Логопедическая помощь на поздних этапах. Восстановление речи после инсульта

Архив статей и новости на темы: Инсульт, Профилактика инсульта, Улучшение памяти после инсульта, Реабилитация инсульта, Ишемический инсульт.

Фактор риска. Холестерин

Что такое холестерин? От чего зависит уровень холестерина, и чем может окончиться для вас превышение этого уровня? Какова вероятность инсульта?

Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Успех лечения больных с ишемическим инсультом зависит от хорошей организации оказания медицинской помощи от начальных этапов до восстановительного лечения после инсульта. Поэтому, с книгой следует не просто ознакомиться, а тщательно ее проработать.

Скачать книги об инсульте: Ишемический инсульт глазами анестезиолога: современные подходы к интенсивной терапии

Новый терапевтический справочник

(С подробным описанием эпидемиологии, скрининга и профилактики инсультов. Классификация инсультов и микроинсультов. Диагноз, лечение и профилактика повторного инсульта. Что делать после инсульта?)

Неотложные состояния

Главная цель учебника «Неотложные состояния» — изложить правила оказания первой медицинской, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи при неотложных состояниях.

Скачать книги об инсульте: Неотложные состояния

Как вернуть речь

В результате инсульта, опухоли или черепно-мозговой травмы может возникать афазия (расстройство речи). Чтобы устранить или хотя бы уменьшить последствия инсульта. необходимы усилия различных специалистов.

Скачать книги об инсульте: Как вернуть речь

Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

Сердечно-сосудистые болезни становятся главной причиной смерти человека, поражая в равной степени и бедных, и богатых. Люди, перенесшие инфаркт или инсульт, часто нуждаются в длительном лечении. И часто после инсульта восстанавливаются не полностью.

Скачать книги об инсульте: Предупреждение инфарктов и инсультов. Не будьте жертвой – предохраните себя

36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Инсульт — причины, профилактика, самопомощь. Исключительно наглядный и подготовленный для совершенно далеких от медицины людей, где популярно излагаются ответы на основные вопросы по заболеванию.

Скачать книги об инсульте: 36,6 рецепты здоровья №2 2009. Спецвыпуск к журналу ‘Полезные советы и идеи’

Реабилитация после инсульта

Авторы раскрывают основные принципы реабилитации больного после инсульта, рассказывают, как ухаживать за больным, подробно описывают упражнения лечебной физкультуры на разных стадиях заболевания. Кроме того, читатели ознакомятся со специальными приемами восстановления утраченных навыков и >>>

Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта

Пособие предназначено для преодоления речевых расстройств у больных с различными формами афазии после геморрагического и ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний. >>>

Скачать книгу Оппель В.В. — Восстановление речи после инсульта

Издательство . «Медицина», Ленинградское отделение

Формат . PDF

Язык: русский

Размер . 12 МБ

Cтраниц: 152

Год издания: 1972

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

Восстановление речи после инсульта

Название . Восстановление речи после инсульта

Издательство: «Медицина», Ленинградское отделение

Год издания: 1972

Формат . PDF

Язык: русский

Cтраниц: 152

Размер . 12 МБ

Описание: Из предисловия: «Когда мы впервые предприняли попытку организации систематической работы по восстановлению речи в неврологическом отделении Ленинградской городской больницы большинство больных доставлялось в больницу с квартиры через три недели после наступления острого нарушения мозгового кровообращения. Занятия по восстановлению речи начинались с больным не ранее шестой недели заболевания, когда у больного уже закрепилось отношение к себе как человеку, который не может общаться с окружающими звучащей речью. С тех пор прошло около пятнадцати лет. В настоящее время большинство больных доставляется в стационар по поводу острого нарушения мозгового кровообращения в первые 3-12 часов заболевания, после оказания на дому дифференцированной патогенетической врачебной помощи. В больнице они получают энергичное патогенетическое лечение. В связи с этим восстановительные возможности больных заметно возросли.

Из сказанного вытекает и другой вывод: если в прошлом логопед имел дело в первую очередь с остаточными явлениями, пусть недавно, но все же уже перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, в настоящее время восстановительные занятия начинаются (в зависимости от тяжести общего состояния больного) с первой-третьей недели от начала заболевания, т. е. до завершения процессов, возникших в головном мозгу в момент инсульта. Следовательно, и методика работы не может быть той же, которой она была 10-15 лет тому назад.

За последние десятилетия огромный культуру рост населения значительно изменил уровень речево развития заболевающих, что в свою очередь измени, требования к методике восстановительных занятий перспективы восстановления речи.

Работа по восстановлению речи с больными, стр; дающими афазией, развертывается по всей стране, есть необходимость дать логопедам методическс пособие, которое помогло бы им работать сегодня.

Мы попытались осветить только несколько основных разделов восстановительной работы. При этс мы стремились выбрать те из них, которые, во-пе вых, выкристаллизовались после опубликования на! в 1963 г. книги «Восстановление речи при афазии». Во-вторых, мы осветили те разделы, которые претерпели самые значительные изменения и отработаны за последние годы.

Скачать с Ifolder.ru

Скачать с Depositfiles.com

Скачать с Turbobit.net

Навигация

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию - повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения . При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха - комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток. Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца. Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта - один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта ?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

Делаем выводы

Инсульты - причина почти 70% от всех смертей в мире. Семеро из десяти человек умирают из-за закупорки артерий мозга. А самым первым и главным признаком закупорки сосудов является головная боль!

Закупорка сосудов выливается в болезнь под всем известным названием "гипертония", вот лишь некоторые её симптомы:

  • Головная боль
  • Учащение сердцебиения
  • Черные точки перед глазами (мушки)
  • Апатия, раздражительность, сонливость
  • Нечеткое зрение
  • Потливость
  • Хроническая усталость
  • Отеки лица
  • Онемение и озноб пальцев
  • Скачки давления
Внимание! Если заметили у себя хотя бы 2 симптома - это серьезный повод задуматься!

Единственное средство, которое дало значительный результат...

08.09.2017

Инсульт – тяжелое состояние, при котором нарушены значимые функции мозга. Какие именно – зависит от локализации пораженных тканей. У пациента могут нарушиться двигательные и зрительные функции, а чаще всего встречается нарушение речи после инсульта (афазия). Такое состояние может носить временный или хронический характер. Оптимальный срок, когда желательно начать лечить патологию – несколько дней от приступа. Как именно проводится восстановление речи после инсульта, невролог и логопед решают с учетом типа афазии, тяжести проявления.

Многие не понимают, почему случается афазия после инсульта. На самом деле суть патологического процесса кроется в знании работы организма. В мозге есть отделы, отвечающие за восприятие информации и речь. Если в эти участки мозга кровь не поступает, ткани атрофируются. Этот процесс необратимый, и чтобы вернуть способность произносить слова нужно научить не затронутые участки мозга этой функции. Под термином «афазия» врачи подразумевают не только проблемы с речью, но и способность понимать свой язык.

Как долго восстанавливается речь

Как упоминалось выше, лечение подбирается индивидуально с учетом типа афазии и характера течения болезни, возраста пациента и сопутствующих патологий. Начинать лечение афазии после инсульта важно как можно раньше. Известны следующие основные типы афазии:

  • тотальная. Проявляется в первые дни от инсульта, когда пациент ничего и никого не помнит;
  • моторная. Проявляется после тотальной, если состояние улучшается. Пациент начинает понимать обращенные к нему слова, но не может ответить или говорит спутанно;
  • сенсорная. Пациент не может понять смысл некоторых слов, не распознает слоги и звуки, а родной язык звучит в его ушах, как иностранный, который он никогда не изучал.

Как вернуть речь

Логопед в тандеме с неврологом подбирают схему коррекции речевых функций. Врач ориентируется на проведенные обследования, характер повреждений. К примеру, если паралич затронул левую часть тела, то прогнозы благоприятные. Это связано с тем, что после приступа парализуется зеркальная сторона тела по отношению к поврежденному участку мозга. Значит, расположенные в левом полушарии речевые отделы не пострадали.

Другая ситуация с теми, у кого парализовало правую часть тела – врач сразу может судить о том, что повреждения коснулись речевых отделов мозга. Следовательно, прогнозы не очень хорошие. Тем не менее, терапию нужно начинать сразу, как пациент вернулся в сознание.

Основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом

Логопед показывает пациенту упражнения для восстановления речи после инсульта, а невролог назначает лекарства. Необходимо комплексно подходить к решению задачи, опираясь на следующие лечебные приемы:

  • раннее выявление нарушения речи. Чем точнее будет определен масштаб поражения и его локализация в мозгу, тем быстрее можно начать терапию. Согласно статистическим данным, примерно 30% потерявших речь после инсульта уже к моменту выписки из больницы начинают говорить;
  • психологическая поддержка. Некоторые механизмы нарушений базируются на уверенности пациента в том, что изменения необратимы. Как бы это не звучало невероятно, но терять оптимизм ни в коем случае нельзя. По необходимости врач назначит антидепрессанты, проведет беседу с пациентом и его близкими. Важно понять, что тяжелые состояния после перенесенного инсульта в современной медицине уже считаются редкостью, а не обычным явлением. Как только пациент поймет, что он может выздороветь, здоровье начнет улучшаться;
  • занятия с логопедом. Специалист тесно сотрудничает с невропатологом, знает все о назначенных пациенту медикаментах и их действии на мозг. Это препараты, улучшающие мозговые функции, восстанавливающие их (антикоагулянты, нейропротекторы).

Медикаменты, назначенные человеку, помогают избавиться от трудностей произносительной области речевой функции, но основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом. Периодически врач контролирует динамику изменений с помощью специального теста – он определяет прогресс и по необходимости корректирует тактику терапии.

Хорошие результаты дают ноотропные протекторы и музыкотерапия в сочетании с логопедическими упражнениями. Если в процессе реабилитации внезапно пропала речь, это может говорить о повторном инсульте – в таком случае нужно срочно обследоваться у специалиста.

Народные средства

Необходимо четко следовать указаниям врача и продолжать курс терапии после инсульта в домашних условиях. Иногда в родных стенах пациент быстрее восстанавливается и идет на поправку по всем показателям, включая речь. В народной медицине есть проверенные рецепты, которые помогут ускорить выздоровление:

  • ванны с хвоей. Если речь долго не восстанавливается без видимых на то причин, возможно, проблема – в психоэмоциональной сфере. Чтобы улучшить работу нервной системе, расслабиться и получить позитивный настрой, можно использовать ножные ванны с хвойными иголками. Эфирные масла хвои расслабляют, стабилизируют эмоциональный фон;
  • мумие. Уникальное вещество от многих заболеваний. Принимается на ночь по 2 мг. Курс длится 14 дней. Нужно провести 3 курса, между которыми делается перерыв на 5 дней;
  • шишки хвойных пород. Хорошо стимулирует развитие речевых центров после инсульта отвар из шишек сосны, ели, кедра.

Ванны с хвоей очень хорошо помогают восстановить нервную систему

Учитывая, что растения могут вызывать побочные реакции, перед тем, как восстановить речь после инсульта с помощью отваров, нужно проконсультироваться со своим врачом.

Логопед проводит не только занятия, нацеленные на восстановление речи, но и учитывает патогенез болезни – возможно, мышцы языка будут онемевшими. Все речевые зоны нужно регулярно стимулировать, корректировать правильное расположение языка с анатомической точки зрения. Логопедический массаж быстрее восстановит речевой аппарат.

Как научить говорить

После выписки пациента домой реабилитация должна активно продолжаться. Делать упражнения можно и дома, запомнив правила их выполнения. Ниже перечислены основные логопедические упражнения, которые назначают людям с нарушениями речи:

  • комплекс упражнений, нацеленных на развитие речи. Нужно произносить сложные слоги, скороговорки, заучивать фрагменты текстов. Конкретные упражнения врач подбирает пациенту в индивидуальном порядке;
  • артикуляционная гимнастика. Это упражнения, благодаря которым мышцы языка приобретут необходимый тонус. Выполнять их не сложно. К примеру, нужно облизать языком губы по кругу и в обратную сторону, попробовать достать кончиком языка до подбородка или носа, а также учиться скручивать язык в трубочку;
  • вытянуть губы вперед, будто нужно задуть свечу, затем расслабиться. Здоровому человеку это сделать легко, а когда мышцы не слушаются – задача будет не из легких;
  • нижнюю губу нужно захватить верхними зубами, потом отпустить. Повторить то же самое, но для верхней губы;
  • высунуть язык максимально далеко, одновременно с этим втягивая шею.

Артикуляционная гимнастика

После того, как случился инсульт восстановление речи будет зависеть, в том числе, и от желания, усердия самого пациента. Обязательно нужно проговаривать скороговорки. Детский логопед использует их для развития речи у малышей, но не меньше пользы они принесут взрослому с проблемами речевого аппарата. Не все скороговорки оказывают одинаковое воздействие, поэтому врач сам должен выбрать те из них, которые эффективно восстановят подвижность языка и дикцию с учетом присутствующих нарушений.

Как помочь близкому человеку после инсульта

Человек после инсульта легче будет ориентироваться в бытовых предметах, если вызывать у него ассоциацию, для чего они предназначены. К примеру, можно рассматривать картинки со стульями, столом, качелями, книгами и спрашивать спокойно у человека – на чем из изображенных предметов сидят, из чего пьют и др.

Пациенты с сенсорной афазией испытывают трудности в отличие слов с одинаковым звучанием. Поэтому для занятий нужно нарисовать рисунки, чтобы человек мог показывать, о чем он пытается сказать. Примеры такого созвучия: бочка — почка, том – дом. Желательно общаться с пациентом по очереди, если в помещении находится несколько человек, поскольку после инсульта слова и звуки сложно различить.

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки

Пациентам с моторной афазией можно помочь, поощряя их на разговор. Чем раньше человек начнет вслух произносить слоги и слова, тем быстрее к нему вернется понимание речи окружающих. Как только слова начнут выговариваться, нужно заинтересовать человека так, чтобы он с удовольствием занимался самостоятельно. К примеру, подготовить для него простые предложения с пропущенными словами, чтобы он мог восполнить пробелы. К примеру: кот … мышку, птица… песни.

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки. При такой болезни, как инсульт афазия – не единственное нарушение, и нужно внимательно относиться к здоровью, соблюдая врачебные рекомендации. Из всех телевизионных передач желательно выбирать те, которые интересны пациенту и могут стимулировать его на комментарии.

Одним из новых направлений в лечении инсульта считают использование стволовых клеток. С помощью такой терапии организм получает энергию, повышается желание выздороветь и говорить четко. Желательно начинать любое лечение с первых дней от инсульта. Трансплантация клеток проводится за 2 процедуры, между которыми делается перерыв в 3 месяца. Уже после первой процедуры устраняется ишемия, сосуды работают лучше, рассасываются атеросклеротические отложения.

Инсульт – непростое состояние, поэтому и пациенту, и его близким людям нужно набраться терпения и целенаправленно двигаться к выздоровлению. Прогнозы для каждого человека определяются в индивидуальном порядке с учетом обширности участка повреждения. Наилучших успехов удается достичь в первый год после инсульта. В последующее время улучшения будут малозаметными. Бывает и так, что некоторые дефекты речи остаются, и окружающим придется приспособиться к такому звучанию слов, ни в коем случае не делая замечаний. Изолировать человека от общения нельзя, наоборот – нужно всячески поощрять его к беседе, заинтересовывать и показывать, что он важен и нужен. Говорить об инсульте и его опасности при человеке, который перенес это состояние, строго запрещено.

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции . Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта - задача №1.

Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия . Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление . Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми , обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

– это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ)

Уровень образования - Специалист

Дополнительное образование:

«Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

«Курс по функциональной диагностике»

НЦССХ им. А. Н. Бакулева

«Курс по клинической фармакологии»

Российская медицинская академия последипломного образования

«Экстренная кардиология»

Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

«Курс по терапии»

Российского государственного медицинского института Росздрава

Острое нарушение кровообращения мозга при инсульте вызывает негативные изменения в деятельности главного органа центральной нервной системы. Локализация очага поражения влияет на их проявления: полное или частичное отмирание волокон зрительного нерва, утрата функций движения и речи. Возвращению пациента к полноценной жизни помогают разные специалисты. В комплекс реабилитационных мероприятий обязательно включают и меры по восстановлению речи. Если в медицинском учреждении есть логопед, упражнения по речевому развитию начинаются, как только общее состояние больного стабилизируется.

Почему нарушается речь

Нарушение речи при инсульте лишает больного способности общения. Он становится пассивным и подавленным, наблюдается явная склонность к депрессии. А кроются основные причины сложившегося состояния в негативных изменениях, произошедших в зонах мозга, ответственных за речь (Вернике и Брока). Если поражена зона Брока, пациент полностью утрачивает речь. При повреждении зоны Вернике она становится бессодержательной.

Некротические повреждения мозга и его атрофия после инсульта непоправимы. Чтобы неповрежденные участки мозга начали выполнять несвойственные им функции речи, понадобится немало времени. У правшей речевой центр размещается в левом мозговом полушарии. Но некоторые виды патологии одновременно воздействуют на лобную и теменную доли мозга, а также на мозжечок.

Афазия после инсульта часто возникает, если патологический процесс локализовался в бассейне средней левой артерии мозга.

Виды расстройств речи

Расстройства речи после ишемического инсульта делятся на две большие группы, каждая из которых при терапии нуждается в особом подходе:

  1. Афазия. Нарушается непосредственно речевая функция. Больной не имеет возможности произносить простейшие слова. Чаще всего при афазии также теряется способность воспринимать речь во всех ее проявлениях;
  2. Дизартрия. У больных нарушается произношение звуков и слов. Собеседников они понимают, возможности писать и читать не утрачивают. Артикуляция нарушается из-за поражения лобных долей мозга и отделов его подкорковых структур.

В соответствии с этапами протекания различают несколько разновидностей афазий:

  • тотальная – наблюдается сразу после инсульта – в течение первых нескольких дней. Пациент не способен отреагировать на прямое обращение, не может вспомнить даже самых близких людей;
  • моторная – пациент может понимать все, что ему говорят, но возможности ответить собеседнику не имеет. Иногда он может произносить невнятные звуки. Развивается при поражении нижней теменной и лобной зон мозга;
  • сенсорная – пациент не распознает письменную и устную речь, однако звуки и слова слышит. Возникает при негативном воздействии на височную область мозга.

Поражения структур мозжечка характеризуются увеличением мышечного тонуса или вялым параличом всех органов речевой системы (глотки, гортани, неба, языка, губ). Голос становится глуше, больной не может четко выговаривать согласные, речь его замедленна.

Но инсульт далеко не всегда вызывает потерю речи. Последствия ишемических поражений могут выражаться по-другому: иногда пациент, наоборот, говорит очень много. При этом он не способен контролировать свою речь полностью – производит замену одних слов на другие, складывает их по принципу похожести звуковых сочетаний, пренебрегая истинным значением. Иногда пациент теряет способность запоминать имена окружающих, названия знакомых предметов и действий. В таком случае он часто разговаривает без существительных, и понять его очень трудно.

Для восстановления речи пациента после перенесенного инсульта его родным стоит вспомнить о способах невербального общения: жестах и мимике.

Принципы лечения речевых расстройств

При проведении диагностики нарушений врачи составляют протокол речевых исследований перенесшего инсульт пациента. Отраженные в истории болезни сведения помогают специалисту определить, как восстановить речь после инсульта. Они позволяют отследить улучшение или ухудшение самочувствия больного и, если нужно, провести корректировку терапии. В настоящее время существует немало способов лечения расстройств речи. В состав комплексной терапии могут быть включены:

  1. Визуальное наблюдение за речью с использованием метода функционального биоуправления. У больных с расстройством понимания положительных сдвигов при этом способе добиться затруднительно;
  2. Психологическая помощь. После инсульта больного преследуют мысли о необратимости произошедших с ним перемен. Ему и его родственникам нужно доходчиво объяснить, что сегодня инвалидность по речи – исключение, а не правило;
  3. Логопедические занятия. При проведении «уроков» логопеды нередко применяют методы лечения мелодическими интонациями. Они довольно эффективно активируют деятельность правого мозгового полушария. Сейчас подобный метод используют с применением компьютерных технологий;
  4. Медикаментозная терапия. Предупреждает развитие осложнений и улучшает кровоснабжение мозга;
  5. Физиотерапевтические средства. При моторной форме афазии на пораженные центры коры головного мозга и речевую мускулатуру можно воздействовать импульсным магнитным полем, но пока эта методика широко не используется. Иглорефлексотерапия применима для корректировки артикуляции, но сведений об ее результативности пока нет;
  6. Применение стволовых клеток. Метод подразумевает обновление и реабилитацию поврежденных ишемическими процессами мозговых структур. Из биоматериала больного извлекают стволовые клетки. Отобранный биологический материал наращивают до требуемых объемов и по определенной схеме вводят пациенту внутривенно;
  7. Оперативное вмешательство. Суть операции (экстра-интракраниальный микроанастомоз) заключается в имплантации поверхностной височной артерии в кортикальную ветвь средней мозговой артерии. В значительной мере восстанавливается кровоснабжение мозга, стабилизируется функциональная деятельность нервных окончаний. Операцию назначают, если не удалось добиться ощутимых результатов другими методами или проводить их невозможно.

Обычно восстановление речи после инсульта начинается с растормаживания произношения. Параллельно пациент принимает определенные лекарственные средства. Неплохого эффекта удается достичь при регулярном употреблении «витаминов для мозга» (ноотропные протекторы) на фоне музыкотерапии. Резкое замедление произношения в восстановительный период может сигнализировать о повторном инсульте. В таком случае больного нужно госпитализировать и дополнительно обследовать.

Профессиональные «секреты» логопеда

Наибольшего эффекта восстановления речи можно добиться при продолжительной работе специалиста. Логопед, спустя определенное время после инсульта, знакомится с пациентом: проверяет его реакции на шепот, приглушенный звук. Со временем упражнения становятся сложнее. Специалист не заостряет внимание на выговоре определенных звуков или слов, больному нужно научиться понимать их значение, улавливать смысл.

Тематику для занятий выбирают из хорошо известных пациенту событий и фактов. Специалист начинает фразу, пациент ее заканчивает. Обычно пациенты дают хорошую реакцию на знакомую песню, пытаясь подпевать. Поначалу слова звучат невнятно, но пациенту по душе антураж занятий. Если пациент достаточно окреп и способен держать в руке карандаш, используется и эта возможность. Логопед, показывая больному тематические картинки, предлагает их перерисовать.

Первые занятия речевой гимнастики длятся не более 15 минут. Перерывы между ними логопед определяет, исходя из состояния больного. Спустя пару месяцев длительность «уроков» увеличивается до получаса. Вне стен медицинского учреждения заниматься с больным разрешается после контрольных врачебных осмотров. Советы логопеда помогут выбрать наиболее подходящие упражнения.

Если помощь логопеда «запоздала», речевые нарушения становятся устойчивыми. Лечение афазии после инсульта при таких обстоятельствах – прерогатива логопеда-афазиолога. У этого специалиста в арсенале есть свои логопедические приемы восстановления речевых функций на поздних стадиях.

Домашние упражнения

Для восстановления способности говорить и воспринимать речь после инсульта пациенту нужно ежедневно выполнять специальные упражнения:

  1. Свернуть язык в виде трубочки;
  2. Открыв рот, потянуться вперед шеей и как можно дальше высунуть язык. Упражнение можно выполнять, шипя, как змея;
  3. Облизывать губы по кругу – сначала в одну сторону, потом в другую;
  4. По кругу проводить языком по зубам, деснам, небу. Рот при этом должен быть закрыт;
  5. Загибать язык в направлении мягкого неба;
  6. «Цокать» языком;
  7. Пытаться достать языком подбородка и носа.

Завершать гимнастику для губ и языка лучше веселыми заданиями, поднимающими настроение:

  • слать воздушные поцелуи, как можно громче чмокая;
  • улыбаться в полный рот, показывая зубы.

После инсульта в домашних условия очень эффективно пение. Для пациента нужно петь, он при этом может пытаться подпевать, растягивая слоги или окончания слов. Можно вместе с пациентом проговаривать скороговорки – они хорошо помогают восстанавливать речевые функции. С текстами скороговорок поможет определиться логопед. Он подберет сочетания слов, которые улучшат дикцию конкретного пациента и восстановят артикуляционную подвижность его языка.

Проводить занятия с эмоционально угнетенным больным сложно. Он постоянно должен ощущать неназойливое внимание родных. Логопеды, психологи и неврологи рекомендуют:

  • не следует разговаривать с пациентом как с тяжело больным человеком. Общаться с ним следует тактично и спокойно, настраивая на скорое выздоровление и делая акценты даже на незначительных позитивных сдвигах;
  • не следует позволять общаться с пациентом людям безразличным;
  • иногда следует включать приглушенную музыку – диск или любимую радиостанцию пациента;
  • нужно пытаться вовлечь пациента в беседу, подчеркивая особую значимость его мнения;
  • не рекомендуется перегружать слух пациента. Громкий звук телевизора или радио, утомляет и раздражает его.

Чтобы после инсульта больной начал хорошо разговаривать, необходимо выполнять все рекомендации специалиста и не заниматься «самодеятельностью». Если что-то не получается, не нужно отчаиваться. Успехи обязательно будут – как стимул для полного выздоровления. Главное – регулярность и системность занятий.

Похожие публикации