Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования. Рисование графическими материалами как средство развития художественно-творческих способностей

Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.) , поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность - это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д.
  • делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки, кораблики и т.д.

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.) , которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький) .
  • в точном словесном указании направления. (Над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе) .

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.

Проблема развития художественно-творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В психологии и педагогике разработан прочный методологический фундамент исследования развития художественно-творческих способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация.

Что могут представлять собой художественно-творческие способности дошкольников? Существует множество определений способностей как таковых. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления.

По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойство личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.

Л.А. Венгер определил, что способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. Также, понимая под способностями ориентировочные действия, он отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.

Б.М. Теплов в работе "Способности и одаренность" формулирует способности как индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем "способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности".

В изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, глиняная игрушка или цветочный орнамент) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения художественной работы обязательно влияет на характер её выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику художественно-творческих способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает художественно-творческие способности в изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восвосприятия, а именно:

  • * способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову че-ловека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
  • * способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
  • * способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
  • * способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают воз-можности изобразить его. И тем более способности такого рода не позовляют создать выразительный творческий образ.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства художественно- творческих способностей в изобразительном творчестве. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенапавленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев, природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорно моторные качества руки рисующего .

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительном творчестве в условиях развивающего обучения детей:

  • * Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.
  • * Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.
  • * Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.
  • * Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.
  • * Способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению.
  • * Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности автором "сенсорными", анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности.

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой художественно-творческих способности выделяются три компонента:

  • * Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).
  • * Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).
  • * Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел .

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению по мнению Н.П. Сакулиной состоит из:

  • * восприятия и связанных с ним представлений. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время, расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);
  • * овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
  • * овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Способности к художественному выражению:

  • * эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в изобразительной форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.
  • * Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства художественно- творческих способностей: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления художественно- творческих способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

Также Н. П. Сакулина рассматривала проблему развития художественно- творческих способностей с помощью занятий декоративно- прикладным творчеством: "Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в развитии творческих способностей детей" .Таким образом, декоративно-прикладное искусство, является одним из механизмов развития художественно- творческих способностей детей.

Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А.В. Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков - не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко. Н.А. Ветлугина сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников.

Сегодня дети сталкиваются с качественно новыми условиями бытия, необходимостью постоянно решать жизненные задачи. Предпосылки, заложенные в период дошкольного детства, задают растущей личности социально ценный вектор развития. Этим объясняется внимание и педагогов, и психологов к феномену детской личности, ведь дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного обучения.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.

Таким образом, несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных художественно-творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

1. Рисунок как часть графического искусства, виды рисунка,

материалы.

В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусства. При сравнении рисунка, например, с чертежом становятся очевидными его замечательные особенности. Во-первых, рисунок выполняют от руки. Это ускоряет выполнение изображения и, следовательно, дает возможность быстро откликаться на различные события текущей жизни. Во-вторых, рисунок делают на глаз, запечатлевая предмет, не только как он есть, но и как кажется. Этот зримый образ понятен и доступен всем. В-третьих, рисунок нагляден; он иллюзорно передает основные внешние признаки предмета, его материальность, объем, освещенность, пространственное расположение и пр. В-четвертых, рисунок не только изображает многообразные внешние признаки предмета и среды, но через их отношения выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства .

Для более полного изучения особенностей рисунка условно выделяют несколько видов, отличающихся по изобразительным, материально-техническим средствам и по назначению.

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным. Линиями создается художественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске.

Рисунки тоном дают более полную характеристику предмета и среды передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют светотеневыми и тоновыми или тональными. В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка - силуэт - контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.

По технике выполнения рисунки бывают оригинальные и печатные. Оригинальные рисунки выполняются художником от руки в одном экземпляре. Печатные делают с клише оттиском на бумаге и называют эстампами. Существует несколько разновидностей эстампа. Основными считают гравюру (на дереве - ксилография, на линолеуме - линогравюра, на металле - офорт) и литографию (оттиск с литографского камня, на котором сделан рисунок литографским карандашом и травлением кислотами).

По целевому назначению различают академические рисунки и творческие. Академический рисунок это длительный рисунок, выполняемый с целью обучения рисованию, освоению приемов изображения и изучения различных форм и признаков. Ему свойственна фиксация всех главных черт, определяющих внешний облик предмета изображения. Творческий рисунок - это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.

В учебной и творческой работе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или его части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта. Изученный в этюдах и набросках живой материал действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка - эскиза.

2. Особенности создания рисунка графическими материалами.

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Способы рисования. Действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятии и представлениях образы этой действительности. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием по восприятию и рисованием по представлению.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить, все как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

Рисование с натуры, оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности, она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

В старой русской школе на первых этапах обучения рисованию часто заменяли живую натуру рисунком-оригиналом, сделанным хорошим художником. В этом оригинале все изобразительные задачи были образцово решены. Учащиеся, копируя оригинал, подражали мастерам, учились правильно пользоваться материально-изобразительными средствами и усваивали «образцовые» приемы изображения. Такой способ рисования по оригиналам имеет место и в практике обучения воспитателей не только как наглядное средство освоения технических приемов изображения и решения учебных задач, но и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карточек, необходимых для проведения занятий с детьми.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Ясно, что образы представлений менее конкретны и полны, чем образы восприятий, а потому и рисунки, сделанные по представлению, имеют несколько обобщенный характер. Их содержание и своеобразие зависят от условий формирования образа. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.

Рассмотренные нами способы рисования широко применяются в современной практике обучения изобразительному искусству. Однако следует отметить, что способы эти неравноценны. Действительно, для грамотного рисования требуется умение осмысленно видеть, выделять и запоминать главное.

3. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного

возраста.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу,

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям - осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.

У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы -компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала .

4. Требования программ по рисованию графическими

материалами.

Известно, что дети любят рисовать. Дошкольники рисуют охотно, не задаваясь вопросом, насколько профессионально они это делают. Просто рисуют, отображая свои впечатления, общаясь, задавая вопросы и отвечая на них. Рисуют - играя, рисуя - играют.

Значение рисования для образования исторически и научно доказано. Выделяются следующие функции рисования в системе общего образования:

* развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

* развитие художественно-графических умений и навыков;

* развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

* развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

* становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

* получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

* воспитание зрительской культуры;

* возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

Для осуществления этих функций перед воспитателем выдвигаются задачи, содержащиеся в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой. - М., 2005) .

Задачи обучения рисованию во второй младшей группе.

Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы

(голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.

Приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «на деревья, на лужок тихо падает снежок», «дождик, дождик, кап, кап, кап...).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Учить создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют), или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др..

Задачи обучения рисованию в средней группе.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Учить правильно передавать соотношение предметов по величине.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине .

Задачи обучения рисованию в старшей группе.

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш .

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе.

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение составлять композицию рисунка; передавать движения людей и животных.

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка и др.). Учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью - до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш .

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; обучать созданию цветов и оттенков.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание детей на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т.п.).

5. Влияние занятий графическими материалами на процесс

развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет.

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования графическими материалами у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска, в старшей группе «Капитошка».

В этой возрастной группе дети переживают период активного рисования, их работы отличаются схематичностью изображения предметов.

У некоторых детей проявляются способности в рисовании. Дети рисуют с желанием и глубоким удовольствием.

В конструировании дети могут создавать условия для возведения постройки и передавать их в рисунке. Но у детей нет навыков владения в изо. Дети создают много рисунков, особенно любят рисовать карандашами и фломастерами. Рисунки разнообразны по содержанию. Дети рисуют к разным фильмам, книгам, но их рисунки не могут отличаться статичностью, динамичностью и выразительностью, сюжеты и содержание часто повторяются. Цветовая гамма однотипна. У детей изображение стандартное и не отличается своеобразием.

Во время исследовательской работы были использованы следующие методы:

психологическая диагностика - обследования человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики; способностей, личностных черт, отклонений от психической нормы;

анализ продуктов деятельности - один из методов психологии, детская психология изучает рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

метод исследования личности - совокупность способов и приемов изучения психических проявлений личности человека;

метод экспериментальный - внешне похож с методом интроспекции, но и имеет существенные отличия;

тестирование - метод диагностики психической, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений;

наблюдение - один из основных эмпирических методов психического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, который непосредственно не дан;

метод математической статистики - это обработка данных с математической точностью, нахождение процентных отношений, сравнение величин и чисел.

Целью проведения исследовательской работы является изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования графическими материалами у детей 5-6 лет. В процессе проведения исследовательской работы были поставлены задачи:

1. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей у детей в области графического изображения.

2. Разработка путей развития творческих способностей в области рисования графическими материалами.

3. Апробировать инновационные технологии развития художественных способностей детей в старшей группе в процессе рисования графическими материалами.

Для проведения исследовательской работы были разработаны цикл занятий развлекательного характера с использованием графического материала в нетрадиционных техниках.

В специальной литературе были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области графического искусства:

· умение держать карандаш в правой руке тремя пальцами, не слишком близко к концу;

· умение обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде;

· умение двигать кистью при рисовании линий по ворсу, при этом палочка должна находиться в наклонном положении по отношению к листу бумаги;

· умение рационально рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии;

· умение сохранять направленность движений, своевременная остановка движения, регуляция размаха движений;

· умения изменять направление движений;

· умение соразмерять движения с длиной линий, величиной;

· умение быстро изменять направление движения на противоположное.

В исследовательской работе рассмотрим проявления движений, быстро изменяющихся на противоположное направление.

Эта способность проявляется при рисовании завитков, вправо и влево, петель, восьмерок, криволинейных форм. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью.

Выделяют три уровня способностей движений, быстро изменяющих направления движения на противоположное:

v высокий - свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положения руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых, прямолинейных, зигзагообразных линий, различать расположение мазков;

v средний - неуверенно держат карандаш, умеют менять положения рук при рисовании прямых и волнистых линий, различают формы округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос;

v низкий - не владеют умением держать карандаш и не меняют положение рук при рисовании прямых и волнистых линий, не различают формы контура.

Исследовательская работа проходила по 3-м этапам:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий;

3) итоговый.

Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить уровень развития художественно-творческих способностей детей старшей группы, в том числе умения рисовать движением руки, меняя направление.

Эксперимент проводился в виде занятия на тему «Разноцветные дождики».

Программные задачи:

1) сформировать у детей образы явлений природы;

2) выявить умение адекватным образом использовать изобразительные линейные средства;

3) развивать внимание и наблюдательность;

4) развивать ассоциативное мышление, образное восприятие;

5) продолжать учить детей переключаться с одного вида деятельности на другой;

6) развивать движения рук от глубокой моторики до тонких, почти письмо напоминающих;

7) продолжать учить детей ориентироваться на листе «верх-низ».

Оборудование:

Репродукции: с картины И.И. Левитана «Перед грозой»; К.А. Сомова «Радуга»;

Музыка: К. Дебюсси «Облака», «Сказка про дождик и тучу», Шестакович.

Литература: стихи А.Н. Майкова «Летний дождь», Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко», народные заклички, песни. Загадки про дождь, облака, тучи, радугу.

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые.

Ход занятия.

Вначале детям было предложено прослушать и отгадать загадку. После чего дети прослушали музыку К. Дебюсси «Облака» и произнесли народную закличку про дождик.

Следующим этапом было рассматривание картины И.И. Левитана «Перед грозой»; сравнение дождя.

Дети пальчиками показали, как дождь капает, голосом сопровождают движения «кап, кап, кап».

Сообщила детям, что дождик может быть веселым, произнося одновременно закличку. Объяснила и показала, как надо рисовать дождик мелками и цветными карандашами, предложила дорисовать дома, цветы, людей и т.д.

После чего дети рассмотрели репродукцию с картины К.А. Сомова.

Провела физминутку - имитация цветка, проросшего из земли, как цветок рос, и распускался. Предложила нарисовать цветы, дом, людей.

В заключении провела выставку рисунков и продумала название к ним и проанализировала детские работы.

Вывод: по итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей этой возрастной группы наиболее ярко проявляется увлеченность рисованием. Дети адекватно реагируют на предложения воспитателя, активно участвуют в обсуждении последовательности работы, но специальными умениями и навыками в области графического изображения не обладают.

Дети затрудняются в выборе содержания рисунка, расположении и в графических умениях. Лишь у некоторых детей (Зубцовой А. Анозова К., Просвириной С.) проявляются увлеченность рисованием, владение графическими материалами, ручная графическая умелость, умение менять направление движения, композиционные умения, поведение во время рисования.

У Иванова Е. и Коротаевой Л. не проявились умения, композиционная и ручная графическая умелость проявляется на среднем уровне.

Можно сделать вывод, что у этих детей проявляются задатки и способности в области графического изображения. Результаты были оформлены в виде таблицы.

По итогам констатирующего эксперимента был проведен второй этап исследовательской работы - формирующий эксперимент, который проводился со способными детьми.

Формирующий эксперимент.

Цель:

1) апробировать инновационные технологии развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования графическими материалами со способными детьми;

2) развивать умение владеть графическими материалами;

3) Развивать умения менять направления движения руки.

Для осуществления поставленной цели были разработаны и апробированы занятия и упражнения по формированию у детей творческих способностей в процессе рисования графическими материалами, в том числе умения менять направление движения руки при рисовании.

Занятие № 1. «Паучок - домовичок».

Программные задачи :

1) установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данными;

2) развивать навыки работы над центричной композицией с использованием для разметки и компоновки прием сложения листа;

3) воспитывать бережное отношение к природе;

4) продолжить учить детей нетрадиционной технике - воскографии;

5) развивать умение менять направления движения.

Оборудование:

Репродукции с фотографий «Лесное кружево осени», «Соломенный паук»;

Литература: книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружево», Л. Яхнина «Воздушные узоры»;

Материалы: бумага, воск, краски, фломастеры или карандаши, вода, кисти.

Ход занятия.

В начале занятия загадала детям загадку о пауке. После чего показала изображение паука, нарисовала на доске. Рассказала детям о пауке.

Предложила детям поселить у себя паука, чтобы ел мух и комаров. Предложила детям нарисовать паука и паутину. Объяснила, что сначала свернуть лит нужно так, чтобы получилось 8 треугольников, по линиям сгиба провести воском, нарисовать паутину, а в середине карандашом паука нарисовать, затем все затонировать. Провела индивидуальную работу по развитию направления движения.

В конце занятия предложила детям дать имя пауку, заметила, что паутину плетут самки-пауки, поэтому имя должно быть женское. Закончила занятие тем, что в доме должно быть чисто и предложила убрать свое рабочее место.

Провела подвижную игру «Ловкий паучок».

Занятие № 2. «Путешествие с облаками».

Программные задачи :

1) развивать навыки свободного владения графическими приемами;

2) формировать ассоциативно-конкретное и абстрактное мышление;

3) развивать образное представление на основе детского опыта;

4) формировать отношение к земной природе как к части мироздания;

5) развивать способности движений руки при рисовании и изменение на противоположное движение;

6) учить детей рисовать в нетрадиционной технике.

Оборудование:

Репродукции: с картин Ф.В. Васильева «После грозы», Н.К. Рериха «Небесный бой», фотографии облаков.

Музыка: К. Дебюсси «Облака», песня В. Шаинского «Белые кораблики».

Литература: стихи А.С. Пушкина «Туча», В.Я. Брюсова «Облака», В.В. Маяковского «Тучкины штучки».

Материалы: черная гуашь, воск, спички, лист бумаги, кисть, вода.

Ход занятия.

Занятие начала с того, что прочла стихотворение А.С. Пушкина «Туча». По нему провела беседу. Дети прослушали песню «Белые кораблики», уточнила, о каких корабликах идет речь.

Рассказала детям об облаках, дети прослушали музыку К. Дебюсси «Облака», руками показали рост и движение облаков.

Продемонстрировала репродукцию с картин Ф.В. Васильева и н.К. Рериха.

Показала, как надо последовательно работать: нанести воск на лист, затем затонировать черной тушью и процарапать заточенной спичкой облака, по желанию дети дорисовывают, т.е. выцарапывают дом, цветы, деревья, людей.

Проводила индивидуальную работу по развитию направления движения у детей.

В конце занятия устроила выставку детских работ, дети дали имена своим облакам и придумали рассказы. Под музыку «Облака» дети плясали и пели.

Занятие № 3. «Три приятеля больших - точка, линия и штрих».

Программное содержание:

1) раскрыть особенности графических средств путем использования их в передаче в образной поэтической форме;

2) развить навык работы в рисовании восковыми мелками и акварелью одновременно;

3) воспитывать интерес к занятию в нетрадиционной форме;

4) развивать способность движений, быстро изменять направления на противоположные при рисовании графическими материалами.

Оборудование:

Фотографии: собак разных пород;

Литература: книги О.Ж, Палмер «Ваша собака», стихи Ю.Филиппова «Три приятеля больших - точка, линия и штрих»;

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, листы альбомные, кисти, вода.

Ход занятия.

Оформила группу, повесив фотографии разных пород собак. Провела беседу о породах, о том, как собаки служат человеку.

В начале занятия провела физминутку, во время которой дети создавали театрализованные образы бульдогов, овчарок, пуделей мимикой, жестами и телодвижениями передавая повадки животных.

Задала детям вопросы: каких размеров собаки?, какая у них шерсть?, есть ли у кого дома собака?, какой породы?, ухаживают ли они за животными?

Подвела детей к теме.

Предложила нарисовать собак на рабочих местах. Сообщила, что будем рисовать трех собак восковыми мелками.

Прочла стихи Филиппова «Три приятеля больших - точка, линия и штрих».

Разобрала с детьми стихотворение, предложила разделить лист на 3 части, в каждой нарисовать собаку: точкой, линией и штрихом, но в 1-й част - точкой, во 2-й - штрихом, а в 3-й - линией и показала, как в конце затонировать лист, так, чтобы собак было видно.

По ходу рисования рассказала детям сказку «О путешествии собак по городу». Проводила индивидуальную работу.

В конце занятия предложила детям назвать своих собак и придумать рассказ о собаках.

Кроме традиционных занятий в формирующем эксперименте проводились упражнения, которые позволяли развивать умение владеть графическим материалом, развивали умения менять направления движения руки.

Упражнения № 1-3 «Извилистые дорожки».

Цель: развивать у детей навыки смены движения, умения рисовать волнистые и прямые линии; развивать координацию движения.

Провела со способными детьми комплекс упражнений.

Предложила по образцу дописать различные линии. Проследила за качеством выполнения задания, чтобы упражнения были выполнены качественно, аккуратно, правильно (см. Приложение 1).

Упражнение № 4 «Монотипия».

Цель: развивать у детей навыки изменения движения в процессе рисования.

Это упражнение проходило в нетрадиционной технике «монотипии».

Предложила детям нанести на стекло гуашь и на пятно - кляксу положить сверху лист альбомной бумаги и убрать сразу.

Посмотреть, что получилось, на что похож рисунок? Карандашом или фломастером обвести контур рисунка, полученного в результате и дать название.

Побуждала детей находить сложную ассоциацию, добивалась обведения сложного контура (см. Приложение 2).

После формирующего эксперимента был проведен итоговый эксперимент со всеми детьми.

Итоговый эксперимент.

Цель: выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшей группы, в том числе умения рисовать, меняя движение руки на противоположное.

Итоговый эксперимент проводился в виде занятия по теме «Зоопарк».

Программное содержание:

1) Закрепить у детей знания о животных;

2) закрепить умения передавать их образ с помощью графических материалов и средств;

3) закреплять умение работать тушью, свободными движениями, быстро изменять направление движения;

4) воспитывать интерес к теме.

5) развивать умение владеть графическим материалом.

Оборудование:

Иллюстрации животных, обитающих в зоопарке;

Музыка П. Мориа « В мире животных»;

Материалы: бумага, тушь, перо.

Ход занятия.

Провела беседу о животных, находившихся в зоопарке.

Загадала загадки. Уточнила повадки животных и чем они питаются, внешний вид. Подвела детей к теме, сообщила, что у животных разные прически. Сообщила, что в зоопарк приехал парикмахер и подстриг всех животных налысо. Но приближается зима и животным холодно голым, предложила детям дорисовать шерсть, иголки и т.д.

Провела с детьми физминутку: имитация животных под музыку. Дети изображали разных животных, находившихся в зоопарке.

После чего детям было предложено послушать, кА правильно надо рисовать шерсть и иголки у животных.

Раздала альбомные листы, тушь и перо, предложила приступить к работе.

Подходила к детям индивидуально, напоминала и контролировала, работала над качеством выполнения и способностью быстро изменять направление движения на противоположное направление.

Добивалась от детей при рисовании легко изменяющегося движения руки и кисти.

В конце занятия подвела итог и провела выставку детских работ.

По результатам итогового эксперимента можно сделать вывод о том, что у тех детей, с которыми был проведен формирующий эксперимент, ярко выражены способности и задатки графического изображения, а те дети, с которыми проводились занятия формирующего эксперимента, не проявили никаких способностей в овладении графическими материалами.

У детей, прошедших формирующий эксперимент, проявляются способности на высоком уровне.

Часть детей проявили способности на среднем уровне и были дети с низкими показателями.

Вывод исследовательской работы:

Исследовательская работа выдвигала задачи:

1) проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей у детей в области графического изображения;

2) разработка путей развития творческих способностей в области рисования графическими материалами;

3) апробировать инновационные технологии развития художественных способностей детей в старшей группе в процессе рисования графическими материалами.

Эти задачи были выполнены.

Была проведена работа по выявлению художественных способностей детей: занятия, где были выявлены уровни: увлеченность рисованием; владение графическими материалами; ручная графическая умелость; умение менять направления движения руки; сложный рисунок (сюжет); композиционные умения; поведение во время рисования.

Эта работа позволила выявить из 14 детей 4 детей, у которых проявились способности: владение графическими материалами, увлеченность рисованием; ручная графическая умелость, умение менять направление движения руки; композиционные умения, поведение во время рисования.

Был разработан цикл занятий и упражнений, которые позволяли развивать творческие способности детей в области рисования графическими материалами.

Эти занятия и упражнения имели развлекательно-занимательный характер, так как использовались нетрадиционные техники, проводились в интересной, игровой форме.

Использование этих занятий и упражнений позволили систематично и последовательно развивать у детей не только общие художественно-творческие способности, но и специальные художественные умения: при работе с графическим материалом менять направления движения руки, что делало рисунки детей разнообразнее и качественнее.

Художественная практика в отечественной, культурно-образовательной традиции, декларируя в качестве первоочередной задачу духовного развития личности, реально строилась на представлениях об искусстве как своего рода "виртуозном рукоделии". Яркой иллюстрацией подобного подхода служит действовавшая на протяжении XIX–XX вв. практика диагностики художественной одаренности при отборе в художественные учебные заведения. Для определения уровней развития духовных качеств личности, творческих способностей заслуживающих внимания усилий не предпринималось, при этом довольно тщательно проверялось владение технической стороной дела (звуковысотный слух, тонкое цветоразличение, чувство ритма, владение академическим рисунком, музыкальным инструментом и т.п.).

Таким образом, в художественном образовании сложился подход, согласно которому уровень инструментального владения средствами выражения (академический рисунок, академическая живопись и т.п.) при поступлении в высшее художественное учебное заведение был и остается очень высоким, что уже само по себе "искусство", требующее незаурядных природных данных и многолетней специальной учебной работы. Аналогично обстояло дело в музыке и других видах искусства. При этом несложно заметить, что при таком отборе оценивались лишь качества инструментальные или технические. Они необходимы для художественной деятельности, но недостаточны для достижения в ней высоких результатов, а потому только по ним крайне опрометчиво судить о степени художественной одаренности индивида. Это было убедительно доказано в ряде специальных психологических исследований (Р. Арнхейм, А. А. Мелик-Пашаев, 3. И. Новлянская и др.).

Отбирая самых способных, с данной точки зрения, развивая эти качества на протяжении длительного периода (профессиональное обучение искусству всегда было и остается одним из самых продолжительных) педагоги постоянно сталкивались с тем, что известными художниками, музыкантами, танцорами становились часто совсем не те, кто блистал в период обучения. Данная практика имеет свои теоретические корни в некоторых особенностях понимания психологии способностей и одаренности. Так, в советской психологии понятие "художественная одаренность" фактически исключается из круга рассматриваемых явлений, а его место занимает более нейтральное – "задатки". Последние трактуются как "...врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей" . Способности при этом понимаются как "...индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности" .

Руководствуясь подобным подходом, множество известных психологов (Б. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, В. И. Кириенко, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) проводят тщательный, глубокий анализ различных видов художественной деятельности. Например, В. И. Кириенко изучает проблемы способностей к изобразительному искусству, Б. М. Теплов – к музыке и др. В итоге, вычленяется необходимый и достаточный, с точки зрения авторов, набор психических качеств, естественно, но возможности наиболее простых, элементарных. Сочетание этих качеств, по мнению сторонников данного подхода, характеризует общую структуру и индивидуальные варианты конструкций данных способностей.

При этом возникает целый ряд проблем и одна из самых сложных заключается в том, что ни теоретический анализ, ни эмпирические исследования не позволяют с уверенностью сказать, что определен необходимый и вместе с тем достаточный перечень элементарных способностей, точно иллюстрирующий общую картину способностей, как психического явления. Так, у разных авторов, изучавших одну и ту же проблематику, можно встретить разные варианты перечней (суженные или расширенные) основных способностей. Следующая проблема – проблема рядоположенности выделенных качеств и их иерархии. Попытки выстроить подобные иерархические конструкции, решая при этом проблему рядоположенности, предпринимались с различной степенью успешности. Способности пытались дифференцировать на доминантные-субдоминантные (В. А. Крутецкий); опорные – ведущие – фоновые (В. А. Ковалев) и др.

В наиболее упрощенном виде подобное решение проблемы можно представить как попытку рассмотрения способностей в качестве простой суммы свойств или психических качеств. Эта сумма обеспечивает действие всей конструкции художественных способностей как системы в целом. В связи с этим весьма актуально звучит вопрос одного из главных оппонентов подобного подхода А. А. Мелик-Пашаева: "...как вторичное по отношению к частям, целое может приобрести качества, которых не было в частях и которые не создаются их сложением. Не проще ли предложить, в таком случае, первичность целого в его особой, потенциальной форме" .

В своих публикациях начала 1980-х гг. А. А. Мелик-Пашаев и З. И. Новлянская предложили свой подход к характеристике художественных способностей, который привел их к созданию принципиально иной теоретической модели. Проблема художественных способностей предстает в ином свете, если, как предлагает А. А. Мелик-Пашаев, рассматривать способности не как субъективный аналог структуры деятельности, а как "орган самореализации творческого “Я”", в той или иной сфере культуры. Тогда, по его справедливому утверждению, исходной становится ценностно-личностная характеристика человека, которая определяет его как художника, а процесс развития способностей в данном случае выступит как выявление и конкретизация этого целого. Последнее "...вбирает в себя и модифицирует разные психические качества, превращая их в свои части (а не складываясь из них) и преобразуя в способности к творчеству" .

Таким образом, внимание исследователя и педагога- практика концентрируется не на поисках отдельных способностей, необходимых для выполнения деятельности, а на качественных трансформациях психических свойств, которые они претерпевают, приобретая статус способностей к творчеству в данной области. Иное содержание у А. А. Мелик-Пашаева и З. И. Новлянской приобретает и проблема иерархичности способностей. По их утверждению, она проявится в том, что более элементарные частные качества выступят как необходимый, но подчиненный момент качеств более высокого порядка, связанных с порождением творческих замыслов, близких к "вершине пирамиды" – "творческому “Я”" человека.

Главное интегральное свойство художественно одаренной личности А. А. Мелик-Пашаев и З. И. Новлянская обозначают термином "эстетическое отношение к действительности", называя его при этом единой основой "способностей ко всем видам художественного творчества" . В наиболее общем виде они рассматривают его как преодоление границ "эго", создающее условия для проявления в сознании и деятельности человека высшего "Я". В эстетическом отношении к действительности исчезает тот невидимый, но ощутимый психологический барьер, обычно разделяющий "человека" и "мир", "я" и "не я", субъект и объект.

Нельзя не признать, что это удачная попытка решения традиционной для психологии проблемы соотношения общих и специальных способностей нетрадиционным способом. Большинство исследователей понимают под общими способностями общие интеллектуальные или общие творческие способности, а к специальным относят художественные, математические лингвистические, психомоторные и т.п. При рассмотрении общих способностей к теоретико-познавательной деятельности последний подход может быть логически и оправдан. Основу художественных способностей, как справедливо указывают А. А. Мелик-Пашаев и З. И. Повлянская, составляют не общие интеллектуальные, а общие художественные способности. Они включают в себя:

  • – эстетическое отношение к действительности;
  • – художественное воображение, в его общей, не сводимой к конкретному материалу форме;
  • – инструментальные, выступающие как конкретизация этих общих моментов, применительно к различным видам художественной практики (литературные, музыкальные, изобразительные и др.).

Другая, важная для психологии способностей проблема, – проблема мотивации. При традиционном подходе теоретические модели способностей рассматривались как некий набор качеств, требуемых для успешного выполнения деятельности, в этом случае разделение способностей и мотивации выглядело вполне естественным и логичным. Способности и мотивация рассматривались как слагаемые успеха. В подходе А. А. Мелик-Пашаева и З. И. Новлянской, когда основу способностей составляет особое, эстетическое отношение к миру, граница между собственно способностями и мотивационно-потребностной сферой личности практически исчезает.

Важно то, что "эстетическое отношение к действительности" не возглавляет (как это принято в традиционных концепциях) список художественных способностей, а создает их. А. А. Мелик-Пашаев подчеркивает, что вне этого целого, те или иные качества психики бывают лишь предпосылками художественных способностей – более или менее благоприятными, но нейтральными с точки зрения задач искусства. Вне "эстетического отношения к действительности" отдельные личностные, психические свойства, которые прежде именовались художественными способностями, таковыми не являются.

С точки зрения общего, не только художественного, воспитания важно замечание о том, что эстетическое отношение к миру "...выступает как одна из граней полноценно развитой человеческой психики вообще", как основа способности к художественному освоению мира, свойственная каждому человеку в той или иной степени. Видимо, данное свойство можно квалифицировать как интегральное личностное образование – "художественную одаренность", теоретически присутствующую в каждой личности и различающуюся лишь по степени.

Художественные способности

Развитие способностей - это их совершенствование.

Творческое мышление (креативность) - умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию худ. форм, теорий или любых продуктов, к-ые явл. уникальными и новыми. Нет точного ответа на? можно ли развить ТМ. Есть ряд примерных условий для развития ТМ:

1)необходим жизненный опыт, накопленный в процессе обучения и воспитания;

2)надо сознательно воспитывать и развивать свой тв-ий потенциал;

3)без развитой системы образования невозможны и достижения тв-ой мысли ч.

Роль воображения в тв-ом процессе велика, тв-во тесно связано со всеми психич. процессами (ощущ., восприятие, внимание, память, мышление, речь, сознание), в том числе и с воображением. Создавая в процессе воображ. что-то новое, ч. стремится воплотить его в реальности (в вещах, рисунках, скульптуре).

Развитие воображения у детей:

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Развитию воображения способствуют:

Ситуации незавершенности;

Разрешение и даже поощрение множества вопросов;

Стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

Позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Художественные способности

Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Художественные с. - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Роль воображения в тв-ом процессе велика, тв-во тесно связано со всеми психич. процессами (ощущ., восприятие, внимание, память, мышление, речь, сознание), в том числе и с воображением. Возможность тв-ва в значит, степени обеспечивается имеющимися у ч. знаниями, способностями. Важнейшими условиями тв-ва явл. наличие опред. переживаний, создающий эмоц. тон тв-ой деят-ти.

Помимо этого важно обладать и некоторыми качествами восприятия:

1)чувство целого;

2)чувство пропорций;

3)форма предмета;

4)светотень;

5)колорит;

Восприятие тесно связано с нашими ощущениями, а их хар-р непосредственно зависит от условий, в к-ых эти ощущ. формируются: ощущ-е цвета зависит от освещённости; в. величины - от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располаг-ся воспринимаемый предмет.

Роль творчества в деятельности дизайнера.

Вся профессиональная деятельность дизайнера - это творчество. Поэтому оно играет неотъемлемую роль в его жизни.

Творчество

Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творчество проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отличается по результатам, продуктам творчества, но подчиняется единым психологическим законам.

Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, которого побуждают к творчеству определенные потребности, мотивы, стимулы, и который обладает знаниями, умениями, творческими способностями.

Общими являются основные стадии процесса творчества:

Подготовка (возникновение замысла),

Созревание ("инкубация" - вынашивание замысла, накопление материала),

Озарение ("инсайт")

Проверка (проверки готового результата).

Пиком творческого процесса является стадия озарения - инсайт, когда в сознание проникает и рождается новая идея - научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы.

Автор в процессе творчества выражает свое видение, свое решение определенной задачи, приходит к единственному своем роде, отличному от других результату - в этом и заключается ценность творчества. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами.

Дизайн - худ. проектирование и процесс промыш. произв-ва полезной и красивой вещи; это результат проникновения эстетики в технику - создаёт особый зрительный язык формы. Знаки этого языка: пропорции, оптическая иллюзия, отношение света и тени, пустоты и объёмов, цвета и масштаба.

Эмоции в худ творчестве

Эмоции - это психич. реакция организма на окружающую действительность.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и в осуществлении любой деятельности.

Познавая мир предметов, явлений человек испытывает разные чувства и ко всему выражает свое отношение. Он эмоционально реагирует на поступки и поведение других людей, а также на свои собственные высказывания и результаты деятельности.

Эмоции бывают положительными или отрицательными.

Положительные : радость, уверенность, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь...

Отрицательные: неудовольствие, печаль, отчаяние, огорчение, тревога, страх, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, зависть, злость...

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства, аффект, стресс, страсть, настроение.

Чувства более сложное, постоянное устоявшееся отношение личности к тому, что она познаёт или делает, вкл. в себя гамму эмоций. Чувства носят более предметный характер. Чувство связано с определенным, незаменимым объектом Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, которые сконцентрированы вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Плохо поддается волевому контролю.

Настроение - длительное эмоц. состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личность и его основные ценности. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным.

Аффекты - кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов

Они препятствуют нормальной организации поведения, его разумности.

Стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Цель худ. творчества - создание новых эмоций.

Результат - произведения искусства.

Личность и её структура

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Отличается самостоятельностью в поступках;

Способна нести ответственность и решать проблемы;

Контролирует поведение, обладает силой воли;

Способна изменяться с течением времени.

Индивид - человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, сочетание психологических особенностей чел, составляющих его своеобразие, отличие от др.

Атрибуты личности:

Воля - это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Свобода - наличие возможности выбора, вариантов исхода события.

Разум - способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.

Чувства - переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе.

В психологии: Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности:

Темперамент - совокупность индивидуальных психических особенностей. Темперамент составляет основу развития характера человека.

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Мотивация - 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;

Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания.

Социализация личности

Социализация личности - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе Соц. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

С. относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения.

Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.

В качестве источников С. индивида выступают:

а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания);

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других.

В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью.

Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям :

Стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

Игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

Стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Похожие публикации