Как евреи воспитывают успешных детей. Принцессы Иудеи: особенности воспитания еврейской девочки

Глава 8. Воспитание по-еврейски

Нет плохих детей, есть дети, которым плохо.

Народная мудрость

Воспитание – это процесс взращивания из младенца человека, процесс созидания полезных привычек – потому что там, где нет полезной привычки, потом обязательно возникнет вредная.

Начнем с утверждения, что уже сам факт рождения в еврейской традиционной семье – это безусловная фора перед многими другими детьми. Ни в одной культуре воспитанию и образованию потомства не уделяется столько внимания. Даже «отголоски» еврейской культуры в смешанных браках и нерелигиозных семьях позволяют воспитать у детей мотивацию к обучению, вежливость и уважение к взрослым, равнодушие к модным вещам и бережливость, которыми не могут блеснуть их сверстники. В этой главе мы не будем рассматривать разницу в менталитете и субъективное восприятие людей другой национальности, когда русскому не хватает в еврее широты души, а еврея бесит русская бесшабашность и расточительность.

Как сказал один мой знакомый, которому я предложила почитать главу «Не буду – и не уговаривай. Не хочу, чтобы мой ребенок вырос жидом». Успех и богатство могут достигаться разными путями, у них нет «национальной принадлежности», главное – умение достигать желаемого, результат, и он станет для нас «путеводной звездой» в рассмотрении вопросов воспитания.

Для сравнения с еврейской традицией, безусловно, придется обращаться к популярным тенденциям в воспитании и обучении и проблемам, которые сегодня встают перед родителями вне зависимости от страны проживания и национальности. Вы можете принимать или отвергать опыт других культур, но отказываться можно только от того, о чем имеешь представление. Вот с этой точки зрения я и предлагаю вам посмотреть на еврейское воспитание – как на эффективную систему, складывавшуюся веками.

Евреи поколение за поколением учатся педагогической практике, передавая все лучшее потомкам. Главный постулат еврейских родителей – учиться быть родителями. Инструкция по построению семьи дополняется инструкцией по воспитанию детей.

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира и в России. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

Рождение ребенка – это «точка невозвращения», огромная ответственность. Родитель – это роль, не менее важная, чем муж или жена, и евреям не стыдно постоянно «повышать родительскую квалификацию». Вполне очевидная истина – если ты не можешь воспитать себя, как ты можешь воспитать кого-то? И закономерный вывод – воспитание детей начинается с самовоспитания родителей.

Конечно, можно воспитывать своих детей по примеру семьи, в которой вырос сам . Но состоятелен ли этот путь?

Мир меняется, и часто перенести свой опыт в настоящее оказывается очень трудно, да и воспитать ребенка сегодня, когда он больше времени проводит у телевизора и компьютера, чем за чтением и общением со сверстниками, труднее, чем раньше. Влияние средств массовой информации, сверстников, других родственников, учителей, огромный поток информации не позволяет воспитывать ребенка в рамках старой, патриархальной системы воспитания, где ребенок был обязан беспрекословно слушаться старших, почитать их, учиться «из-под палки».

Второй путь – отдать ребенка «в руки системы» , не устанавливая авторитет, обеспечивать всем необходимым, ничего не запрещая, не устанавливая обязанностей. Не заставлять ребенка учиться, если не хочет. Такая мягкая система воспитания необычайно популярна в последние годы: дать ребенку все, чтобы он был доволен. Оба эти пути, как показала практика, не способствуют воспитанию гениев, ведут в тупик.

Все взрослые хотят в итоге получить более воспитанных детей, чем они сами, свою улучшенную копию. Мы лепим клонов с себя и пытаемся подогнать малыша под некий идеал из телевизора и книжек про гениев. Как говорится, «яблочко от вишенки». А если к этим честолюбивым желаниям добавляется эгоизм и собственные нереализованные мечтания…

Эгоист больше заботится о себе, а не о ребенке, не прислушивается к его желаниям и склонностям. На практике это вовсе не значит, что родители занимаются своими делами, а дети предоставлены самим себе, эгоистичная мамаша может топить ребенка и его желания в своей заботе – она ведь лучше знает, что ему нужно, она может душить его своей любовью, ограждая от всего в мире и замыкая на себе – это тоже эгоизм.

Надо всегда помнить, что ребенок – это наше отражение, и если он растет потребителем и эгоистом, надо уметь увидеть в нем себя. Если у родителей заниженная самооценка, ребенок не вырастет уверенным в себе. Психологи говорят, что если родители приходят с проблемами с ребенком, это значит, что лечить надо их, а ребенок на голову здоровее всех в семье. Потому-то постулат воспитания родителями самих себя так важен!

Первые мысли об «особенном» еврейском воспитании зародились у меня при знакомстве с одной русско-еврейской семьей (отец был евреем, а мать – русской), в которой старший сын с 15 лет самостоятельно зарабатывал на свои нужды, играя по вечерам на скрипке в кафе. Днем мальчик учился, после учебы сам готовил себе обед и выполнял обязанности по дому. Но самое удивительное, что через несколько лет, когда первые изменения в государственной системе и образовании проявились в сумасшедших конкурсах на экономический и юридический факультеты, этот самый еврейский мальчик, не желая всю жизнь развлекать уважаемую публику и имея «блестящую» подготовку в виде музыкального училища и диплома об окончании восьми классов «на 3–4», меньше чем за год подготовился и поступил на экономический факультет одного из самых престижных вузов, обойдя медалистов и коммерческий набор. Мне, отличнице с пеленок, родители и думать запретили об этих факультетах, а тут – музыкант-недоучка! Пройдя все стадии праведного возмущения, я задумалась, что именно позволило обычному мальчику из небогатой семьи поступить и закончить престижный факультет, а после стать самым молодым из известных мне директоров банка? Тогда я как историк начала интересоваться традициями воспитания разных народов, анализировать их с точки зрения современной психологии и педагогики. Результаты исследования во многом оказались неожиданными и удивительными.

Взять, к примеру, образ еврейской мамы, выступающий в любых фильмах, книгах, анекдотах как символ чрезмерной опеки, гипертрофированного материнского инстинкта и полной отдачи своему, порой даже весьма великовозрастному, дитятке. По всем законам психологии у такой мамы может вырасти только совершенно инфантильный, беспомощный и подверженный всевозможным зависимостям ребенок. Но ведь такого результата нет! Ведь еврейские дети раньше взрослеют, чувствуют себя в жизни более уверенно и достигают большего! Но о секретах «еврейской мамы» мы еще поговорим…

Еще один парадокс – практически все еврейские дети с раннего детства приучены не мотать круги по окрестным переулкам, а ходить во всевозможные музыкальные школы, секции, на курсы и занятия. Казалось бы, ограниченные в общении со сверстниками с детства, с подросткового возраста они должны были бы «срываться с цепи» и убегать от влияния жестоких родителей, заставлявших их часами играть нудные этюды. Но и этого не происходит! Даже наоборот – привыкший к определенному графику, выполнению не всегда приятных обязанностей и получивший навыки овладения каким-либо умением, еврейский ребенок чувствует себя на голову выше сверстников. Развитая на проигрывании все тех же этюдов память позволяет ему меньше времени тратить на учебу, дисциплина – четко планировать день и ставить перед собой задачи. Ему с детства внушили, что евреи умнее и богаче других, он научился переносить насмешки и продуктивно действовать даже в условиях, когда он сам и его действия не вызывают восторга окружающих… Это ли не начало того самого, третьего и самого правильного пути, по которому мы можем пойти за руку с нашими детьми, провожая их в большую, интересную и счастливую жизнь?

Часто вопрос правильного воспитания встает при столкновении родителей с результатами воспитания неправильного, когда они, совершенно беспомощные, не могут всей гвардией «мама-папа-бабушки-дедушки» справиться с маленьким, но очень громко заявляющем о себе ребенком. Маленькие тираны – как их остановить? Беспомощность в воспитании перерастает в «затыкание рта» и тотальные запреты, потакание капризам сменяется руганью и наказаниями. Выход в такой ситуации только один – взгляд на проблемы с ребенком как на проблемы всей семьи и создание в доме общей и всеохватывающей «атмосферы правильного роста», ограждая ребенка от всего, что может уничтожить его будущее.

Как известно многим «продвинутым» родителям, в большинстве случаев ребенок растет САМ, ему нужно только создать условия для раскрытия личности. Поэтому часто говорят, что для того чтобы получить ребенка, похожего на себя, не нужны хитрые воспитательные методы. Как говорила одна моя знакомая, человек – как кувшинчик. Сначала в него все вливается, потом бродит, а затем выплескивается. Что набралось, то и выплескивается.

У воспитанных родителей растут воспитанные дети, и трудно привить ребенку любовь к чтению, если родители не читают. Нельзя радикально изменить ребенка, но можно максимально развить его таланты. Главная задача родителя – не стремиться вылепить ребенка по своим радужным представлениям или воплотить в нем собственные нереализованные желания, а дать ему вырасти во что-то самостоятельно.

Евреи считают, что ребенок приходит в мир, полный соблазнов, с множеством желаний, но с чистой душой.

С рождения идет формирование личности – ребенок впитывает все вокруг, растет, наполняется впечатлениями, родительскими утверждениями, оценками, критериями. Мнения ребенка формируются из мнений людей, его окружающих. Потому первые впечатления и мнения – это самое важное. И чем меньше случайных людей в жизни ребенка в ранние его годы, тем лучше. Тем точнее будут его ориентиры на будущее. Дурная дорожка начинается с маленького шага, как и хорошая. Важно всегда видеть ту дорожку, по которой идет ребенок.

Царь Давид сравнивал воспитание со стрельбой из лука: первый этап – выбор цели (определение приоритетов воспитания), затем натягивание лука (пока ребенок маленький, 5–7 лет, в нем нужно подавить животное и развить духовное), третий – наводка стрелы на цель (без погрешности, уступки, чтобы не случилось отклонения), четвертый – иметь мужество отпустить (от повеления перейти к уважению, не упустить возраст подростка), пятый – стрела в полете (иметь мужество закончить воспитание, ничего не делать).

Воспитание не заканчивается никогда, но после 13–14 лет ребенок «самовоспитывается», а родители только подбадривают, подсказывают, делятся своим опытом, но всячески ограничивают родительское воспитание в традиционном его понимании. В этом и заключается успех воспитания – если ребенок стремится к саморазвитию и после выхода из родительского дома и окончания периода опеки, это безусловное достижение его семьи.

На пути воспитания детей перед взрослыми встает множество задач. Да-да, не проблем, а именно задач, которые можно и нужно с любовью, юмором и смекалкой решать день за днем. Например, трудно не становиться ребенком рядом с ребенком. Трудно рядом с маленьким зверенышем оставаться человеком. Мама, целый день проводящая с детьми, порой так «молодеет», что ей с трудом удается о чем-то говорить с мужем. Понимание того, что происходит с тобой и твоими близкими, уверенность в том, что тебя принимают и любят, в отдельные периоды семейной жизни помогают не потерять связи внутри семьи, общую атмосферу родного дома.

Одинокие матери часто замыкают мир ребенка на себе, формируют у него чувство вины за оставление родительского дома, в результате уничтожая будущее ребенка, лишая его личного счастья и самореализации. Бабушки – отдельная тема, внуки обеспечивают их смысл жизни, бывает, что бабушка всячески отодвигает маму. Бабушка балует ребенка, лишает его самостоятельности. Кому незнакома ситуация, когда все педагогические достижения родителей исчезают за пару дней, проведенных ребенком у бабушки? Она унижает родителей и их методы воспитания, кормит ребенка сладостями и колбасой и делает еще много всего совершенно возмутительного. Что делать в такой ситуации? Во-первых, понимать, что ребенок вскрывает и делает более явными старые конфликты, недоработанные в прошлом ситуации с родителями. С помощью ребенка можно много узнать о себе, своей семье и людях вообще – его взгляд на мир более открытый, ясный и доброжелательный. Часто только с появлением собственного ребенка удается во многом понять и простить собственных родителей.

Что рекомендуют в этой ситуации евреи? Устанавливать правила и дистанцию, помнить, что ответственность за ребенка лежит на родителях, а не на бабушке. Разбалованных детей жизнь не учит, а калечит. Никому не позволено баловать ребенка и лишать его будущего, а значит, стоит поговорить с бабушкой об общих правилах воспитания, помочь ей найти занятия в жизни, позволяющие не зацикливаться на внуках. И уж точно, как это сегодня часто бывает, не отдавать ребенка на воспитание бабушкам-дедушкам. Во всех знакомых мне еврейских семьях бабушки строго «дозировались». К ним относились с любовью и уважением, но авторитет всегда оставался на стороне родителей.

Еще одна частая ситуация. Столкнувшись с проблемой, родители часто испытывают растерянность, нервничают, а то и впадают в панику. Тысячу лет назад реакция была такой же, правда, детей больше, а свободного времени у родителей – меньше.

Чему учат нас еврейские мудрецы?

Если не уверен в действии, лучшая тактика – это бездействие. Не все время, а в конкретной ситуации. К следующему разу можно будет подумать и подготовиться, продумать свою реакцию на происходящее. Но без потери контроля и самообладания. В нервном и раздраженном состоянии воспитание невозможно! Как избежать гнева и всплеска эмоций? И здесь евреи дают простую рекомендацию – если не смотреть на своего ребенка как на свое имущество, взгляд будет более непредвзятым, объективным, а раздражения меньше. Часто надо просто наблюдать, как ребенок получает свой опыт, а не ограждать его, не навязывать свой взгляд, и тогда есть большая вероятность, что он сам сделает выводы, и сложные воспитательные методики не понадобятся вовсе.

Мы подошли к интересному вопросу – невмешательству в воспитании. Во многих детях творчества, фантазии, любознательности столько, что специально развивать их – пустая трата родительского времени. Стоит направить свои усилия на любознательность, личные склонности и таланты, доброту и открытость, искренность, любовь к чтению и многое другое, но не на то, что развивается «само по себе». Игры во дворе заменяют секции, а бабушкину заботу можно легко развернуть в сторону обучения ребенка азбуке и счету. Рациональная во всем нация и в воспитании находит рациональные пути. Еврей, прежде чем отдать ребенка в секцию, обязательно поинтересуется:

Действительно ли ребенку нужен этот вид спорта или умение, или это дань моде, подражание сверстникам?

Есть ли в городе бесплатные секции?

Каков уровень обучения в них?

Есть ли такая секция рядом с домом, чтобы к стоимости занятий не добавлялся транспорт? и т. д.

Вот это – реальная забота о ребенке, своевременная (пока желание не «перегорело»), четкая, с включением нужд ребенка в собственный график и пониманием того, что его желания не менее важны, чем желания взрослы.

Если пойти еще дальше, стоит подумать, что же такое воспитание по-еврейски? Часто «воспитанный ребенок» подразумевает «удобный ребенок». Но хорошо ли это для самого ребенка? Чему научится тихий и послушный во всем малыш? Где любопытство и тяга к экспериментам?

Воспитание у евреев – это воспитание совести, «прививка совести», как ее называет раввин Кушнир. Если у человека есть совесть, он не уклонится от выбранного направления ради соблазна, не бросит на полпути. Воспитание – это устранение привычек, которые препятствуют развитию ребенка. Цель воспитания - не удобство и тишина в доме, а развитие любознательности и самостоятельности. Другое дело, что воспитанный человек – это культурный человек, ведь от природы в ребенке нет культуры, и в еврейских семьях огромное внимание уделяется именно культуре, потому, что именно она делает человека человеком.

Как говорил один еврей, упрекать просто, привить – сложно.

На практике еврейское воспитание – это прививание хороших привычек. Если полезная привычка сформирована с детства, она не вызывает дискомфорта, ощущения ограничения прав и свобод. Чем больше полезных привычек, тем быстрее они формируют стремление души ко всему хорошему. Если не заниматься воспитанием как формированием привычек, то вместо полезных привычек их место займут другие, которые вряд ли понравятся не только родителям. Дети, которые с детства занимались спортом, имеют больше шансов сохранить хорошую форму будучи взрослыми. Целеустремленность, честность, организованность – все это из детства. Дети, которые в детстве занимались музыкой, день за днем, год за годом проигрывая упражнения, повзрослев, не бегут от нудной и однообразной работы, чтобы получить желаемый результат.

Главное в воспитании – воспитание желания САМОСТОЯТЕЛЬНО что-то делать, самомотивации. Не из-под палки, не из страха, не для получения призов, а просто потому, что не научили по-другому (есть дети, которые НЕ УМЕЮТ плохо учиться), а все новое ужасно интересно.

Многие путают воспитание с дрессировкой, хотя еще великий дрессировщик Дуров доказал, что хорошее отношение к питомцам и похвала создают атмосферу, в которой животное САМО придумывает трюки и с удовольствием их демонстрирует. Кнут и пряник – вечный родительский выбор, но самое главное – это не инструменты «дрессировщика», а умение выстроить отношения с воспитуемым, а уж потом выбирать, с помощью чего на него воздействовать.

Другой метод – «собака Павлова» – тоже всем знаком из учебников и анекдотов. Порой воспитание идет по принципу «вода камень точит», и выигрывает самый терпеливый из родителей (а иногда у ребенка оказывается больше терпения, чем у родителей). Но ведь ребенок – не животное! И у этого метода есть оборотная сторона: у многих детей на всю жизнь формируется устойчивое отвращение (условный рефлекс) нате занятия, которые были им навязаны родителями. Отвращение к обучению, к образованию, которое заканчивается навсегда с получением корочки – знакомая ситуация? Без желания самого ребенка любое действие превращается в «пустые хлопоты», не участвующее в построении его будущего. Правильное воспитание – сформировать не автоматическое действие, а мотивацию хороших поступков, которая будет только усиливаться и развиваться с годами.

Чему не стоит обучать ребенка? Что развивать? Что хорошие родители должны дать детям? Самостоятельность, трудолюбие, ответственность, совестливость, желание учиться и достигать целей и т. д. Но главное – это воспитать в ребенке стремление к успеху, многого добиться в жизни. Успех по-еврейски – это самосовершенствование и развитие ребенка после выхода из родительского дома. Успех – это умение прожить жизнь, используя все свои таланты и возможности.

Еще одна составляющая еврейского воспитания – эмоциональная интеллигентность - умение контролировать чувства, решать проблемы, планировать и достигать поставленных целей, гибкость ума, позитивное отношение к жизни и многое другое. Перечислим основные постулаты еврейского воспитания.

Любопытство, пытливость - основа успешности. Его не подавляют, ребенок может спросить что угодно. Но к воображению отношение другое – развивать его не нужно и даже в отношении некоторых детей вредно. Выдумки ребенка – это естественно, и порой грань между реальностью и выдумкой очень тонка. Фантазии ребенка не нужно высмеивать, но можно попробовать привязать их к реальности, чтобы ребенок не привыкал уходить в иллюзии. Важно приучить ребенка жить в реальном мире, не витать в облаках.

Целеустремленность. Не удовлетворение сиюминутных желаний, от которых только пустота и вечная неудовлетворенность, а достижение далеких и больших целей. Евреи говорят: кто не достигает, тот не сильно хочет. Целеполагание – это привычка. Если с детства научить ребенка ставить цели, эта привычка перейдет в его взрослую жизнь. Взрослые должны проследить, чтобы ребенок не останавливался на трудностях и достигал результата, и тем больше его ценил, чем больше усилий приложено.

Преодоление сиюминутных желаний и необдуманных действий. Только так можно бороться с вечной неудовлетворенностью и несчастливостью. Умение ждать, думать наперед, иметь терпение, отказывая себе в чем-то сегодня и не страдать от этого – важные качества для будущего. Современный постулат «здесь и сейчас», лозунг современной психотерапии, хорошо работает в отношении прошлого, когда человек тянет с собой обиды и опыт неудач, но губителен в отношении реализации стратегических целей. Отказывая себе в удовлетворении сиюминутных слабостей и желаний, человек способен получить несоизмеримо большее удовлетворение от достижения больших целей, решения трудных задач, чувства собственного превосходства и нужности.

Воспитание самостоятельности и инициативности. Не делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать. Не решать его проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь. Жить за ребенка – то же самое, что решать за него все домашние задания до выпускного экзамена. Можно помочь ребенку найти самостоятельное решение, но не принимать решение вместо него. Гибкость ума в поиске вариантов решения проблемы можно тренировать, и умные родители постоянно делают это, а не дают готовые решения. Еврейский отец дает детям не рыбу, а удочку. Второй момент – дать ребенку выбор, всегда задавать ему вопросы – что он будет делать в ближайшие несколько часов, как это сделать иначе, более эффективно, чтобы сделать счастливыми других людей, удобно, легко, интересно и т. д. Тренировка бесконечного подбора вариантов решения вопроса – огромное подспорье для человека, который уже выбрал свой путь и «осуществляет тактическое планирование».

Воспитание религиозности. Чем жизнь и поступки верующего человека отличны от действий атеиста? Верующий ощущает на себе постоянный взгляд Господа, и этот взгляд не дает ему нежиться в постели, совершать, когда его никто не видит, неблаговидных поступков и некрасивых действий. Общение с Царем царей воспитывает более высокий уровень общения и в кругу семьи, и в других сферах жизни. Для ребенка ощущение, что за ним наблюдает кто-то незримый и великий, даже когда родителей нет рядом, с одной стороны, дисциплинирует, а с другой – дает чувство защищенности и высшей справедливости.

Воспитание ответственности. Именно чувство безответственности часто является неотъемлемой частью детства и самым приятным воспоминанием о первых годах жизни. Евреи считают, что с раннего детства у ребенка должны быть обязанности – чем старше он становится, тем больше должно быть обязанностей. Пусть он чувствует ответственность за свои вещи, домашних питомцев или покупку хлеба для всей семьи. Избыточные требования могут сломать ребенка, охладить его стремление быть взрослым, поэтому «грузить» ребенка нужно по принципу тренировки спартанских воинов: ключ от дома, порядок действий перед уходом из дома, ответственность за младших.

Развитие уверенности в себе. Человек, уверенный в себе, не попадает в аварии за рулем, не получает производственные травмы, не ищет до бесконечности спутника жизни. Если родители сформируют у ребенка высокую самооценку он в дальнейшем будет действовать в соответствии с этой высокой самооценкой. Хорошее мнение о самом себе проецируется на каждый прожитый день – проснулся с довольством собой и миром, заснул с удовлетворением прошедшим днем. Уверенность родителей в том, что ребенок со всем справится, со временем перерастает в его уверенность в себе. В психологии есть такое понятие как «печать успеха», когда позитивный опыт и уверенность в успехе программируют будущие достижения. Окружающие своей реакцией и уверенностью в победе или поражении тоже формируют «форму и размер печати». Постоянные сомнения, одергивания, сравнения не в пользу ребенка формируют «печать неудачи» – боязнь всего нового и своих неудачных решений.

Этот, конечно же, далеко не полный список дверей, которые предстоит открыть для себя взрослеющему ребенку. Какие ключи должны дать ему родители? Что за секреты воспитания используются в еврейской традиции – отдельный разговор, речь об этом пойдет в следующей главе.

Какие цели должны поставить себе родители?

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько «удачным» получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес . Как и все родители, еврейские мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок успешно реализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейной жизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. Для достижения этой цели взрослые пользуются определенными воспитательными приемами — наказанием, поощрением, увещеванием, ориентацией на авторитеты. Не правда ли, все перечисленное с равным успехом относится к любой нормальной семье, независимо от ее морального климата, устоев, социального уровня, религиозной принадлежности? Однако для удачного еврейского воспитания всего этого недостаточно. Все помыслы и поступки, сопутствующие становлению каждого еврея как личности, должны быть соотнесены с Торой. Дети, которых мы растим в своих семьях, прежде всего должны быть хорошими евреями в том смысле, которого требует Тора, т.е. людьми, которые по собственной воле и с радостью в сердце выполняют свои обязанности перед Всевышним и людьми. «Удачный» ребенок в еврейской семье — это не только тот, кто честен, бескорыстен, щедр, великодушен, но и свободен от ложных беспокойств, страхов и волнений. Он выполняет свои духовные обязанности с радостью и совершенно искренне, строит свои отношения с родителями на основе любви, уважения и страха перед ними, ибо эти же чувства способствуют развитию в человеке любви ко Всевышнему и веры в Него. Именно родители должны культивировать в своих детях черты еврея, живущего по Торе. Эта высокая задача возложена на наш народ, и для ее достижения необходимо придерживаться четкой системы педагогических приемов и особой философии воспитания.

Прежде всего сами родители должны жить в соответствии с Торой и обладать теми человеческими качествами, которые они хотели бы видеть в своих детях. Это требует от взрослых постоянной и упорной работы над собой, воспитания в себе мидот (черт характера), предписываемых Торой. Наивно было бы предполагать, что многие из нас, взрослых, близки к идеалу, однако важно постоянное стремление к самоусовершенствованию. Когда дети наблюдают, как близкие им люди искренне стремятся что-то изменить в себе к лучшему, это побуждает их разобраться с неполадками в самих себе, вооружает терпением в борьбе с возможными ошибками и недостатками. В свою очередь, это укрепляет в людях оптимизм, столь необходимый для непрекращающегося духовного развития. Однако, кроме положительных примеров, которые родители должны подавать своим детям, необходимым условием духовного восхождения человека является выполнение им заповедей. Среди них — те, которые определяют отношения между людьми, и те, которые касаются незримых контактов с Всевышним.

В семьях, где существует тесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладают необыкновенной силой воздействия на подростков. Эта сила —родительская власть — предписана нам Торой. По алахе — еврейскому закону — ребенок обязан выделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни 2 . Создатель предписывает естественный страх перед родителями, сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некоторая идеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытывают благоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшее влияние. Даже в более зрелом возрасте, когда слепое повиновение уступает место трезвым оценкам, дети продолжают считать своих родителей людьми необыкновенными. Раби Ерухам Лейбович, машгиах (духовный руководитель) сшивы «Мир» в 30-е годы, утверждал, что каждому человеку следует искать в своих родителях замечательные черты, чтобы должным образом выполнять мицву (заповедь) почитания родителей. Если дети воспринимают родителей в таком свете, то каждое произносимое ими слово или поступок воздействует на ребенка особым образом. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далеко идущие последствия.

Таким образом, родители постоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное. Мысль о том, что все наши промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но не следует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастую совершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характер взаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться. Кроме того, постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможные шероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок. Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть.

Что же лежит в основе родительской власти? Любовь, доверие и страх. Какова роль этих чувств в отношениях между родителями и детьми, и как они влияют на развитие ребенка? Прежде всего необходимо понять: эти отношения подобны связям Всевышнего с Его детьми — еврейским народом. Правильное воспитание в еврейской семье должно отражать динамику отношений между человеком и его Творцом. Чтобы вырастить еврея, живущего по Торе, мы должны установить с детьми отношения, наполненные любовью, доверием и страхом. Эти чувства помогут развить в ребенке любовь к Всевышнему, веру в Него и страх перед Ним. И тогда дети возьмут за основу законы жизни, установленные Им в Торе. Если детям не хватает уважения к своим родителям, если они не признают их власти, трудно ожидать, что у них разовьется страх и почтение перед Всевышним, нашим высочайшим Авторитетом и непререкаемой Властью. Автор книги «Се-фер ахинух» («Книга воспитания») объясняет, что заповедь об уважении и страхе перед родителями была дана для того, чтобы научить нас почитать и бояться Всевышнего 3.

2 Кицур шульхан арух 143:3.

Тора выделяет отношения между детьми и родителями из всех других человеческих отношений, хотя предписывает уважительное отношение и к другим людям 4 . В Торе записано: «Каждый бойтесь своей матери и своего отца» 5 , проклинающий мать или отца подобен тому, кто клянет самого Б-га 6 . Когда люди чтят своих мать и отца, Б-г говорит: «Я смотрю на это, как если бы Я жил среди них и они почитали бы Меня» 7 . Уважение к родителям и страх перед ними необходимы для того, чтобы ребенок безоговорочно следовал их указаниям, приучаясь таким образом подчиняться общественным правилам, с легкостью выполнять то, что считается правильным, а не то, что ему хочется делать. Известно, что человек взрослеет медленнее, чем другие существа. «С точки зрения алахи теленок в день своего рождения является зрелым быком» 8 . Медленное развитие человека позволяет подготовить его к выполнению высоких задач, для которых он и был создан 9 . Взрослым человеком он будет выполнять заповеди Всевышнего с тем же благоговением, уважением и страхом, которые он впервые испытал по отношению к своим родителям. Прививать ребенку эти чувства должны родители, т. е. люди, а не Сам Всевышний.

3 Шмот:20:12 .

4 Ваикра 19:18.

5 Там же 19:3.

6 Кидушин 306.

Ребенок должен бояться последствий своего неудовлетворительного поведения. Тогда, став взрослым, он будет страшиться наказания за свои проступки, зная, что «есть Глаз, который видит, и есть Ухо, которое слышит» 10 . Приучая ребенка к послушанию, родители одновременно знакомят его с понятиями «поощрение» и «наказание». Страх перед наказанием стимулирует послушание. Страх так необходим человеку, живущему по законам Торы, что Всевышний заповедовал нам: «Бойся Г-спода, Б-га Твоего, служи Ему и к Нему прилепись» 11 .

Не следует забывать, однако, что страх должен строиться на родительской любви. Любовь и влечет за собой страх — страх ослушаться того, кого любишь. Таким образом, не страх сам по себе, а любовь является главным в служении Всевышнему 12 . Поэтому-то крайне важно научить ребенка любить Всевышнего — тем единством любви и страха, о котором мы писали выше. Наши мудрецы говорят: «Тому, кто боится Б-га, — награда на тысячу поколений, а тому, кто любит Б-га, — на тысячи тысяч поколений» 13 . Тот, кто любит Всевышнего, служит Ему с радостью, эта радость привлекает и других, как бы заражая людей искренним желанием выполнять волю Б-га. Тора повелевает нам достигнуть такого уровня любви: «И ты будешь любить Господа, своего Б-га, всем своим сердцем, всей своей душой и всеми своими силами» 14 . Такая любовь облегчает выполнение заповеди восхвалять Б-га за все, что Он посылает нам, плохое и хорошее 15 . На этой заповеди зиждется и полное доверие (битахон ) к Царю Вселенной. Битахон позволяет человеку анализировать свои поступки и искать в них те ошибки, которые повлекли за собой наказание. Следствием этого является желание и готовность человека работать над собой, устраняя имеющиеся недостатки, улучшая и совершенствуя себя самого (тшува) . Доверие — это то чувство, которое связывает любовь и страх. Тот, кто доверяет Всевышнему, осознает, что даже наказание, исходящее от Него, содержит в себе благо. Так и с родителями. Если ребенок доверяет им, чувствует, что наказание — не следствие их дурного настроения, то в конце концов он признает, что наказан заслуженно. В этом случае у ребенка не возникает чувство враждебности и желание отомстить за «несправедливость». 8 Бава кама 656.

9 Раби Носсон Цви Финкель, машгиах сшивы Слободка, 1920.

10 Авот2: \ .

11 Дварим 10:20.

12 Рабейну Бахия бен Ашер, Кад акемах (Нью-Йорк, изд-во Шило,1980), с. 31.

13 Сота 31а.

Итак, мы видим: любовь, доверие и страх — важнейшие компоненты сознания, которое еврейские родители должны выработать в своих детях. Человек, испытывающий эти чувства, с радостью стремится «угодить» Создателю и жить по Его Торе. Этот человек избрал себе лучшую из судеб — жить в ладу с самим собой, ибо Тору называют еще шалом — «мир», мир души, спокойствие и равновесие 16: «Ее пути приятны, ее дороги — мир». Такого человека можно с полным правом назвать «удачным продуктом» еврейского воспитания. Итак, когда родители воспитывают в своих детях чувства любви, страха и доверия к себе, они тем самым строят необходимую основу для духовного роста своих детей, для развития их отношений с Б-гом. Эти чувства не только составляют основу духовного существования еврея, но и позволяют родителям развивать своих детей в желательном направлении и в соответствии с важнейшей задачей еврейского воспитания: вырастить поколение, которое будет следовать примеру родителей и перенимать их взгляды, систему их ценностей и образ жизни. Мы должны сделать так, чтобы наши дети жили, как мы, верили в то, во что мы верим, продолжая традицию, начатую на горе Синай. Так, умножая и передавая наследие нашего народа, родители способствуют сохранению Торы.

14 Дварим 6:5 .

15 Брахот 54а , 606.

16 Мишлей 3:17 .

Процесс, в результате которого родители влияют на своих детей, общаются с ними и учат их (хинух) , может быть успешным только при наличии любви, доверия и страха. Недостаток родительской любви оттолкнет ребенка. Отсутствие веры вызовет отчужденность и непослушание. Неустрашимость толкнет на поиски собственных путей в жизни — когда родители теряют власть, дети берут ее в свои руки.

Закладывая основу прочной любви, мы привлекаем к себе ребенка правой, более сильной рукой («…правая рука привлечет» 17); левой, более слабой рукой, мы отталкиваем, чтобы внушить страх. Тогда отношения с ребенком тщательно сбалансированы и возникает строгое равновесие между любовью и страхом, всегда с легким перевесом в сторону любви, чтобы ребенок тянулся к родителям и хотел следовать их примеру.

Идеальным руководством по воспитанию детей является Тора. Постоянно обращаясь к ней по всем возникающим вопросам, родители узнают, какое поведение следует одобрять, какое осуждать, какие черты и привычки поощрять, какие — искоренять. Тора — это источник душевного здоровья и осмысленного существования, которое направит наших детей на путь успеха.

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько “удачным” получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Как и все родители, еврейские мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок успешно реализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейной жизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. Для достижения этой цели взрослые пользуются определенными воспитательными приемами - наказанием, поощрением, увещеванием, ориентацией на авторитеты.

Не правда ли, все перечисленное с равным успехом относится к любой нормальной семье, независимо от ее морального климата, устоев, социального уровня, религиозной принадлежности? Однако для удачного еврейского воспитания всего этого недостаточно. Все помыслы и поступки, сопутствующие становлению каждого еврея как личности, должны быть соотнесены с Торой. Дети, которых мы растим в своих семьях, прежде всего должны быть хорошими евреями в том смысле, которого требует Тора, т.е. людьми, которые по собственной воле и с радостью в сердце выполняют свои обязанности перед Всевышним и людьми.

“Удачный” ребенок в еврейской семье - это не только тот, кто честен, бескорыстен, щедр, великодушен, но и свободен от ложных беспокойств, страхов и волнений. Он выполняет свои духовные обязанности с радостью и совершенно искренне, строит свои отношения с родителями на основе любви, уважения и страха перед ними, ибо эти же чувства способствуют развитию в человеке любви ко Всевышнему и веры в Него. Именно родители должны культивировать в своих детях черты еврея, живущего по Торе. Эта высокая задача возложена на наш народ, и для ее достижения необходимо придерживаться четкой системы педагогических приемов и особой философии воспитания.

Прежде всего сами родители должны жить в соответствии с Торой и обладать теми человеческими качествами, которые они хотели бы видеть в своих детях. Это требует от взрослых постоянной и упорной работы над собой, воспитания в себе мидот (черт характера), предписываемых Торой. Наивно было бы предполагать, что многие из нас, взрослых, близки к идеалу, однако важно постоянное стремление к самоусовершенствованию. Когда дети наблюдают, как близкие им люди искренне стремятся что-то изменить в себе к лучшему, это побуждает их разобраться с неполадками в самих себе, вооружает терпением в борьбе с возможными ошибками и недостатками. В свою очередь, это укрепляет в людях оптимизм, столь необходимый для непрекращающегося духовного развития.

Однако, кроме положительных примеров, которые родители должны подавать своим детям, необходимым условием духовного восхождения человека является выполнение им заповедей. Среди них - те, которые определяют отношения между людьми, и те, которые касаются незримых контактов с Всевышним. В семьях, где существует тесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладают необыкновенной силой воздействия на подростков. Эта сила -родительская власть - предписана нам Торой. По алахе - еврейскому закону - ребенок обязан выделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни(2). Создатель предписывает естественный страх перед родителями, сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некоторая идеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытывают благоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшее влияние. Даже в более зрелом возрасте, когда слепое повиновение уступает место трезвым оценкам, дети продолжают считать своих родителей людьми необыкновенными. Раби Ерухам Лейбович, машгиах (духовный руководитель) сшивы “Мир” в 30-е годы, утверждал, что каждому человеку следует искать в своих родителях замечательные черты, чтобы должным образом выполнять мицву (заповедь) почитания родителей. Если дети воспринимают родителей в таком свете, то каждое произносимое ими слово или поступок воздействует на ребенка особым образом. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далеко идущие последствия. Таким образом, родители постоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное.

Мысль о том, что все наши промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но не следует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастую совершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характер взаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться.

Кроме того, постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможные шероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок. Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть.

Что же лежит в основе родительской власти? Любовь, доверие и страх. Какова роль этих чувств в отношениях между родителями и детьми, и как они влияют на развитие ребенка? Прежде всего необходимо понять: эти отношения подобны связям Всевышнего с Его детьми - еврейским народом. Правильное воспитание в еврейской семье должно отражать динамику отношений между человеком и его Творцом. Чтобы вырастить еврея, живущего по Торе, мы должны установить с детьми отношения, наполненные любовью, доверием и страхом. Эти чувства помогут развить в ребенке любовь к Всевышнему, веру в Него и страх перед Ним. И тогда дети возьмут за основу законы жизни, установленные Им в Торе.

Если детям не хватает уважения к своим родителям, если они не признают их власти, трудно ожидать, что у них разовьется страх и почтение перед Всевышним, нашим высочайшим Авторитетом и непререкаемой Властью.

Автор книги “Се-фер ахинух” (“Книга воспитания”) объясняет, что заповедь об уважении и страхе перед родителями была дана для того, чтобы научить нас почитать и бояться Всевышнего(3). Тора выделяет отношения между детьми и родителями из всех других человеческих отношений, хотя предписывает уважительное отношение и к другим людям (4).

В Торе записано: “Каждый бойтесь своей матери и своего отца”(5), проклинающий мать или отца подобен тому, кто клянет самого Б-га (6). Когда люди чтят своих мать и отца, Б-г говорит: “Я смотрю на это, как если бы Я жил среди них и они почитали бы Меня”(7). Уважение к родителям и страх перед ними необходимы для того, чтобы ребенок безоговорочно следовал их указаниям, приучаясь таким образом подчиняться общественным правилам, с легкостью выполнять то, что считается правильным, а не то, что ему хочется делать.

Известно, что человек взрослеет медленнее, чем другие существа. “С точки зрения алахи теленок в день своего рождения является зрелым быком”(8). Медленное развитие человека позволяет подготовить его к выполнению высоких задач, для которых он и был создан(9). Взрослым человеком он будет выполнять заповеди Всевышнего с тем же благоговением, уважением и страхом, которые он впервые испытал по отношению к своим родителям. Прививать ребенку эти чувства должны родители, т. е. люди, а не Сам Всевышний. Ребенок должен бояться последствий своего неудовлетворительного поведения. Тогда, став взрослым, он будет страшиться наказания за свои проступки, зная, что “есть Глаз, который видит, и есть Ухо, которое слышит”(10).

Приучая ребенка к послушанию, родители одновременно знакомят его с понятиями “поощрение” и “наказание”. Страх перед наказанием стимулирует послушание. Страх так необходим человеку, живущему по законам Торы, что Всевышний заповедовал нам: “Бойся Г-спода, Б-га Твоего, служи Ему и к Нему прилепись”(11). Не следует забывать, однако, что страх должен строиться на родительской любви. Любовь и влечет за собой страх - страх ослушаться того, кого любишь.

Таким образом, не страх сам по себе, а любовь является главным в служении Всевышнему(12). Поэтому-то крайне важно научить ребенка любить Всевышнего - тем единством любви и страха, о котором мы писали выше. Наши мудрецы говорят: “Тому, кто боится Б-га, - награда на тысячу поколений, а тому, кто любит Б-га, - на тысячи тысяч поколений”(13). Тот, кто любит Всевышнего, служит Ему с радостью, эта радость привлекает и других, как бы заражая людей искренним желанием выполнять волю Б-га. Тора повелевает нам достигнуть такого уровня любви: “И ты будешь любить Господа, своего Б-га, всем своим сердцем, всей своей душой и всеми своими силами”(14). Такая любовь облегчает выполнение заповеди восхвалять Б-га за все, что Он посылает нам, плохое и хорошее(15). На этой заповеди зиждется и полное доверие (битахон) к Царю Вселенной. Битахон позволяет человеку анализировать свои поступки и искать в них те ошибки, которые повлекли за собой наказание. Следствием этого является желание и готовность человека работать над собой, устраняя имеющиеся недостатки, улучшая и совершенствуя себя самого (тшува).

Доверие - это то чувство, которое связывает любовь и страх. Тот, кто доверяет Всевышнему, осознает, что даже наказание, исходящее от Него, содержит в себе благо. Так и с родителями. Если ребенок доверяет им, чувствует, что наказание - не следствие их дурного настроения, то в конце концов он признает, что наказан заслуженно. В этом случае у ребенка не возникает чувство враждебности и желание отомстить за “несправедливость”.

Итак, мы видим: любовь, доверие и страх - важнейшие компоненты сознания, которое еврейские родители должны выработать в своих детях. Человек, испытывающий эти чувства, с радостью стремится “угодить” Создателю и жить по Его Торе. Этот человек избрал себе лучшую из судеб - жить в ладу с самим собой, ибо Тору называют еще шалом - “мир”, мир души, спокойствие и равновесие (16): “Ее пути приятны, ее дороги - мир”. Такого человека можно с полным правом назвать “удачным продуктом” еврейского воспитания.

Итак, когда родители воспитывают в своих детях чувства любви, страха и доверия к себе, они тем самым строят необходимую основу для духовного роста своих детей, для развития их отношений с Б-гом. Эти чувства не только составляют основу духовного существования еврея, но и позволяют родителям развивать своих детей в желательном направлении и в соответствии с важнейшей задачей еврейского воспитания: вырастить поколение, которое будет следовать примеру родителей и перенимать их взгляды, систему их ценностей и образ жизни. Мы должны сделать так, чтобы наши дети жили, как мы, верили в то, во что мы верим, продолжая традицию, начатую на горе Синай. Так, умножая и передавая наследие нашего народа, родители способствуют сохранению Торы.

Процесс, в результате которого родители влияют на своих детей, общаются с ними и учат их (хинух), может быть успешным только при наличии любви, доверия и страха. Недостаток родительской любви оттолкнет ребенка. Отсутствие веры вызовет отчужденность и непослушание. Неустрашимость толкнет на поиски собственных путей в жизни - когда родители теряют власть, дети берут ее в свои руки. Закладывая основу прочной любви, мы привлекаем к себе ребенка правой, более сильной рукой (“…правая рука привлечет”(17)); левой, более слабой рукой, мы отталкиваем, чтобы внушить страх. Тогда отношения с ребенком тщательно сбалансированы и возникает строгое равновесие между любовью и страхом, всегда с легким перевесом в сторону любви, чтобы ребенок тянулся к родителям и хотел следовать их примеру. Идеальным руководством по воспитанию детей является Тора. Постоянно обращаясь к ней по всем возникающим вопросам, родители узнают, какое поведение следует одобрять, какое осуждать, какие черты и привычки поощрять, какие - искоренять. Тора - это источник душевного здоровья и осмысленного существования, которое направит наших детей на путь успеха. Сноски: 2 – Кицур шульхан арух 143:3. 3 – Шмот:20:12. 4 – Ваикра 19:18. 5 – Там же 19:3. 6 – Кидушин 306. 7 – Там же. 8 – Бава кама 656. 9 – Раби Носсон Цви Финкель, машгиах сшивы Слободка, 1920. 10 – Авот2:\. 11 – Дварим 10:20. 12 – Рабейну Бахия бен Ашер, Кад акемах (Нью-Йорк, изд-во Шило,1980), с. 31. 13 – Сота 31а. 14 – Дварим 6:5. 15 – Брахот 54а, 606. 16 – Мишлей 3:17 17 – Сота 47а.


От осины не родятся апельсины.
- это такое наблюдение

Откуда мы знаем, что Христос был евреем?
1. в тридцать он все еще не был женат
и все еще жил с матерью;
2. он стал заниматься делом своего отца;
3. он считал свою мать девственницей;
4. а мать считала его богом.
- еще одно наблюдение.

Сын, 14 лет, бушуют крики, ссоры.
Психиатр – У Вашего мальчика Эдипов
комплекс. – Эдипов-шмедипов,
лишь бы он мать любил.
- просто анекдот?

«Когда говорят «семья», само собой напрашивается добавить – «еврейская», так же, как при слове «рак» вылетает – «легких» - Герберт Голд, писатель, романист

Как еврейским родителям удается вылепить из ребенка ТО, ЧТО они хотят??? Ведь даже очень серый, безо всяких способностей еврейский ребенок, становится то артистом, то культурным деятелем, то уж ведущим хоть какой-нибудь передачи. Словом, ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ!! И масса таких примеров. Масса!!! Больше всего поражает, что еврейские дети СЛУШАЮТ своих родителей!! Ведь и другие родители «вдалбливают» ребенку правильные мысли! Но дети воспринимают их в штыки. Что это за такой СЕКРЕТ ВОСПИТАНИЯ?!

«Только зная все испытания, которые пришлось пережить, можно всем сердцем полюбить свой народ и испытать сочувствие к другим народам рядом с которыми живешь.
…Наши дети - совсем новое поколение. Поколение, которому не знаком горький вкус рабства. Поколение, которое с самого рождения знает, в чем Правда и живет этой Правдой. Поколение, в котором генетически, исторически заложено стремление к свободе
…задача - стремиться к тому, чтобы стать лучше. Усилия, несомненно, принесут плоды, но не сделанного всегда остается больше. Таков удел человека» - Тора

В среде, в которой я вращался всю жизнь, всегда присутствовали евреи. Моя первая и моя последняя Учительницы были еврейками. Мои школьные сотоварищи наполовину принадлежали к этой многоликой древней нации. Среди девушек, с которыми я встречался и даже строил матримониальные планы, добрая треть были еврейки. Кончилось это тем, что я таки женился на одной из них, о чем ни на мгновение не пожалел. Хотя за почти сорок лет было разное.

Еврейство было фактом биографии и никогда не смущало ни моих попутчиков, ни меня. О существовании так называемого «еврейского вопроса» я узнал только во втором институте, (он был юридическим и это понятно). А вот об особом отношении евреев к жизни мне стало известно еще в школе: первая учительница неизвестно зачем выдумывала обо мне различные гадости и озвучивала их отцу, а последняя гордилась мной, невзирая на гадости, которые я действительно вытворял. Именно от нее услышал правило, которое помню до сих пор, хотя далеко не всегда ему следовал – «Если жизнь подложила тебе свинью, постарайся приготовить из этой свиньи холодец и отбивную!» Уже потом я вычитал у Дейла Карнеги – «Судьба вручает тебе лимон, сделай из него лимонад»
Теперь понимаю, что это и было основным правилом еврейского воспитания. Правилом выживания нации, которая на протяжении всей своей истории подвергалась унижениям и холокосту во всех его отвратительных бесчеловечных ипостасях. С древнейших времен, когда Моисей просил у египетского фараона – «Отпусти народ мой!», - до новейшей истории, (эта знаменитая фраза была использована легендарным джазменом Луи Армстронгом для песни «Let my people go!» и с этим же лозунгом евреи выходили на демонстрации во времена советских фараонов)
Контрапункт: Вопрос - «Сколько евреев помещается в немецком «Фольксвагене?» - Ответ – «105! Пять в салоне и сто в пепельнице» Этот анекдот можно было бы отнести к антисемитским, если бы мне его не рассказал...еврей, родителей которого сожгли в Саласпилсе.

Еврей всегда поет среди дерьма, -
таки есть песен у него, и есть ума!

Истории, встреченные в Инете, –

Пожилой еврей – инвалид рассказывает в компании таких же, как он, ветеранов – Вы представляете, сиделка мне вчера опять купила немецкое мыло! – Ну, и что? – Как, что?! А вдруг это мыло – из моего папы! И они – уму непостижимо – хохочут. А один печально – Да, они тогда много мыла наварили. И вдруг, оживляясь, с лукавой искрой в глазах – О, а вы знаете, почему застрелился Гитлер? - И после того, как сделалась пауза, выдает – Он понял, что разорен, - русские прислали ему такие счета за газ!..

Известный еврейский музыкант на своих концертах рассказывает, что у его бабушки наколото два номера – по одному на каждой руке. Так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. На вопрос друзей ее внука – юнцов - Что это у вас за наколки такие? - бабушка отвечает - Я ужасно забывчивая и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки! - Зал неизменно смеется в этом месте, при этом многие утирают глаза.

В день своего 90-летия старый еврей, узник концлагеря, собрал внуков, поехал в Освенцим, показал им места, где умирал, а потом под песню Глории Гейнор «I will survive! - Я выживу!» сплясал перед печами крематория. Я видел этот ролик в Интернете. На футболке у него написано – «Я выжил!» Мороз по коже! Если вглядеться пристальнее, он танцуя, смеется и плачет одновременно.
Витальная сила, невероятный юмор, тяга ко всему радостному, умение посмеяться над самыми страшными вещами, даже над горем и над собой в этом горе – они таковы и так воспитывают своих детей.
Католики считают зародыш полноценным человеком с момента зачатия, а евреи считают зародыш зародышем до тех пор, пока он не получит высшее образование. Даже антисемиты считают евреев плохими и ничтожными, но никогда не называют глупыми.

Еврей-студент посылает родителям телеграмму – «Отправил вам письмо. Начинайте волноваться»
Есть шутка, в которой, как всегда, - лишь доля шутки. Вопрос – Какая разница между арабским террористом и еврейской мамой? Ответ - С террористом МОЖНО договориться!
Еврейская мама – это легенда. Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50, он был трижды женат, руководит крупной фирмой. Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого, (позвонила мама), на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт – «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь.

Старший брат моей жены однажды крепко поругался со своей супругой. Она, как водится, собрала его вещички и выставила за дверь чемоданы. С коими он и явился к папе с мамой. РОДИТЕЛИ НЕ ВПУСТИЛИ СЫНА В КВАРТИРУ – «Возвращайся домой, к жене! Решай вопрос» Их уже нет, а его семья в порядке до сих пор, внуки уже есть. Воспитание?!

В бытность мою молодым адвокатом мне назначили старшего наставника. Врожденная катаракта обеих глаз не позволяла ему читать, писать. Для этих целей он нанимал ассистентку, хотя передвигался самостоятельно. Собрались мы как-то пообедать, отметить одно из моих первых выигранных дел. На работу в этот день больше не собирались, я взял бутылочку для нас и шампанское для его помощницы, зашли ко мне домой. Наставник отлучился в туалет. Звонок в дверь. Открываю, на пороге – тесть. Шел мимо, заглянул по какой-то надобности. Приглашаю в комнату, заходит…и превращается в соляной столб. Я – тоже, поскольку вижу картину его глазами: жена на работе, стол, закуска, бутылки, а в кресле юная фря в мини, нога на ногу и с сигаретой. Наставник в туалете, его не видно и даже не слышно.
Наконец тесть возвращается из ступора и, ни слова не говоря, вылетает из квартиры. Объяснить ничего не успеваю, да и бесполезно в такой ситуации. Ну, все, думаю, хана! Полина после работы всегда к родителям сначала заходит, (опять же – воспитание), потом домой. Тесть поделится впечатлениями. Развод и девичья фамилия! Начинаю придумывать версии.
Однако вечером жена молчит, как ни в чем не бывало. День, второй, третий. Отношения нормальные. Я вздохнул с облегчением, - пронесло. Хотя разумных объяснений ее молчанию не нашел.
Через неделю-другую в каком-то семейном застолье я решил рассказать об этом казусе, желая похвастаться женой. Вот, мол, какая она у меня: простила, даже не поскандалила! Рассказываю, изображаю в лицах и вдруг понимаю, что жена-то как раз и не в курсе. Тесть ей ничего не рассказал! Плохо о зяте подумал, но дочке своей – ни гу-гу! Хотел поговорить со мной позже, вразумить.
Скажете - мужская солидарность? Нет! Высшая цель – сохранить семью. Можете себе представить, как я его зауважал после этого. Вразумил. Не сказав ни слова. На тот момент у меня самого уже был сын, его внук, и я сам считался «вразумителем».

Со времен еще первой волны эмиграции существует народная мудрость – «Еврейская жена не роскошь, а средство передвижения» Лет двадцать тому у меня был товарищ. Жили по соседству, работали в одной конторе, любили книги, (в частности, исторические), потом оба ушли в бизнес, были директорами и собственниками своих предприятий. Хотя он технарь, а я гуманитарий, между нами было много общего. Еще одно не последнее сходство: оба женаты на еврейках! Благодаря национальности жены, он уже давно живет в Германии, - выехали по программе, когда немцы просили прощения у всех евреев. Он, (украинец), до сих пор учит немецкий, разносит пиццу и иногда надевает на голову кипу при посещении синагоги. Надо ж соответствовать!

Я живу на Украине, литеОраторствую, т. е. могу себе позволить не работать. По крайней мере, в обиходном понимании. Но назвать себя с а м о в ы р о д к о м, selfmademan"ом, - человеком, сделавшим себя самостоятельно, - я тоже не могу, потому что у меня из-за спины тоже выглядывает женщина, которой я в жизни обязан едва ли не всем, кто я и что у меня есть.
Теперь я понимаю, что между мной и товарищем – одна огромная разница: мы оба женаты на еврейках, т. е. обладаем «средствами передвижения». Но, какими бы роскошными эти «средства» не были, каждый едет по-своему и к своей цели.

«Любовь имеет в воспитании б;льшее значение, чем дисциплина. Власть строится только на основе любви» - раби Шимон бен Эльазар. Еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И, (наверное, это главное), еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям – «Вы евреи – значит вы должны быть лучше всех!» Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они ТАК ЖИВУТ! Просто НЕ УМЕЮТ по-другому. Вот такие секреты еврейского воспитания.

P.S. Из письма читательницы, - «Мои новые? старые? соотечественники Ваших рассуждений уже, к сожалению не поймут. Когда я приехала в Израиль и увидела, как
ребенок, открыв ящик с мороженым, ковыряется в нем, и никто ему не сделал замечания, ни мама, ни продавец, – я была в шоке. Когда я в школе, увидела, как ученик приятельски-насмешливо показывает учительнице средний палец, а она при этом не реагирует на него, я была в шоке. Когда мамаша в кругу своих подруг сидит и пьет кофе, а ее детеныш валяется поперек тротуара, (так ему захотелось), и все обходят его стороной, я - в шоке. Мой сын преподает в школе. Когда я погладила ребенка по голове, был в шоке уже он. Оказывается, это категорически запрещено».

И тут я вспомнил. Был у нас в гостях бывший соотечественник с сыном, (сын родился уже там, отслужил в израильской армии и теперь приехал поступать в наш мединститут на платное обучение) Папаша не устает гордо повторять, – Я - не воевавший отец воевавшего сына! И еще, – В нашей семье он самый богатый! – имея в виду, конечно же, деньги. Застолье. Сын, брезгливо исследовав кушанья и поборов рвотный спазм, выбрал жаркое и ест, подцепляя на вилку мясо и внимательно осматривая сквозь очки каждый кусочек прежде, чем положить в рот. Некоторые откладывает в сторону. После, покопавшись в вазе с фруктами, достает яблоко, срезает с одной стороны кожуру, и, вырезав фрагмент размером менее 1/4 плода, так же тщательно исследует его и отправляет в рот. Останки кладет..обратно в вазу.
Услышав изумленный стук моей, упавшей в тарелку, нижней челюсти, папа воина гордо говорит – Да, он у нас очень брезгливый! Так воспитан. - Сам при этом усердно очищает от аппетитной корочки запеченную молодую картошку, (пионерско - комсомольская юность, «взвейтесь кострами синие ночи», картошка пополам с золой – остались в прошлом), извлекает ее нежное девственное нутро, а румяную оболочку отбрасывает. На десерт придвигает к себе коробку с рахат-лукумом и...выковыривает из каждой конфетины орешек. Остальное остается остальным.

Мир настолько многолик, что я невольно усвоил истину, - примерами в споре можно доказать все, что угодно. В том числе и в споре с самим собой. Пример, приведенный мною, вовсе не опровергает «секреты еврейского воспитания» Скорее наоборот еще раз доказывает, - в еврейских семьях детишки ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Можно говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, но в целом, по-моему, для ребёнка лучше переизбыток любви, чем её недостаток. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное "воспитание", а воздух, которым нельзя не дышать. А вот жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черту недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовую кошку вылить можно, а вот маму нах.. посылать нельзя. И бабушку бить по голове - тоже нельзя. И если вдруг ребенок этого не понимает, мягкость кончится и начнется "воспитание". Ребенку объяснят все и сразу. И порядок будет наведен так, чтобы ему было все раз и навсегда понятно.

P. Р. S. На международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал – «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился!»

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие мамы мечтают вырастить из своего ребенка гения. Однако при всем многообразии методических пособий по воспитанию детей, точной инструкции к вундеркинду не создал пока никто.

Однако существуют родители, которые не читают тематических форумов и педагогических книг, но их дети очень часто становятся гениальными. сайт решил разобраться, в чем секрет этих семей и составил список их особенностей.

1. Поощрение самостоятельности

В обычных семьях уверены, что ребенку обеспечен успех, если вложить в его голову понимание «Я могу все». Но куда важнее вложить в голову ребенка истину «Я могу все сам».

Благодаря такому типу мышления ребёнок будет знать, что он не просто идёт в будущее, а строит его.

2. Лиха беда начало

А путь к этой самостоятельности лежит через то, что детские начинания пестуются и бережно хранятся. Если ребенок за что-то взялся, сколько бы ему ни было лет, родители его поддерживают и подбадривают.

Если что-то не получается, старшие родственники напоминают: лиха беда начало, малыш.

3. Доверие - лучшая похвала

Как же пестовать и поощрять начинания? Не конфеткой же ребенка за свершения награждать.

Нужно помнить, что для ребенка, делающего первые шаги в каком-то начинании, саммая ценная похвала - доверие. Если малышу начинают всецело доверять какое-то дело, значит, он достаточно в нем преуспел.

4. Внешнее - не главное

Ещё одно важное отличие заключается в том, что будущих гениев никогда не зацикливают на внешнем.

Дело в том, что содержание ребенка в идеально опрятном виде - занятие, отнимающее слишком много сил и у матери, и у ее чада. А между тем, по мнению мудрых мам, никакой пользы для развития личности чистая одежда не несет. К тому же самим детям совершенно наплевать, как они выглядят.

5. Принятие неряшливости

Вокруг детей тоже часто царит хаос, который никого из мудрых родителей не выведет из себя. Здесь понимают: дети неряшливы и рядом с ними всегда что-то падает, проливается, просыпается и мажется.

Поэтому вместо того, чтобы зацикливать детей на чистоте дома, им позволяют жить в комфортных условиях , постепенно рассказывая о пользе порядка.

6. Батарейки должны садиться

Обычные родители во время прогулки часто кричат детям «Не лезь», «Не трогай», «Угомонись».

Однако более мудрые родители знают, что ребенок должен выплеснуть всю свою неуемную энергию в детстве . Тогда во взрослой жизни ему будет проще упорствовать в каком-то одном начинании.

7. Разумная свобода

Возможно, гениям в детстве действительно было слишком многое позволено. Однако есть рамки, за которые нельзя выходить даже такому ребенку , и касаются они уважения к старшим.

Даже если вы решили не ругать ребёнка и поощрять все его начинания, в случае оскорбления старшего родственника нужно быть жестким, чтобы обрисовать рамки детской свободы самовыражения.

8. Папа главный, а мама - вместе с ним

поощрять нужно любое свершение.

Даже если такой маме ее чадо принесет пару непонятных мазков на обрывке тетрадного листа, она найдет в картине плюсы и, что немаловажно, похвастается этим произведением перед другими родственниками.

Похожие публикации