Где чье место? Знания и власть в организационной иерархии. Контрольная работа: Диагностические методики

Развиваясь, приобретая все новые и новые черты, воображение становится все более подвластным ребенку и непосредственно связанным с развитием личности.

Итак, мы с вами подошли к вопросу о развитии воображения в дошкольном возрасте. Но прежде чем перейти к этому, — еще одна методика — игра «Где чье место?».

«ГДЕ ЧЬЕ МЕСТО?»

Помните одну из ваших первых игр с ребенком? Вы долго учили его, что корова мычит «му», а петушок кричит «ку-ка-ре-ку», потом спрашивали малыша: «Как кричит петушок?», а он вам старательно отвечал: «Ку-ка-ре-ку».

Но бот повторение выученного превратилось в игру: на хорошо известный вопрос «Как кричит петушок?» ребенок отвечает «My» и весело смеется. Что произошло? В чем же психологический смысл этих изменений?

Ребенок впервые пытается шутить, и делает он это только благодаря воображению. Он начинает понимать: вас не интересует, как кричит петушок, вы прекрасно знаете, как он кричит, и знаете, что ребенок это знает, вы просто общаетесь с ним. И он, осознавая, что отвечает неверно, вступает в игру. Конечно, малыш так не формулирует, но подобные шутки — это результат открытий ребенка, открытий, без которых он не сможет понять и познать окружающий мир и без которых невозможно его дальнейшее психическое развитие.

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой (в данном случае с коровы на петушка). Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение.

На этом принципе и основана вторая игра-методика, которую мы назвали «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности. Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, молено использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

Автор методики Кравцова Е. Для того, чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности, смоделировать в уме всю ситуацию целиком и перенести функции с одного объекта на другой. Другими словами, ребенок должен проявить воображение.

На этом принципе и основана игра - методика «Где чье место?». Психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется рисунок (см.приложение). Отдельно вырезаются вставки- кружки.

Инструкция: « Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные места». Объясни, почему они там оказались.

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут решать эту задачу по–разному.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные места», а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна там быть. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие места», то малыш будет смеяться, но объяснить, почему они там оказались – не сможет. Если от ребенка удается добиться какого-нибудь ответа, то они будут шаблонными: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду- что она спряталась» и т.д.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки в «необычные места», но объяснение, почему они там оказались, у них будет вызывать трудности.

Некоторые даже начнут ставить фигурки на места. Рассказы школьников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере дети стараются это доказать.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие места» и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную им задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение и т.п. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживил картинку», а затем следует фантазия –рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер и все предметы разбежались». Далее следует сказочный рассказ. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, картинки в единый сюжет.



С помощью данной методики мы провели диагностику воображения младших школьников в МОУ Николо-Кропоткинской ООШ с 1-го по 4-ый класс. Возраст детей - от 7 до 10 лет. Всего в начальной школе 21 ученик. Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в течение недели. При выполнении этой методики были использованы: стимульный материал (см.приложение) - листы формата А4 с изображением на них картинки, на которых были выделены пустые места. Отдельно давались картинки- кружочки, которые дети должны были поставить на «необычные места». Прежде, чем раздать листы с заданием, детям было дано объяснение, что именно они будут делать (такой шаг дает возможность вызвать у них заинтересованность и создать мотивацию к выполнению задания). Перед началом выполнения задания, ребенку была зачитана инструкция. Для этого был использован следующий текст: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные места». Когда расставишь кружочки, расскажешь мне, почему они там оказались». Используй свое воображение и у тебя все получится». Целью данного метода было определение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста. Сначала нужно отметить, стоит ли засчитывать результат. Те варианты, которые не соответствуют заданиям, не учитываются.

Начало формы2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация

После проведения диагностики в начальной школе мы получили такие результаты.

1 класс - три ученика.

Таблица I

Если учитывать то, что дети с первым уровнем развития воображения ставят фигурки на свои законные места, то ученики первого класса ставили фигурки на «необычные места». Объяснения, «как они там оказались» вызывали у них затруднения. Это говорит о том, что у детей первого класса второй уровень развития воображения.

В процентном соотношении будет:

100% детей в классе имеют второй уровень воображения.

2 класс – 7 учеников.

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица II

По результатам диагностики учащихся второго класса можно проследить, что два мальчика имеют третий уровень воображения. В своем объяснении они использовали полноценный рассказ. Трое учащихся не смогли расставить кружочки по инструкции. Это говорит о том, что дети имеют слаборазвитый уровень воображения -первый. Двое учащихся имеют второй уровень воображения.

Так же можно привести процентное соотношение:

29% детей в классе имеют второй уровень воображения,

29% детей в классе имеют третий уровень воображения,

42 % детей в классе имеют первый уровень воображения.

3 класс - 5 учащихся.

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица III

По результатам проведения диагностики в 3-ем классе мы видим, что двое учащихся имеют третий уровень воображения и трое учащихся – второй уровень. Дети с третьим уровнем развития воображения придумывали фантазийные истории.

Приведем результаты в процентном соотношении:

40 % детей имеют третий уровень развития воображения,

60 % детей имеют второй уровень воображения.

4 класс – 6 учащихся.

Представим результаты в виде таблицы.

Таблица IV

По результатам проведенной диагностики мы видим, что один учащийся имеет третий уровень развития воображения, два ученика – первый уровень воображения и три ученика – второй уровень воображения.

Приведем процентное соотношение:

17% детей имеют третий уровень воображения,

50% детей имеют второй уровень воображения,

33% детей имеют первый уровень воображения.

По результатам диагностики младших школьников в данной школе можно сделать вывод, что большинство детей обладают вторым уровнем развития воображения. Третьим уровнем воображения обладают дети в основном с хорошей успеваемостью, живущие в полной семье, которые ведут активный образ жизни, участвуют в жизни класса, посещают дома культуры

(с участием в разных праздничных мероприятиях). Соответственно у них хорошо развит кругозор. Первый уровень развития воображения имеют те учащиеся, которые постоянно играют в планшет, постоянно сидят у телевизора, мало общаются со сверстниками, нигде не принимают участие. Можно сказать, ведут малоактивный образ жизни. Таких детей сложно чем- то заинтересовать.

Представим результат в диаграмме:

Таким образом, методика - игра «Где чье место?» позволила нам определить уровень развития воображения у детей и установить одну особенность этой функции - творчески применять знания в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. Эту особенность обеспечивает одно из важнейших свойств воображения – умение мысленно выделять некоторую функцию в одном предмете и переносить ее на другой предмет.

По итогам диагностики мы увидели, что в основном дети младшего школьного возраста в данной школе в данное время имеют второй уровень развития воображения. Может это связано с индивидуальностью и личностью ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении личности, формировании жизненного опыта. Для этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.

Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, на ощущение. Если мы ярко представляем себе какое- нибудь значимое событие, то мы будем ждать это событие с нетерпением и радостью. Л.С. Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения». Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения.

Решая мысленную задачу, ребенок использует какую-то информацию. Но бывают ситуации, когда имеющейся информации не хватает. Мышление в этом случае бессильно без работы воображения и фантазии. Воображение обеспечивает познание. Это общее значение функции воображения и у детей и у взрослых.

Особенно в младших классах велика роль учителя в развитии детей. В этот период для ребенка не так важен статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителей. Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в руках учителя. Только он умело используя их, можно добиться высоких результатов.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Воображение расширяет и углубляет процесс познания. Прежде чем изменить что-то, нужно изменить это мысленно.

В моем исследовании результаты не показали высокого уровня развития воображения младших школьников. Это можно объяснить тем, что работа по развитию воображения требует времени, системы.

Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Воображение развивается не само по себе, оно требует определенных условий и прежде всего, организации правильной учебно-воспитательной работы.

Изучая печатные и электронные источники по вопросу воображения, я пришла к выводу, что каждый ребенок обладает своим талантом, способностью создавать и воспроизводить возникающие у него образы.

Список литературы

Диагностика уровня развития воображения

Методика «Где чье место?»

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком - общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой . Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Ля проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Тдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: «В нимательно рассмотри рисунок и поставь кру жочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображе ния дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кру жочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Неко торые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очу тился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что соба ка подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некото рые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смот рят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из кото рой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбе жались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ста вят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

Контрольная работа

по предмету:

"Общий психологический практикум"

на тему: "Диагностические методики"

Выполнила: студентка гр.1861з

Курнышкина М.Н.

Проверила: асс. клин. каф.

Барнаул 2010

Тест "Заучивание 10 слов"

Методика "Где чье место?"

1) Диагностика эмоциональной сферы

Личностная шкала проявления тревоги

Автор методики Дж. Тейлор, (год создания 1953). Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав ММРI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т.А. Немчиным (1966 г.). Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции обследуемый откладывает вправо и влево карточки в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя не легко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком серьезно.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

диагностика психологическая тест методика

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я - человек легковозбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Я обычно чувствую себя неуютно в окружении незнакомых людей.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ "да" на высказывания 14, 15, 16,17, 18, 19,20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32,33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48,49, 50 оценивается в 1 балл.

"Нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1балл.

Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

В 1975 г.В.Г. Норакидзе дополнил этот опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

2) Диагностика психических процессов (памяти)

Тест "Заучивание 10 слов"

Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке".

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, - ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате протокол опыта принимает следующий вид:

Спустя час

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид (рис.2.1).

Рис.2.1 Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз (рис.5), иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Рис.2.2 Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т.е. о фиксации следов воспринятого.

3) Диагностика уровня развития воображения

Методика "Где чье место?"

Автор методики Кравцова Е. Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком - общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение

На этом принципе и основана игра-методика "Где чье место?". Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: "Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в "необычные" места. Объясни, почему они там оказались".

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. "В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на "чужие" места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: "Я волшебник, я оживлю эту картинку", а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: "На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались". Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

Рис.2.2 Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т.е. о фиксации следов воспринятого.

3) Диагностика уровня развития воображения

Методика "Где чье место?"

Автор методики Кравцова Е. Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком - общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение

На этом принципе и основана игра-методика "Где чье место?". Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: "Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в "необычные" места. Объясни, почему они там оказались".

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. "В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на "чужие" места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: "Я волшебник, я оживлю эту картинку", а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: "На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались". Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

Похожие публикации