О степенях свободы в статистике. в один прекрасный момент он чувствует, что это серое однообразие его достало до такой степени, что он говорит себе - все! хватит! я так больше жить не хочу!…

В одном из предыдущих постов мы обсудили, пожалуй, центральное понятие в анализе данных и проверке гипотез - p-уровень значимости. Если мы не применяем байесовский подход, то именно значение p-value мы используем для принятия решения о том, достаточно ли у нас оснований отклонить нулевую гипотезу нашего исследования, т.е. гордо заявить миру, что у нас были получены статистически значимые различия.

Однако в большинстве статистических тестов, используемых для проверки гипотез, (например, t-тест, регрессионный анализ, дисперсионный анализ) рядом с p-value всегда соседствует такой показатель как число степеней свободы, он же degrees of freedom или просто сокращенно df, о нем мы сегодня и поговорим.

Степени свободы, о чем речь?

По моему мнению, понятие степеней свободы в статистике примечательно тем, что оно одновременно является и одним из самым важных в прикладной статистике (нам необходимо знать df для расчета p-value в озвученных тестах), но вместе с тем и одним из самых сложных для понимания определений для студентов-нематематиков, изучающих статистику.

Давайте рассмотрим пример небольшого статистического исследования, чтобы понять, зачем нам нужен показатель df, и в чем же с ним такая проблема. Допустим, мы решили проверить гипотезу о том, что средний рост жителей Санкт-Петербурга равняется 170 сантиметрам. Для этих целей мы набрали выборку из 16 человек и получили следующие результаты: средний рост по выборке оказался равен 173 при стандартном отклонении равном 4. Для проверки нашей гипотезы можно использовать одновыборочный t-критерий Стьюдента, позволяющий оценить, как сильно выборочное среднее отклонилось от предполагаемого среднего в генеральной совокупности в единицах стандартной ошибки:

Проведем необходимые расчеты и получим, что значение t-критерия равняется 3, отлично, осталось рассчитать p-value и задача решена. Однако, ознакомившись с особенностями t-распределения мы выясним, что его форма различается в зависимости от числа степеней свобод, рассчитываемых по формуле n-1, где n - это число наблюдений в выборке:


Сама по себе формула для расчета df выглядит весьма дружелюбной, подставили число наблюдений, вычли единичку и ответ готов: осталось рассчитать значение p-value, которое в нашем случае равняется 0.004.

Но почему n минус один?

Когда я впервые в жизни на лекции по статистике столкнулся с этой процедурой, у меня как и у многих студентов возник законный вопрос: а почему мы вычитаем единицу? Почему мы не вычитаем двойку, например? И почему мы вообще должны что-то вычитать из числа наблюдений в нашей выборке?

В учебнике я прочитал следующее объяснение, которое еще не раз в дальнейшем встречал в качестве ответа на данный вопрос:

“Допустим мы знаем, чему равняется выборочное среднее, тогда нам необходимо знать только n-1 элементов выборки, чтобы безошибочно определить чему равняется оставшейся n элемент”. Звучит разумно, однако такое объяснение скорее описывает некоторый математический прием, чем объясняет зачем нам понадобилось его применять при расчете t-критерия. Следующее распространенное объяснение звучит следующим образом: число степеней свободы - это разность числа наблюдений и числа оцененных параметров. При использовании одновыборочного t-критерия мы оценили один параметр - среднее значение в генеральной совокупности, используя n элементов выборки, значит df = n-1.

Однако ни первое, ни второе объяснение так и не помогает понять, зачем же именно нам потребовалось вычитать число оцененных параметров из числа наблюдений?

Причем тут распределение Хи-квадрат Пирсона?

Давайте двинемся чуть дальше в поисках ответа. Сначала обратимся к определению t-распределения, очевидно, что все ответы скрыты именно в нем. Итак случайная величина:

Имеет t-распределение с df = ν, при условии, что Z – случайная величина со стандартным нормальным распределением N(0; 1), V – случайная величина с распределением Хи-квадрат, с ν числом степеней свобод, случайные величины Z и V независимы. Это уже серьезный шаг вперед, оказывается, за число степеней свободы ответственна случайная величина с распределением Хи-квадрат в знаменателе нашей формулы.

Давайте тогда изучим определение распределения Хи-квадрат. Распределение Хи-квадрат с k степенями свободы - это распределение суммы квадратов k независимых стандартных нормальных случайных величин.

Кажется, мы уже совсем у цели, по крайней мере, теперь мы точно знаем, что такое число степеней свободы у распределения Хи-квадрат - это просто число независимых случайных величин с нормальным стандартным распределением, которые мы суммируем. Но все еще остается неясным, на каком этапе и зачем нам потребовалось вычитать единицу из этого значения?

Давайте рассмотрим небольшой пример, который наглядно иллюстрирует данную необходимость. Допустим, мы очень любим принимать важные жизненные решения, основываясь на результате подбрасывания монетки. Однако, последнее время, мы заподозрили нашу монетку в том, что у нее слишком часто выпадает орел. Чтобы попытаться отклонить гипотезу о том, что наша монетка на самом деле является честной, мы зафиксировали результаты 100 бросков и получили следующий результат: 60 раз выпал орел и только 40 раз выпала решка. Достаточно ли у нас оснований отклонить гипотезу о том, что монетка честная? В этом нам и поможет распределение Хи-квадрат Пирсона. Ведь если бы монетка была по настоящему честной, то ожидаемые, теоретические частоты выпадания орла и решки были бы одинаковыми, то есть 50 и 50. Легко рассчитать насколько сильно наблюдаемые частоты отклоняются от ожидаемых. Для этого рассчитаем расстояние Хи-квадрат Пирсона по, я думаю, знакомой большинству читателей формуле:

Где O - наблюдаемые, E - ожидаемые частоты.

Дело в том, что если верна нулевая гипотеза, то при многократном повторении нашего эксперимента распределение разности наблюдаемых и ожидаемых частот, деленная на корень из наблюдаемой частоты, может быть описано при помощи нормального стандартного распределения, а сумма квадратов k таких случайных нормальных величин это и будет по определению случайная величина, имеющая распределение Хи-квадрат.

Давайте проиллюстрируем этот тезис графически, допустим у нас есть две случайные, независимые величины, имеющих стандартное нормальное распределение. Тогда их совместное распределение будет выглядеть следующим образом:

При этом квадрат расстояния от нуля до каждой точки это и будет случайная величина, имеющая распределение Хи-квадрат с двумя степенями свободы. Вспомнив теорему Пифагора, легко убедиться, что данное расстояние и есть сумма квадратов значений обеих величин.

Пришло время вычесть единичку!

Ну а теперь кульминация нашего повествования. Возвращаемся к нашей формуле расчета расстояния Хи-квадрат для проверки честности монетки, подставим имеющиеся данные в формулу и получим, что расстояние Хи-квадрат Пирсона равняется 4. Однако для определения p-value нам необходимо знать число степеней свободы, ведь форма распределения Хи-квадрат зависит от этого параметра, соответственно и критическое значение также будет различаться в зависимости от этого параметра.

Теперь самое интересное. Предположим, что мы решили многократно повторять 100 бросков, и каждый раз мы записывали наблюдаемые частоты орлов и решек, рассчитывали требуемые показатели (разность наблюдаемых и ожидаемых частот, деленная на корень из ожидаемой частоты) и как и в предыдущем примере наносили их на график.


Легко заметить, что теперь все точки выстраиваются в одну линию. Все дело в том, что в случае с монеткой наши слагаемые не являются независимыми, зная общее число бросков и число решек, мы всегда можем точно определить выпавшее число орлов и наоборот, поэтому мы не можем сказать, что два наших слагаемых - это две независимые случайные величины. Также вы можете убедиться, что все точки действительно всегда будут лежать на одной прямой: если у нас выпало 30 орлов, значит решек было 70, если орлов 70, то решек 30 и т.д. Таким образом, несмотря на то, что в нашей формуле было два слагаемых, для расчета p-value мы будем использовать распределение Хи-квадрат с одной степенью свободы! Вот мы наконец-то добрались до момента, когда нам потребовалось вычесть единицу. Если бы мы проверяли гипотезу о том, что наша игральная кость с шестью гранями является честной, то мы бы использовали распределение Хи-квадрат с 5 степенями свободы. Ведь зная общее число бросков и наблюдаемые частоты выпадения любых пяти граней, мы всегда можем точно определить, чему равняется число выпадений шестой грани.

Все становится на свои места

Теперь, вооружившись этими знаниями, вернемся к t-тесту:

В знаменателе у нас находится стандартная ошибка, которая представляет собой выборочное стандартное отклонение, делённое на корень из объёма выборки. В расчет стандартного отклонения входит сумма квадратов отклонений наблюдаемых значений от их среднего значения - то есть сумма нескольких случайных положительных величин. А мы уже знаем, что сумма квадратов n случайных величин может быть описана при помощи распределения хи-квадрат. Однако, несмотря на то, что у нас n слагаемых, у данного распределения будет n-1 степень свободы, так как зная выборочное среднее и n-1 элементов выборки, мы всегда можем точно задать последний элемент (отсюда и берется это объяснение про среднее и n-1 элементов необходимых для однозначного определения n элемента)! Получается, в знаменателе t-статистики у нас спрятано распределение хи-квадрат c n-1 степенями свободы, которое используется для описания распределения выборочного стандартного отклонения! Таким образом, степени свободы в t-распределении на самом деле берутся из распределения хи-квадрат, которое спрятано в формуле t-статистики. Кстати, важно отметить, что все приведенные выше рассуждения справедливы, если исследуемый признак имеет нормальное распределение в генеральной совокупности (или размер выборки достаточно велик), и если бы у нас действительно стояла цель проверить гипотезу о среднем значении роста в популяции, возможно, было бы разумнее использовать непараметрический критерий.

Схожая логика расчета числа степеней свободы сохраняется и при работе с другими тестами, например, в регрессионном или дисперсионном анализе, все дело в случайных величинах с распределением Хи-квадрат, которые присутствуют в формулах для расчета соответствующих критериев.

Таким образом, чтобы правильно интерпретировать результаты статистических исследований и разбираться, откуда возникают все показатели, которые мы получаем при использовании даже такого простого критерия как одновыборочный t-тест, любому исследователю необходимо хорошо понимать, какие математические идеи лежат в основании статистических методов.

Онлайн курсы по статистике: объясняем сложные темы простым языком

Основываясь на опыте преподавания статистики в , у нас возникла идея создать серию онлайн курсов, посвященных анализу данных, в которых в доступной для каждого форме будут объясняться наиболее важные темы, понимание которых необходимо для уверенного использования методов статистики при решении различного рода задача. В 2015 году мы запустили курс Основы статистики , на который к сегодняшнему дню записалось около 17 тысяч человек, три тысячи слушателей уже получили сертификат о его успешном завершении, а сам курс был награждён премией EdCrunch Awards и признан лучшим техническим курсом. В этом году на платформе stepik.org стартовало продолжение курса Основы статистики. Часть два , в котором мы продолжаем знакомство с основными методами статистики и разбираем наиболее сложные теоретические вопросы. Кстати, одной из главных тем курса является роль распределения Хи-квадрат Пирсона при проверке статистических гипотез. Так что если у вас все еще остались вопросы о том, зачем мы вычитаем единицу из общего числа наблюдений, ждем вас на курсе!

Стоит также отметить, что теоретические знания в области статистики будут определенно полезны не только тем, кто применяет статистику в академических целях, но и для тех, кто использует анализ данных в прикладных областях. Базовые знания в области статистики просто необходимы для освоения более сложных методов и подходов, которые используются в области машинного обучения и Data Mining. Таким образом, успешное прохождение наших курсов по введению в статистику - хороший старт в области анализа данных. Ну а если вы всерьез задумались о приобретении навыков работы с данными, думаем, вас может заинтересовать наша онлайн - программа по анализу данных, о которой мы подробнее писали . Упомянутые курсы по статистике являются частью этой программы и позволят вам плавно погрузиться в мир статистики и машинного обучения. Однако пройти эти курсы без дедлайнов могут все желающие и вне контекста программы по анализу данных.

Теги: Добавить метки

Когда знание проходит не только через логический ум, а начинает проживаться СЕРДЦЕМ.... это знаковый момент, он олицетворяет совершенно конкретную стадию Свободы.

Теперь Человек действительно способен НЕ ТОЛЬКО выбирать, но и ДЕЛАТЬ, ТВОРИТЬ…достигаем своего ВНУТРЕННЕГО РАВНОВЕСИЯ.

Достигаем равновесия

Представьте себе обыкновенного человека, который не задумывается о смысле своей Жизни, о причинах и следствия, о том, зачем он живет на этой Земле. Жизнь его похожа на однообразный и бесконечно повторяющийся ролик: работа- дом, выходные - пиво в соседнем баре и телевизор по вечерам с одними и теми же программами, рекламой и скучными шутками… Как вы думаете, насколько свободен такой человек в своей судьбе? Может ли он что - либо изменить в ней? Есть ли у него на это шансы?

-Думаю, что нет…Свобода его, будет заключаться только в том, что он может выбрать в соседнем супермаркете - молоко или кефир ему купить сегодня вечером…

Если посмотреть на его ЛИНИЮ ЖИЗНИ, то она будет четко фиксированной, от одной обязательной точки до другой - рождение- детство- учеба- работа - женитьба - дети - Смерть…

Такой маршрут проложен у такой каждой Бессмертной Души до воплощения - со своими жестко фиксированными событиями, предрешенными кармическими узлами прошлых воплощений, которые обязательны к исполнению в любом варианте.

Если представить это в виде графической схемы, то это будет единственная линия с обязательными точками- событиями.

А теперь представьте того же самого Человека, но немного в других условиях:

- в один прекрасный момент он чувствует, что это серое однообразие его достало до такой степени, что он говорит себе - ВСЕ! ХВАТИТ! Я ТАК БОЛЬШЕ ЖИТЬ НЕ ХОЧУ!…

И встает вопрос -… а как изменить свою Жизнь?

-ответ всегда рядом, он всегда находится у нас на расстоянии вытянутой руки…за левым плечом…

- кто еще не знает - там находится наша Смерть…включив себе таймер , мы, несомненно, находим ответ - а что же мы хотим от нашей Жизни - конкретно и четко!

Итак, цели определились,…а как прийти к ним? Как река, которая течет только по своему руслу и никогда не потечет вспять или в гору - нас всех выкидывает на одно и то же понимание - нам нужно изменить себя, изменить свои старые представления о Мире, о своих возможностях, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ. Именно потому, что мы все - ЗЕРКАЛА ! Наш внутренний Мир неизменно отражает наша Реальность.

Бессмысленно упорствовать в жестко зафиксированном представлении о самом себе, если мы хотим перемен в свое Жизни, это Закон!

И, как всегда - есть, был и будет - наш СВОБОДНЫЙ ВЫБОР в этом вопросе: хотим- меняемся и изменяем свою Жизнь, хотим упорствуем - и все остается как есть…

В этот момент всегда встает вопрос - а с чего начать?

-ответ всегда тривиальный, Человечество еще не придумало другого пути к своему истинному Я, к своей Душе, к реализации своего предназначения -

Это остановка мысленного диалога… Потому, что только когда мы останавливаем болтовню ума, мы начинаем слышать голос своей Души…

Потом начинается стадия понимания и осознавания собственных страхов. Это тот хламничек, который насобирало наше сознание в процессе роста и состояния «неосознанного овоща». Это естественная стадия, мы все через нее проходим, такова человеческая природа сознания. На этом этапе прорабатываются страхи и ограничивающие убеждения, полученные нами в раннем детстве и юности. С этим уровнем прекрасно помогают разобраться два замечательных инструмента из нашего арсенала: это книги Владимира Жикаренцева «Путь к свободе или кармические причины возникновения проблем» - это для головы; и начальный оздоровительный курс Мирзокарима Норбекова, который работает с телом. Сюда же обязательно нужно добавить практику «нулевого Цикла» - а это работа на уровне Законов.

Итак, на этом этапе начинается самое главное действо - Человек снимает со своей шеи издавна повешенную на нее медальку - с одной стороны написано «ЖЕРТВА», а с другой «ВАЖНОСТЬ». Это процесс не одномоментный, с этой темой придется работать во всех, проявляемых ипостасях этой дуальной пары. Именно здесь начинается действительный путь к Свободе.

На самом материальном уровне можно очень хорошо помочь этому процессу еще с одной стороны - поскольку всем уже известно, что мысли наши отражаются в нашем теле, прежде всего - телу можно и нужно помочь с очисткой. И начинать необходимо- с очистки желудочно-кишечного тракта.

Почему?

-потому, что состояние Желудочно-кишечного тракта напрямую связано с нашей способностью ВОСПРИНИМАТЬ, УСВАИВАТЬ - в данном случае - новые мысли, новые знания.

С этой целью я подбираю специальную программу индивидуально для каждого человека. Программа такая обычно включает травы и БАДы. Поскольку подбирается это методом волнового резонанса, то программа получается сугубо индивидуальная, как отпечаток пальца…

Давайте посмотрим на Жизненный Путь Человека на этом этапе - он уже начинает иметь в ключевых точках РАЗВИЛКИ…, а это значит, что в этих ситуациях Человек получает выбор. В каких-то случаях может поступить так, а в каких-то эдак…

УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЕГО СВОБОДА ВЫБОРА!

Но это только начальный этап получения Свободы. Дальше становится куда интересней - совершенно естественным образом, проработав страхи и ограничения этого воплощения, ВСЕ, КТО ПОШЕЛ ЭТИМ ПУТЕМ, сталкиваются с пониманием, что корни некоторых страхов, привязок, жизненных ситуаций лежат в более глубоких слоях нашей памяти. С этого момента начинается работа с кармическими ситуациями, а для этого необходимо заглянуть в свои прошлые воплощения. Ведь ценен только собственный опыт и в зачет идут только самостоятельно прочувствованные, ОСОЗНАННЫЕ наши прошлые ошибки. Как правило, к этому моменту уже достаточно Личной Силы, чтобы человек легко и просто начал работать с этими воспоминаниями. Все происходит совершенно естественным образом, было бы только желание разобраться, а не закрывать глаза на ситуации, которые просто выстраиваются в очередь…для осознания…

Надо сказать про одну закономерность на этом этапе: Человек в каком-то смысле начинает выходить из эгрегора «простого обывателя», и система противится этому. Эгрегор пытается вернуть Человека на место…

ЗА СВОБОДУ ВСЕГДА НУЖНО ПЛАТИТЬ …и это битва насмерть, по настоящему…и ситуации бывают в это время самые настоящие, а не иллюзорные… А платим мы ОТКАЗОМ от своих страхов, привязок, старых шаблонов восприятия, всеми нашими ограничениями, с которыми расстаемся и которые не позволяли прежде двигаться вперед!

Когда нарабатывается опыт в этой области, человек на тонком уровне изменяет структуру своего тонкого будхиального тела. Это тело Законов, в нем записаны все Законы Мироздания. До осознанной работы на этом уровне это тело, естественно, имеет дисбаланс, оно может быть даже частично разрушено. Теперь оно, по сути, восстанавливается. Это когда знание проходит не только через логический ум, а начинает проживаться СЕРДЦЕМ. Это знаковый момент, он олицетворяет совершенно конкретную стадию Свободы. Теперь

Человек действительно способен НЕ ТОЛЬКО выбирать, но и ДЕЛАТЬ, ТВОРИТЬ… и достигаем своего ВНУТРЕННЕГО РАВНОВЕСИЯ.

На этом уровне он уже понимает, что способен отказаться от прошлой кармы, потому что все кармически неизбежные ситуации негатива, он ОСОЗНАЕТ, а не ПРОЖИВАЕТ!…

А ТЕПЕРЬ САМОЕ ВАЖНОЕ: появляется возможность ПОЙТИ ПО ПУТИ

СВОЕГО ИСТИННОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, СВОЕЙ ПОЛНОЙ И МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ!

Посмотрим на картинку Жизненного Пути такого Человека:

Недавно я вновь побывал в Нижнем Новгороде, с которым связано у меня столько воспоминаний. Рад был убедиться, что Ян Голанд, давний мой товарищ, находится в добром здравии и продолжает успешно работать. Мне показалось, что Нижний вновь стал местом паломничества гомосексуалов, мечтающих о перемене своей судьбы. Казалось бы, получить квалифицированную психотерапевтическую помощь теперь стало несравненно легче, чем в былые годы, но к данной категории пациентов это не относится. «Зачем вам лечиться? – весело говорят им врачи. – Как вы живете, с кем вы живете – теперь до этого никому нет ровно никакого дела. Успокойтесь, расслабьтесь, оставайтесь самим собой и будьте счастливы!» Вот и приходится им колесить по стране в поисках места, где к их проблеме отнесутся серьезно, хотя по нынешним временам ради такого путешествия приходится подчас жертвовать очень многим.

Так надо ли лечить гомосексуалов? И можно ли их лечить? В кабинете Яна Голанда, рядом с его архивами, собранными за долгие десятилетия, эти вопросы кажутся нелепыми.

Голанд вспоминает одного из первых своих пациентов. Тогда, в 60-х годах, принципы анонимного лечения у нас в стране не применялись, но поскольку для большинства людей, нуждавшихся в помощи, это было первое условие обращения к медицине, Доктор на свой страх и риск отказался от имен и фамилий. За каждым пациентом закрепилась кличка. Организации, которым, наоборот, требовались списки, были в ярости. Но врачу удалось взять верх в единоборстве. Пациент, о котором идет речь, преподавал в институте, за ним поэтому закрепилась кличка Доцент.

Человек этот, несомненно, имел полное право сказать о себе – «таким меня создала природа». Первые посланные ею сигналы относились к младшему дошкольному возрасту: маленький мальчик пользовался каждым случаем, чтобы проникнуть в горшечную и подсмотреть, как выглядят другие мальчики в момент, когда они снимают штанишки. Эти глубоко заложенные предпосылки были еще, видимо, закреплены своеобразным семейным воспитанием. Родители растили троих сыновей. Возможно, им – в особенности матери – не хватало дочки, девочки. Доцент рассказывал, что с ним обращались совсем не так, как с братьями. Мать была с ним необычайно нежна, водила его с собой в женскую баню. На елку мальчик любил нарядиться девочкой, старался добиться полного сходства – его за это хвалили.

Оба брата выросли крутыми, как теперь говорят, мужиками, на весь Горький гремели их донжуанские подвиги. И это еще больше осложняло положение Доцента. В 16 лет он подпоил своего приятеля и попытался совершить с ним половой акт. Это могло иметь самые печальные последствия, но спасло то, что «объект», придя в себя, мало что помнил. Доценту удалось благополучно закончить школу и поступить в университет.

Во всем, что относилось к учебе и к работе, он был круглым отличником, но личная жизнь не приносила ничего, кроме терзаний. Девушки его не интересовали, все они казались ему на одно лицо. Он был способен выделить в толпе красивые глаза или волосы, но то были бесстрастные наблюдения аналитика. А вот юноши – не моложе 17 и не старше 21 года – приводили его в волнение, которое ни в коем случае нельзя было обнаружить.

Каждое лето Доцент ездил в Сочи – там он позволял себе немного расслабиться, но слишком долго приходилось ждать этого несчастного отпуска и слишком быстро он пролетал. С годами у этого человека выработалась своеобразная маска. Он изображал большого любителя спиртного. Пьяному прощается все – в том числе инеуместные ласки, объятия, поцелуи, в особенности, если потом он делает сконфуженное лицо и говорит, что ничего не помнит.

В нашем разговоре Голанд упомянул еще один характерный штрих. Прежде чем приступить к лечению, ему пришлось немало времени потратить на то, чтобы создать у пациента необходимый понятийный аппарат, «олитературить» гомосексуальные переживания, – без этого их контакт был невозможен. Кандидат наук, преподаватель, великолепно владевший литературной речью, был не в состоянии описать (а, следовательно, в значительной степени и понять) того, что с ним происходит.

На базе новообретенного языка должно было бы начаться широкое общение между пациентами – чтобы каждый, научившись понимать других, смог лучше понять и самого себя. Но это было небезопасно. Ко всем обвинениям могло прибавиться самое убийственное – под видом лечения создается клуб гомосексуалистов. И Голанд сделал единственное, что ему оставалось, – он призвал на помощь технику. Такую, какой она была в то время, – примитивную, громоздкую, ненадежную, с очень плохим качеством записи изображения и звука. Но главную задачу, возложенную на нее, эта техника все же выполнила. Аудиовизуальный архив Яна Голанда поистине неисчерпаем.

Психоаналитиков, помнится, упрекали в том, что состояние пациента «на входе» и «на выходе» оценивает сам врач, который может оказаться и недостаточно прозорлив, и чересчур субъективен. Проходит время, ослабевает влияние врача, – и люди возвращаются к прежнему образу жизни. И вот достаточно нажать кнопку воспроизводящего устройства, чтобы значительная часть сомнений развеялась сама собой. Пациент говорит о себе сам. Он делится своими переживаниями, рассуждает, анализирует, отмечает перемены – откровенно, не таясь, не преуменьшая драму происходящей в нем борьбы. Он полон уважения и благодарности врачу, но роль ему отводит скорее подсобную: «я сам себя вылечил, а врач мне только помог в этом, создал необходимые условия». Он убежден, что принял правильное решение, и готов доказывать это и через десять, и через двадцать, и через тридцать лет.

Когда у Доцента появляется желание повидаться с врачом, он меняет внешность, надевает парик и очки. В городе его многие знают, к чему лишние разговоры? Судьба его сложилась счастливо. Он очень удачно женился, что подтверждается уже десятилетиями ничем не омрачаемой семейной жизни, вырастил замечательную дочь. Девочка оказалась на редкость талантливой. Не станем уточнять, в какой именно области, чтобы не сделать портрет излишне узнаваемым, тем более, что и сама дочь понятия не имеет о прошлом своего отца. Мне лишь хотелось подчеркнуть, что в дополнение ко всем другим радостям жизни, в которых ему первоначально было заведомо отказано, нашему герою дано оказалось пережить и ни с чем не сравнимое чувство отцовской гордости.

Еще один из давних пациентов Голанда живет в Риге. Общаться через государственную границу не так-то просто, но связь, тем не менее, не прерывается. У этого человека тоже все сложилось так, как он себе наметил 20 лет тому назад. Хорошие отношения с женой, выдержавшие испытания временем, двое любимых детей. Воспоминания о прошлом не искушают и не причиняют боли. «Со мной это было или не со мной?»

Часто ли приходится сталкиваться с рецидивами гомосексуального влечения? – спросил я. За все годы таких эпизодов было три, и всякий раз причиной становилось нетерпение пациентов. Им казалось, что они уже ухватили Бога за бороду, хотя врач настаивал на продолжении работы. К счастью, во всех этих трех случаях неудача оказалась лишь временной.

Изменилась ли за три с лишним десятилетия врачебная методика? Ян Голанд долго обдумывал ответ. В общих чертах, сказал он, принципы лечения остались прежними, какими их предложил профессор Иванов, но формы воздействия стали гораздо более утонченными. Увереннее, чем в советские годы, применяет теперь врач элементы психоанализа. Время и опыт отшлифовали формулы самовнушения. Ну и, конечно, необычайно обогатился архив. Любому пациенту теперь можно подыскать «двойника» – так, чтобы совпадали не только возраст и контуры, судьбы, но и внешность, цвет волос и глаз…

Возвращаясь домой из Нижнего Новгорода, я думал о том, какую чудовищную ошибку может совершить медицина, если она и вправду самоустранится от решения проблем гомосексуальности.

Общество, которое не на словах, на на деле уважает права человека, естественным путем приходит к мысли о недопустимости малейшей дискриминации в отношении сексуального меньшинства. Но если нельзя давить на человека, запрещая ему следовать велениям своей природы или принуждая ее изменить, то точно так же ни в какой форме нельзя препятствовать его стремлению измениться. Это тоже своего рода дискриминация, ограничение свободы, попытка отстранить человека от решения самого кардинального вопроса жизни – выбора своей судьбы.

Степени свободы в жизни живых систем

У каждой живой системы имеется семь степеней свободы. Шесть из них являются алгоритмическими факторами развития Вселенной и одна - степень свободы духа . Все степени свободы равноправны в том смысле, что они либо отсутствуют на определённом этапе её развития («заморожены»), либо присутствуют в максимально возможной для данной Вселенной степени. При этом каждая живая система во Вселенной, будучи её подсистемой, обладает теми же степенями свободы того же вида и качества , но в различное время (на различной стадии развития) неодинаковыми по количеству реализации данного свойства (степени свободы).

Чем выше уровень системы по своему развитию (плану и сфере Бытия), тем бо льшее количество степеней свободы и/или в большей мере проявляется та или иная степень свободы в её жизнедеятельности и используется для саморазвития. При этом толчок к саморазвитию может осуществляться как изнутри, так и извне.

Высшая степень свободы духа выражается в полном самоосознании системой своей цели и роли в жизни Вселенной и (или) может быть даже всего Космоса, которое, будучи основой целенаправленного волевого устремления, даёт возможность активного участия системы в Восходящей Эволюции Мироздания. Полная свобода духа является наградой системе за преображение её в более совершенную на протяжении всех ступеней развития, но в то же время она определяет высочайший спрос (Закон Космической Морали) за всё содеянное с момента открытия данной степени свободы. Таким образом, нарастание каждой степени свободы от шага к шагу делает её не только более совершенной материально (структурно), но и духовно (энергетически).

Все степени свободы, кроме свободы духа, в основном, способствуют становлению вида жизни, а последняя (свобода духа) делает его более совершенным среди аналогичных видов. Однако и эта степень свободы для каждого вида жизни своя и она становится причиной самосовершенствования независимо от того, откуда поступает сигнал на это преобразование.

«Вклиниваясь в разговор», многие системы высших порядков хотят воздействовать на системы более низких уровней. Однако рассуждения о том «быть или не быть» и «каковой быть» системе данного уровня на данной ступени развития Вселенной решается не просто мыслящими системами, а системами разумными и высокоразвитыми. Для каждого уровня системы есть свой Иерарх, решение которого имеет силу и никто более не смеет вмешиваться и рассуждать на данную тему («Всяк сверчок знай свой шесток» - прекрасная поговорка о смысле Иерархий в Космосе).

В жизни человеческой цивилизации Верховным Иерархом является Бог-Отец (религиозно-теистический термин), Руководящей Силой - креационные потоки Психической Энергии высшего качества, идущие из созвездий Ориона, Лебедя, Большого Пса, иногда из Веги (по запросу Высшего Совета Иерархов Вселенной). Когда данные энергии достигают высокоразвитых существ (систем жизни), происходит демографический3 взрыв и начинаются процессы трансмутационных преобразований видов жизни и форм их существования и сосуществования (т.е., в том числе, и социальный или социально-политический кризис, разрешаемый путём эволюции или революции).

Похожие публикации