Программа «Здоровье». Физическое воспитание мальчиков и девочек

Жанна Филиппова
Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам на занятиях по физической культуре

«Мальчика и девочку ни в коем случае

нельзя воспитывать одинаково. Они

по разному смотрят и видят, слушают

и слышат, по разному говорят и молчат,

чувствуют и переживают.

Мальчик и девочка это два разных мира »

Еремеева В. Д

Хризман Т. П

Сегодня наиболее актуальным, с одной стороны и наименее разработанным с другой является учет пола ребенка на физкультурных занятиях . Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.

Традиционная система физического воспитания не предполагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек . Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек и большинство ДОУ как и все дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку . И фактически ни одно методическое пособие для инструкторов по физической культуре детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек .

В тоже время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре , проводимых раздельно для девочек и мальчиков . Эти данные были получены в ходе экспериментов. Однако здесь имеются свои плюсы и минусы. Раздельное проведение занятий лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а педагога – возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, я считаю, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании , обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. Я уверена в необходимости совместных занятий и игр мальчиков и девочек , но не для того чтобы быть одинаковыми, а как раз для того, чтобы быть разными.

Организация физкультурно -оздоровительной работы в дошкольном учреждении с детьми разного пола имеет свои особенности.

В младшем школьном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представители. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны

Быть наполнены слова «мальчик » и «девочка » . На физкультурных занятиях я акцентирую внимание детей на принадлежность их к определенному полу.

С четырех лет формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. Разделение на мальчиков и девочек , и осознание себя представителями определенного пола, основывается на восприятии анатомических половых различий. На физкультурных занятиях с этого возраста я разделяю роли в установке и уборке физкультурного оборудования .

В старшем дошкольном возрасте я организовываю физкультурные занятия мальчиков и девочек следующим образом : два занятия в неделю проводим вместе и одно занятие в месяц раздельно .

Учет половых особенностей дошкольников, в процессе занятий физическими упражнениями , ведется в нескольких направлениях : подбор упражнений, нормирование физической нагрузки , методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие детей в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей, взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений , требования к качеству выполнения заданий, расстановка и уборка снарядов.

Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий .

1. На занятиях . Которые я провожу раздельно для мальчиков и девочек , я планирую, изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание, и упражнения, вызывающие интерес у данной группы детей (например, для мальчиков- футбол , хоккей, для девочек – упражнения с лентой).Сюжетные занятия и использование большой тематической игры, имеют ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся.

2. На занятиях которые проводятся совместно, часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия . Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности :

В подготовительной и заключительной части занятий , дети выполняют упражнения все вмести, а в основной части они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

На протяжении всего занятия , дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений имеет разные варианты использования для мальчиков и девочек . В этом варианте организации занятий , для того чтобы не снижать моторную плотность, я использую карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек .

При подборе упражнений для комплексов ритмической гимнастики я учитываю характер движений мальчиков и девочек . Музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений мы подбираем разные для девочек и мальчиков . Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.

Нормирование физической нагрузки в большей степени основываю на индивидуальных особенностях детей : состоянии здоровья, физической подготовленности , типе конституции.

Методика обучения сложным двигательным движениям.

Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко , в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большого времени для овладения ими, например, метание на дальность и в цель : при обучении следует помнить, что девочки быстро запоминают исходное положение и технику выполнения, но им часто не хватает силы на бросок. Мальчики выполняют сильный замах, но забывают про исходное положение при метании. Поэтому нужно обращать особое внимание на мальчиков , как они технически выполняют бросок, а девочек побуждать прилагать максимальные усилия при броске .

И наоборот, есть ряд упражнений, которые девочки усваиваются легче , быстрее, чем мальчиками . Например, прыжки на скакалке. Я использую следующий прием : ставлю в пару к мальчику , которому с трудом дается это упражнение, девочку , которая владеет хорошо прыжками через скакалку. Работа в паре улучшает освоение этого вида движения.

Двигательные предпочтения детей. Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Ленты, скакалки, обручи – предметы девочек . Я стараюсь не подавлять стремление детей заниматься определенной деятельностью (если она конечно не вредит здоровью)

Требование к качеству выполнения заданий. Девочкам и мальчикам я предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений : четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий (для мальчиков ) ;

пластичность, выразительность, грациозность для девочек . Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными.

Участие детей в играх и соревнованиях. Для совместных занятий я подбираю игры , эстафеты нейтрального содержания, интересные для девочек и для мальчиков .

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей. Следует заметить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Именно на них я обращаю больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики , как правило, либо сами находят развлечения большой двигательной активности, либо присоединяются к организованной двигательной деятельности.

Достижения.

1. Разработана серия занятий для совместных и подгрупповых форм работы.

2. Разработанные формы работы с детьми разного пола позволили повысить эффективность процесса физического и полового воспитания, формировать ценные нравственные качества и правильное взаимоотношение между разнополыми детьми.

3 В результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учетом пола ребенка нам удается воспитывать здоровое физически подготовленное подрастающее поколение.

Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Неблагоприятные природно-климатические условия характерные для города Новый Уренгой: ярко выраженная недостаточность солнечной радиации; резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления создают дискомфортные условия для жизни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие. Учитывая эти особенности, вот уже на протяжении нескольких лет, я использую рекомендации региональной программы “Север”, которая помогает дошкольникам сохранить и укрепить здоровье, а также предупредить невротическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма. Этому способствует правильная организация двигательной активности детей, которая сочетается с другими формами образовательной работы.

Наряду с этим, в нашем дошкольном учреждении осуществляется дифференцированный подход к физическому воспитанию детей в зависимости от пола.

Система физического воспитания в ДОУ строится на следующих принципах (В.А. Шишкина, Н.В.Мащенко):

  1. Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановке и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;
  2. Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка;
  3. Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т.д.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое обеспечивает высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей.

При разработке плана я учитывала:

  1. Особенности природно-климатических условий Крайнего Севера;
  2. Рекомендации региональной программы “Север” (восемь изменяющихся сезонных периодов);
  3. Психофизиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста;
  4. Особенности двигательной активности детей с учетом пола ребенка.

Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., организуя процесс физического воспитания детей, я не могла не учитывать их половые особенности.

С помощью систематических наблюдений, анализа, сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми разного возраста, изменялась программа движений, которую диктовали сами дети, как бы “подсказывая”, в чем нужна им помощь для продолжения развития их природных двигательных задатков, в том числе и психофизиологических особенностей.

Начиная знакомить детей со всеми движениями с трехлетнего возраста, я убедилась, что к шести – семи годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Моя задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить.

С этой целью было проведено исследование: провели опрос педагогов, анкетирование родителей, а также изучили количественный состав мальчиков и девочек в группах нашего дошкольного учреждения. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. В связи с этим я организую физкультурные занятия мальчиков и девочек следующим образом:

  • Совместные занятия, на которых дети занимаются по единой программе. Учитывается характер движений и физическая нагрузка.
  • Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).
  • Занятия проводятся отдельно.

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Каждое физкультурное занятие несет в себе определенную “оздоровительную дозу” в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно называть оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует запрограммировать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста и пола детей, их здоровья, физической подготовленности.

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет мне, организующему их деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Я убеждена, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом пола ребёнка нам удаётся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.

с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка (девочки)

Задачи:

  • Развивать у детей ловкость, гибкость и чувство ритма.
  • Воспитывать организованность, интерес к спорту.

Спортивный инвентарь: скакалки, маты, дорожки, мячи, фишки, аудио-магнитофон, кассета с записью мелодии “Цыганочка”.

Ход занятия:

Вводная часть:

Ходьба с разным положением стоп;

Ходьба обычная, змейкой, в полуприседе, приставным шагом, скрестным шагом;

Бег обычный, с изменением скорости, подскоки, галоп; 2-3 мин.

Ходьба обычная с восстановлением дыхания

Дыхательное упражнение “Лес шумит”: И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – вдох. В и.п. – выдох. Наклон влево – вдох. В и.п. – выдох.

Основная часть

а) общеразвивающие упражнения (элементы ритмической гимнастики)

Звучит народный танец “Цыганочка”

“Зеркало”. И.п.: - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и.п. 8 раз

“Движения плечами”. И.п. о.с., руки внизу, ладони слегка прижаты к бедрам. 1 – поднять правое плечо; 2 – и.п. 3-4 то же левым плечом 4 раза

“Фонарики”. И.п. – о.с., руки согнуты в локтях предплечьями вверх. 1 – отвести назад правую ногу, согнутую в колене, одновременно вращая кистями. 2 – и.п. 3-4 – то же левой ногой. 4 раза

“Самоварчик”. И.п. – то же. 1 – хлопнуть в ладоши над головой; 2 – ударить правой рукой по пятке правой ноги, согнутой в колене и отведенной назад - в сторону; 3-4 – то же влево. 4 раза

“Наклоны”. И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – отставить правую ногу в сторону на носок, наклониться вправо, левую руку закруглить над головой; 2 – и.п.; 3-4 то же влево. 4 раза

“Веер”. И.п. – о.с., обе руки влево - вниз. 1 – мах вперед правой ногой, обе руки вправо; 2 – и.п.; 3 – мах вперед левой ногой, обе руки влево; 4 – и.п. 8 раз

“Раскрытие”. И.п. – о.с., руки внизу. 1 – шаг в право, руки в стороны; 2 – обнять левую ногу, согнутую в колене, голову опустить; 3-4 – то же влево. 8 раз

“Перепляс”. И.п. – о.с., руки на поясе. Поочередно резким движением ставить ноги на носок. 8 раз

Поочередно сгибать голени назад. 8 раз

б) основные виды движений

Прыжки со скакалкой с продвижением вперед, (в парах);

Акробат. упр. “Березка”. И.п. – сидя, ноги согнуты, руками обхватить колени. 1-2 – перекат назад; 3-6 – упираясь руками в поясницу, распрямить ноги вверх; 7-8 – и.п.

Игра “Школа мяча”.

Заключительная часть.

Полоса препятствий. Дети делятся на две команды. Прыжки с мячом между ног до фишки. Обратный путь – отбивание мяча с продвижением вперед.

План – конспект занятия по физкультуре

с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка (мальчики)

Задачи:

  • Развивать у детей ловкость и гибкость.
  • Совершенствовать овладение приемами игры с мячом.
  • Воспитывать организованность, интерес к игре в футбол.

Спортивный инвентарь: гимнастические скамейки, мячи, маты

Ход занятия

Вводная часть.

Ходьба с разным положением стоп, с изменением направления, врассыпную, с остановкой по сигналу, с поворотами на углах, выпады вперед;

Бег обычный, в среднем темпе, с изменением скорости, змейкой; 2-3 мин.

Ходьба обычная с восстановлением дыхания.

Дыхательное упр. “Лесоруб” И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху, за головой. Пальцы сцеплены. Вдохнуть, быстро наклониться вперед, округлив спину. Мах руками между ног. Громкий мощный выдох. Плавно вернуться в и.п.

Основная часть

а) общеразвивающие упражнения на скамейке

  1. И.п.: сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз
  2. И.п.: то же, руки за головой. 1 – наклон вправо (влево); 2 – и.п. 4 раза
  3. И.п. то же, руки упор сзади. 1 – поставить обе ноги на скамейку; 2 – и.п. 5-6 раз
  4. И.п.: лежа на животе поперек скамейки, ступни и ладони касаются пола. 1 – поднимая руки и ноги вверх, прогнуться в спине; 2 – и.п. 5 раз
  5. И.п.: стоя лицом к скамейке, руки вниз. 1 – поставить руки на скамейку, (держась за края скамейки, толчком наскочить на скамейку; 2 – опустить ноги на пол на другую сторону. 5-6 раз
  6. И.п.: сидя на скамейке, руки за головой. 1 – наклониться вправо, коснуться локтем правого бедра; 2 – и.п. то же в другую сторону. по 3 раза
  7. Прыжки на месте: одна нога вперед, другая назад, чередуя с ходьбой. 4 раза по 20 прыжков

б) основные виды движений

Прыжки на одной ноге через 4-6 линий

Рокатывать мяч правой, левой ногой в заданном направлении

Передавать мяч ногой друг другу в парах

Акробат. упр. “Бумеранг”. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела.

1-4 – поднять ноги, упираясь руками в поясницу, завести ноги за голову и вытянуть их параллельно полу; 5-8 – и.п.

Заключительная часть

Подвижная игра “Задержи мяч”. Дети образуют круг. Внутри круга стоит защитник. Дети быстро отбивают мяч друг другу так, чтобы он катился, а защитник старается задержать его. Если защитнику удается это сделать, то он меняется местами с игроком.

Гимнастика маленьких волшебников

Гендерный подход в физическом воспитании детей

старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями поведения.

Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, что проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики предпочтут по нему бегать, соскакивать с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Двигательную активность мальчиков отличают:

    простота, угловатость;

    силовой, атлетический стиль;

    четкая целенаправленность;

    отсутствие вычурности, эстетической завершенности;

    элементы атаки, нападения, преследования.

Движения девочек чаще всего бывают:

    пластичными, плавными;

    вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами);

    с элементами боязни, пассивности;

    более связанными с музыкой, танцами;

    в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

Эти различия необходимо учитывать при организации физкультурных занятий. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет отличия. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Подобный подход учитывается в подборе общеразвивающих упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, используя разные предметы, по выбору детей (для мальчиков – гантели, мячи, кегли; для девочек – косички, ленты, обручи).

Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуются мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине – для девочек – выполняются хватом сверху из положения виса лежа.

На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях – исходное положение; в метании – расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка).

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому важно создание благоприятной доброжелательной обстановки во время занятий, поощрение стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Воспитатель должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Необходимо учитывать эту разделительную тенденцию, интересы мальчиков и девочек при проведении подвижных игр. Например, в подвижной игре «Охотники и птицы» дети тренируются в метании, при этом мальчики изображают орлов, демонстрируя движения мужского характера, девочки – лебеди показывают в своих движения мягкость, нежность, стремление к красоте.

Гендерный подход к организации физкультурных праздников может заключаться, например, в постановке показательных выступлений, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Мышечная сила, то есть способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействие ему – это необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом тренировок, которые включаются в физкультурные досуги и развлечения.

Проведение занятий с учётом гендерной социализации ведет к повышению интереса детей к физкультурным занятиям, а также повышению уровня физической подготовленности детей.

Задача дошкольного учреждения - найти рациональные формы организации жизни детей, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Это ориентирует на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физической культурой должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Литература:

    Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка- Пресс, 2009.

    Дифференцированный подход при организации физического развития мальчиков и девочек в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / автор-сост. Н.А.Аптина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.

    Мелехина Н.А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // научно – практический журнал: инструктор по физкультуре, 2011г., № 2.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности человека. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Пол — это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки. В первые три года жизни малыша закладываются черты личности и основы мужественности или женственности, влияющие на весь дальнейший ход формирования индивида. Проявление различий в развитии мальчиков и девочек дошкольного возраста является объектом изучения генетиков, физиологов, психологов, педагогов и медиков. Сегодня, основываясь на исследованиях ученых, дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.

Развитие движений мальчиков и девочек

На каждом возрастном этапе дошкольного детства можно выделить ведущие двигательные способности. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни – скоростные и координационные способности. В разные возрастные периоды развития, двигательные способности девочек и мальчиков не совпадают, поэтому целесообразно занятия физической культурой проводить по следующей схеме, с учетом индивидуальных различий детей в проявлении двигательных способностей, которые не совпадают со схемой «мальчики — девочки»:

Возрастная группа Мальчики Девочки
Младшая Направленность основных упражнений должна быть главным образом на развитие скоростно-силовых качеств Направленность основных упражнений должна быть в основном на развитие выносливости
Средняя Направленность основных упражнений должна быть как на развитие скоростно-силовых качеств, так и на совершенствование выносливости Направленность основных упражнений должна быть на развитие скоростно-силовых качеств
Старшая, подготовительная Направленность основных упражнений должна быть на развитие выносливости Направленность основных упражнений должна быть на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости

Формирование полоролевого поведения в процессе занятий физической культурой

В дошкольном возрасте дети знают свой пол, различают других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, деятельности, стилю поведения мальчиков и девочек. Идет интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара. В динамике формирования половых ролей и половой идентичности определяются некоторые критические точки:

— в 3 года — первичная половая идентичность;

— к 5 — 6 годам – система половой идентичности.

Многие исследователи определяют сущность феномена полоролевых отношений как сложного внутреннего образования, проявляющегося в:

— полоролевой ориентации;

— полоролевых предпочтениях – эмоционально принимаемых ролевых стандартах поведения;

— реально демонстрируемом полоролевом поведении.

Формирование соответствующего полоролевого поведения мальчиков и девочек – задача дошкольного учреждения, оно возможно при создании следующих педагогических условий:

— формирование системы представлений о мужчинах и женщинах, особенностях их поведения;

— разработка методов, способствующих развитию элементов «женского» и «мужского» поведения;

— моделиролвание социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения;

— взаимодействие с семьей в формировании основ полоролевого поведения детей дошкольного возраста.

Эти условия необходимо реализовывать в процессе занятий физической культурой.

Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физической культурой можно вести по нескольким направлениям:

— подбор упражнений (одно из двух занятий физической культурой в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек или все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков);

— нормирование физической нагрузки (основывается на индивидуальных особенностях детей, состоянии здоровья и физической подготовленности);

— педагогическое руководство двигательной деятельностью детей с учетом половых особенностей девочек и мальчиков.

Продолжение следует…

Несмотря на то, что при рождении у мальчиков в среднем больше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, уже в течении первого месяца жизни девочки чаще всего опережают их в общем развитии – и такая тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет.

Психологи утверждяют единогласно: мальчики и девочки существенно различаются как в физическом, так и интеллектуальном развитии, у них разные интересы.

У девочек выше показатели в сохранении раавновесия, гибкости, развитиии мелкой моторики. Зато мальчики дальше прыгают в длину с места, быстрее бегают, у них лучше показатели в метании на дальность.

У девочек в большей степени развиты тактильная чувствительность и обояние. Мальчикам сложнее адаптироваться, и они чаще подвержены неврозам. Девочки предпочитают более спокойную деятельность, характерную для женщины: рисование, игра с куклами. Мальчиков же привлекает движение, активность, поэтому нередко они берутся за все сразу, не доводя до конца ни одного из начатых дел. И если их деятельность не находится под руководством взрослого, она напоминает бессмысленную беготню, что очень скоро начинает раздражать родителей. Однако наказывать малыша, заставляя долго сидеть на одном месте нельзя. Помните: ребенок не может не двигаться – это его естественная физиолгическая потребность.

Благодаря физической активности тренируется сердечно-сосудистая система, формируется правильное дыхание, увеличивается жизненная емкость легких, повышается общая выносливость организма.

Вывод очевиден: необходимо наполнять движение ребенка смыслом, учитывая его пол, возмможности и предпочтения. От этого зависит формирование личности, а именно: отзывчивость, стремление к красоте, физические качества (гибкость, пластичность) – как предпосылки будущей женственности; смелость, решительность, ловкость, сила – как задатки мужественности.

Двигательные предпочтения мальчиков и девочек

Какие простейшие тренажеры будут способствовать развитию физических навыков и качеств, реализуют потребность ребенка в движении и укрепят его здоровье?

  • упражнения с мячом. Один из основных и самых простых тренажеров для дома, развивающий координацию, - мяч. Для девочки хороши следующие упражнения: «подбрось и поймай», «отбивание мяча от пола двумя руками», элементы игры в волейбол. Для мальчиков: «подбрось и поймай» с хлопком, элементы игры в футбол и в баскетбол.
  • прыжки через скакалку. В большей степени подходят для девочек, но освоить их могут и мальчики. Развивает равновесие, координацию и чувство ритма. Вот несколько вариантов прыжков: на двух ногах, параллельно считая прыжки; вперед – назад; на одной ножке и в паре.
  • упражнения с обручем. Девочки пусть учатся вращать обруч вокруг талии, а мальчики на руке, а также пробегать через катящийся обруч, проявляя ловкость и быстроту.

Кроме того, для мальчика можно приобрести детские эспандеры, легкие гантели – чтобы он стал сильнее.

Спортивный уголок у вас дома

В детском гимнастическом уголке могут заниматься и сын, и дочка. Позаботьтесь о мягком покрытии пола и обеспечьте надежную страховку для предотвращения падений с высоты.

Лазание по гимнастической лестнице, по канату развивает ловкость, тренирует вестибулярный аппарат. Кроме того, девочкам будет полезно висеть на кольцах – это укрепляет мышцы спины и предотвращает нарушение осанки. Мальчикам – переворачиваться на турник и подтягиваться.

Используя простейшие тренажеры и личный пример, вы не только приобщите ребенка к здоровому образу жизни, разовьете его двигательные навыки, но и сформируете адекватную полу модель поведения и специфические мужские или женские черты.

Но самое ценное – это общение, совместная деятельность, которая сближает родителей и детей, помогает лучше понять друг друга и дарить незабываемые минуты радости.

Похожие публикации