Игрушка петрушка своими руками из ткани. Мастер-класс по изготовлению куклы-потешки своими руками в технике папье-маше

Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.

Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений - веселого озорника Петрушки.

У куклы-петрушки нет туловища: она состоит из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище.

Рука кукольника может расположиться внутри куклы по-разному - от этого меняется устройство, а с ним и выразительные возможности куклы-петрушки. Наиболее часто встречаются два способа управления куклой-петрушкой:
1) указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони (рис. 1 );
2) указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец - в один рукав, безымянный и мизинец - в другой (рис. 2 ).

Сравнивая даже такие наиболее простые системы управления и обусловленные ими конструкции, мы видим, что и «жизнь» этих кукол несколько разнится. У куклы на рис. 1 очень подвижная шея, но поворот головы у нее связан с поворотом корпуса. Кукла на рис. 2 не обладает такой гибкой шеей, зато она свободно вертит головой, не поворачивая корпуса. Для этого достаточно пошевелить пальцами, вложенными в голову.

Можно управлять куклой так, как это показано на рис. 3 . Такая кукла по внешнему виду больше приближается к человеческой фигуре. Недостаток данного способа управления заключается в том, что подогнутый безымянный палец при мало тренированной руке затрудняет игру актера.

На рис. 4 изображена кукла, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.

Существуют разные способы управления куклой одновременно обеими руками (рис. 5 и 6 ). Каждый из них обуславливается теми или иными функциями куклы. Так, например, кукла, изображенная на рис. 5 , имеет очень подвижную левую руку, которая может вращаться даже в кисти.

Есть и такая редкая разновидность кукол (рис. 7 ), у которых верхняя часть корпуса образует единое скульптурное целое с головой, а руки двигаются только от локтя. Управляются эти куклы следующим образом: большой палец и мизинец актера являются руками куклы, а три остальных пальца поддерживают корпус.

Пальцы кукольника могут иногда входить не непосредственно в рукава костюма куклы, а в чехольчики, прикрепленные в свою очередь к рукавам куклы. Такая кукла требует особого покроя платья (рис. 8 ).

И, наконец, среди кукол, надеваемых на руку, следует отметить групповые куклы, иногда применяемые в массовых сценах на задних планах. В таких случаях на каждый палец исполнителя надевается по маленькой куколке (рис. 9 ) или же все пять персонажей соединяются на одной общей перчатке (рис. 10 ). Это помогает быстрее надевать кукол и увереннее управлять ими. Костюмы персонажей создаются посредством аппликации или раскраски отдельных частей перчатки.

Рис. 11 показывает групповую куклу, объединяющую три персонажа. Большой палец и мизинец актера управляют левой рукой одного из крайних персонажей и правой рукой другого. Остальные четыре руки остаются без движений (они могут даже отсутствовать вовсе).

Этим, конечно, не исчерпываются все возможности управления куклой, надетой на одну или на обе руки актера. Новые задачи порождают и новые разновидности театральной куклы. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и используется в зависимости от того, насколько данный тип куклы помогает актеру и режиссеру выполнить задачи, которые они ставят перед собой при воплощении того или иного образа.

Туловище

Туловищем куклы-петрушки является рука актера, введенная в трехпалую перчатку, прикрепляемую к голове. Размеры и покрой перчатки зависят от системы управления куклой и от величины руки кукловода. Ясно, что каждая разновидность кукол требует своего покроя перчатки. Перчатка должна плотно облегать руку кукловода, вместе с тем не связывая ее движений. Поэтому перчатка шьется с примеркой, причем актер во время примерки держит свои пальцы в «рабочем» положении, то есть так, как будто он фактически управ ляет куклой. Материал для перчатки лучше брать прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движения руки. Таким материалом может служить, например, бязь.

Если перчатка является одновременно и костюмом куклы, то материал для нее подбирается соответствующего цвета и рисунка; часто на материю, из которой сшита перчатка, нашивается аппликация или наносится рисунок краской. Такая перчатка-костюм кроится не вплотную по руке кукловода, а несколько свободнее, чтобы замаскировать форму введенной в нее человеческой руки (рис. 12 ).

Это примитивный способ костюмировки, встречающийся, как правило, только в самодеятельных кружках. В профессиональных театрах поверх перчатки обычно надевается специальный костюм, скрадывающий неминуемую «кривобокость» петрушечной куклы, связанную с асимметричностью кисти человеческой руки. В некоторых случаях при помощи костюма стараются приблизить форму куклы к форме человеческого тела, подбивая ватой плечи, спину, грудь. Следует предостеречь от излишнего увлечения такими толщинками - они затрудняют движения пальцев кукловода и уменьшают выразительность куклы.

Для куклы, изображенной на рис. 8 , перчатка не шьется. Чтобы костюм сохранял форму, он делается из плотной материи или кладется на подкладку. Костюм прикрепляется к шее. Плечи делаются из туго набитых ватой мешочков, и к ним пришиваются руки, сделанные из картонных трубочек или из материи, туго набитой ватой. Рука имеет свободный сгиб в локте. Для большого пальца и мизинца к костюму пришиваются два чехольчика (в цвет платья) примерно на уровне талии. Концы их прикрепляются к запястьям рук куклы.

Материал для костюма куклы может быть еще более плотным, чем для перчатки. Однако и тут должны быть установлены известные границы. Для кукол, надеваемых на руку, следует избегать применения таких тяжелых материалов, как парча, атлас, толстый бархат, - они затрудняют жестикуляцию кукол, топорщатся, ложатся грубыми, некрасивыми складками.

Голова

Голова петрушечной куклы делается размером в среднем 8-10 см (в детских самодеятельных кружках этот размер соответственно уменьшается и может доходить до 5-6 см ).

Голову больших размеров не следует делать: это не только не увеличит, но, наоборот, уменьшит выразительность куклы. Дело в том, что туловище куклы-петрушки увеличить невозможно - оно соответствует размерам руки актера. А непомерно большая голова на маленьком туловище производит неприятное впечатление. Кроме того, большая голова заслоняет руки куклы и сковывает их движения.

Голову куклы лепят обычно вместе с шеей, причем с небольшим наклоном вперед. Особенно надо следить за тем, чтобы голова по отношению к шее не была задрана кверху: в ином случае зритель, который смотрит на куклу снизу, будет видеть ее лицо в неправильном раккурсе.

Когда требуется кукла с гибкой подвижной шеей, голову рекомендуется лепить без шеи, ее заменяет непосредственно палец кукловода, вставленный прямо в голову и прикрытый материей или трикотажем. В этом случае кукла управляется так, как показано на рис. 1 . Куклы животных (собак, зайцев) лепятся обычно без шеи. Это обуславливается иным расположением у них головы в отношении туловища, чем у кукол, изображающих людей.

Голова может быть сделана с большей или меньшей степенью условности, вплоть до того, что головой может служить шарик с наклеенными или нарисованными ушами, носом, ртом и глазами. Если куклы с головами-шариками применены к месту и выполнены талантливо, они могут обладать большой выразительностью (как, например, эстрадные куклы С. В. Образцова).

Трудно дать точные указания по скульптуре кукольной головы. Тем не менее существуют некоторые правила, проверенные временем и театральной практикой.

В кукольной голове прорабатываются только основные, наиболее характерные черты лица: мелкие детали, например морщины, зритель все равно не увидит.

Кукла на ширме почти все время повернута к зрителю профилем. Поэтому профиль у куклы должен быть ясный и выразительный. Если кукла «беспрофильная», для зрителя часто остается непонятным, в какую сторону она повернулась и в какую сторону смотрит.

Создавая у куклы характерную выразительность лица (маски), соответствующую тому или иному образу, нельзя придавать ей застывшее выражение какой-нибудь определенной эмоции, так сказать, «мимику данной минуты». Можно делать куклу веселой, но нельзя делать ее с застывшей улыбкой. Персонаж, непрерывно улыбающийся на протяжении всей пьесы, быстро надоедает.

Голову куклы делают чаще всего из папье-маше, а также из дерева, из материи или из трикотажа, набитого ватой.

Процесс резьбы деревянных голов сложен и требует опытной руки мастера-специалиста. К тому же голова из дерева значительно тяжелее, чем голова из папье-маше. В силу этих соображений деревянные головы применяются редко. Они предпочитаются только в тех случаях, когда в голове куклы надо смонтировать сложный механизм, который трудно укрепить в папье-маше.

Для приготовления деревянной головы берут выдержанную сухую липу. Дерево обрабатывают при помощи острых ножей и стамесок. Чтобы голова была легче, ее делают полой, выбирая дерево через затылок и шею (отверстие в затылке потом закрывают париком). Или же, распилив голову пополам, выбирают дерево из обеих половинок, а затем соединяют их между собой тонкими гвоздиками и столярным клеем.

Куклы с головой из ваты, обтянутой материей или трикотажем, применяются главным образом в самодеятельных кружках, да и то сравнительно редко. При этом примитивном способе поделки кукольные головы обычно не сохраняют нужную форму, и на них плохо ложится краска.

Чаще всего в практике театров кукол применяются головы из папье-маше. Существует два способа их изготовления: 1) обклейка бумагой глиняного или пластелинового слепка снаружи и 2) выклейка по гипсовой форме изнутри.

Первый способ значительно проще, но дает сильное искажение модели. Прибегать к нему лучше в тех случаях, когда голова настолько велика, что это затрудняет отливку гипсовой формы; кроме того, при больших размерах и искажения будут менее заметны. Наружную обклейку применяют также при изготовлении из папье-маше отдельных декоративных деталей и бутафории.

Модель, то есть первоначальную скульптурную форму, рекомендуется лепить из пластелина, так как в глине все время приходится поддерживать необходимую степень влажности.

Когда модель готова, заваривается клейстер. Для этого в холодной воде разводится ржаная или пшеничная мука до густоты сметаны. Клейстер варят на слабом огне, все время помешивая, чтобы он не пригорел.

Во время кипячения в муку добавляется немного очень жидкого столярного клея. Когда после непродолжительного кипячения клейстер загустеет, он считается готовым.

Применять для выклейки папье-маше столярный клей в чистом виде не следует - получится хрупкая голова, которую к тому же трудно раскрашивать.

Для изготовления папье-маше подходит любой сорт непроклеенной бумаги - газетная, оберточная и т.п. Глянцевая бумага для этого не годится.

Перед обклейкой модель смазывают вазелином или каким-нибудь иным жиром.

Предназначенную для обклейки бумагу рвут на маленькие кусочки (приблизительно 2 x 2 см ). Резать бумагу ножницами или ножом не следует: надо, чтобы края каждого кусочка были мягкими.

Первый слой, прилегающий непосредственно к модели, состоит из кусочков бумаги, смоченных в воде. Начиная со второго слоя, бумажки смазываются клейстером и накладываются слоями поверх обклеиваемой формы. При накладывании кусочки бумаги должны заходить краями один на другой. Каждый кусочек тщательно разглаживается, чтобы бумага не собиралась в морщинки. В тех местах, где на модели имеются неровности (глаза, нос, рот), бумажки крепко проминаются пальцем.

Таким образом, модель обклеивается четырьмя или пятью слоями бумаги. Если бумага тонкая, то количество слоев увеличивается до шести-семи. Чтобы не ошибиться в счете слов и не сделать в одном месте толсто, а в другом тонко, пользуются бумагой двух разных цветов: один слой накладывается одного цвета, другой - другого.

В тех случаях когда требуется повышенная прочность (особенно если голова делается больших размеров), количество слоев доводится до восьми-десяти.

Еще лучше, оставив обычные пять слоев бумаги, проложить между ними два слоя марли. Это не очень утяжелит голову, зато значительно увеличит ее прочность.

Голову после обклейки просушивают, только не прямо над огнем, иначе она покоробится. Для ускорения сушки можно воспользоваться духовкой, не очень сильно нагретой и непременно с открытой дверцей, чтобы пар мог свободно выходить.

Когда папье-маше высохнет, его разрезают острым ножом или бритвой, как указано пунктиром на рис. 13 , и осторожно снимают с глины обе половинки. Если форма носа или подбородка мешает снять папье-маше, то модель приходится разрушить.

Если форма лица не позволяет сделать разрез способом, показанным на рис. 13 , он делается так, как указано на рис. 14 . Однако к последнему способу прибегают лишь в случае крайней необходимости, так как продольный шов, сделанный через все лицо, при недостаточной опытности мастера может обезобразить куклу, к тому же голова с таким швом бывает менее прочной.

Сняв с глины обе половинки головы, папье-маше вновь соединяют по шву сначала нитками в двух трех местах, затем полоской тонкой материи на клею и, наконец, бумагой.

При втором способе с глиняной или пластелиновой модели сначала отливается гипсовая форма. Для этого модель смазывается вазелином или, лучше, подогретой смесью керосина со стеарином (в детских самодеятельных кружках последний способ применять не рекомендуется). Затем вокруг головы по линии разреза, показанной на рис. 13 , делается «барьер», то есть в глину втыкаются вплотную кусочки жести или картона (рис. 15 ). Такой барьер помогает точно отлить обе половинки гипсовой формы - одну для лицевой стороны, другую для затылочной (или одну для правой половины лица, другую для левой). Гипс разводится до густоты сметаны (на одну петрушечную голову идет от 0,5 до 1 кг гипса). Сначала заливают раствором гипса только одну сторону модели (до барьера), доводя толщину заливки по меньшей мере до 1,5 см . Для большей прочности толщину формы доводят иногда и до 3 см . Когда гипс хорошо застыл, но еще недостаточно затвердел, барьер удаляют и заливают гипсом вторую часть головы. Для этого сначала смазывается жиром верхний край первой половинки формы, то есть та поверхность гипса, которая соприкасалась с барьером из пластинок. Если этого не сделать, то в процессе заливки обе половинки могут наглухо соединиться, так что их невозможно будет разнять.

Когда гипс окончательно застынет, острым ножом отделяют одну половинку от другой и снимают их с глиняной модели (рис. 16 ).

Гипсовую форму изнутри покрывают шеллачным лаком. Это делает ее более прочной и дает возможность легче вынимать папье-маше.

Когда обе половинки гипсовой формы готовы, производится выклейка кукольной головы внутри формы точно так же, как если бы делалась обклейка головы снаружи: сначала укладывается слой бумаги, смоченный в воде, затем выклеиваются четыре-пять слоев, смазанных клейстером (бумага и в этом случае берется двух цветов). После просушки обе половинки головы вынимаются из формы, соединяются между собой, склеиваются и зачищаются по шву.

Таков самый простой способ изготовления папье-маше. Существуют более сложные рецепты, дающие повышенную прочность. Лицам, желающим подробнее ознакомиться с этим вопросом, рекомендуем обратиться к специальной литературе по театральной бутафории.

Прежде чем раскрашивать кукольную голову, папье-маше следует загрунтовать левкасом. Левкас приготовляется следующим образом: в разведенный жидкий столярный клей (200 г клея на 1 л воды) вливается немного олифы (одна столовая ложка на стакан клея), затем в него засыпают тонко просеянный мел или тальк (лучше всего мел пополам с тальком) так, чтобы получилась не очень густая тестообразная масса. Полученный таким образом левкас накладывают очень тонким слоем на папье-маше (толстый слой будет откалываться). Когда левкас высохнет, голову обрабатывают тонкой наждачной бумагой (шкуркой) до получения идеально ровной поверхности.

Для окраски головы следует применять только масляные краски. Клеевые, гуашь и другие - непрактичны, они пачкаются и стираются.

Чтобы окрашенная голова не блестела, ее, пока она не окончательно высохла, слегка припудривают тальком или мелом. В этих же целях масляную краску иногда наносят при помощи торца жесткой кисти для получения шероховатой поверхности.

Волосы, усы, брови, глаза прикрепляются к голове до окраски, так как на покрашенной поверхности они плохо держатся.

Волосы кукол делаются из веревок, мочалы, шелковых или бумажных ниток, меха и т.п. Выбор этих материалов зависит от вкуса художника и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть изображены чисто скульптурно.

Глаза делают из каких-нибудь блестящих предметов - кусочков стекла, бусинок, пуговиц и т.п. - или же просто рисуют. Но и в нарисованный глаз на место зрачка нередко вставляют какой-либо блестящий предмет.

Для того чтобы прикрепить глаз к голове, на его месте прорезаются две узкие щели. Кусочек материи с пришитой к нему пуговицей или бусинкой вклеивают в глазницу, а концы материл, смазанные столярным клеем, вводят в прорезанные щели и заделывают изнутри.

Если глаз нельзя пришить к материи, его вклеивают в углубление, сделанное для этого в папье-маше.

Прежде чем голову прикреплять к перчатке, надо приспособить ее к пальцам кукловода.

Шея куклы по диаметру должна соответствовать толщине пальца (или двух сложенных пальцев) кукловода. Если отверстие в шее слишком широкое, его суживают путем вклеивания картонной трубочки (так называемой патронки). Палец должен входить в шею до середины второго сустава. У головы, не имеющей шеи, снизу прорезается круглое отверстие, в которое вклеивается патронка для пальцев кукловода.

Перчатка прикрепляется к шее с наружной стороны так, чтобы приклеенная материя не выглядывала из-за воротника костюма. Соответствующая часть перчатки кроится с таким расчетом, чтобы она полностью обхватывала шею (рис. 17 ).

К голове, не имеющей шеи, перчатка прикрепляется следующим образом: к среднему пальцу перчатки, примерно в том месте, где приходится середина второго сустава, пришивается матерчатый кружок шириной до 2 см . После этого, надев перчатку на руку, вставляют палец в голову, а матерчатый кружок приклеивают к низу головы (рис. 18 ).

Руки

Руки - вернее, кисти рук - у петрушечной куклы делаются из разных материалов и разными способами в зависимости от тех задач, какие ставятся перед куклой. Руки могут быть жесткие, сделанные из дерева или папье-маше, могут быть мягкие, то есть сшитые из материи или трикотажа.

Жесткие руки имеют два существенных недостатка: во время игры они неприятно стучат одна о другую или при прикосновении к чему-нибудь жесткому и плохо берут предмет.

Мягкие руки кроятся в виде варежки, сшиваются, выворачиваются, подбиваются ватой и прострачиваются по линиям пальцев. Иногда делают каждый палец отдельно, причем петрушки часто ограничиваются четырехпалой рукой, так как издали зритель не видит, сколько у куклы пальцев.

Мягкие кисти рук пришиваются непосредственно к перчатке, так что палец кукловода входит в кисть кукольной руки, доходя приблизительно до середины ее ладони. Такими руками кукловод действует с наибольшей уверенностью. Он легко берет предметы, так как делает это почти непосредственно своими пальцами.

Однако у куклы, одетой в костюм, такая рука недостаточно видна, потому что она лишь немногим длиннее пальца кукловода. Для удлинения кукольной руки ее прикрепляют к картонной патронке, которую в свою очередь пришивают к перчатке (рис. 19 ). Но следует иметь в виду, что слишком длинная патронка не помогает, а, наоборот, стесняет жест куклы. Рука петрушечной куклы не имеет сгиба в локте, поэтому чересчур удлиненная рука, торчащая вперед или вбок, производит неприятное впечатление и выразительность жеста теряется.

Наиболее удобны руки на проволочном каркасе. Мягкая проволока (железная, медная, алюминиевая), выгнутая по контуру кисти кукольной руки, приделывается к патронке одним из способов, указанных на рис. 20 . Затем каркас обтягивается ватой и обшивается материей или трикотажем. Таким рукам можно придать любую форму, сгибая и разгибая каркас.

Обычно кукла-петрушка держит предмет обеими руками. При наличии проволочного каркаса кукла может держать предмет одной рукой (рис. 21 ), хотя брать его на глазах у зрителей она не сможет, для этого нужны особые приспособления.

Ноги

Ноги у кукол-петрушек бывают далеко не всегда. Кукла становится ногами на ширму лишь в очень редких случаях, так как при этом бывает видна рука актера. В некоторых случаях руку актера удастся более или менее удачно замаскировать длинным платьем или плащом (рука проходит между подкладкой и верхом). Но это допустимо, разумеется, далеко не в каждой пьесе и не для каждого персонажа. Кроме того, кукла, стоящая ногами на ширме, хуже передает походку человека, чем если она это делает условно, при помощи движения корпуса.

Чаще всего ноги у кукол-петрушек существуют для того, чтобы кукла могла ими играть сидя или лежа.

Нижняя часть ноги (до колена) делается из дерева, папье-маше или материи, набитой ватой. Верхней, бедренной частью ноги служит картонная патронка, прикрепленная к нижней части и образующая вместе с ней подобие коленного сустава. Ноги (или штаны вместе с ногами) прикрепляются к переднему краю перчатки (под рубашкой).

Управляет ногами вторая рука кукловода. Для ее маскировки в цвет костюма шьется рукав, достаточно широкий для того, чтобы в него могли пройти обе руки актера. Этот рукав пришивается к заднему краю штанов и к задней стороне перчатки под рубашкой (рис. 22 ).

Ногами можно управлять и при помощи проволочек, прикрепленных к каблукам (пяткам) куклы. Такие ноги могут делать, конечно, несколько иные движения, чем ноги, управляемые изнутри при помощи пальцев.

Иногда ноги изготовляются отдельно и только высовываются из-под костюма в тех случаях, когда это необходимо по ходу пьесы.

На рис. 23 изображена кукла, которая может стоять на грядке (передний верхний край ширмы), ходить, а также проделывать разнообразные акробатические номера: сгибаться в любую сторону, делать «шпагат» и т.д. Костюм этой куклы шьется с широкими шароварами - так, чтобы в каждую штанину могла поместиться рука кукловода.

Куклы-петрушки, изображающие животных

При помощи петрушечных кукол часто изображают не только человека, но и животных.

Общая схема устройства остается та же, однако у каждой куклы имеются свои особенности в зависимости от того, какого зверя или какое животное она изображает.

Когда кукла-животное должна выглядеть стоящей на четырех ногах, то патронка в голову вклеивается не вертикально, как у куклы, изображающей человека, а почти горизонтально.

Туловища зверей шьются из меха, плюша, бархата, трикотажа, байки и т.п.

Применяя мех, надо выбирать шкурки с мягкой кожей, чтобы не стеснять движения руки актера. Если мех подходит для данного животного по своему ворсу, но отличается цветом, его можно подкрасить анилиновой краской.

Применение естественного меха животного, изображаемого данной куклой, не всегда бывает удачным. Это допустимо главным образом в тех случаях, когда само животное и кукла, его изображающая, не очень разнятся между собой по величине. Так, если кукла, изображающая медведя, имеет рост в полтора метра, то лучше делать ее из настоящего медвежьего меха. Петрушечную же 40-сантиметровую куклу из медвежьего меха делать нельзя: длинный ворс исказит форму, и кукла перестанет походить на медведя. В этом случае куклу медведя лучше сделать из цигейки или бобрика.

Бархат и плюш хорошо имитируют мех таких животных, как обезьяна, олень, тигр и т.п. Но, вообще говоря, необязательно, чтобы материал, взятый для туловища животного, точно передавал натуральный вид шкуры этого животного. Хорошо сделанная трикотажная собака или корова из байки тоже достаточно правдиво выглядят на ширме.

В некоторых случаях байку или трикотаж для большей выразительности отделывают кусочками меха или подкрашивают анилиновой краской. Голова животного раскрашивается или же оклеивается тем материалом, из которого сделана и кукла.

Таких животных, как собаку, медведя, обезьяну, чаще всего делают простыми петрушками. Однако существует много животных, которых невозможно изобразить при помощи кукол, надеваемых на руку, и их приходится делать иным способом (см. главу 3).

Гусь (рис. 24 ). Кукла шьется из трикотажа. Клюв делается из папье-маше. Голова слегка подбивается ватой, чтобы лучше держалась форма; туловище, кроме шеи, целиком набивается ватой. Кисть руки кукловода вводится в голову куклы: большой палец вставляется в нижнюю челюсть, указательный и средний - в верхнюю. Таким образом, рука кукловода, обтянутая трикотажем, дает впечатление подвижной шеи гуся.

Змея (рис. 25 ). Голова делается так же, как и у гуся. Туловище управляется при помощи палки, которую кукловод поддерживает второй рукой.

Лягушка (рис. 26 ). Туловище шьется из материи, лучше всего из шелка, хорошо имитирующего поблескивающую кожу лягушки. Рот делается по тому же принципу, что и у змеи и гуся, но с таким расчетом, чтобы им можно было управлять при помощи указательного и среднего пальцев. Большой палец и мизинец вставляются в передние лапки куклы. Задние лапки делаются со сгибом в колене и соединяются с туловищем на шарнирах, образуя подвижные сочленения. К задним лапкам прикрепляется проволочная развилка, при помощи которой кукловод управляет ими, изображая прыжки лягушки.

Нехитрые виды рукоделия сегодня очень популярны, они возвращаются из прошлого и прекрасно соседствуют с модными направлениями.

Забавная кукла-потешка в технике папье-маше пополнит домашний кукольный театр и станет в нем первым действующим лицом. Для изготовления не потребуется особых навыков и дорогих материалов, времени тоже уйдет совсем немного, зато удовольствие от процесса и результата будет огромное. Поделку можно использовать вместо погремушки для малышей или игр дошкольников.

Что подготовить для творчества

Для начала работы, как и обычно, подготовьте материалы и инструменты. Чтобы сделать куклу-потешку своими руками, подготовьте:

  • клестер,
  • бумагу,
  • ножницы,
  • шпажки или тонкую прочную палочку,
  • стопку или стаканчик в качестве формы,
  • лоскутки тканей,
  • ленточки,
  • большую бусину,
  • клей Момент,
  • нитки с иголкой,
  • два пластиковых хомута.

Пошаговая техника изготовления

Стопку оберните полиэтиленом и поверх его начинайте наклеивать кусочки бумаги, создавая форму из папье-маше для потешки.

Чтобы не запутаться в слоях, можно один слой делать белым, а следующий – с буками и картинками.

Через каждые 3-5 слоев давайте заготовке просохнуть. Поскольку форма должна получится твердой и прочной, потребется наложить не менее 20 слоев.

Пока форма просыхает, есть время сделать палочку для куклы-потешки. Бамбуковые шпажки обмотайте лентой или полоской ткани, хорошо закрепив ее с краев клеем Момент. На конец получившейся палочки насадите бусину, закрепив ее клеем.

Если бусина недостаточно большая, то можно на нее наложить папье-маше для увеличения размера.

На бусину аккуратно наклеить лоскуток светлой ткани, лишние кончики замотав ниткой сверху.

На полоске не осыпающейся ткани, например, флисе или фетре, сдайте поперечные надрезы.

Получившуюся бахрому наклейте на бусину- голову петрушки-потешки, имитируя волосы.

Из лоскутка ткани сделайте колпак и приклейте его поверх получившихся волос. Голова актера готова!

Чуть ниже головы закрепите два пластиковых хомута, это будут руки. Вместо хомутов можно использовать любой гибкий материал, возвращающий свою форму. Например, отрезать ленту от пластиковой бутылки.

Заготовка из папье маше должна хорошо просохнуть.

Сделайте отверстие в донышке заготовки, по диаметру равное диаметру палочки.

Проденьте палочку через форму и замерьте необходимую длину ручек. При спрятанной в форме голов, ручек не должно быть видно.

На ладошки пластиковых ручек наклейте кусочки ткани, чтобы острые концы не прорвали ткань. Из лоскута яркой ткани сшейте прямоугольник и наденьте его на потешку. Укрепите в районе шеи клеем и нитками.

Расправьте одежду Петрушки-потешки. В районе ладошек перевяжите ниточкой, обозначив кисти рук.

Наденьте одежду петрушки на верхний край формы. В саму форму перед этим насыпьте бусины, мелкие пуговки или сухой горошек, которые и будут создавать эффект погремушки.

Приклейте клеем одежду самодельной погремушки по всей окружности формы.

Для декорирования папье-маше взять прямоугольный лоскут ткани и обернуть им форму, закрепить клеем.


Нижний край ткани прошейте редкими стежками.

Стяните ткань, формируя донышко. Палочка при этом должна свободно двигаться вверх-вниз.

Потешка –петрушка готова. Не останавливайтесь на одной!

Если вам интересны самодельные игрушки, обратите внимание на , и . Такие игрушки не вредят детям и излучают особое тепло!

Новый год - это любимый праздник всех детей и взрослых без исключения. Нарядная елка, запах мандаринов, подарки и веселье на карнавальном утреннике не могут оставить равнодушными. Но какой же карнавал без яркого костюма?

В преддверии новогодних утренников все родители задаются вопросом о том, какой же наряд выбрать для своего ребенка. В этой статье речь пойдет о том, как сшить самостоятельно костюм Петрушки для праздника.

Кто такой Петрушка и как он выглядит

Петрушка - это шуточный персонаж, который является наследником шута царского времени. Неизменные атрибуты образа - это шапка с двумя или четырьмя рожками, на концах которой висят бубончики и задорные колокольчики. Это яркий наряд из блестящей ткани и тапки с приподнятыми носками и бубенчиками. Костюм Петрушки для мальчика или девочки обязательно должен быть красочным и веселым. Образ Петрушки не имеет стандарта, главное, придерживаться основных элементов его костюма, в остальном можно и пофантазировать, совмещая различные цвета ткани и украшения.

Материалы для костюма

Для того чтобы костюм Петрушки выглядел эффектно, нужно правильно подобрать ткань. Это должен быть яркий и блестящий материал, например, атлас, велюр или пайеточное полотно. Именно эти материалы имеют соответствующий вид и идеально подойдут для данного наряда.

Также понадобятся дополнительные элементы, такие как колокольчики, пайеточные ленты, резинки, естественно, швейные принадлежности и машинка.

Штанишки для Петрушки

Сшить штанишки не так уж и сложно, как может сначала показаться, главное, правильно переснять выкройку с брючек ребенка. И даже если будут небольшие погрешности, то они скроются в ширине, ведь костюм Петрушки должен быть со штанами-шароварами.

Итак, сделать выкройку можно двумя способами:

  • обвести детали брюк, расположив вещь на бумаге;
  • переснять швы, наложив на штаны прозрачную пленку.

И в том и в другом случае главное - правильно скопировать изгибы средних швов спереди и сзади брюк, чтобы вещь хорошо села и не складывалась между ножек ребенка. Чтобы шаровары не получились слишком большим, необходимо измерить вверху обхват ноги и прибавить к данной цифре примерно 15 см. По боковому и шаговому шву штанина может быть совершенно ровной, нужно лишь правильно оформить средние швы. Также можно сделать небольшой клеш от колена, а понизу подвернуть край наизнанку и настрочить, сделав кулиску, и вдеть в нее резинку по размеру окружности ножки над щиколоткой. Костюм Петрушки своими руками сшить совсем несложно, выкройки здесь не требуют серьезных расчетов и способностей к черчению. Немного усердия, и все получится!

Кофточка для Петрушки

Она идеально дополнит костюм Петрушки. Выкройка кофточки тоже не слишком сложна в исполнении. С ней справится даже неопытная мастерица. Конечно, можно ограничиться лишь шароварами и шапкой, и одеть на ребенка обычную водолазку, но в этом случае наряд уже не будет таким эффектным, как хотелось бы.

Итак, выкройку кофты можно переснять с футболки ребенка одним из описанных выше способов. Для этой цели лучше всего взять вещь на несколько размеров больше, чтобы будущее изделие было немного свободным. Если таковой не имеется, то придется добавлять по контуру переснятых линий по 3-4 см. Это делается для того, чтобы костюм Петрушки свободно сидел на фигуре ребенка.

Рукав переснимают лишь с одной стороны, а при переносе на ткань вторую часть просто дублируют. На нем также можно сделать небольшой клеш от локтя, а запястье собрать на резинку.

Костюм Петрушки для мальчика может быть и в виде комбинезона. В этом случае на этапе копирования швов следует совместить штанишки и футболку по линии талии и нарисовать цельную выкройку.

Какую шапку носит Петрушка?

Костюм новогодний, а потому и головной убор должен быть украшен соответствующе. Дождик со звездочками здесь будет очень кстати. Но какой тип шапочки выбрать?

Ведь независимо от того, какой вариант основы выбран (комбинезон или штанишки и кофта), обязательно нужно смастерить шапку, без нее просто невозможно сделать костюм Петрушки. Выкройка этого аксессуара хоть и проста, но повозиться с изделием придется. В первую очередь необходимо продумать, какой именно будет шапка, сколько на ней будет рожек и какая форма предпочтительнее.

Нужно понимать, что слишком объемный головной убор для ребенка будет неудобным, а потому лучше отдать предпочтение шапочке с двумя рожками, которая и образ сделает узнаваемым, и не создаст особых затруднений в процессе производства.

В первую очередь необходимо измерять окружность головы и глубину будущей шапочки (от затылка до середины лба через макушку). Далее на листе бумаги рисуют прямоугольник длиной в половину окружности и шириной в половину мерки высоты. Боковые стороны фигуры завышают на 20 см. Далее от верха линий чертят по треугольнику с обеих сторон, основания которых разделят верхнюю грань прямоугольника пополам.

Чтобы рожки на шапке хорошо держались, их нужно продублировать тонким поролоном или жестким фатином в два-три слоя. Две детали шапочки сшивают и на кончики цепляют бубенчики или колокольчики.

Обувь Петрушки

Чтобы костюм Петрушки своими руками вышел оригинальным и законченным, нужно сшить тапочки. Даже если на утреннике ребенок будет обут в кроссовки или туфельки, эти тапочки можно будет надеть поверх обуви. Итак, для начала необходимо обвести ногу ребенка по контуру в профиль. Со стороны подошвы нужно будет сделать отступ вниз на 4 см, а спереди стопы вывести вздернутый вверх носок. Для тапочек понадобятся две детали из ткани, которые сшивают от пятки до середины стопы сверху, по контуру отверстия для ноги ткань загибают наизнанку, настрачивают и вдевают резинку. Здесь также нужно будет уплотнить носок поролоном или жестким фатином, чтобы он хорошо держал форму.

Аксессуары и детали образа

Как сделать оригинальный костюм Петрушки своими руками? Немного фантазии и креатива, и ребенок на празднике будет неотразим. Шикарные кружевные манжеты на ручки и ножки и воротник, собранные на резинку и надетые поверх костюма, станут идеальным дополнением. Разноцветные бубоны на груди, пояс с колокольчиками для костюма с раздельной основой, дождик на шапке и красивые текстильные колокольчики - это именно те детали, которые сделают неповторимым костюм Петрушки. Фото, представленные в данной статье, могут стать Позаимствованные идеи, несколько собственных нюансов - и уникальный красочный наряд готов!

Как распределить цвета на костюме

Какого цвета должен быть Петрушка? Костюм новогодний, а значит, идеальным сочетанием будут зеленый и красный цвета, которые во всем мире считаются символами этого праздника. В качестве дополнения можно использовать желтый, синий и оранжевый. Однако это совсем не правило, и если есть задумка сделать из лоскутов костюм Петрушки (фото подобного наряда есть в этой статье), то такое решение тоже будет верным. Главное, чтобы костюмчик хорошо сидел.

Штанины и рукава разных цветов, разделенный напополам комбинезон, шапка с разноцветными рожками и яркие бубоны - именно такое, порой нелепое сочетание присуще данному образу. Однако в этом есть свои преимущества, ведь если есть лоскутки, то их легко можно пустить в ход.

Мастер – класс по рукоделию: Перчаточная кукла Петрушка в технике папье-маше

Чупракова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования
Описание. Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.
Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, учителей, реализующих программы по кукольному театру.
Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.
Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.
Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня.
Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра
Задачи: Образовательные:
- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- развитие интереса к творчеству, театру.

Ход занятия

В. Берестов «Рука – артистка».
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:
Мой красивый колпачок
Сдвинут лихо на бочок.
Я забавная игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
Ну, конечно же, Петрушка.
История Петрушки.
Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет, очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст.

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.
Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).
Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ.
Инструменты и материалы , необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.
Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).
Подготовка массы папье – маше.


Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.
Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.


Лепка головы.
Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.



Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.
Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.


Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.


Пошив костюма
Инструктаж по технике безопасности
Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.
Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.


Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.
Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).



Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.



Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


Роспись головы.
Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.



Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.


И нам уже улыбается веселый Петрушка!
Изготовление волос
Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.



Соединение деталей
Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.
Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение
В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей.

Каждый родитель хоть раз задумывался над тем, чем можно занять любимое чадо в выходные или в праздничные дни, когда школа и детский сад не работают. Конечно, можно просидеть весь день у телевизора, но это очень скучно. В старину, до революции, дети и в дворянских и крестьянских семьях очень любили устраивать импровизированные театральные представления. У немногих счастливчиков был дома «волшебный фонарь» - приспособление, с помощью которого можно было рассматривать картинки, напоминающие диафильмы современного времени. Но больше всего и богатые, и бедные дети любили устраивать кукольные представления.

На Рождество, Святки и другие большие праздники ребятня мастерила своими руками кукол, устраивала «вертеп» (самодельный кукольный театр) и ходила по домам, радуя соседей своими веселыми спектаклями. А дети старшего возраста устраивали такой театр для младших братьев и сестер, и детской радости не было предела. Сейчас эта традиция возрождается, и многие родители с удовольствием мастерят вместе с детьми кукол для домашних спектаклей. Самый популярный герой традиционной русской кукольной комедии - это, конечно, Петрушка.

Кто такой Петрушка: назначение куклы

Перед тем как сделать куклу Петрушку, рекомендуется изучить историю этой игрушки, потому что она очень древняя и интересная. Настоящий театр , где ставились пьесы с живыми актерами, впервые появился на Руси относительно недавно, в конце 17 века, при царе Алексее Михайловиче. До этого и богатые, и бедные жители Древней Руси развлекались, глядя на представления бродячих трупп - скоморохов. Скоморохи радовали публику цирковыми номерами и выступлениями дрессированных животных, а также устраивали в дни ярмарок праздничный балаган - шатер, предназначенный для представления кукольного театра.

Изначально эта традиция появилась в Европе, там главным персонажем кукольной комедии был Арлекин. В России Арлекин превратился в Петрушку (уменьшительно-пренебрежительное производное от популярного мужского имени Петр). Петрушка веселил народ, рассказывая смешные истории. Также он пел песни и танцевал. Облик Петрушки практически не изменился, эта кукла чем-то напоминает итальянского Пиноккио, он же Буратино. Вот основные особенности Петрушки:

На лице у смешного человечка может быть клоунский грим .

Самостоятельное изготовление

Игрушка Петрушка своими руками - это очень просто. Когда кукла уже готова, можно ее одевать. Опытные рукодельницы, которые специализируются по изготовлению народных кукол, обычно часто проводят мастер-классы на ярмарках и в Домах народного творчества. На таких мастер-классах взрослые и дети узнают о том, как сшить цилиндр для куклы, как научить Петрушку «двигаться» и «говорить» и, конечно же, о том, как изготовить эту интересную куклу.

Для этого понадобятся самые простые подручные материалы: лоскутки ткани, бумага, набивка для туловища и головы, деревянные планки и ниточки (в том случае, если Петрушка будет марионеткой). Для того чтобы самостоятельно смастерить веселую куклу для домашних кукольных представлений, необходимо:

Для декора можно использовать яркие пуговицы, которые пришиваются на костюм по обе стороны. Здесь важно соблюдать традиционную цветовую схему. Например, если костюм клоуна состоит из зеленой и красной половины, на зеленую половину приклеиваются красные пуговицы, и наоборот. Одежда Петрушки должна выглядеть смешно и нелепо, ведь главное предназначение этой куклы - именно развлекать зрителя, отвлекая его от жизненных проблем.

Игры с куклой для детей

Кукла Петрушка, сделанная своими руками дома или на мастер-классе - прекрасный подарок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети могут просто играть с ней, могут показывать друг другу кукольные спектакли, а могут и сделать рисунок Петрушки-куклы. Эта игрушка очень яркая, поэтому с ней можно придумать очень много интересных занятий. Так, Петрушка - всегда желанный гость в детском саду, а также в развивающих центрах для детей младшего возраста. Веселый клоун поможет:

  • Интересно провести музыкальное занятие.
  • В игровой форме рассказать детям о серьезных вещах (правила гигиены, правила дорожного движения, хорошие манеры).
  • «Оживить» давно знакомый рассказ или сказку.
  • Поздравить детей с праздником и поучаствовать в раздаче подарков.

Дома можно придумать любые игры с Петрушкой, все зависит от фантазии детей и родителей. Но интереснее всего, конечно, устроить домашний кукольный спектакль. Сначала можно разыгрывать простейшие сценки с участием одного клоуна, а со времен в театре наверняка появятся и другие герои. Например, по тому же принципу, что и Петрушку, опытная рукодельница без труда смастерит героев любимых детских сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Но для того чтобы марионетка хорошо слушалась своего хозяина, придется немного потренироваться, так как управлять такими куклами не очень просто.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожие публикации