Впечатлительные дети. Шпаргалка для родителей

В возрасте трех-пяти лет дети искренне считают, что мир вращается вокруг них. Естественной реакцией ребенка на несоответствие реальности его ожиданиям становится обида. Мама не купила новую игрушку в магазине, папа не выслушал рассказ о новых друзьях по детской площадке, бабушка запретила есть мороженое на улице – любой отказ или запрет взрослых в этот период может стать для малыша поводом почувствовать себя оскорбленным. О причинах детских обид и о том, как правильно вести себя с обидчивым ребенком, родителям расскажет портал «Я родитель».

Детям свойственно обижаться на родительские отказы и запреты. На отсутствие внимания, похвалы и одобрения своих действий со стороны близких людей. Большинству взрослых их обиды кажутся незначительными и надуманными, но на самом деле это не так – малыши глубоко переживают конфликты с родителями, а отсутствие должной поддержки мам и пап в таких ситуациях может привести к внутреннему дискомфорту и развитию психологических проблем у ребенка.

Повышенная обидчивость у детей трех лет может быть связана с возрастным кризисом, пик которого приходится на два с половиной-три года, когда у ребенка формируется чувство собственного достоинства. В этот период поведение малышей отличают повышенная эмоциональность и склонность к конфликтам. Ребенок реагируют обидой, плачем и криками даже на малейший, самый незначительный повод.

Начиная с пяти лет, детские обиды уже больше похожи на те переживания, которые испытывают взрослые люди. В этом возрасте для ребенка важно признание его в детском коллективе, а также положительное отношение к нему сверстников. Поэтому все обиды, недовольства и недоразумения родителям стоит разбирать со своим чадом.

Как вести себя с обидчивыми детьми?

Обидчивые дети очень ранимы и часто находят повод для расстройств там, где его нет. Эксперты портала «Я-родитель» дают , как помочь ребенку справиться с обидой.

1. Контролируйте собственные эмоции

Чтобы научить малыша справляться с эмоциями, родителям стоит научиться контролировать собственные чувства и эмоции. Если в порыве гнева или обиды вы повышаете голос, бросаете обвинения и упреки в адрес обидчика, то вполне ожидаемо, что и ребенок в похожих ситуациях будет вести себя аналогично. рекомендуют избавиться от этой привычки. Для этого научитесь разговаривать с окружающими спокойным голосом. Обсуждая проступки ребенка, возьмите за правило заменять обвинительные фразы на нейтральные. Например, вместо фразы «Ты совершенно не умеешь себя вести» можно сказать: «Я очень расстроилась, когда ты сделал то-то…». Помните, маленькие дети часто копируют поведение и поступки родителей, в особенности их агрессивное поведение, поэтому старайтесь сохранить авторитет в глазах своего ребенка и привить ему уважение к старшим.

2. Проявляйте внимание к ребенку

Если ребенок часто обижается, будьте более внимательны к нему. Всегда спрашивайте, что произошло, если видите, что он вот-вот расплачется, хвалите его за каждый добрый поступок, выслушивайте ребенка, если он хочет о чем-то рассказать. Действуя таким образом, вы показываете малышу, что вам небезразличны чувства, которые он испытывает.

3. Сопереживайте своему чаду

Если вы отказались купить ребенку новую игрушку, а он в ответ устроил истерику, не стоит говорить «Не плачь», «Обойдешься» или «Ничего страшного не произошло, у тебя и так их много!». Эти фразы не утешат малыша. В этой ситуации разумнее дать ему возможность выговориться или поплакать, не прерывая его. Помните, обиженному ребенку крайне важна родительская поддержка, ведь ему хочется, чтобы его поняли, услышали и разделили его горе. Поэтому проявите сочувствие и понимание к своему чаду. Скажите, что вы его полностью понимаете, и что на его месте вы бы тоже испытывали негативные чувства.

4. Научите ребенка управлять негативными эмоциями

Когда первоначальный всплеск эмоций утихнет, объясните ребенку, что обида – это негативная эмоция и расскажите, как правильно с ней бороться. Например, пусть он представит, как может выглядеть обида, и нарисует ее на бумаге. Помогайте ему наводящими вопросами: какого она цвета, формы, на что похожа? Когда малыш закончит «портрет обиды», вместе с ним разорвите и выбросьте рисунок. Объясните ему, что те же самые действия он может выполнять каждый раз, когда испытывает негативные эмоции. Научите его и мысленной визуализации обиды, чтобы ребенок мог избавляться от этого чувства даже тогда, когда под рукой нет бумаги и фломастеров.

О том, как снизить уровень тревожности у ребенка трех-шести лет и научить его управлять своими эмоциями, вы узнаете из видеоурока с участием эксперта портала «Я-родитель» психолога Анастасии Ситниковой.

Виктория Грицук

Пройдите психологический тест, разработанный экспертами портала «Я-родитель», который поможет определить, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку.

Типы характеров и темпераментов у детей.

Ангельский характер

Ребенка с ангельским характером еще часто называют «золотком». Такой ребенок с детства очень общителен, он легко вливается в новый коллектив, группу детей и легко адаптируется к новым условиям. Как правило, у таких детей речь развивается очень рано, чем у остальных сверстников, они лучше, чем другие могут объяснить взрослым, что им нужно. Если ребенок с ангельским характером хочет чего-то, чего у него еще нет, то его легко переключить на что-то другое (прежде чем ребенок расстроится и расплачется). Таких детей также легче успокаивать. Играя, они любят уделять больше внимания индивидуальным заданиям. С такими детьми можно легко путешествовать, они послушны и легки на подъем, не капризны.

Ранимый, обидчивый ребенок

Ранимый ребенок - это очень чувствительный ребенок, который очень медленно адаптируется к новой среде. Такому ребенку нравится, чтобы все было предельно предсказуемо и к тому же по возможности знакомо. Ранимые дети не любят, когда их перебивают (в ходе общения, игры). Как только кто-то пытается перебить их, дети моментально расстраиваются и начинают плакать. Такие дети к тому же очень застенчивы, по этой причине им сложнее влиться в коллектив. Ранимые дети также испытывают трудности, когда приходится делиться игрушками с другими детьми. Если же предоставить ребенку самостоятельно что-то делать, то он с радостью погрузится в работу, будет рассуждать, обдумывать что-то.

Раздражительный, упрямый ребенок

Таких детей еще называют «дети с характером». Такие детки, как, правило, очень упрямы, если что-то идет не так, как они хотели бы, то дети начинают проявлять свое упрямство, злиться, кричать. Упрямые дети терпеть не могут, когда вы их торопите, а они еще, к примеру, не готовы вставать, идти в детский сад, кушать (они же желают жить в своем собственном ритме). Дети с характером предпочитают независимость, им не нужна компания (либо же они хотят быть в ней лидером, но у ж никак не середнячком). Упрямым детям порой труднее остальных выразить свои чувства, желания словами, однако, с другой стороны, такие дети бывают очень креативны в индивидуальных творческих заданиях. Порой этим детям не хватает терпения довести дело до конца, что выбивает их из колеи и очень раздражает.

Очень активный ребенок

Дети с таким темпераментом очень активны, энергичны, им также свойственны резкие перепады настроения (то они радостно носились по комнате, то вдруг они уже чем-то расстроены и чуть ли не плачут). Такие дети очень общительны и любопытны (уже с самого детства тянутся к игрушкам, предметам в квартире), они с удовольствием изучают новое. Активных детей рекомендуется родителям направлять, контролировать и где-то ограничивать (дети слишком энергичны и не знают, куда лучше направить энергию). Если детей направлять, то из них в будущем могут получиться неплохие лидеры, руководители.

Спокойный и уравновешенный ребенок

К таким относят большинство детей, они развиваются вовремя (т.е. нет никаких отклонений в развитии, развитие ребенка идет нормально), вполне общительны в коллективе, однако немного застенчивы при общении с незнакомыми людьми. Для того чтобы дети чувствовали себя нормально в новой среде, их необходимо постепенно готовить к изменениям, тогда адаптация пройдет без особых осложнений. Таким детям нравится рутина, поскольку им нравится знать наверняка, что за чем идет.

Впечатлительный, ранимый ребенок тяжело переносит неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения... Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Чувствительность - не порок. Психологи утверждают, что нервная система повышенной чувствительности не является отрицательным свойством. Люди с крепкими нервами справляются с одними жизненными задачами, а впечатлительные - с другими.

Именно повышенная чувствительность всю жизнь притягивает к впечатлительным людям и детей, и взрослых. Такой человек похож на чуткую антенну, улавливающую малейшие нюансы настроения окружающих. Он умеет сострадать, сопереживать и с малых лет способен настраиваться на эмоциональную волну собеседника, вызывая тем самым его расположение.

Будучи грудничком, он мало спит, а когда плачет, его невозможно успокоить. Став старше, ребенок болезненно переживает свои неудачи - со злостью разрушает башню из кубиков, если она не получилась такой, как ему хотелось, и заходится в рыданиях, коль не удался рисунок.

Причина истерик - повышенная чувствительность нервной системы, которая передается и телу, и душе. Склонные к истерикам дети совершенно нетерпимы к боли, при этом они ее будто бы ждут. Каждый визит в поликлинику сущий ад для родителей (бурную реакцию вызывает само сообщение о походе к врачу). А уж если речь идет о прививке, то места мало всем: и родителям, и медсестрам, и другим пациентам...

Плач и крики раздаются при любых царапинах. Если в пальце заноза, то малыш не дает прикоснуться к руке, а разбитое колено - причина капризов на неделю, не меньше. Чаще всего его реакция несоизмерима с тем, что произошло. Кроха доводит себя до такого состояния, что не слышит ничего вокруг: ни ваших аргументов, ни слов утешения.

А если и слышит, то не понимает («Почему мама говорит, что не случилось ничего страшного, если мне так больно, а папа недовольно морщится?»). Впечатлительные дети обычно очень мнительные. Если ты спросишь такого ребенка, как он себя чувствует, тот наверняка ответит, что плохо, у него болит голова, и живот, и горло (хотя он, лишь слегка простыл).

Свою повышенную чувствительность малыш прекрасно использует в различных ситуациях, например, когда не хочет идти в садик или к тете, которую не любит. Между тем психологи утверждают, что эти дети действительно ощущают боль и у них ухудшается состояние в стрессовых ситуациях.

Еще одна отличительная черта - крайняя обидчивость. Стоит повысить на малыша голос, как на его глазах мгновенно появляются слезы. Как бы ни сложились обстоятельства, всегда об этом помни.

Маленький ипохондрик также довольно пуглив. Бесполезно ему говорить, что не нужно бояться, ведь его порог страха, как и боли, очень низкий. Лучше постепенно и разумно приучать его к различным обстоятельствам.

Мнительность ребенка ты можешь неосознанно усилить. Если будешь чересчур его жалеть, повторять, какой он бедненький и как сильно поцарапал ручку, то кроха даже не попытается перебороть свой испуг.

Прими его повышенную чувствительность как должное и, что бы ни случилось, сохраняй олимпийское спокойствие. Тем самым ты поможешь ему справиться с собственными эмоциями.

Ранимый ребенок чувствителен не только к физической боли, но и к мнению родителей или сверстников. Незначительный запрет, на который другой малыш просто не обратил бы внимания, может привести его в ярость (он падает на пол, кричит, топает).

Тяжело переносит карапуз и неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения.

Чем-то, занявшись, он быстро теряет терпение и приходит к выводу, что ничегошеньки не умеет. Однако работать над собой не спешит, потому что не верит, что сможет преодолеть трудности. По этой причине быстро утрачивает ко всему интерес.

Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Если же на плач, недовольство и раздражительность ребенка не обращать внимания, в будущем это выльется в весьма серьезные проблемы.

Только родительская поддержка (но без долгих нравоучений) способна привести к тому, что малыш станет положительно воспринимать сам себя, а в дальнейшем поверит, что многое может, и попытается преодолеть мешающие ему слабости.

Он научится уважать себя и окружающих! И тогда ему будет легче укротить свою безграничную впечатлительность. Помоги малышу взять себя в руки! Правда, это не так просто, как хотелось бы.

Родителям очень впечатлительных деток психологи предлагают ряд рекомендаций:

Не стоит контактировать с малышом, когда ты сама взвинчена. В противном случае велик риск передать ему свое беспокойство. Даже грудничок прекрасно чувствует твое настроение.

Не реагируй резко на плач и вопли карапуза. Не пытайся привести его в себя окриками или уговорами: он в такие моменты все равно ничего не слышит.

Не слишком причитай над ним, если он разобьет колено. Лучше быстро замажь ранку зеленкой.

Не преуменьшай проблемы ребенка. Не говори: «Подумаешь, ничего страшного!». Не уверяй, что в садике все образуется, а в школе он вообще будет самым первым.

Что бы ни случилось, в присутствии крохи сохраняй спокойствие. Бери на руки, гладь по голове, если он не возражает (но помни, что некоторые дети в таком состоянии не терпят прикосновений).

Веди себя с малышом сдержанно, но в, то, же время ласково, смотри ему прямо в глаза. Приводить свои аргументы по поводу той или иной ситуации есть смысл только тогда, когда пройдет первая волна истерии.

Всегда хвали, если карапуз был мужественным и победил собственную слабость. Цени его усилия и всячески поддерживай.

Приветствуй его достижения во всех областях. Ребенок, который верит в свои силы, легче справляется с эмоциями.

Наш эксперт - психолог Светлана Яблонская.

Тонкое устройство

Ребенка можно назвать высокочувствительным, если он:

Тип не изменить

На первый взгляд может показаться, что такому ребенку «все не так», что он чересчур избалован и капризничает.

В России, с ее нелегкой историей, сложилось несколько презрительное и грубоватое отношение общества к людям с тонким устройством. Поэтому даже любящие родители часто стремятся «вылечить» свое чадо от чувствительности, чтобы помочь ему адаптироваться к суровым жизненным реалиям. Но это большая ошибка - не только потому, что подобные попытки причиняют ребенку боль, но и потому, что тип нервной системы изменить нельзя.

Кроме того, высокая чувствительность - это редкое достоинство, дающее человеку дополнительные возможности. Конечно, если смотреть на мир как на поле боевых действий, то к войне ранимые люди не приспособлены. Но именно такие личности больше всего склонны привносить в мир красоту.

Высокочувствительных людей еще называют людьми-«орхидеями». А орхидея не только нежнее и требовательнее многих других цветов, но и прекраснее.

Как помочь

Лучший способ помочь высокочувствительному ребенку - создать для него максимально благоприятные условия:

Высокочувствительные дети часто отличаются чуткостью и вниманием к переживаниям других, что вызывает соблазн (особенно у мам) обращаться к ним за сочувствием и поддержкой. С этим соблазном нужно бороться, так как он ставит ребенка в сильную позицию по отношению к взрослому. Единственная опора для человека в детстве - родители, и это они должны его поддерживать, а не наоборот. Лучше показать ребенку положительный пример самостоятельной заботы о себе - так и он будет учиться заботиться о себе сам.

Мне кажется, ранимость – качество приобретенное. Характер ребенка зависит от его воспитания. Я не знаю, как найти язык с такими детьми. Я вот в детстве была послушной и никогда не капризничала. Родители мною очень много занимались. И я их очень уважала и боялась огорчить.

Наша справка

Термин «высокочувствительный человек» появился в конце ХХ века в США благодаря психологу Элайн Арон. Высокая чувствительность – это особое свойство нервной системы. Люди, обладающие им, а таковых примерно 15–20%, во всем замечают больше тонкостей, чем другие, и более глубоко перерабатывают любую информацию. Воспринимая больше нюансов, они легче перегружаются звуками, зрелищами и эмоциями. Высокая чувствительность влияет и на многие телесные реакции: такие люди более чувствительны к болевым ощущениям, к свету и температуре, тяжелее переносят чувство голода. Бывает и избирательная чувствительность: одного больше раздражает тесная или «кусачая» одежда, другой не способен выносить шум…

Застенчивый и ранимый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, и в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети.

Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях его трудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступления на празднике, на спортивном соревновании превращаются для него в настоящую муку. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики, предполагающая оценку его действий другими людьми (воспитателем, сверстниками) или включающая элементы соревновательности (кто лучше нарисует, кто быстрее добежит, кто дальше прыгнет, кто точнее бросит и т. п.), полностью парализует его и так ограниченные возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, боязнь не понравиться зрителям делают такого ребенка совершенно беспомощным.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Как правило, застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве случаев они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются - сразу отводят их, краснеют, отворачиваются. В группе других детей стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление - не привлечь внимания к себе, быть незаметными, находиться в стороне.

Беззащитность таких детей - прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимых навыков общения. Их чувство неуверенности в себе и своих действиях связано, кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода (осуждениям и поощрениям, порицаниям и похвалам), а также насмешкам. Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Проще говоря, он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт: «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться».

Важной особенностью застенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.

Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. В связи с тем что дети подобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко. Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению неправильных действий. Постоянное употребление таких «средств воспитания», будь то в детском саду или дома, может привести к появлению у ребенка невротических расстройств.

Похожие публикации