Самые красивые казачки. Каких баб в жены брали вольные казаки

У многих жителей нашего южного края есть в роду казачьи корни. Кто-то помнит их довольно хорошо. Но гораздо больше людей не знают об этом в силу исторических причин: не принято было рассказывать лишнего, и детей старались уберечь от такой правды. Сейчас в поиске жизненных координат и ответов на вопросы: как жить, воспитывать детей, на какие ценности опираться - люди обращаются в том числе и к седой старине. И если нам более-менее стали понятны мужчины в черкесках на улицах, то современные женщины-казачки - это ещё непривычно. Какие они? «Монументальные» великовозрастные певуньи из народных ансамблей или обычные женщины? Урбанизация, умирание станичного, сельского образа жизни постепенно стёрли из нашей памяти тех почти уже мифологических сильных женщин, у которых всё спорилось в руках. Которые могли одинаково ловко управиться и с тестом, и с ухватом, и с вилами, и с казачьей шашкой…

Как было раньше

Образ жизни на приграничье, многолетнее отсутствие мужчины в доме, а то и гибель кормильца на службе вылепили уникальный характер свободной, очень умелой и неунывающей женщины. Да, рождение «девки» не шибко радовало: ни надела земли семье, ни повода для особой гордости - так, одни хлопоты. Зато девочка-казачка сызмальства приучалась быть мастерицей на все руки : старшие сестрёнки, называемые «нянями», присматривали за малышами, готовили еду, умели ходить за скотиной, управлялись по дому, привлекались к работе в огороде и в поле. К 15–17 годам девушка уже успевала своими руками нашить и навязать себе приданное: постельное бельё, рушники и салфетки, рабочую и праздничную одежду с вышивкой, чулки и носки. Надо понимать, что именно руками женщин-казачек, по сути, и были освоены грандиозные просторы и обширные войсковые земли на Урале, в Сибири, на Кубани, Дону и Тереке. Пока мужья и отцы служили царю и Отечеству, женщины поднимали детей, а заодно разбивали цветущие сады и виноградники, сеяли и убирали хлеб, сажали огороды, следили за состоянием жилищ. Чистый, выбеленный, идеально убранный курень - дело чести каждой казачки, а непорядок в личном хозяйстве - большой позор для семьи на всю станицу.

Казачий быт

Женская составляющая казачьего бытия, к сожалению, исследована мало. Но хорошо известно, что с детства девочки наравне с казачатами ловко держались в седле. В случае военной угрозы именно казачкам не раз приходилось вставать на защиту своих станиц. Так, в 1641 году сотни женщин участвовали в обороне Азова. А на Тереке хорошо помнят июнь 1774 года и героическую защиту станицы Наурской, когда именно женщины отбили атаку горцев, вооружившись вилами и топорами, поливая врага кипятком и горячими щами. Казачьи общины и сегодня отмечают эту дату, как и День Матери-казачки, православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, поздравляют бабушек, мам и крёстных, сестёр и дочерей. Безусловная покорность своей доле, мужу, свекрови и старшей невестке, тяжёлый и опасный быт и часто мужская, грубая работа - кому-то сегодня это покажется безрадостным существованием, чистым домостроем.

Но казачки не знали другой судьбы, да и не хотели её. Вспомним гордую Марьяну из повести Л. Толстого «Казаки» - ведь не впечатлила её романтичная любовь барина Оленина! И если для казака смыслом жизни была служба, воинский долг, то для его жены таким вечным смыслом было обеспечить тыл, дом, куда мужчина обязательно вернется, землю, за которую он всегда будет готов умереть. Обязанностью женщины было следить за исправностью и чистотой оружия мужа, содержимым тороков, которые всегда были собраны на экстренный случай. Быть казачкой считалось огромной честью, гордостью, а девочку из казачьей семьи ни при каких обстоятельствах не выдавали замуж за иногороднего, берегли как зеницу ока. Наш ставропольский поэт Витислав Ходарев, который долгое время жил в Михайловске, воспел казачек в поэме «Казачья любовь»:

«… Тот хутор был невестами богат, Глазастыми девчата здесь рождались. Бери любую в жены, наугад! Ей-ей, от Бога те девчата брались! Любили их, жалели казаки И гордо говорили: «Вот любови!..» Здесь каждой знали цену старики: Какого роду, племени и крови».

Влияние женщины в доме, где сам хозяин годами отсутствовал и возвращался скорее как дорогой и самый желанный гость, было безраздельным. К мнению матери в семье чутко прислушивались. Женщину безусловно почитали за её титанический труд и лебединую верность, и хоть она не имела права голоса на кругах и сходах, казаки всегда вставали в её присутствии, снимали головные уборы. Интересы вдов и сирот в общинах блюли превыше всего - это был святой обычай, долг перед погибшим за други своя брате. Именно этот станичный уклад служил гарантией для каждого воина, что в случае гибели его дети не пойдут по миру. Не зря в казачьем курене папаха умершего главы вечно покоилась в «красном углу», пред иконами, и это всякому говорило, что семья находится под защитой Бога и станичного права. Вместе с тем, казачьи женщины были намного свободнее, чем русские крестьянки.

Вопреки стереотипу, их никогда не били. Да, в доме на дверном косяке всегда висела нагайка, но лишь как напоминание о главенстве мужчины. Если казак никогда не использовал плеть для своего коня, то уж для жены, матери своих детей - тем паче! Девушек не неволили с замужеством не по любви, даже разрешали (хотя далеко и не поощряли) развод по веской причине. Казачки были не чужды праздников и песен, любили красивые наряды, вышивку, платки, монисты и другие украшения. Вкусно, по-особому готовили, хлебосольно и гостеприимно привечали гостей, но строго блюли посты, знали наизусть молитвы и церковные службы . Инерция мощной силы духа в том числе и этих почти легендарных женщин вытащила генофонд народа, подняла из руин страну после гражданской и Великой Отечественной войн.

Что значит быть казачкой сегодня

Всё это, увы, сегодня по большей части утрачено и забыто. Нас, живущих в тисках асфальта и супермаркетов, пластика и попсы, нас, так много разучившихся делать своими руками, как реликтовое излучение погасших звёзд ещё сопровождают старинные песни, которые поют те самые степенные бабушки в ансамблях. Но мы понемногу вспоминаем. И хотим по мере возможностей хоть чуть-чуть соответствовать тому великому кровному достоинству, что течёт в наших жилах. Современные казачки считают своим долгом знать песни, фольклор, уметь красиво поддержать танец, носить казачью одежду, применять в повседневной жизни традиции и обряды. Чтение исторической литературы , архивный поиск - тоже большая и многоплановая работа. В молодёжной среде всё больше тех, кто, вопреки расслабляющему влиянию культуры потребления, восстанавливает по крупицам, чем когда-то жили их прадеды и прабабушки.

Всё это нужно непременно отыскать в уголках народной памяти, в пожелтевших фотографиях, письмах, сберечь и как великое сокровище передать следующим поколениям. Многие девушки берут уроки верховой езды, владения оружием. Но главное предназначение, которое осознает женщина, взявшая на себя великую ответственность быть казачкой - это семья. Рождение и воспитание детей в православной вере , семейное соблюдение постов, что в наше время соблазнов и распространения алкоголя и наркотиков не так-то просто. Помощь пожилым родителям, стремление к многодетности всегда было залогом выживания народа, гарантией удержания им своей земли. Это образ жизни, осознанное возвращение в традициям, к истокам. Это и есть философия современной женщины-казачки, которая видит смысл своей жизни в приумножении и спасении будущего своего рода.

Наталья ГРЕБЕНЬКОВА,
главный редактор газеты «Казачье Ставрополье»

На заре возникновения вольного казачества казаки в большинстве своем не имели семей. Опасная и тревожная жизнь, которую они вели, совершенно не располагали к семейной жизни. Женщины и дети были большим бременем для воинственных мужчин. Но с течением времени, жизнь брала свое и удалые казаки начали обзаводиться женами.


«Похищение». Автор: Франц Алексеевич Рубо.

И тут встал вопрос: где брать девушек? Своих вольных казачек было совсем мало, тогда и начали невест выбирать себе казаки с «ясырок» - вольных чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым.


«Запорожский казак».

В то время Россия ни с одной страной не воевала так часто, как с Турцией, и длились эти войны на протяжении 16-18 столетий. А казаки, будучи одной из главных ударных сил в пограничной армии, всегда возвращались с богатой добычей: "тканями, шалями, украшениями, чеканной посудой из серебра, оружием восточной работы". И приводили турецких полонянок, которых и называли «ясырками». Воистину это были прекрасные трофеи.


«Турчанка». Автор: Карл Брюллов.

Пленницы-ясырки в большинстве своем были мусульманками из зажиточных, богатых, а частенько и благородных семейств. Поэтому своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и привносили в быт казачьих общин культуру и обычаи своих стран.

«Восточная девушка». Автор: Remzi Taskiran.

Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обращали в православную веру своих жен, и мусульманки: Надира, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

Таким образом запорожские и донские казаки в большинстве своем женились на турчанках, терцы - на своих соседках чеченках и дагестанках, уральцы - на ногайках и сартянках, а вот сибирские «казаки-землепроходцы» - на туземках не женились. Они слали челобитные донским и яицким казакам, дабы те поделились своими полонянками. И братья-казаки выручали сибирцев, посылая им девушек.

«Восточная красавица». Автор: Remzi Taskiran.

Однако уже в 19 веке браки с ясырками стали редкостью. В казачьих общинах закрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, запорожских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. Да и нужды особой в этом уже не было, так как потомки турчанок, татарок, черкешенок обильно заселили вольные земли, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.

«Украинка». (1884). Автор: Константин Маковский.

Следует также отметить, что пренебрежительное отношение к женщинам жестоко пресекалось в казацких общинах. К примеру, за изнасилование казака могли и казнить. Отношения между казаком и казачкой были равноправны и уважительны. А после гибели мужа жена имела полное право на его имущество и даже тогда, когда казака казнили свои же. Также она могла рассчитывать на пожизненную заботу общины.

«Поцелуй». Автор: Ивасюк Николай Иванович

Более того среди казаков бытовал обычай, благодаря которому женщина могла спасти осужденного на смерть казака за какие-либо провины, соглашаясь взять с ним брак. Так согласно исторической заметке, записанной Г.П. Надхиным в 19 столетии, узнаем:

"Молодого казака, приговоренного к смерти, подвели к плахе и начали зачитывать обвинительную печь. И когда палач уже готов был привести приговор в исполнение, из толпы вышла девушка и накрыла платком голову казака, тем самым давая знак, что она берет его себе в мужья и освобождает от казни."

Казачка - хозяйка на все руки мастерица

К чести женщины-казачки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.


«Станица. У колодца». Автор: Андрей Лях.

"Казачка всегда была главная в курене, все хозяйство держалось на ней. Весь день и круглый год казачка работе – по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике. Там, где нужно – вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать. Казачка успевала и сена накосить, и стены побелить, и кизяка заготовить. Да еще всю семью хорошо накормить-напоить. А потом придет время – нужно урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, тёрн замочить, вишню высушить...


«Сенокос. Обед». Автор: Андрей Лях.

...Чуть присядет казачка – надо вязать пуховые платки и шерстяные носки, шить одежду для себя и для детей. По хозяйству на казака надежда плохая: то он на действительной службе, то на сборах, то призван по мобилизации. Но казачки никогда не роптали на свое положение, а во время изнурительной работы в жару, в пыли они ухитрялись оставаться красивыми и веселыми" .

А еще казачки всегда были веселы, если соберутся вместе, то сейчас же заведут песню.


«Гулянье». Автор: Андрей Лях.

Воинственные казачки

Обстоятельства, наполненные постоянной опасностью, войнами и восстаниями, исторически создали особый тип женщины - защитницы своего дома, семьи, интересов казацкой общины. Они были очень трудолюбивыми, самостоятельными, смелыми, выносливыми, отважными, знавшими любую работу - в том числе и мужскую.

«Портрет атамана Нугко с женой». Автор: Андрей Лях.

Провожая мужей в походы, женщины-казачки брали на себя все обязанности и по хозяйству, и в воспитании детей, и в обеспечении пропитанием семьи. Жизнь в степи или же маленьких казацких станицах была полна тревог, опасностей и набегов воинственных соседей. Она закаляла казачек, делая их бесстрашными и храбрыми, им нередко приходилось браться за оружие, отражая набеги врагов.

А владели оружием эти удивительные женщины мастерски. История помнит множество подвигов, совершенных казачками. Так в 1642 году 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове. А в 1609 году София Ружинская, лично командуя 6000 казаков, взяла штурмом замок князей Корецких в Черемошни.

Анна Золотаренко - третья жена Богдана Хмельницкого.

Удалой казачкой была и последняя жена Богдана Хмельницкого Анна Золотаренко. А жена фастовского полковника Семена Палия - Феодосия могла не только дипломатически принять послов и управлять хозяйством казацкого полка, а и повести в бой казаков.

Сестра полковника Ивана Доща принимала участие как конник в сражениях с поляками на Волыни, где и погибла. А еще нередко после кровопролитных схваток на полях боев находили тела убитых казачек, переодетых в мужскую одежду и бритых под казаков.

Прасковья Сулима (жена Гетьмана И. Сулимы). Неизвестный художник, первая пол. XVII в.

Качества воительниц казачкам прививались с детства. Так, до 13 лет девочки даже играли в одни игры с мальчиками. В них они постигали некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Юные казачки могли не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.

Знатные казачки из высшего общества

Время не стояло на месте, а вместе с ним и культура, и просвещение. И в высшем свете уже стали появляться прекрасные женщины - потомки бывших ясырок - смуглолицые красавицы, пленившие не только своей внешностью, а острым умом и особенным характером. Это первые графини из казачьего рода Дарья Денисова, А.П. Орлова-Денисова - дочери графа Платова, а также фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и многие другие. Все они окончили высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы.

Однако какая бы горячая кровь не текла в жилах образованных казачек, их взляды оставались весьма консервативными и верными заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей - семья и домашний уют. К слову, среди казачек-курсисток не было ни революционерок, а тем более террористок.

1. Учитывая современную демографическую ситуацию в стране и необходимость

Более широкого привлечения всех слоев населения к патриотической работе и исполняя Указы и Постановления Президента и Правительства об усилении военно-патриотической работы, а также аналогичные тенденции в странах потенциального противника и эмансипацию общества считать целесообразным привлечение женщин,родовых казачек, а также казачек - по убеждению к реестровой службе в казачьих войсках.

2. Женщины,достигшие 18 лет,привлекаются к реестровой казачьей службе, строго на добровольных началах, с их согласия и поданным Прошениям при полном соблюдении казачьих правил, традиций,законов и обычаев (в Юнкерский корпус возрастной ценз, согласно Положению о корпусе,может быть снижен до 16-летнего возраста).

3. Однако Положения статуса о казачестве для женщин требуют отдельного уточнения:

В казачьих структурах формируются самостоятельные женские казачьи подразделения (отделение, взвод, рота и т.д.),которые могут входить и в основные полки;

Женские формирования могут возглавлять и мужчины-казаки,в таком случае

Его заместителем может быть только женщина;

На Круге казачки могут присутствовать только с согласия Совета атаманов (Атамана) или Совета стариков (Председателя Совета стариков);

Примечание: При телесных наказаниях женщины обязаны покинуть зал, за исключением -Посвящения в атаманы.

На Круге казачки размещаются,как в церкви,обособленно с левой стороны (если смотреть на Алтарь).

На Круге они обязаны быть в головных уборах (берет, пилотка, кепи, кубанка) в зависимости от формы войска (но не в платках).

Форма одежды -в зависимости от приказа атамана:

Парадная-с юбкой,брючная пара без лампас, камуфляж.

Оружие -только при брючной паре при исполнении службы:рейды, вылазки, учения, патрулирование и т.д.

4. В походах казачки действуют в составе своего подразделения, ночевка и привалы в отдельных палатках и помещениях.

5. Телесные наказания женщин-казачек строго запрещены.

6.Женщина - казачка может быть избрана атаманом,войти в состав Правления или другие органы управления.

При избрании атаманом ей вручаются атаманские атрибуты власти: булава, нагайка и печать.

7. Женщины -казачки реестровых войск обязаны уметь стрелять, владеть нагайкой, шашкой,кинжалом,приемами рукопашного боя и самообороны.

По возможности,пройти конно-спортивную подготовку.

8. Женские спортивные нормативы,кроме стрельбы,могут быть несколько ниже,чем

У мужчин.

9. Женщины-казачки наравне с мужчинами принимают Присягу казака и получают Благословение духовного наставника.

10. Во всех остальных случаях для обеих полов действуют общие Положения о КАЗАЧЕСТВЕ.

Одобрено Советом стариков и Советом атаманов.

Центральный штаб ЮКК РО ЦЧ,КГКО «Защита Отечества»

Атаман ЮКК РО ЦЧ,

КГКО «Защита Отечества»

Казачий полковник Гиричев Н.А.

Наверное, не следует больше пытаться экранизировать ещё один новый «Тихий Дон». Ведь, действительно, за каждым разом получается всё новая и новая интерпретация, которая всё дальше и дальше отходит от реальной.
Сказать так, что режиссёры и актёры видят по-своему произведение и стараются его преподнести понятным для современного молодого зрителя, но зачем тогда называть свои сериалы именем великого произведения?
Для того, кто по-настоящему прочитал «Тихий Дон», увидел в нём не только любовь, или, как сегодня говорят, «отношения», а всю трагедию русского народа в братоубийственной войне, только фильм режиссёра С. Герасимова достоин называться «Тихий Дон». Зрители и так сыты дешёвыми сериалами плохих режиссёров и таких же актёров и актрис. Роман рассказывает о трагических событиях в России в начале ХХ века, о сломанных Первой мировой войной и революцией судьбах людей. «Тихий Дон» – одно из лучших произведений, и снимать его надо так, как задумано автором. А это сделал пока один С. Герасимов и выбранные им актёры. А потому лучше Э. Быстрицкой Аксиньи нет, не было и вряд ли будет! Это доказано двумя последующими фильмами.

То же можно сказать и о Григории Мелехове, который в произведении показан не просто хорошим парнем из Центральной России, близ Рязани или Калуги, а тем донским казаком, в котором огонь, горячая кровь… Этот герой – отражение всего донского казачества, символ всего народа.
А такие «тихие доны», в которых Григорий смазливый, хрупкий с нетрадиционной ориентацией актер, только лишь унижают достоинство донского казачества. В любом случае очень жаль, что ничтожные и бездарные фильмы на основе известных романов будет смотреть молодое поколение.


Недостатком «Тихого Дона» С. Герасимова можно назвать лишь количество серий – всего четыре, а потому многое осталось за кадром. Однако актёры, сыгравшие не только главных героев, а буквально все, оказались на самом высоком уровне. И не будет больше лучшей Аксиньи, Натальи и Дарьи.
Сам писатель Михаил Шолохов, увидев на пробах Элину Быстрицкую, выбрал ее на роль Аксиньи. С. Герасимов назвал «Тихий Дон» народной эпопеей, словарём русского и казачьего языка. И когда начали съёмки фильма, собрал всех актёров, и сказал, что им придётся стать другими людьми, то есть похожими на тех, кто привычен с работой на земле.
Он требовал от актёров достижения полной реальности в образах, а потому им приходилось многому научиться у обитателей казачьего хутора, и прежде всего труду, чтобы и тело, и руки выполняли всю работу с лёгкостью, непринужденно. Перед некоторыми сценами во время съемок Герасимов заставлял актрис сначала перестирать гору белья, а потом не пудрить лицо, чтобы все было правдоподобно.
Он говорил: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете – соседям помогите…».
В общении с донскими казачками Элина Быстрицкая вспоминает одну из них – бабу Улю, которая учила её носить вёдра на коромысле: «А ты неси бедрами… бедрами неси…Ты понимаешь, энту воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке пондравилось…».


А то, что и Элина Быстрицкая, и Зинаида Кириенко, и Людмила Хитяева стали настоящими казачками, об этом можно судить по огромному потоку писем, которым засыпали их после выхода фильма на экран и памяти зрителей, хотя уже прошло около 60 лет. Казачки–актрисы были «настоящими», ведь их впоследствии зрители между собой стали называть – Аксинья, Наталья и Дарья. И Э. Быстрицкой, и З.Кириенко, и Л. Хитяевой долгое время приходилось жить со вторым именем.
Казачки, окружённые степными просторами, красоту которых формировала сама природа и нелёгкий труд, – сильные, отчаянные и бесстрашные, «это удивительно гордые, свободолюбивые женщины». Аксинья – замечательные чёрные, жгучие глаза, разворот плеч – сильная, красивая, отчаянная в любви женщина.
Аксинья, Наталья и Дарья сошли со страниц знаменитого романа на экран, стали реальными казачками. А разве можно заменить реальность бутафорией, которую пытаются навязать зрителям новые режиссёры с новоявленными актрисами и актёрами.
Когда М. Шолохову показали первую и вторую серии, он долго сидел молча, возле него в пепельнице была «шапка» окурков. Наконец повернулся, лицо его выглядело заплаканным, он хрипловато сказал:
«Ваш фильм идет в дышловой упряжке с моим романом».


Казачья гордость, воспитанная многими столетиями, да и как могло быть иначе, ведь весь казачий род возник из самых бесстрашных и свободолюбивых людей. Много позже П. Глебову командование Войска Донского присвоило звание почетного генерал-майора казачьего войска с правом ношения формы и оружия.
Аксинья пришла к людям со страниц знаменитого шолоховского романа, а затем и с экрана – живая, страстная, гордая, красивая. «Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз,…».
Донские казаки присвоили Элине Быстрицкой звание полковника Войска Донского, вручили соответствующее удостоверение, форму и стали именовать «Элина Донская».


До сих пор Людмила Хитяева считает роль Дарьи своей любимой. Играя ее, она научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие блюда и, несмотря на то, что с детства боялась воды, прекрасно плавать. Статная и красивая казачка Дарья с гордой посадкой головы и чуть насмешливым лукавым взглядом выразительных глаз – именно такой ее запомнили зрители.
Для Зинаиды Кириенко роль эмоциональной и преданной Натальи стала визитной карточкой. Долгое время к ней некоторые люди подходили и приглядывались – есть ли шрам на шее, который якобы остался у неё после съемок.
Такими актёрами Россия может гордиться, они остаются не только в истории кинематографа, но и навсегда в сердцах зрителей. И многие последующие экранизации «Тихого Дона» заставляют всё более и более восхищаться именно фильмом и актёрами С. Герасимова.







«Образ донской казачки, что может быть красивее?»часть 2

Особенной красотой и силой характера испокон веков до наших дней славятся казачки. Смесь восточных и славянских кровей, особый, вольный уклад жизни в крепостной России… Казачки всегда были необычными женщинами, а их неповторимая красота воспевалась поэтами и художниками.

Жил казак беды не ведал,
Полон дом питья и хлеба,
Веселился, не скучал
Да дивчину повстречал.
там на ярмарке воскресной,
В толчее казачьей, тесной,
Улыбнулась, солнцем бровь
И взорвали чувства кровь

Вот как писал о них, например, знаменитый русский историк Василий Сухоруков: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церьковь».Писатель XIX века Петр Краснов в романе «Домой» описывает казачку: «…казачка. Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Конь мой вороной
С новой шелковой уздой,
Мы поскачем на восток,
Где заветный хуторок.
Где трава медвяная,
Где дивчина славная,
Поцелует казака
И зальется свадебка

А Лев Толстой в произведении «Казаки» такую фразу вложил в уста своего героя: «А я только одного и желаю: … желаю жениться на простой казачке и не смею этого потому, что это было бы верх счастия, которого я недостоин».

Был казак душой не робок,
В боевых бывал походах,
Лихо шашкою владел,
Знал немало славных дел.
Но любовь не вражья пуля,
Прямо в сердце атакует,
Не укрыться, не сбежать,
Только грудью принимать


У вольных донских казаков еще в дореволюционные времена даже праздник был особый - День донской казачки. Отмечался он 21 ноября, и уже в ХІХ - начале XX века в этот день стали проводиться балы, главный из которых - донской бал - проходил в собрании Армии и Флота с приглашением казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, а также чиновников, студентов, ученых…

Подождал казак немного,
Сердце просится в дорогу,
Пресен хлеб, горчит вино
И веселье уж не то.
Эх, ты волюшка казачья,
Казаки, простите, братья,
На прощанье он сказал
И к любимой поскакал


Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».

Секреты женской силы донских казачек


1. Сила Рода.



Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции. Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина - бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением - «не боли болячка - я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене - одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

2. Православная вера.


Донские казачки были набожны и религиозны. Сильная вера и молитва перед образами святых защищали женщин от напасти и разных бед. Донские казачки не пропускали ни одной церковной службы в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и иных праздниках. Говели два раза в году - в Великий пост и на Спас, в августе. «В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным», - вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской. Традиции. «Бери себе жинку с воли», - гласит казачья пословица. Кстати, обряд венчания возник ещё в шестнадцатом веке, когда семья давала добро на свадьбу, после чего жених и невеста венчались около вербы. Кстати, плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски


3. Женские обязанности.

Девочек приучали шить лет с пяти-шести. Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. Защитные обереговые орнаменты были тесно связаны со славянскими, очень перекликались. Сначала девочка вышивала защиту Рода, семьи, затем вышивала защитные орнаменты от злых сил, зависти. Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, сек, полотки поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. С малых лет будущую мать - девочку-казачку - бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.


Юные казачки в любых нарядах хороши.

4. Доброта.

Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи,при постройке хат, и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.


5. Чистоплотность.


Помните, на одном из семинаров я вам рассказывала, как важно женщине держать дом в чистоте? Грязный дом (комната) - рассадник негативных энергий. Вот и донские казачки знали это, как никто другой. Это отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде - для казачки уронить свое человеческое достоинство». Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.

6. Игривость.

Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. Писатель Лев Толстой, описывая в повести «Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин. И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта. В основном именно им всё и заканчивалось. Донские казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану.

Казаки с мужским характером


Вспомните знак «Инь-Ян», который так любили древние даосы. Нам кажется, что ещё он очень прост и понятен. Но если присмотреться, вы увидите, что в лоне женской энергии инь есть круглый островок энергии ян, и наоборот. Женская Ассоциация Yesena всё время пытается напомнить нашим участницам, нашим дорогим женщинам, что женщин с стопроцентно женской энергией почти нет. Каждая из нас имеет мужские качества, и это очень хорошо. Ведь если бы мы были такими черезчур плавными, медленными, растекающимися по древу, разве смогли бы мы делать карьеру, завоевывать авторитет среди коллег, добиваться исполнения наших желаний? А ведь сила воли - это вполне янское качество! То, чему нас несколько лет учили ведические учителя (суть женщины только в служении мужчине и никакой мужской энергии быть не должно) - оставим тем, кто хочет в это вреить. Пред нами же - история. История донских семей, в которых казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий. Наряду с мужественным характером у донской казачки была нежность и домовитость. Она была прекрасной женой, при этом умела защитить дом и семью, если это было необходимо.


Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников».

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Красота донских казачек


Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».


Силой их особенной красоты было смешение славянских черт с чертами горско-степными. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке - это быстрота и проворность в действиях и поступках. Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.

В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие их(казачек), а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

1. Внешняя и внутренняя красота

2. Преданность семье и дому, осмысленная покорность мужу


3. Гордость и смирение одновременно


4. Почитание и уважение традиций старшего поколения


5. Чувственная и притягивающая натура женщины

Похожие публикации