Как сшить японское кимоно. Как сшить кимоно своими руками, выкройка юкаты

Хакама (продолжение предыдущего поста)

Это широкие, обычно складчатые, штаны (или - что менее известно - юбка) с разрезами от пояса до бедра. Благодаря этому хакама, как и кимоно, можно надеть и на толстого, и на худого человека. У женских хакама пояс выше - он завязывается под грудью.

Крой

Ткань шириной около 110 см кроится по указанным линиям. Как и для кимоно, к длине хакама надо прибавить несколько сантиметров на подгибку. В остальном припуски на швы включены в выкройку.

Пошив

Если ткань "сыпучая", прежде всего обработайте все края зигзагом.
Сшейте попарно детали передних и задних половин каждой штанины (должны получиться 4 одинаковых детали).
Две передних детали сшейте вместе по среднему шву от верха на 30 см (для женских хакама эта длина может быть больше, скажем, 40 см, - из-за того, что они надеваются выше), точно так же сшейте задние.
С внешних верхних краев каждой из получившихся деталей отогните на изнаночную сторону треугольник размером ок. 12 см сверху и 22 см сбоку, отрежьте лишнюю ткань, оставив припуск на подгибку, и подшейте.
Возьмите ластовицу, сложите углом к месту окончания среднего 30-сантиметрового шва передней половины хакама и пришейте двумя сторонами к левой и правой штанине. То же самое сделайте с задней половиной и оставшимися краями ластовицы.
Сшейте переднюю половину с задней от ластовицы до низа.
Теперь пора закладывать складки. Спереди их обычно от 3 до 6 с каждой стороны, направлены они к центру.

При правильно заложенных складках ширина хакама получается втрое меньше исходной ширины материала, то есть в результате расстояние от среднего шва до края должно быть около 20 см. Важно: на хакама настоящего самурая складки жестко заглажены (никаких мягких драпировок).
Сзади закладывается по одной большой складке с каждой стороны, с заходом на 2–3 см на средний шов, из-за чего задняя сторона хакама чуть уже передней.
Зашейте складки вдоль внешнего края.
Сшейте бока от разрезов до низа.
Подшейте штанины.
Ну и, наконец, осталось сшить и пришить пояса. Для каждого из поясов части сшиваются в одну длинную полосу, полоса складывается вдоль пополам, сшивается, выворачивается и проглаживается. Получаются две ленты шириной около 5 см, передняя должна быть более длинной. Они пришиваются к верху хакама, так чтобы середина каждого пояса совпадала со средним швом.

Как это носят

Раньше под верхнее кимоно обязательно надевали нижнее (оно называется дзюбан). Сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку. Шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден. И мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется "по-мужски"), а не иначе. Наоборот - только у главного действующего лица похоронного обряда.

Далее приходит черед поясов. На любой картинке видно два (многие знают, что широкий пояс называется "оби"). В действительности же их четыре. Перво-наперво кимоно поднимается до нужной длины, и на талии завязывается узкий пояс "коси-химо" (он перекрещивается сзади и завязывается спереди). Затем кимоно окончательно выравнивается, разглаживаются складки и т.п., и вся конструкция фиксируется несколько более широким поясом "датэ-дзимэ". Складка, образовавшаяся при подгонке длины, может быть видна из-под оби, тогда создается иллюзия, что костюм состоит из двух частей.

Собственно оби - это полоса ткани (современный официальный оби имеет длину 4 м и ширину 60 см, в сложенном виде - 30), которая дважды оборачивается вокруг талии и завязывается сзади сложным бантом или узлом. Способы завязывания есть отдельное искусство. Один из относительно простых способов - двойной бант-бабочка. Если нужна не реконструкция, а стилизация костюма, можно завязать или даже сшить бант заранее и сделать на поясе потайную застежку - ведь даже хорошая ткань мнется на месте узлов, и бант, завязанный на второй-третий раз, может утратить декоративность - готовый бант сохранить красивым проще.

Наконец, поверх оби надевается декоративный пояс-шнур "оби-дзимэ", его узел или застежка находятся спереди. С мужским кимоно несколько проще: его пояс более узкий (не больше 10 см) и проходит по талии или ниже живота. Складка на талии и декоративный шнур отсутствуют.

Хакама надевается поверх короткого (до середины бедра) кимоно. Оба пояса обязательно обматываются вокруг талии и завязываются спереди. Поверх может надеваться накидка хаори или длинное верхнее платье (у женщин). То и другое обычно также имеет линейный крой.

Покрой всей японской одежды очень похож. Кимоно, особенно богатое кимоно, шьется, конечно, из натурального шелка, причем специально декорированного. Сегодня прекрасно себя зарекомендовал искусственный шелк. Главное, выбирая ткань, следить, чтобы она не слишком мялась. По этой причине категорически не рекомендуется использовать подкладочную ткань - почти любая подкладочная ткань сильно мнется. К слову сказать, юката (почему-то с этим названием иногда возникает путаница) - это всего лишь хлопчатобумажное кимоно, летнее или домашнее, которое носится без нижнего кимоно. Отличие от "настоящего" кимоно только в материале.

Японское слово «кимоно» в дословном переводе означает «одежда». Под кимоно традиционно подразумевают полный комплект одежды, включающий белье, носки и обувь. На Западе кимоно означает традиционный японский костюм без застежки с широкими рукавами.

Длина кимоно достигает щиколоток, и его запахивают слева направо. При надевании обращают внимание на то, чтобы воротник отстоял от шеи. Решающими при конструировании кимоно являются ширина и длина рулонов японских тканей. Рулон японской ткани имеет ширину 36,5-39 см и длину ок. 12 м. Одного рулона ткани хватает на повседневное кимоно.

При выкраивании кимоно не срезают кромки, чтобы не обметывать срезы. В зависимости от Роста и Обхвата бедер детали кимоно стачиваются с припусками большей или меньшей ширины, чтобы таким образом осуществить подгонку по фигуре.

Выбор материала зависит от назначения и типа кимоно. Для праздничных кимоно используют шелк. Существуют различные виды шелка, например, цумуги (шелк-сырец, выработанный из окрашенных волокон шелка), ринцу (однотонная ткань с набивным рисунком или расписанная), хабутаэ (черная, очень плотная шелковая ткань для официальных случаев), ша (ткань рыхлого переплетения). В будни осенью и зимой носят кимоно из шерстяных тканей. В теплое время года используют кимоно из хлопчатобумажных и льняных тканей. Для неформальных кимоно все чаще используются ткани из химических волокон, поскольку они просты в уходе и недороги.

Построение выкройки кимоно

Основой базисной сетки является вертикаль, на которой нужно отложить вниз значение длины изделия. Из полученной точки провести перпендикуляр к основной вертикали.

Из исходной точки отложить вниз значение 1/8 Обхвата шеи (ОШ) и из полученной точки провести горизонталь влево. По этой горизонтали отложить значение 1/4 Ош плюс 2 см и из полученной точки провести вертикаль вверх. Начертить горловину спинки в соответствии с чертежом (рис. 1).

Из исходной точки отложить влево длину линии плеча изделия = 1/4 Обхвата бедер (ОБ) плюс 4-8 см. Прибавка определяется в зависимости от измеренного размерного признака Обхвата бедер. Длина линии плеча изделия с прибавкой не должна превышать ширину ткани. Для очень полных фигур или клиенток высокого роста рекомендуется изготавливать кимоно из более широкой ткани.

Линию плеча продлить до 1/2 Размаха рук. Размах рук можно измерить от запястья до запястья при расставленных в стороны руках или рассчитать. Рукав кимоно заканчивается чуть выше запястья. Длина рукава не должна превышать ширину ткани.

Из точки, определяющей Длину рукава, провести вертикаль вниз. Ширину рукава определить по желанию. Отметить длину открытого участка рукава у линии низа в области запястья. Также отметить Длину талии переда (ДТП) и Высоту проймы изделия равную 1/2 ДТП, от полученных точек начертить горизонтали вправо.

Ниже линии талии начертить поперечную складку, которая закладывается при запахивании и завязывании кимоно.

Для определения глубины горловины переда отложить по средней линии изделия 14-16 см вниз от точки основания горловины спинки и начертить воротник в соответствии с чертежом. Ширина готового воротника варьируется от 5 до 9 см.

Начертить линию вертикального шва на переде и линию края борта в соответствии с чертежом.

Детали кроя японского кимоно

Ширина рукава кимоно определяется семейным положением и поводом, для которого предназначено кимоно. Замужние женщины носят кимоно с относительно узкими рукавами - 40-50 см (томэсодэ). Кимоно фурисодэ (фури = развевающийся, содэ = рукав) - это кимоно с широкими рукавами для молодых незамужних девушек. Ширина рукава фурисодэ варьируется от 75 до 105 см (илл. 3).

Вариации ширины рукава у кимоно фурисодэ:

Кофурисодэ: фурисодэ с более узкими рукавами (75 см)

Тюфурисодэ: фурисодэ с более широкими рукавами (90 см)

Офурисодэ: фурисодэ с очень широкими рукавами (105 см)

Чтобы перенести соотношение ширины рукава с Ростом на европейские размеры, можно рассчитать ширину рукава с помощью следующих формул:

томэсодэ = Рост/3 + (от -2 см до +5 см)

фурисодэ = Рост/3 + 20-50 см

Помимо ширины рукава кимоно различаются сочетаниями цветов и рисунков, а также материалом.

Куротомэсодэ (куро = черный) - это формальное кимоно для замужней женщины. Оно иссиня-черного цвета, его носят с белым оби.

Иротомэсодэ (иро = цвет) - однотонное кимоно с узором ниже оби.

Комон (мелкий узор) - это повседневное кимоно с мелким повторяющимся рисунком. Оно подходит для замужних и незамужних женщин.

Шелковое кимоно - замечательный элемент летнего гардероба. Но в магазинах оно стоит не дешево.

Сегодня мы расскажем и покажем, как сшить кимоно. Этот мастер-класс будет полезен даже тем, кто совсем не умеет кроить и шить. Все предельно просто! Вам даже не понадобится выкройка, потому что кроить мы будем прямо на ткани.

Летнее кимоно обычно носится поверх другой одежды. Это может быть майка или топ. Чтобы в кимоно не было жарко, лучше использовать натуральный шелк или шифон. Эти ткани отлично пропускают воздух и влагу и "дышат". Поэтому в одежде из такого материала будет максимально комфортно в жару.

Вам потребуется:

  • шелк или шифон;
  • швейная машина;
  • линейка;
  • портновский мел;
  • ножницы.

1. Возьмите кусок шелка или шифона размером 90 см * 150 см. Сложите пополам изнаночной стороной к себе.

2. Измерьте вниз 25 см и 15 см ширину, отметьте это с помощью портновского мела.

3. Соедините метки буквой L. Повторите то же на другой стороне. 4. Сколите ткань булавками и вырежьте, затем прошейте на швейной машине.

5. В этот момент, возьмите линейку и найдите точную середину прямоугольника и разрежьте его сверху вниз, но обязательно вырезать только верхний слой ткани. 6. Почти готово. Теперь сложить примерно 2,5 сантиметра ткани от центра кимоно, подверните обрезанный край и подшейте на машине. Спинку сложите пополам и вырежьте горловину. В данном случае мы сделали вырез - галочку.

Основу японского костюма, как мужского, так и женского, составляет кимоно. Что это такое, объяснять вряд ли надо. По-японски "кимоно" означает также одежду вообще. Крой кимоно вполне линейно-прямоугольный. Традиционное кимоно шилось из примерно 9 м ткани шириной 30 см. Главные особенности кроя видны на рисунке.

Крой

На схеме показан "экономичный" раскрой кимоно без треугольных клиньев в боках из ткани шириной около 110 см. Ткань разрезается по всем сплошным линиям. Внимание: к желаемой длине кимоно прибавьте припуск на подгибку низа, в остальном размеры деталей даны с припусками на швы. Горловину не надо вырезать, пока спинка не будет сшита по среднему шву.

Приведенная выкройка исторична в том смысле, что спинка и полочки состоят из двух частей. Конечно, их можно сделать и цельнокроеными.

Длины рукава 54 см обычно хватает с избытком (укоротить всегда можно), для очень высокого и длиннорукого человека придется кроить их иначе. Ширина рукава около 75 см нормальна для косодэ, у некоторых разновидностей кимоно рукава могут быть значительно шире.

Пошив

Если ткань "сыпучая", обработайте зигзагом все края перед тем, как шить.

  1. Сшейте две части спинки. На получившейся детали разметьте и вырежьте горловину (вот здесь не забудьте оставить припуск на шов).
  2. Пришейте передние полочки к задним по плечевым швам (от края плеча до горловины) и надставки полочек к полочкам.
  3. Сложите рукава пополам (линия сгиба нарисована пунктиром) и сшейте от плеча до запястья, чтобы получились две "трубы".
  4. Сшейте рукава с кимоно, совмещая середину рукава с плечевым швом. Это можно сделать тремя способами: пришить рукав по всей ширине (так иногда шились косодэ), пришить только верхнюю часть и зашить оставшуюся или пришить верхнюю часть и оставить остальное открытым (так делается чаще всего, особенно на многослойных кимоно).
  5. Сшейте бока от шва втачивания рукава до низа.
  6. Примерьте кимоно, выровняйте плечи и середину спинки и запахните. Загните на полочках треугольники от точки горловины до того уровня, куда должен заходить воротник. Заколите булавками и (конечно, сняв кимоно) отрежьте лишнюю ткань.
  7. Сшейте три части воротника в одну длинную полосу, сложите ее вдоль пополам, сшейте, выверните и прогладьте (получится лента шириной около 5 см).
  8. Пришейте воротник к кимоно, совместив середину воротника с серединой спинки (лучше шить от середины в обе стороны), - либо до низа кимоно, либо до тупых углов края запаха (как на рис. выше). Лишнюю длину воротника отрежьте.
  9. Наконец, подшейте все края.

Кимоно - одежда "безразмерная". Его ширина по спинке - около 60 см, на полочках может делаться припуск для запаха (в современном кимоно он есть, исторически - когда как). Длина зависит не столько от роста владельца, сколько от того, как его собираются носить, потому что кимоно всегда можно укоротить за счет складки под поясом. Мужское кимоно лучше шить примерно той длины, которой нужно, женское может быть сантиметров на 20 длиннее. Треугольные клинья для увеличения ширины - необязательная деталь. Если они есть, то вшиваются примерно от талии.

Воротник делается из прямоугольного куска ткани и обычно доходит до пояса (под который и прячутся его края), но может доходить и до подола. То, что выглядит как фигурный вырез юбки в верхних слоях исторического многослойного кимоно - это края достаточно широкого воротника.

Хакама

Это широкие, обычно складчатые, штаны (или - что менее известно - юбка) с разрезами от пояса до бедра. Благодаря этому хакама, как и кимоно, можно надеть и на толстого, и на худого человека. У женских хакама пояс выше - он завязывается под грудью.

Крой

Ткань шириной около 110 см кроится по указанным линиям. Как и для кимоно, к длине хакама надо прибавить несколько сантиметров на подгибку. В остальном припуски на швы включены в выкройку.

Пошив

Если ткань "сыпучая", прежде всего обработайте все края зигзагом.

  1. Сшейте попарно детали передних и задних половин каждой штанины (должны получиться 4 одинаковых детали).
  2. Две передних детали сшейте вместе по среднему шву от верха на 30 см (для женских хакама эта длина может быть больше, скажем, 40 см, - из-за того, что они надеваются выше), точно так же сшейте задние.
  3. С внешних верхних краев каждой из получившихся деталей отогните на изнаночную сторону треугольник размером ок. 12 см сверху и 22 см сбоку, отрежьте лишнюю ткань, оставив припуск на подгибку, и подшейте.
  4. Возьмите ластовицу, сложите углом к месту окончания среднего 30-сантиметрового шва передней половины хакама и пришейте двумя сторонами к левой и правой штанине. То же самое сделайте с задней половиной и оставшимися краями ластовицы.
  5. Сшейте переднюю половину с задней от ластовицы до низа.
  6. Теперь пора закладывать складки. Спереди их обычно от 3 до 6 с каждой стороны, направлены они к центру.

    При правильно заложенных складках ширина хакама получается втрое меньше исходной ширины материала, то есть в результате расстояние от среднего шва до края должно быть около 20 см. Важно: на хакама настоящего самурая складки жестко заглажены (никаких мягких драпировок).
    Сзади закладывается по одной большой складке с каждой стороны, с заходом на 2–3 см на средний шов, из-за чего задняя сторона хакама чуть уже передней.
    Зашейте складки вдоль внешнего края.

  7. Сшейте бока от разрезов до низа.
  8. Подшейте штанины.
  9. Ну и, наконец, осталось сшить и пришить пояса. Для каждого из поясов части сшиваются в одну длинную полосу, полоса складывается вдоль пополам, сшивается, выворачивается и проглаживается. Получаются две ленты шириной около 5 см, передняя должна быть более длинной. Они пришиваются к верху хакама, так чтобы середина каждого пояса совпадала со средним швом.

Как это носят

Раньше под верхнее кимоно обязательно надевали нижнее (оно называется дзюбан). Сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку. Шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден. И мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется "по-мужски"), а не иначе. Наоборот - только у главного действующего лица похоронного обряда.

Далее приходит черед поясов. На любой картинке видно два (многие знают, что широкий пояс называется "оби"). В действительности же их четыре. Перво-наперво кимоно поднимается до нужной длины, и на талии завязывается узкий пояс "коси-химо" (он перекрещивается сзади и завязывается спереди). Затем кимоно окончательно выравнивается, разглаживаются складки и т.п., и вся конструкция фиксируется несколько более широким поясом "датэ-дзимэ". Складка, образовавшаяся при подгонке длины, может быть видна из-под оби, тогда создается иллюзия, что костюм состоит из двух частей.

Собственно оби - это полоса ткани (современный официальный оби имеет длину 4 м и ширину 60 см, в сложенном виде - 30), которая дважды оборачивается вокруг талии и завязывается сзади сложным бантом или узлом. Способы завязывания есть отдельное искусство. Один из относительно простых способов - двойной бант-бабочка. Если нужна не реконструкция, а стилизация костюма, можно завязать или даже сшить бант заранее и сделать на поясе потайную застежку - ведь даже хорошая ткань мнется на месте узлов, и бант, завязанный на второй-третий раз, может утратить декоративность - готовый бант сохранить красивым проще.

Наконец, поверх оби надевается декоративный пояс-шнур "оби-дзимэ", его узел или застежка находятся спереди. С мужским кимоно несколько проще: его пояс более узкий (не больше 10 см) и проходит по талии или ниже живота. Складка на талии и декоративный шнур отсутствуют.

Хакама надевается поверх короткого (до середины бедра) кимоно. Оба пояса обязательно обматываются вокруг талии и завязываются спереди. Поверх может надеваться накидка хаори или длинное верхнее платье (у женщин). То и другое обычно также имеет линейный крой.

Покрой всей японской одежды очень похож. Кимоно, особенно богатое кимоно, шьется, конечно, из натурального шелка, причем специально декорированного. Сегодня прекрасно себя зарекомендовал искусственный шелк. Главное, выбирая ткань, следить, чтобы она не слишком мялась. По этой причине категорически не рекомендуется использовать подкладочную ткань - почти любая подкладочная ткань сильно мнется. К слову сказать, юката (почему-то с этим названием иногда возникает путаница) - это всего лишь хлопчатобумажное кимоно, летнее или домашнее, которое носится без нижнего кимоно. Отличие от "настоящего" кимоно только в материале.

  1. Традиционный японский костюм сегодня пользуется спросом, особенно среди тех, кто увлекается культурой этой страны восходящего солнца. Японское кимоно - это элегантная вещь, которая требует особого искусства как при создании, так и в ношении. Делимся здесь своими секретами, задаем вопросы. Главное - не стесняемся. Форум для того и существует, чтобы спрашивать. Совместно найдем ответы на все вопросы.

    Что уже имеется в наличии

  2. В общем-то насколько мне известно "кимоно" по-японски - это одежда вообще в целом. Но в нашем понимании мы представляем кимоно как длинный яркий халат или одежду для занятия единоборствами. Как сшить нечто такое, я выяснила, нашла на каком-то сайте базовую выкройку для кимоно. Вот она:

    Но ведь есть и другие детали одежды. если посмотреть на японский костюм, особенно для торжественных случаев, то ощущение, что там одним только таким вот кимоно дело не ограничивается..

  3. Ну в общем-то да, кимоно в том виде, в котором мы его себе представляем появилось где-то в в 14-15 веках, в эпоху Муромати. И да, в комплект одежды входит не только один халат (точнее не всегда только он один).
    Но вообще,чтобы иметь представление о становлении японского костюма, необходимо обратиться к более отдаленным временам - к 300 веку до н. э.-300 веку н.э., когда на просторах Японского архипелага господствовала эпоха Яёй. Именно тогда японцам стала известна шитая одежда. Считается, что до этого времени коренное население носило преимущественно несшитую одежду - накидки, шарфы, балахоны. Так или нет, я, конечно не знаю, но придется пока поверить историкам))
    Согласно археологическим данным костюмы того времени выглядели совсем не так, как мы привыкли себе представлять. И мужская и женская одежда состояла из "верха" и "низа". Верхняя часть одежды - "кина" была одинаковой для обоих полов: длинная рубашка, запахивающаяся на правую сторону и перехваченная на груди двумя шнурами. Она обычно подвязывалась поясом и перехватывалась на руках веревками в области локтей и запястий. "Низ" же был вполне традиционен - юбки ("мо") для женщин и штаны ("хакама") - для мужчин. Штаны, так же как и рубашка перевязывались по низу веревками. Собственно хакама как элемент одежды, претерпев значительные изменения, дошли до наших дней.

    Именно так выглядел костюм коренных японцев. Вся дальнейшая мода не обошлась без влияния материкового соседа - Китая. В эпоху Нара костюм даже в точности повторял китайский, ничем от него не отличаясь даже в деталях. Некоторая "отсебятина" начала дополнять платья придворных людей только в эпоху Хэйан.

    Правда, сложно сказать, чем они руководствовались, когда изобретали этот костюм... Просто не представляю, как они ходили во всем этом. По мне так - настоящий кошмар, особенно что касается женского костюма.

    В то время было принято надевать не одно, не два, не три кимоно, а как минимуму 12(!). Представляю себе летнюю прогулку в таком тулупчике. Небось вся краска стекала лужицей пока японская аристократка добиралась домой. Но это было модно. Требовалось старательно подбирать размер кимоно - каждое верхнее должно было быть на размер меньше, чтобы из-под него выглядывал край предыдущего. Поэтому цвета тоже надо было выбирать со вкусом - либо в гармоничном сочетании, либо в необычном контрасте.

    Подобная многослойность одежды привела к появлению различных деталей. Костюм придворного назывался "сокутай" (это название сохранялось за ним и в последующие века вплоть до момента вытеснения традиционной одежды из официальной жизни Японии) и состоял он из уже знакомых нам брюк "хакама" и.. много еще чего. Это "много еще чего" включало в себя своеобразную юбку-брюки "огути", которая носилась под "хакама". В менее торжественных случаях вместо "хакама" одевались "сасинуки" - длинные панталоны со шнуровкой у щиколоток. Тоже неудобно, но, по крайней мере, в этом можно было ходить без страха упасть))

    Верх мог состоять в торжественных случаях из "хо" - длинных одежд, напоминавших женскую многослойную "луковицу", благо только слоев было все же несколько меньше. В повседневной жизни мужчины предпочитали ограничиваться короткой накидкой "носи".

    Приходэпохи правления военного сословия Камакура способствовал упрощению костюма. И оно понятно. Во-первых воины в таких "доспехах" были бы просто не в состоянии двигаться, а во-вторых, немалое влияние оказывала и религия военного сословия, выбравшего своим идеалом простоту и стойкость дзен-буддизма.

    Все было значительно упрощено. Никаких "луковиц", никакой многослойности, никаких неудобств. Правда "сокутай" как костюм сохранился для официальных придворных случаев,но в остальном для мужчин основу одежды составляли "хакама" и "каригуну" - удлиненная куртка-накидка из лубяных волокон. В повседневной жизни эту куртку заменяла "хитатарэ" - куртка с декоративными шнурами, предотвращавшими помимо всего распахивание одежды.

    Для женщин костюм состоял из женских "хакама", "косодэ" (кимоно с узкими и короткими уркавами) и "утикакэ" (длинное кимоно). Првоначально "косодэ" представлял собой нижнее белье, поверх которго носилось официальное "утикакэ". Однако по всей видимости женщины эпохи Камакура были более првиередливы и не стремились страдать от жары ради моды, поэтому очень скоро "косодэ" на летний период стало превращаться в верхнюю одежду, а "утикакэ" носилось на позвязанных вокруг талии рукавах (прямо как сейчас подростки носят куртки).

    Однако в период Муромати упрощение пошло еще дальше. Как мы уже упоминали именно эта эпоха дала нам то кимоно, которое так хорошо всем знакомо. Мужская верхняя часть "хитатарэ" превращается в торжественный костюм, и одежда состоит из так называемого кимоно (у женщин косодэ) и "нагибакама" - брюк-штанов.

    В конце эпохи Муромати, а точнее в период Адзуми-Момояма, длившийся всего три десятка лет, строгий самурайский стиль в одежде вновь начал принимать декоративные черты. Так штаны хакама получили плессировку, стали длиннее, а верхняя часть, названная "камисимо" несла на себе широкие наплечники-крылышки, которые делали любого худосочного представителя сильного пола обладателем широченных плеч.

    А в женский костюм входит такая деталь как пояс "оби".

    Эпоха Эдо закрыла Японию от контактов с иноземцами, поэтому в этот период страна и все ее традиции развиваются самобытно, варясь в собственном соку. Но в то же время отсутствие войн и политических столкновений способствуют дальнейшему развитию декоративности костюма. "плечи" самураев становятся еще шире, а пояса "оби" не только превращаются в шестиметровый отрез ткани шириной в 30 сантиметров, но и покрываются удивительными узорами. Правда "камисимо" принимает вид придворной одежды, в повседневной жизни мужчины ограничиваются хакама, косодэ и хаори - короткой накидкой.

    Эпоха Эдо закончилась в сердине 19-го века, однако с открытием страны для иностранцев любовь к традиционному костюму не исчезла - она медленно растворялась в течение столетия и лишь к 1980-м годам постепенно вытеснила традиции, заменив их западной одеждой.

    Фух.. вот, выдал. Это, конечно, очень кратко, может быть в чем-то не совсем точно. Если кто-то хочет подправить - милости просим) Но в основном это создает некоторое представление о развитии японского традиционного костюма. Как видим, он действительно не представляет собой одно только "кимоно", которое мы знаем, но и включает некоторые дополнительные детали.

  4. Боюсь, все это сшить своими руками будет просто нереально Нам бы что попроще...
    Я вот тут все выискиваю как шить да полегче и без особых навыков Нашла только как называются отдельные части кимоно

    Но получается что это неполная часть костюма? Что еще надо добавить, или я что-то не понимаю?

  5. Так-с.. ну, посмотрим. Что мы имеем на данный момент...
    Во-первых, "кимоно" - это общее понятие одежды, которое силами европейцев стало символизировать только национальные одежды самих японцев. В современной Японии в повседневной жизни кимоно носят только люди пожилого возраста, и то в основном женщины. Остальные, если и одевают его, то только по праздникам и на официальные церемонии. В зависимости от той или иной церемонии кимоно будет иметь несколько отличающийся вид. Существует даже своего рода классификация кимоно.

    Это чёрное кимоно, с рисунком, располагающимся только ниже талии. Это самое официальное кимоно(!) для замужней(!) женщины. Оно также часто используется на свадьбах - в него одеты матери жениха и невесты. У курутомэсодэ на рукавах, груди и спине часто имеются гербы камон.

    Слово фурисодэ буквально переводится как «развевающиеся рукава»: они у фурисодэ примерно метр длиной. Это самое официальное кимоно(!) для незамужней(!) женщины, его носят подруги невесты на свадьбе и майко.

    Это одноцветное кимоно, в котором рисунок, так же как и у куротэмэсодэ располагается ниже талии. Правда, этот тип кимоно немного менее официальный, чем упомянутый куротомэсодэ. Количество гербов, располагающихся на его поверхности обычно не превышает трех.

    Название переводится как одежда для приёмов. На этом кимоно рисунок присутствует вдоль плеч и рукавов. Носят его как замужние, так и незамужние женщины.

    В данном случае, как можно заметить, орнаменты более скромны, чем у хомонги. Основная их часть покрывает пространство ниже талии.

    Эту разновидность кимоно одевают женщины на чайных церемониях. Иногда на иромудзи присутствует жаккардовый рисунок, но ткань всегда одноцветная.

    Ткань этого вида кимоно несет на поверхности мелкий рисунок, поэтому их можно носить как гуляя по городу, так и в ресторане. Единственное, в последнем случае необходдим торжественный оби.

    Или иначе - кимоно в горох. В эпоху Эдо его носили самураи. Сегодня оно может использоваться аналогично хомонги, если на нём есть гербы камон.

    Полностью чёрное кимоно, поэтому нуивительно, что оно используется только для похорон. В него одеваются родные и близкие умершего. Остальные присутствующие одеваются в цветные иромудзи с чёрными аксессуарами, чтобы показать, что они в трауре, но не очень близки к покойному.

    10. Хикидзури и сусохики.

    Сусохики обычно носят гейши или исполнители традиционных японских танцев. Сусохики длиннее обычного кимоно, за счёт длинного шлейфа. Сусохики буквально означает «держать подол». Обычное женское кимоно имеет длину 1,5-1,6 метра, а сусохики может быть длиной до 2 метров. Гейши и майко поднимают подол кимоно также и для того, чтобы показать разноцветный нагадзюбан (нижние элементы кимоно).

    Это простое повседневное кимоно, которое мы, собственно, и принимаем за кимоно как таковое, потому что встречаем намного чаще.

  6. Мдя.. похоже, я все больше и больше погружаюсь в дебри... Ну лан, если че - исправляйте
    В общем, остановились мы на разновидностях кимоно. Однако это только общие представления. Кроме этого необходимо знать, из чего же, собственно, состоит кимоно - что необходимо создавать для полного костюма?
    На самом деле деталей не так уж мало. Так что кимоно - далеко не ограничивается одним лишь только "халатом". вот довольно полный список всего того. что входит в комплектацию костюма у мужчин и у женщин (слямзил с википедии )

    1. Нагадзюбан (или просто дзюбан). Это, так сказать - исподнее., то бишь нижнее нательное кимоно. верхнее кимоно очень сложно в чистке (просто так его не постираешь), поэтому нижнее кимоно призвано увеличить срок носки изделия.

    Однако этот дзюбан выполняет и некотоорую декоративную функцию - точнее не сам дзюбан а его воротник - он обязательно должен выглядывать из-под воротника самого кимоно. В большинсте случаев воротники сменные, что позволяет варьировать их цвет и подбирать их в тон основному кимоно. Для официальных кимоно - как мужских, так и женских - обычно воротник белый, но (особенно часто это можно встретить в случае с мужскими кимоно) иногда не только воротник, но и сам дзюбан может похвастаться довольно причудливыми расцветками, особенно если верхнее кимоно однотонное.

    2. Хададзюбан - это нечто вроде нижней майки, запахивающейся или сшитой. Одевается женщинами под уже упоминавшийся дзюбан.

    3. Сасоёке - тонкие панталоны, которые вместе с хададзюбаном поддеваются под дзюбан. Наверное, нечто вроде трусиков (хотя нет, это именно панталоны))). Да, носят их женщины.

    4. Хакама. Вот, добрались до второй более менее известной детали японского костюма. ТАк называемые юбка-брюки, состоящая из очень широких сшитых или раздельных штанин. Первоначало носилась только мужчинами, но с определенного времени стала вполне законным предметом и женского туалета.

    5. Хаори. Так сказать, накидка престижа. Ранее носилась только почтенными жителями и говорила о достойном положении своего хозяина. Кроме того, она длительное время оставалась элементом только мужской одежды, заняв место в женском гардеробе только в не столь отдаленную от нас эпоху Мэйдзи.

    6. Хаори-химо - тканая или плетеная полоса плотной материи, используемая для хаори в качестве пояса. Самым обычным для нее цветом является белый.

    7. Оби. ПОяс, которым подвязывается основное кимоно. Используется как мужчинами, так и женщинами. Вот только женский оби раз эдак в 3-5 шире мужского.

    8. Оби-итэ. Это обитая тканью тоненькая дощечка, которая призвана поддерживать сложную форму женского пояса оби.

    9. Датэдзимэ - более тонкий и более жесткий пояс, выполняющий свои функции в комплексе с оби.

    Ну а теперь разберемся с обувью..
    Есть сандалии гэта. Их носят как мужчины, так и женщины. Самое обычное сопровождение к повседневному юката.

    Но есть и сандалии-варадзи, которые носят преимущественно монахи.
    Изготавливаются они из соломы

    Еще один вариант сандалий - дзори. По своему внешнему виду они очень напоминают столь знакомые нам вьетнамки, только что сделаны не из резины.

    Нередко вместе с дзори носят спеицальные носки - таби, с отдельным большим пальцем.

    Ну и наиболее экстравагантной женской обувью можно назвать официальные церемониальные окоба - сандалии на высокой и несколько замысловатой платформе. Как видим, далеко в них не уйдешь, поэтму передвигаться приходится мелкими и осторожными шажками.

    Как видим, деталей не так уж мало. Поэтому даже самый простой комплект кимоно стоит не так уж дешево, а что остается говорить о традиционной церемониальной... Насколько удалось уловить - созданный по всем правилам комплект женской одежды стоит несколько десятков тысяч рублей (по некоторым источникам - даже сотен тысяч), так что неудивительно, что все это не по карману обычным любителям и увлекающимся японской культурой. ТАк что придется выпрямлять свои руки и шить, шить, шить.) Вот со следующих постов будем пытаться освоить эти премудрости.

Похожие публикации