Духовно-нравственное воспитание. Ребенок может иметь представление

Булдакова Т.Н., воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка» г. Абакана

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Hе бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.

Шалва Александрович Амонашвилли

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273 и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Воспитание с точки зрения нового национального воспитательного идеала ориентировано на достижение определенного образа человека, имеющего, приоритетное значение для общества в конкретно – исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Меняются времена, вводятся новые образовательные стандарты, но личность ребенка всегда стоит для меня на первом месте. В нашем образовательном учреждении приоритетным направлением является социально-личностное развитие Ребёнка через организацию образовательной деятельности осуществляемой в рамках программы «Растим юного гражданина» по модулям "Ребёнок-Благородный человек-гражданин", "Государство – это мы", "Наши права". Работа ведется с использованием педагогической технологии академика РАО Шалвы Александровича Амонашвилли, гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе (адаптированная программа «Школа жизни»).

Главной целью воспитания в концепции Ш. А. Амонашвили, является: воспитание Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина, а также, становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств. Что не только не противоречит новому закону «Об образовании в Российской федерации» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольного образования, а позволяет решать поставленную государством задачу по духовно-нравственному воспитанию детей уже с раннего возраста, через реализацию части образовательной деятельности, предусмотренной Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования на это отводится сорок процентов. Вести детей по лестнице духовного становления личности мне помогает гуманная педагогика.

Основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.

Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.

Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.

Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.

Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротой.
Любовь воспитывается любовью.
Радость воспитывается радостью.
Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.
Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.
Воображение ничто в сравнении с жизнью.
Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.
Жизнь это шанс - не упусти его.
Жизнь это красота - удивляйся ей.
Жизнь это мечта - осуществи её.
Жизнь это тайна - разгадай её.
Жизнь это трагедия - выдержи её.
Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её.

Дети не готовится к жизни - они в ней живут. Реализация гуманной педагогики предусматривает включение в образовательный процесс специально организованную деятельность с детьми. Такую как: чтение детям философских сказок из книги А. Андрианова «Философия для детей», в которой, знакомство детей с таким чувством как любовь происходит с использованием сказок «Фиалка и подснежник», «Любите друг друга всегда». А так же дети узнают о благородстве через сказки «Испугался, или нет?», «Благородный олень». Тематика непосредственно образовательной деятельности также имеет большое разнообразие «Горячее сердце», «Дружить надо уметь», «Семейное древо», «Мамочке любимой песенку поем» и другие.

Таким образом, система гуманно-личностного подхода вдохновляет меня на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления становится высокая духовность: воспитателя, ребенка, родителей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Образовательный процесс строится на принципе интеграции разных видов деятельности и форм работы с детьми:

Непосредственно образовательную деятельность;

Совместную деятельность воспитателя с детьми;

Деятельность в ходе режимных моментов.

Работа с родителями предусматривает активное участие в создании книжек – малышек совместно с детьми дома по темам НОД и пополнении детской библиотеки группы. Эта работа обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Цель: формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста как предпосылки их успешной социализации в демократическом обществе.

Задачи:

Приобщение детей к общечеловеческим, национальным ценностям, в том числе ценностям демократического общества.

Формирование первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.

Развитие эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

Формирование предпосылок активной гражданской позиции ребенка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

Становление в Ребенке Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина.

(подготовительная группа)

«Добротолюбие, сердцеведение и человечность»

сентябрь

Что такое красота и для чего она нужна

    Д/и «Сравни» (красивое и безобразное)

    Чтение «Красота души» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика « Щебетание птиц» (лёжа на ковре)

    Арт. Упражнение «Красивый букет»

О красоте внутренней и внешней

    ТРИЗ «Что было бы, если…»

    Чтение «Красивая лягушка и безобразный пёс» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «1,2.3.4.5»

    Арт. Упражнение «красивый поступок»

Культура – красота, создаваемая человеком

    Д/и « Красивые места в нашем городе» (по картинкам и фотографиям)

    Чтение «Дом высокой культуры» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Пальчиковая гимнастика «Кто живёт под потолком»

    Арт. Упражнение «Самое красивое место в городе»

Красота мечтаний о будущем

    Д/и «Моя мечта»

    Чтение «Холмик и звезда» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка (по желанию детей)

    Арт. Упражнение «Я мечтаю…»

октябрь

Что такое милосердие

    Чтение «Два облачка» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи по другому»

    Подвижная игра «Море волнуется раз»

Милосердие и сострадание

    Эвристическая беседа «Милосердие и сострадание»

    Чтение «Доброе преступление» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Арт. Упражнение «Лучики добра»

О полезности прощения

    Д/и «Простить – значит?»

    Чтение «Болезнь непрощения» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Руки кверху поднимаем»

    Арт. Упражнение «Обитатели озера»

Дружба и умение быть другом

    Д/и «Найди друга»

    Физкультминутка «По выбору детей»

    Арт. Упражнение «Портрет друга»

Ноябрь

Искренность и прямота

    Д/и «Искренние слова»

    Чтение «Почему же не поругали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Шёл по мостику петух»

    Творческое задание «Честные цветы»

    Чтение «Дворец врулей» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи наоборот»

    Физкультминутка «Топ – топ»

    Арт. Упражнение «Правдивое сердце»

Честность

    Эвристическая беседа «Прямота и откровенность»

    Чтение «Как искренность маленькие чудеса творила» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Пальчиковая игра «Тра-та-та»

    Арт. упражнение «Впечатления по прочитанному»

Враньё и лживость

    Д/и «Объясни, как понимаешь»

    Чтение «Вежливый цветок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Творческое задание «Честный поступок»

Декабрь

Трудолюбие и праздность

    Д/и «Назови профессию»

    Чтение «Труд, развлечение и безделье» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Рыбки»

    Арт. Упражнение «Что нужно для труда?»

Значение труда

    Объясни пословицу «Терпение и труд-всё перетрут»

    Чтение «Как Павлика по телевизору показали» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Жук»

    Творческое задание «Урок труда»

Вред безделья

    Чтение «Два мохнатых приятеля» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Рано утром я встаю»

    Д/и « Кто быстрее соберёт»

    Арт. Упражнение «Рисунок по прочитанному»

Творчество в работе

    Д/и «Давай пофантазируем»

    Чтение «Двигатель, который работать не любил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика « В лесу» (лёжа на ковре)

    Арт. Упражнения «Мой вечный двигатель»

Январь

Вежливость

    Д/и «Продолжи ряд»

    Чтение «Как вежливый поступок жизнь спас» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Подвижная игра «Говорящие часы»

    Арт. упражнение «Вежливый человек»

Важное средство примирения

    Чтение «Чудище с двумя головами» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Красивые поступки»

    Арт. Упражнение «Ласточка и слон»

Чуткое отношение к другому

    Д/и «Члены семьи»

    Чтение «Три дерева» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

    Арт. Упражнение «Моя семья»

Вежливые слова

    Чтение А.Н Толстого «Вежливое слово»

    Д/и «Скажи 10 вежливых слов»

    Физкультминутка «С любовью к маме»

    Арт. Упражнение «Цветок вежливых слов»

Февраль

Уроки дружбы

    Д/и Признаки настоящей дружбы»

    Чтение «История о короткой дружбе» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Подвижная игра «Куда иголка, туда и нитка»

    Арт. упражнение «Друзья»

Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

    Чтение «Сладость для сердца» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    ТРИЗ «Что было бы, если…»

    Творческое задание «Сделай подарок для самого слабого»

Что посеешь, то и пожнёшь

    Объясни пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь»

    Чтение «Как кактус своё получил» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика «Сосулька»

    Арт. упражнение «Злой кактус»

С кем поведёшься, от того и наберёшься

    Объясни пословицу «С кем поведёшься, от того и наберёшься»

    Чтение «Плохой пример заразителен» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Психогимнастика «Два друга»

    Арт. упражнение «Только хорошее»

Март

Уроки мужества

    Чтение «Последний зайчонок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи наоборот»

    Физкультминутка «Мой весёлый звонкий мяч»

    Арт. упражнение «Смелый заяц»

Мужество – бесстрашие души

    Д/и «Назови известных богатырей»

    Чтение «Чем же чудище победить?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Тик-так»

    Творческое задание «Наклей богатырей»

Выдержка и самообладание

    Эвристическая беседа «Умение владеть собой»

    Чтение «Почему для медленной змеи быстрая крыса – лёгкая добыча?» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Подвижная игра «Змейка»

    Арт. упражнение «Терпеливая змея»

О страхах и о том, как их победить

    Чтение «Поджаривание страшилок» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Что я боюсь»

Апрель

Воображение – творчество ума

    Д/и «Придумай конец истории»

    Чтение «Стоять в углу интереснее, чем смотреть мультики» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Алые цветки»

    Арт. упражнение «Моё воображение»

Любовь к природе

    Д/и Живая и неживая природа»

    Чтение «Сумасшедший лес» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Игра – имитация «Насекомые»

    Творческое задание «Природный коллаж»

Мудрость

    Д/и «Дуб мудрости»

    Чтение «Разумная середина и глупая крайность» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Самолёты»

    Арт. упражнение «Кто не знал меры?»

Любовь – самое прекрасное чувство человека

    Д/и «Кого мы любим?»

    Чтение «Фиалка и подснежник» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Ягода»

    Творческое задание «Кого я люблю»

Материнская любовь

    Чтение «Бьющий гром» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Скажи ласково»

    Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так»

    Арт. упражнение «Для мамы»

    Д/и «Горячее и холодное»

    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Физкультминутка «Лошадка»

    Арт. упражнение «Счастливый человек»

Гостеприимство

    Д/и «Я встречаю гостей»

    Чтение «Подарок Деду Морозу» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Чтение «Рассказ о горячем и холодном сердце» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Арт. упражнение Сервируем стол»

Короткое настоящее и долгое будущее

Мониторинг

    Чтение «Шаль, которая туманила всем головы» (М. А. Андрианов «Философия для детей)

    Д/и «Расскажи о Роме»

    Творческое задание «А как бы я поступил»

Результаты

Ребенок может иметь представление:

    О духовно-нравственных и общечеловеческих ценностях личности, таких как: совесть, любовь, вера, надежда, жизнь, истинна, добро, красота и другие;

    О нравственных качествах как основе гражданской позиции: человечность, духовность, сострадание, толерантность (терпимость), вежливость, доброжелательность, честность, любовь к ближнему, миролюбие, ненасилие, благородство, честь, достоинство;

    Об отдельных произведениях литературы, искусства и наиболее известных представителях художественной культуры родного края и России (писателях, художниках, изобретателях).

Тематическое планирование деятельности с детьми

подготовительной группы

«Растим юного гражданина»

сентябрь

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

    Чтение стихов Е. Серовой «Мы с мамой делали конфеты», «Не терпит мой папа безделья и скуки», Р. Гамзатова «У меня есть дедушка», Н. Голя «Ладушки, где были у бабушки»

    Физкультминутка «1,2,3,4,5»

    Рассказы детей о своей семье

Родной дом

    Рассматривание семейных фотографий

    Д/и «Объясни пословицы « Не нужен и клад, коли в семье лад», «Мой дом – моя крепость»»

    Д/и «Скажи ласково»

    Физкультминутка «Физкультминутка «С любовью к маме»

    Чтение стихов о родном доме

Пожилые люди

    Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

    Д/и «Объясни пословицы «Как аукнется, так и откликнется» и «Что посеешь, то и пожнёшь»»

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

    Арт. упражнение «Мой дедушка» (моя бабушка)

Моя родня

    Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»

    Д/и «Подбери синоним»

    Чтение рассказа В. Драгунского Моя сестра Ксения»

    Физкультминутка «Поднимаем плечики»

    Д/и «Скажи ласково»

Октябрь

    Что такое детский сад?

    Экскурсия по детскому саду

    Д/и «Продолжи ряд»

    Д/и «Что нужно для…?»

    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

    Арт. упражнение «Мой детский сад»

Мой воспитатель

    Чтение стихотворения «Утром, прощаясь с мамой»

    Д/и «Как зовут?»

    Д/и «Продолжи ряд» (чему учит)

    Арт. упражнение «Детский сад моей мечты»

Кто заботится о нас?

    Д/и «Волшебные конверты» (с фотографиями работников дет. сада)

    Рассказы детей о работе этих людей

    Физкультминутка «Алые цветки»

    Д/и «Д/и «Чья работа важнее?»

Наш уголок природы

    Д/и «Что это?»

    Д/и «Найди отличия и сходства»

    Труд в природном уголке (полив, рыхление, уборка сухих листьев, протирание листиков)

    Арт. упражнение «Любимый комнатный цветок»

Ноябрь

В уголок леса

    Экскурсия на свой участок

    Д/и «Найди отличия» (деревья и кустарники)

    Д/и «Загадки» (о деревьях)

    Подвижная игра «Выше ноги от земли»

    Чтение стихов о природе

Природа России

    Рассматривание карты России и иллюстраций с изображением разнообразной природы России

    Эвристическая беседа по экосистемам

    Подвижная игра (по желанию детей)

    Д/и «Разложи правильно»

Природа других континентов

    Путешествие с глобусом

    Д/и «Найди отличия»

    Чтение географической энциклопедии

    Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

    Арт. упражнение «Где бы я хотел оказаться»

Миру – мир!

    Д/и «Путешествие по разноцветной земле»

    ТРИЗ «Что было бы, если…»

    Чтение стихов по теме

    Психогимнастика «Выйди к свету»

    Арт. упражнение «Мир на всей планете!»

Декабрь

Моя малая Родина

    Фотовыставка «Наша Хакасия»

    Чтение стихов о Хакасии

    Физкультминутка «Рыбки плавают в воде»

    Арт. упражнение «Моя Хакасия»

Россия, её столица, символика.

    К нам в гости прилетел инопланетянин

    Д/и «Основные символы нашей страны»

    Чтение стихов о Москве

    Физкультминутка «Алые цветки»

    Д/и «Прогулка по Москве» (найди подходящую картинку)

Берёза-символ России

    Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины

    Чтения стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

    Пословицы о Родине

    Пение песни «Во поле берёзка стояла» и ведение хоровода

    Арт. упражнение «Берёзонька»

Русский и хакасский национальный костюмы

    К нам в гости пришли две куклы в национальных костюмах

    Д/и «Найди отличия»

    Чтение русских потешек и хакасской сказки

    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

    Арт. упражнение «Элементы русского и хакасского костюмов»

Январь

Культура и традиции России

    Эвристическая беседа о русском народном фольклоре

    Д/и «Что это за народный праздник?» (Пасха, Масленица, Троица и т.д.)

    Игра «Карусель» (с лентами)

    Арт. упражнение «Любимый народный праздник»

Рождество Христово, рождественские посиделки

    Чтение стихов о Рождестве

    Знакомство детей традицией празднования православного праздника

    Разучивание и пение песни «Рождественская ёлка! С хороводом

    Игра «Маша, ты где?»

Вот так конь!

    Эвристическая беседа о народной игрушке

    Д/и «Что за мастера?» (по картинкам-карточкам)

    Чтение стихов и потешек (с имитацией движений по текстам)

    Арт. упражнение «Полюбившаяся игрушка»

Русские матрёшки

    Д/и «Сундучок добра»

    Д/и «Загадки»

    Чтение энциклопедии о первой разъёмной игрушке-кукле

    Подвижная игра «Матрёшки и мышь»

    Арт. упражнение «Укрась матрёшку» (аппликация)

Февраль

Ладушки в гостях у бабушки (устное народное творчество)

    В гости к бабушке (в группе макет русской избы)

    Пальчиковая игра «Десять внучат»

    Разучивание песни-танца «Мы весёлые матрёшки»

    Чтение потешек

    Игра «Мыши водят хоровод»

Русские и хакасские богатыри

    Эвристическая беседа «Богатыри русской и хакасской земли» (с остановками для вопросов и рассматривания иллюстраций по теме)

    Физкультминутка (по выбору детей)

    Арт. упражнение «Богатырь»

Наша родная

    Рассматривание и чтение плакатов по теме

    Д/и «Дай полный ответ»

    Чтение рассказа А.Миняева «Почему армия родная?»

    Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

    Арт. упражнение «Смелый поступок»

Будущие защитники

    Д/и «Отгадай загадки»

    Д/и «Определи вид вооружённых сил»

    Эстафеты (три команды): «Составь слово», «Санчасть», «Меткий стрелок», «Пройди сквозь ущелье»

    Чтение стихов об Армии

Март

Наши отношения (культура общения мальчиков и девочек)

    Эвристическая беседа по теме (с остановками для вопросов)

    Разбор правил на конкретных примерах из жизни (рассказы детей)

    Физкультминутка «Птички весело летали»

    Д/и «Скажи антоним»

    Разыгрывание небольших сценок

Страна вежливости

    Путешествие в Страну вежливости

    Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте»

    Д/и «Объясни»

    Пальчиковая игра «Волк и лиса»

    Арт. упражнение «Вежливое слово» (аппликация)

Учимся правильно разговаривать

    Слушаем запись одновременно-разговаривающих людей

    Д/и «Правила ведения диалога»

    Этическая зарядка «Минутка тишины»

    Проигрывание ситуаций (по ролям)

Правила, по которым мы живём

    Д/и «Зачем нужны правила?»

    Эвристическая беседа «Умения и навыки поведения в обществе»

    Игра «Правильно - неправильно» (с карточками-картинками)

    Д/и «Продолжи ряд»

Апрель

Мы все разные, но мы все равны

    Путешествие по глобусу и карте мира

    Игра «Спиной друг к другу»

    Рассматривание плаката с изображением людей трёх рас

    Подвижная игра «Пока горит фонарь» (две команды)

    Д/и «Как бы ты поступил?»

Я выбираю сам

    Эвристическая беседа «Умение делать разумный выбор, не в ущерб другим» (с остановками для вопросов)

    Д/и «Громко - тихо»

    Пальчиковая игра «Жили были три пингвина»

    Рассказы детей из собственного опыта

Декларация прав человека и конвенция о правах ребёнка

    Знакомство с содержанием важнейших международных законов

    Д/и «Права ребёнка»

    Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

    Д/и «Правильно – неправильно»

О правах - играя

    К нам в гости пришла Баба-яга

    Игра «Эхо»

    Д/и «Равные права»

    Физкультминутка «Все кто хочет быть здоров»

    Арт. упражнение «Цветы для Бабы-яги»

День Победы

    Чтение стихов о 9 Мае

    Эвристическая беседа «Этот День Победы порохом пропах!»

    Просмотр документального фильма о героях Хакасии

    Физкультминутка «Весенний лес»

    Арт. упражнение «День Победы»

Каждой вещи – своё место

    Чтение стихотворения «Маша – растеряша»

    Д/и «Правила вещей»

    Д/и «Что изменилось?»

    Физкультминутка «Самолёты»

    Д/и «Правила нашей группы»

Вербное воскресенье

    Эвристическая беседа о вербном воскресенье (с остановками для вопросов)

    Д/и «Православные праздники» (по картинкам)

    Физкультминутка «1, 2, 3, 4, 5»

    Арт. упражнение «Веточка вербы»

Досуг моей семьи.

    Д/и «Кто меня позвал?»

    Д/и «Круги Эллера»

    Фотовыставка «Традиции моей семьи» (с коротким комментарием ребёнка)

    Физкультминутка «Как живешь?»

    Арт. упражнение «Моя семья»

Результаты

Ребенок может иметь представление:

    О конституции своей страны;

    О Конвенции о правах ребенка;

    об основных правах и свободах человека и ребенка (свобода выбора, право использовать разные религии, право на образование, право на труд, право на защиту и другие);

    о правилах и законах;

    о ценностях демократического общества;

    о выборах и избирательных праве;

    о гражданской ответственности.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273.

2. Ш.А. Амонашвили. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

3. Ш.А. Амонашвили. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Издательство: Международный центр Рерихов, 2002.

4. Растим юного гражданина: программа становления основ гражданской – правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста / сост. И. И. Гончарова, А. В. Крайсветняя, О. И. Шадрина. 2011.

5. Философия для детей в сказках и рассказах: пособ. По воспитанию детей в семье и школе / М. А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2012.

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

«Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников»

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Традиционными источниками нравственности являются:

Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

Традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню ду-ховности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просве-щения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, со-вершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возмож-ности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих спе-цифических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизнен-ные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

Развитие опыта нравственного поведения;

Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

Периодически проводить часы нравственности

Развивать командные чувства у ребёнка

Учить уважать чужое мнение

Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Некоторые направления и формы воспитательной деятельности:

Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

Уроки России.

Уроки толерантности.

Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

Уроки Мужества.

Уроки нравственности.

Встречи с интересными людьми.

Научно-практические конференции.

Путешествия по родному краю (экскурсии).

Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.

Встреча с ветеранами, членами Кавалеров ордена Александра Невского, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу. Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы. Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны. В школе могут проводиться праздники: День знаний, день пожилого человека, день единения и согласия, День Конституции, день толерантности, Рождество Христово, День Защитника Отечества, Масленица, День Победы.

Работа с родителями:

  1. беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания.
  2. проведение тематических родительских собраний.У учащихся появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.
  3. Такую целенаправленную деятельность надо осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.
  4. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. За утратой нравственных ценностей как следствие к судьбе своей страны. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.
  5. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Духовно-нравственное воспитание личности.

Ушакова Надежда Николаевна,

заместитель директора по ВР

МОУ "СОШ №16"

г. Подольска

Московской области

г. Подольск


Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) .

В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного". "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало , к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести".

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России , о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения , утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление , представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации

Духовно-нравственное развитие осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.


Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский,

Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации.

С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми . Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности.

Список использованной литературы :


  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М., 1979

  2. .Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988.

  3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1979.

  4. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 1994.

  5. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания в школе. М., 1980.

  6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.М., 1985.

  7. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб., 1998.

  8. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 1991.

  9. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С.М., 1998.

  10. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности . Итоги социологического исследования. М., 1999.

  11. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г.Н. Филонова. М., 2000.

Педсовет: «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности».

Цель : мотивация деятельности педагогического воспитания в современных условиях.

Повестка дня

    Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях

    Основы нравственности у младших школьников и школьников подросткового периода.

    Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

    Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

Ход педсовета

1. Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности , а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.

В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., - а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации

Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.

Личностные характеристики выпускника:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

2 . Основы нравственности у младших школьников.

(выступление учителей начальных классов)

3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

(выступление учителей - предметников)

4.Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

(выступления классных руководителей)

Проект решения педагогического совета

«Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности»

Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений «группы риска», банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах.

Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета. Обобщить опыт работы на методических объединениях, семинарах, педсоветах.

Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.

Похожие публикации