Открытое занятия аппликация подготовительная группа. Нод по аппликации в подготовительной группе"лебедь"

Цель: создать интересную космическую композицию и придумать рассказ о своем путешествии в космос.

Программное содержание:

  • расширить и уточнить знания детей о космосе;
  • вызвать интерес к созданию космической композиции;
  • совершенствовать технику аппликации: самостоятельно выбирать и сочетать силуэтную (симметричную), ленточную и обрывную аппликации для получения красивого изображения;
  • закрепить освоенные детьми навыки и умения, дать возможность творчески применить их:
  • вырезать космическую ракету по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое;
  • дополнять ракету другими элементами (иллюминатор, сопло, крылья)
  • складывать полоски в несколько раз для получения одинаковых деталей (звёзды, кометы)
  • формировать умение планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом;
  • развивать воображение и композиционное решение, гармонично размещать детали на листе бумаги, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию;
  • воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, книг о космосе;
  • разучивание стихотворений;
  • занятие по лепке «Космическая техника»;
  • занятие по рисованию «В далёком космосе»;
  • просмотр презентации «Загадочный мир космоса».

Словарная работа: космос, космонавт, скафандр, ракета, иллюминатор.

Материалы, инструменты: ножницы в чехле, клей – карандаш, клеёнки, салфетки, простые карандаши, картон черного, темно-синего или фиолетового цвета, цветная бумага, корзинки для мусора, технологические карты, инструкция по технике безопасности работы с ножницами; магниты, магнитная доска.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, флешкарта с презентацией, запись спокойной музыки, колонки

Ход занятия

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

II. Вступительная беседа

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с педагогами.

– Теперь мы переходим к занятию и я хочу у вас спросить: Любите ли вы путешествовать?

Ответы детей.

– Я поняла, что вы любите путешествовать и поэтому приглашаю вас совершить необычное путешествие при помощи волшебного экрана.

Слайд 1

Дети рассматривают слайд 1 презентации и делают предположение, что путешествие будет космическим.

– Ребята, 2011 год в нашей стране объявлен Годом космонавтики, потому что 50 лет назад был совершён первый полёт человека в космос.

Слайд 2

– Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нём находятся небесные тела: Солнце, звёзды, планеты, Луна. На протяжении многих веков людей манил космос своими тайнами и загадками. Человечество задавало себе многие вопросы о космосе, на которые не было ответов. Люди пытались познать тайный космос, постепенно накапливая знания о нем. Для путешествий к далёким планетам люди научились строить космические корабли. Сейчас вы увидите, как стартует космическая ракета, которая поднимется высоко – высоко в небо за считанные секунды. Сегодня мы представим себя космонавтами. Вы готовы?

– Внимание! Ракета готова. Приготовиться всем к запуску. Начинаю обратный отсчёт: 5,4,3,2,1, пуск…

– Наша ракета поднялась на нужную высоту, сейчас отделится последняя её ступень и космический корабль полетит уже самостоятельно. Он становится спутником Земли.

Педагог: Ребята, у нас есть уникальная возможность посмотреть в иллюминатор и увидеть космическое пространство.

– Космонавты, будьте внимательны, ведём наблюдение за космическими объектами и телами. Что вы видите? ответы детей – Очень красиво и необычно.

III. Анализ образцов

Педагог: Ребята, в честь Года космонавтики я предлагаю вам всё, что вы только что увидели запечатлеть на память и по возвращению из космического путешествия рассказать своим друзьям. Вам предоставляется возможность каждому придумать космическое пространство, а это значит, что работы у вас должны получиться самые разнообразные. У космонавтов всегда имеются точные указания и инструкции, вот и вам волшебный экран предлагает с ними познакомиться. (Рассматривание образцов и технологических карт к ним).

вырезать космическую ракету по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое;

проговаривание техники безопасности при работе с ножницами:

– дополнять ракету другими элементами (иллюминатор, сопло, крылья);

– вспомнить технику обрывной аппликации для фактурного изображения поверхности планета Земля;

– складывать полоски в несколько раз для получения одинаковых деталей (звёзды, кометы);

использование техники обрывной аппликации для фактурного изображения огня, пламени;

– последовательность выкладывания деталей на готовую основу тёмного цвета:

Слайд 20
Слайд 22 Слайд 23
Слайд 24

повторить правила аккуратного наклеивания деталей на основу. Использование клеёнки, салфетки.

IV. Самостоятельная деятельность

Дети садятся за столы, проверяют своё рабочее место, приступают к выполнению работ: подбирают бумагу для ракет, звёзд, планет, а также для дополнительного украшения космической композиции.

  • вырезают космическую ракету по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое;
  • дополняют ракету другими элементами (иллюминатор, сопло, крылья)
  • складывают полоски в несколько раз для получения одинаковых деталей (звёзды, кометы)

Весь процесс работы проходит под спокойную музыку.

V.Физкультурная минутка.

Физкультминутка проводится под спокойную музыку, дети следят за тем, что происходит на экране и выполняют необходимые упражнения.

Затем на экране вновь появляется инструкционная карта и дети продолжают работу.

В процессе работы воспитатель обращает внимание на алгоритм изготовления работы (схема), задает наводящие вопросы, если дети затрудняются в оформлении:

– Как ты думаешь, какой формы может быть ракета? звёзды?
– Куда нужно прикрепить иллюминатор? сопло?
– Что можно использовать для изготовления планет? ...

Также воспитатель обращает внимание на технику безопасности и на осанку детей во время работы.

По окончании работы дети располагают свои композиции на магнитной доске, убирают своё рабочее место и рассказывают о своих космических впечатлениях.

Педагог: Что такое космос?

Дети: Бесконечный мир небесных тел, мы называем его вселенной или космосом)

Педагог: Какие небесные тела находятся в космосе?

Дети: В космосе находятся звезды, планеты, кометы)

Педагог: Почему 2011 год в нашей стране объявлен Годом космонавтики?

Дети: Потому, что ровно 50 лет назад был совершён первый полёт человека в космос)

Практическое использование работы:

Педагог: Какую работу выполняли? (выполняли аппликацию ).

– На каком этапе вам было интересно работать?

– Испытывали ли Вы затруднения в процессе работы?

– Какие пути решения вы выбирали для преодоления возникших трудностей?

Ответы детей.

Педагог: Какое практическое применение своей работе вы можете найти?

Дети: Подарить друзьям, родственникам, украсить свою комнату, поместить на выставку)

Педагог: Нам пришла пора возвращаться в детский сад.

Педагог: Ребята, спасибо вам за замечательное космическое путешествие.

Аппликация на тему: Зима для детского сада. Подготовительная группа

Объемная зимняя аппликация «Встреча в зимнем лесу» Мастер-класс с пошаговыми фото.

Как-то раз зимой в лесу
Заяц повстречал лисичку
Очень хитрую сестричку.
- Зайка, заинька-дружок!
Посиди со мной часок. -
- Ни минуты не могу -
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.


Автор: Мокрозуб Рома, воспитанник ГБДОУ детский сад №73 Красносельского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Малей Галина Алексеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №73 Красносельского района Санкт-Петербурга

Описание: мастер-класс предназначен для детей подготовительной к школе группы, воспитателей, заботливых родителей.
Назначение: картина в технике объемная аппликация может служить украшением интерьера, работой для зимней выставки.
Цель: изготовление картины для зимней выставки детского творчества.
Задачи:
- учить создавать образ ёлочки и животных из цветной бумаги, сложенной гармошкой;
- развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, ритма и формы;

Закреплять навыки и умения работы с ножницами,
- развивать воображение, пространственное восприятие, творческие возможности ребёнка;
- совершенствуются композиционные навыки;
- воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца;
Материалы:
- Цветная бумага зеленого, белого, черного, красного, оранжевого цвета;
- лист голубого картона формата А3;
- ножницы, клей ПВА, гуашь белого цвета, зубная щетка;
- глазки из пластмассы,
- рамка.

Ход работы:

Для изготовления ели вырезаем необходимое количество треугольников (в зависимости от того, какой высоты вам нужна ёлочка). Нам потребовалось – 55штук.
Складываем все треугольники гармошкой.
Получившуюся гармошку сгибаем пополам и склеиваем серединку. Получаются листочки - это «хвоя» нашей ёлочки.



Формируем из полученных листочков ёлочку, начиная клеить с верхушки и постепенно, ряд за рядом, расширяя елочку к низу.


Для изготовления зайчика необходимы полоски и треугольники белого цвета.


Все заготовки складываем гармошкой. /Бумага только кажется розовой от неудачно падающего света/.


Гармошки сворачиваем и склеиваем, как показано на фото. Половинки головы и хвостика зайчика склеиваем между собой, чтобы получился круг. Процесс изготовления ушей и лап такой же, как и листиков для ели.


Полученные детали склеиваем между собой, формируя образ зайчика. Приклеиваем пластиковые глазки.


Лисичка делается аналогичным образом.


Вырезаем заготовки для птиц. Крылышко и хвостик складываем уже знакомым способом – гармошкой.


Склеивая детали, формируем птичку.
Таких снегирей нам необходимо три.


Приклеиваем нашу ёлочку на картон голубого цвета. Белой гуашью, при помощи зубной щетки, способом «набрызг», наша елочка прикрылась снежком.


Приклеиваем всех «героев» нашей композиции.


Оформляем картину в рамочку.

Задачи:

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, творчество по средствам музыкальных произведений. Воспитывать любовь к художественной литературе, музыке.

Методические приёмы:

1. Беседа;
2. Рассматривание;
3. Показ;
4. Объяснение;
5. Напоминание;
6. Художественное слово.

Материалы:

1.Бумага тонированная (формат ½ альбомного листа на каждого ребёнка)
2.Салфетки бумажные разного цвета, бумага цветная - крепированная (для композиции)
3.Кисти клеевые (по 1 шт. на каждого ребёнка)
4.Клей ПВА
5.Салфетки белые (по 1 на каждого ребёнка).

Предварительная работа:

1. Беседы о литературных жанрах: стихи, рассказы, сказки.
2. Чтение литературных произведений.
3. Знакомство с портретами и творчеством А.Пушкина, С.Есенина, К.Чуковского, Х.К. Андерсена.
4. Рассматривание иллюстраций к их произведениям.
5. Знакомство и рассматривание открыток полевых, садовых цветов.
6. Заучивание стихотворений о цветах.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на этот портрет. (показ портрета Х.К. Андерсена) Вы узнаёте его?

Дети:

Это Х. К. Андерсен.

Воспитатель:

Да. Это знаменитый датский сказочки Х.К.Андерсен. А какие сказки этого автора вы знаете?

Дети:

Ответы детей.

Воспитатель:

А как называется сказка, изображенная на этих иллюстрациях (показ иллюстраций к сказке Х.К.Андерсена «Цветы маленькой Иды»).

Дети:

Это иллюстрации к сказке Х.К.Андерсена «Цветы маленькой Иды».

Воспитатель:

Вы правы. Это именно эта сказка. Как вы думаете, кто является главными героями этого произведения?

Дети:

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно. А какие ещё цветы могли бы танцевать в бальном зале королевского дворца?

Дети:

Ответы детей.

Воспитатель:

Вот я и предлагаю вам стать на время иллюстраторами и самим придумать волшебные цветы, которые тоже могли бы танцевать в бальном зале королевского дворца. Посмотрите на свои столы, вы видите клей, салфетки бумажные разного цвета, бумагу цветную - крепированную (для композиции). Подумайте, какие цветы могут получиться из этого материала. Но сначала нужно вспомнить, какими способами можно создать прекрасные цветы.

1-й способ – это скручивание полоски бумаги в жгут;
2-й способ – это накручивания полоски бумаги на предмет (рука);
3-й способ – это скатывание бумажных шариков-комочков.

Вот сколько приёмов мы вспомнили. Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.

Динамическая пауза «Гром»

(Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения).

Перед нами луг широкий,
(дети разводят руки в стороны)

А над нами лес высокий,
(поднимают руки вверх)

Справа сосны,
(опускают руки вниз, ставят их на пояс, выполняют поворот туловища вправо)

Слева ели
головами зашумели.
(поворот туловища влево)

Грянул гром,
(хлопок в ладоши перед собой)

Побежали быстро в дом.
(лёгкий бег на месте)

Воспитатель:

Отдохнули. Теперь приступайте к работе.

Самостоятельная творческая деятельность детей

Воспитатель:

Какие разные, интересные получились цветы. Что можешь сказать о них ты, Света? А как ты считаешь, Марат? Какая из работ понравилась тебе Любамила и почему?

Анализ работ проводится детьми. Дифференцированный итог подводит воспитатель, но заканчивает его положительно.

Воспитатель:

Я тоже считаю, что все работы оригинальные, по-своему волшебны и очень красивы. Я даже думаю, что если бы был жив Х.К.Андерсен, то он тоже отметил бы то, как вы старательно создавали новых героев к его сказке. А теперь давайте мы с вами оформим выставку «Сказки Х.К.Андерсена» и поместим туда все ваши работы.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Основная задача аппликации в подготовительной группе - создание предметов, максимально похожих на реалистические. В этом плане для воспитанников и педагога очень интересна тема «Птицы», занятия по аппликации данной направленности тесно связаны с познанием окружающего мира, развитием речи, имеют большое воспитательное значение. Дошкольники 6–7 лет уже способны творить композиции не только с натуры, но и по представлению, а также по мотивам народного декоративно-прикладного творчества.

Аспекты проведения к занятий аппликацией в подготовительной группе ДОУ

Самостоятельность детей в изготовлении исходных деталей и работы с материалом

Дошкольники 6–7 лет уже довольно хорошо владеют ножницами и клеем, и аппликация в подготовительной группе уже гораздо сложнее, чем занятия в более раннем возрасте. Художественные образы имеют большое сходство с реальными объектами: дети не просто хорошо знают и представляют, как выглядят самые разные птицы, но и способны воссоздать их на бумаге.

В данной группе на занятиях аппликацией уже имеют место сюжетные композиции, которые предусматривают определенную последовательность в расположении и приклеивании деталей к основе. Оформляется вначале фон аппликации, задний, а после передний план. Ребята уже понимают, что предметы могут накладываться один на другой.

Воспитанники уже гармонично располагают фигуры на бумаге, подбирают пропорции предметов согласно формату основы. Дети способны создавать композиции не только на привычном листе бумаги формата А4, но и на других формах (полоска бумаги, основы круглой и квадратной формы).

В подготовительной группе дети совершенствуют основные виды вырезания: разрезают бумагу строго по линии сгиба, а также визуально, закругляют углы квадрата или прямоугольника, добиваясь круглых и овальных форм, вырезают симметричные формы из сложенного пополам листа бумаги. Кроме того, воспитанники уже могут вырезать множество одинаковых элементов из сложенного в несколько раз материала. Происходит обучение такому сложному приему, как силуэтное вырезание (по линейному контуру), при этом ребенок должен держать в памяти целостный образ предмета и следить за правильностью его пропорций.

Что касается непосредственной подготовки к занятию, то воспитатель может предлагать нарезанные им детали, однако дошкольники данного возраста вполне могут и самостоятельно вырезать их из бумаги, ткани и прочих материалов. Кроме того, дошкольникам 6–7 лет доступна техника обрывания - они способны сами нарвать кусочки цветной бумаги или салфеток, из которых потом будут составлять композицию. Если же в качестве основного материала для аппликации будут использоваться сухие листья (как правило, это осенние композиции), то ребята с удовольствием соберут их во время прогулки.

Что касается размера исходных деталей, то они должны соответствовать формату основы. Элементы не должны быть слишком мелкими (исключение - глазки, клюв птицы).

Наиболее подходящие материалы, в том числе для основы

Поскольку в подготовительной группе большое внимание уделяется аппликации по замыслу (яркий пример тому - тема «Сказочная птица»), то воспитатель предоставляет детям богатый выбор бумаги самых разных цветов и оттенков (матовая и глянцевая) – это способствует проявлению самостоятельности и творчества. Если отсутствуют нужные оттенки, то бумагу можно заранее окрасить. Такую работу могут сделать несколько ребят накануне проведения аппликации.

Интересные работы получаются при использовании гофрированной или тисненой бумаги. Педагогу не нужно забывать, что во всех случаях, будь это наклеивание готовых форм либо самостоятельное вырезание, ребенок должен иметь больший запас материала, чем это требуется для выполнения работы.

Что касается фона, то для него обычно используется более плотная бумага, например, тонкий картон. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета.

Что касается оригинальных нетрадиционных решений в выборе материала, то это вполне могут быть сухие листья, засушенные цветочки или ткань. Также воспитанники подготовительной группы прекрасно справляются с аппликацией из соломы: такие работы смотрятся необычайно привлекательно, они переливаются на солнце и замечательно вписываются в интерьер.

Аппликация из соломы

Что касается поделок из сухих листьев, веточек, цветов, то такая работа, помимо развития творческих способностей, способствует сближению с природой, воспитывает бережное к ней отношение. При аппликации птиц можно также задействовать самые неожиданные, на первый взгляд, природные материалы: растолченную яичную скорлупу, мелкие камушки и ракушки, тополиный пух.

Дополнительно украсить композицию, особенно если она включает в себя тканевые элементы, можно тесьмой, пайетками, конфетти. Объемный эффект имеют фигуры из рваных салфеток или ваты. Ярко и празднично смотрятся аппликации из фантиков от конфет. Выбор в данном случае ограничен только фантазией педагога.

Для аппликации по теме «Птицы» в подготовительной группе можно задействовать и пластилин в виде маленьких шариков, которые создают мозаичный узор. В этом случае контур птицы предварительно рисуется простым карандашом на основе из картона, затем покрывается прозрачным скотчем. Пластилиновые кусочки крепятся непосредственно на скотч - в таком случае легко исправить ошибку, кроме того, такую основу можно использовать несколько раз.

Подобная техника имеет место и при создании аппликативных композиций из кусочков бумаги. Каждый кусочек скатывается в шарик и приклеивается к основе. Такие объемные аппликации можно дополнять рисунками, используя краски, карандаши либо фломастеры. Оригинально смотрятся объемные аппликации, в которых задействованы элементы оригами.

Что касается такого инструмента, как ножницы, то в подготовительной группе они также должны быть небольшого размера, обладать закругленными концами и легко поддаваться движению пальцев ребенка - от этих параметров зависит результат создаваемой формы. Для работы детям также необходимы специальные кисточки для клея и подставка для них (чтобы клей не стекал, пачкая рабочее место). У каждого дошкольника также обязательно должен быть поднос для обрезков, клеенка и тряпочка для фиксации наклеенных форм и снятия излишков клея.

Уместность коллективных композиций в рамках данной темы и использование индивидуального подхода

В подготовительной группе коллективные аппликации проводятся довольно часто, тема «Птицы» особенно располагает к такой работе. Это могут быть такие варианты, как «Пингвины в Антарктиде», «Птичья столовая», «Птичий двор», «Летящие перелетные птицы». Воспитатель заранее подготавливает основу большого формата (лист ватмана), раскрашивает ее в соответствующий фон, а дети заполняют ее аппликативными деталями.

Кроме того, детей можно разделить на несколько подгрупп и каждой предложить оформить свой сюжет аппликации. Отметим, что ребята 6–7 лет уже способны самостоятельно распределить работу между собой без помощи педагога, в том числе определить последовательность приклеивания.

В подготовительной группе у многих детей уже ярко выражены способности к изобразительной деятельности, поэтому индивидуальный подход будет весьма уместен. Так, одаренные ребята могут изготовить на занятии более одной птицы (при условии быстрого завершения основной работы) или дополнить свою композицию дополнительными деталями.

Варианты мотивирующего начала занятия по аппликации в рамках темы «Птицы»

Для детей подготовительной группы по-прежнему очень важен игровой момент занятия. Педагог должен тщательно продумывать мотивацию, как он это делал ранее. Например, если мы работаем над темой «Птицы», то к ребятам может прилететь сорока из леса с просьбой смастерить сказочных птиц и подарить их изображения лесным обитателям. Пингвин из холодной Антарктиды может попросить ребят подарить ему сыночка - пингвиненка.

В русской и зарубежной литературе существует множество сказок и рассказов о птицах, из которых можно почерпнуть тему и мотивацию для занятий аппликацией. Например, это «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, русская народная сказка «Журавль и цапля» - птицы в этих произведениях обладают человеческими качествами и чертами характера.

Если тема аппликации - сказочная птица, то уместно заранее прочитать детям или вспомнить в ходе занятия русские народные сказки «Финист - ясный сокол», «Жар-птица), а также эпизод про царевну-лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

Также интересный материал представляют рассказы русских писателей 20 века - Максим Горький «Воробьишко», Лев Толстой «Воробей», «Воробей на часах», «Лебеди», Виталий Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц), Евгений Чарушин «Воробей». Георгий Скребицкий «Дружба» и многие другие.

Воробей

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь

Лапки - боком, лапки - вкось

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Птичка

Пахнет полем воздух чистый…

В безмятежной тишине

Раздаются в вышине.

Есть у ней своя подруга,

Есть у ней приют ночной,

Средь некошеного луга,

Под росистою травой.

В небесах, но не для неба,

Вся полна живых забот,

Для земли, не ради хлеба,

Птичка весело поет.

Внемля ей, невольно стыдно

И досадно, что порой

Сердцу гордому завидна

Доля птички полевой!

Ласточка (отрывок)

О домовитая ласточка!

О милосизая птичка!

Грудь красно-бела, касаточка,

Летняя гостья, певичка!

Ты часто по кровлям щебечешь,

Над гнездышком сидя, поешь,

Крылышками движешь, трепещешь,

Колокольчиком в горлышке бьешь.

Ты часто по воздуху вьешься,

В нем смелые круги даешь;

Иль стелешься долу, несешься,

Иль в небе простряся плывешь.

Ты часто во зеркале водном

Под рдяной играешь зарей,

На зыбком лазури бездонном

Тенью мелькаешь твоей.

Галчата

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата… Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места

вам кругом -

На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б

И веселою нырялкой в синем небе потонул…

Воробышки

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром пушистым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица-весна.

Любая продуктивная деятельность дошкольников предваряется пальчиковой гимнастикой или физкультминуткой. Они также должны быть приурочены к теме занятия. Например, перед аппликацией «Синичка» можно провести физкультминутку «Скачет шустрая синица…» (по стихотворению А. Барто):

Если же ребята будут создавать композицию с уточками, то подойдет такой вариант, как «Вышли уточки на луг…»:

К любому занятию по теме «Птицы» подойдет такая пальчиковая гимнастика:

«Птицы прилетают»

В подготовительной группе при объяснении приемов и этапов аппликации может использоваться образец, однако он не предназначен для копирования, а лишь для прояснения задач. Зачастую он имеет вид схемы, а не законченного изображения. Готовую же работу воспитатель убирает, как только дети приступают к продуктивной деятельности.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Рамазанова Ирина Николаевна «Сказочная птица»
Образовательные задачи : учить передавать в аппликации образ сказочной птицы, освоить технику силуэтного и симметричного вырезания
Развивающие задачи : закрепить знания о теплых и холодных цветах, развивать зрительную память, творческую фантазию.
Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельность в выборе характера украшения работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением реальных и фантастических птиц, аудиозапись «В гостях у сказки».
Раздаточный материал: цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, конвертики с разноцветными квадратами (теплые и холодные цвета), клей, ножницы, клеенки, тряпочки.
Ход занятия:

Загадки про птиц:Не сидит она на месте,На хвосте разносит вести. (Сорока)По ночам летает на охоту,Днем не видит, да и спать охота. (Сова)Зимой на ветках - яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это … (Снегири)В лесу под щебет, звон и свист,Стучит лесной телеграфист:“Здорово, дрозд, приятель!”И ставит подпись… (Дятел)

Воспитатель демонстрирует презентацию «Сказочные птицы» (под мелодию «В гостях у сказки»), а затем приглашает ребят в сказочный лес.
Сюрпризный момент - появляется игрушечная птица (например, сорока), которая приносит в клювике письмо для детей. Там передается привет от всех лесных птиц, и они просят ребят смастерить необычных сказочных птиц, чтобы организовать в лесу выставку. Дошкольники с удовольствие откликаются на эту просьбу.
Воспитатель просит ребят вспомнить сказки, в которых фигурирует образ сказочной птицы («Финист - ясный сокол», «Жар-птица», «Сказка о царе Салтане»). Педагог рассказывает, что наши предки любили изображать различных птиц и наделять их чудесными свойствами - их вышивали на одежде, предметах быта, оберегах.
Обсуждение с детьми: чем сказочная птица отличается от обычной (необычная раскраска, форма крыльев, хвоста и хохолка) и в чем их сходство (одинаковые части тела).
Проводится пальчиковая гимнастика.
Дети перечисляют цвета радуги. Упражнение на закрепление знаний о тёплых и холодных цветах.

Демонстрация педагогом аппликации готовой сказочной птицы, обсуждение ее особенностей: небольшое овальное тело, удлиненная шейка с маленькой головой, длинный пышный хвост, яркая окраска. Воспитатель показывает детям, как вырезать из сложенной вдвое бумаги симметричный силуэт птицы без хвоста. Хвост же ребятам предлагается оформить по своему желанию (любая форма перьев).
Самостоятельная деятельность дошкольников.
Подведение итогов занятия.

Локтионова Д.Н. «Снегирь»
(коллективная аппликация)
Задачей занятия является вырезание птицы по шаблону (отдельные части) с передачей характерной окраски снегиря. Педагог заранее готовит основу в виде дерева с ветками, на которых будут сидеть птицы.
Занятие начинается с беседы о зиме и птицах, которых мы можем увидеть в это время года. Педагог загадывает загадку про снегиря, а затем демонстрирует картинку. Объясняется, почему птица имеет такое название. Обсуждается внешний вид и характер снегиря.
Проводится физкульминутка «Снегири»:

Рассматривание образца, объяснение последовательности и приемов создания поделки.

Передня И. «Пингвиненок на льдине»
Воспитатель предлагает детям отправиться на северный полюс, для этого они должны создать ветер и холод - проводится артикуляционная гимнастика.
Демонстрация картинки с изображением северного пейзажа - голубой океан, айсберги, снег. Чтобы дети не замерзли, педагог проводит физкультминутку «Здесь всюду холод, лед и тень…».
Загадки про животных северного полюса (белый медведь, северный олень, песец, полярный волк, морж, и наконец, пингвин).
Возникает мотивация для продуктивной деятельности - сделать для одинокого пингвина маленького пингвиненка.
Ищенко Н. «Перелетные птицы»
Занятие закрепляет знания дошкольников о перелетных и зимующих птицах.
Педагог начинает занятие с чтения рассказа Е. Чарушина «Воробей», а затем предлагает ребятам отдохнуть и превратиться в птиц - проводится игра «Что за птица» (ребята изображают повадки и особенности движения разных птиц).
Педагог предлагает детям выполнить сюжетную композицию - летящие лебеди. Работа интересна тем, что в качестве основы выступает черный картон (ночное небо). Птицы же и облака вырезаются из белой бумаги. Используется прием симметричного вырезания лебедей, причем наклеивается на основу только одна половинка птицы - возникает эффект объема. Мелкие детали (клюв, глазки и рисунок крыльев) дети дорисовывают черным фломастером.
Демина Е. «Лебедь»
(объемная аппликация из полосок бумаги)
Занятию предшествует чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вопросы по содержанию. Воспитатель рассказывает об особенности внешнего вида, повадках, образе жизни лебедей.
Проводится физкультминутка «Лебеди».
Ребятам предлагается выполнить аппликацию птицы в особенной технике - ее перья будут выполнены из множества бумажных полосок, что создает эффект объема.
В конце занятия все работы вывешиваются вместе на доску - получается настоящее «лебединое озеро».

Интересные идеи и схемы аппликации по теме «Птицы» в подготовительной группе

Дети очень любят фантазийные работы, например интерпретации на тему «Сказочная птица» (фото 4, 8, 14, 18). Им нравится подбирать по своему желанию цвета, форму перьев. В этом плане интресена работа «Жар-птица» (фото 8), где перышке на хвосте представлены в виде каскада капелек. Необычайно ээфектно смотрится аппликация «Птица счастья» (фото 18): птичка вся блести и переливается за счет ярких фантиков от концет, изысканно смотрится декор из кружевной ткани. Фото 14 - коллективная работа, каждый ребенок разрисовал по своему вкусу перо, все вместе они составили хвост волшебной птицы. К фантазийным работам такеж можно отнести композицию «Праздничный наряд для совы» (фото 17).

Всегда красиво смотрятся объемные композиции, которые мы видим на фото 1, 5, 6, 7, 13, 15, 20. Подобный эффект достигается за счет частичного приклеивания силуэта птицы, а также использования техники аппликации из полосок, аппликации из комочков салфеток или кусочков рваной цветной бумаги.

Очаровательная поделка - петушок, выполненный из сухих листьев (фото 2), такая аппликация, как правило, проводится осенью. Другой петух выполнен также из нетрадиционного материала -ткани (фото 16), яркий вид ему придает разнообразие рисунка лоскутов.

Дети наверняка с удовольствие примутся за изготовление поделки «Совунья» - персонажа мультфильма «Смешарики», она изготовлена из простых деталей, однако выглядит довольно оригинально.

Дошкольники также любят коллективное творчество. В этом плане интересны работы на фото 1, 10, 11, 12, 13, 14, 19 (дети создавали композицию всей группой либо трудились в подгруппе). Такая деятельность, без сомнения, объединяет ребят, заставляет внимательнее относиться к друг другу, совместно радоваться результатам своей работы. Основу таких композиций обычно заранее заготавливает воспитатель. Это может быть дерево со множеством ветвей, на котором будут располагаться птички либо нарисованная кормушка, где пернатые с удовольствием пообедают. Отметим работу «Уточки купаются», где вода изображена необычным способом - с помощью сине-красных полосок бумаги, передающей блики.

Фото: домашние и дикие птицы - петух, журавли, жар-птица, лебедь, сова, утенок и т.д.

Работа в подгруппе Аппликация из сухих листьев Аппликация Аппликация Аппликация из полосок бумаги Объемная аппликация Аппликация Аппликация Сюжетная композиция Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Аппликация из ткани Аппликация Аппликация с использованием фантиков от конфет и кружева Работа в подгруппе Объемная аппликация Сюжетная аппликация

Конспект НОД в подготовительной группе по аппликации «Снегири»

Цели: Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их. Закреплять умение детей пользоваться ножницами. Развивать умение детей передавать образ птиц с помощью геометрических фигур, формировать творческое воображение. Закреплять умение детей дополнять аппликацию способом скручивания салфетки. Развивать мелкую моторику.

Материалы: Образец. Бумажные салфетки красного цвета. Квадрат красного цвета со стороной 3, 5см. Три черных треугольников с основанием 2, 5см. и высотой 3, 5см. Прямоугольник черного цвета размером 5, 5-4см. 2 маленьких кружочка белого цвета (глазки). Равносторонний треугольник красного цвета со стороной 1см. Ножницы. Половина листа А4, тонированного голубым цветом. Клей. Клеевая кисть. Салфетка, ветошь. Салфетка клеенчатая.

Предварительная работа . Наблюдение за птицами во время прогулки. Вывесить вместе с детьми кормушки для птиц. Рассматривание иллюстраций снегирей. Чтение познавательной литературы.

Ход НОД.

Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири»:

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо

На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Дети: Снегири.

Воспитатель: А что, вы ребята, знаете о снегирях? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите послушать, что я узнала об этих красивых птицах?

Рассказ воспитателя о снегирях.(сопровождается показом иллюстраций)

«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и

кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются

так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.

Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10 птичек), изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.

Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.

С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.

Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».

(Педагог предлагает ребятам сделать снегирька на веточке.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать себе такого красивого снегиря?

Физминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам

В красных майках снегири. Показывают грудки

Распустили перышки, Руки слегка в стороны,

Греются на солнышке. шевелят пальчиками

Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево

Улететь они хотят. Бегут по кругу взмахивая руками

Кыш! Кыш! Улетели!

А метелью, за метелью! Разбегаются по группе, машут руками

Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец работы.

Воспитатель: «Обратите внимание на детали изображения, на их геометрическую форму. Из каких геометрических фигур, сделан снегирек?»

Дети: Голова из круга, туловище из овала, крылья и хвост из треугольников.

Воспитатель предлагает детям подготовить детали для птиц – туловище и грудку. Воспитатель: У прямоугольников и квадратов плавно срежьте углы так, чтобы получилась форма овала и круга.

Воспитатель предлагает детям расположить детали аппликации на листе бумаги с опорой на образец, последовательно наклеить каждую деталь.

Выполнение работы детьми.

Пальчиковая игра:

Воспитатель предлагает детям украсить грудки снегирям.

Воспитатель: Возьмите красную салфетку, аккуратно отрываем от нее маленькие кусочки и скручиваем из них комочки. Этими маленькими комочками украсим грудки снегирям.

Ребятам, которые быстро справились с заданием, можно предложить украсить веточки ягодами рябины (комочками из салфеток).

Воспитатель: Молодцы, какие красивые снегири у нас получились. Как красиво стало в группе, от ваших снегирей (рассматривание детских работ).

Выставка детских работ «Снегири»

Похожие публикации