Что чувствует ребенок в 5 месяцев. Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Частота стула и мочеиспускания

Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.


Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца - это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм - это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель - познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).

А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см - то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками - забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении - в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления - малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев становится все более динамичным: с каждым днем малыш демонстрирует новые эмоции и стремление к общению...

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже . Но все же не все. , организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета - красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками - распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают - смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться - ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы...

  • 1 Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  • 2 Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это - мячик», «Это - кролик», «Это - твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  • 3 Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  • 4 К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия - достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  • 5 Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка - это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев :

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже - и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова - еще впереди.

В этом возрасте малыш продолжает изучать мир вокруг, себя. Он двигается, тянется к игрушкам, родителям, интересующим его предметам. Кроха тянет в рот ручки, игрушки, погремушки, пеленки и др.

Физическое развитие.
За этот месяц ребенок набирает в среднем 600 - 700 г. К пятому месяце малыш подрастет примерно на 14 см со дня рождения. Известно, что дети растут скачками. То есть за неделю малыш может вырасти на сантиметр или больше, а потом месяц не расти. Это нормально. Педиатр имеет длинные подробные таблицы, по которым он сверяет, насколько правильно подрос и набрал в веса ваш малыш.

Развитие двигательных способностей.
Малыш становится более подвижным, гибким и активным. Часто кроха, лежа на животе, поднимает голову, ручки и ножки, слегка выгибаясь. Так малыш пробует свои возможности. Ребенок может схватить свою ножку, лежа на спине, и подтянуть пальчики ко рту своих ног. Такое занятие его захватывает. Еще малыш пытается выгибаться, поднимая таз, лежа на спине, опираясь на голову и ступни ног. Кроха уже умеет неплохо переворачиваться со спины на живот. Следует следить за ребенком, не оставлять его одного, чтобы тот не упал. Нельзя оставлять ребенка одного в месте, где опасно. Придерживайтесь правила "вытянутой руки". Малыш легко берет и удерживает игрушку. Тщательно изучив игрушки, ребенок тянет ее в рот. Внимательно следует выбирать игрушки для крохи. Они должны быть безопасными. В это время ребенок постоянно тренируется, двигается, тянется, исследует. Малыш может удерживать игрушку в руках. Ребенок хорошо удерживает голову. Пытается сесть.

Кожа.
Рождается малыш с нежной и чувствительной кожей, которая становится более окрепшей со временем. В пять месяцев кожа еще склонна к аллергии. Раздражению подвержены места, которые подвергаются периодическому трению. Скорее всего это потница. Чтобы избежать раздражения кожи и потнички, следует постоянно следить за гигиеной малыша, чаще менять подгузник, купать его каждый день, раздраженные места можно после купания обработать детской присыпкой.

Речь. Общение.
Общение продолжает оставаться одним из самых любимых занятий ребенка. Кроха гулит, курлычит, агукает, производит гортанные звуки. Малыш требует общения с родными и близкими. Вам следует повторять язык малыша. Это провоцирует ребенка на дальнейший диалог. Кроха начинает громко произносить гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. Возможно, что пытается соединить эти звуки в слоги. Малыш узнает себя в зеркале и отличает от других. Оказавшись в новом помещении, начинает осматриваться. Может интонацией показать свое отношение, реакцию и настроение. Пытается имитировать звуки. Малыш отвечает улыбкой на общение родителей с ним. Гулением привлекает внимание. Узнает близких людей. Недоверчив к чужим. Во время кормления, кроха может играться. Старается менять мимику лица.

Слух.
Слух крохи все время совершенствуется. Кроха слышит, реагирует и узнает звуки. Малыш обожает человеческую речь, особенно мамин голос. Надо разговаривать с малышом, показывать предметы и называть их, петь песенки, читать простые стишки. Усовершенствовать слух поможет хлопанье в ладоши на расстоянии в несколько метров, меняя место. Ему нравится звук, который издает погремушка. Сам ею гремит.

Зрение.
Кроха может фиксировать взгляд на предметах, которые его заинтересовали. Он может следить взглядом за движущимися предметами. К пятому месяцу обычно исчезает физиологическое косоглазие новорожденных.

Развитие познавательных способностей.
Малыш изучает все, что его окружает. Его внимание привлекает собственное зеркальное отражение. Кроха проявляет интерес к маминому лицу. Рассматривает ваши глаза, губы, нос, брови, касается их ручками. Кроха запоминает все детали маминой внешности, в том числе одежду, прическу и украшения. С этого возраста, возможно, что малыш будет реагировать на незнакомых людей, пугаться их. Стремиться попробовать на вкус и на прочность предметы, попавшие в поле его досягаемости. Берет, хватает предметы, игрушки. У него вызывает интерес, когда падают предметы. Малышу становится очень интересно то, что видно из коляски. Ребенку надо показывать все, что есть на улице. Это - гули, собачки, кошечки, птички, деревья, кустики, травка и т.д. В этом возрасте малыш открывает для себя свое тело. Одним из проявлений познавательных потребностей является изучение своих половых органов. Не стоит из-за этого поднимать панику. Не ругайте ребенка, не акцентируйте внимание ребенка на его действиях. Постарайтесь переключить его внимание.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Никита 17.11.2015 12:08

Очень хорошая статья спасибо


дмитрий 09.07.2015 15:17
Некоторые врачи рекомендуют давать яблочный сок. Надо ли его пастеризовать? Или Достаточно только молока?

гузель 07.07.2015 17:56
здравствуйте! у меня сынишка.родился 3550гр и 55см, за первый месяц прибавили 1150гр (т.е. 4700гр. весил), за 2-й - 750гр., за 3-й и 4-й - по 650гр. (6750гр и 67см), а сегодня пошли всего 50гр разница за месяц!!! 6800гр и 67,5 см!!! объясните пожалуйста в чем может быть причина?! плохо ли это? сдали анализы кровь и мочу, результат пока не знаю. с рождения на ГВ, с 4-х мес ввели фруктовые и овощные пюре, соки. не срыгивает, в меру активный,весёлый, стул нормальный каждый день иногда через день...

Администратор 31.03.2014 08:31
светлана, а как реагирует педиатр? когда плохой набор веса именно педиатр корректирует питание или назначает к примеру обследования жкт.

Светлана 29.03.2014 07:17
Здравствуйте. Ребенку 4 месяца. На сцеженном молоке. Во сне выпивает 120г молока легко, может и больше. А потом только через силу грамм 80. За месяц набрал 300г, что тоже меньше нормы. Уже 2 месяца дозировка не увеличивается, наоборот уменьшается. Раньше пил 120 через 3 часа, а теперь 80 через 4. Не знаю что делать

Любовь 28.02.2013 22:22
Здравствуйте!
Спасибо за статью. Она приятно оформлена: хороший шрифт, разделение абзацев.И к тому же очень интересна для меня.
Но убедительно прошу следить за правильностью русского языка.Нет у глагола "играть" возвратной формы(играться) приведу ссылку http://www..html В разделе "Речь".
С уважением,
Любовь

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

У него развивается значительная мышечная активность.

Такое развитие общей подвижности сопровождается параллельным развитием тонкой моторики: малыш использует мелкие мышцы рук, чтобы совершать точные движения; он дотягивается до небольших предметов, берет их в руки и играет с ними. Постепенно он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами по столу, брать в руки и одновременно удерживать два предмета.

Ритм ребенка

Сон

Ночной сон постепенно становится все более долгим: младенец уже спит по восемь-девять часов подряд. Его режим сна устанавливается, причем это касается и дневного, и ночного сна. Теперь у него легко заметить признаки усталости. Вот почему в этот период уже можно создавать особый ритуал укладывания в постель.

Питание

Если вы кормите грудью, малыш привыкает к более размеренному ритму долгих и «основательных» кормлений (ваше молоко приспосабливается к переменам его аппетита и потребностей). При искусственном вскармливании ребенок ест еще более регулярно: в этом возрасте ему нужно в день четыре бутылочки по 210 мл (смеси второго типа). Его ритм соответствует ритму жизни взрослых (завтрак, обед, полдник, ужин). Хотя ребенок уже может самостоятельно держать в руках бутылочку, пользуйтесь временем кормления, чтобы подержать его на руках и приласкать!

Его органы чувств

Слух

Ваш малыш поворачивается к тому, кто с ним разговаривает. Он обожает смотреть на движения губ говорящего и пытается имитировать изменения интонации собеседника. Он также учится произносить согласные, такие как «м» и «б». Пятимесячный малыш уже способен понять, когда его называют по имени. Он наслаждается звуком речи, особенно если слышит нежные и мягкие слова. Он уже очень хорошо распознает интонации и может понять, когда родители чем-то недовольны. Он быстро поворачивает голову по направлению к источнику нового, заинтересовавшего его шума. Однако его пугают резкие и незнакомые звуки.

Зрение

Ваш ребенок уже может разворачиваться и следить взглядом за предметом или человеком. Он начинает различать тонкие оттенки пастельных тонов, а не только яркие цвета. Он лучше видит очень маленькие предметы, следит за всем, что движется. Теперь он даже может узнать предмет, который он видит лишь частично: вот основа для игр в прятки!

Осязание

Младенец начинает связывать внешний вид и ощущения: полотенце мягкое, папина борода колется, перышко нежно щекочет и т. п.

Когда малыш бодрствует

Малыш исполняет целые слоговые рулады. Он научается менять громкость произносимых звуков и их долготу.

Здоровье ребенка

Пятый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие, состояние его иммунной системы и его размеры. Средний рост пятимесячного младенца - 64см, вес - порядка 6,7 кг, окружность черепа - 42 см.

Возможно, именно на этой консультации врач начнет обсуждать с вами вопрос введения прикорма. И действительно, вводить прикорм можно уже в этом возрасте, если ваш малыш крупный, если он активен и часто хочет есть. Однако мы советуем вам еще немного подождать: признано, что более позднее и медленное введение разнообразных продуктов питания действительно способно уберечь ребенка от аллергии. Вот почему мы поговорим о том, как разнообразить питание ребенка, немного позже, после шести месяцев.

Прививки

Если вы действовали согласно традиционному расписанию прививок, пришло время сделать небольшой перерыв в прививках.

Запор

В таком возрасте запоры чаще всего связаны с нарушением функций двигательной сферы и с нервно-эмоциональными расстройствами. Если у вашего малыша возникла такая проблема, к ней следует отнестись со всей серьезностью, и как можно быстрее начать лечение.

Аллопатическая медицина порой оказывается безоружной в вопросе запоров у новорожденных: предлагается лечить запоры водой, богатой магнием, или, если они не проходят, использовать суппозитории с глицерином для извлечения кала. Будьте внимательны при применении второго средства: если организм малыша привыкнет к тому, что за него регулярно выполняют его работу, то анальная и ректальная моторика может не развиться, что помешает правильному формированию рефлексов и способно даже оказать отрицательное влияние на представления, которые возникают у ребенка в процессе его приучения к туалету.

Таким образом, суппозитории следует использовать редко, в качестве экстренного средства против непроходимости кишечника и лишь в том случае, если запор длится несколько дней: суппозитории нужно применять дополнительно к мягким естественным средствам, которые подчас способны быстро исправить ситуацию.

Естественные средства против запора

Гомеопатия

  • Запор, сопровождающийся болями в животе: «Магнезиум фосфорикум 9 СН».
  • Болезненные трещины в районе анального отверстия: «Ни-трикум ацидум 9 СН».
  • Слизистые, мягкие, плохо выходящие каловые массы +/ -трещины: «Алюмина 9 СН».
  • Мелкие, сухие испражнения, собирающиеся в прямой кишке: «Бриония 9 СН».
  • Крупные, твердые испражнения: «Калькареа карбоника 9 СН».
  • Спазмы и гиперчувствительность: добавьте «Игнация 15 СН».

Пищевые добавки

Следует регулярно давать малышу пробиотики.

Острый гастроэнтерит (ОГЭ)

В большинстве случаев его вызывает вирусная и/или бактериальная инфекция, которая очень быстро может поставить вопрос о жизненном прогнозе младенца, в особенности в первые полгода (или даже в первый год) его жизни.

Прежде всего следует бороться с обезвоживанием, вызванным диареей и/или рвотой. Для этого на несколько часов прекратите давать ребенку любые молочные продукты (кроме грудного молока, если вы кормите грудью: оно очень легко усваивается). В аптеке можно купить раствор для регидратации: его следует давать ребенку постоянно, в очень небольших количествах (к примеру, по 1-2 мл каждые 5-10 минут).
Если состояние малыша ухудшается или если вы все же хотите обратиться к врачу, вам также пропишут спазмолитические/противорвотные препараты (к примеру, «Мотилиум»), кишечный антисептик (типа «Эрцефурил»®) и средство против диареи (такое, как «Тиорфан» для новорожденных или для детей). Если состояние ребенка не улучшится или даже ухудшится, нужно сделать анализ кала.

Естественные средства против ОГЭ

Гомеопатия

Средства от диареи:

  • При отсутствии рвоты и жара: «Ноголистик щитовидный 15 СН».
  • При болях в животе, которые можно облегчить надавливанием: «Колоцинтис 9 СН»; при боли по типу колик, усиливающейся при надавливании: «Купрум металликум 9 СН».
  • Если у ребенка обильные газы, добавляйте «Карбо веге-табилис 7 СН»; и/или значительное утомление: «Хина рубра 9 СН».
  • При жаре добавляйте «Арсеникум альбум 15 СН».

Средства от рвоты:

  • Независимо от наличия/ отсутствия диареи, если нет жара: «Рвотный орех 9 СН».
  • Если язык чистый, а в рвоте много слизи: «Ипека 9 СН».
  • В рвоте много непереваренной пищи: «Антимониум кру-дум 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата раз в полчаса. Принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.

Фитотерапия

  • Сухой экстракт корицы, обладающей мощным противоинфекционным действием и способствующей пищеварению: в капсулах пс 300 мг, по 1/2 содержимого капсулы на каждые 10 кг веса в день;
  • +/ - 2 кофейные ложки водного экстракта мелиссы.

Растворить в 200 мл воды вместе с 1 капсулой пробиотика и 1 пакетиком средства для регидратации. Можно также добавить 4-5 столовых ложек воды, настоянной на зеленой глине.

Маленький исследователь

Это время, когда ребенок пытается ползти. Одни это делают, лежа на спине и отталкиваясь ногами. Другие - лежа на животе и отталкиваясь локтями. Для психологов не важно, как именно ребенок ползет. Важно то, что у него в принципе появляется мотивация к передвижению. В связи с новыми потребностями малыша вводим и новые игры.

Игра «Тянемся и ползем» . Кладем ребенка на животик, ставим перед ним игрушку так, чтобы ему приходилось за ней тянуться. Если он не пытается ее достать, подвиньте поближе. Ваша задача - стимулировать малыша к тому, чтобы он приложил усилие и достал игрушку. После того как он это сделает, дайте ему с ней поиграть. Затем точно так же поставьте другую. Занятие может продлиться около пяти минут. Основной его смысл - в достижении цели. Ребенок получает новый опыт: «Я пытаюсь достать игрушку, и у меня это получается». Поэтому нужно обязательно давать крохе время насладиться своим достижением - потрогать, покрутить трофей.

Не надо давать ребенку слишком много предметов сразу. Три игрушки - максимум. Никаких висячих гирлянд с большим количеством погремушек! Они бессмысленны, даже вредны. Избыток гасит мотивацию, информационное переутомление убивает желание вообще что-либо делать и узнавать.

Малыш уже научился хватать и бросать предметы. И еще в течение целого месяца это остается основным видом его деятельности. При этом он совершенствует несколько навыков: «Я протянул руку, глядя на предмет, схватил этот предмет и стал его изучать». Рассматривать и манипулировать предметом, конечно, интереснее всего в полусидячем положении - либо у мамы на руках, когда есть опора, либо в специальном кресле-качалке для младенцев. Это прекрасное приспособление, которое существенно облегчает жизнь мамы. Правда, помещать ребенка в кресло можно только на очень короткие промежутки времени - чтобы не перегрузить позвоночник. Как только видите, что кроха кряхтит и ему там не нравится, - немедленно доставайте его.

Игра «Ку-ку» может обрести новые формы. Возьмите игрушку, скажем, собачку. Накройте ее платком. «Где собачка?» Пусть малыш самостоятельно потянет платок и обнаружит под ним собачку. Проделайте то же самое с другим предметом. Вместе с ребенком радуйтесь его открытиям.

Занятия на развитие внимания . Способность следить за движущимися объектами разовьется немножко позже, но мы уже сейчас можем начать тренировку. Возьмите фонарик или лазерную указку. Сядьте рядом с ребенком, обратите его внимание на световое пятно и начинайте очень медленно двигать фонариком. Вы увидите, что глазки малыша движутся рывками - он то теряет лучик, то снова находит.

Есть еще одна замечательная игра, которую родители недооценивают. Это мыльные пузыри . У них масса достоинств. Во-первых, лопаясь, они не пугают ребенка громким хлопком. Во-вторых, они очень красиво переливаются. В-третьих, движутся медленно и плавно, так что их легко удержать в поле зрения.

У ребенка появляется новый способ извлечения звуков: он запихивает в рот пальцы и при этом пытается что-то произносить. Так происходит знакомство с собственным артикуляционным аппаратом. Подхватите это занятие: положите ладошку малыша на свои губы и подуйте или погудите, чтобы малыш почувствовал звуки на ощупь. У тех, кто делает такие упражнения регулярно, освоение речи идет намного быстрее.

На пятом месяце мы уже отчетливо слышим лепет ребенка. Это значит, что на смену отдельным звукам приходят повторяющиеся слоги. Самые легкие для произнесения - «ма» и «ба». Многие мамы радуются: «Он уже у меня говорит „мама" и даже „баба"». Очень хорошо, если вы поддерживаете лепет ребенка и повторяете за ним разные сочетания звуков. Но нужно понимать, что пока это еще не сознательное называние мамы или бабушки, и папе не стоит обижаться, что про него забыли. Это просто лепет.

К пяти месяцам появляется страх незнакомых людей . Раньше, если чужой человек подходил и улыбался, ребенок мог улыбнуться в ответ. Теперь при его появлении малыш замирает и может даже заплакать. Это абсолютно нормативный страх, он свидетельствует о том, что малыш нормально развивается и уже начал различать своих и чужих. Своими он считает тех людей, которые ежедневно за ним ухаживают. Понятно, что бабушки и дедушки, живущие отдельно, воспринимаются как посторонние - он давно забыл, что они навещали вас две недели назад. Поэтому не надо удивляться, если в очередной их приезд кроха откажется идти к бабушке на руки, начнет выкручиваться и капризничать. Не обижайтесь, а лучше порадуйтесь: «Ага! Он стал уже не таким доверчивым».

Мама: новый взгляд на жизнь

О чем чаще всего говорят мамы, если им в этот период приходится оказаться у психолога?

«Мне стало гораздо проще понимать свою маму и даже свою свекровь». Да, теперь женщина оценивает поступки своей мамы и поступки свекрови с позиции не девочки, не жены молодого человека, а с позиции матери. И становится намного понятнее, почему, к примеру, мама все время пытается контролировать свою взрослую дочь. А у некоторых улучшаются отношения со свекровью, особенно если родился мальчик. «Теперь я понимаю, почему моя свекровь с таким трудом меня приняла, - призналась мне одна молодая мама. - Даже страшно подумать о том, что и мой сын когда-то женится и уйдет от меня к какой-то женщине».

Теперь вы совсем другими глазами смотрите на мир, для вас важны совсем другие вещи. Поэтому я всегда советую мамам, которые строят какие-то планы еще во время беременности: отложите планирование до того момента, когда ребенку исполнится месяцев пять. Планировать будущее во время беременности и в первые три месяца после родов бессмысленно. Допустим, вы еще до родов решили, что выйдете на работу, когда ребенку исполнится полгода. У вас уже и няня есть. Но вот наступает назначенный срок, а вы больше не хотите никакой работы! У вас совершенно изменились приоритеты и карьера уже не кажется вам сверхценностью. Что ж, без всяких сомнений оставайтесь дома. Не надо упрямо следовать плану, который вы больше не считаете правильным. Никаких планов! Ребенок все равно их поломает.

«Я стала лучше относиться к чужим детям», - говорят мамы. «Почему?» - «Теперь я понимаю, что ребенок может плакать не только потому, что он плохо воспитан или мама за ним недостаточно присматривает. У него могут быть свои причины для того, чтобы заплакать, и мама в этом часто не виновата». Вы будете стараться наладить отношения в песочнице, даже если ваш ребенок в них не вовлечен. Просто эти отношения сейчас для вас очень значимы.

«С рождением ребенка я стала испытывать радость от того, что раньше терпеть не могла. Я с удовольствием сижу дома, вышиваю, раскладываю распашонки». Мне кажется, у этого явления есть две причины. Первая: когда рождается ребенок, мы пытаемся создать для него максимально комфортные условия. Эта потребность естественным образом возникает внутри матери. Поэтому, даже если раньше вы не любили готовить и украшать свой дом, сейчас вы начинаете это любить.

И вторая причина: к этому моменту вы сидите дома уже семь месяцев - два месяца декрета плюс пять месяцев с ребенком. Если бы в течение семи месяцев вы занимались тем, что вас выводит из равновесия, вы бы, наверное, сошли с ума. Но психика женщины очень гибкая, она подстраивается под существующие условия.

В связи с этим хочется обратиться к тем мамам, которые решительно настроены как можно скорее выйти на работу, а с малышом посадить папу. Мужчине сделать такой шаг намного тяжелее, его психика не рассчитана на подобные перестройки, и он вряд ли научится испытывать удовольствие, превратившись в домохозяйку.

Как договориться со свекровью?

Случай из практики : «Моя свекровь меня шокирует своей нечистоплотностью. Приходя к нам в гости, она прямо в пальто и в сапогах кидается в комнату к ребенку, берет его на руки. Дает ему пустышку с пола. Если я делаю ей замечание, она меня просто игнорирует. Просила мужа поговорить с ней, но он только злится. Я не хочу ограничивать общение ребенка с бабушкой. Но боюсь за малыша. Ведь она может и немытыми фруктами накормить, и не переодеть вовремя. Скажите, как повлиять на свекровь?»

В каждой семье формируется свое собственное понимание того, что хорошо и что плохо. Одни считают, что пеленки нужно стирать, кипятить и проглаживать, а другие убеждены, что достаточно их прополоскать и высушить. Кто-то кутает своих детей, а кто-то закаляет. В моей практике была история, когда одна бабушка приехала посидеть с внуком и у всех детских колготок отрезала пяточки, потому что считала, что дети должны ходить босиком. Точки зрения на воспитание у невестки и бабушки могут сильно различаться. Переубеждать друг друга - неблагодарное дело. Остается одно: научиться сосуществовать, не конфликтуя. И здесь самое время поговорить об особенностях донесения информации до собеседника.

Дело в том, что, слушая человека, мы сначала обращаем внимание на то, кто с нами говорит, затем - как он говорит, и только на третьем уровне воспринимается та информация, которую он нам сообщает. Понятно, что если невестка или сын будут учить бабушку санитарным нормам, до нее суть их послания вообще не дойдет. Для невестки всегда найдется ответ: «Я жизнь прожила, мужа твоего воспитала, и ты за него замуж вышла, значит, не все так плохо». Если сын попытается вступиться, ему будет сказано: «Ну, тебя-то я как-то вырастила!..» У бабушки всегда найдутся аргументы, причем подкрепленные жизненным опытом. Поэтому, если вам нужно донести информацию до свекрови, попросите об этом какого-то другого, авторитетного для нее человека. Кто это будет, думайте сами.

В ситуации, приведенной в начале главы, я предложила маме попросить о помощи врача-педиатра, который приходил с патронажем. Тот согласился, и они разыграли небольшую сценку. Мама подняла с пола пустышку, дала ребенку, после чего врач строго выговорил «нерадивой мамаше», что делать так ни в коем случае нельзя, что количество микробов за последние 20 лет возросло в сотни раз. Все это происходило при свекрови, но - замечания были адресованы не ей, а невестке. И это были замечания из уст человека, к которому свекровь привыкла прислушиваться. Авторитет врачей в сознании старшего поколения очень велик. Наши усилия увенчались успехом, и впоследствии, приходя в гости, свекровь вела себя намного аккуратнее - снимала пальто, мыла руки и прочее. На нее произвели большое впечатление слова доктора о том, что за последние двадцать лет «количество микробов увеличилось в сотни раз».

Но бывает, что бабушка стоит на своем, и ничто не может ее поколебать. Если для вас очень важны те принципы, по которым возникли разногласия, попробуйте буквально следующее. Стойте с ребенком на руках и говорите ему: «Ой, как ты рад бабушке! Сейчас она разденется, помоет ручки, а потом возьмет тебя». То есть просто не давайте его бабушке, пока она не проделает необходимые гигиенические процедуры. Что тут важно? Вы обращаетесь не к свекрови, а к ребенку, не выражая ни тени сомнения в том, что свекровь и сама намерена все это сделать без ваших указаний. Главное - не переиграйте.

Вопрос: можно ли в спорах со свекровью обращаться к мужу за поддержкой? На мой взгляд, однозначно нельзя. Иначе вы поставите его перед выбором - либо принять вашу сторону, либо сторону матери. А он любит вас обеих.

За что отвечает папа?

Пока ваш малыш только делает первые попытки проползти несколько сантиметров. Но пройдет совсем немного времени, и он будет наматывать круги по всему дому. Так что пора папе убрать с пути будущего «ползунка» опасные предметы. В любой квартире их найдется огромное количество. На двери необходимо поставить специальные заглушки, чтобы они не захлопывались сами; все выдвижные ящики снабдить доводчиками; на нижних полках кухонных шкафов оставить только безопасные кастрюли и пластиковые контейнеры, с которыми ребенок сможет играть. Очень травмоопасны мелкие гвозди, которые торчат из плинтусов, пуговицы, шурупы и прочая мелочь, разбросанная по квартире. Особое внимание уделите шкафу под раковиной, где чаще всего хранится бытовая химия. Обычно это очень яркие коробки и флаконы, и можно не сомневаться, что они привлекут внимание малыша. Уберите их в безопасное место!

Что еще можно доверить папе в этот период? Мы уже говорили и про купание, и про массаж, и про разные игры. Все это по-прежнему важно и нужно.

Похожие публикации