Материал (подготовительная группа) на тему: Викторина «Зимушка-зима. Сценарий игровой викторины «Зимняя карусель» для детей подготовительных групп

Зимняя викторина с ответами для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальной школы МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов и воспитатели для проведения внеклассных мероприятий, посвященных зимнему времени года для учащихся начальных классов.
Цель Ориентация на здоровый образ жизни.
Задачи:
-Показать детям привлекательность зимних месяцев.
-Приобщить детей к здоровому образу жизни.
-Воспитать эстетическое отношение к русским народным обычаям;
Подготовка Дети находят материал об истории зимних забав в России и других странах.

Викторина

Зимние забавы
Александра Ксандра
К нам Зима пришла,
С собой холод принесла.
Слышен смех детворы,
Много игр у Зимы.

Ледяного блюдца блеск
Станет радостью для всех.
И надев свои коньки,
Нарезают все круги.


У мальчишек есть хоккей,
Быть в команде веселей.
Шайба – черная юла.
Ждут болельщики гола.


Что за снежные мячи
Катят дружно малыши?
Есть морковка, угольки.
Стоят стражники Зимы.


В белой шубке горка
В гости ждет тебя.
Бери санки и скорей
С ветерком промчись по ней.


Зимняя баталия для всех;
Две команды, снег и смех.
И летят вокруг снежки.
Победители все мы.


Ровно стелятся две ленты,
Две блестящие змеи.
Это лыжников приметы,
Вдалеке они видны.


Летит с неба белый пух,
Мягко падает вокруг.
Словно кто-то наверху
Вспомнил старую игру.

В Новый Год ждут чуда
Взрослые и детвора.
В центре елочка горит,
От нее каток блестит.


Дед Мороз в санях спешит,

Время опоздать не разрешит.
Бьют часы двенадцать раз.
Год свой сделал первый шаг.


У Зимы забав немало,
Научись ценить их рано.
И тогда в ответ Зима
Даст веселья на года.


1.Как называется одна из самых известных русских забав, когда сражаются две армии?
(Взятие снежного городка)


У картины Сурикова

Сибирской зимушки румянец
На лицах смелых казаков.
Вот ярый сердцем красноярец,
Что на коне летит лихом.
Под крики зрителей ломает
Ледовый панцирь - нет стены!
И рыхлый снег как будто тает
Под диким натиском братвы.
Сибирской удали румянец
Так свеж на лицах казаков.
2.Что могли брать в руки для обороны осаждаемые?
(Метлы,


лопаты,


сыпали на врагов ведра со снегом)


3.Когда команды делились по половому признаку,что должны были делать женщины, а что мужчины?
(Женщины- обороняли крепость, а мужчины наступали)



4.Как называли человека, который давал команду начинать и заканчивать штурм?
(Городничий)


5.Какая другая спортивная забава тоже называлась "Взятие городка"?
(Доставание призов с вертикально вкопанных в землю столбов)


6.Какие могли быть призы?
(Отрезы материи


сапоги)


7.Зачем столбы обливали холодной водой?
(Для усложнения, чтобы было трудно забраться. Столб на морозе покрывался льдом, становилось скользко)
8.Как чествовали победителя?
(Натирали снегом)


9.Как устрашали сбрую коней, когда в старину катались на санях?
(Металлическими бляшками, разноцветными нитями, бумажными цветами, лоскутками ткани и бахромой)


10.Как наряжались катающиеся?
(В свои лучшие одежды: медовые шубы и шапки, вышитые рубахи и сарафаны, шали, новые валенки)


11.Кто катался с утра, а кто ближе к вечеру?
(Молодежь каталась с утра, а семейные пары ближе к вечеру)



12.Что использовали для катания с горы?.
(Санки,рогожи, шкуры, ледянки, катульки, корежки-деревянные корыта)



13.Почему коньки так называются?
(У первых коньков передняя часть была украшена конской головкой)


14.Из чего делали первые коньки?
(Из костей животных)


15.Кто усовершенствовал конструкцию коньков?
(Пётр первый, он жестко соединил лезвие с обувью, прибил коньки прямо к сапогам)


16.Где в России был открыт первый общественный каток?
(В Санкт-Петербурге в Юсуповском саду)
На катке
Вечер. Музыка играет.
На катке полно ребят.
Ель нарядная сияет,
Огоньки кругом горят!
Режем острыми коньками
Серебристый гладкий лёд,
И сверкает огоньками
Белых хлопьев хоровод.


17.Почему забава называется "Царь горы"?
(На вершине снежной горы стоит "Царь"-опытный борец, которого пытаются столкнуть вниз молодые поединщики)



18. Какая игра в старину напоминала игру хоккей с мячом?
(Клюшки)

Организация: МБОУ «Татариновская СОШ»

Населенный пункт: Московская Село Татариново

Цель игры:

Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышление;

Совершенствование умения применять знания в новой ситуации;

Воспитание чувства коллективизма, уважения к соперникам по игре.

Игра включает четыре гейма. После каждого гейма подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ведущий: Начинаем очередную игру. Сегодня мы посвящаем её зиме, зимним приметам, забавам и любимому празднику Новому году!

Команды в течение минуты отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ получают 1 балл.

Вопросы первой команде:

  1. Самый распространенный в мире праздник. (Новый год).
  2. Что обычно загадывают в Новый год? (Желание).
  3. Главный символ Нового года. (Ёлка).
  4. Она придаёт особый блеск ёлке. (Мишура).
  5. Его ведут вокруг ёлки. (Хоровод).
  6. Фрукт, напоминающий ёлочную шишку. (Ананас).
  7. Наметенная ветром куча снега. (Сугроб).
  8. Отпечаток ноги на снегу. (След).
  9. След, накатанный лыжами. (Лыжня).
  10. Лыжная гонка со стрельбой. (Биатлон ).

Вопросы второй команде:

  1. Белое время года. (Зима).
  2. Главный зимний волшебник. (Дед Мороз).
  3. Волшебный предмет Деда Мороза. (Посох).
  4. Что получают по случаю праздника. (Подарок).
  5. Новогодняя игрушка детворы. (Хлопушка).
  6. Маленькая ажурная частичка снега. (Снежинка).
  7. Мороз в женском роде. (Стужа).
  8. Его делают из снежных шаров. (Снеговик).
  9. Сильный ветер со снегом. (Метель).
  10. Популярная игра на льду. (Хоккей).

II гейм. «Новогодние пожелания».

Командам предлагаются «заморочки из бочки». Обе команды слушают подсказки. Команда, угадавшая ответ с первой подсказки, получает 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл.

«Рассуждалочка» №1.

  1. Если его нет, то жизнь не мила …
  2. Его всегда желают друг другу, особенно в поздравлениях и письмах …
  3. Его не купишь ни за какие деньги … (Здоровье).

«Рассуждалочка» №2.

  1. Каждый человек мечтает о нём …
  2. Но никто не знает, где его искать …
  3. Есть сказочная птица, которая его приносит … (Счастье).

«Рассуждалочка» №3.

  1. Её желают «уходящему» или уезжающему …
  2. Когда она есть, говорят: «Ну и повезло!» …
  3. Кому – то она сопутствует везде, делая его счастливым … (Удача).

III гейм. «Тёмная лошадка».

В начале гейма «по» «краткой» характеристики команды угадывают гостя игры. Далее гейм ведет гость. Он загадывает загадки, даёт задания, организовывает коллективное пение или мини-игру. «Темной лошадкой» может быть учитель, старшеклассник.

Задания:

  1. О каком празднике идёт речь? (Зачитывается отрывок из указа Петра I от 20 декабря 1699 года).

«… В знак доброго начинания в царствующем граде Москве у домов учинить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых …

До января ж в первый день в знак веселия друг друга поздравлять …

Каждому на своём дворе учинить пальбу, трижды стрельбу у кого случиться …

А много пития и мордобоя в сей день не учинять, ибо для этого и других дней в году предостаточно …» (Новый год).

  1. А когда праздновали Новый год на Руси до этого указа? (1 сентября).
  2. «Тёмная лошадка» предлагает спеть песню на мелодию «В лесу родилась ёлочка».

Споём простую песенку о том, как старый год

Уходит тихо в прошлое, а «Новый» настаёт.

И радостно, и грустно нам прощаться навсегда.

Но время нас уносит вдаль, как светлая вода.

Бегут навстречу новые веселые деньки.

Сулят нам много радости на ёлках огоньки!

IV гейм. «Гонка за гонкой».

Игру начинает проигрывающая команда.

Ведущий: Этот гейм посвящён народной мудрости. Скажите, на что указывают приметы.

Вопросы первой команде:

  1. В Новый год сильный мороз и малый снежок … К чему? (К урожаю).
  2. Вороны раскаркались всей стаей … (К морозу).
  3. Туманный круг вокруг солнца … (К метели).
  4. Звёзды мерцают … (К снегу).
  5. Деревья трещат … (К долгим морозам).

Вопросы второй команде:

  1. На Рождество иней … (К урожаю).
  2. Вороны сидят на земле … (К оттепели).
  3. Тусклый круг вокруг луны … (К морозу).
  4. Солнце всходит алое при алой заре … (К метели).
  5. Облака плывут против ветра … (К снегу).

Подведение итогов, награждение.

Викторина: "Зимушка-зима"

Предварительное задание:

Я предлагаю вам участвовать в викторине на тему «Зимушка-зима».

Эта викторина – командная игра. Вам нужно разделиться на команды и выбрать капитанов. Каждая команда должна придумать название и девиз и нарисовать эмблему. В начале игры команды представятся и получат за это баллы. Победители будут награждены. Желаем успеха!

Цель: - организовать досуг детей.

Задачи:

Развивать умение работать в командах;

Развивать познавательный интерес и творческие способности;

Обобщать и закреплять знания о зиме и её приметах;

Развивать память, мышление, воображение.

Конкурсы для команд:

1. Команды представляются.

Оценки: за эмблему: лучшая эмблема -2 балла, остальные-1 балл

Девиз (оценивается дружность произнесения и соответствие зимней теме) лучший – 2 балла, остальные –1

2. Написать за 1 минуту на выданном листочке как можно больше слов, отражающих зимние явления природы (снег, мороз, сосулька и т.п.; санки – не подходит). Листочек начинает свой путь с первой парты (написал слово – передай следующему). Как будет оцениваться этот конкурс:

Баллы: 1 балл команде, первой сдавшей листочек

По 1 баллу за каждое зимнее природное слово

Дополнительно 3 балла за грамотность (ни одной ошибки в словах)

3. Вопросы викторины.

1. Чему равна «сумма» декабря, января и февраля? (Зиме.)

2. За чем зима наступает? (За осенью.)

3. Какой месяц, согласно народной мудрости, «год кончает, а зиму начинает»? (Декабрь.)

4. Какой месяц, согласно русской пословице, «году начало, а зиме середина»?

(Январь.)

5.Какой христианский праздник дал второе название зимним каникулам?

(Рождество – рождественские каникулы.)

6. В какое время года традиционно поют колядки? (Зимой.)

7. Как звучит радостное приветствие при встрече с тем, кого давно не видел?

(Сколько лет, сколько зим.)

8. Назовите «зимний» синоним глагола «поколотить»? (Отметелить.)

4. Конкурс «Весёлый шар».

Дети стоят в кругу. Говоря стихи, передают друг другу шар. На ком текст заканчивается, тот исполняет задание.

Ты катись, весёлый шар,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый шар,

Тот исполнит песню (стихи, танец, загадку…) нам.

5. Вопросы викторины.

1.Какая небольшая длинноклювая птица получила своё имя за свою любовь купаться зимой в снегу и незамерзающих водоёмах? (Зимородок.)

2. Какая птица отряда воробьиных может бегать по дну реки и любит зимой нырять в прорубь? (Оляпка.)

3. У каких птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы? (У клестов.)

4. Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, кедровка, поползень, синичка - московка.)

5. Как называют птиц, которые НЕ остаются у нас на зиму? (Перелётные.)

6. Его хвостик летом серый, а зимой белый. Кто это? (Заяц.)

7. В какой части тела бобр накапливает жир на зиму? (В хвосте.)

8.Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника.)

9. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая?

(В осиновой коре содержится 10% жира. А от жирной еды теплее.)

10.Где зимой живёт водяная крыса: в воде или в земле? (В земле.)

11.Сколько зерен хлебных злаков запасает на зиму хомяк? (От 4-х до 6-ти килограммов.)

12.Как называется самый холодный отсек холодильника? (Морозилка – морозильная камера.)

6. Мини-палочки.

Для этого конкурса заранее приготовьте какое-нибудь нежное однородное блюдо – например, пудинг или желе. Задача конкурсантов – съесть свою порцию при помощи зубочисток или шпажек как можно быстрее.

7. Вопросы викторины.

1. Чем ёж на медведя похож? (Тоже спит зимой.)

2. Удивительно, но бурые медведицы обычно делают это очень важное и ответственное дело во время зимней спячки. Что же именно?(Рожают детёнышей.)

3.Кто зимой в футболках и платьях, а летом – в шубах? (Моль. Самая тяжёлая жизнь – у моли!)

4.Шубная моль хозяйничает в шкафах с мая по сентябрь. А зимою поступает именно так. Как?(Спит.)

5. Растёт ли дерево зимой? (Нет, замирает.)

6. Верно ли, что дрова, заготовленные зимой, ценятся больше, чем заготовленные летом? (Да. Зимой сокодвижение прекращается, поэтому дрова суше.)

7. Как называют растения, которые «зимой и летом одним цветом»? (Вечнозелёные.)

8. Тёплую или холодную зиму сулит большой урожай рябины?(Холодную.)

9.Как называют однолетние растения, засеваемые осенью и зимующие под снегом? (Озимые.)

10. Озимая пшеница способна переносить низкие температуры. А какие именно?(До минус 22 градусов по Цельсию.)

11. Яблок каких сортов не бывает: весенних или зимних? (Весенних. Зимние сорта яблок – это поздние сорта, закладывающиеся на зимнее хранение.)

12.Как называют любителей зимнего плавания? (Моржи.)

13.Как называют дорогу, проложенную прямо по снегу для езды зимой? (Зимник.)

14.Что, согласно русской пословице, нужно готовить зимой: сани или телегу?

(Телегу. «Готовь летом сани, а телегу зимой».)

15. На берегу какой реки был построен памятник русской архитектуры Зимний дворец?(Нева.)

16.Назовите второе, «цветное», название Зимних олимпийских игр.(Белая Олимпиада.)

17. Кто в русской народной сказке «Зимовье зверей» построил избу?(Бык.)

18. Какое время года Тютчев в своих стихах называл «ведьмой злой»?(Зиму.)

19.Какое животное «в студёную зимнюю пору» вёл под уздцы герой поэмы Некрасова?(Лошадь.)

20. Кто из героев мультфильма «Зима в Простоквашино» пел на новогоднем концерте?(Мама.)

21. Как у древних славян назывался языческий праздник проводов зимы?

(Масленица.)

22. След от морозца на щеках – это… Что?(Румянец.)

8. Телеграмма Деду Морозу

Ребят просят назвать 13 прилагательных: "толстый", "рыжий", "горячий", "голодный", "вялый",

"грязный"...

Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст телеграммы, и вставляет в него недостающие прилагательные по списку.

Текст телеграммы:

"... Дедушка Мороз!

Все... дети с нетерпением ожидают твоего... прихода.

Новый год это самый... праздник в году.

Мы будем петь для тебя... песни, танцевать... танцы!

Наконец-то наступит... Новый Год!

Как не хочется говорить о... учебе.

Мы обещаем, что будем получать только... оценки.

Так что, открывай поскорее свой... мешок и вручай нам... подарки.

С уважением к тебе... мальчишки и... девчонки!"

9.Вопросы викторины.

1. Что к зиме становится короче?

А. Недели. В. Дни.

Б. Часы. Г. Минуты.

2.Во что впадают зимой некоторые животные?

А. В детство. В. В бешенство.

Б . В спячку . Г. В беспамятство.

3. Когда лоси сбрасывают свой «головной убор» – рога?

А. Зимой . В. Весной.

Б. Летом. Г. Осенью.

4. Какое из этих животных каждую зиму сбрасывает рога?

А. Баран. В. Буйвол.

Б. Лось. Г. Рогач.

5. Какой из этих зверей зимой в спячку НЕ впадает?

А. Бурый медведь. В. Барсук.

Б. Куница. Г. Сурок.

6. Чем запасается российский бурый медведь перед зимним сном?

А. Подкожным жиром . В. Сушёной малиной.

Б. Вяленой рыбой. Г. Терпением.

7. Какая из перечисленных птиц средней полосы России НЕ улетает на зимовку?

А . Щегол. В. Скворец.

Б. Соловей. Г. Ласточка.

8. . Какие часы на морозе начинают идти быстрее?

А . Песочные . В. Солнечные.

Б. Электронные. Г. Механические.

(Ведь песчинки на морозе уменьшаются в объёме.)

9. Какой ягодный кустарник НЕ роняет на зиму листья?

А. Малина. В. Смородина.

Б. Брусника. Г. Ежевика.

10. Какое название мороженого произошло от названия северного народа?

(Эскимо.)

10. Елочки бывают

Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.

Вот если я скажу

" Высокие" - поднимайте руки вверх.

"Низкие" - приседайте и руки опускайте.

"Широкие" - делайте круг шире.

"Тонкие" - делайте круг уже.

А теперь поиграем!

(Ведущий играет, стараясь запутать детей)

11. Итог занятия.

Розыгрыш шуточной новогодней лотереи.

  1. Вам за ласковые глазки сувенир-раскраска. (Раскраска)
  2. Выигрыш вручаю смело, потребляйте его в дело. (Лист бумаги)
  3. Поскольку вам досталась конфетка,то вам не будет горько-будет сладко.(Конфетка)
  4. Товарищ верь, надейся и жди, выигрыш твой предстоит впереди.
  5. Землю каблучком ударь, нечего сердиться! Вместо пряника сухарь, в походе пригодится. (Сухарь)
  6. Прямо из универмага туалетная бумага. (Туалетная бумага)
  7. Думал ты, что счастья нет, ох, какой же ты чудак, вот купи себе конфет, на выигранный пятак. (Пятак)
  8. Этот предмет обязательно пригодится в рисовании. (Карандаш)
  9. Вечерами не скучай - ароматный пей ты чай. (Чай)
  10. Хочешь сильным быть, как джин, получай, ты - витамин. (Морковь).
  11. Ты не капай на соседку, и выигрывай салфетку. (Салфетка).
  12. Счастье в руки вам попалось, две картошки вам досталось. (Две картошки).
  13. Чтобы выглядеть крутым, мы Вам дарим лимузин. (Детская машинка).
  14. Да, билет счастливый ваш, так держите (Карандаш).
  15. Вам досталось это мыло, Чтобы руки чище мыли. (Мыло).

Награждение победителей. Поблагодарить за активное участие.

Самоанализ викторины «Зимушка-Зима»

Дата проведения: 17.12.2014г.

Контингент: 1 классы

Мероприятие проводилась с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся в рамках ФГОС. Для реализации поставленных задач была выбрана форма викторины. С использованием ИКТ. Всем известно, что некоторые люди большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор, а другие на слух. Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка она предлагалась в форме слайдов, в форме стихов, пословиц, загадок.

Такое мероприятие возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытство и пытливость узнавать новое. Развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, развивает зрительную и слуховую память, способствует активизации и творческого самовыражения школьников.

Благодаря мероприятию на данную тему первоклассники обогатили словарный запас. Упражнения на развитие речи, непосредственно связанные с темой занятия, позволили проявить себя в умении строить предложения, вежливо общаться.

Во время мероприятия отмечена дружеская, теплая атмосфера.

Чтобы организовать взаимодействие учащихся друг с другом предлагалось помогать при ответах, дополнять отвечающего, исправлять его.

Считаю, что мероприятие соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям уч-ся.

Данные об авторе

Самсонова Ирина Николаевна

Место работы, должность:

ГКООУ "Санаторная школа-интернат г.Петровска" Саратовской области учитель начальных классов

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Цель урока:

Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к родной природе;

Развивать индивидуальные способности учащихся; интерес к чтению, к поиску нового.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемое оборудование:

компьютер, проектор

Используемые ЦОР:

презентация

Краткое описание:

Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» во 2 классе проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся.В мероприятии используются стихи, загадки о зиме.

Ведущий: - Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести викторину. А чему она посвящается, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

Слайд 2

Ведущий: - В нашей викторине будут принимать участие три команды. (Представление команд и жюри)

Ну, что, команды готовы к соревнованию? Начинаем!

1 задание: «Назови зимние месяцы»

- Выберите из данных названий месяцев только зимние:

(ноябрь, февраль, август, декабрь, март, сентябрь, январь, июль)

2 задание: «Пословицы»

Слайд 3

Названия, каких зимних месяцев пропущены в этих пословицах:

… месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)

… год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

… году начало, зиме - середина. (Январь)

Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.

Ведущий:

Ребята, дети и взрослые очень любят зиму. А вы, можете сказать, почему?

Слайд 4

3 задание «Зимние забавы»

Изобразите :

1.Катание на лыжах.

2.Игра в снежки.

3.Лепим снеговика.

Снежную бабу слепили на славу:

Всем детям на радость, себе на забаву.

В снежки поиграли, в снегу повалялись,

На лыжах катались и звонко смеялись.

Ведущий:

Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой? Почему вы так думаете? Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям нашим меньшим»? (Ответы детей)

Слайд 5-6

4 задание«У кормушки».

А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает
(Воробей.)

Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это...
(Снегири.)

У неё глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
(Сова.)

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)

Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)

Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
(Ворона.)

Вот сколько птиц прилетело на кормушку. Какой корм дадим каждой птичке? Соедините стрелками птицу и то, чем она питается.

Слайд 7 - 8

  • воробей- зерно
  • снегирь - ягоды рябины
  • дятел - насекомых
  • синица - несолёное сало, зерно
  • сова - мыши
  • ворона - зерно

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Ведущий: -Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей ). А как они живут зимой мы узнаем, отгадав загадки.

5 задание : Конкурс загадок «Лесные жители»

Слайд 9

*Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

*Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее… (Лиса)

*Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это -…(Лось)

*Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг - и позади лужайка,

Спрятался от волка…(Зайка)

*Кто в лесу разбойник серый?

Кто зубами щелк да щелк?

Вы, конечно, догадались:

Это злющий, страшный…(Волк)

*Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

6 задание «Где какой зверь?»

Выберите предложения, в которых даётся описание лесных зверей.

1 команда - белка

2 команда - заяц

3 команда - медведь

1.Рыжевато-серенькая шубка с белым мехом на брюшке.

2.Зимой становится совершенно белым, а, значит, незаметным на снегу.

3.Относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку.

4.Зимний корм для него — тонкие ветки, кора деревьев и кустарников.

5.Шишки — любимый зимний корм.

6.Не делает запасов на зиму.

7.Даже в глубоком снегу находит она спрятанные жёлуди, орешки, грибы.

8.Он имеет длинные задние ноги.

9.За теплое время года накапливает достаточный слой жира в своем теле.

10.Ловко перескакивать с дерева на дерево помогает красивый длинный пушистый хвост.

11.Умеет запутывать следы.

12.Разбуженное животное может быть очень опасным.

Ребята, но не для всех зима такая страшная. Как мы уже говорили, дети, и взрослые очень любят зиму. Ещё они любят зиму за то, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников.Назовите зимние праздники.(Новый год, Рождество, Святки, Коляда)

Слайд 10(физминутка для глаз)

Ведущий: - Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.

Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)

А что для этого делают композиторы?

Как изображают зиму фотографы?

А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих

стихотворениях.

7 задание: Конкурс стихов о зиме.

Слайд 11

8 задание: Кроссворд «Зимушка-зима».

1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)

2. В небе звездочкой летела,

На ладошке каплей стала. (Снежинка)

3. Холодное лакомство. (Мороженое)

4. Ни проехать, ни пройти -

Куча снега на пути. (Сугроб)

5. Теплая, пушистая защита от морозов. (Шуба)

6. Растет зимой, не летом

И сверху вниз при этом. (Сосулька)

7. Красавица какая,

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она? (Елка)

8. Новогоднее украшение на макушке елки. (Звезда)

9. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

10. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы и заросли роз? (Мороз)

11. С нее сани едут сами. (Горка)

Ведущий:

И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом мы пляшем?

Ну, что ж, молодцы, друзья!

Подведение итогов

Зимняя викторина для начальных классов, 3-4 класс

Часть 1

1. Для чего на зиму вставляют вторые рамы? (Примерный ответ. Вторые рамы вставляют для предохранения комнаты от быстрого остывания. Неподвижный воздух, заключенный между двумя рамами, является плохим проводником тепла.)

2. Почему рыхлый снег предохраняет почву от промерзания лучше, чем утрамбованный? (Примерный ответ. Снег порист: между снежинками и даже внутри них много воздуха, который, повторим, является плохим проводником тепла. Воздух, содержащийся в снегу, задерживает тепло, излучаемое землей в атмосферу. Утрамбованный снег содержит меньше воздуха и поэтому задерживает тепло хуже.)

3. Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна? (Примерный ответ. Водоемы не промерзают до дна потому, что лед легче воды. Охлажденные слои воды застывают на поверхности коркой льда, а затем лед и снег на нем предохраняют воду от промерзания. Если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно и вода замерзала бы сплошной глыбой.)

4. Почему зимой на внутренней стороне оконных стекол появляются морозные узоры? (Примерный ответ. Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается, и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. На углах этих кристалликов образуются «рожки», которые начинают ветвиться и разрастаться. Затем кристаллики соединяются между собой и образуют на стеклах самые причудливые узоры.)

5. Почему пешеход, идя по глубокому снегу, проваливается, а лыжник нет? [Примерный ответ. Площадь подошв пешехода, на которую распределена тяжесть тела, невелика, поэтому они и продавливают снег. А вес лыжника распределяется по всей длине лыж, давление в каждой точке гораздо меньше.)

6. Почему коньки скользят по льду? (Примерный ответ. Стоя на коньках, конькобежец давит весом своего тела на очень маленькую площадь льда. Под большим давлением лед тает, между полозьями коньков и льдом образуется тонкий слой воды, по которому коньки скользят.)

7. Если в мороз открыть дверь с улицы в жарко натопленную комнату, то у порога начинает клубиться пар. Как он образуется? (Примерный ответ. Врывающийся снаружи в открытую дверь холодный воздух, соприкасаясь с теплым воздухом комнаты, охлаждает его. При этом часть водяных паров, содержащихся в теплом воздухе, конденсируется в водяной туман - пар.)

8. Почему во время снегопада температура воздуха, как правило, повышается? (Примерный ответ. Температура воздуха во время снегопада повышается, потому что при образовании снега из капелек воды или водяного пара выделяется тепло.)

9. Зачем зимой посыпать тротуары песком? (Примерный ответ. Тротуары посыпают песком затем, чтобы сила трения была больше и пешеходы не падали.)

10. Почему зимой даже от тщательно замазанного и заклеенного окна все же немного дует? (Примерный ответ. Дует, конечно, не с улицы. Все объясняется циркуляцией воздуха. Охлажденный у окна воздух «стекает» вниз, вытесняя теплый, затем он сам нагревается, вытесняется более холодным воздухом...)

11. Как мокрое белье высыхает на морозе? (Примерный ответ. Вода, находящаяся в мокром белье, на морозе превращается в мельчайшие кристаллики, которые постепенно выветриваются.)

12. Верно ли, что при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Примерный ответ. Верно. Облака для Земли - все равно что одеяло, они не дают ей остывать.)

13. Почему зимнюю одежду стараются делать из меха или шерсти? (Примерный ответ. Мех и шерсть - плохие проводники тепла, поэтому они лучше всего предохраняют тело от холода (от потери тепла).) Снежки - излюбленная забава детворы. Играя в снежки, ребята учатся меткости; тут нужны и сила, и ловкость, и смелость. Можно построить крепость, смастерить горку, снеговика. В общем, зимние каникулы можно сделать настолько интересными, что вы будете ждать следующих с нетерпением.

Часть 2

Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи.)

Один человек

На двух лошадях сразу едет. (Лыжник.)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки.)

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Что несет меня? (Коньки.)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? (Лыжи.)

Бежала - шумела,

Заснула - заблестела.

Что это? (Река летом и зимой.)

Вырос лес,

Белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не выехать. (Морозный узор на окне.)

Летит - молчит,

Лежит-молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет. (Снег.)

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито.

За ночь вставлено. (Прорубь.)

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Лед.)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица -

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром. (Зимние месяцы.)

Белая звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка.)

Схватил за щеки, кончик носа,

Похожие публикации