Как вышивать гладью начинающим. Атласная гладь

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с видами вышивки
  • научить выполнять атласную и штриховую гладь;

Воспитательная:

  • вызвать интерес к родной культуре,
  • любовь к традициям своего народа;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Развивающая:

  • развивать творческие способности;
  • развивать координацию движения рук;
  • исполнительские умения.

Оборудование и материалы для урока:

  • кабинет трудового обучения;
  • мультимедийная установка;
  • образцы объектов труда;
  • иглы, нити для вышивки- мулине;
  • пяльцы, канва, плотная ткань, рисунки, копировальная бумага, простой карандаш.
  • учебники

Ход урока

Организационный момент: - приветствие

Сообщение темы, цели урока;

Проверка готовности к уроку.

Слово учителя.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

(слайд 1) Тема нашего урока: "Атласная и штриховая гладь, практика, приемы выполнения глади".

Цель урока: познакомиться с данными видами вышивки гладью и практически научиться выполнить элементы атласной и штриховой вышивки. А для этого нам понадобятся инструменты для ручной работы, которые вы приготовили.

Вопрос к учащимся. Какие виды вышивки Вы уже изучили? (слайд 3)

Верно. Художественная гладь. Владимирское шитьё. Белая Гладь. Прямая гладь, Счётная гладь. Крест, а есть ещё Мережка, Ришелье, Игольчатая вышивка и т.д.

Вопрос к учащимся. С какими инструментами, используемыми при вышивке вы знакомы?

  • Ткань - плотная, но тонкая, можно на неотбеленном льне.
  • Нить - мулине.
  • Игла - с небольшим ушком.
  • Пяльцы - обычные, круглые.
  • Напёрсток - предохраняет палец от наколов.
  • Ножницы - острые.
  • Копировальная бумага - зелёного или красного цвета.
  • Карандаш простой - остро заточенный.

Вопрос к учащимся: Где применяется вышивка?

История вышивки своими корнями уходит в далёкое прошлое.

Народная вышивка связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. (слайд 4) Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию - начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была приготовить себе приданное к свадьбе, украсив его вышивкой. Каждая вещь - рубаха, передник, сарафан, рушник имели особый характер украшения.

Сейчас девочки почти не вышивают. Редко кто занимается вышивкой.

Вопрос к учащимся Девчонки, а вы любите вышивать? Кто - нибудь из ваших родных увлекается вышивкой? Мамы или бабушки?

(слайд 5) А я знаю одну такую мастерицу. Она живёт в селе Ново-Ивановка, Кущёвского района. Это Богославская Галина Максимовна. Она начала вышивать с 6 лет. Первую свою вышивку она продала, чтобы прокормить своих младших братьев, так как она была самая старшая в семье. А сейчас она вышивает для души. Галина Максимовна заняла первое место в районе на смотре народного творчества поселений. О ней писали газеты, она была премирована.

Вопрос к учащимся. Какая последовательность выполнения вышивки? (слайд 6)

Можете открыть учебник на стр. 46.

  • придумать рисунок для вышивки.
  • перевести рисунок на ткань.
  • вышить все элементы.

Сегодня мы научимся практически выполнять элементы атласной и штриховой глади.

Атласная гладь - это вышивка, в результате которой получается блестящая поверхность.

Основа для атласной глади - это стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их близко, друг к другу, чтобы не было просветов ткани - основы.

Штриховая гладь называется так оттого, что состоит из отдельных стежков - штрихов, напоминающих лучи, идущие в разных направлениях от центра

Вопрос к учащимся. Давайте вспомним о технике безопасности при работе с иглой и ножницами - читайте вслух по очереди. (слайд 7)

Теперь перейдём к практической работе. Сегодня мы выполним вот такую вышивку.

(показ готовой вышивки) На ней сочетаются элементы атласной и штриховой вышивки. Давайте приступим к их выполнению. Первое, что вы должны сделать - это перевести рисунок на ткань.

Сейчас я вам покажу, как выполняется атласная гладь. Берём нить в одно сложение.

Посмотрите, на листике не случайно нарисовано столько линий, при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Подпишите на линиях цифры 1, 2, 3, 4, вам будет проще меня понять, как вышивать.

Попробуйте теперь вы девочки.

Вопрос к учащимся. Вы помните, как закреплять нить на ткани без узла?

Нить в два сложения продёргивают концами в иглу, выполняют небольшой стежок в начале работы, протягивают нить, оставляя на лицевой стороне кончик в виде петельки, в которую вдевают иглу и протягивают нить.

Закрепили нить, затем вкалываем, иглу в ткань на линии 2, а выводим иглу на линии 1. Дальше в обратном направлении - вкалываем, иглу в нить на линии 3, а выводим на линии 4. Так продолжаем и дальше.

Очень важно, чтобы вы не стягивали нитки и стежки располагали близко друг к другу, чтоб не было просветов.

Если нить закончилась, то закрепляем её на изнаночной стороне несколькими стежками "за иголку", пропуская конец нити под работой.

Для вышивания штриховой гладью берут нитку в 4 сложения. Начнём вышивать со стебелька цветка. Закрепим нить и шьём маленькими стежками.

(слайд 9,10)

Итог урока. Показать вышивки девочек всему классу. Указать на ошибки, похвалить за наиболее удачные работы. Поставить оценки.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились и практически изучили элементы атласной и штриховой глади. Вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы.

Домашнее задание . Завершить работу над вышивкой. На следующий урок принести те же самые принадлежности, т. к. вы будете изучать другие швы "узелки" и "рококо".

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.

Атласная гладь - это, наверное, единственный шов, позволяющий создавать вышивки, способные конкурировать с живописными работами, передавать все нюансы цветовой гаммы изображения. Нить тоньше кисти, и с помощью маленьких стежков можно очень тщательно прорабатывать цветовые переходы, "прорисовывать" мельчайшие детали рисунка. Конечно, изготовление вышитого панно, где не только само изображение, но и фон покрыты стежками атласной глади, занимает достаточно времени, по сравнению, к примеру, с вышивкой крестом, однако не так много, как могло бы показаться. Так, панно "Ламия" (30 х 45 см.), на примере изготовления которого я хочу рассказать о технике атласной глади, было вышито примерно в течение полугода, что, кстати сказать, вызвало мое собственное удивление. Работала я, естественно, не от зари до зари, а только во время отдыха и далеко не каждый день.


На вышитом панно изображена ламия. Эти сверхъестественные существа встречаются в мифологии многих стран, но для меня ламии, прежде всего, персонажи баскского фольклора. В баскских легендах ламии предстают в виде человекообразных существ, имеющих ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они - прекрасные женщины с рыбьим хвостом, очень похожие на хорошо знакомых нам русалок. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Порой они влюбляются и бывают любимы людьми. Некоторые легенды описывают ламий как маленьких людей, обитающих под землей. Их жилищами, как правило, являются пещеры, но они могут также селиться вблизи луж и речных омутов. Привычное занятие ламий - вертеть веретено и прялку, часто они предстают перед путниками с золотой гребенкой в руках. Героиня, изображенная на нашем панно, спрятала свои перепончатые ступни в опавшей листве, и мы можем только догадываться, как выглядят они на самом деле.

Техника шитья

Стебельчатый шов

Основой атласной глади является стебельчатый шов. Это один из старинных швов, используемый мастерицами с незапамятных времен. Чаще всего его применяли при вышивке стебельков и веточек, поэтому шов и получил свое название. Состоит стебельчатый шов из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Выполнение его несложно. Каждый новый стежок делают, вкалывая иголку под ниткой предыдущего, отступив назад примерно на половину его длины (фото 1). Особенность стебельчатого шва состоит в том, что образующие шов стежки заходят один за другой, а не соприкасаются концами.


Прокалываем иголкой ткань, оставив маленький хвостик нитки на изнаночной стороне, фиксируем его пальцем и закрепляем нить несколькими маленькими стежками. После того, как нитка закреплена, начинаем выполнение элементов вышивки, укладывая стежки по контуру рисунка. Следим за тем, чтобы стежки не стягивали ткань и располагались близко один к другому, без просветов. Когда нитка закончится, закрепляем ее на изнанке вышивки несколькими стежками "за иголку", под проложенными ранее стежками.

Атласная гладь

Основа атласной глади - это стебельчатый шов, ряды которого располагаются без просветов вплотную друг к другу, образуя гладкую блестящую поверхность, напоминающую атлас. Атласная гладь относится к свободной вышивке, где длинна, расположение стежка и его направление произвольно. Короткие стежки обычно прокладывают там, где линия контура закругляется, длинные используются для заполнения больших участков рисунка и фона. Шитье осуществляется во всех направлениях - слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, наискось, под любым углом, а сама линяя шва может быть как прямой, так и изогнутой.

Для выполнения атласной глади используют шелк или мулине. Надо иметь в виду, что чем тоньше нитка, тем лучше и ровнее ложиться рисунок. При одноцветной глади желательно использовать нить, взятую в одно сложение, однако для многоцветных рисунков с плавными цветовыми переходами, мы будем использовать нитки мулине в два сложения.

Направление стежков в атласной глади должно подчеркивать форму вышиваемого фрагмента изображения. К примеру, вышивая листик растения или лепесток цветка, надо направлять стежки по его жилкам (фото 2). Не забываем, что вышивая закругленные фрагменты, число стежков следует увеличивать, делая их более частыми и мелкими. Работая над изображением человеческого тела или лица, мы будем "вылепливать" нитью его форму, заполняя контур изображения либо параллельными рядами стебельчатого шва, идущими вдоль изгибов тела, либо располагая шов по сужающейся спирали, что позволяет визуально придать данной части рисунка большую выпуклость. Для выполнения гладкого фона, например неба в пейзажах, подойдут длинные ряды шва с относительно большими стежками, идущие от одного конца панно к другому и параллельные его краю. Чтобы не ошибиться, ткань можно расчертить по линейке, заполнив участок фона параллельными линиями, расположенными на расстоянии одного сантиметра друг от друга, Эти линии превратятся в своеобразные направляющие, помогающие прокладывать ровные ряды стебельчатого шва.


Итак, после того, как мы разобрались с техникой выполнения стебельчатого шва и атласной глади, поговорим о том, как создавать плавные, почти неразличимые на глаз цветовые переходы, на мой взгляд, являющиеся главным достоинством этого вида художественного шитья. С их помощью удается достичь высокой степени реалистичности изображения, и в частности создавать эффект скульптурного рельефа. В процессе вышивки используется прием, хорошо известный вышивальщицам "крестиком", когда в иголку вдеваются две нитки разных, но близких друг к другу оттенков. В качестве примера, подберем нитки в одной цветовой гамме, например: черную, темно-серую, серую и белую. Приступим к работе. Несколько рядов, примыкающих к контуру рисунка, вышиваем черной ниткой, взятой в два сложения, после чего вдеваем в иголку черную и темно-серую нитки, продолжаем шить этой парой, затем за ними последует пара темно-серых нитей, темно-серая и серая, две серых, серая и белая, и наконец, две белых. Подобные цветовые переходы показаны на фото 3, но для наглядности в работе была использована нить, взятая в четыре сложения. На самом деле, в качественной вышивке, выполненной в технике атласной глади стежки почти неразличимы, а заметны только плавные изменения оттенков от темного к светлому и наоборот.

Материалы и инструменты

Основой вышивки служит плотная, но тонкая белая хлопчатобумажная ткань с частым переплетением нитей. Подбирая ткань, надо проследить за тем, чтобы игла проходила сквозь нее без усилий. Атласная гладь достаточно сильно стягивает материал, поэтому полотнище обязательно надо натянуть на прочные прямоугольные пяльцы и время от времени подтягивать ткань, чтобы в течение всего процесса вышивки сохранялось хорошее натяжение.

Иголка нам потребуется максимально тонкая и достаточно длинная, с такими удобнее работать. Выбирая иглу, остановимся на самой тонкой из тех, в которые можно продеть две нитки мулине.

Что касается ниток, то никаких конкретных цветовых схем я не предлагаю. Выбираем цвета на глаз в соответствии с оригинальным изображением, стараясь использовать как можно больше оттенков каждого цвета. Произвольный выбор цветовой гаммы, с одной стороны может показаться сложным для тех, кто привык вышивать строго по схемам, но, как мне кажется, делает процесс вышивки более увлекательным, превращая ремесло в творчество, и позволяет создавать неповторимые, уникальные работы.

Перевод рисунка на ткань

Перевод рисунка на ткань всегда вызывает много вопросов, и похоже, до сих пор не изобретен оптимальный способ, выполнения этой, казалось бы, несложной операции. Вариантов придумано немало, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако мы пойдем по самому простому пути, используя в работе копирку и шариковую ручку. Поскольку полотно полностью покрывается гладью, можно не опасаться того, что будут заметны линии рисунка, а фон немного запачкается копиркой.

Выбираем подходящий рисунок, распечатываем его в двух экземплярах. Один, цветной - поможет нам подобрать цветовую гамму вышивки, другой - черно-белый, в натуральную величину мы используем для перевода рисунка на ткань. Приметываем рисунок с подложенной под него копиркой к ткани и обводим контуры, кроме этого выделяем зоны с различной степенью затемнения (у нас получится изображение, напоминающее изолинии на карте). Снимаем рисунок, обводим линии на ткани черной шариковой ручкой, дорисовываем и уточняем детали. Так, к примеру, фигуру ламии я перевела с готового рисунка, формата А4, а пейзаж дорисовала от руки, заполнив оставшееся пространство фона контурами цветов и листьев.

Этапы выполнения панно

Итак, после нанесения рисунка, настало время приступить к "священнодействию" и, вооружившись иглой и цветными нитками, приступить к вышивке. Вышивать надо начинать от центра изображения, так ткань меньше стягивается. В случае "Ламии" вышивку начнем с лица. "Вылепливаем" черты лица при помощи мелких стежков, используя нити розоватых и зелено-коричневых оттенков. Переходим к выполнению фигуры. Вышивку всегда начинаем с темных зон, постепенно переходя к светлым. Направление шва должно следовать изгибам тела ламии. Закончив с телом, займемся волосами таинственной обитательницы леса, используя нитки коричневых и золотистых оттенков.

Когда фигура ламии будет готова, перейдем к окружающему ее пейзажу. Начнем вышивать с крупных листьев и цветов, расположенных над головой ламии. Здесь нам потребуются зеленое мулине темных и светлых оттенков, немного белых, желтых и голубоватых ниток. Вышиваем листики и цветы, прокладывая стебельчатый шов вдоль прожилок, тычинки выполняем в технике узелковой глади.

Мелкие сухие листики у ног ламии вышиваются нитками розовато-коричневых и зеленых цветов. Каждый маленький листик прорисовывается стежками, проложенными по контуру, а фон между ними - прямыми рядами стебельчатого шва, параллельными нижнему краю панно.

Когда все элементы рисунка будут закончены, перейдем к вышиванию фона. Он заполняется параллельными рядами стебельчатого шва, выполненного нитками черного, темно-зеленого и темно-фиолетового цветов. Едва различимые листья в глубине пещеры вышиваются не по направлению жилок, а прямыми линиями, так же, как и весь фон. Это сделано для того, чтобы листья почти сливались с общим фоном и словно таяли в темноте.

Готовую вышивку не нужно отпаривать. Прежде чем снять ее с пяльцев, подклеим с изнанки флизелин, чтобы избежать деформации. Итак, панно "Ламия" готово. Остается только поместить его в рамку и искать новые сюжеты для новых работ, выполненных в технике атласной глади.

Заполняющие швы образуют сплошную вышитую поверхность. Их выполняют как одним цветом, так и несколькими, создавая цветовые переходы.
Эта техника вышивки довольно проста, но для достижения идеального результата сначала нужно освоить новый шов.
Для того чтобы стежки получались равномерными, используйте пяльцы.

Кирпичная гладь позволяет создать необычную плетеную текстуру.

В основном ею заполняют большие фрагменты одного цвета, но она подойдет и для цветовых переходов.

Поверхностная гладь похожа на базовую плоскую гладь, но при этом нить расходуется очень экономно, поэтому поверхностная гладь подходит для крупных фрагментов вышивки.

Атласная гладь позволяет создавать естественные цветовые переходы.

Выполняется чередованием длинных и коротких стежков, которые придают вышивке четкие контуры. Каждый последующий ряд стежков образует неровную линию, благодаря чему можно добавлять нити других оттенков и создавать мягкие цветовые переходы.

Для более естественного эффекта направление стежков можно менять.

Поверхностная гладь

1. Выведите иглу с нитью на лицевую сторону и проложите прямой стежок точно поперек фрагмента. Теперь выведите иглу на лицевую поверхность как можно ближе к концу первого стежка.

2. Вколите иглу в ткань точно поперек фрагмента в направлении, противоположном первому стежку.

Это второй стежок глади. Повторяйте эти два шага, заполняя фрагмент.

Кирпичная гладь

1. Первый ряд стежков проложите слева направо по верхнему краю вышиваемого фрагмента, чередуя длинные и короткие стежки. Короткий стежок должен быть вполовину короче длинного.

2. Второй ряд стежков проложите справа налево, заполняя промежутки вертикальными прямыми стежками, которые должны быть равны длинным стежкам предыдущего ряда.

Можно проложить стежки с небольшими промежутками, а потом заполнить эти промежутки стежками второй серии.

3. Продолжайте прокладывать стежки то слева направо, то справа налево, следя, чтобы их длина была одинаковой: расположение стежков напоминает кирпичную кладку. В последнем ряду заполните промежутки короткими стежками.

Атласная гладь

1. Вышейте ряд-основу, поочередно прокладывая длинные и короткие стежки слева направо в строгом соответствии с контурами заполняемого фрагмента.

2. Проложите второй ряд справа налево, заполняя промежутки между стежками первого ряда. Стежки должны быть одинаковой длины.

3. Следующие ряды прокладывайте поочередно слева направо и справа налево, следя, чтобы все стежки были одинаковой длины, как в шаге 2. В ходе работы смените оттенок нити, если нужно создать цветовой переход. Прокладывайте стежки как можно ближе друг к другу, чтобы ткани не было видно.

Атласная гладь - смена направления стежков

От направления, в котором прокладываются длинные и короткие стежки, зависит цветовой эффект вышивки.

1. Вышивая цветок, прокладывайте стежки от серединки к кончикам лепестков, чтобы добиться естественного цветового перехода.

Первый ряд стежков можно прокладывать веерообразно, повторяя форму расширяющейся части лепестка.

2. Для того чтобы лист выглядел как настоящий, прокладывайте стежки под углом в противоположные стороны центральной жилки. Используйте два-три зеленых оттенка.

Совет : контрастные оттенки при смене нити сделают цветовой переход резким. Чтобы он получился более мягким, используйте близкие оттенки.

Вводя в работу новый оттенок нити, прокладывайте стежки в промежутках между стежками первого ряда, как бы растушевывая цвета.


Техника вышивания гладью поможет создать красивые цветы, картины. Для начинающих - основные узоры и простые мастер-классы с подробным описанием.

Что необходимо для вышивания гладью?


Для вышивания вам понадобится не так уж много, всего лишь:
  • игла;
  • нитки;
  • рамка или пяльцы;
  • ткань.
Придерживаемся такого плана работы:
  1. Чем тоньше ткань, тем тоньше игла. Но размер ушка должен быть таким, чтобы в него проходила выбранная нить.
  2. Нитей существует великое множество. Для подгибания ткани берут нитки, идентичные конкретной ткани. Для швейной отделки используют швейные нити. Чтобы скопировать рисунок, возьмите сметочные нитки такого цвета, чтобы они хорошо выделялись на данной ткани. Для декоративной вышивки применяют, например, х/б, шерстяные, окрашенные, бахромчатые нити, а также мерсеризованный шелк.
  3. Ткани для вышивки можно разделить на 2 группы: гладкие и счетные. К гладким относятся платьевые и мебельные ткани, например: атлас, шелк, бархат, шерстяные полотна. Счетные ткани помогают выполнить стежки идентичного размера с одинаковыми промежутками, так как имеют по вертикали и горизонтали равное количество нитей. Это облегчает подсчитывание нитей там, где требуется такая техника вышивания.
  4. Чтобы хорошо натянуть ткань, применяют рамки. Чаще всего для этого используют пяльцы для вышивания.

Перед вышиванием ткань необходимо проутюжить с изнанки, чтобы на готовом изделии не было перекашивания вышивки. Особенно это касается тонких полотен.


Перед вами - представители счетной ткани. Они используются при вышивании крестиком.


Ткань «Аида» создана таким образом, чтобы на ней были отчетливо видны квадраты, они позволяют с легкостью просчитывать нити, а небольшие отверстия в их углах помогают с легкостью вводить иглу. Льняное (или х/б) полотно, представленное на рисунке, имеет равномерное переплетение волокон, разреженную структуру, что облегчает подсчет нитей.

Как вы уже знаете, существует 2 основные типа вышивки - гладью и крестиком. Остановимся на первом. Это - классические варианты, но мастерицы освоили вышивание лентами, бисером, пайетками, такие работы также смотрятся изумительно.

Уроки вышивания гладью для начинающих

Эта техника позволяет украсить постельное белье, сумки, одежду, скатерти, создать удивительные картины. Вкратце технология вышивания данного вида состоит в переносе рисунка на полотно, обметки его очертаний и заполнения художества нитяными швами.

Вот несколько видов данного рукоделия:

  • Белая вышивка. Как понятно из названия, для узора используют только белые нити. Сначала делают контур вперед иголкой; затем, настил; после это вышиваются стежки.
  • Для атласной глади нужно делать маленькие стежки тонкими нитками. Каждый последующий стежок начинается от центра предшествующего ряда. В результате, на изнаночной стороне будет множество коротких дорожек из нитей, а на лицевой цельный гладкий узор.
  • В русской глади стежки прокладываются по горизонтали или по вертикали прямыми стежками. Между соседними оставляют промежуток в 2 нити, который зашивают, когда иголка двигается уже в обратном направлении.
  • Художественная вышивка представляет собой создание плоской косой глади без настила. Рукодельницы смешивают нити разных оттенков, чтобы сделать плавный переход цветов.
Познакомьтесь с некоторыми швами, которые будете использовать при выполнении техники вышивания гладью в дальнейшем.

  1. «Вперед иголкой». По контуру узора делайте равномерные стежки, длина которых равна расстоянию между двумя обрабатываемыми отрезками.
  2. «Назад иголкой» . С изнаночной стороны полотно протыкается иглой назад на длину, которая равна двум стежкам на лице, затем кончик иголки выводится на лицевую сторону, здесь делается 1 шов.
  3. При вышивании «петельного стежка» иголку направляют сверху вниз, делая вертикальные стежки. На лице нитка остается под иглой. При этом образуется петелька, напоминающая буквы «n» или «u».
  4. При создании «стебельчатого шва » иглу вынимают на лице полотна, чтобы она находилась в центре предыдущего стежка. На изнанку ее вводят наклонно. Вышивание гладью стебельчатым швом часто применяют для оформления листьев, стеблей, лепестков.
Для объемной вышивки используют двойные узоры, например:
  • длинный стежок вприкреп;
  • узкий валик;
  • пышечку;
  • стежок с настилом.


Бывают двойные узоры следующих типов:
  1. «Длинным стежком вприкреп» вышивают лепестки и листья. Сначала прокладывают стежки по длине листа, затем длинную нить закрепляют короткими стежками, чтобы полотно не просвечивалось.
  2. Для создания «узкого валика» сперва выполняют стежок «вперед иголкой», затем делают маленькие вертикальные стежки.
  3. «Пышечка». Сначала нужно вышить по дуге круга вперед иглой, после чего внутри круга, от его границ, выполняются горизонтальные стежки, а сверху - вышивают вертикальные. При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу.
  4. Для «стежка с настилом» сначала весь рисунок нужно прошить маленькими стежками вперед иголкой, а затем выполнить узор двусторонней гладью горизонтальными, вертикальными либо наклонными стежками.
Также для вышивания гладью используют одинарные узоры, такие как:
  • верхшов;
  • узелок;
  • петля вприкреп;
  • цепочка.


Отличаются они следующими особенностями:

  1. «Верхшов» - для него прокладываем стежки сверху вниз: с одного конца нужно сделать вертикальный стежок, вынуть иголку на лицевую сторону рядом с местом ее выхода. Затем - сделать стежок в обратную сторону, исходя из такого же принципа.
  2. Чтобы выполнить «узелок» , проткните с изнанки иглой ткань, выведите ее на лицо. Сделайте здесь несколько навивов близко друг к другу, придерживая их и одновременно вытягивая иголку на изнаночную сторону, чтобы образовался рельефный узелок.
  3. У вас получится «цепочка» , если будете накидывать нитку на иглу в виде петельки.
  4. «Петлей вприкреп» оформляют лепестки цветов. Выполняется данный узор, как цепочка, но маленьким вертикальным стежком, который нужно фиксировать в середине лепестка.


Вот о скольких стежках вы узнали. Теперь сможете включать их в свои работы. Давайте начнем практику с несложных узоров.

Техника вышивания цветов

Для этой творческой работы понадобятся:

  • рисунок;
  • белая ткань;
  • нитки разных цветов;
  • иголка;
  • пяльцы для вышивания;
  • ножницы.

Для того, чтобы вышить цветы, вам понадобится их схема. Вы можете изобразить этих представителей флоры сами или использовать копирку. Продаются и уже готовые терморисунки, которые приглаживаются к ткани утюгом.


Любым из представленных методов перенесите рисунок на полотно.


Начинаем вышивать с узкого кончика листика. Сперва покрываем стежками «вперед иголка», расположив их немного наклонно, одну сторону листа, а затем - вторую.


Маленькими короткими стежками вышейте стебель. Чашечку цветка оформите теми же зелеными нитями, швом «вперед иголка».


А вот сам цветок нужно вышить следующим образом. Для него нужно подобрать 3 похожих тона, например, телесный, розовый и красный. Сначала вышивайте телесным, затем розовым и в конце - красным, чтобы получить плавные переходы трех оттенков.


Вот какая красивая вышивка гладью у вас в результате получится.


Следующий мастер-класс научит вышивать цветок ирис. Если вы берете трикотажное полотно, тогда обязательно подложите на изнанку флизелин, чтобы он придал ткани нужную жесткость.

Лучше всего использовать мулине, но если вы уверены в своих навыках, можете взять шелковые нитки. Тогда рисунок получится еще более красивым и будет переливаться.

Перерисуйте ирис на ткань. Хорошо натяните полотно на пяльцы для вышивания.


Возьмите темно-сиреневую нить, ею вы зашьете каемку нижних лепестков. В подобных работах изнаночная и лицевая сторона должны быть выполнены аккуратно. Поэтому не нужно закреплять нить при помощи узелка. Сделаем это по-другому.

Проколите полотно иглой, выведите нить на лицо и оставьте тут небольшой хвостик. В процессе начала вышивания придерживайте его пальцем. Когда вы продолжите работу, этот кончик нитки закрепится стежками, которые вы будете выполнять далее. Вышиваем простой гладью, тогда изнанка и лицо будут выглядеть одинаково.

Сначала оформите края лепестка темно-сиреневой нитью. Делайте стежки наклонно, параллельно друг другу. Оставляйте между некоторыми промежутки, чтобы затем заполнить их более светлой нитью. При помощи нее же вышиваем внутри лепестка.


По такому же принципу выполните более крупные лепестки ириса.


Серединка цветка создается оранжевой нитью.


Внутренние части лепестков оформляйте при помощи светлой нити. Посмотрите на фото, что у вас получится.


Посмотрите на примере создания ствола дерева, как можно, используя всего 3 цвета, сделать вышивку наиболее реалистичной.

Для этого возьмите вот таки нити:

  • темно-коричневые;
  • светло-бежевые;
  • серо-коричневые.
Сделайте вдоль ствола несколько темно-коричневых стежков, при этом можно не следить за их ровностью.

Теперь между данными, вам нужно проложить светло-бежевые стежочки.


Оставшееся место на стволе вышейте серо-коричневыми нитками.


Используя технику вышивки путем смешивания нитей разного цвета, вы сможете создать вот такие живописные цветы.


Посмотрите, как для этого нужно оформлять цветок. Сначала перенесите его рисунок на ткань, разделив каждый лепесток пополам. Далее, начиная с заостренной части лепестка, вышейте сначала одну его половину, делая стежки под углом в 45°. Затем оформляется вторая половинка лепестка, а таким же образом - и весь цветок.


Вышивка гладью поможет создавать вот такие прекрасные картины. Для них полотно лучше сразу заключить в рамку, хорошо натянув его.


Помогут правильно осуществить вышивку схемы. На следующей показано, как сделать мак, опираясь на подсказку.


Если вы хотите, чтобы ваша вышивка гладью получилась живописной, тогда для создания цветов используйте следующие оттенки.


Из сюжетов, представленных в конце статьи, вы узнаете о тонкостях этого красивого старинного рукоделия:

Похожие публикации