Интернациональный брак. Психологические проблемы интернациональных браков

Представляясь в различных кругах своим полным именем - Кришьянис Майя Волдемаровна, нередко слышишь вопрос, касающийся национальной принадлежности. На то я с гордостью отвечаю, что мой отец - латыш. Однако ряд невежественных людей, чьи мозги напрочь атрофированы современным российским телевидением, в придачу начинают задавать каверзные вопросы на тему «А почему в Латвии не любят русских и т.п.», ну а некоторые представители старшего поколения ворчат из серии «Сами жили в нищете, а кормили вашу Прибалтику». Честно говоря, подобные разговоры откровенно раздражают, причем особенно, когда об этом говорят люди ни разу не побывавшие в Латвии. Поэтому, опираясь на личные впечатления и интернет-источники и решила написать эту статью, для тех, кто привык мыслить стереотипными штампами.
Я родилась в СССР, когда были «пятнадцать республик советских, пятнадцать могучих сестер» и в тексте гимна которой были такие строки «дружбы народов надежный оплот». И для меня развал моей Родины, и особенно потеря Латвии, в какой-то мере личная трагедия.
В Советском Союзе Латвийская ССР была республикой высокотехнологичной промышленности, передовой науки и высокоразвитого сельского хозяйства. Рижские электрички, трамваи, первый высокоскоростной поезд ЭР-200, электроника, не уступающая японской, микроавтобусы РАФ, красивый и качественный трикотаж, вкусные продукты без всяких добавок и т.п. В настоящее время об этом остались одни воспоминания. Но про настоящее чуть позже.
Для начала немного истории. Сложные исторические условия, в которых развивались народы Прибалтики в эпоху средневековья (начиная с XIII в. происходили захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был в определенной степени нарушен процесс их самобытного социально экономического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы создали в XIII в. свою государственность.
В XVIII в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее положение в Эстонии и Латвии продолжали занимать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и пропольски настроенная литовская знать.
В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики, а в период капитализма происходило формирование эстонской, латышской и литовской наций.
После Октябрьской революции в Прибалтике установилась на короткий период советская власть. Но местные националисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную власть. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в состав народов СССР.
Латыши, литовцы и эстонцы в силу исторического развития обладают национально-психологическими характером, отличающими их от других народов. Результаты работы отечественных этнографов и социологические исследования позволяют сделать вывод, что им свойственны психологические черты, обусловленные средством социально-психологического развития, территориальной близостью, одинаковыми экономическими условиями. К числу таких общих особенностей можно отнести сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике; уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях; терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности; приверженность логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов; пунктуальность, аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей; исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело; умение доводить дело до конца; способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни ; некоторую замкнутость во взаимоотношениях с представителями других национальностей. (Немного о личном - кто меня хорошо знает, то полностью подпишется под этими словами)
Как правило, представители этой группы народов внешне спокойны, внутренне уравновешенны, в движениях, действиях кажутся несколько медлительными, что выясняется их склонностью к рациональности и привычкой работать обдуманно.
Ни для кого не секрет, что успехи или проблемы в социально-экономическом развитии той или иной страны, или отдельной территории в частности в определенной степени зависят от менталитета населения. Поэтому я не случайно выделяю характерные черты латышей и других прибалтийских народов. Разве могут люди, обладающие столь превосходными качествами жить плохо? - Это я к высказыванию отдельных личностей относительно «кормили Прибалтику». Опять-таки не случайно, что первый Политехнический университет в Российской Империи был открыт в Риге в 1862 году. До этого инженерное образование в Российской империи было либо военным, либо узкоспециализированным. В Петербурге же Политехнический университет был открыт только через 40 лет - в 1902-м году.
Более того, в Российской Империи Рига была на 5-м месте по численности населения после Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и Варшавы. Столь стремительный рост города в преимущественно аграрной стране был обусловлен развитием промышленности, требовавшей рабочих рук. Появление во второй половине 19 века передовых предприятий (электротехника, химия, машиностроение) в Санкт-Петербурге объясняется столичным статусом города. Появление же высокотехнологичных предприятий в Риге (1895 год Рижский вагоностроительный завод, Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» - 1909 и т.д.) , бывшей тогда центром Лифляндской губернии можно было объяснить менталитетом населения, обладающего недюжинным трудолюбием и любовью к технике.
Ну вот еще один факт - в 1926-м году в СССР проводилась перепись населения. Латвия тогда в состав СССР не входила, однако за время Первой мировой войны в Россию переехало более полумиллиона латышей. И вот, на данном фото представлен уровень грамотности народов СССР.

Латыши, как видите на втором месте.
Итак, итог первый - социально-экономическое развитие Латвии (как в СССР так и в Российской империи) было обусловлено в определенной степени местным менталитетом. Почему там плохо сейчас - об этом тоже скажу, но позже. Еще раз желание полагаться на самого себя и индивидуализм - вот основные черты латышей.
Особенности латышей:
· умеренность;
· трудолюбие;
· упорство;
· консервативность;
· выносливость;
· стремление познавать новое;
· прилежность;
· основательность;
· терпение
Представители латышской национальности отличаются прямотой в поведении и поступках. Когда решаются серьезные вопросы, они смело высказывают свое мнение. Позиция латыша всегда продуманна, а потому — весома. Некоторые говорят, что латыши замкнуты, необщительны. Все дело в сложившейся психологии, культуре, образе жизни народа. Веками латыши жили уединенно, на хуторах, вели хозяйство единолично, хлеб добывали в тяжком труде. Не случайно, оценивая человека, они прежде всего оценивают его трудолюбие, умение работать, мастерство. Латыш с лентяем, даже земляком, дружить не будет.
Латыш прежде всего привык полагаться на себя, на свои силы, свои знания, свой опыт, а уж потом рассчитывать на помощь со стороны. Поэтому он редко обращается за поддержкой к товарищам, хотя сам в ней никогда не отказывает. Если вы увидите, что у латыша что-то не получается, не ждите, пока попросит вас о помощи. Этого скорее всего не будет. Сами предложите помощь, и ваше участие будет оценено по достоинству.
Латыши, как правило, внимательны, аккуратны на занятиях, неторопливы и осмотрительны в работе, педантичны и дисциплинированны в выполнении служебных обязанностей, любят работать по инструкции, по плану, решать задачи последовательно. Особенно возмущает многих латышей недобросовестность, легкомысленность нарушение правил и мер техники безопасности и нежелание овладевать специальностью. Представители этой национальности не любят конфликтовать, весьма терпеливы во взаимоотношениях, однако они не мирятся с недостатками.
Склонность к образованию национальных микро-групп проявляется редко. Вместе с тем, при определенных условиях они могут сплотиться, но эта мера чаще всего бывает вынужденной, ответом на притязания какой-либо национальной микрогруппы подчинить их своему влиянию. В большинстве же случаев латыши с представителями других национальностей успешно трудятся и выполняют любые задачи в составе многонационального коллектива, чему способствует с том числе и высокий уровень общеобразовательной подготовки.
В целом латыши легко адаптируются к трудностям жизни. Они начитанны, эрудированны, а потому у каждого из них есть вполне сформировавшееся мнение многим, в том числе по политическим вопросам.
Ну что, узнали меня? И секрет моего успеха?
Продолжим. В Латвийской ССР был самый низкий уровень семейно-бытового насилия. Дело в том, что в Латвии свойственно доминирования матриархального уклада семьи. Профессор психологии Олег Никифоров вывел интересную теорию, основанную на разработках немецкого ученого Карла Юнга. - В подсознании всех людей существуют древние образы - архетипы, - рассказывает этнопсихолог Олег Никифоров. - Они находятся даже глубже, чем бессознательные инстинкты. Это коллективное бессознательное и определяет так называемую ментальность. У каждого народа есть один ведущий архетип. У русских это всегда был архетип мудрого старца. Вспомним дохристианскую Русь. Это главный бог языческих славян Перун, это богатыри народных сказок. Кстати, в русских сказках отец семьи всегда главный. Матушка тоже присутствует, но она - второстепенный персонаж: испекла пирожки, дала в дорогу, и этим ее роль ограничивается. В латышских народных сказках все иначе. Там мать всегда очень активна. Причем даже в языческие времена на первом месте у предков латышей были женские богини - Мара, Лайма, Земесмате, Юрасмате. У латышей более матриархальное сознание, у русских - патриархальное. И это видно даже по современным семьям. У латышей все дела в семье решает мать. О домовитости латвийских мужчин также ходят легенды - они ценят уют и комфорт в доме и строго заботятся о родном гнезде. Латыш с удовольствием помоет посуду, приготовит ужин и сделает уборку по дому. В русских отец - добытчик и воплощение власти. В старообрядческих семьях раньше на столе лежали две книги - Библия и Домострой. По законам домостроя вся власть в доме принадлежит мужчине, соответственно мудрому старцу. Латыши домостроем никогда не увлекались.
- То есть если девушка хочет быть в семье главной, то ей лучше выходить замуж за латыша? - Точно. Потому что матриархатное сознание у латышей сохранилось на ментальном уровне. Древние фигурки Праматери, которой поклонялись как богине, найдены и на территории Латвии. Это глиняные обереги, амулеты и фигура Каменной бабы, которая хранится в Музее медицины. Памятник Свободы - типичный образ архетипа матери! В этом глубинное различие между нашими народами. Казалось бы, подумаешь, мифы и легенды! Но это впиталось в нашу кровь и подсознание. Латышский народ обладает всеми женскими признаками: эмоциональность, незащищенность, поиск крепкой руки, которая будет управлять и защищать. Причем эту власть латыши постоянно ищут вовне.
Кстати, я родилась в русско-латышской семье матриархального уклада. Мама в силу более высокого уровня образования занимала более высокий социально-материальный статус, а папа - был просто Папа, да именно так для меня - с большой буквы. В моих воспоминаниях о детстве я помню, как папа читал мне сказки на русском и латышском языках (до 10 лет я довольно прилично владела языком), вместе с ним мы рисовали, играли в настольные игры, ходили в лесопарк - где катались с ним на лыжах, ездили на велосипедах на пикники. И еще помню, как мне завидовали сверстники - друзья по школе, двору, спортсекции - считая, что мне очень повезло с отцом. Тот образ отца, каким я его знала на первом десятке своей жизни был для меня идеалом. Кроме того, именно папа постоянно, начиная с самых ранних лет говорил, что я должна быть независимой и всего добиться. Поэтому рядом со мной я хотела бы видеть именно такого человека, который станет для меня надежным тылом. К сожалению, я пока что не встретила такого человека. А может еще все сбудется? Моя мама, кстати, насмотревшись алкогольно-кулачно-матерного патриархата среди родственников и подруг, мечтала выйти замуж за иностранца. Потому и ждала свою половину так долго. Ее мечта в какой-то степени сбылась. Жаль, что на 6-м десятке своей жизни мой папа, попав под влияние заводского быдла стал выпивать.
Итак, латышская семья - матриархальна, поэтому и крепка. Латышские девушки и женщины, как и в скандинавских странах выглядят по-европейски, кому-то может показаться и безлико - бесформенные пуловеры, мешковатые куртки, джинсы, толстовки, грубая обувь, короткие прически. И, часто, вовсе ни грамма косметики на лице. Всем своим аванградным видом девушка выражает презрение к мещанским предрассудкам. Демонстративный отказ от атрибутов, подчеркивающих женскую привлекательность - это манифест внутренней свободы. - Ну, что узнали меня? - Я тоже люблю комфорт и свободу.

Латвия современная.

Развал СССР - это трагедия, которой нет равных. Досталось всем. Нет ни одной республики, которая бы выиграла. Как в притче о венике. По прутику переломали всех. Перессорили. Может быть, нищета помирит. Кстати, сегодняшняя Латвия - по словам политолога Розенвальдс - страна- беспризорник. "Латыши чувствуют себя нацией второго сорта по отношению к Европе. Мы, как беспризорники, подобраны и приняты в семью европейского сообщества. И должны как-то перед собой оправдываться, что мы все-таки лучше арабов и негров. Я, человек не из Западной Европы, по определению там человек второго сорта. И этого дурака из Латвии Европа все время учит, как и что делать. Отсюда рождается комплекс неполноценности. ", - замечает Розенвалдс.
Советская Латвия была самой передовой республикой в СССР. Латвия современная - задворки Европы. Взгляните на эти фото.






Нет, это не районный центр российской глубинки. Это окраина некогда гордой Риги. Теперь не до гордости. Автор блога, у которого были взяты эти фотографии, пишет про обреченный и затравленный взгляд в глазах прохожих, независимо от их национальности, про печать безысходности на лицах многих людей и т.п. Все это явно не от хорошей жизни. И если в туристической старой Риге жизнь более менее теплится, то на окраинах она замерла. Да, иногда довольно чисто и ухоженно. Но как то безжизненно. Я приезжаю в Ригу летом - так еще ничего, есть какое-то движение.
Все можно описать словами латвийского музыканта Ренарса Каперса: «Время все расставляет по местам, шелуха, т. е. эмоции, отпадают, а зерно остается!
С 1991 года латышам усиленно внушали, что все советское — плохое. Я, признаюсь, сам так думал до тех пор, пока не занял пост советника министра культуры, им тогда был Раймонд Паулс.

Я стал знакомиться с учебными пособиями, и оказалось, что за годы независимости Латвия не издала ничего! Все учебники латышского языка, литературы, словари — все из Советского Союза! Сравнивая с наследием советской Латвии, я увидел, что наши современные лингвисты, фольклористы, культурологи близко не могут подойти к тому, что делали их коллеги в СССР. А ведь это великая ценность. Так я понял, на каком высоком уровне в Союзе была латышская культура, ее уважали, давали свободу развития. Сегодня нашей культуры нет, ее заменили на евро-американскую.

Люди тысячами покидают Латвию: дома для них нет, нет работы и веры в будущее. Для нашего маленького народа это трагедия. Когда-то мы летали в космос и пели песни на Лиго, теперь мы моем посуду в Лондоне и думаем, сможем ли прокормить хоть одного ребенка.

Мне почти 40, я довольно известный музыкант и по опыту прожитых лет хочу сказать, что плохо — нет, очень плохо — что Советского Союза больше нет. Ценить потерянное начинаешь со временем и опытом, собственными глазами замечая всю полноту утраты.»

Жаль, конечно, что заканчивать статью приходиться на такой грустной ноте, но все-таки мне свойственен оптимизм и я еще надеюсь увидеть союз России и Латвии.

» пишет: «Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.»

Итак, здесь «латышским народом» названы вообще все балты: включая и пруссов, и литовцев.

С другой стороны, по-особенному «латышами» именуются латгалы (летгола = ливонские латыши, а земгалы и курши – не ливонские латыши!).

Таким образом, видно, что во времена до формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле – все родственные им балтские народы.

Именно латгалы принесли корень «лат» в современную Латвию и тем самым дали ей имя; но сами они получили это имя отнюдь не в Латвии, а еще там, откуда они пришли, – в верховьях Даугавы (Зап. Двины). Именно там, на территории современной Белоруссии и приграничных областей России жил тот народ, который, как можно предположить, исповедовал культ Латы и поэтому называл себя «latīši» (см. латвиеши ); именно там пришедшие славяне впервые с ним встретились и приняли его самоназвание в качестве слова своего языка: «латыши»; именно там находилась их страна Латва.

Тот народ, «первые латыши», исчез еще в конце I тысячелетия н.э.: частично был истреблен на войне, частично был оттеснен в бесплодные места и вымер, частично был ассимилирован в русском (и особенно в белорусском) народе, а одна его часть в виде латгалов ушла на запад и в конце концов влилась в другой, в новый народ – «вторых латышей». Но «первые латыши» оставили заметный след в России и русском языке – в виде множества балтских («латышских») топонимов, и во множестве русских и белорусских прозвищ и фамилий типа Латышев, Лотыш и т.п., и даже отмеченного В. Далем слова «латышать» (происходящего, очевидно, от того, как «первые латыши» неправильно и с акцентом говорили по-русски).

Вновь образовавшийся у моря в низовьях Даугавы народ унаследовал (через латгалов) его имя и начал другую жизнь в современном мире.

Современные латыши как народ образовались путем слияния пяти прежних народностей – четырех балтских и одной финно-угорской.

Территориальное размещение пяти этнических элементов:

Расселение племен и государственные образования на территории нынешней Латвии ок. 1200 г. (в начале вторжения крестоносцев).

Земгалы

Карта из Латвийской Советской энциклопедии (1984).

О едином латышском народе (уже без племенных различий) можно говорить с 16-го века, но окончательно народ сформировался только в 20-м веке (см. латгальцы ). Об особенностях хода этногенеза см. в статьях, посвященных отдельным этническим элементам (латгалы, латгальцы, курши, земгалы, селы, ливы).

После немецкого завоевания Ливонии (в т.ч. современной Латвии) в 13 веке местная аристократия, ставшая вассалами архиепископов и Ливонского ордена , смешалась с пришлыми рыцарями и онемечилась, образовав то сословие, которое позже стало называться «немецкими баронами» (прибалтийскими немцами). Латышский же народ консолидировался как народ почти исключительно крестьянский (не считая немногочисленных ремесленников в Риге и других городах).

Численность латышей сильно колебалась, сокращаясь после таких потрясений как Ливонская (1558–1583), Польско-шведская (1600–1629) и Северная (1700–1721) войны, и возрастая в мирное время. Число латышей в 1800 году можно оценить в 500.000. За 19-е столетие, когда Латвию почти не затронули никакие войны (даже Наполеон прошел в общем-то мимо) численность народа утроилась и достигла к концу 19-го столетия (перепись 1897 года) более 1,6 миллиона, из них 1,5 миллиона в Латвии и более 110 тысяч в других областях России. (Эмиграция на Северный Кавказ, а потом и в Сибирь, Башкирию, Петербург началась с 1840-х годов, когда Латвию поразили неурожай и жестокий голод).

1905 год, когда общее число латышей могло достигнуть 1,7 миллионов, был первым сильным потрясением после мирного и плодородного 19-го столетия – с этого момента прирост населения оборвался; потом следовали еще большие потрясения – Первая мировая и Гражданская война. В 1935 году число латышей все еще 1,7 миллионов – 1,5 миллиона в Латвии и около 200 тысяч в России. Новым потрясением были геноцид против латышей в России в 1930-х годах (среди примерно 200 тысяч находившихся в России латышей было расстреляно все взрослое мужское население почти поголовно) и Вторая мировая война , также сопровождавшаяся репрессиями и депортациями. Перепись 1959 года в СССР зафиксировала 1,4 миллиона латышей, из них неполных 1,3 миллиона в Латвии и 100 тысяч в России. Кроме того, в Западных странах находилась диаспора численностью около 200 тысяч – беженцы 1944 года, оставившие Латвию при приближении Красной армии. Перепись 1989 года зафиксировала в Латвии 1.387.000 латышей, что все еще на 79 тысяч меньше, чем в 1935 году.

Среди российских и западных латышей происходила ассимиляция, и сокращалось число людей, еще считающих себя латышами. В результате в 2005 году – столетие спустя – латышей в мире около 1,6 миллиона – меньше чем в 1905 году.

После восстановления независимости Латвии в 1991 году ожидаемое улучшение не наступило. Демографические показатели отрицательны – численность народа продолжает сокращаться. Кроме того, после падения «железного занавеса» и особенно после вступления Латвии в Европейский союз началась массовая эмиграция латышей на Запад.

Валдис Эгле

Основное население Латвии

Латыши, латвиеши (самоназв., восходит к имени латгалов), народ, осн. нас. Латвии (1390 тыс. чел.). Живут также в Рос. Федерации (46,8 тыс. чел.), Литве, Эстонии, Белоруссии, США, Канаде, Австралии и др. Общая числ. 1540 тыс. чел. Говорят на латышском яз. балтекой группы индоевроп. семьи. Диалекты: среднелатышский, верхнелатышский, или латгальский, и ливонский. Лит. яз. на осн. среднелатыш. диалекта. Письменность с кон. 16 в. на лат. графич. основе. Верующие Л,- в оси. протестанты (гл. обр. лютеране), в Латгалии - католики.

Предками Л. были балтекие племена, поселившиеся на терр. Латвии в 3-2-м тыс. до н.э. В нач. 1-го тыс. н.э. сформировались близкие в культурном отношении этнич. образования: на побережье Балт. моря - курши, севернее р. Даугава - латгалы, в басе. р. Лиелупе - земга-лы, в юго-вост. Латвии - селы. В 10-12 вв. на землях латгалов возникают первые гос. образования - княжества Та-лава, Ерсика и Кокнесе. С кон. 12 в. началась нем. колонизация Латвии, завершившаяся включением ее в земли Ливонского ордена и других нем. княжеств. На терр. Латвии распространилось католичество, с 1-й пол. 16 в.- протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Вел. княжества Литовского, позднее - Речи Посполитой. В 1629 зап. часть отошла к Швеции. В 18 в. в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия включена в состав Рос. империи. В сер. 19 в. на осн. среднелатыш. диалекта сложился лит. яз. В 1920 Латвия получила независимость (в 1940-90 - Латв. ССР в составе СССР). В 1990 ВС Латвии принял Декларацию о её независимости.

Традиц. занятия - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии - лён) и животноводство (кр. рог. молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье -рыболовство. Традиц. ремёсла - обработка дерева, колеи, металла, янтаря, ткачество. У Л. различных областей - Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре. Традиц. поселения - однодворки (виенсетас), на В.- деревни рядовой и уличиой планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом - истаба, хоз. постройки - клеть, рига, хлев, баня) в разл. р-нах различно. Осн. тип традиц. жилища - сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Вид-земе и Курземе - и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (иамс) с кухней. Латгальская иста-6а, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печыо, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920-30-х гг. распространились многокамерные сел. дома типа коттеджей. В кон. 1940-х гг. началось переселение Л. с хуторов в посёлки, местонахождение к-рых в осн. совпадало с бывшими волостными центрами.

Традиц. жен. костюм - длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки - белые, головной убор девушек - красный венок, расшитый бисером, замужних - белый вышитый чепец. В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка - особым браным («цветочным») узором, накидка - богатым тканым узором; на голове носили шёлковый платок, завязывавшийся у девушек сзади, у замужних -под подбородком; девушки также носили металлич. венки, замужние женщины -тюлевые чепцы. Курземский костюм (сохранялся дольше других, вплоть до сер. 20 в.) отличался металлич. поясами, ярко-синими накидками с металлич. украшениями, пряжками-сактами. На голове носили металлич. или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным или вышитым узором, клетчатой (на С- белой) юбки, белой накидки с сине-зелёной вышивкой, льняного наплечного покрывала (спатене). Головной убор девушек - красный вышитый бисером венок, замужних - полотенчатый. Аугшземский костюм отд. чертами сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха с прямыми поликами (в отличие от других латыш, жен. рубах) украшалась красной вышивкой, юбка - клетчатая или в светлую полоску, головной убор - полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник.

Муж. одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь - сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа - ратене. И муж. и жен. рубахи скалывались у ворота металлич. пряжкой. Со 2-й пол. 19 в. традиц. костюм начал выходить из употребления.

Традиц. пища - мука, крупы, горох, бобы. Хлеб пекли кислый, в осн. из ржаной муки. Из толчёного конопляного семени готовили т.н. молоко, служившее приправой к картофелю и кашам. Традиц. блюда - похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники - пироги со шпигом, печенье, мясные блюда (напр., на Рождество и Новый год - свиная голова с кислой капустой, на Пасху -яйца и студень), на Иванов день (Ли-го) - «янов сыр» из творога. Традиц. напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.

Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки. Было распространено примачество.

Наиб, развитые виды прикладного иск-ва - художеств, ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже. Устное нар. творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор - дайны (песни трудовые, сатирич., бытовые, календарные и др.).Осн. муз. инструменты - коклс (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Нар. песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 праздников песни.

Использованы материалы кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000 .

Далее читайте:

Ухов Сергей. История Вятки как часть этнической истории восточной Европы . (в статье упоминается понятие «летьгола».)

Во всем мире более 1, 5 миллиона латышей. Около 90 % из них проживает в Латвии, но также их можно встретить в США, России, Австралии, Канаде, Великобритании и Германии, а еще в Бразилии, Литве, Швеции, Эстонии и Ирландии. Вообще, вряд ли есть какая-нибудь страна в мире, где латыши не обозначили своего присутствия, так что, если вы даже никогда не посетите Латвию, у вас есть все шансы встретить латыша где-нибудь еще. Предназначение данной брошюры – дать представление о том, кто же такие латыши. Конечно, каждый человек уникален, но мы попытались осветить некоторые из наиболее заметных особенностей, присущих большинству латышей.

Дома и семьи латышей

Исторически сложилось так, что латыши предпочитали жить в семейных крестьянских дворах, а не объединяться в деревни. Многие из проживающих в сельских районах Латвии сегодня по-прежнему живут таким образом. Эта латышская склонность к уединению на комфортной дистанции от других, возможно, объясняет их замкнутый, самодостаточный и независимый характер. Даже сегодня латыш ставит свой дом и свою семью выше всего остального, и приветствует только близких друзей и родственников в этом домашнем святилище. У латыша может быть не много близких друзей, но такие устоявшиеся дружеские отношения для него ценнее золота. Женщины играют особенно важную роль в латвийском обществе. В семье женщина – это клей, который связывает семью воедино и передает семейные традиции. Сегодня женщины страны взяли на себя ведущие роли в жизни общества, включая пост президента государства. Мужчины Латвии гордятся тем, что наши женщины не только умны и заботливы, но и очень красивы.

Что едят латыши

С незапамятных времен латышские праздники были грандиозными торжествами, на которых с огромным аппетитом поглощалось бесконечное множество яств и алкогольных напитков. Но и в обычные дни хорошая еда для латыша имеет огромное значение. Традиционная латышская кухня включает в себя разнообразные продукты: ржаной хлеб, картофель, сосиски и мясо, рыбу, различные молочные продукты, пиво и квас. Завтрак обычно состоит из бутербродов с сыром или колбасой и чая или кофе. На обед чаще всего суп с овощами и мясом, а также картофель и стаканчик кефира или фруктового сока. Рис, гречка или макароны в качестве гарнира к мясному блюду употребляются реже. Латыши обожают свой традиционный ржаной хлеб, особенно домашний. Однако и кисло-сладкий ржаной хлеб тоже популярен. Во многих латышских семьях на десерт пекут пироги, в том числе яблочные, и сладкие ватрушки.

Латыши и природа

Все латыши благоговеют перед природой: землей, морем, животными и особенно перед цветами и деревьями. Это не зависит от того, живут они в городах или же в сельской местности. Величественные дубы особенно почитают. Все вековые деревья записывают и регистрируют для специальной охраны. Такая тесная взаимосвязь с вековыми деревьями уходит корнями в древние, дохристианские верования, к традициям и фольклору, к тому моменту, когда латыши поклонялись различным природным божествам и проводили различные ритуалы вокруг этих священных деревьев и под их кронами. Латышам присуща также особая любовь к аистам, а гнездо аиста рядом с домом считается добрым знаком – это особое благословение для жильцов дома. Такие древние верования продолжают жить в мышлении современных латышей, многим из которых близка «зеленая» философия. Поэтому не удивительно, что многие районы Латвии сохранены в их первозданном виде, не тронуты человеческим развитием.

Латыши под открытым небом

Любовь к природе является частью образа жизни многих латышей. Хотя многие поколения латышей решили жить и работать в сельской местности, даже горожане предпочитают проводить отдых вдали от городской сутолоки и суеты. Они проводят выходные и праздники на берегу моря, на пикниках у озера или рядом с рекой, или ходят на прогулки по огромным латвийским лесам. Это особенно актуально в летнее время, когда латыши загорают, купаются и ловят рыбу или занимаются более активными видами спорта, такими, как езда на велосипеде или гребля. Благодаря большому количеству диких животных в Латвии охота по-прежнему популярна среди мужчин. Независимо от того, как они провели день, латыши часто проводят вечера вокруг костра, где готовят еду, поют песни и мечтают.

Латыш и его земля

Небольшие семейные фермы и крестьянские дворы рассматриваются как места, где латвийская душа чувствует себя как дома. Это здесь зародились и поддерживаются латышские традиции. В Латвии такие фермы известны не по улице или адресу, а по их уникальным названиям, многие из которых вековой давности. Для многих латышей работа в семейном саду с лихвой заменит экскурсию на природе. Садоводство – популярное времяпрепровождение и даже приводит к соревнованиям по самым красивым и наиболее ухоженным садам. Пожилые латыши проводят много времени на своих садовых участках, они готовят запасы на зиму, заготавливают варенье, фруктовые соки, маринуют и солят овощи, особенно капусту и огурцы. Обилие лесов делает сбор ягод и грибов одним из любимых способов времяпровождения для всех поколений латышей. С июля по сентябрь латвийские леса полны латышей, занятых наполнением плетеных корзин клубникой, малиной, черникой, брусникой и грибами.

Латыши и цветы

Латыши любят цветы и любят дарить их (и женщинам, и мужчинам), чествовать места и события. Предпочтения могут варьироваться, но есть определенные неписаные правила, которыми латыши руководствуются в традиции дарения цветов. Букет должен состоять из нечетного количества цветов: трех, пяти, семи или девяти. Но, когда цветы приносят на могилу, их должно быть четное число. Цветы дарят, чтобы выразить признательность, в ознаменование дня рождения, юбилея, свадьбы, продвижения по службе или какого-либо достижения, да и просто, чтобы вызвать чью-то улыбку. С незапамятных времен цветы, дубовые листья и цветочные букеты использовали в качестве украшения во время праздничных мероприятий. Сегодня латыши украшают цветами себя, свои дома, своих домашних животных, свой скот, и даже свои машины.

Латыши и огонь

Возможно из-за более прохладного Североевропейского климата, или просто потому, что латыши сохранили многие из своих древних традиций, все латыши очень любят огонь. Он играет важную роль во время Лиго (Янова дня, дня летнего солнцестояния), когда сельскую местность Латвии освещают тысячи костров. Ни один латышский праздник не будет полноценным без свечей, так как они рассматриваются как неотъемлемая часть праздничной атмосферы. Свечи зажигают на тортах в честь дня рождения, на похоронах, ставят на окна, а также зажигают во время выпускных вечеров. На Рождество многие латыши предпочитают украшать свои Рождественские елки настоящими свечами, а не разноцветными электрическими лампочками. Свечи горят на столе во время свадебного пир, а также их несут участники традиционного полуночного свадебного таинства, когда с невесты снимают фату (mičošana). Подсвечники и канделябры, изготовленные из дерева, керамики или металла также являются важной частью традиционного латвийского ремесла и искусства. Латыши получают огромное наслаждение от фейерверков, причем не только на крупных общественных мероприятиях, но и на частных вечеринках.

Латыши, их песни и танцы

Если и можно определить народ, по какому-либо универсальному признаку, то для латышей такой признак – любовь к пению. Латыши поют все время, в любом месте и по любому поводу. Они поют на праздниках, юбилеях, торжествах, свадьбах, выпускных балах и на спортивных мероприятиях. Несмотря на то, что латыши поют в различных стилях, будь то опера, поп, джаз или рок, особое место в их сердцах занимают традиционные латышские народные песни, известные как «дайны». Дайны можно петь в одиночку, группой или большим хором. Около миллиона известных дайн затрагивают любой значимый повод. Существуют дайны по любому поводу и под любое настроение, и даже политики не стесняются исполнить дайну, когда для этого есть подходящий случай. Во время впечатляющих фестивалей песни, десятки тысяч латышей собираются большими хорами, чтобы спеть. Они одеты в национальные костюмы, история которых насчитывает столетия. У многих латышей есть свой собственный национальный костюм, который они одевают по особым случаям, таким как фестивали песни или различные праздники. Песни часто сопровождаются танцами, и многие из латышей участвуют в группах народного танца или просто присоединяются к танцующим, когда есть настроение.

Латыши и их праздники

Четыре самых популярных праздника для латышей – это Рождество, Новый год, Пасха и Лиго, или Янов день (день летнего солнцестояния). Лиго, который празднуется в канун 24 июня, особо значим. Большинство латышей встречают этот праздник в сельской местности на открытом воздухе: люди собираются возле ферм, крестьянских домов, в поле или в лесу, при свете огромного костра на вершине холма во время заката и желательно возле большого дуба. Любой пролетающий над Латвией в канун Янова дня, увидит впечатляющее световое представление, поскольку всю страну пересекают пунктиры тысяч пылающих костров. К празднику люди готовят специальную еду: сыр с тмином, пирожки с беконом, и запасаются огромным количеством пива. Девушки украшают себя венками из полевых цветов, а парни – из дубовых листьев. Несмотря на то что, пение традиционных Яновых песен все чаще дополняется музыкальными записями и выступлениями со сцены, кажется, что практически каждый латыш знает по крайне мере несколько Яновых песен, характерных для праздника Лиго. Весельчаки с достаточным количеством выдержки не будут спать всю ночь, чтобы встретить рассвет Янова дня после ночных песен и танцев. Романтично настроенные парочки проведут вместе ночь в лесу в поисках мистического цветка папоротника.

Латыши и их символика

Латыши не демонстрируют свой патриотизм открыто, несмотря на то, что глубоко любят свою землю и страну, и очень гордятся своими культурными и спортивными достижениями. Суть бытия латыша заключается в нескольких общих символах. Некоторые символы, такие как флаг и памятник Свободы в Риге связаны с Латвийской государственностью и свободой латвийского народа. Дуб символизирует силу, выносливость, долголетие и способность выживать. Поэтому дубовый венок, который носят мужчины во время празднования Янова дня или который дарят атлетам или ветеранам труда за особые достижения, воплощает все эти качества. Женские венки из цветов также символизируют традиционные латвийские ценности. Костер, который освещает праздничные мероприятия, символизирует свет и тепло. Кроме того, с 1991 года, он символизирует костры, освещавшие дни баррикад, которые привели к возвращению независимости Латвии. Богатый набор символов, обнаруженный в латышских орнаментах и художественном оформлении также несет широкий спектр значений из древних времен, символизирует мудрость, силу, безопасность и духовные верования.

Латыши и их язык

Общее число носителей латышского языка в мире превышает 2 миллиона человек и для 1, 4 миллиона этот язык является родным. Латышский принадлежит к индоевропейскому семейству языков и вместе с литовским образует балтийскую языковую группу, отдельную, но родственную славянским и германским языковым группам. Латышский язык, так же как и литовский сохраняет множество элементов праиндоевропейского языка как в лексике, так и в грамматике, и с этой точки зрения представляет огромный интерес для лингвистов. Хотя современный литературный латышский язык используется практически во всех жизненных сферах на всей территории страны, в разговорном латышском часто встречаются элементы различных местных диалектов. Публикуется около 150 газет на латышском языке, общий тираж которых составляет 110 миллионов экземпляров. Выпускается также 200 журналов. Кроме того, в Латвии каждый год публикуется около двух тысяч книг, общим тиражом 5 миллионов экземпляров.

Латыши и их имена

Существует около тысячи латышских имен, и каждый день латвийского календаря всегда освещает одно или несколько из них. Этот день называется днем имени. В свои именины латыши обычно принимают поздравления, подарки и цветы, и ждут гостей без приглашения. Самое популярное латышское мужское имя – Янис, за ним следуют Андрис, Юрис, Эдгар, Марис и Айвар. Самые популярные женские имена – это Анна, Кристина, Мария, Инесе, Инга и Илзе. Мода на имена также переменчива, так что набирают оборот новые, современные имена или же возвращаются старые, давно забытые. Тем не менее, некоторые имена с вековой историей, такие как Карлис, Илзе, Петерис, Анна, Юрис и т. д выдерживают натиск времени. Большинство латышских имен являются местным вариантом европейских христианских имен, в то время как некоторые были заимствованы у соседних народов, а около десяти процентов являются уникальными для латышей, например: Ирбе, Сниедзе, Виестурс, Дзинтарс, Аусеклис. Многие из латышских имен олицетворяют животных или природные явления, такие как янтарь, звезду, снег или породу птиц. Висвалдис, например, означает «вседержитель».

Около половины всех латышских фамилий имеют латвийские корни: Берзиньш, Калныньш, Озолиньш. Большинство фамилий латвийского происхождения олицетворяют какой-нибудь конкретный предмет. Таким образом, среди премьер министров Латвии были г-н Гайлис («петух»), г-н Крастс («берег»), г-н Шкеле («ломоть»). Менее распространенными являются немецкие, шведские и польские фамилии, в последние годы возросло число русских фамилий. При изучении фамилий можно проследить отношение семьи к конкретному церковному приходу.

Наиболее распространенные латышские имена и фамилии в 2010 году

Мужские имена Женские имена Фамилии
1 Янис Анна Берзиньш
2 Андрис Кристине Калныньш
3 Юрис Инесе Озолиньш
4 Эдгарс Инга Янсонс
5 Марис Илзе Озолс
6 Айварс Лига Лиепиньш
7 Мартиньш Даце Круминьш
8 Петерис Анита Балодис
9 Иварс Мария Эглитис
10 Каспарс Ева Зариньш
11 Валдис Ивета Петерсонс
12 Улдис Диана Витолс
13 Айгарс Сандра Клявиньш
14 Карлис Айя Карклиньш
15 Александрс Рита Ванагс

Латыши — коренные обитатели Прибалтийского края и инфлянтских (ливонских) уездов Витебской губернии, арийцы по происхождению , соплеменники литовцев , древних прусов и ятвягов , жили с давних пор в смежности и вперемешку с представителями финно-эстского племени , подвергаясь влиянию корси и ливов и изменясь во многих местах в расовом типе, в противоположность литовцам.

Первые племена из которых зараждалась латышская нация, жили на территории Латвии ещё за 3.000 летдо Рождества Христова.


В 1881-1885 годах насчитывалось число Латышей:
в Курляндии (Курземе) 479.978 человек ,
в Лифляндии (Видземе) 490.345 человек ,
латгальских латышей-католиков 189.000 человек ,
лютеран-Латышей в Витебской губернии 28.000 человек,
Латышей в Ковенской (Каунас) губернии 26.000 человек
,
в Псковской губернии 11.000 человек,
в Пруссии 1.500 человек,
итого 1.225.823 человек.

На 1893 год латышей-переселенцев показано всего 6.686 человек , из них 406 в городах и 6280 в уездах, преимущественно Псковском и Островском . В Курляндии 525.000 человек, в Лифляндии 400.000 человек, в Латгалии 243.000 человек. Немало Латышей живет еще в губерниях Могилевской и Уфимской , а также в Кубанской области и в обеих столицах: С-Петербурге и Москве .

В Советское время кроме Латвии, много латышей жило в России, Литве, Эстонии и Белоруссии. В 1985 году в СССР проживало 1.445.000 латышей, из них в Латвии проживало 1.344.100 человек.

Сегодня в Латвии проживает 1 .209 .401 латыша, это 61% населения Латвии .
Всего в мире насчитывается латышей около 2х миллионов.
Самая большая зарубежная диаспора латышей живёт в США = около 102.000 человек .
Далее по убывающей латыши живут в странах: Ирландия, Великобритания, Канада, Бразилия, Россия (18.979 человек) , Новая Зеландия, Австралия, Германия, Украина (5.079 человек) , Литва, Италия, Эстония, Франция, Бельгия, Молдавия, Хорватия (всего 11 человек).

Латышская диаспора в России образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий (утверждается, что репрессиям тогда подверглись до 50 тысяч живших в стране латышей); и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Съезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве.


В 1927 году в Ленинградской области (включавшей тогда будущие Новгородскую и Псковскую) жило 39 тысяч латышей; в 1930/31 уч. году на каждых 658 латышей в области приходилась одна латышская школа. При областной совпартшколе существовало отделение для латышей, в педагогическом институте им. Герцена был латышский сектор, в Ленинграде был латышский Дом просвещения. В 1934 году на Ленинградском радио была создана латышская редакция. В октябре 1937 г. по решению горкома ВКП(б) были ликвидирован латышский Дом просвещения. Латышский театр был ликвидирован по постановлению Леноблисполкома от 3 марта 1938 г.; к концу марта 1938 года латышские школы были преобразованы в обычные.

Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.

Компактно проживают потомки латышских переселенцев в Сибири (в Красноярском крае и Омской области, а также в Башкортостане.

В конце девятнадцатого-начале XX веков на нынешней территории Белоруссии существовали десятки латышских поселений; на 1928 год на территории БССР было 1 890 латышских крестьянских хозяйств. В 1924-1934 гг. в Витебске существовала латышская национальная камера при народном суде. По данным переписи 2009 года, в Белоруссии проживало 1549 латышей

Считается, что латыши имеют один родственный себе народ, это литовцы.

Латышскую нацию основали пять народов проживающих на территории современной Латвии, это Латгалы, Курши, Земгалы, Селы и Ливы .

У латышской нации имеются две этнические группы, это Латгальцы , которые живут на востоке Латвии в исторической области Латгалия и их насчитывается до 200.000 человек.
И вторая группа, это Суйты , их всего 2.800 человек и живут они в приделах Вентспилса и Кулдиги.

Верующие латыши — преимущественно протестанты (лютеране), однако на Востоке Латвии в Латгалии, особенно в пределах бывшей Витебской губернии, в Двинске (Даугавпилсе ), Режице (Резекне ) и Люцине (Лудзе ) исторически живут латыши-католики .

А с 1840 года в Лифляндии и Курляндии некоторая часть перешла в православие.

По антропологическим исследованиям Латыши , - это люди среднего роста, часто выше среднего, сильного, пропорционального телосложения. Цвет кожи белый, волосы на голове гладкие, часто легко, редко сильно вьющиеся, большей частью русые, но встречаются и светло-каштановые, редко темно-каштановые. Чисто рыжих и черных волос не встречается. Цвет глаз преимущественно серо-голубой, серый или голубой, редко карий. Обыкновенно Латыши бреют бороду. Лицо вообще овальной формы, чаще латыши имеют узкое лицо, редко широкое или угловатое. Цвет лица хотя и не свежий, но и не бледный. Лоб высокий, нос большей частью прямой и довольно длинный, зубы хорошие и прямые. Красивых женщин немало . (такое описание можно найти в энциклопедии 1907 года)

Средним ростом своим Латыши и Литовцы сближаются с Финнами и Эстонцами, отличаются от более низкорослых белоруссов .

Первоначально на берегу Балтийского моря обитали леты; ливо-куроны явились туда путем морского переселения, только в более позднее время. История языка и в особенности культурных слов показывает, что ливы и финны заимствовали в древнее время от лето-литовцев весьма важные культурные понятия по лесоводству, пчеловодству, земледелию и рыбоводству, между тем как, наоборот, число ливизмов в латышском языке невелико.


Латыши общего государственного устройства не имели, а жили под предводительством своих старейшин и родоначальников, разбросанными по лесистым и болотистым местам, заселяя страну посредством выдела младших сыновей на особых новоселках и пустырях. Старший сын или младший наследовал обыкновенно усадьбу и хозяйство, обязываясь поддержать братьев при основании нового поселка.

Тип первоначального латышского дома подходит к лапландскому «коту» и черемисскому куала; это бревенчатая постройка, в 21—32 метра длины, 11-12 метров ширины. В средине помещался очаг, окруженный низкой каменной стеной; он состоял из ямы, выкопанной на локоть в глубину, и имел в окружности, в форме квадрата или круга, от 3 до 4 локтей.

Еще в XVIII в. курляндская хата была под одной крышей, без разделения сеней-кухни от жилой половины, без окон, с дверью, служившей вместе дымволоком и просветом. Когда, кроме очага, у более богатых явилась печь для хлебопечения, дом разделился в две половины: намс (кухня и сени) и истаба — изба с русской печкой.


В Лифляндии в ХVIII в. существовали типы жилых построек, соединявших в себе ригу или овин (в зимнее время теплая спальня), холодное помещение с земляным полом для молотьбы и коморку для ручной мельницы и для сохранения разной рухляди, с картофельной ямой. Практически и в 20 веке имелся хозяйский двор имеющий еще особую чистую клеть, без окон, с крепким потолком и полом, для сохранения сундуков и одежды дочерей-невест и неженатых сыновей; здесь принимают почетных гостей и спят в летнее время хозяйские дочери и сыновья.

Амбар с овином, сарай, хлева, конюшни и бани строятся особняком и отделены от двора цветником, огородом и фруктовым садиком. Окна и фронт дома выходил не на улицу, а на чистый двор. Крыши кроются в Лифляндии и Латгалии соломой, в Курляндии кое-где гонтом. Домашняя утварь и хозяйственные орудия большей частью из дерева.

Общая национальная одежда почти везде подверглась видоизменению под влиянием городской культуры.


Национальный костюм к началу 20 века почти исчез в Риги , Митаве (Елгаве ) и Вендене (Цесисе ), более сохранился на Западе Латвии близ Либавы (Лиепая ) и Гольдингена (Кулдиги ), и на Востоке Латвии, близ Якобштадта (Екабпилса ), Крейцбурга (Крустпилса ) и на польской границе.

Материал для одежды самотканный, домашнего изделия; господствующий цвет — серый, разных оттенков; только юбки и лифы у женщин окрашиваются в темно-синий или темно-коричневый цвет. Мужская одежда состоит из полотняных рубах и штанов, шерстяных штанов, камзола, жилета и кафтана.


В Латгалии верхняя праздничная одежда как мужчин, так и женщин — свита из серого сукна, зимой — кожух. Рубашка под подбородком застегивается металлической, большей частью серебряной застежкой, у женщин более крупной, чем у мужчин. Верхняя часть женской рубашки из более тонкого, нижняя — из грубого холста. Женские рубашки у латгалок иногда с вышивками; юбки шерстяные и холщевые. Голову покрывают платком, который у девушек завязывается под подбородком, у женщин обматывается два раза вокруг головы и повязывается на лбу. В Земгале носили шёлковый платок и его девушки завязывали сзади, а замужние под подбородком. В праздник женщины носили чепцы, обшитые металлическими украшениями и бусами, девушки — венец из цветов, шерстяной материи или металлический с бусами, походящий на корону . Обувь прежде состояла из лаптей и кожаных пастал. Штаны заправлялись в носки, в праздники мужчины одевают шляпы.

Домашние женские ткацкие работы отличаются иногда не только прочностью, но и художественностью рисунка. Латыши славятся как льноводы и отчасти садоводы, за пределами своей родины. Латыши занимались с древности земледелием, садоводством, рыбаловством, ткацким, кузнечным и гончарным ремёслами.

После 1860 года началось интенсивное развитие капитализма. Началось образование сёл и городской буржуазии.

Семьи у латышей маленькие, традиционно селились в небольших деревнях и особенно на хуторах..


В Латгалии Латыши в сравнении с щеголеватыми русскими староверами, отличаются скромностью и бережливостью.

Как и литовцы, латгальские латыши очень любят часто ходить в свой храм (костёл) и сыновей охотнее всего приготовляют в священники- ксендзы.

Балтийские Латыши в отличае от Латгальских Латышей гораздо развитее ; их литературные произведения у латгальцев находят малый сбыт. Семейные обычаи и праздники одинаковы у восточных и западных Латышей.

Множество бытовых черт языческого характера сохранилось в родинных, свадебных и похоронных обрядах и песнях (обычай угощения домочадцев при рождении, банный вечер, отыскание колыбельного очепа).
При свадьбах заметно также влияние общих немецко-мещанских обычаев, с надеванием чепчика.
В похоронных обрядах характеристично изгнание смерти еловыми ветками, на этот случай известно аж 663 наговора и заклинания.
В народном лечении играют важную роль народный массаж, кровопускание, наложение горшков, средства гомеопатические и симпатические.

Традиционная пища латышей - мука, крупы, горох, бобы... Хлеб исторически пекут кислый из ржаной муки. Сами толкли конопляное молочко для приправ.

Традиционные блюда: похлёбка из крупы называемая "Путра", или овощная "капости", каши, клёцки из гороха и бобов, пироги со шпигом, печенье, мясные блюда. На Рождество подавали вареную свиную голову с кислой капустой, на Пасху готовят яйца и студень (холодец), на Иванов день (Лиго) - "Янов сыр" из творога.
Традиционные напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.

Латышское прикладное искусство: ткачество вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, керамика, обработка металла и янтаря, тиснение по кожи.

Устное народное творчество включает Латышские народные сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки.
Богат песенный фольклёр: дайны, трудовые, сатирические, бытовые, календарные. С 1873 года регулярно проходят латышские праздники песни.

Музыкальные народные инструменты латышей: Кокле (тип гуслей), Смуйгас (волынка), скрипка, свирель...


Первым свидетельством существования письменного латышского языка является «Отче наш» в латышском переводе из «Космографии» Мюнстера (Cosmographia , 1544), но есть упоминание о изданной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе» . «Латышский катехизис» («Lettisch Vademecum») написан в 1631 году Георгом Манцелем , одна из первых книг по истории Латвии, латышской мифологии и языка — «Historia Lettica» в 1649 году Паулом Эйнхорном. В 1685—1694 годах Э. Глюк перевёл на латышский Библию.

Латышский язык - один из двух восточнобалтийских языков, сохранившихся до наших дней (наряду с литовским). Латышский — единственный государственный язык Латвии, а также один из 24 официальных языков Европейского союза. На латышском разговаривает около полутора миллионов человек (бо́льшая часть проживает в Латвии).

Делится на три диалекта: верхнелатышский, среднелатышский и ливонский. Современный литературный латышский язык основывается на среднелатышском диалекте.

Современный латышский алфавит, основанный на латинице, содержит 33 буквы . Ударение зафиксировано на первом слоге . Гласные различаются по долготе, каждая долгая гласная несёт один из трёх тонов .

Количество носителей латышского как родного в Латвии согласно переписи 2011 года — 1 164 894 человека, что равняется около 56,3 % населения страны и 62,1 % от указавших свой язык (включая носителей латгальского диалекта, который иногда рассматривается в качестве отдельного языка).


В латышском языке имеется несколько говоров.

Верхнелатышский диалект сильно отличается от среднелатышского и ливонского (поэтому их в противоположность верхнелатышскому также называют нижнелатышскими). Распространён в Латгале, на востоке Видземе и в Аугшземе , включает в себя восточные (глубокие) и западные (неглубокие) говоры. Обе группы также делятся на селонские и латгальские говоры Латгальские глубокие говоры иногда выделяют в отдельный язык — латгальский.

Среднелатышский диалект включает в себя видземские (центральная Видземе), земгальские (центральная Земгале) и куршские (юг Курземе) говоры.

Ливонский диалект, сформировавшийся на основе финно-угорского ливского субстрата, включает в себя видземские (северо-запад Видземе) и курземские (север Курземе) говоры.


В латышском выделяют десять частей речи : имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометие

У склоняемых частей речи различают пять падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный) и звательная форма, традиционно тоже считающаяся падежом.
Творительный падеж в латышском исчез.

Родов в латышском языке два — мужской и женский

В латышском языке выделяют 6 склонений.

Различаются шесть времён : прошедшее простое, прошедшее сложное, настоящее простое, настоящее сложное, будущее простое и будущее сложное.

Глаголы принято делить на три спряжения .

В латышском языке четыре наклонения : изъявительное, сослагательное, повелительное и пересказывательное. Иногда в отдельное наклонение выделяют также дебитив — долженствовательное наклонение.

Латышский различает два залога: активный и пассивный.

В латышском существует четыре вида причастий : настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные. Как и прилагательные, причастия бывают полными и краткими.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЛАТЫШСКИЕ ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

МУЖСКИЕ: Айварс, Алвис, Валдис, Гунарс, Дзинтарс, Екабс, Кристап, Марис, Улдис, Язепс, Янис.

ЖЕНСКИЕ : Инта, Кристине, Инесе, Инга, Илзе, Лига, Даце, Анита, Мария, Ивета, Лайма.

Латыши

представители одной из прибалтийских наций, составляющих большинство населения Латвии.

Латышский народ бережно хранит национальные и культурные традиции, сложившиеся в течение многовекового исторического развития. Полное драматизма было для граждан Латвии XX столетие. В годы первой мировой войны, когда германские войска вторглись в пределы Латвии, более полумиллиона латышских беженцев ушли в глубь России. Почти третья часть жителей республики была истреблена или угнана в Германию в годы Второй мировой войны.

Латыши издревле известны как искусные животноводы, льноводы, огородники, ремесленники. Главой семьи и собственником всего имущества среди них является муж. Однако жена пользуется большой самостоятельностью. Важные вопросы супруги решают вместе. Повседневную домашнюю работу выполняет женщина. Дети обычно несут определенную ответственность за помощь родителям в работе по дому, по хозяйству.

Латыши легко переносят трудности, способны выполнять большие объемы работы в короткие сроки. Они скупо проявляют свои чувства, так как часто живут с детства обособленно, в немногодетных семьях. После совершеннолетия обычно отделяются от родителей. Отсюда среди них наблюдается слабая привязанность к родственникам, удовлетворенность незначительным числом межличностных связей, относительно невысокая общительность с другими людьми, настороженность во взаимоотношениях с ними.

Некоторые считают латышей замкнутыми. Это не совсем так. Все дело в сложившейся психологии, культуре, образе жизни народа. Веками латыши жили уединенно на хуторах, вели хозяйство единолично, хлеб добывали в тяжком труде. Не случайно, оценивая человека, они прежде всего стремятся подчеркнуть его трудолюбие, умение работать, мастерство. Латыш с лентяем, даже земляком, дружить не будет.

Латыш прежде всего привык полагаться на себя, на свои силы, свои знания, свой опыт, а уж потом рассчитывать на помощь со стороны. Поэтому он редко обращается за поддержкой к товарищам, хотя сам в ней никогда не отказывает. Если вы увидите, что у латыша что-то не получается, не ждите, пока попросит вас о помощи. Этого скорее всего не будет. Сами предложите помощь, и ваше участие будет оценено по достоинству.

Латыши, как правило, внимательны, аккуратны на работе, неторопливы и осмотрительны во всех видах деятельности, педантичны и дисциплинированны в выполнении служебных обязанностей, любят работать по инструкции, по плану, решать задачи последовательно. Особенно возмущает многих латышей недобросовестность, легкомысленное нарушение правил и мер техники безопасности, нежелание овладевать специальностью. Представители этой национальности не любят конфликтовать, весьма терпеливы во взаимоотношениях, однако они не мирятся с недостатками других, если это идет во вред общему делу.

Про латышей раньше говорили, что из ларца с золотом и медными монетами они выберут медные,-подчеркивая этим честность, высоко у них почитаемую. Они отличаются прямотой в поведении и поступках. Когда решаются серьезные вопросы, смело высказывают свое мнение. Позиция латыша всегда продуманна, а потому - весома. У латышей нередко вызывает чувство обиды нежелание представителей других национальностей, проживающих на территории Латвии, изучать латышский язык, их культуру и традиции.

В целом латыши легко адаптируются к трудностям жизни. Они начитанны, эрудированны, а потому у каждого из них есть вполне сформировавшееся мнение по многим, в том числе по политическим вопросам.

Склонность к образованию национальных микротрупп у латышей проявляется редко. Вместе с тем - при-определенных условиях они могут сплотиться, но эта мера чаще всего бывает вынужденной, ответом на притязания какой-либо национальной микрогруппы подчинить их своему влиянию. В большинстве же случаев они хорошо ладят с представителями других национальностей, успешно трудятся и выполняют любые задачи в составе многонационального коллектива, чему способствует в том числе и высокий уровень их общеобразовательной подготовки.

Не следует забывать об обостренных национальных чувствах латышей, которые имеют разные оттенки. Среди определенных слоев населения, прежде всего части интеллигенции и молодежи, сформировалось пренебрежительное отношение к некоторым представителям других национальностей. Есть среди латышей и люди, склонные видеть причины трудностей сегодняшнего положения в республике в "ущемлении национального достоинства", имевшего место в прошлом, когда они жили в составе СССР. В межнациональных отношениях с русскими, белорусами и поляками, которых проживает немало в Латвии, у коренного ее населения сложилась довольно сложная ситуация. Однако, учитывая лучшие черты национального характера латышей, их традиционно добрососедские отношения со всеми народами, безусловно, можно надеяться на урегулирование данной проблемы.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "латыши" в других словарях:

    латыши - ей; мн. Нация, основное население Латвии; представители этой нации. ◁ Латыш, а; м. Латышка, и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. Латышский, ая, ое. Л. язык. По латышски, нареч. Говорить по латышски. * * * латыши (самоназвание латвиеши), народ,… … Энциклопедический словарь

    ЛАТЫШИ - (самоназвание латвиеши) народ, основное население Латвии (1390 тыс. человек, 1992). В Российской Федерации 47 тыс. жителей. Общая численность 1,54 млн. человек (1992). Язык латышский. Верующие латыши в основном протестанты, часть католики … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАТЫШИ - ЛАТЫШИ, латышей, ед. латыш, латыша, муж. Народ, составляющий основное население Латвии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЛАТЫШИ - ЛАТЫШИ, ей, ед. ыш, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Латвии. | жен. латышка, и. | прил. латышский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    латыши - ЛАТЫШИ, ей, мн (ед латыш, а, м). Народ, составляющий основное коренное население Латвийской Республики, расположенной в Вост. Европе, в Прибалтике; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. латышский, балтийской группы индоевропейской семьи… … Толковый словарь русских существительных

    ЛАТЫШИ - (самоназвания латвиеши, латгальцы) народ общей численностью 1540 тыс. чел., основное население Латвии (1390 тыс. чел.) Другие страны расселения: Российская Федерация 47 тыс. чел., Канада 24 тыс. чел., США 22 тыс. чел., Австралия 20 тыс. чел.,… … Современная энциклопедия

    Латыши - мн. 1. Народ балтийской группы индоевропейской этноязыковой семьи, составляющий основное население Латвии. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ЛАТЫШИ - (самоназвание латвие ши), народ, основное население Латвии. В Российской Федерации 47 тыс. человек. Язык латышский балтийской группы индоевропейских языков. Верующие в основном протестанты, часть католики.

Похожие публикации