Технические приемы древнерусских ювелиров. Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Ювелирное искусство - это изготовление различных изделий, как правило, из драгоценных металлов с использованием самоцветов. Изначально такие вещи служили не только для красоты, но и для того, чтобы подчеркнуть высокое социальное положение владельца или владелицы. Также украшениям часто приписывались магические функции. Их использовали, к примеру, в качестве защитных амулетов и талисманов. История ювелирного искусства уходит корнями в глубокую древность. Изначально создание ювелирных изделий не предполагало какой бы то ни было обработки. С течением веков искусство совершенствовалось, умельцы создавали все более сложные и изысканные украшения. Давайте проследим историю ювелирного ремесла и назовем его выдающихся мастеров.

Древний Египет

Ювелирное искусство было удивительно хорошо развито в Древнем Египте. Украшения, созданные там, до сих пор поражают своей красотой и сложностью. По форме они обычно походили на изображения древних божеств. В Древнем Египте верили, что украшения выполняют магические функции: защищают от болезней и злых чар, связывают человека с силами природы.

Носить украшения полагалось на определенных участках тела. Прежде всего, это была область сердца (оно считалось наиболее значимым органом). Чтобы защитить его, на груди носили изделия в виде скарабея. Жук символизировал жизненную силу, активность, воскрешение. Кроме того, важной точкой была середина лба. Древнеегипетские мастера, выполняя украшения для нее, использовали символы силы и мудрости, например изображения змеи. Говоря о технике изготовления изделий, можно отметить, что обычно применялись чеканка и гравировка, а любимыми материалами египтян были золото, серебро, обсидиан и аметист.

Древняя Греция

Большим изяществом и тонкостью отличалось древнее ювелирное искусство в Греции. Любимой техникой мастеров была филигрань - выполнение сложнейшего узора из тонкой золотой или серебряной проволоки, припаянной к металлическому фону. Чаще всего при этом использовался растительный орнамент: изображения цветов, листьев, виноградной лозы.

Из материалов выше всего ценилось золото - этому металлу приписывали магические свойства. В целом же ювелирные изделия подчеркивали статус владельца, поэтому чем тоньше и сложнее была работа, тем дороже она стоила. Богатые гречанки носили множество разнообразных украшений. В почете были изящные изделия для волос и шеи, а также браслеты. Исключением являлась разве что Спарта - местные женщины не носили пышные и причудливые драгоценности, отдавая предпочтение простым металлическим украшениям.

Ювелирное дело эпохи Возрождения

Ювелирные изделия эпохи Возрождения поражают своей изысканностью, красотой и сложностью. Мастера использовали самые разные техники, в том числе чеканку, огранку и эмаль. На них во многом оказывали влияние античные традиции, вместе с тем вносились и типичные именно для тех лет черты.

Так, украшения уже не столько указывают на статус владельца, сколько подчеркивают утонченность вкуса и фантазию. Они становятся уникальными и своеобразными. Самоцветы, жемчуг и изысканные эмалированные детали украшают не только ювелирные изделия, но и пышные дамские наряды. Большую популярность приобретают перстни и массивные подвески.

В Германии мастера используют в работе весьма необычные материалы: скорлупу кокосового ореха, яйца страуса и раковины.

Ювелиры Древней Руси

Русское ювелирное искусство имеет великую историю. Свидетельством тому выступают современные качество и тонкость работы древних умельцев поражают и теперь. Ювелирное было подвержено влиянию скандинавской, восточной и византийской культур, и в то же время неразрывно связывалось с народными обычаями и традициями.

Мастера из всех уголков Киевской Руси прекрасно владели сложнейшими техниками, в том числе художественным литьем, сканью и золотой наводкой. Великий Новгород славился своими украшениями из драгоценных металлов. Киевские ювелиры с необычайным умением обрабатывали самоцветы. Самыми распространенными украшениями были так называемые которые вплетались в прическу или подвешивались к головным уборам. Также женщины носили разнообразные браслеты и бусы с подвесками.

Русь в XIV - XVII веках

С пришествием татаро-монгольских полчищ ювелирное дело оказалось позабыто почти на целое столетие. Многие мастера погибли или были увезены для работы у ордынских правителей. Лишь к концу XIV века начинается постепенное возвращение к древнему искусству. Центром ювелирного ремесла становится Москва, где большой популярностью пользуется техника серебряной скани.

В XVI - XVII веках ювелирное искусство активно использует эмаль и самоцветы. Украшениям этого периода присущи богатство, красочность и насыщенность цветов. Камни тоже отличаются яркостью - в почете сапфиры, рубины, изумруды. Это время называют расцветом техники чернения. Во многих городах создаются центры серебряного дела.

Европейское ювелирное искусство XVIII века

В XVIII веке господствующими стилями были барокко и рококо. Это относится и к ювелирным украшениям. Модными становятся причудливость, пышность и яркие цвета. При этом лидирующую позицию занимает французское ювелирное искусство. Именно тогда украшения приобрели свой современный вид. В моду постепенно входят ювелирные ансамбли, большой популярностью у состоятельных персон пользуются крупные броши. Самым любимыми камнями оказываются бриллианты желтоватых, розоватых и голубоватых оттенков, при этом они используются как в мужском, так и в женском костюме.

Русь в XVIII веке

В России в XVIII столетии ювелирное искусство расцвело. Это произошло во многом благодаря реформам Петра I. С тех пор ювелирное дело активно заимствует европейские тенденции, при этом сохраняя свою самобытность. В Россию нередко приезжают заграничные мастера. Среди них - известный Жереми Позье, который проработал при дворе тридцать лет и создал истинные шедевры ювелирного искусства. Лучшей его работой по праву считается Большая императорская Корона, выполненная для Екатерины II. Уникальное в своем роде изделие насчитывает почти пять тысяч бриллиантов. Сейчас эту реликвию тщательно бережет уникальный музей ювелирного искусства - Алмазный фонд в Москве.

В целом использование драгоценных камней становится популярным именно в это время. Сверкающие, яркие, великолепно обработанные и оформленные, они прекрасно дополняют и украшают пышные наряды знатных дам и вельмож.

Интересно, что и само слово «ювелир» также вошло в употребление в XVIII столетии. Оно заменило достаточно длинное название «золотых и серебряных дел мастер».

Европа в XIX веке

В середине XIX века ювелирное дело становится более массовым. При этом стали применяться менее ценные камни и материалы: аквамарин, малахит, искусственные бриллианты. Ювелирное искусство сменило и общий стиль - на смену рококо приходит классицизм, соответственно, украшения становятся более строгими и тщательно проработанными. Изделия с драгоценными камнями постепенно перестают использоваться в мужских костюмах, зато в моду входят набалдашники для тростей и дорогие табакерки.

Из известных мастеров можно выделить придворного ювелира Наполеона I Мартина Гийома Бьенне. В XIX столетии зарождаются такие всемирно известные дома, как Картье и Тиффани.

Положение дел в России в XIX веке

Высочайшего уровня ювелирное искусство в России достигло в XIX столетии. В это время существенно меняется направление работы, мастера стараются уходить от европейских традиций и возвращаются к исконно русским, придавая изделиям национальный колорит. Особенно модным становится речной жемчуг.

В Петербурге и Москве появляются крупные предприятия серебряного и золотого дела. Особенно известны фирмы Овчинникова, Постникова, братьев Грачевых и, конечно же, Своим удивительным мастерством они покоряют не только русскую знать, но и королевские дворы Западной Европы. Однако их изделия доступны и рядовому покупателю - речь идет о портсигарах и столовом серебре.

По мнению специалистов, конец XIX - начало XX столетия является золотым веком российского ювелирного искусства.

Двадцатый век

В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, Снова обретают популярность бриллианты. Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.

В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.

В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.

Современное искусство

В наши дни ювелирное ремесло, пожалуй, еще больше, чем прежде, становится искусством. Украшения выступают одной из форм творческого самовыражения. Современные предприятия используют более профессиональные инструменты и доступные материалы. При этом многие изделия выполняются из синтетических материалов. И хотя они не могут превзойти красотой и совершенством натуральные камни, все же достойно с ними соперничают.

Современное ювелирное искусство достойно продолжает традиции старых мастеров. А использование новых технологий позволяет создавать все более необычные и интересные украшения.

Русское ювелирное искусство, представленное в первом зале Оружейной палаты, охватывает период с XII до начала XVII столетия.
Русские златокузнецы в Киевской Руси владели такими же приёмами и техниками обработки благородного металла, которые применяли мастера в Западной Европе и Византии. Эти способы проникали на Русь благодаря торговым и дипломатическим связям. Но памятников древнего ювелирного искусства со времен Киевской Руси сохранилось совсем не много. Некоторые предметы найдены во время археологических раскопок, другие – случайно обнаруженные клады.
Основа коллекции Оружейной палаты – изделия русских мастеров XVI-XVII веков.

Витрина 2. Русские золотые и серебряные изделия XII-XV веков. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

Самый древний русский памятник XII века – серебряная чаша. Принадлежала она черниговскому князю Владимиру Давыдовичу.

Такая форма изделия бытовала на Руси ещё с Х века. Единственное украшение на ней – надпись, по которой определили владельца чаши. Предназначалась чаша для питья вкруговую, когда каждый в знак принадлежности к семье или дружине чуть-чуть отпивал из наполненного сосуда и передавал его другому. Когда чаша обходила полный круг собравшихся, все участники пира становились “братьями”. Позже такие чаши стали называться “братинами”.

Много столетий пролежала в земле чаша Владимира Давыдовича. В 1852 году ее нашли на месте Сарая-Бату, бывшей столицы золотоордынского ханства на Волге. До сих пор историкам не удалось выяснить, как чаша оказалась в Сарае. Возможно, половцы захватили её во время одного из набегов на русскую землю. Но возможно, что чаша не имеет отношения к военным набегам недругов. Жена убитого в междоусобной войне Владимира Давыдовича вторично вышла замуж за половецкого хана Башкорда. Вполне возможно, чаша оказалась в числе её приданого. Стоит ещё заметить, что сам черниговский князь Владимир Давыдович был двоюродным дядей князя Игоря – героя «Слова о полку Игореве».

Женские ювелирные изделия. Височные кольца. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

На выставке представлены женские ювелирные изделия. Очень часто такие украшения составляли всю казну семьи. Самые распространённые женские украшения – височные кольца, для крепления на головном уборе.

Чаще всего они крепились на ленте и уже сложенная в двое лента пришивалась по бокам головного убора, волосника. Чаще всего височные кольца делали в форме пятилучевой звёзды. Мельчайшие шарики, диаметром 0,04-0,05 см сажали в кольцо диаметром 0,06 см. Всего таких серебряных зёрен – до 5 000 на каждом из украшений. Техника напаивания миркоскопических колец была хорошо известна в домонгольской Руси.

Потир. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

Шедевр коллекции – серебряный потир, изготовленный владимиро-суздальскими мастерами. Это очень стройная по форме чаша с соразмерными частями.

В одном из медальонов, украшающих потир, есть изображение святого Георгия. Происходит потир из Спасо-Преображенского собора города Переславля Залесского. Поэтому историки считают, что потир скорее всего, принадлежал Юрию Всеволодовичу, внуку Юрия Долгорукого.

Рязанский клад. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

Знаменитый рязанский клад по всей видимости – часть великокняжеской казны, которую спрятали при осаде города ордами Батыя в 1238 году. Когда весной 1822 года крестьяне пахали поле, то нашли горшок с драгоценностями. Сосуд задели плугом, он разбился и из него выкатились представленные в витрине редкие предметы домонгольского ювелирного искусства.

Бармы и колты

В состав клада входят символы великокняжеской власти – бармы.

Среди найденных предметов также есть колты. Техника украшения этих драгоценностей – перегородчатая эмаль, скань, драгоценные камни.Предназначение колт историки до сих пор не выяснили. Можно предположить, что это женское украшение, но каждый диск весит 400 г, в сумме – 800 г.



Поэтому трудно представить, что такое тяжёлое украшение могла носить женщина. Может быть колты были украшением оклада на икону.

Филигрань и скань. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

Колты и бармы украшены тончайшим золотым кружевом – филигранью. Филигрань – это выкладывание узоров золотой нитью на металлической поверхности.
Тягучесть золота позволяла вытягивать из 1 г металла нить длиной до 2 км! Потом золотую проволоку прокатывали через специальный валик и получали плоскую ленту. Её ставили на ребро и таким образом выкладывали узоры.


На Руси эта техника была ещё сложнее, потому что золотую ленту дополнительно скручивали наподобие верёвочки. Поэтому русская техника филиграни называется скань, от слов скать, сучить, свивать. Узоры были довольно выпуклыми, потому что скань накладывали в несколько слоёв.

На колтах изображены первые русские святые Борис и Глеб.

На бармах в центре изображение Богоматери, по бокам – святые Ирина и Варвара. Изображения святых выполнены в технике перегородчатой эмали.

Перегородчатая эмаль. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

В первую очередь на золотую или серебряную поверхность острым предметом наносили рисунок. Контуры рисунка укрепляли золотой лентой, а потом заполняли эмалью в несколько этапов. Эмаль – это стекловидная масса, в которую добавляют окиси разных металлов. Первоначально эмаль имеет вид порошка. Этим порошком заполняли ячейки и обжигали изделие в печи. Эмаль плавилась и усаживалась. Затем ещё добавляли порошок и опять обжигали. Процедуру повторяли несколько раз, пока эмаль не поднималась до уровня высоты стенок узора.

Колты и бармы украшены самоцветами, посаженными в высокие гнёзда. Способы укрепления камней на золотой поверхности говорят о том, что русские мастера знали европейские техники работы с камнями и успешно их применяли.

Новгородский потир

Ещё один потир в коллекции музея – работа новгородского мастера. В северных краях традиции ювелирного искусства не прерывались монголо-татарским нашествием. Зато новгородские и псковские златокузнецы были хорошо знакомы с европейским ювелирным искусством. Русские мастера ВСЕГДА выполняли потиры из драгоценного материала. Новгородский потир сделан из агатовидной яшмы, поэтому можно предположить, что это западноевропейская работа.

Но исследования потира показали, что работал русский мастер. Верх чаши украшен тончайшей сканью в виде знака бесконечности и камнями.

Ковчег – квадрифорий. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

Ковчег – квадрифорий. С ювелирной точки зрения ковчег украшен в очень сложной технике. Некоторые части декорированы чёрным рисунком и может показаться, что это техника черни. Но это не так, ковчег украшен эмалью. (В настоящее время квадрифорий находится на первом этаже Оружейной Палаты, в витрине с царскими регалиями).

Витрины 3 и 4. Московские ювелирные изделия XV века. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

В конце XIV века в политическом отношении Москва возвышается над другими русскими городами, но единый особенный, московский стиль к тому времени ещё не сложился. Московские мастера всё ещё обращаются к образцам Киевской Руси.

До XVIII века на Руси не было известно месторождений драгоценных камней. Их привозили из Европы и с Востока. Русские мастера не гранили самоцветы, а полировали, такие камни называются кабошонами (от французского caboche - голова). Русские мастера ценили камни такими, какими они попали в их руки, какими их создала природа, иногда со многими недостатками – сколами, насечками, неправильной формы. Но если к нам привозили уже огранённый камень, то его использовали как есть, с огранкой. В Европе мастера-огранщики жили в , с незапамятных времён город знаменит гранильными мастерскими и ювелирным промыслом.

Складень.

Складень . Удивительно, что вещь подписная, это совершенно невероятно для 1412 года. Тем не менее, на складне написано имя мастера – Лукеан. Сюжет складня – песнь торжества Воскресения, Христос изображён в райских кущах вместе со святыми. В этой работе очень заметно влияние романского стиля. Крошечную вещь отличает изумительная работа. Серебро, золочение.

Оклад на Евангелие 1415 года

Оклад на Евангелие 1415 года . Золото. Исследователи связывают реставрацию оклада в XVII веке с именем боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича, поэтому этот оклад называют “Морозовским Евангелием”.

Украшения выполнены в технике чеканки и скани. В центре композиции – сцена Сошествия во ад. По углам изображены отцы церкви: в том числе Иоанн Златоуст и Василий Великий. По полю оклада помещены избранные святые. Хризопразы, изумруды, сапфиры и аметисты украшают этот оклад. Книжный блок внутри тоже очень красивый, с миниатюрами, но в очень плохом состоянии. В настоящее время нет возможности его реставрировать. Иллюстрации на пергаментных страницах Нового Завета по манере исполнения близки творчеству Андрея Рублёва.

Оклады на икону Богородицы Владимирская. Русское ювелирное искусство XII-XV веков

Оклад на икону Владимирская . В музее хранится три оклада на эту икону. Здесь применены две ювелирные техники украшения – тиснение или басма и чеканка. (к слову в технике басмы выполнен трон Бориса Годунова). В верхней части оклада изображён чеканный Деисус.
Чеканка даёт большую рельефность фигур при сравнительно небольшом весе изделия, поэтому используя эту технику мастера добивались экономии драгоценного металла. Немногочисленные самоцветы обрамляют лик Богородицы, к которому обращались молящиеся.

Ещё один оклад на икону Владимирская происходит из Успенского собора Московского Кремля.

Это вклад митрополита Фотия. Митрополит Фотий был греком, приехал в Москву в 1410 году и привёз с собой очень много греческих мастеров. Клейма выполнены в технике чеканки. Оклад украшен не сканью, а филигранью. На окладе мы видим и клеймо с именем самого Фотия. (Увеличенный фрагмент).

Продолжение темы “Московское ювелирное искусство XV века в витрине 4. Между витринами 3 и 4 расположена . Рассказ о ней в .

Оклад на Евангелие

Другой оклад на Евангелие украшен тончайшей сканью на серебряном окладе. На пяти узких серебряных пластинах резная черневая надпись вязью сообщает, что оклад сделан при великом князе Иване Васильевиче и его внуке Дмитрии Ивановиче по повелению митрополита Симона для Успенского собора Кремля. Это работа мастеров Московского Кремля. Непрерывно струящаяся лента скани заполняет всю поверхность оклада.
Сион Малый

По всей видимости сионы выносились во время торжественного богослужения, как символы Церкви.

Дополнительная информация: золото и серебро относятся к тягучим и легкоплавким металлам, это позволяет мастерам изготавливать из них такие предметы, которые трудно или невозможно выполнить из меди или современных сплавов.
Золота в Европе всегда было мало. Больше всего этого драгоценного металла добывали в Египте. В одной из древних книг даже упоминалось, что золота в Египте столько же, сколько песка в пустыне.

Источники:

1.Лекторий московского Кремля. Лекция “Искусство русских златокузнецов XII-XVII веков. Старший научный сотрудник Григорьева Наталия Александровна.
2.Методические рекомендации по подготовке обзорной экскурсии по Оружейной палате. Составитель: Филатова Т.В.
3.К.В.Донова, Л.В.Писарская “Оружейная палата”, М., Московский рабочий, 1960 г.
4. И.Ненарокомова, Е.Сизов “Художественные сокровища Государственных музеев Московского Кремля”, М., Советский художник, 1978 г.
5.И.В.Фаизова “Методические рекомендации к обзорной экскурсии по Государственной Оружейной Палате Московского Кремля, М., Спутник, 2011

Искусство создания украшений называлось красивым словом «узорочье». Однако к узорочью наши предки прибегали в большей степени не для того, чтобы себе красивому глаз радовался, а для создания оберегов.

Они были способны защитить от многочисленных бед: сглаза, падежа скота, воды, огня, змей и множества других опасностей, которые подстерегали наших предков на каждом шагу. При этом «волшебные» свойства украшений ценились всеми без исключения, не зависимо от сословия и достатка.

Изначально усерязи или височные кольца не просто вдевали в уши или закрепляли над ушами (поэтому их еще именовали «заушницами»), но и вплетали в волосы или прилаживали к головному убору при помощи лент, ремешков или «косичек». Именно эти украшения считаются одной из характерных деталей традиционного древнерусского костюма. Женщины в каждом из славянских племен носили особенные височные кольца: кривичи – браслетообразные, вятичи – семилопастные, новгородские словенки – ромбощитковые. Обычно усерязи делали из медных или железных сплавов, хотя, например, в Киевском историческом музее можно увидеть височные кольца вятичей из серебра. Усерязи могли представлять собой проволочные кольца – и это был самый распространенный способ их изготовления, реже украшения мастерили из бусин или щитков.

Эта полая металлическая подвеска, крепившаяся к головному убору, была особенно популярна у женщин в XI-XIII веках. Колты были обнаружены в составе многих кладов, найденных на территории Древней Руси. Интересно, что наименование «колт» украшение получило только в XIX веке – древнее его название не сохранилось. Известны колты звездчатой и округлой формы, при этом последние нередко изготавливались из золота и украшались перегородчатой эмалью с изображением птиц, сиринов, древа жизни и др. По краю таких колтов пускались жемчужные обнизи Звездчатые серебряные и золотые колты покрывались зернью и сканью. Понятно, что подобные украшения могли себе позволить только богатые женщины. Однако в конце XIII века для удовлетворения спроса широких слоев населения колты стали отливать из бронзы и свинца. Теперь украшения могли купить на рынках все желающие. К сожалению, после татаро-монгольского нашествия колты вышли из моды.

Гривны – разновидность шейных украшений. Интересно, что женщины на Руси обожали зеленые бусы, и их мужьям приходилось нести значительные траты, ведь одна зеленая бусина оценивалась в 15-20 серебряных монет. И если стеклянными бусами украшали свои наряды женщины всех сословий, то металлические гривны могли позволить себе только дамы состоятельные. Самыми дорогими были билоновые гривны – их изготавливали из сплава меди и серебра, ну а самими «хитовыми» - медные или бронзовые, иногда покрытые серебром.

Кольца со щитком, который был украшен драгоценными камениями, назывались перстнями. Нередко перстни переходили в браслеты – витые, пластинчатые или плетеные. Изображения на перстнях могли быть самыми разными: животные, геометрические узоры или другие символы, которые были значимы для владельца украшения. Особое место занимались печатные перстни, которые использовали для нанесения оттиска-подписи на различные документы. Понятно, что на печатках символика изображения непременно связывалась с владельцем.

Ожерелье

Ожерелье – украшение, которое часто упоминалось в документах XVII века. Оно представляло собой стоячий или лежачий воротник, который пристегивался к одежде. Впереди ожерелье застегивалось на пуговицы из драгоценных камней. Ожерелья могли носить как мужчины, так и женщины. Украшение расшивалось жемчугом или декорировалось драгоценностями. Среди останков женских одежд XII века были найдены и стоячие ожерелья из бересты и кожи, обтянутые шелковой или другой тканью и украшенные вышивкой или золотой нитью. Украшения эти с любовью передавались из поколения в поколение. Так среди сокровищ, которые отдал белоозерский князь Михаил Андреевич своим детям, значилось пристяжное ожерелье. Расшитое более тремя тысячами жемчужин ожерелье передала своим детям и волоцкая княгиня Ульяна. К слову, не так давно ожерелья, похоже, вернулись в моду!

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.
За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в.
Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур.
В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.
У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, похожих на завиток или сплющенную спираль.
Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями.
На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей.

Горожанки XI-XIII в. больше всего любили колты — парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.
В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном историческом музее. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся «бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность.
О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха».
Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское время украшения подобного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется размеру княжеской дани со среднего города.

Медальон нашли в 1821 г. недалеко от города Чернигова, в древности столицы княжества.
Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053-1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил «Поучение» детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров.

ИМЕНА НА МЕТАЛЛЕ

Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности. Однако история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих творцах. Так, кратеры — драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., — несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просветительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.

Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен во время войны 1941-1945 гг., его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель, полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии — одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.

* * *
Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

"Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого"

Кафедра отечественной истории

РЕФЕРАТ

на тему: «Ювелирное дело в древней Руси.

Обзор ювелирных техник»

по дисциплине «Города древней Руси: занятия, быт и культура»

ВЫПОЛНИЛА:

студентка группы 1231

ПРОВЕРИЛА:

Заведующий отелом изучения

Новгородской земли,

Великий Новгород

Введение……………………………………………………………….……3

1. Литейное дело……………………………………..………..……………7

1.1. Литейное дело в древнерусской деревне…………..……….…….7

1.2. Техника литья в древнерусском городе……………….………...10

2. Ковка и чеканка……………………………………………….………..13

3. Тиснение и штамповка серебра и золота……………………………..19

4. Чернь, позолота и инкрустация………………………………………..23

4.1. Чернь……………………………………………………………….23

4.2. Инкрустация……………………………………………………….27

4.3. Техника позолоты…………………………………………………28

5. Волочение проволоки, филигрань и зернь……………………………29

Заключение……………………………………………....………………..34

Список использованной литереатуры…………………………………...36

ВВЕДЕНИЕ

Ювелирное искусство – это изготовление художественных изделий из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых цветных металлов, часто соединяемых с ценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарем, перламутром, костью и т.д.

Ювелирное искусство начиналось с украшений, которые изначально делались из кости, морских ракушек и т.п. Но в VII тыс. до н.э. человечество изобрело технику механической обработки самородного камня. Это стало поворотным пунктом в истории украшений. А в V тыс. до н.э. появляется высокотемпературное плавление меди в горнах и технику литья. Ювелирное искусство начинает стремительно развиваться.

В Киевской Руси центром ювелирного дела стал Киев, но ненамного уступали ему такие города, как Великий Новгород, Смоленск, Псков, Чернигов, Тула и т.д.

Данная работа посвящена обзору основных ювелирных техник, таких как литье, ковка, чеканка, тиснение, чернь, позолота, инкрустация, волочение проволоки, филигрань и зернь. Я не буду касаться каких-либо территориальных особенностей исполнения этих техник, так же как и не буду глубоко вдаваться в их подробности.

Теперь я вкратце коснусь историографии вопроса.

В середине XIX века Иван Егорович Забелин написал работу «О металлическом производстве в России до конца XVII столетия», но это исследование заключало в себе достаточно мало материалов по раннему периоду.

К концу XIX в. материала накопилось столько, что он мог быть обобщен; его обобщением занялся. Сначала его внимание было обращено только на предметы с перегородчатой эмалью, а в дальнейшем было распространено и на все городское ювелирное искусство в целом.

Совместно с Кондаков написал шеститомную историю русских древностей.

Продолжая работы Забелина, Кондаков очень внимательно изучил эмальерное и ювелирное дело, его технику, датировку отдельных вещей. Кондаков защищал русскую культуру от нападок со стороны норманнистов и доказывал существование высокоразвитого русского ремесла, но при этом нередко впадал в излишнее увлечение византийским влиянием.

Выходило много работ, посвященных ремеслу на Руси, но все они слабо раскрывали ювелирное искусство и, часто, материал в них был очень скуп, а иногда даже очевидно неверен.

В начале XX века вышла в свет работа чешского слависта, который посвящает древнерусскому ремеслу специальный раздел. Хронологически работа Нидерле охватывает только домонгольский период, а территориально - все славянские земли. Глава, посвященная ремеслам у славян, распадается на следующие части:
1. Добыча металлов.
2. Обработка металлов (железо, медь, серебро, олово).
3. Ювелирное дело (скань, зернь, работы по золоту).
4. Техника инкрустации из стекла и камня.
5. Эмаль.
6. Керамика.
7. Обработка дерева.
8. Прядение и ткачество.

Нетрудно заметить, что в этой книге уже достаточно большое место отводится ювелирному искусству. Но, к сожаленью, этот труд не заметила русская историческая литература.

Большую работу по обследованию и изучению городищ проделали Украинская и Белорусская Академии Наук. В результате всех этих работ были открыты десятки ремесленных мастерских. Первой работой, обобщившей в известной мере новый материал по русскому ремеслу IX - XII вв., является статья , в которой указывались конкретные пути отделения ремесла от земледелия и его дальнейшего развития в пределах Владимиро-Суздальской и Смоленской земли.

В 1936 г., через 40 лет после напечатания I тома «Русских кладов" , вышли в свет подготовленные им для II тома цветные таблицы, воспроизводящие ряд древнерусских ювелирных изделий. Текст к ним был написан. Но Гущин занимался почти исключительно стилем вещей, совершенно игнорируя технику их изготовления.

Специально технологическому исследованию новгородских ювелирных изделий из раскопок 1951 – 1958 гг. посвящена работа . Исследовательница выявила наборы инструментов и приспособлений новгородских ювелиров, установила их технические приемы, установила хронологию этих приемов.

Безусловно, с течением времени исследований становилось всё больше и они заключали в себе все более ценные материалы и выводы, поэтому я остановлюсь на наиболее крупных исследователях.

В 1958 году выходит книга «Ремесло Древней Руси». Это очень полное исследование, в котором огромное место отводится ювелирному ремеслу, автор, говоря об отдельных техниках, иногда делит исследование на 2 части: городскую и деревенскую, отмечая ряд существенных различий между ними. Собственно, именно это исследование является основой данной работы.

В 1981 году выходит в свет книга «Ювелиные изделия Древнего Новгорода (X – XV вв.)». Эта исследовательница предпочла разделить свою книгу на главы по видам украшений. Книга достаточно обильно снабжена иллюстрациями, что способствует восприятию материала.

в 1986 году выпускает книгу «Черневое дело Древней Руси». Татьяна Ивановна, как и Мария Владимировна, разделила свою книгу на главы по видам украшений. Исследование содержит часто новую и достаточно полную информацию о черневом деле.

А за год до работы Макаровой издается сборник «Древняя Русь. Город. Замок. Село». В этой книге шестую главу, посвященную ремеслу, написал. Несколько листов в этой главе отводится обработке цветных металлов. Информация представлена сжато, но, не смотря на это, охватывает довольно широкую часть техник ювелирного дела.

Теперь коротко об источниках ювелирного дела Древней Руси.

Для времен господства язычества основными источниками являются материалы из курганных могильников.

С принятием христианства пышные языческие похороны исчезли.

На смену курганам приходят клады драгоценностей, зарытые во время опасности в землю. Сохранность вещей и их комплексность в кладах значительно лучше, чем в курганах, но клады как исторический источник обладают и рядом особенностей.

Состав кладов пестрый; в них встречаются вещи разных эпох, но преобладают все же вещи более близкие ко времени жизни последних владельцев клада.

Не менее важными, чем клады украшений, являются раскопки ремесленных мастерских.

1. ЛИТЕЙНОЕ ДЕЛО

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. К золоту, ввиду его высокой стоимости, эта техника, требовавшая массивности предметов, почти не применялась за исключением маленьких поделок. Принципиальных отличий литье меди, бронзы , латуни, серебра, биллона и других сплавов не представляет. Литье было основным приемом обработки металла деревенскими «кузнецами меди и серебру».

1.1. ЛИТЕЙНОЕ ДЕЛО В ДРЕВНЕРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ

Литьё – это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще со времени бронзового века. Металл расплавляли в глиняных тиглях при участии мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл (или сплав металлов) черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование «льячка» (от глагола «лить»). Льячки чаще всего делались с носиком для слива расплавленного металла и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять.

Льячку с металлом подогревали на огне, а затем жидкий металл наливали в литейную форму, необходимо было заполнить металлом все ее углубления. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее литейную форму.

Разнообразны формы и объемы древнерусских тиглей. Емкость тиглей колебалась от больших объемов в 400 куб.см до маленьких в 10 куб.см. Тигли могли быть круглодонными или остродонными, реже – плоскодонными. Наиболее распространенными были конусовидные тигли с округлым дном. Тигли делались из глины с примесью песка и шамота.

Основные виды литья (По):

1) литье в жестких формах (преимущественно в каменных);

2) в пластичных формах (глина, песок, формовочная земля);

3) по восковой модели с сохранением формы,

4) по восковой модели с потерей литейной формы.

Почти все литейные формы были односторонними. Такие формы прикрывались сверху гладкими плитками, чаще всего сделанными из известняка. Лицевая сторона предметов, произведенных в такой форме, была рельефной, а оборотная (прикасавшаяся к каменной плитке) - гладкой.

Литье могло производиться в односторонних формах и без гладкой крышки, а прямо в открытых формах.

Похожие публикации