Время и малыш. Сказка про время

Видели ли вы, дети, старинные часы? Такие толстые, неуклюжие с заводным механизмом, а не на батарейках, как сейчас. Почтенные и серьезные они еще висит где-то в старых домах, сохраненные бабушкой или дедушкой, и верно показывает нам время. Не то что эти современные маленькие, плоские, электронные часики, которые часто уныло молчат и то с лени, или с неохоты останавливаются именно тогда, когда нам необходимо знать время.

Так вот, именно такие почтенные, старенькие и трудолюбивые, честные и старательные часы с заводным механизмом висели у Степкиного дедушки в спальне. Степа всегда слышал тяжелый ход - тик-так. Мальчику было очень интересно, как идет то Время там, внутри, и можно ли его остановить. Но в дедушкину спальню он никогда не заходил.

Степа, быстрее! Степа, пока ты сидишь и ничего не делаешь Время идет, оно не стоит на месте. Оно проходит мимо тебя, а ты его зря тратишь.

День в день одно и то же. Степа упорно тратил время и мог час одевать брюки, чтобы пойти на улицу. И бывало даже так, что уже и солнце заходило, пока он соберется.

Однажды, когда никого не было дома, Степа играл машинкой и она, проехав весь коридор, заехала прямо в дедушкину спальню через приоткрытые двери. Что же делать? Долго колебался Степа, заходить ли без разрешения в дедушкину комнату и решил, что ничего же плохого не случится. Нужно только взять машинку и выйти. Степа зашел и сразу вздрогнул. Большие старые часы именно тогда отбивали шесть часов вечера. Важно и твердо.

Мальчик оглянулся в поисках машины. Она заехала аж под шкафчик, над которым висели старинные часы. Степа подошел близко к часам и от любопытства или от восторга не мог уже отвести от них взгляд. Изготовленные очень давно умелыми мастерами, часы были действительно очень красив выгнутыми стрелочками, вырезанной крышкой, причудливыми цифрами на циферблате.

«Они, видимо, еще старше дедушки», - подумал мальчик. Степа прикоснулся к холодному стеклу. «Вот бы мне узнать, как они идут? Как же попасть туда, внутрь?» И вдруг, дверцы часов открылась и Степа, не сумев оторвать руки от двери, начал уменьшаться и, став величиной с орех, повис на ручке, крепко держась, чтобы не упасть.

Чьи-то руки подхватили его и потащили внутрь.

Привет, я Тик а это - Так, - маленькие и худенькие мальчики, как стрелочки, стояли перед Степкой. - Ты хотел увидеть само Время? Мы его дети.

Как интересно! Неужели я действительно внутри часов? Тех старинных, дедушкиных? Ой, ребята! Пойдем играть. Я сам играл, а теперь с вами буду.

Нет, мы не можем играть. Ты должен идти с нами, потому что мы никогда не останавливаемся, а по дороге мы все расскажем. Согласен?

Ладно. Я с вами! А что это за девочка впереди бежит?

Это наша младшая сестренка Секундочка. Она быстрее нас идет в шестьдесят шагов. А еще мы познакомим тебя с отцом Временем. Он также постоянно идет. Еще ни на минуту не остановился. Время и твой дедушка - давние и искренние друзья.

Так вот почему дедушка так вовремя все делает. Ни минуту не потратит. Все у него расписано по минутам, и он всегда везде успевает! - догадался Степа.

А ты разве не знал?

Нет, даже не догадывался. Но и забавно вы идете - один шаг Тик, один Так. Как же так можно?

А мы и не замечали. Мы всегда так идем.

Ой, ой! - послышалось вдруг впереди. - Беда сейчас случится!

Это Секундочка. Что-то, наверное, произошло. Бежим!

Степа вместе с мальчиками прибежали к Секундочке. Она дрожала и была очень взволнована и пристально смотрела сквозь стекло часов, через окно на улицу, людей и машины.

Смотрите! Девочка выдернула руку от мамы и выбежала на дорогу. А там же машины!

А откуда ты знаешь, что может случиться беда А может и не случится. Может, машины объедут девочку? - Степа хотел успокоить друзей.

Знаю. Мы в школе очень хорошо учим математику. А у меня самые лучшие оценки по математике. Я все посчитала. И скорость, и расстояние, и время. Ой, беда случится!

Что это? - послышалось сзади.

Это - Время, - зашептались мальчики. - Сейчас мы тебя с ним познакомим. Будь вежлив.

Добрый день, господин, - поздоровался мальчик, как только Время поравнялся с ним.

Добрый. Это ты тот парень, который меня теряет?

Я больше не буду, - склонил голову Степка.- А Вы и есть то большое, знаменитое Время?

Да, это я. Будем теперь друзьями, - улыбнулся приветливо старый Время. Что здесь за шум?

Секундочка подсчитала, что с девочкой, которая выбежала на дорогу, случится беда. На нее наедет грузовик, - наперебой рассказывали Тик и Так.

Беда говорите?

Да, большая беда. Позвольте мне остановить время на одну секундочку, чтобы все исправить. Этого никто не заметит. Одна секундочка очень маленькая. А наш новый друг Степа за эту секунду отведет ребенка к маме. И все будет хорошо.

Хорошо, секундочка, я разрешаю тебе это сделать. Останавливай!

Секундочку мгновенно вынула из кармана маленькую золотую стрелку и, махнув ней и сказав только ей известные волшебные слова, остановила мгновение. Все замерло: и машины, и люди на улице. А Степа тем временем быстренько выскочил на дорогу и, схватив девочку за руку, отвел к маме. И так же быстро вернулся.

Вот и все. Вот и хорошо. Девочку мы спасли, - Секундочка снова махнула стрелочкой, и время восстановило ход.

Молодцы дети, и ты также, Степа. Вижу, хороший ты парень и времени больше не будешь тратить.

Обещаю. Не буду тратить, - заверил мальчик. - Никогда...

Степа, просыпайся! Ты как здесь оказался? - говорил дедушка, поглаживая мальчика по головке.

Степа проснулся. Он лежал на дедушкиной кровати и был уже совсем не маленьким, а рядом не было ни Тика, ни Така и Секундочки не было. Только в руках осталась маленькая золотая стрелка, подаренная Секундочкой. Та самая, которой она остановила время, чтобы отвести беду.

Ой, дедушка, такое приключение!

Что случилось?

Да... некогда говорить, мне еще нужно игрушки сложить. Время ведь не ждет, оно идет.

Дедушка удивленно посмотрел на внука.

Да, Степа. Все верно. Оно не будет ждать.

С того дня Степа все делал умело, старательно и не опаздывал, чтобы не тратить Время зря.

Когда с нами случается какая-нибудь неприятность, мы сожалеем, что время нельзя повернуть вспять, вернуться назад и все исправить. Еще с незапамятных времен человечество борется с невидимым врагом и никак не может его победить. Время отнимает у нас короткие и бесценные мгновения счастья, растягивает на целую вечность тоску и страдание. Оно проносит мимо нас детские годы, дает лишь слегка насладиться молодостью. Только человек начинает понимать, для чего живет, как срок жизни истекает. Еще никому не удалось одержать победу над этим врагом, и сколько будут жить люди на земле, они будут пытаться победить время.

На самом деле время, напротив, помогает нам, оно ведет своих детей, которых само же и породило, по затерянному миру. И в свой срок у каждого из нас есть именно то, что нам нужно. Мы получаем свой мир пустым и чистым, время разрешает нам наделать глупостей, тем самым наполнить жизнь смыслом. Потому, что пока человек исправляет свои ошибки, его существование значимо, ради этого мы и живет. Остальное время, называемое старостью, дается в подарок, чтобы успеть раскаяться в содеянном и искупить свою вину.

Не смотря на постоянную вражду, все-таки, некоторым людям удается подружиться со временем, а другие, напротив, – никак не могут с ним поладить. Мы часто удивляемся, почему у кого-то все получается, а у нас нет? Как только мы ни стараемся, как ни колготимся, а времени все равно ни на что не хватает.

Такая же беда была с одним мальчика, звали его Тубан. Он никогда ничего не успевал. Соседи и друзья часто смеялись: «Да ты, наверное, со временем поссорился!», «Тебе время на ногу наступает, бежать мешает!».

Тубану было обидно слышать такие насмешки. Ведь он ничего плохого не делал, ничем от остальных людей не отличался, а все равно ничего не успевал. Бедняжка везде опаздывал, и ему вечно ничего не доставалось. Однажды мальчик вместе с другими ребятами клеил поделку. Намазал клеем бумагу, а пока разбирался, что к чему приклеить, уже все высохло. Ребята опять начали дразнить Тубана: «Ты думал, клей будет ждать тебя вечно? Он в отличие от тебя вовремя засыхает!» Рассердился мальчик, побросал все и пошел искать время, чтобы выяснить, почему оно так к нему относится. А где искать время? Там, где оно живет. А где оно живет? В часах, конечно. Пошел мальчик в часовую мастерскую, и говорит мастеру:

Мне нужно поговорить со временем.

А о чем ты хочешь с ним поговорить? – спрашивает мастер.

Я ничего не успеваю, все надо мной смеются и говорят, что я со временем поссорился. Вот я и хочу выяснить, за что оно на меня сердится.

Ах, вот в чем дело, – усмехнулся старик. – Ну, время, сейчас занято, ему некогда с тобой разговаривать. Но я смогу вас помирить.

Правда? – обрадовался мальчик. – А что для этого нужно сделать?

Я скажу, но учти это не просто, и за один день не справиться.

Я согласен! – закричал мальчик.

Старик посмотрел на мальчика и хитро прищурил глаза.

Первым делом, ты должен познакомиться со временем. Возьми вот эти волшебные часы. Они необычные. У них нет минутной стрелки, а только часовая. Но время они показывают правильно. Теперь слушай внимательно. Чтобы время с тобой не ссорилось, тебе нужно сегодня лечь спать ровно в девять часов вечера. А завтра ровно в семь проснуться и уже к восьми быть здесь. Все запомнил? Смотри не опоздай, как только ты задержишься, время окончательно с тобой поссориться и больше никогда не простит.

Мальчик поблагодарил мастера и помчался домой. Он постоянно смотрел на часы и следил за стрелкой, которая медленно-медленно, едва заметно двигалась от одного числа к другому. Как только она показала девять часов вечера, мальчик лег спать. Родители удивились, что их сын впервые лег спать вовремя. А когда он проснулся в семь утра, они и вовсе потеряли дар речи. Тубан сильно хотел познакомиться со временем, поэтому в назначенный час он пришел в часовую мастерскую. Мастер ожидал его на пороге. Он посмотрел на часы и сказал:

Ну, вот я смотрю, вы со временем уже и познакомились? – мальчик кивнул в ответ старику. Тот задумчиво посмотрел по сторонам. – Сегодня, у тебя будет второй день испытания. Сначала ты должен за три часа успеть подмести пол в моей мастерской, а время со стен будет наблюдать за тобой. Сейчас ровно восемь, ты должен закончить в одиннадцать. У меня тут ровно три комнаты. На каждую по часу. Начни с самой маленькой, а закончи в самой большой.

Старик дал мальчику веник, а сам пошел принимать заказы. Тубан принялся подметать пол. Ни на минуту его не оставляло ощущение, что за ним кто-то наблюдает. Стоило ему поднять глаза, как со стен на него смотрели усатые, строгие лица. Через полчаса в комнату вошел часовщик.

Тубан, мой мальчик, уже прошла половина часа, а ты еще не подмел половину маленькой комнаты, тебе нужно поторопиться, другая комната еще больше.

Мальчик стал мести немного быстрей, и к концу первого часа закончил подметать полы в первой комнате. Когда закончилась половина второго часа, Тубан подметал полы во второй комнате и снова в назначенный срок в комнате стало чисто, несмотря на то, что она была больше первой. Ровно в десять мальчик вошел в третью комнату, и начал убирать ее еще быстрее, чем вторую. Старик пришел в мастерскую ровно в одиннадцать часов и увидел, что Тубан справился с заданием. Он похвалил мальчика, сказал, что время очень довольно его работой и в награду за старания, он дарит ему волшебные часы, но завтра он ждет мальчика у себя снова ровно в восемь часов утра.

Тубан побежал домой, целый день он помогал родителям по хозяйству, и постоянно посматривал на волшебные часы. Как только они приблизились к девяти часам вечера, мальчик пошел и лег спать. На следующий день он снова пришел в мастерскую ровно в восемь часов утра. На этот раз часовщик дал ему новое задание.

Перед тобой лежат четыре ящика с механизмами, тебе нужно успеть проверить их за два часа. Рабочие механизмы, которые тикаю, нужно отложить в большую коробку, а неисправные в ящик для запасных частей. Сегодня я не стану тебе подсказывать, как распорядиться временем, ты сам должен сообразить и рассчитать свои силы, чтобы успеть вовремя.

Попробую, - вздохнул мальчик.

Тубан принялся заводить механизмы и слушать тиканье часов. Мальчик был не глупым и сообразил, что с каждой коробкой он должен справиться за один час. Поэтому, через тридцать минут он перебрал уже половину первого ящика. Когда до конца отведенного времени осталось пять минут, уже все задание было выполнено. В комнату вошел старик.

Ты хорошо справился со своей работой, время подружилось с тобой, но помни, ты не должен забывать о нем и для этого всегда смотри на часы. Они тебе подскажут, когда нужно поспешить, а когда и подождать.

Этот день был самым счастливым в жизни мальчика. Тубан навсегда запомнил наставления старого часовщика и каждый раз посматривал на часы, которые подсказывали ему что делать.

Нравится

Сказка участвовала в конкурсе: Бабушкины сказки

Валентина Юденко
Сказка о частях суток «Четыре принцессы»

Математическая сказка «Четыре принцессы »

Давным-давно, в одной сказочной стране на высокой , высокой горе в прекрасном замке жили четыре принцессы . Они были родными сестрами, но такими разными, что все вокруг только удивлялись. Одна принцесса любила тишину , ей нравилось часами сидеть у окна и смотреть на темное звездное небо, она любила все черное, одевалась в черные наряды. Вторая принцесса любила трудиться , она была отличной швеёй и всегда сшила платья только из нежно голубого шелка, так как голубой был ее самым любимым цветом. Третья принцесса была жизнерадостной танцовщицей, ее радовали светлые тона и белые нарядные одежды. А последней четвертой принцессе нравились спокойные игры, занятия, поэтому она часто брала краски , уходила в свою комнату и часами рисовала фиолетовые картины. Ее платья, костюмы всегда были фиолетового цвета.

Сестры часто ссорились между собой, так как не могли найти общее занятие. Если третья принцесса радовалась ярким лучам солнца и весело танцевала, то первая, ворча, зашторивала окна и просила тишины. Четвертую принцессу раздражали звуки швейной машинки и голубой цвет, а вторую печалили черные одежды ее сестры.

Долго бы это продолжалось, если бы не волшебник Сутки, который жил по соседству и наблюдал за ними каждый день. Волшебнику Сутки надоело смотреть на их ссоры, он призвал их к себе и сказал : «Вы достаточно ссорились, а сейчас я вас заколдую, и оживать вы будете по очереди. Первую принцессу я назову Ночь . Когда наступит твое владение, то все вокруг будет черным, все будут спать, отдыхать, только звезды на небе будут ярко светить. Следом за принцессой Ночь будет оживать принцесса Утро , в это время все будет голубого цвета, все будет пробуждаться к действию и движению. После будет оживать третья принцесса , ее имя День. Днем все становится белым, светлым, радостным, все начинает работать, петь, играть, танцевать. И последней будет Принцесса Вечер , она окутает все в фиолетовый цвет, все здесь затихает, успокаивается готовиться к отдыху и сну. А затем снова все пойдет по кругу. И так будет всегда!» Взмахнул волшебник своей палочкой и с тех пор принцессы оживали по одному друг за другом в четком порядке. Наступала черная Ночь, за ночью пробуждалось голубое Утро, за Утром наступал белый День, за Днем спокойный, тихий фиолетовый Вечер и опять за Вечером была Ночь и так все по кругу. И все остались довольны. Тут и сказочке конец , а кто слушал – молодец!

Данный материал поможет родителям, учителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о часах.

Что же такое время?

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении - от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой - рекой времени.

Давайте немного поразмышляем о времени.

Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает?
Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают".
Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" - заметили люди.
Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь". Почему так говорится? - Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.
Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.
Прочитайте сказку о мальчике и времени - сказка "Время и малыш".

Время и малыш
Сказка про время

Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.
Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы - настоящий человек!

Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.

"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! - думало Время. - Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".

Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.
Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.

Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!
Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.

Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.
- Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?

Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.
Время так и сделало.

Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.
- На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!

Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.
Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.

Ай! Пошел дождь! - воскликнул ребенок.
- Нет никакого дождя, тебе просто показалось, - заметила его подруга, и они продолжали играть.

Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.

Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.

Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.
Как много всего интересного пройдет мимо него!

Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"

Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.
- Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!

Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.

Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

Прежде чем объяснять ребенку как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:
Что такое сутки?
Что такое по часовой стрелке и против часовой стрелке?
История часов или какие бывают часы?

Что такое сутки?

Поговорите с ребенком о сутках.
Знаете ли вы, из чего складываются сутки?
Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?
Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.

На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.
Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.

Крестяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.
Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра
Засыпает детвора.

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Можно ли разделить сутки на четыре части?

Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.
Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно предствить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",

Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"

Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.

Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!

На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.

Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"

Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".

Давайте вспомним, что мы делаем утром?

Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.

Что мы делает по вечерам?

Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предначначенное для сна.

Послушайте колыбельную песню.

Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.

Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!

Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.

Послушайте стихотворение "Столько ж света, сколько тьмы!"

Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.

Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.

Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!

Вопросы и задания:

1. Сколько часов в сутках?
2. На какие две части можно разделить сутки?
3. На какие четыре части можно разделить сутки?
4. Какое время суток самое светлое?
5. Какое время суток самое темное?
6. Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
7. Что такое равноденствие?

Что такое часовые стрелки

ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ И ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ

Спросите ребенка видел ли он часы: настенные или напольные, наручные или часы-будильники. Покажите ребенку красивые часы и внимательно их рассмотрите. Но прежде спросите, зачем нужны часы?

Часы - это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час.

Круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит ровно один час. Эта стрелка называется часовой.

Расскажите стихотворение "Часовая стрелка".

Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.

В каком же направлении движется часовая стрелка?

Приглядитесь к ее движению на часах, посмотрите на рисунок. Движение в указанном направлении называется движением по часовой стрелке.

У часов есть еще одна стрелка. Она длиннее, тоньше часовой и движется в 60 раз быстрее. Пока часовая стрелка пройдет один полный круг по циферблату, минутная пробежит 60 кругов. Ведь в одном часе ровно 60 минут!

Расскажите стихотворение о минутной стрелке.

Минутная стрелка -
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка -
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки -
Это ведь не шутки!

Посмотрите-ка на часы! В каком направлении двигается минутная стрелка?

В том же, что и часовая. Движение минутной стрелки совпадает с направлением движения часовой стрелки.
Включите медленную музыку. Возмитесь за руки, медленно идите по кругу по часовой стрелке и декламируйте хором.

Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так -
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!
Музыка звучит быстрее.

А теперь, ускорьте шаг, побегите за стрелкой минутной. Бегите по кругу и проговаривайте:

За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!

А теперь, вместе махните правой рукой по часовой стрелке и проговаривайте:

Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!

Какое движение называется движением против часовой стрелки? Это движение в противоположном направлении. Посмотрите на рисунок.

Снова возьмитесь за руки и не спеша пойдите против часовой стрелки, проговаривая.

Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!

А теперь возьмите в левую руку разноцветные флажки и махните ими против часовой стрелки.

Прочтите стихотворение "Балерина".

Кружится и кружится
По сцене балерина.
Юбочка из кружева,
Из шелка - пелерина.
Как она порхает -
Воздушна и легка!
Порой напоминает
Большого мотылька.
Балерина кружится
Под напев живой.
Балерина кружится
По стрелке часовой!

Вы заметили и поняли, что направление движения по часовой стрелке - это движение направо, а против часовой стрелки - налево.

Расскажите сказку "Как мышка Хитрушка мышат времени научила"

Как мышка Хитрушка мышат времени научила

Сказка про время
Жила-была девочка Таня. Совсем большая, умница, все знает,
а вот время сама по часам определять не умеет. А ведь скоро школьницей станет.
Как же так? Помнит Таня, что ровно в три часа дня ее любимый
мультфильм показывать будут. Да не просто мультфильм, а длинный, очень интересный мультсериал. Каждый день по одной серии.
После обеда Таня начинает к бабушке приставать:
- Бабуля, скажи, сколько сейчас времени?
Бабушка наденет очки, посмотрит на ходики, которые висят] на стене на кухне, и ответит внучке:
- Сейчас четверть третьего.
- А через сколько минут будет три часа? - допрашивает Таня.
- Через сорок пять минут, - отвечает бабушка.
- Бабуленька, миленькая, - ласковым голоском подлизывается
к бабушке Таня, - включи мне, пожалуйста, телевизор без пяти минут три. Я боюсь пропустить мультик про ворону-говоруху - вредную старуху.
- Ладно! Включу, если не забуду, - соглашается бабушка.
- А я тебе напоминать стану, вот ты и не забудешь! - радостно отвечает Таня.
- Эх, Таня, Таня! - замечает бабушка с упреком. - Ты ведь большая девочка, а времени по часам определять не умеешь. Не дело это!
Попрошу твоего папу, чтобы в выходные он занялся с тобой и научил тебя часам.
- Хорошо! - обрадовалась Таня. - Я и сама хочу научиться по часам определять. Тогда ни к кому приставать не буду. Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
- Вот и молодец! Я уверена, у тебя все получится, ведь цифры ты давно выучила, - похвалила бабушка внучку.
Между прочим, в Таниной квартире в каждой комнате есть часы. И везде разные. На кухне висят старинные ходики с маятником и кукушкой. Деревянная кукушка живет в уютном домике. Каждые полчаса она выглядываем из оконца и кукует звонко и весело: "Ку-ку", напоминая, что прошло полчаса. У папы в кабинете на письменном столе стоят массивные бронзовые часы. Папа привез их из Испании, когда ездил в эту страну в командировку. У них не громкий, мелодичный бой. У дедушки есть маленький и пластмассовый будильник, дедушка всегда заводит его, когда нужно рано вставать и ехать с друзьями на рыбалку.
В спальне тоже стоят часы, они бело-розовые, фарфоровые, украшенные ангелочками, и помещаются на столике у кровати. Есть часы и в детской комнате, на них разные зверюшки нарисованы. Да что толку в том, что часов в доме много! Определять-то время Танюша пока по ним не умеет.
Но вот в воскресенье, когда у папы выходной, он позвал дочку:
- Танечка, будем с тобой часы изучать. Принеси свои карандаши и фломастеры.
- Хорошо! - согласилась девочка.
Папа тем временем разложил на письменном столе большой лист картона и принес с кухни обычный стакан. Еще достал из ящика письменного стола ножницы и линейку!
- Принесла карандаши и фломастеры? - спросил он Таню. - Принесла! - ответила та.
- Ну и замечательно! - похвалил Таню папа. Он взял стакан, поставил его вверх дном и очень аккуратно обвел простым карандашом. - Видишь, у нас получился ровный круг - это циферблат. Попробуй и сама нарисовать такой же круг.
Таня попробовала, и у нее получилось. А надо вам сказать, что мышка Хитрушка, которая обычно пряталась в норке, высунула своей черный любопытный носик, потом вылезла из-под ковра и стала наблюдать за папой и дочкой. Вы можете удивиться и спросить, зачем ей это было нужно?
Дело в том, что Хитрушка давно мечтала научить своих малышей определять время по часам. Ведь это очень удобно! Вот, например, бабушка ложится отдохнуть после обеда всегда в одно и то же время. Можно выглянуть из норки и узнать, сколько времени. Значит, сейчас на кухне никого нет! А в буфете много вкусных вещей: печенья, сушек, сухариков. Под столом можно найти кусочек сахара и даже сосиски. Бабушка отдыхает целых два часа. Значит, посмотрев на часы, можно узнать, когда пора прятаться в норку.
- Итак, - начал папа свою лекцию. - Давай, Танюша, возьмем ножницы и аккуратно вырежем оба кружочка-циферблата. Сначала я, а теперь ты.
Когда кружочки были вырезаны, папа с помощью линейки и карандаша разделил их ровно на четыре части. Он провел горизонтальную и вертикальную линии. Написал черным фломастером на самом верху вертикальной линии цифру 12, а в самом низу цифру 6.
Слева на горизонтальной линии он написал цифру 9, а справа 3.
Таня сделала все в точности, как папа. ’
Потом папа расставил все остальные цифры, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот, что получилось у папы и дочки.
Хитрушка внимательно наблюдала за ними и старалась получше все запомнить.
Потом папа нарисовал две стрелки. Одну короткую потолще, другую длинную и тонкую. И вырезал их.
- Короткая стрелка - часовая. Она показывает часы, а длинная,- минутная. С ее помощью мы узнаем минуты.
Таня тоже сделала две стрелки и раскрасила их в синий цвет. У Танюши цифры на циферблате и стрелки были темно-синие, а у папы - черные.
Наконец папа взял иголочку и прикрепил стрелки к самому центру циферблата - Таня не отставала от папы.
- Вот у нас почти готов макет часов, - довольным голосом заметил папа.
Он научил дочку, как обозначить минутки, и объяснил, что пока короткая часовая стрелка двигается медленно, проходит один час, быстрая минутная стрелка успевает обежать циферблат 60 раз, ведь в одном часу ровно 60 минут.
"Ага! - смекнула Хитрушка. - Я и не знала, что в одном часе ровно 60 минут. Это надо запомнить".
Потом папа объяснил дочке, как определять время:
- Вот представь себе, что короткая стрелка стоит ровно на цифре 9, а длинная на 12. Значит часы показывают 9 часов. А теперь поставь короткую стрелку на циферку 4, а длинную на 12. Сколько времени показывают часы?
- Четыре часа, - бойко ответила девочка.
- Умница! - похвалил ее папа. - Ну на сегодня, я думаю, достаточно, - заметил он. - Завтра мы продолжим наши занятия с часами.
Бабушка позвала всех на кухню ужинать.
Когда папа и Таня ушли из комнаты, Хитрушка стянула со стола лист бумаги, на котором девочка тренировалась расставлять часы, и утащила его в норку. Позвала мышат: Резвушку, Храбрика, Малышку, Смысленыша и стала объяснять им все, что запомнила сама. Сообразительные мышатки-детки скоро все поняли.
На следующий день папа продолжил занятия с девочкой, и скоро она бойко и правильно отвечала на его вопросы.
А Хитрушка тоже внимательно слушала папины уроки, чтобы потом научить времени и своих ребятишек-мышек.
- Ура! - радостно закричала в конце урока Таня. - Я теперь знаю, сколько времени. Вот сейчас десять минут восьмого! Правильно, папочка?
- Правильно! Молодец! - похвалил дочку папа.
- Теперь я не буду больше приставать ни к маме, ни к тебе, ни к бабушке с дедушкой. Не буду надоедать им вопросом: "Сколько времени?" Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
Кстати, и умная Хитрушка научила мышат узнавать время по часам.
Мышонок выглянет из норки, посмотрит на ходики и сразу узнает, когда бабушка уйдет из кухни отдыхать, а Таня смотреть свой любимый мультфильм.

Послушайте стихотворение.

Время по часам
Я уже большой, я сам
Узнаю время по часам.
Посмотрю на циферблат
И отправлюсь в детский сад.
Спрашивать не стану деда,
Долго ль ждать еще обеда?
Научить могу и вас
Узнавать, который час!

Вопросы и задания:
1. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение по часовой стрелке. Стрелку раскрасьте красным фломастером, круг - желтым.
2. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение против часовой стрелки. Стрелку раскрасьте синим фломастером, кружок - красным.
3. Раскрасьте цветик-семицветик. Первый лепесток - красный и дальше по часовой стрелке: оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие.

История часов или какие бывают часы?

История часов для детей

Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Послушайте стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" -
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик -
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы - любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок - серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы - атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?
В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз - примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики - это часы луговые.. А вот кувшинки - часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Вопросы и задания:

1. Что такое часы?
2. Какие старинные часы вы знаете?
3. Какие виды часов вам знакомы?
4. Какие виды часов относятся к домашним?
5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
6. Расскажите о Кремлевских курантах.
7. Какие "природные" часы вы знаете?

Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие.

Какими предметами ты пользуешься утром, днем, вечером, ночью?
Раскрась кружочки около них (если утром - в желтый, днем - в красный, вечером - в зеленый, а ночью - в синий цвет)
Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
Скажи наоборот: утро-..; день -..; восток -..; север -...
Найди лишнее слово: Солнце, звезда, Луна, дождь, Венера, комета.
Мы говорим: здравствуй, привет,... (продолжай), до свиданья, до скорого... (продолжай)

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

На некоторых циферблатах есть и третья стрелка. Она называется секундной и обозначает секунды. 60 секунд - это 1 минута.

Вопросы и задания:

1. Из чего состоит час? (из минут).
2. Сколько в часу минут? (60).
3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
4. Расскажите о стрелках часов.
5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т. д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
7. Посчитай, сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
9. Сколько минут содержится в половине часа?
10. Сколько минут содержится в четверти часа?
11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
12. Почему говорят: "Время дороже золота"?

После того, как вы прояснили, что такое час, минута и секунда, переходите к следующим понятиям времени: неделя, месяц и год.

В статье использовались материалы:

1. Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие
2. Г. П. Шалаева "Меры времени, длины, массы, стоимости". Маленький гений

Сама статья в форума о раннем детском развитии.

Девчонки, стала по этому материалу учить с сыном время, хочу сказать успехи есть отличные! Потом добавлю материал про неделя, месяц и год.

— Петя, ты уроки выучил? — мама прямо с порога, придя с работы, спросила дежурную фразу.

— Нет, мам, сейчас сделаю.

— Любишь ты время терять, — вздохнула мама.

— Как это — терять время? — заинтересовался Петя.

— А вот так. Выучил бы вовремя уроки, сейчас бы вместе пошли в гости к тете Клаве. У нее сегодня день рождения. Собирается вся родня поздравлять. А раз не выучил, не пойдем. Будем сидеть и делать то, что нужно было сделать раньше.

— Как не пойдем? А тортик? А фирменный фруктовый пирог тети Клавы?

— Тортик будут кушать те, кто время не теряет и делает все вовремя.

— Но я тоже тортик хочу… Можно я уроки потом, после дня рождения выучу?

— Ночью, что ли? Ночью спать нужно, а не уроки учить. Ну-ка, открывай дневник, посмотрим что задано…

Он шел по пустынным улицам и удивлялся — куда все делись? Ведь сегодня праздник и на улицах должно быть много народу в нарядных одеждах, с воздушными шарами и флажками.

Но улицы были пустынны. Даже черная кошка не вышла перебежать дорогу мальчику Пете.

Он шел на площадь, оглядываясь по сторонам.

Что могло случиться?

Всех забрали инопланетяне и он остался на всей планете один?

Или праздник в последний момент перенесли за город, а он об этом не слышал?

Петя так задумался, что не заметил маленького сухонького старичка, стоявшего на перекрестке двух улиц. Не заметил и столкнулся с ним.

— Ой, простите, — сказал Петя. И только сейчас, поглаживая рукой ушибленное плечо, понял, что он теперь не один.

— Ничего, ничего, — ответил старичок. — Куда спешишь?

— На праздник. Он ведь точно будет в городе на площади?

— Праздник? Праздник был на площади, в этом городе. Только он был в свое время. А ты идешь в другое.

— Как в другое?

— А вот так. Ты опять потерял время. Это уже входит в привычку.

— Я потерял время? — удивился мальчик. — И как его найти? Я очень хочу на праздник.

— Ты хочешь вернуть время или перестать его терять?

— Ну… и то и другое.

— Вернуть ты его не сможешь, только еще больше потеряешь. А вот научиться не терять можно. Думаю, что у тебя получится. Если действительно очень хочешь.

— Хочу! — вскричал Петя.

— Хорошо, — пробормотал старичок, садясь на скамейку. — Для начала давай поищем из-за чего ты потерял время сегодня. Вот что ты делал после того, как мама тебе сказала одеваться?

— Хм.. Я начал искать любимые джинсы и футболку. Ведь в праздник нужно надевать самое лучшее, самое нарядное.

— И где ты их нашел?

— Ну я сначала подумал, что мама положила их на место — на полку или повесила в шкаф. Но там их не оказалось. Тогда я поискал их под кроватью. Но там их тоже не оказалось. Поэтому пошел в гостиную, а потом на кухню…

— И где же они оказались? — старичка явно позабавило описание мальчика.

— Джинсы были на кухне, на подоконнике. Сам не знаю как они туда попали. А футболку я нашел в ванной, в корзине для грязного белья.

— И ты надел грязную футболку?

— Она чистая, просто я разделся там, когда собрался купаться…

— Ну ты же носил ее, прежде чем раздеться?

— Значит она уже не чистая… Ну ладно, ты оделся. Что потом делал, прежде чем выйти на улицу?

— Потом мама сказала, что пошла и чтобы я догонял ее на улице. А я начал искать кепку.

— Все правильно, без кепки на улицу летом выходить нельзя. И где ты ее нашел?

— Она оказалась на кактусе, на подоконнике в спальне родителей.

— И часто ты ее там находишь? — засмеялся старичок.

— В первый раз. Еле нашел, честное слово.

— Потом пришлось искать ключи — ведь нельзя уйти из квартиры, оставив дверь не закрытой.

— Верно. И где они оказались на этот раз?

— В левом папином сапоге. Наверное упали, когда я кидал их на тумбочку, другой рукой закрывая за собой дверь…

— Как интересно. Что потом?

— Потом я пошел на кухню, чтобы попить. Очень устал от этих поисков. Посмотрел на часы и понял, что начинается мой любимый мультик по телевизору.

— И ты пошел смотреть телевизор?

— А мама тем временем ждала тебя на улице?

— Ой, я даже не подумал о маме…

— Кроссовки-то стояли на своем месте?

— Да, тоже удивился.

— Ну и что ты заметил из своего рассказа? На что ты потратил время?

— Мультик?

— Искал одежду и ключи?

— Может еще что-то вспомнишь?

— Кричал домовому, чтобы вернул мои вещи, ругался и даже немного плакал. Ну совсем немного, когда кепка уже ни как не находилась…

— И, как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы время не терялось?

— Класть вещи и одежду на место?

— Молодец! Еще?

— Не отвлекаться на мультики, когда спешу?

— Умничка! Еще?

— Ну не знаю..

— А маму попросить помочь можно было?

— Можно… но ведь я хочу все сам делать!

— Когда куда-то очень торопишься, то можно попросить. Не каждый раз, а изредка, когда очень важно. Согласен?

— Да, наверное…

— Ну и что теперь будешь делать?

— Эх… приду домой и приберусь в комнате… А маму попрошу купить еще одну классную футболку, чтобы всегда была одна чистая суперская футболка.

Отличная идея, Петя. Ну что ж, думаю, что помогу тебе вернуть чуть-чуть потерянного времени. Ты заслужил.

— Но Вы же сказали, что это невозможно!

— Ну я же немного волшебник, я это умею. Закрой глаза, посчитай до трех и потом открывай их.

— Петя, Петя, вставай! — мама трясла его за плечо.

— Мама? А где старичок?

— Какой старичок? Быстрее одевайся, мы идем к тете Клаве.

— Но мы же вчера должны были к ней идти?

— Она приболела и перенесла празднование дня рождения на сегодня.

— Ура! Мой любимый тортик и пирожок! А старичок настоящий волшебник!

Петя наклонился к подушке и прошептал ей:

— Спасибо!

А ты, дорогой читатель, знаешь, куда теряется твое время?

Похожие публикации