Васильева ночь звездиста - к урожаю ягод. Интересные гадания на Васильев вечер: особенности и варианты проведения

Васильев вечер (Щедрый вечер) 13 января 2018 года: что это за праздник и как его нужно отмечать, приметы и поверья этого дня, традиции, обряды, история. Ежегодно 13 января отмечается народный праздник Васильев вечер. Также его называют Васильева коляда, Щедрый вечер, Маланка или Меланка .
Васильев вечер приходится на канун Нового года по старому стилю. В этот праздник наши предки накрывали богатые столы, веселились.

Согласно истории, название праздника «Васильев вечер» идет от имени святого Василия Великого, который был архиепископом, писателем и богословом Кесарии Каппадокойской. Его память православная церковь чтит на следующий день после Щедрого вечера, то есть 14 января. Потому как умер Василий Великий 1 января 379 года. Основными заслугами при жизни Василия Великого стали изобретение иконостаса и написание проповедей.

Название «Маланка» идет от имени преподобной Мелании Римляныни . Именно ее 13 января вспоминает православная церковь.

Васильев или Щедрый вечер 13 января 2018 года – это большой праздник. А потому у него есть свои традиции празднования и обряды, которые в старину пользовались большой популярностью.

По традиции Васильев вечер нужно отмечать большими гуляниями. В этот праздник люди всегда ходили и продолжают ходить в гости друг к другу, приносят угощения, поздравляют родных и друзей. Поэтому вы можете организовать праздник в Васильев вечер 13 января 2018 года. Тем более что это будет субботний день.

Щедрый вечер 13 января 2018 года – это день когда можно и нужно читать молитвы. В народе верят, что в этот праздник Господь непременно услышит каждого. Люди молятся о здоровье, о счастье, о семейном благополучии.

Одной из главных традиций Щедрого вечера 13 января является колядование. И в старину, и в наше время молодежь собирается компаниями и отправляется колядовать (щедровать). Нарядившись в костюмы, они ходят по домам, поют песни, читают стихи, в которых прославляют хозяев дома и желают им процветания. В награду хозяева дают щедровальщикам (колядовщикам) угощение или деньги.


В старину в Васильев вечер 13 января во многих семьях проводили специальный обряд. Для этого в доме устанавливали обрядовый сноп. Который делали из колосьев урожая прошлого года. Этот сноп нужно было поставить в самом видном углу дома – красном углу. Этот сноп, который называли дидух, был символом хорошего урожая в наступившем году. В конце этот обрядовый сноп нужно было сжечь.

Традиционно в Васильев вечер 13 января 2018 года нужно накрыть щедрый стол. Ведь недаром праздник также именуют Щедрый вечер. По обычаю хозяйки всегда подавали к столу запеченную рыбу, жареного поросенка, свиной студень или холодец, пироги и пирожки с грибами и мясом, вареники. Также многие хозяйки готовят кутью. Это блюдо принято подавать на стол на многие церковные праздники, например, в Рождество и . Также женщины готовят различные сладости, леденцы, карамель, пекут пряники.

Не лишен праздник Васильев вечер 13 января 2018 года примет и поверий.
Так звездное небо в этот праздник сулит богатый урожай ягод.

В старину говорили, чтобы скот был здоров, а в семье были мир и согласие, нужно поставить на праздничный стол блюдо из свинины.


Чтобы весь наступивший 2018 год был удачным, Васильев вечер 13 января нужно встретить в новой красивой одежде пастельных тонов.
Хоть праздник и называется Щедрый вечер, но 13 января не нужно давать деньги в долг.

. Название праздника происходит от церковного дня памяти Василия Великого , приходившегося на этот день (13 января по новому стилю ).

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году.

В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью , кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

И. П. Калинский пишет:

В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо.

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространилось не только на еду, но и на остальные блага жизни. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

***

Васильев Вечер

Васильев вечер (Коляда) - канун Нового года, приходился на 31 декабря по ст. ст. Свое название вечер получил по имени св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской, память которого христианская церковь чтит 1 января (Васильев день). Другое, более архаичное, название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских (см. Рождество Христово). У хорватов было принято изготавливать куклу "колед", которую колядующие носили с собой из дома в дом. У русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках (см. Колядование).

Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов ("еретиков" и "еретиц", "волхиток" и под.). В Тульской губ., например, верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. В Пермской губ. хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св.Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг.

С представлениями о разгуле нечистой силы в Святки в традиционной культуре соотносятся бесчинства молодежи как одна из ритуализированных форм поведения (см. Святочные бесчинства); одним из пиков совершения бесчинств, наряду с крещенской ночью, являлся и Васильев вечер.

Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер.

Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку (см. Хмельные напитки). Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т.д., относящихся ко времени встречи Нового года, на весь год, сохраняют свою актуальность и в наши дни.

В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции (о символике проруби как границе между "этим" и "иным" мирами см. Подблюдные гадания).

Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Так, например, в Енисейской губ. замечали: "На Новой гот сильной мороз и маленький снежок - к урожаю хлеба и здоровью людей и скота; а если тепло и без снега - к неурожаю и болезням людей и скота" (Макаренко А.А. 1993. С. 42). Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека.

Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года (отсюда название - "васильевский") особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым.

Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", т.е. неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля.

Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем!" Хозяин поздравлял гостей в ответ теми же словами. Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул.

13 января Православная церковь почитает преподобную Меланию – богатую и знатную римлянку, жившую в V веке. Когда девушке исполнилось 14 лет, её выдали замуж. Её мужем стал юноша по имени Апиниан. Молодые супруги решили посвятить жизнь служению Господу. Они много путешествовали по Святой Земле и Африке, молились, посещали больных и помогали бедным. По молитвам Мелании совершались многие чудеса. Умерла она в 439 году.

У преподобной Мелании было двое детей. Вторые роды были очень тяжелыми, а появившийся на свет мальчик вскоре скончался. Поэтому святой часто молятся при тяжелом родоразрешении.

Васильев вечер – что за праздник?

День святой Мелании в народе назывался Васильевым вечером, Васильевой колядой, Жирной кутьей, Щедрым вечером, Щедрухой, потому что по старому стилю он приходился на 31 декабря и был кануном Нового года и .

В это время шли полным ходом приготовления к праздничному застолью. Женщины наготавливали как можно больше блюд, веря, что чем богаче и разнообразнее новогодний стол, тем лучше будет настроение гостей и домочадцев и тем веселее пройдет застолье, а это особенно важно в наступлении первого дня нового года, потому что хорошо известно: как новый год встретишь, так его и проведешь.

Васильев вечер: традиции и обычаи

Наши пращуры в новогодние дни демонстрировали благополучие, довольство, сытость и добрые отношения. Считалось, что это принесет им счастье в наступающем году. По этой причиной с Меланией связано понятие больших приготовлений и изобилия:

Наряжается, что Меланья на свадьбу.

Меланины сборы.

Обязательным блюдом на столе наших предков в канун святочных праздников ( , ), а также в дни общего поминовения усопших (Масленичная и Троицкая суббота, ) была кутья – каша из цельных зерен и ягод с добавлением меда, который придает блюду сладкий вкус.

Значение кутьи обусловлено символикой её состава. Считается, что ягоды, зерна и мед возрождают жизнь через смерть:

  1. Зерно (пшеница, ячмень, пшено, рис) символизирует плодородие и долголетие, потому что оно сохраняет, воссоздает и умножает жизнь.
  2. Ягоды (изюм, сушеная черемуха) – тоже семена, поэтому они имеют такое же значение, как и зерно.
  3. Символическое значение меда тесно связано с образом пчелы – «Божьей угодницы», которая поставляет воск для свечей. Пчелу представляли божественным существом и верили, что жалит она только грешников. По этой причине мед использовали в обрядах в чистом виде, а также добавляли в состав ритуальных блюд (пряников, пирогов, хмельных напитков, кутьи и пр.). Ритуальное вкушение такой пищи приобщает человека к процессу вечного кругооборота жизни.

В связи с этим, кутья входит в состав блюд святочного периода, который открывает новый календарный круг, а ещё применяется в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (день рождения, свадьба, похороны).

Горшок с кутьей в ставили в красный угол рядом с необмолоченным снопом ржи. Часть кутьи, оставшейся после ужина, детки разносили по домам бедных людей, а другую часть вместе с недоеденными праздничными блюдами сохраняли на столе до утра для «поддержания душ» умерших предков.

Кутья настолько важное обрядовое блюдо, что в её честь были названы святочные трапезы. Трапезу в Рождественский сочельник назвали «постной» кутьей, в Васильев вечер – «щедрой», в – «голодной».

В южных регионах «на Маланку» ряженая молодежь ходила по домам, пела щедривки, за что хозяева их щедро благодарили: угощали оладьями, пирогами, колбасами. Щедривками поздравляли хозяев домов с праздником. Раньше щедрование сопровождалось магическими действиями, танцами, музыкой, пантомимою, обрядовыми играми с масками, например, «Козой». «Козу» рядили в вывернутый наружу кожух, крепили соломенные рога, хвост и звоночек на шею. Как правило, «Коза» плясала, «умирала» и «оживала».

Часто разыгрывали шуточную свадьбу Меланки и Васыля. Имя жениха Мелании было выбрано не случайно, ведь следом за её днем наступал день памяти Василия Кесарийского, открывавшего Новый год. Следовательно, Меланина свадьба – это символическая встреча старого и нового года, с пожеланиями урожая и счастья в наступающем году.

Иногда молодежь разыгрывала настоящие театральные представления, для которых заранее готовили яркие костюмы, маски и бутафорию. Театрализованное действо состояло из трагических и комических сцен, карнавальных и мистериальных элементов: жестокий царь, желая взять в жены красавицу Меланку или (по другим версиям) сохранить языческую веру, казнит непокорную девушку, своего сына, оставшегося верным православию, и даже старика-гробокопателя, отказывающегося копать могилу. Но появившийся чародей или «французский лекарь» воскрешает героев, и драма заканчивается танцами и всеобщим весельем.

Васильев вечер: приметы дня

В предновогодней суете особо некогда было наблюдать за погодой, но люди все равно обращали внимание на яркость звезд, силу мороза, ветер и т.п.:

  1. Если небо ясное и звездное, будет хороший урожай гороха и чечевицы. Если же звезды к утру померкнут, то горох благополучно не дозреет.
  2. Вьюга накануне Васильева дня – к большому урожаю орехов.
  3. Если ночью ветер с юга дует, год будет жарким и благополучным, с востока – к урожаю фруктов, с запада – к изобилию рыбы и молока.
  4. Если падает мягкий снег, то год будет урожайным.
  5. Теплый день – к дождливому лету.
  6. На деревьях много пушистого инея – к хорошему медосбору и урожаю зерновых.
  7. На деревьях гололед – уродят овощи и плоды.

Гадание на Васильев вечер

В Васильев вечер гадали о замужестве и погоде, а ещё ворожили по кутье. Если горшок с кашей в печи треснул или только что приготовленное блюдо вылезло из него, если кутья оказалась мелкой и белой, то все это было предвестником беды в доме. Если же кутья во время приготовления покраснела, а горшок с ней был полон, то в семье ждали счастья и удачи.

Чтобы определить, какая погода будет в наступающем году, старший мужчина в доме разрезал напополам луковицу, выбирал по числу месяцев в году чашечки из половинок чешуек и расставлял их в ряд, засыпая в них до половины соль. Потом слева направо давал чашечкам названия месяцев года, начиная с первого, и загадывал, какой месяц в году будет самым дождливым, а какой, наоборот, засушливым. Чашечки помещали на подоконнике, а утром смотрели, где соли больше растаяло, а где меньше. Это указывала, какие месяцы будут дождливые, а какие сухие.

Гадания о замужестве в Васильев вечер

Мама завязывала незамужней дочери глаза и водила её по комнатам дома, потом отпускала и говорила, чтобы девушка шла туда, куда ей хочется. Если дочка подходила к двери – значит, она скоро выйдет замуж.

Ещё гадали на кольце. Для этого брали обручальное кольцо бабушки или матери, опускали его в стакан с водой. В полночь в кольце должен был показаться будущий супруг. Если же девушка увидит холмик, то замуж она не выйдет.

В блюдце наливали воду и опускали две иглы. Если иголки в воде сойдутся, то гадающая выйдет замуж за любимого.

Чтобы узнать имя суженого девушки в Васильев вечер выходили на улицу, спрятав ложку кутьи под фартуком, и у первого проходящего мужчины спрашивали имя. С помощью кутьи узнавали, какие деловые качества будут присущи будущему жениху. С этой целью готовую кутью выставляли на колодец и ждали, кто прилетит её клевать: если сорока, жених будет проворным и болтливым, ворона – непутевым, голубь – добрым и заботливым, воробей – работящим.

Из середины поленницы доставали полено. Если оно гладкое, то муж будет красивым и добрым, если сучковатое – вспыльчивым и злым. Сколько на полене сучков, столько детей будет.

В народе верили, что гадания, проведенные в этот день, обязательно сбудутся.

Обряд «Кликанье мороза»

В Васильев вечер зазывали на трапезу мороза, чтобы угостить его ритуальной пищей. Мороза в период кликали на Рождество, в Васильев вечер и в Крещенский сочельник. Исполнял обряд хозяин или хозяйка дома, вынося для мороза угощения (кутью, овсяный кисель, блины). Мороза зазывали в полночь (перед сочельническими трапезами), утром (после приготовления пищи в Чистый четверг; после пасхального разговения) или днем (во время праздничного пасхального обеда). Зазывали мороз в открытое окно или выходили на крыльцо дома:

«Дед-Мороз, приходи есть блины и кутью. А летом не приходи, росу не убивай, огурцы не съедай, ребятишек не гоняй».

Если обряд проводили до еды, то морозу выносили первую ложку киселя или кутьи. Если же по окончанию трапезы, то отдавали остатки обрядового блюда. Кисель или кутью иногда оставляли снаружи на окне, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выливали через порог на улицу. Иногда оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда заключается в задабривании мороза.

Видео: 13 января – Меланья, Васильев вечер, Щедрый вечер

Васильев вечер отмечается в ночь с 13 на 14 января. Васильев день (Коляда) — 14 января (по новому стилю). Васильев вечер и день — это Старый Новый год.

Василий Великий из Кесарии Каппадокийской

Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василий Великий родился в 329 (330) году в богатой знатной семье (отец — адвокат и преподаватель риторики) в городе Кесария в Малой Азии. В семье было десять детей, пятеро (и их мать Емилия) в дальнейшем были причислены к лику святых. Василий получил прекрасное образование. Он изучал риторику, философию, астрономию, математику, физику и медицину. Молодым человеком познакомился с Григорием Богословом и будущим императором Юлианом. Эти люди сильно повлияли на мировоззрение юноши. Василий посетил Афины, Константинополь, Иерусалим.

Во время крещения в реке Иордан произошло чудо: все увидели огненную молнию и голубя, который из нее вылетел, окунулся в воду, после чего устремился ввысь к небу. Некоторое время Василий жил и проповедовал в Иерусалиме, но сложные отношения с местным архиепископом вынудили молодого человека отправиться в пустыню и стать отшельником. Вернувшись к людям, Василий стал таким прекрасным оратором и церковным писателем, что заслужил почет и уважение. Он вел жизнь аскета. После возвращения на родину в Кесарию Василий основал два монастыря, сам написал их Устав. В возрасте 41 года он стал епископом Кесарии Капподийской. Ограничения и аскетический образ жизни сказались на состоянии здоровья, и через 8 лет Василий Великий умер. На погребение пришли христиане, язычники и иудеи. Церковь канонизировала Василия Великого, а 14 января во многих приходах — престольный праздник.

Святой Василий является покровителем свиноводства. В этот день на Руси было принято жертвовать церкви свинину и деньги, чтобы местное духовенство молилось святому о здоровье и упитанности свиней, увеличению их поголовья. Часть денег раздавалась нищим.

Коляда

В Васильев вечер и день (14 января) исполняли новогодние песни-колядки, поэтому этот праздничный день еще называют «Коляда». У славянских народов праздник связан с началом нового годового цикла. У западных славян Каляду символизировал огромный сноп, который ставили в доме. Если в новогодний праздник с колядками приходили, то обязательно нужно было одарить гостей чем-нибудь вкусным, мелкими денежками, недорогими вещами. Обязательно угощали свининой или свиным холодцом. До сих пор сохранились некоторые шуточные присказки колядующих, например: «Кишку да ножки в верхнее окошко». В колядках желали, чтобы в новом году все были счастливы и здоровы. Пели и «засевальные» песни, которые сопровождали обряд рассыпания зерна (пшеницы, овса, ржи и др.) у порога дома.

В некоторых губерниях к Васильеву вечеру относились с опаской. Боялись, что в это время ведьмы могут не только скот испортить, но и месяц на небе спрятать, чтобы в темноте проще было бесчинствовать. Вера в охранительные кресты, которые смолой (мелом) писали на дверях и воротах, до сих пор сохранилась в народной традиции. К интересным обрядам Васильева вечера можно отнести катание на кочерге или на палке, символизирующей кочергу. Хозяйка должна была трижды «объехать» дом, чтобы оградить его от всех неприятностей.

Гадания

Гаданиям в Васильев вечер народ доверял. Они считались самыми верными: «все сбудется, не минуется». Для многих гаданий заранее готовили «васильевский огарок», т.е. кусочек обожженной лучины. Для этого лучину зажигали печными углями и давали ей почти полностью прогореть. Затем от огня оставшейся части горящей лучины зажигали лампу или свечу и лучину тушили. Во время гадания огарком очерчивали себя одним или двумя охранительными кругами.

Было распространено и такое гадание. К столу подавали вареники с разными сюрпризами-символами: изюмом, монетками, бусинками, пуговицами и другими мелкими предметами. По ним гадали, что ожидает в новом году.

Как встретишь Новый год — так его и проведешь

В Васильев вечер люди поздравляют друг друга с праздником. Обязательно желают счастья, здоровья и благополучия. До революции в новогодних богослужениях были молитвы за здравие и благоденствие царя-батюшки и всего царствующего дома.

Садоводы в эту праздничную ночь должны были в сад выйти, чтобы яблони встряхнуть. Это сулило богатый урожай плодов. В Васильев вечер надевали новую одежду, чтобы весь год с обновками быть. Ели в эту ночь досыта, чтобы год голодным не был. И веселились, чтобы печаль и грусть на новый год не перешла: «Сосед к соседу шел на беседу». Но денег в этот день не одалживали, считалось, что тогда их целый год не будет хватать. Говорили: «Взаймы деньги давать — что волка накормить». Утром Васильевого дня (14 января) устраивались конные соревнования, на которых побеждал самый быстрый конь. К вечеру все празднество стихало.

Васильев вечер называли щедрым: «Ешь больше, проживешь дольше». Готовили для праздника много вкусной еды и столы накрывали по-праздничному. Тут были пироги с рыбой, мясом и сушеными грибами, ватрушки с творогом. А каких только рулетов не было! На стол ставили рыбу жареную, мясо тушеное и кутью. Ее называли «богатой, жирной кутьей, или жирнухой». К числу ритуальных блюд относилась и «васильева каша», символизирующая благополучие семьи. Ее подавали на завтрак Васильева дня. Во многих губерниях кашу обязательно варили до рассвета. Считалось, что «густая каша семьи не разгонит». Готовили ее с приговорами. Очень боялись того, что каша из горшка убежит. Еще хуже, если горшок треснет. Часть каши оставляли и бросали в воду «за здоровье». Существовал и обычай выбрасывать в прорубь невкусную или подгоревшую кашу, чтобы год не испортила.

Жареный поросенок

На Васильев день (ночь) на стол ставили целиком зажаренного поросенка, фаршированного крупой и украшенного бумажными цветами. Он назывался «кесаретский поросенок». Поросенка жарили целиком, подавали неразрезанным. Перед тем, как приступить к трапезе, хозяин трижды приподнимал блюдо с поросенком и произносил: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Жарили и колбасу, которую делали сами. Для этого свиные кишки набивали измельченными субпродуктами, смешанными с крупой. К столу выносили и запеченную свиную голову. Из свиных голов варили щи, которые сами ели и угощали гостей и соседей. До сих пор на Васильев вечер традиционно варят студень из свиных ножек. Все кости, оставшиеся после еды, нужно было отнести в свинарник. Это была жертва, которую приносили Василию Кесарийскому, покровителю свиноводства. А так как все боялись ведьм и чертей, которые в это время в свинарнике могли прятаться, то только самые смелые мужчины соглашались туда отправиться.

Рецепт жареного поросенка (с гречневой кашей). Сначала небольшого поросенка нужно выпотрошить, оставив голову и ножки. Потом обмыть водой, обсушить салфеткой и натереть солью или горчицей. Через час поросенка укладывают на противень так, чтобы он лег животом вниз с подогнутыми ножками. Его поливают растопленным маслом и ставят в горячую духовку. Как только кожа зарумянится, огонь уменьшают. Время от времени поливают поросенка выделяющимся соком. За это время варят рассыпчатую гречневую крупу. Ее смешивают с колечками поджаренного лука, нарезанными яйцами, сваренными вкрутую, и распаренными сухофруктами. Готового поросенка выкладывают на большое блюдо. Вокруг него кладут кашу. Эту праздничную еду можно дополнить квашеной капустой, зеленью и яблоками, которые запекают вместе с поросенком в течение последних 20 минут.

Похожие публикации