

  • Трехлетние дети ожидают от близких людей признания своей независимости и самостоятельности. Поэтому расширяйте права и обязанности малыша. Позволяйте ему в разумных пределах проявить свою самостоятельность.

Ребенку хочется помочь маме навести порядок, - отлично! Дайте ему в руки тряпку, веник или пылесос и не забудьте о похвале. Если родители в этот период начинают предоставлять малышу больше свободы, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают различать те области жизни, в которых он действительно может вести себя почти как взрослый, и те, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве.

3. Строптивость . Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться. Например, ребенок уже умеет кушать ложкой, но он может наотрез отказываться есть самостоятельно.

В отличие от негативизма, строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем реакцию, которой ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее поведение тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем, зачастую он не умеет этого делать, но, тем не менее, требует полной самостоятельности.

Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций, могут решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые должны обязательно запретить ребенку делать это (например, переходить дорогу, включать газ).

4. Своеволие . Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт . Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

Подними, я не могу! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание . Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Трехлетний ребенок может отбросить или даже сломать обожаемую игрушку (обесцениваются любимые в прошлом вещи). Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

7. Деспотизм и ревность .

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

В семье с единственным ребенком часто может проявляться деспотизм сына или дочери. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.

Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше, «главнее».

Чтобы не произошло подобного, родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были. Любой ребенок нуждается в том, чтобы мама или папа в течение, пусть самого непродолжительного, времени «принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было.

Таковы основные симптомы кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис проявляется главным образом в таких чертах, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка в логике «Нет!». Это протест маленького человека, требующего самостоятельности, переросшего те нормы взаимодействия и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

Все симптомы находятся вокруг оси «Я» ребенка и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяется отношение ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые его «водили за руку», а теперь у него появилась тенденция «ходить самостоятельно». Появляется личное действие и сознание «Я САМ», «Я ХОЧУ», «Я МОГУ», «Я ДЕЛАЮ» (именно в этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я»).

Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребенке, если родители, во что бы то ни стало, стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность своего чада. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты.

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим человеком и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе с взрослыми, но и с самим собой.

Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу самому гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, буря настигает его изнутри. Вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает родителей (не специально, конечно!), поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

Кстати, кризис трех лет похож на подростковый кризис. И от того, насколько мудро поведут себя родители, в большой степени будет зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости.

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну, почти), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому он научится и как сможет самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: В черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или с машинкой? Ложкой или вилкой?).
  • Не заставлять, а просить помочь: «Сережа, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже сынок крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Необходимо рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит, начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем очень часто на людях. Что делать тогда?

  • На ультимативное требование ребенка говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется потерпеть. Пойдешь на поводу, и истерика станет у ребенка привычным инструментом манипуляции родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем, как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь, придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы - иногда это тоже помогает успокоить. Например, мама говорит: «Коля, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб. По пути купим фломастеры, будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне очень неприятно, что получился такой крик…» или «Я так сердита на то, что произошло, что мне прямо самой кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Типичными ошибками родителей в период кризиса трех лет их ребенка заключается в отсутствии у них твердой позиции, четкой определенности, чего и как требовать от ребенка, как именно учитывать особенности данного возрастного этапа. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом о принципах воспитания, что создает дополнительные трудности. Ошибочен также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Последствием типичных родительских ошибок становится формирование «порочного круга»: ошибки «подстегивают» негативные эмоции ребенка, а их увеличение приводит к увеличению растерянности родителей, неуверенности в себе, к эмоциональным срывам.

Правильные действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла его поступков. Они опираются на четкую позицию, определяющую, когда, как и на чем настаивать, с чем в поведении ребенка мириться, какие воспитательные приемы полезно использовать.

Чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях . При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Полезно иметь в запасе различные педагогические приемы, позволяющие родителям помочь своему ребенку успешно миновать кризис и взойти на новую возрастную ступень развития личности.

Вы отпраздновали третий день рождения ребёнка, который стал всё больше походить на взрослого как внешне, так и внутренне – психологически. Он неплохо говорит, знает много слов и задаёт множество вопросов. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями.

Что умеет ребёнок в 3 года?

  • Быстро бегает, великолепно сохраняет равновесие, прыгает на двух ногах.
  • Может перепрыгнуть через невысокое препятствие.
  • Катается на трёхколёсном велосипеде.
  • Играет в мяч: хватает, кидает, ловит и бьёт по нему ногой.
  • Детки в 3 года с радостью используют раскраски для детей. Многие уже могут нарисовать вполне различимый, цветной рисунок на чистом листе бумаги без контуров.
  • Кроме белого и чёрного ещё знает и называет четыре основных цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий.
  • Хорошо разговаривает, составляет предложения из 5–7 слов. Использует прилагательные, наречия, множественное число. Может произнести своё имя и фамилию, сосчитать до трёх, знает свой возраст.
  • Самостоятельно чистит зубы, умывается, знает, где его полотенце и пользуется им.

Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании. Чувствительны к похвале или осуждению. Проявляют широкий спектр эмоций, бывают упрямы и капризны, если им отказывают в том, что хочется. Не любят ограничений, когда ограничивают их подвижность – непослушны, эмоционально напряжены.

Развитие в 3 года

За 3 года ребёнок сформировался в полноценную личность, у него есть характер со своими особенностями, привычки, собственный тип фигуры, даже своё чувство юмора. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Поддерживает беседу в форме «вопрос – ответ». Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?».

Ребёнок в 3 года отличается неплохим психомоторным развитием, он значительно выносливее деток младше его. Совершает длительные прогулки пешком, за время которых получает огромное количество новых впечатлений, существенно увеличивая знания об окружающем мире. Гуляя с вами по парку, малыш может буквально засыпать вас вопросами, порой даже раздражая. Нужно проявлять терпение и ни в коем случае не показывать, что его вопросы нервируют вас. Для ребёнка всё ново, а если вы подавите его исследовательский интерес сейчас только потому, что устаёте от наивных детских вопросов, это неблагоприятно скажется на дальнейшем развитии крохи.

Любимое занятие детей в 3 года – рисование и раскрашивание. Покажите вашему малышу, как пользоваться цветными мелками, как закрашивать раскраски. Мелкая моторика развита хорошо, карапузу не составит большого труда освоить такое простое и полезное для него дело, как раскрашивание персонажей любимых мультфильмов, забавных зверушек и других чёрно-белых картинок. Многие детки этого возраста с удовольствие рисуют мелками на асфальте, цветными карандашами на чистых листах бумаги, некоторые осваивают даже акварельные краски.

С точки зрения психологии, рисунки в 3 года рассматриваются как своего рода детская речь, как подготовка к письму. В рисунке малыша отражается его мировоззрение, отношение к действительности, по рисунку сразу можно определить, что для ребёнка в 3 года является важным, что его беспокоит, о чём он мечтает.

Уход в 3 года

Многие родители отдают своих детей в детский садик в возрасте 3-х лет. У работающих мам нет особого выбора: отпуск по уходу за ребёнком закончился и его нужно куда-то пристроить. Хорошо, если рядом живут неработающие бабушки, которые не возражают взять внука или внучку к себе, но такое есть далеко не во всех семьях. Позволить себе наём няни также могут не все. Да и неработающие мамы часто устают от непоседливого малыша и предпочитают отдать его в садик, чтобы хоть немного отдохнуть и посвятить немного времени себе.

Все детки индивидуальны, а поэтому решать, можно ли отдавать ребёнка в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора – конечно, малыш пойдет в детский сад. Но в этом случае следует заранее позаботиться о том, чтобы ваше чадо успешно адаптировалось в новом окружении – водить в группы малышей, приучать к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые лица, свежие впечатления, весёлые игры с одногодками.

Если ваш трёхлетний кроха сильно привязан дому и родителям, а любое расставание даже на непродолжительное время вызывает протест – не спешите с садиком. Поскольку стресс, который испытает ребёнок при расставании с мамой и резким изменением окружения, может оказаться столь сильным, что приведет к психологической травме и в будущем скажется отрицательно, особенно на его общении с ровесниками.

Питание в основном такое же, как у взрослого человека. Если нет пищевой аллергии, отдельно готовить для трёхлетки не нужно. Старайтесь включить в рацион побольше свежих овощей, фруктов, поменьше жирного, копчёностей. Избегайте использовать много пряностей. Алкоголь противопоказан совершенно.

Сон практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час–два укладывать трёхлетку спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём – систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.

Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену : малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет. Для профилактики заболеваний лучше повесить отдельное детское полотенце. Покажите ему, где оно висит, и регулярно меняйте его на чистое.

Занятия с ребёнком в 3 года

Любые занятия в 3 года следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы карапуз в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» – это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша – дарите ему открытки или самодельные медальки.

Стройте «пирамиды» из кубиков и коробок, бросайте лёгкий надувной мячик и помогайте ловить его, вместе рисуйте на асфальте цветными мелками, можно даже попробовать поиграть в догонялки – вариантов огромное множество – главное, чтобы вам и ребёнку было весело и интересно.

Если малыш не ходит в детский садик, помните, что следить за правильным режимом нужно вам. Прогулки в данном возрасте не мене важны, чем раньше. Ребёнок не должен сидеть всё время дома, особенно за компьютером или телевизором. Не более двух часов ежедневно посвящайте играм или гулянию на свежем воздухе.

Похожие публикации