Когда малыш может сидеть. Когда ребёнок начинает сидеть

Почти все дети могут самостоятельно сидеть в 8-месячном возрасте.

Один ребенок, начиная с 4 месяцев, активно стремится ползать, а потом сидеть, а другой, более спокойный, начинает сидеть к 8-ми месяцам.

Родителям важно не вмешиваться в процесс и не высаживать ребенка преждевременно. Медвежья услуга в будущем может обернуться сколиозом, деформированными тазовыми костями и болезнями позвоночника — нагрузка на неокрепшие кости во время сидения очень большая.

Следует не присаживать, а выкладывать карапуза на живот или спускать на пол, чтобы он мог учиться свободно ползать. Тогда мышцы спины будут развиваться динамичней, что поспособствует хорошей осанке и правильному сидению.

Этапы развития сидения

Педиатры различают несколько ступеней развития навыка сидения:

  • — малыш, полулежа на бедре, может играть, удерживая спину непродолжительное время;
  • — способен неуверенно сидеть, опираясь на ручки, и легко теряя равновесие, падать на бок. Сажать его можно на короткий промежуток времени для тренировки;
  • 7 месяцев — он сидит лучше, без поддержки и подушек, поворачивается в нужном направлении, не теряя равновесия. Из положения, лежа, опираясь на ручки, может самостоятельно садиться;
  • 8 месяцев — груднички отлично усаживаются из любого положения – лежа на спинке, животе или боку.

Если малыш начал уверенно сидеть в полгода – это нормально, если он начал сидеть в 8 месяцев – это тоже норма .

Пухлые крепыши садятся позже худых детишек, так как их масса тела сильней воздействует на неокрепший позвоночник.

Есть ли разница между мальчиком и девочкой

Люди старшего поколения уверены, что присаживать мальчиков можно рано, а девочек в 7-8 месяцев. Но независимо от пола, детей в возрасте до полугода усаживать запрещается . Девочки пытаются сесть раньше мальчиков, но уверенно могут сидеть немного позже. Если малышку высаживать раньше срока, в будущем это может вызвать заболевания женской половой системы и приведет к неправильному развитию тазовых костей. Если девочка самостоятельно села до полугода, это считается такой же нормой, как и для мальчика.

  • Важно:

Почему ребенок не начинает сидеть

Принуждать грудничка к сидению не рекомендуется. Когда его кости и мышцы окрепнут, он самостоятельно сможет садиться. Если кроха в 8 месяцев плохо сидит, то мамочке не следует волноваться и отчаянно пытаться его усаживать. Позвоночник окрепнет, он сам сядет. Лучше обучать его ползанию.

Но как быть, если ребенок не приобрел этот навык в 9-10 месяцев и даже не пытается этого сделать? В таких случаях необходимо обратиться к педиатру и неврологу. После осмотра они назначат лечение или посоветуют, как помочь сесть. , пытается ползать, но не сидит, врач порекомендует сделать специальный массаж и выполнять дома ряд упражнений, укрепляющих мышцы и обучающих сидению.

Несмотря на индивидуальное развитие детей, существуют определенные нормы, когда ребенок должен преодолеть очередную ступень своего психического и физического развития. Если 6-ти месячный кроха не держит голову () и не поднимается на ручках, лежа на животике, его нужно показать врачам. Своевременно принятые меры — гимнастика и массаж — помогут восстановить моторику, правильно развиваться и догнать упущенное время.

Как помочь ребенку начать сидеть

Основные методы обучения направлены на физическое развитие грудничка. Это массаж, плавание, гимнастика. Сообразительные родители прибегают к маленьким хитростям – над кроваткой вешают кольца, за которые цепкий малыш будет хвататься, пытаясь приподняться. При выкладывании ребенка на живот, можно положить перед ним яркую игрушку, к которой захочется ползти.

Сколько же нужно делать упражнений, чтобы помочь малышу полноценно и своевременно развиваться? Каждодневно грудничку делают массаж – легкие поглаживания вдоль ручек, ножек и спины. При этом он должен чувствовать себя комфортно и быть в приподнятом настроении. Для укрепления мышц спины можно записаться в бассейн совместного посещения с маленькими детками, который закреплен за поликлиникой. Если такого нет, можно заниматься в ванной.

Укрепляем мышцы спины

В 4 месяца педиатры советуют делать упражнения, чтобы грудничок вовремя сел.

Их проводят в удобном месте на твердой поверхности:

  1. Пресс. Ребенок, лежа на спине, хватается за мамины большие пальцы. Нельзя его резко усаживать, а дать возможность самому поработать и удержаться на полусогнутых ручках. Если он не желает держаться, можно осторожно подтянуть за ручки до полусидячего состояния. Подержать-отпустить.
  2. Самолетик. Малыша, который лежит на животе, приподнимают, поддерживая руками под грудь и под ножки, которые упираются об маму. Попа и спинка его напрягаются, голова приподнимается. В таком положении желательно продержаться несколько секунд.
  3. С 7 месяцев пробуют подтягивать не за обе ручки, а за одну, подставляя другую как опору. Тогда грудничок поймет, как можно самостоятельно садиться.

Упражнения для ребенка с 3 месяцев

Если ребенок не сел сам, то категорически запрещается:

  • усаживать его, обкладывая подушками, одеялами, мягкими игрушками;
  • возить в сидячей коляске со спинкой под прямым углом;
  • переносить его в «кенгуру» с мягкой спинкой в сидячем положении. Если это качественная модель, в ней предусмотрена специальная жесткая прокладка, обеспечивающая упор не на промежность. Носить детей в таких аксессуарах разрешено не больше 3 часов;
  • сажать на колени (только полулежа);
  • учить навыку сидения в горшке. Многие думают, что провалившись в него, ребеночек сможет продолжительно сидеть.

Когда малыш сидит, нужно смотреть на то, в каком положении находится голова, шея, ножки, поясница.

Если родители заметили:

  • голову, наклоненную назад;
  • разогнутую шею и верхнюю зону позвоночника;
  • согнутую поясницу и наклоненные вперед тазобедренные суставы;
  • раздвинутые и разведенные наружу ноги;
  • главный упор, приходящийся на бок.

то малыш сидит правильно. Если нет, его тело не готово к освоению нового навыка и занимая неправильную позу, он будет быстро уставать.

Каждый новый навык малыша – большая радость для его родителей. А уж такого достижения, как умение сидеть самостоятельно, все мамы ждут с огромным нетерпением. Ребенок, умеющий сидеть, смотрит на мир «под другим углом»: его уже можно усадить в стульчик для кормления, сидячую коляску, да и к тому же, детям очень нравится новое положение – сидя, они начинают играть сами. Но, к сожалению или к счастью, узнать заранее, во сколько месяцев сядет ваш ребенок, невозможно. Рассмотрим основные вопросы о нормах и сроках, тревожащие мам.

Когда ребенок начинает садиться самостоятельно?

Все дети очень разные, и теоретически каждый из нас об этом знает. Тем не менее, мамы всегда волнуются, насколько соответствует нормативам развитие их ребенка, а советы бабушек и подруг часто выбивают из колеи. «Ему полгода, а он не сидит сам? – Начинай присаживать!», «Девочкам нельзя сидеть до 8-9 месяцев!» и тому подобные реплики могут вызывать у мамы нешуточную тревогу. Стоит ли принимать такие слова на веру?

Даже у некоторых современных родителей в фотоальбомах можно увидеть фотографии симпатичных карапузов, сидящих в подушках. Педиатры и ортопеды в один голос твердят: «Не нужно этого делать!», но, к сожалению, не все к ним прислушиваются.

Чем старше становится ребенок, тем более индивидуальными темпами идет его развитие. За навык самостоятельного сидения ответственна не только нервная система , но и степень зрелости костного и мышечного аппарата . Поэтому ответить, во сколько месяцев ребенок начнет садиться и сидеть сам, нельзя. А уж тем более нет такого понятия – «должен сидеть». Вы же не думаете, что кроха всегда будет просто лежать на животике?

Средний рубеж для приобретения навыка сидения – 6 месяцев. Точнее сказать, к полугоду у большинства детей позвоночник становится достаточно крепким, чтобы совершить попытку сесть самостоятельно. При этом многие малыши садятся сами только к 8 месяцам, и это является абсолютной нормой!

Согласно нормам отечественных педиатров, ребенок садится самостоятельно в 5-8 месяцев – на такие цифры и стоит ориентироваться мамам, ожидающим нового умения малыша. При этом стоит учитывать, что ребенок сперва будет сидеть очень неустойчиво и заваливаться на бочок или даже на спинку. Уверенно сидит малыш обычно к 8-9 месяцам .

Садятся дети обычно так: они заваливаются на бочок и, опираясь на одну руку, высвобождают другую. Ноги при этом располагаются в форме буквы V.

Когда садятся девочки, а когда мальчики?

Больше всего разногласий на тему самостоятельного сидения и присаживания вызывает разница между мальчиками и девочками.

Если говорить о самом навыке, в среднем, девочки обычно садятся немного позже, чем мальчики. Однако попытки сесть у девочек обычно возникают чуть раньше.

Что касается присаживания, независимо от пола ребенка, дождитесь, когда он сядет сам. Это очень важно для правильного развития его позвоночника.

Ребенок 3, 4 или 5 месяцев хочет сидеть или сидит

Многие мамы быстро развивающихся детей терзаются сомнениями: «Когда ребенку можно сидеть?», потому что видят стремление своих крох подтянуться за ручки и принять сидячее положение. Если ваш малыш в возрасте 3-4 месяцев подтягивается, когда вы держите его за ручки или когда он лежит в чуть наклоненном вперед положении (например, у вас на руках или в шезлонге), – это отнюдь не говорит о его желании сесть или готовности организма к самостоятельному сидению. Такие «попытки» свидетельствуют о нормальном развитии и хорошем тонусе мышц ребенка. Наберитесь терпения, скоро кроха натренируется и сядет сам, тогда вопросов у вас наверняка не возникнет.

Некоторые дети действительно в 5 месяцев могут садиться сами, и в этом нет ничего страшного. Но это касается именно самостоятельного усаживания, а не «мы его посадили, и он сидит, как замечательно!». Облегчив себе жизнь, вы рискуете здоровьем неокрепшего позвоночника вашего ребенка.

Ребенок 6, 7, 8 месяцев не сидит сам или плохо сидит

Надо ли учить сидеть? Скорее нет, чем да. Другой вопрос, что развитию малыша можно помочь с помощью массажа, гимнастики и простых игр, стимулирующих навык сидения.

Ребенок 9, 10 месяцев не сидит

Если ваш малыш к 9 или даже 10 месяцам не сидит и не пытается сесть самостоятельно, это, как вы понимаете, не очень хорошо. В таком случае обязательно необходима консультация педиатра или невролога, которые подскажут вам, как действовать в такой ситуации и как помочь ребенку сесть.

Если же ребенок умеет переворачиваться, пытается ползать, но пока не сидит, скорее всего, вам порекомендуют провести с крохой курс специального массажа и выполнять ряд упражнений для обучения сидению.

Как научить ребенка сидеть самостоятельно? Упражнения для обучения малыша

Основные способы, чтобы помочь ребенку поскорее сесть, это меры, направленные на его общее физическое развитие:

  • Массаж – о его пользе знают все мамы;
  • Плавание, во время которого у крохи тренируются все мышцы;
  • Простые приемы гимнастики, включающие в себя сгибание и разгибание ручек и ножек.

Упражнения, помогающие научить ребенка садиться:

  1. Протяните руки к малышу, лежащему на спине на твердой поверхности; кроха за них ухватится. Осторожно потяните его к себе. Начинать можно примерно с 3 месяцев, когда ребенок уже хорошо держит голову. Понемногу увеличивайте угол подъема и время, в течение которого вы придерживаете малыша. Это упражнение способствует развитию мышц его брюшного пресса.
  2. Примерно с возраста 7 месяцев можно придерживать ребенка не за две руки, а за одну при подтягивании к себе. Другую его руку подставьте как опору. Это поможет малышу понять, как сесть самостоятельно.
  3. Покачивайте кроху на фитболе, сгибая и разгибая поочередно его ножки.
  4. Покажите ребенку, как вставать на четвереньки и покачиваться вперед-назад.
  5. Когда вы кладете игрушку рядом с ребенком, пусть она будет находиться от него на небольшом расстоянии, чтобы попытка ее достать сопровождалась усилиями со стороны крохи. Это способствует развитию мышц и, соответственно, ускорению самостоятельного сидения.

Не торопите время! Организм каждого малыша развивается в собственном темпе. Если вы видите, что его умения совершенствуются с каждым днем, наверняка ваши переживания напрасны. Независимо от того, рано ваш ребенок сядет или попозже, чем у других, через какое-то время вы и думать забудете о том, как тревожила вас эта веха развития. Здоровья вашим детям!

Фото из фотобанка Лори

Каждый малыш индивидуален, и в каком возрасте ребенок начинает сидеть, решает только он сам. Но только в том случае, если малыш здоров. Одни детки очень активные и начинают сидеть гораздо раньше установленных норм, другие - немного позже. Не стоит спешить, ориентируясь на малышей соседских мамочек, если ваш кроха не умеет сидеть в полгода, как их детки. Возможно, вашему ребенку нужно немного больше времени. И это абсолютная норма.

Когда происходят первые попытки

Во сколько ребенок начинает сидеть? Самостоятельно приобретенный навык, когда малыш научится садиться, практически все родители ожидают с нетерпением. Если кроха уже умеет переворачиваться и уверенно держит голову, это свидетельствует о том, что в скором времени малыш научится сидеть.

Конечно, многие родители стараются поторопить данный момент и начинают усаживать ребенка без этого обретенного навыка. У такого метода существуют как противники, так и сторонники. Независимо от того, во сколько ребенок начал сидеть, он это сделал, когда был готов.

Если родители спешат по каким-то своим личным убеждениям, то в первую очередь необходимо убедиться, что мышцы шеи достаточно окрепли и можно подвергать кроху безопасному обучению. Обычно развитие данной мышечной группы достигает пика к 4-месячному возрасту ребенка, но убедиться, что малыш уверенно умеет держать голову, следует обязательно.

Единственное, что может мешать крохе садиться самостоятельно, это отсутствие равновесия. Как только малыш сможет держать его самостоятельно, опираясь на ручки, то сможет и сесть. Вы можете только помогать, но не заставлять кроху выполнять действия, которые по установленным нормам ему пора делать.

Во сколько ребенок должен уметь сидеть

Во сколько ребенок начинает сидеть? В возрасте 8 месяцев уже все детки умеют сидеть. У разных малышей умение находиться в положении сидя появляется в разный возрастной период. Средние границы нормы варьируются от 4 до 7 месяцев. Соответственно, практические все здоровые детки к 8 месяцам сидят самостоятельно.

Каждый ребенок развивается индивидуально, рассмотрим основные этапы, которые проходит кроха перед тем, как освоить навык сидения:

  1. Когда ребенок начинает сидеть при помощи родителей в возрасте полугода, опираясь на две или одну руку, можно начинать выполнение упражнения. Нужно подтягивать ребенка аккуратно за пальчики рук до положения сидя. Но делать такую гимнастику можно не более 2 минут в день.
  2. В 7 месяцев многие детки уже успешно садятся из положения лежа на животе. Карапуз уже уверенно держится на попе и не опирается на ручки. Более того, может поворачиваться в стороны.
  3. В 8 месяцев практически все детки освоили позу сидения. Причем присаживаются уверенно из положения на спине, боку и с живота.

Мамам, чьи детки сели в 6 месяцев и раньше, следует учитывать, что на сидячее положение ребенка в течение дня не должно отводиться более 1 часа времени. Понятное дело, что с ребенком заниматься необходимо, но перегружать его не надо.

Разница между полами

Существует огромное количество мифов по этому поводу. Одни говорят, что мальчики начинают садиться раньше, потому что они крепче девчонок. Другие, напротив, придерживаются мнения о том, что женский пол быстрее развивается, поэтому малышки быстрее осваивают навык самостоятельного сидения.

Во сколько дети начинают сидеть? Мальчики и девочки не развивают свои навыки в зависимости от пола. Большинство малышей начинают самостоятельно садиться к 6-7 месяцам.

Существует миф о том, что раннее высаживание вредно до определенного возраста. Если вы понимаете приблизительно, когда малыш садится, ближе к этому периоду начинайте простые упражнения.

Во сколько дети начинают сидеть? Девочки в обучении этому навыку ничем не отличаются от мальчиков. Некоторые считают, что, если начать ранее несвоевременное обучение, малышки получают в результате загиб матки. Это недостоверная информация, основанная на непроверенных фактах. Но высаживать кроху можно, только когда мышечный корсет окрепнет.

Как научить кроху сидеть

Каждый родитель любит похвастаться тем, во сколько ребенок начал сидеть, и некоторые стремятся как можно быстрее получить результат от своих детей. Все действия, которые направлены на обучение малыша новым навыкам, должны быть исключительно дополняющими, то есть нельзя заставлять ребенка делать то, что он самостоятельно осуществлять еще не может.

Понять, может ли ваш малыш садиться, можно следующим образом: протяните пальцы руки к малышу, который лежит на спине, и если он ухватится и самостоятельно подтянется до положения сидя, то можно делать такие упражнения ежедневно.

Разрешается поднимать спинку коляски на уровне положения сидя на 30-40 минут в день, чтобы кроха учился удерживать равновесие.

Обучение чему-либо для ребенка должно происходить весело, с яркими игрушками и погремушками. Развесьте на кроватке над головой ребенка забавные мобили, которые будут звенеть, шуршать, крутиться и сопровождаться различными мелодиями. Малышу настолько станет интересна игрушка, что он изо всех сил будет тянуться, чтобы ее потрогать, одновременно укрепляя свои мышцы и готовясь к освоению новых физических навыков. По такому же принципу работают развивающие коврики.

Почему сажать рано опасно

Малыш, который рано начинает садиться, получает огромную нагрузку на неокрепший позвоночник. К сожалению, в будущем такая спешка может привести к искривлению позвоночника, сколиозу или деформированию костей таза. Поэтому, если вам не терпится, чтобы кроха освоил что-то новенькое, лучше выкладывайте его на животик и пусть обучается ползать.

  • не используйте прогулочную коляску, если спинка не опускается ниже 45 градусов;
  • не сажайте маленького ребенка к себе на колени;
  • избегайте переносок «кенгуру»;
  • лучше, если упражнениями на укрепление мышечного корсета будет заниматься специалист.

Правильная поза

Если вы решили обучать малыша положению сидя, то следуйте важным рекомендациям по правильному положению тела:

  1. Голова должна быть наклонена немного вперед.
  2. Шея разогнута.
  3. Верхняя часть позвоночника находится в прямом положении.
  4. Ручки крохи расположены спереди и опираются о пол, кроватку и т. д.
  5. Поясница находится в согнутом положении.
  6. Таз согнут и слегка наклонен вперед.
  7. Ножки разведены и вывернуты в наружное положение. Малыш опирается на наружную поверхность ног.

Такая позиция убережет кроху от травм и обучит удерживать равновесие.

Когда начинать беспокоиться

Каждый родитель, несмотря на утверждение о том, что каждый малыш индивидуален и по-своему развивается, все равно должен ориентироваться на общепринятые нормы. Сильное отставание от сверстников - это повод для беспокойства, и чем раньше начать заниматься решением возникшей проблемы, тем быстрее можно увидеть результат.

Если кроха к полугоду не научился держать головку и подниматься, опираясь на ручки, то маме необходимо проконсультироваться со специалистами и показать ребенка педиатру. Это базовое умение, от которого зависит дальнейшее физическое развитие малыша, поэтому оставлять без внимания такой момент нельзя.

Не забывайте и о том, что недоношенным деткам свойственно немного отставать от сверстников. А у здоровых и очень активных деток может происходить опережение в освоении навыков на 1-1,5 месяца. Оба варианта являются нормой, и паниковать по вышеперечисленным поводам не следует.

Обучаем

На практике можно встретить случаи, когда нормы, связанные с тем, в каком возрасте ребенок начинает сидеть, пройдены, а кроха до сих пор этого не умеет. Зачастую такая особенность возникает из-за недостаточного физического развития. Родители не делают гимнастику с малышом. В таких ситуациях на помощь приходит лечебная физкультура.

Не прибегайте к помощи подушек, лучше усаживайте кроху под углом 45 градусов на свои колени. Совмещайте такие упражнения с легкой гимнастикой и массажем для ребенка.

Когда ребенок начинает сидеть, не усаживайте его на руки, ни в коем случае не возите в коляске и не носите в переносках с углом 45 градусов. Такие манипуляции могут негативно отразиться на осанке ребенка в будущем.

Педиатры и детские ортопеды не рекомендуют родителям использовать ходунки или прыгунки. Такие приспособления не научат кроху самостоятельно ходить или сидеть, а только обеспечат комфорт и, по факту, все сделают за ребенка. А малыш, который постоянно ощущал опору, попросту будет бояться передвигаться без помощи взрослого.

Укрепляем спину

Большинство молодых мам часто ищут ответ на вопрос о том, когда ребенок начинает сидеть. Родители могут помочь своему малышу различными способами. Одним из популярных методов является игрушка, с помощью которой малыша можно побудить к действию - приподнимать головку и стараться сесть.

Перед лежащим на животике малыше следует положить в углу игрушку, и малыш старательно будет подниматься, чтобы попытаться рассмотреть ее, тем самым тренируя навык поднятия головки.

А концентрируя внимание и рассматривая игрушку, малыш тренирует равновесие. Очень важно в момент обучения обезопасить малыша от возможного падения. Лучше, если родители всегда будут находиться рядом и присматривать за крохой.

Ежедневные тренировки

Если малыш абсолютно здоров, то родители могут заниматься ежедневным комплексом упражнений для малютки:

  1. Малыш лежит на спине, а родитель берет его за ручки и помогает приподниматься. Для начала хватит 4 повторений.
  2. Кроха лежит на животике, а мама или папа одной рукой приподнимают его за область грудной клетки, а второй за ножки. Голова ребенка приподнята, а тело напряжено.
  3. Упражнения на фитболе помогают малютке развивать равновесие и укреплять мышечный корсет.
  4. Манеж позволяет малышу ухватиться за сетку или специально установленные поручни и самостоятельно тренировать новые навыки.
  5. Усаживаем кроху на твердую поверхность, одной рукой удерживаем ножки, второй берем за ладошку и аккуратно раскачиваем в разные стороны.

Отвечая на вопрос о том, когда ребенок начинает сидеть, можно уверить каждого родителя в том, что у каждого малыша данный период протекает индивидуально. Конечно, не стоит упускать из внимания общепринятые нормы. Если у малыша все хорошо, то в скором времени он сядет самостоятельно без помощи взрослых.

Конечно, вы можете помогать крохе осваивать новые умения, заниматься гимнастикой и всесторонним развитием. Но не стоит перегружать ребенка лишними занятиями.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

В первые месяцы жизни крохи родители, особенно «начинающие», с трепетом наблюдают за его развитием и радуются каждому новому навыку – улыбке, переворотам со спинки на живот и обратно, осмысленному «знакомству» с ручками и ножками.

Всему свое время

И вот ближе к полугоду они со все возрастающим нетерпением ждут – когда же наконец малыш перестанет созерцать мир «снизу вверх», а сможет «расширить горизонты» своих впечатлений, научившись сидеть?

Они тревожатся, слушая рассказы, как «соседская девочка села сама в пять месяцев» и переживают, не отстает ли их ребенок от ровесников . Другие рассуждают, не пора ли усадить его, обложив подушками для устойчивости, как это часто делали бабушки?

Раньше считалось, что пятимесячного ребенка нужно потихоньку подсаживать к опоре, чтобы тренировать его мышцы, а если ребенок не начинал садиться сам, уже достигнув семимесячного возраста, это относили к разряду отставаний в физическом развитии.

Но сейчас педиатры настаивают на точке зрения, отрицающей существование единой и универсальной нормы для всех грудных детей. Правда в том, что темпы развития каждого крохи абсолютно индивидуальны и связаны с его:

  • физиологией,
  • наследственностью,
  • активностью,
  • уникальным темпераментом,
  • другими факторами.

Навязывать ребенку насильно физические навыки, к которым его организм еще не готов, совершенно не стоит. Позвоночник, мышцы и связки крохи должны «созреть» и стать достаточно крепкими.

Сидение по сути – не самая физиологичная поза, она создает ощутимую нагрузку на позвоночник, связки, суставы и тазовые кости. Новый возрастной ориентир для нормального освоения крохой устойчивого положения «сидя» – 8-9 месяцев.

Бережем осанку с детства

Позвоночник новорожденного малыша вначале лишен физиологических изгибов, которые формируются постепенно:

  • шейный (дает возможность крохе в 2-3 месяца уверенно ),
  • грудной (в 4-5 месяцев малыш приподнимается на руках и переворачивается, ),
  • поясничный (в 7-8 месяцев ребенок поднимается на ножки и держась за опору делает попытки вертикально передвигаться).

Очень важно для правильной осанки формирование и развитие «мышечного корсета», которое также происходит постепенно.

Если вопреки природе усадить 4-5-месячного малыша, он быстро потеряет равновесие, плечики его перекосятся, а спинка скруглится. Все эти признаки говорят о том, что сажать такого кроху еще рано, в противном случае, подрастая, ребенок может получить серьезные проблемы с позвоночником, тазобедренными суставами и внутренними органами.

Вставать и ползать раньше, чем сидеть

Родителям не стоит торопить события: их задача – наблюдать за ребенком и, если нужно, помочь ему

Каждый ребенок имеет право на свой уникальный процесс развития. И наши умные и необычные малыши постоянно напоминают нам об этом.

Поэтому не переживайте, если ваш ребенок ползать и вставать на ножки научится раньше, чем садиться из положения лежа.

И это тоже физиологически правильно, ребенок интуитивно чувствует, к чему он уже готов и что ему удобнее и нужнее на данном этапе.

В этом малыши мудрее нас.

А наша родительская задача – наблюдать, чувствовать и помогать при необходимости, но отнюдь не мешать и не навязывать крохе «обязательные» и «зачетные» двигательные стереотипы.

Ведь для ребенка со слабыми мышцами живота и более сильными – шеи, спины, рук и ног научиться садиться из положения стоя или ползания гораздо проще, и он мудро выбирает именно такой путь. Придет время – и он освоит другие решения этой задачи, только не стоит его торопить.

Кто раньше – мальчики или девочки?

Существует популярная точка зрения о том, что девочки якобы проходят все стадии грудничкового развития несколько быстрее, чем мальчики – раньше переворачиваются, садятся, учатся ползать.

У этого мнения столько же подтверждений, сколько и опровержений, так как на практике ничуть не меньше мальчиков довольно рано овладевают всеми этими навыками.

Главную роль в таком развитии, несомненно, играет не пол, а степень двигательной активности .

Вот лишний вес крохи может слегка притормозить процесс обучения , так как «пухляшкам» в отличие от их более «мелких» сверстников обычно в силу конституции двигательные навыки даются несколько сложнее.

Опережая события

Бывает и наоборот. Некоторые «акселераты» и «спортсмены» действительно садятся сами уже в пять месяцев. И не пытайтесь их удерживать и укладывать обратно – они лучше вас знают, что уже пора менять «точку зрения» на окружающий мир.

Если ваш малыш рано начал садиться, обеспечьте поддержку его мышцам

Садятся – значит, могут себе позволить, потому что чувствуют свою полную физическую готовность к сидению и абсолютную необходимость этой новой позы для своего развития.

Примите это как радостную данность и старайтесь на первых порах обеспечить крепнущим на глазах мышцам малыша поддержку, сажая чадо почаще к себе на колени и прислоняя спинкой к своему животу.

Если вы твердо решили, что вашему ребенку необходимо «пробежать» дистанцию развития младенческого этапа спринтерскими темпами, вы безусловно можете этого добиться, терпеливо и настойчиво следуя следующим простым советам.

① Волшебные прикосновения

С первых месяцев жизни крохи уделяйте большое внимание массажу. Помимо регулярных курсов обязательного профессионального дарите ребенку ежедневный родительский.

Поглаживайте, растирайте, позже – слегка пощипывайте и похлопывайте (если нет противопоказаний), посылая тепло своих рук пальчикам, ручкам, ножкам, спинке и животику малыша. Такое взаимодействие активизирует все обменные процессы в организме крохи и обязательно сделает его мышцы крепкими и готовыми к новым нагрузкам.

② Фитнес для младенцев

Физические упражнения в сочетании с массажем и водными процедурами способствуют укреплению мышц малыша, а значит новые навыки он будет осваивать быстрее

Гимнастика поможет сделать ребенка более сильным и гибким. Не жалейте времени и сил на физические занятия с малышом.

Существуют специальные комплексы упражнений для детей, начиная с месячного возраста, которые доставляют малышам удовольствие и укрепляют их, побуждая к двигательной активности.

Очень полезны , которые тренируют мышцы, отвечающие за поддержание тела в балансе и играющие важную роль при сидении.

С 5-месячного возраста можно делать специальное упражнение, приучающее кроху переходить в положение сидя – за обе ручки, а впоследствии и за одну притягивать малыша к себе, «подсаживая» на несколько секунд. Главное – следить, чтобы не оставлять еще не окрепшего малыша в таком положении слишком долго.

Через некоторое время кроха научится сам подтягиваться, держась за ваши пальцы, а впоследствии использует эти навыки и станет присаживаться, используя в качестве опоры, например, прутья кроватки.

Еще одно упражнение, тренирующее «нужные» для сидения мышцы – перевороты со спины на живот и обратно, которые также необходимо включать в гимнастические комплексы.

Может нанести непоправимый урон здоровью вашего малыша. Но снизить риск кислородного голодания и тяжесть последствий от него возможно.

У детей эффективно помогает избежать хирургического вмешательства при 1-2 степени заболевания.

Вас настораживает частая икота малыша, и вы не знаете, как с ней справиться? об основных причинах, а также о самых простых способах избавления от нее.

Гиперактивный ребенок требует особого отношения к нему. Предлагаем ознакомиться коррекции поведения таких детей.

③ Поплаваем

Занятия с крохой в ванной и бассейне, обучение его плаванию доказано ускоряют развитие и созревание опорно-двигательной системы малыша.

Двигаясь в воде, преодолевая силу ее сопротивления и удерживая баланс, кроха получает еще и отличный эффект массажа, нормализующий мышечный тонус. При этом его позвоночник избегает перегрузок и находится в физиологически правильном положении.

Детки, получившие «водное» воспитание, быстрее осваивают важные двигательные навыки, чем их «сухопутные» сверстники, поэтому садиться самостоятельно также начинают раньше.

Ожидая, когда же ребенок начнет сидеть самостоятельно, соблюдаем следующие принципы

  1. Регулярно занимаемся с крохой массажем и гимнастикой.
  2. По возможности учим его плавать.
  3. Ждем, когда кроха сядет сам – не паникуем и не сравниваем его со сверстниками, не торопим события и не тормозим их, искусственно приближая к условным нормам.
  4. Помним, что у каждого ребенка – свои индивидуальные сроки и темпы развития и свои методы овладения двигательными навыками, поэтому действуем, наблюдая, поддерживая и радуясь новым успехам малыша.

Послушайте мнение доктора о том, когда должен ребенок сесть, нужно ли ему помогать и как правильно это делать.

Похожие публикации