Происхождение языка: теории и гипотезы. Теории о происхождении языка

Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, т.к. их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.

Религиозные теории

Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Говорить бесплатно, перед сигналами животных, которые дороги, потому что они могут поставить вашу жизнь в опасности. То, что делает свободную связь в группе, - это координация группы; Предоставление членам группы возможности использовать один и тот же способ общения облегчает членам группы выполнение различных и специализированных задач. Короче говоря, группа, которая имеет разделение труда, может разработать язык, который координирует деятельность группы.

Любое расширение термина «язык» расширяет понятие языка, чтобы лишить его интереса. Но теория эволюции не позволяет нам объяснить причину, которая, подобно языку, выходит за рамки конфликта интересов и конкуренции. Язык как координация остается на данный момент вне конкурентного механизма дарвиновской эволюции. Наряду с фатическими и синергическими функциями эволюционизм имеет третью функцию для возникновения языка, которая хорошо вписывается в риторическую функцию. Дарвин. Руссо опередил Дарвина в идее, что пение является источником языка.

Согласно индийским ведам (ХХ век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога. Так, согласно Корану, Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами.

Античные гипотезы

Он заметил, что некоторые приматы и мужские птицы, которые конкурируют с другими мужчинами-козленками, используют музыкальные каденции, чтобы объявить женщине, что они более эффективны для размножения, чем их конкуренты. Самка - как в известном случае с павлином - выбирает мужчину в соответствии с риторикой, то есть убеждение, оказываемое оперением, с которым объявляется мужчина. Это то, что Дарвин называет сексуальным отбором. И здесь он пришел к выводу, что у людей или их предшественников голос будет использоваться, как у приматов и певчих птиц, как показатель репродуктивной эффективности.

Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы – сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».

Фюсей. Сторонники природного происхождения названий предметов («фюсей» - греч. по природе ), в частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена – это тени или отражение вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Люди использовали бы свою исключительную способность вокального подражания воспроизводить с артикулированными звуками, называемыми выразительными музыкальными эмоциями, и от этого исходили бы исключительно эмоциональные и соблазнительные слова. Затем, продолжает Дарвин, мысль использует язык в качестве его незаменимой поддержки.

Следовательно, говорит он, полезность языка для разумного существа неоспорима, и поэтому органы голоса развиваются больше в человеке, чем у других высших млекопитающих. Это предложение Дарвина не было отброшено некоторыми из нынешних ученых, которые писали в этих томах. Для них он привлекателен, потому что он хорошо согласуется с тезисом порождающей лингвистики, что язык является произвольным украшением, а не адаптацией к среде. Сексуальный отбор использует более или менее произвольные рекламные проекты, такие как рога северного оленя, цвета птиц, борода и голос у мужчин.

Тесей. Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы установления названий по соглашению, договоренности между людьми («тесей» - греч. по установлению ). К ним относились Демокрит из Абдер (470-460 – первая половина 4 века до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э.) Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, например, Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю. Сторонники тесей утверждали, что имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон даже называл своих рабов союзами и частицами (напр., «Но ведь»), чтобы подтвердить свою правоту. На это сторонники фюсей ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно. Платон в своем диалоге «Кратил», названном по имени сторонника фюсей , который спорил с Гермогеном, приверженцем тесей, предложил компромиссный вариант: имена создаются установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит имя плохо установлено или искажено обычаем.

Оценка того, являются ли фациальные, синергетические и риторические функции удовлетворительными для объяснения происхождения языка, является трудной задачей, поскольку отсутствует информация, позволяющая провести эмпирическое тестирование теорий. Имея текущие данные, оправдывая принцип единообразия, существует риск предложить ошибки. В любом случае три функции эволюционизма представлены двумя другими проблемами: проблемой гандикапа Амоц Захави, Авишагом Захави, Наамой Эли и Мелвином Эли, Принципом гандикапа.

Первый ссылается на то, что все признаки животных означают трудность выживания. Таким образом, цвета и песни птиц привлекают внимание хищников, ставя под угрозу жизнь этих людей. Что такое гандикап, связанный с языком? Сильным кандидатом может быть преувеличение, тот факт, что с помощью языка мы можем испускать ложные локусы. И это серьезная проблема для эволюции: как система условных и произвольных сигналов, которая допускает ложь, может быть эволюционно стабильной. Однако говорящие, по умолчанию, правдивы в своих коммуникативных обменах.

Стоики. Представители философской школы стоиков, в частности Хрисипп из Соли (280-206), тоже считали, что имена возникли от природы (но не от рождения, как считали сторонники фюсей) . По их мнению, одни из слов были звукоподражательными, а другие звучали так, как они воздействуют на чувства. Напр., слово мед звучит приятно, так как мед вкусен, а крест – жестко, потому что на нем распинали людей. Дальнейшие слова появились от ассоциаций, переноса по смежности (piscine – бассейн от piscis – рыба ), по контрасту (bellum – война от bella – прекрасная ).

Это наиболее удовлетворительный аспект теории риторических функций, связанный с сексуальным отбором. Кроу в главе, которую он подписывает в «Переход к языку». Во всех эволюционных экологических сценариях до сих пор неразрешенный аспект заключается в том, как язык обеспечивает репродуктивную эффективность, которая является важным компонентом эволюции. Хотя некоторая вычислительная модель приравнивает репродуктивную эффективность с коммуникативным успехом и включает ее в модель, нет доказательств того, что это было так.

Связь между коммуникативным успехом между лингвистическими агентами и скоростью размножения этих агентов является косвенной: поэтому она не является достаточным условием. Ссылаясь на современные примеры, пара, говорящая на одном языке, скорее всего, воспроизводит, чем пара, которые не говорят на одном языке. Но языковой барьер не является непроходимым, поэтому коммуникативный успех не является необходимым условием для получения большей репродуктивной эффективности. Связь между репродуктивной эффективностью и коммуникативным успехом, если она существует, является косвенной.

Если даже происхождение слов скрыто, их можно установить путем исследования.

Гипотезы нового времени

Гипотезы в духе античной теории «фюсей»

Ономатопоэтическая (греч. создающая имена ), или, иначе говоря, звукоподражательная гипотеза. Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы «гав-гав». Эту теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял звуки на сильные, шумные (напр., звук «р») и мягкие, тихие (напр., звук «л»). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова («рык», «ласка»). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Например, «лев» (Loewe) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.

Вычислительное моделирование, выполненное Заком Соланом, Эйтаном Руппиным, Дэвидом Хорном и Шимоном Эдельманом, показывает, что те, кто хорошо сообщают, воспроизводят больше. Но язык, в отличие от окраски птиц и удара хвоста павлина, не наследуется, а передается культурно. Однако эта симуляция только предполагает, что репродуктивная эффективность способствует эволюции разнообразия языков, тогда как если язык не связан с репродуктивной эффективностью, эволюция языков значительно ниже и меньше образований.

Эта ассоциация языковой эффективности проявляется в известной корреляции между генами и языками. Уже в последние годы восемнадцатого века Антонио Пинеда, испанский натуралист экспедиции Маласпина, идентифицировал коренных американцев языком, на котором они говорили. И за последние двадцать пять лет биолог Луиджи Лука Кавалли-Сфорца провел эту компанию, установив точную корреляцию между генетическими данными и языками. Другие более сложные компьютерные модели, такие как Мартин Новак, не дают удовлетворительного объяснения взаимосвязи между языком и эффективностью, поскольку они начинаются с существования связи между эффективностью и грамматикой, но они не выводят ее из модели.

Междометная гипотеза . Эмоциональные крики от радости, страха, боли и т.д. привели к созданию языка. Ироничное название этой гипотезы «тьфу-тьфу». Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально лишенные смысла детские восклицания переходят в междометия и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод – первые слова человека – это междометия. Этьен Бонно де Кодильяк (1715-1780), французский философ, полагал, что язык возник из потребности взаимопомощи людей. Его создал ребенок, так как ему нужно сказать матери больше, чем мать должна сказать ему. Поэтому первоначально языков было больше, чем индивидуумов. Кодильяк выделял три вида знаков: а) случайные, б) естественные (природные крики для выражения радости, страха и т.д.), в) избранные самими людьми. Крики сопровождались жестом. Затем люди стали использовать слова, которые первоначально были только существительными. При этом первоначально одно слово выражало целое предложение. Французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что «первые жесты были продиктованы потребностями, а первые звуки голоса – исторгнуты страстями…Природа диктует человеку звуки, крики, жалобы. Это самые древние из слов и вот почему первые языки были напевными и страстными, прежде чем стали простыми и рассудочными». Английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная и междометная теории – это два основных источника происхождения языка. Он обратил внимание на большие способности к подражанию у обезьян, наших ближайших родственников. Он также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали «музыкальные кадансы», выражающие различные эмоции – любовь, ревность, вызов сопернику.

Чтобы выйти из эволюционного трясина, вопрос о происхождении языка может быть сформулирован в концепции катастрофы. Сценарий эволюционистов, атакующих катастрофы и наоборот, уже жил в девятнадцатом веке с конфронтацией тезисов Дарвина и Лайелла с теми, что были Кювье и Агассиз. В девятнадцатом веке нет записей сторонников катастрофического появления языка, как внезапного события, не постепенного, за исключением тех, кто защищал язык как дар, который Бог дал человеку. Двадцатый век также стал свидетелем дрязг между униформистами Хельге Крагом, космологией и спорами, Принстоном, Принстонской университетской прессой и катастрофами.

Биологическая гипотеза. Язык – естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821- 1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.

Но сегодня доказательства в пользу «катастрофизма» ясны и убедительны. Он опирается на неадекватность или пределы теории эволюции, а также на доказанные факты и надежные теории физики и математики. Катастрофизм имеет своих сторонников в лингвистике. До сих пор североамериканский лингвист поддерживает этот тезис. В этом случае время кажется правильным, поскольку гомологии не установлены между человеческим языком и нашими ближайшими родственниками, великими обезьянами.

Это был лингвист Дерек Бикертон, специалист в Пичине и креольских языках, который в этих томах держит факел катастрофизма и постулирует существование протоязыка. Он будет иметь синергическую функцию, основанную на взаимном альтруизме. Слабость этих предложений заключается в отсутствии доказательств. У обезьян нет протоязыка или что-то в этом роде. Эти свойства являются ограничениями восприятия и производства звуков, к которым добавляется имитация как механизм обучения. Они также тестировали эти симуляции из системы с целостными признаками в аналитически-компонентную систему знаков, где знаки прозрачны или могут быть проанализированы такими частями, как кофе, любовный медведь и т.д. применение вычислительных процедур также доказывает, что лингвистические обобщения являются формой индукции и являются результатом не универсальной грамматики, а из понимания лингвистических данных со стороны человека, который изучает язык, когда эти данные передаются из одного поколения в другое.

Гипотезы в духе античной теории «тесей»

Гипотеза общественного (социального) договора . В этой гипотезе видно влияние античной теории тесей, согласно которой люди договорились об обозначении предметов словами. Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): разобщенность людей – их естественное состояние. Семьи жили сами по себе, мало общаясь с другими семьями, и добывали пищу в тяжелой борьбе, в которой люди «вели войну всех против всех». Но чтобы выжить, им пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению. Жан Жак Руссо полагал, что если эмоциональные выкрики – от природы человека, звукоподражания – от природы вещей, то голосовые артикуляции – чистая условность. Они не могли возникнуть без общего согласия людей. Позднее по договоренности (по общественному договору) люди договорились об используемых словах. Причем чем более ограниченными были знания людей, тем обширнее был их словарный запас. Сначала каждый предмет, каждое дерево имели свое собственное имя, и лишь позже появились общие имена (т.е. не дуб А, дуб Б и т.д., а дуб как общее имя).

Передача данных между поколениями накладывает «узкое место», поэтому для осуществления передачи агенты налагают обобщения. Связь между индукцией и сжатием является результатом теории индуктивных рассуждений. Такая теория содержит идею вычислительной сложности Андрея Колмогорова, которая доказывает, что наилучшей гипотезой, совместимой с данными, является то, что использует минимальную описательную длину и является наиболее вероятным. Вам не нужна врожденная универсальная грамматика или механизм выбора.

В результате, когда появляется фонетическая или грамматическая система, она передается культурно из поколения в поколение путем подражания или с помощью общих механизмов обучения. Язык - лингвистические данные - таким образом, становится объективной, не психологической сущностью, которая подвергается глозогенетическому давлению, что облегчает ее обучение, делая его быстрым и недорогим. Эти давления действуют как силы, которые заставляют язык приобретать определенные свойства, такие как рекурсия и композиционность, которые отличаются от систем связи с животными.

Жестовая теория. Связана с другими гипотезами (междометной, социального договора). Выдвигали эту теорию Этьен Кодильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертаниях, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: «светит», «звучит» и т.д. Руссо подчеркивал, что с появлением членораздельного языка жесты отпали как основное средство общения – у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться им во время работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен. Жесты как вспомогательное средство общения продолжают использоваться современным человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина в языкознании.

С этой объективацией язык является объектом культурного отбора, а не естественного отбора. Культурный отбор благоприятствует всему, что делает передачу легкой и быстрой. В этом смысле давление, которое действует, адаптирует язык, чтобы оно могло передаваться в культурном плане. В вычислительных симуляторах такого типа имеется совокупность агентов, общий механизм обучения и высокое и многократное количество обучающих игр. Конкуренция между агентами отсутствует, и мера репродуктивной эффективности не добавляется; поэтому нет необходимости в естественном или сексуальном выборе.

Трудовые гипотезы

Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков). Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков. Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре, немецкий ученый второй половины Х1Х века.

Трудовая гипотеза Энгельса . Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла Маркса.

Лингвистические агенты населения, которые действуют таким образом, наконец координируются, не обращаясь за центральной властью. В конце концов, язык возникает так же, как рынок или население агентов, которые обмениваются товарами и услугами: невидимой рукой, которая координирует предпочтения агентов. Педро Шварц обратился к теме в разделе «Эволюция и возникновение в социальной философии Хайека», лекции, опубликованной в «Хайек-Таге» в Эрфурте 22 июня, в которой действующая сила является культурным выбором и передачей, сказал австрийский экономист. Теперь мы видим, что Хайек был на правильном пути.

Гипотеза спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым. Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка». В пользу этой на первый взгляд странной гипотезы также говорят скачки в возникновении биологических видов, например, при развитии от червей (появившихся 700 миллионов лет назад) до появления первых позвоночных – трилобитов требовалось бы 2000 миллионов лет эволюции, но они появились в 10 раз быстрее в результате какого-то качественного скачка.

Литература

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М.: Наука, 1985.

Вильгельм фон Гумбольдт . Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – С. 307-323.

Леви-Брюль Л . Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Сергеев Б.Ф . Парадоксы мозга. – Л.: Лениздат, 1985.

Панов Е.Н . Знаки, символы, языки. – М.: Знание, 1983.

Акош К . Думают ли животные? – М.: Наука, 1985.

Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации. – М.: Мол. гвардия, 1991.

Бенджамен Л. Уорф . Статьи // Новое в лингвистике. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. – С. 135-199.

Донских О.А . К истокам языка. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1988.

МОРФЕМЫ. МОРФЕМИКА

Морфемы. Типы морфем

Первобытный звук в речи человека был и словом, и предложением, и сигналом, и сообщением. По мере роста знаний человека, а также по мере увеличения роли языка в жизни людей звуков-сигналов стало недостаточно. Мешала их омофония (гр. homos «одинаковый»), (phone «звук»). Тогда люди стали комбинировать звуки: комплексы звуков, противопоставляясь отдельным звукам, помогали различать значения, но оставались по-прежнему звуковыми словами. Приблизительно в этом качестве сохранился китайский язык, называемый корневым языком. В других языках с течением времени возникли более крупные языковые единицы – слова-названия, в которых былые звуковые комплексы оказались составными частями – морфемами (гр. morphe «форма»). Эти языки являются языками с морфемной структурой слова.

Вообще принято выделять две группы морфем: корень (основная морфема) и аффиксы (служебные морфемы, лат. affixus «прикрепленный»).


К аффиксам относятся следующие виды морфем:

префиксы (лат. praefixum «впереди прикрепленный», т.е. стоящие перед корнем), т.е. приставки;

суффиксы (лат. suffixus «приколоченный», т.е. аффиксы, стоящие после корня);

инфиксы (лат. infixus «вставленный», т.е. аффиксы, вставляемые внутрь корня);

флексии (лат. flexio «сгибание, переход»), т.е. окончания.

Все эти морфемы, объединяясь, создают слова. Часть слова будет признана морфемой, если она повторяется в каком-либо другом слове: игр -а, игр -а-ть, игр -ок.

Морфема, как видно, может состоять и из одной фонемы, но это различные языковые единицы. Фонемы не выражают значений, морфемы имеют значения; фонемы взаимодействуют с фонемами, морфемы с морфемами; морфемы могут быть ареной функционирования фонем, а сами употребляются только в слове.

Общие языковыепризнаки морфем и фонем:

1. Противопоставленность, соотнесенность : например, в слове дом выделяется, кроме корня еще нулевое окончание, или нулевая морфема. Она определяется по ее противопоставленности морфеме –а, -у: дом-а, к дом-у .

2. Другой общий признакфакт дистрибуции – расположения в слове. Каждая морфема имеет постоянное место в слове: корень – стержень морфемных объединений, флексия завершает, оформляет слово и стоит всегда в конце его. Исключением являются частицы –ся и –ка, которые стоят после окончаний: с-ход-и-ка, куп-а-ет-ся .

3. И морфема, и фонема имеют своиварианты . Варианты морфемы называются алломорфами (гр. allos «другой», + morphe «форма»): друг-, друж-, друз- ; раз-, рас-; -онок, -енок ; -ник, -нич .

Между собой морфемы различаются не только по месту в слове, но и по характеру выражаемого значения и по функции в слове.

2. Значения, выражаемые морфемами

По мнению американского ученого Э дварда Се пира, морфемы выражают три типа значений: вещественное, деривационное (от лат. derivatio «отведение», а лучше «уточнение»), и, наконец, реляционное (лат. relatio «отношение»).

Вещественное значение , или лексическое – это предметное значение. Это понятие, соотносительное с конкретными предметами и явлениями действительности. Оно выражается при помощи корня, но может быть выражено префиксом и суффиксом: лет , вы лет, летчик .

Деривационное значение близко к вещественному, но не равно ему: оно выражает чувства – уменьшительность, ласкательность, пренебрежительность. Иначе его называют экспрессивно-эмоциональным (лат. expressio «выражение (чувств)», лат. emovere «волновать»). Деривационное значение выражается суффиксами. Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»: близехонько, глазки, носок, голосок, сестрица, мастерица. Деривационное значение уточняет вещественное.

Реляционное значение является сопутствующим и вещественному, и деривационному значениям. Оно выражает отвлеченное, абстрактное значение, которое может быть реальным, а может иметь относительный, условный характер. Например, значения мужского, женского и среднего рода обусловлены иногда естественным разделением живых существ по полу. В этом случае значение рода реально. Но значение среднего рода уже не реально, оно является чисто грамматическим. Сравните еще: грамматическое значение числа: единственное и множественное значения реально применимы к счетным предметам (дом-дома ), но грамматическими становятся в других случаях: сани, брюки, ножницы – предмет один, а значение числа – множественное. Грамматическое значение может широким или узким, общим и частным. Например, все имена существительные имеют значение предметности, т.е. отвечают на вопрос «кто, что?». Это самое широкое и самое общее значение из всех грамматических значений существительных, у них же есть значения рода и числа – это уже значения несколько меньше, значения же мужского, женского и среднего родов – еще меньше.

Грамматическим значениям тоже соответствует реальное содержание объективной действительности, только содержание это не выражено вещественно и деривационно, оно выражается реляционно, т.е. в отношениях слов. Например, в словах дом и хозяин не выражено отдельно значение принадлежности, но стоит нам поставить слова в отношения, в связь, как сразу же значение принадлежности станет реальным: дом хозяина .

О возникновении человеческого языка как средства общения существует большое количество теорий. При этом ни одна из них не может быть доказана со стопроцентной уверенностью - ведь процесс зарождения языка, или глоттогонии, происходил тысячелетия назад. Эти предположения остаются в статусе гипотез, поскольку их невозможно ни доказать, ни проверить экспериментальным путем.

Споры о происхождении языка

Первые представления о том, как развивался язык, относятся к временам Древней Греции. Здесь господствовали два основных направления - школа Фюсей и школа Тесей. Эти взгляды, которые будут рассмотрены позже, существовали вплоть до начала XIX века. Они заложили основы современных теорий происхождения языка. Большим прогрессом в языкознании стала гипотеза Л. Нуаре. Согласно этой теории, язык был необходим для коммуникации первобытных людей в процессе деятельности. Взгляды Нуаре получили свое развитие в теории Бюхера (он полагал, что язык берет свое начало от выкриков первобытных людей во время труда), а также Энгельса. Сейчас основные теории происхождения языка обсуждаются не только в лингвистике, но и в смежных науках - когнитивистике, истории, психологии. Полемика относительно происхождения человеческой речи была запрещена Парижским лингвистическим сообществом. Запрет был наложен, чтобы прекратить бесчисленные споры. Ведь ни одна из теорий не может быть доказана. Основные гипотезы происхождения языка - это логисическая, жестовая, гипотезы школ Фюсей и Тесей, гипотеза социального договора, ономатоэмпатическая, междометная, теории общественного происхождения языка, теория «внезапного скачка».


Религиозные теории

Одними из самых первых предположений о том, как возник человеческий язык, являются попытки приписать его происхождение богу или высшим силам. В индийских религиозных текстах говорится о том, что бог-владыка дал другим богам имена. В свою очередь, святыми мудрецами были даны названия всем вещам на земле. Религиозная теория происхождения языка отражается в Ветхом Завете, а также в Коране.

Жестокие античные эксперименты

О том, откуда появился человеческий язык, хотели узнать еще мудрецы Древнего Египта. Историк Геродот в своих записях описывает первые лингвистические эксперименты, отличающиеся жестокостью. Например, в одном из них царь Псаметтих захотел узнать, какое слово первым скажут младенцы, если воспитывать их среди коз. Также Псаметтих отдавал приказание вырезать язык некоторым женщинам, чтобы затем отдать им на воспитание младенцев. Квинтилиан, учитель из Древнего Рима, также делал первые заключения относительно генезиса языка. По его свидетельству, «дети, которых отдали на воспитание немым кормилицам, могли произносить отдельные слова, однако к связной речи способны не были».

Фюсей и Тесей - античные теории происхождения языка

Ученые Древней Эллады заложили современное понимание происхождения языка. По своим теориям они разделились на два лагеря - это были научные школы под названиями Фюсей и Тесей. Сторонником школы Фюсей был ученый Гераклит Эфесский. Фюсей - это теория, которая постулирует: названия предметов даны им изначально от природы. Задача человека - это правильно их выявить. Если человек не может этого сделать, то он произносит пустой, ничего не значащий звук. Первые звуки, которые учились произносить люди, отражали свойства предметов.

Приверженцы школы Тесей, напротив, считали, что названия вещей появляются в процессе деятельности - имена нарекаются людьми, а не существуют изначально. Одним из видных представителей школы Тесей был Демокрит из города Абдер. Сторонники этой теории указывали на то, что слова могут быть многозначными, а также не всегда в них отображены свойства вещей. Последователи этой школы считали, что названия вещам давались произвольно. Чтобы подтвердить эту теорию, древнегреческий философ Дион Крон стал называть своих рабов предлогами и союзами (к примеру, «но» или «ведь»).


Взгляды стоиков на происхождение языка

Философы стоической школы, например Хриссип из Соли, также придерживались мнения школы Фюсей. В отличие от ее последователей, они считали, что имена даются не от природы, а от рождения. Стоики были убеждены, что первые имена вещей носили звукоподражательный характер, а звучание некоторых слов было похоже на их чувственное воздействие. Например, слово «мед» (mel) имеет приятное звучание, а слово «крест» (crux) звучит жестоко, так как на нем происходило распятие. Латинские примеры этих слов дошли до наших времен благодаря трудам богослова Августина.

Междометная теория

Среди гипотез нового времени также есть те, которые можно отнести к этим двум античным школам. Например, междометная теория происхождения языка относится к школе Фюсей. Согласно этой теории, слова происходят от звуков, которые возникают из-за переживания боли, радости, страха и так далее. Альтернативно-ироничное название этого взгляда - теория «тьфу-тьфу». Первым ее сторонником был французский писатель Шарль де Брюсс. Он обратил внимание на то, что изначально бессмысленные выкрики детей постепенно превращаются в междометия (отсюда название - «междометная теория происхождения языка»), а затем и в слоги. Брюсс сделал заключение, что речь у первобытных людей развилась таким же образом.

Еще один сторонник данной теории - французский философ Бонно де Кондильяк. Он был уверен, что язык возник как следствие потребности в помощи. Кондильяк полагал, что язык создается ребенком, так как изначально у него больше потребностей, и ему есть что сказать матери.

Жан-Жак Руссо также полагал, что возникновение языка обусловлено человеческими потребностями. Отчуждение людей друг от друга толкало их на то, чтобы заселять новые территории. Оно было следствием стремления сохранить свою жизнь. При этом страсти являются теми движущими силами, которые, напротив, способствуют сближению людей. Руссо утверждал: голод и жажда не являются обоснованием для того, чтобы создать теорию происхождения языка. Ведь плоды деревьев не убегают от собирателей. А охотник, знающий, что ему необходимо пропитание, преследует молча свою добычу. Но для того, чтобы растопить сердце понравившейся девушки или вступиться в ситуации несправедливости, нужно средство общения.


Ономатоэмпатическая теория

Ономатоэмпатическая, или звукоподражательная теория происхождения языка, утверждает: язык появился как следствие подражания естественным звукам. Эта гипотеза также имеет ироничное альтернативное название: теория «гав-гав». Ономатоэмпатическая теория была возрождена немецким ученым Лейбницем. Философ разделял звуки на мягкие («л», «н») и шумные («р», «ж»). Лейбниц считал, что слова появились вследствие подражания человека тем впечатлениям, которые оставляли предметы окружающего мира (к примеру, «рык», «ласка»). Однако современные слова далеко отошли от своих первоначальных значений. К примеру, немецкое слово Loewe («лев»), утверждал Лейбниц, на самом деле произошло от слова lauf, («бежать»). Слово «лев» в немецком языке имеет мягкое звучание, так как оно произошло под воздействием впечатления от быстрого львиного бега.

Гипотеза социального договора

Следующая теория происхождения языка опирается на взгляды Томаса Гоббса. Гоббс считал, что разобщение людей является их естественным состоянием. Человечество всегда вело так называемую борьбу всех против всех. Люди добывали жизненно необходимые ресурсы семьями, и лишь необходимость заставила их объединиться в новую структуру - государство. Между людьми возникла необходимость заключить между собой надежный договор - а, стало быть, появилась нужда и в языке. Названия вещей возникли вследствие договоренности людей.


Жестовая теория

К гипотезам, произошедшим от школы Тесей, относят практически все социальные теории. Происхождение языка, согласно взглядам основателя первой психологической лаборатории В. Вундта, было связано с преобладанием физических движений, или пантомимы. Движения мимики, как полагал Вундт, были трех типов: рефлекторные, указательные и изобразительные.

Корректное название божественной теории

Теория возникновения языка, которая постулирует речь как божий дар, называется логосической (от древнегреческого слова «логос»). Таким образом, словосочетание «логистическая теория происхождения языка» является бессмыслицей. Логосическая гипотеза существует в традициях различных религий - это христианство, индуизм, конфуцианство. Уже в Х веке до н. э. индийские и азиатские народы считали речь даром свыше, который человечество получило от некоего космического разума - «бога», «дао», «логоса». Так как «логистическая теория происхождения языка» - это неверное выражение, запомнить взаимосвязь названия божественной гипотезы можно, опираясь на слово «логос». Именно оно использовалось в начале Евангелия от Иоанна в строке «в начале было слово».

Теория «внезапного скачка»

Эта гипотеза впервые была выдвинута философом Вильгельмом фон Гумбольдтом - прусским политическим деятелем и одним из крупнейших ученых в области языкознания. Серьезное влияние Гумбольдт оказал на Венский конгресс, где обсуждалось развитие европейских государств после поражения Наполеона. Также Гумбольдт основал существующий поныне университет в Берлине. Кроме этого, он интересовался эстетикой, литературой и юриспруденцией. Работы Гумбольдта по теории происхождения языка и языкознанию невелики, однако в историю он вошел как лингвист.

Лингвистической наукой В. фон Гумбольдт занимался лишь в последние пятнадцать лет своей жизни. Это было время, когда он смог отойти от государственных дел и заняться разработкой своих гипотез. Теория происхождения языка и речи Гумбольдта вначале называлась стадиальной. Ученый исследовал большое количество известных на то время примитивных языков. В процессе изучения он пришел к выводу, что ни один, даже наименее развитый язык, не может обходиться без базовых грамматических форм.


Гумбольдт предполагал, что язык не может возникнуть без каких-либо предпосылок. Процесс возникновения нового языка ученый разделял на три этапа. Первый из них - предварительный. В это время происходит «первичное» образование языка, который, однако, грамматически уже полностью сформирован. Согласно гипотезе Гумбольдта, переход от одной стадии к другой совершается скачкообразно. На втором этапе происходит дальнейшее формирование языков, а на третьем - их последующее развитие. Изучив доступные на то время языки примитивных народов, Гумбольдт пришел к выводу, что эта схема справедлива для процесса становления всех языков мира. Отличаются от них китайский и древнеегипетский, которые, по мнению ученого, являются исключением. Гумбольдт считал эти два языка феноменами в мире лингвистики, поскольку они не имеют грамматических форм, используют только знаки.

История происхождения русского языка

Русский язык является одним из самых распространенных на всем земном шаре. По численности его носителей он занимает пятое место после китайского, английского, испанского и хинди. Он относится к славянской ветви индоевропейского языкового древа и является самым распространенным среди славянских языков. Распад языкового единства ученые-лингвисты относят к III-II тысячелетию до н. э. Считается, что в это же время происходило образование праславянского языка. Согласно теории происхождения русского языка, предком современных восточнославянских языков (русского, украинского и белорусского) является древнерусский язык. С древних времен он претерпел большое количество изменений. Наиболее влиятельный период становления русского языка приходится на XVII-XVIII века. К этому времени относится и правление Петра I, который внес немалый вклад в становление современного русского языка.

Русский язык: дальнейшее развитие

Большую роль в развитии современного русского языка также сыграл и великий ученый М. В. Ломоносов. Им была написана первая «Российская грамматика». Ломоносов в предисловии к своему труду писал о незаслуженно пренебрежительном отношении к отечественной грамматике со стороны как русских, так и иностранцев. Также благодаря трудам Ломоносова современный русский язык обогатился такими терминами, как «электричество», «градус», «материя», «возгорание». В 1771 году впервые в Москве было учреждено Вольное российское собрание. Его главной задачей было создание всеохватывающего словаря русского языка. В этом процессе принял участие и Н. М. Карамзин. Государственный деятель считал, что ориентироваться необходимо на европейские языки. Карамзиным были введены в обиход такие слова, как «промышленность», «достижимый», «влюбленность». А создателем самой современной формы русского языка по праву считают великого поэта А. С. Пушкина.

Вклад Пушкина

Вкратце дело Пушкина состояло в том, что он сумел отменить все лишнее в русском языке, произвести синтез господствовавших тогда стихий - церковнославянского языка; лексических единиц, пришедших с территории Европы; простонародной русской речи. Великий поэт считал, что «высшее общество» не должно бояться простого русского языка, призывал отказаться от «щегольства» в выражениях. Поэт стремился к тому, чтобы создать живой язык, который должен был синтезировать в себе литературные особенности дворянства и простонародной речи. Весь процесс создания современного русского языка был завершен Пушкиным. Длился он с XV века и до времен Ломоносова и Карамзина. В течение этой эпохи происходило постепенное сближение книжного русского языка с устной речью.


В советское время проблема происхождения языка носила не столько исследовательский, сколько политический характер. Единственной верной гипотезой признавалась трудовая теория происхождения языка Энгельса. Основные теории были изложены в труде под названием "Диалектика природы". Согласно этой теории, возникновение языка происходило в несколько этапов. В своих трудах Энгельс пользовался сравнительно-историческим методом. Однако он не считал, что при помощи этого научного метода можно полностью изучить все детали становления человеческой речи. Его взгляды в языкознании связывают развитие языка с эволюцией человека. Первый из этапов связан с прямохождением. Второй - со специализацией верхних конечностей для труда.

Затем следует этап познавательной активности, исследования окружающего мира. Согласно Энгельсу, на третьем этапе (в отличие от других социальных теорий происхождения языка) язык был нужен для сплочения людей. На четвертом происходит развитие и анатомическое усовершенствование гортани. Следующая ступень связана с развитием мозга, затем главным фактором является появление общества как нового элемента. Последний этап - изобретение огня и одомашнивание животных.

Похожие публикации