2 я младшая группа живое неживое. Конспект нод по экологическому воспитанию "живая и неживая природа"

Конспект занятия во второй младшей группе

на тему:

«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВЕСНОЙ»

Цели:

  • Дать детям представление о характерных признаках весны в неживой природе;
  • Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной;
  • Рассмотреть связь изменений живой с неживой природой;
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Методическое обеспечение:

  1. Иллюстрации по теме НОД.
  2. Карточки-таблички со словами для работы в группах.
  3. Презентация по теме НОД.

Ход НОД:

1 Введение:

Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Верба, верба, верба, верба зацвела.

Это значит верно, что весна пришла.

Это значит верно, что зиме конец.

Самый, самый первый прилетел скворец,

Засвистел в скворечне: - Ну, теперь я здешний.

(А. Барто)

Дети: Весна.

Воспитатель: Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Дети: Верба зацвела, прилетели скворцы.

Воспитатель : Сегодня, ребята, мы поговорим о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны.

2. Весенние изменения в неживой природе.

Воспитатель: Скажите, сколько весенних месяцев? Назовите их по порядку.

Дети . Три: март, апрель, май.

Воспитатель : Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети . Март.

Воспитатель :

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

Дети . Апрель.

Воспитатель :

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?..

Дети . Май.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что происходит весной с солнцем?

Дети . Светит солнце ярче, чем зимой. С каждым днем греет оно все сильнее. Гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. Дни становятся длиннее.

Воспитатель : А какое небо весной?

Дети . Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.

Воспитатель : А какие осадки выпадают весной?

Дети : дожди.

Воспитатель : А бывают ли весной грозы? Когда?

Дети: Первая гроза бывает в мае.

Воспитатель: А что происходит весной с почвой и снегом.

Дети: Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной. Поскольку становится теплее, снег тает. В марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше, а в мае снега совсем не остается.

Воспитатель . Скажите, что происходит весной с водоемами?

Дети . Лед на водоемах темнеет и тает.

Воспитатель: В мае, ребята, когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Так, скажите, какие основные изменения в неживой природе происходят весной и как они связаны между собой.

Дети . Солнце все выше поднимается, греет землю, снег тает.

3. Физкультминутка.

Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам )
Солнце светит ярко,
(руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся) .
С нас течёт уже вода, (
наклон вниз )
Мы растаем навсегда
. (выпрямляемся)

4. Изменения в живой природе .

Воспитатель: Пришло время поговорить о том, какие же изменения происходят в живой природе с приходом весны. Скажите, что происходит с деревьями, кустарниками, растениями?

Дети: На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются листочки, цветы. У хвойных деревьев меняется цвет коры и хвои. Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.

Воспитатель: Правильно. А что происходит с птицами и животными?

Дети: Перелетные птицы возвращаются в родные края, строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Животные просыпаются от зимнего сна.

Воспитатель: Молодцы, правильно.


Соколова Наталья
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе «Живые и неживые предметы»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим .

Тема : предметы живой и неживой природы .

Задачи :

Дать понятие о живых и неживых предметах , отмечая их признаки;

-познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека;

Учить сравнивать живые и неживые предметы , умение искать прямые аналогии к знакомым предметам ;

-формировать зачатки системного подхода к окружающему миру на основе компонентного;

Учить бережно относиться к своему здоровью.

Материал : кукла, фонендоскоп, схемы к определению живого организма (дышит, растёт, двигается, питается, зелёный лук в ящичке, картинки с изображением предметов из живого и неживого мира , по две карточки на каждого ребёнка сосхематичным изображением человека на одной и стула на другой, любая сюжетная картина, где есть изображения как живых , так и неживых предметов ; заводная кукла; учебник биологии, энциклопедия о животном мире.

Ход занятия.

Психогимнастика «Цветок» .

Тёплый луч упал на землю и согрел в земле зёрнышко (дети сидят на корточках) .

Из зёрнышка проклюнулся росток (дети поднимают голову) .

Потом вырос стебелёк (встают, тянут руки вверх) .

А на стебле вырос красивый цветок (руки над головой в форме круга) .

Нежится цветок на солнышке , поворачивает свою голову вслед солнцу (повороты головы)

1. Выявление признаков живых предметов .

Движение.

Воспитатель показывает куклу

Что это? (кукла)

На кого она похожа? (на девочку) .

Вызывает любую девочку и предлагает встать рядом с сидящей куклой.

Похожа ли кукла на девочку? Чем? (есть голова, туловище, руки, ноги и т. д.)

Чем они отличаются? (кукла маленькая, а девочка большая; девочка двигается, а кукла нет)

Воспитатель поднимает руки, ноги кукле.

Кукла двигается сама? (нет)

А девочка? (сама) .

Предлагает потрогать девочку и куклу (девочка тёплая, а кукла нет)

Почему кукла холодная? (она неживая )

Знакомство с сердцем.

У всех людей в груди есть такой орган, который помогает им оставаться всегда тёплыми. Кто знает, что это? (сердце) .

Откуда вы узнали?

Наше сердце всё время работает. Его работу можно услышать, если приложить руку к левой части груди. Давайте послушаем своё сердце (дети прикладывают руку к груди и слушают, воспитатель помогает найти нужное место)

А теперь послушайте сердце друг друга.

Можно ещё лучше услышать, как бьётся сердце, если послушать его с помощью этого предмета (показывает фонендоскоп)

Кто знает, что это? Где вы его видели?

Воспитатель предлагает 2-3 детям послушать сердце через фонендоскоп

Как вы думаете, у куклы есть сердце? Давайте послушаем (1 ребёнок слушает)

Услышал ли ты стук сердца? (нет)

Вот почему кукла не может двигаться. У всех живых организмов есть сердце, оно заставляет их двигаться. Сердце нужно беречь, чтобы быть здоровым и долго жить. Нужно больше гулять, двигаться, заниматься спортом. Но всё время бегать и прыгать нельзя, нужно и отдыхать. Давайте проверим, как будет работать ваше сердце, когда вы будете двигаться. Возьмём с собой куклу.

Физкультурная пауза под музыку (танцевальные движения) .

После физкультурной паузы воспитатель предлагает снова послушать работу сердца.

Как стучит сердце? (сильнее)

Почему? (сердцу пришлось трудиться больше, чтобы двигались ваши руки и ноги)

Воспитатель приглашает детей сесть.

Вы устали?

По чему видно, что вы устали? (часто дышим)

Послушайте, а кукла дышит? (нет)

Почему она не дышит? (она неживая )

Как вы думаете, вы всегда будете такими или изменитесь? (вырастем)

А кукла вырастет? (нет) Почему?

Все живые организмы растут , а неживые – нет .

Вырастут ли шкаф, стол, стул?

Что вам нужно делать, чтобы скорее вырасти? (хорошо есть, много спать, заниматься спортом)

Какие живые предметы вы можете назвать ?

Что могут делать живые предметы ? (показ схем и проговаривание)

Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, то много узнаете о живых организмах на уроках биологии, прочитаете вот в таких учебниках и книгах (показ учебника биологии, энциклопедии)

Механизмы.

У меня есть ещё одна кукла (включает механическую куклу)

Эта кукла живая? Но ведь она двигается.

Кто ей помогает двигаться? (механизм, который придумал человек)

Какие ещё предметы с механизмами вы видели и знаете? (дети называют)

Они живые ? (нет)

Почему? (они не растут, не питаются, двигаться им помогают механизмы)

Растение – тоже живой организм.

Скажите, что ещё есть такое, что растёт, питается, дышит, но не умеет ходить и бегать. Эти предметы есть в группе (комнатные цветы)

Цветы, деревья, трава – это растения. Они тоже растут, дышат, питаются, но не могут двигаться. Они тоже живые (показ ростков лука и сравнение, каким он был неделю назад)

У растений нет сердца, но им помогают расти корни, которые находятся в земле, и питание растения получают из земли, когда человек их поливает и удобряет.

Можно ли научить цветок ходить?

Подумайте, как можно сделать так, чтобы цветок подвигался по комнате или оказался на улице (взять его в руки и выйти с ним) .

Некоторые цветы сами передвигаются, когда растут, только это не заметно (показать ползущее комнатное растение)

Д. игра «Живое – неживое »

Воспитатель предлагает детям работу в парах : разложить картинки с изображением разных предметов на соответствующие карточки – на карточку со стулом неживые , а на карточку с человечком живые .

Итог : проверить друг друга.

Работа с картиной.

Воспитатель предлагает вниманию детей картину, где есть живые и неживые предметы .

Объясняет, что когда мы спрашиваем о живых предметах , то говорим : «Кто это» , а если о неживых – «Что это»

Задайте мне и детям правильные вопросы, показывая на предмет .

Правильность постановки вопроса дети оценивают сами.

Итог занятия .

Что нового вы узнали?

Назовите признаки живых предметов и неживых (можно воспользоваться схемами) .

Программное содержание :

1. Познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега; учить устанавливать простые причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.

2. Активизировать ласкательные существительные и обогащать словарный запас детей.

3. Развивать игровой замысел, слуховое и зрительное внимание, творческую фантазию и воображение, мелкую моторику.

4. Воспитывать бережное отношение к природе .

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, заучивание песен, игр и стихотворений о зиме; лепка и аппликация снеговиков; игры со снегом на прогулке.

Оборудование :

Снеговик, снег, крахмал, мука, стаканчики с холодной и теплой водой.

Словарная работа :

Хмурый, веселый, пушистый, липкий, белый, холодный, скрип снега.

Раздаточный материал :

Тряпочки на каждого ребенка, листы бумаги синего цвета, тарелочки с мукой.

Ход занятия.

В.: Дети! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приготовили пальчики.

Детки в садик все пришли

И друзей себе нашли.

Будем весело дружить,

Будем дружбой дорожить.

Здравствуй, Дима, Юля, Петя,

Здравствуйте, друзья на свете!

В.: Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем городе. А о чем она, отгадайте :

Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, зубы - сучки.

В.: Что же это?

Д.: Снеговик.

В.: Почему вы думаете, что это снеговик?

Ответы детей.

В.: Сегодня в гости к нам пришел снеговик. Посмотрите на него. Мне, кажется, что он какой-то грустный. Вам бы хотелось бы узнать, почему он такой грустный? Оказывается, прилетела ворона, села прямо на плечо снеговика, клюнула и сказала, что он невкусный.

В.: Почему ворона так сказала?

Д.: Потому что снеговик сделан из снега, а снег невкусный.

В.: А что представляет из себя снег? Из чего он состоит?

Д.: Снег состоит из снежинок .

В.: А какие бывают снежинки ?

Д.: Легкие, воздушные, красивые, белые, прозрачные и т. д.

В.: А что умеют делать снежинки ?

Д.: Снежинки умеют летать , кружиться, падать, таять.

В.: А когда падает много снежинок с неба , как называется это явление ?

Д.: Это снегопад.

В.: Так значит наш снеговик красивый. Но снеговик опять недоволен, т. к. вороне он не понравился на вкус. Какого цвета снег?

Д.: Снег белого цвета.

В.: А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и послушать очень интересный звук.

Воспитатель берет пакетик с крахмалом.

В.: Что напоминает вам этот звук?

Д.: Скрип снега.

В.: Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится» . Когда на улице не очень холодно, то снег тяжелый, мокрый, липкий. Чем тогда любят заниматься дети?

Д.: Лепить снеговиков, разные фигуры, играть в снежки.

В.: Снег нам кажется очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно

Воспитатель ставит перед детьми емкость со снегом.

В.: Вы не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?

Д.: Снег холодный.

В.: Я сейчас положу вам на ладошку немного снега, а вы понаблюдайте, что с ним произойдет.

Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит со снегом.

В.: Куда же пропал снег из ваших рук?

Д.: Снег растаял.

В.: Почему снег растаял?

Д.: Потому что ладошка теплая.

В.: Я предлагаю нам провести опыт. Наберу в 2 стаканчика снег, один стаканчик опущу в холодную воду, другой - в теплую. А что произойдет, мы увидим попозже. Пока снежок в стаканчиках отдыхает, мы немного повеселим снеговика.

Физминутка :

1. Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились,

Покружились, покружились

И остановились.

2. Мы зимние снежинки

На облачке сидели.

Дунул ветер - полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

В.: Для нашего гостя снеговика я предлагаю сделать сюрприз - нарисовать падающий снег.

Быстрее, сильнее, снежинки кружитесь ,

Скатертью белой к столу подходите.

В.: У вас на столах разложены листы бумаги синего цвета и стоят блюдечка с мукой. Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу бумаги. Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцами, сложенными вместе. А снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми четырьмя пальцами.

Под музыку релаксации «Зима» , дети рисуют падающий снег,

а воспитатель читает стихотворение :

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

В.: Молодцы, ребята, все постарались. У вас получилась замечательная картина. Снеговику очень понравилась, сюрприз удался. А теперь я вам предлагаю посмотреть, что произошло со снегом в стаканчиках.

Д.: Снег в одном стаканчике, который опустили в теплую воду, растаял.

В.: Снег в теплой воде растаял быстрее. Почему?

Д.: Потому что снег в тепле тает.

В.: Рассмотрите воду, в которую превратился снег в стаканчике. Чистая ли она?

Д.: Вода грязная.

В.: Правильно, снег - это талая грязная вода, непригодная для питья человеку. У нее нет запаха, вкуса. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным. Поэтому снег в рот брать нельзя. А что может случиться, мы сейчас послушаем.

Ребенок читает стихотворение.

Белый, чистый снег идет,

Попадает прямо в рот,

Если только захочу,

Снег весь разом проглочу.

И тогда что будет, братцы!

На коньках не покататься.

И в снежки не поиграть.

И сугробов не видать,

И на лыжах не побегать.

Скучно будет всем без снега,

И поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я.

В.: Дети, так объясните снеговику, почему ворона назвала его невкусным.

Д.: Потому что снеговик состоит из снега, а снег грязный, холодный, без запаха и вкуса.

В.: Снеговик очень рад, благодарит вас, прощается и с собой забирает вашу красивую картину для себя и для своих друзей - снеговиков, чтобы им не было скучно и помнили о вас.

Литература :

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005.- 240 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.- 64 с.

3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи . Времена года. Лес. Грибы / Т. И. Подрезова. - М.: Айрис-пресс, 2006.- 256 с.

4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: «Баласс» , 2003.- 304 с.

Путешествие куклы Маши в зимний лес. Конспект

Описание работы: Предлагаю конспект НОД для детей 2 младшей группы. Он позволит познакомить детей с явлениями неживой природы в игровой форме.
Цель: познакомить детей со свойствами снега в игровой форме.
Задачи:
Обучающие: Рассказать об особенностях снега, обогатить словарь детей: снег, прозрачный, рыхлый, тает, снежок, следы.
Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность через наблюдения за ходом экспериментов.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию природы.
Интегрируемые образовательные области:
Социализация: Побуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Коммуникация: Стимулировать детские высказывания.
Познание: Обогащать знания детей.
Здоровье: Проводить физминутки по ходу занятия.
Художественное слово: Чтение стихотворения.
Под область: ФЦКМ
Оборудование: картинки о зиме; кукла Маша; магнитофон; фонограмма звуков плача; нарисованные и вырезанные следы, котенок, сугроб; изображение зимнего леса, на которое заранее крепятся нарисованный котенок, а на котенка, нарисованный сугроб, так чтобы сугроб закрыл котенка, размещаются так, чтобы в нужный момент снять сначала сугроб, потом котенка; тарелочки для опытов; макеты «лапок» из пластилина; пластмассовая игрушка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы К.Бальмонт «Снежинка», Е.Трутнева «Первый снег», загадки о снеге, пословицы и поговорки о зиме.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите какие картинки я для вас приготовила. Что нарисовано на картинках? (на столах лежат картинке о зиме)
Ответы детей: (дети высказываются, в это время включить звуки тихого плача)
Воспитатель: А кто же это у нас тут плачет? (оглядывается, ищет плачущего, и находит куклу Машу) Так это же кукла Маша! Машенька, почему ты плачешь? (воспитатель, изменяя голос, говорит за Машу): у меня есть котенок, мы с ним весело играли, а сегодня я никак не могу его найти…
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Маше? А как?
Ответы детей: Поискать (если дети не ответят, тогда предложить: А давайте вместе поищем котенка!)

Воспитатель: Только где же нам искать котенка? Маша, вспомни, пожалуйста, где вы играли с ним… (Маша называет место в группе (например, в книжном уголке), в этом месте нужно до занятия разложить нарисованные следы)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим может котенок и сейчас там… (идут смотреть и видят следы). Вот беда – то, котенка здесь нет, а это что? (акцентирует внимание детей на следах) ребята, посмотрите здесь тропинка, а на ней чьи-то следы! Может здесь есть и следы котенка? С помощью вот таких лапок мы попробуем узнать, пробегал ли здесь наш котенок. Возьмите в руки «лапки» и приложите их в тарелочки. У кого-то получились такие же следы? (воспитатель показывает вырезанные из бумаги следы котенка) Значит здесь пробежал наш котенок. Давайте пойдем по ним и посмотрим, куда же они нас приведут? (идут по следам и приходят к изображению зимнего леса)
Воспитатель: Вот это да! Следы привели нас в лес…
Маша: Какой красивый лес! Но какие-то не правильные в нем деревья. Это какой-то не настоящий лес…
Воспитатель: Почему же деревья «неправильные», Машенька?
Маша: Потому, что они без листьев и травы совсем нет… Везде, и на деревьях, и на дороге и на склонах, лежит что –то белое, искрящееся…
Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что это такое белое и искрящееся? (показывает на снег)
Ответы детей: Это снег.
Воспитатель : Маша, ты что никогда снега не видела?
Маша: Нет не видела, а что это такое?
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Маше, что мы знаем про снег… Смотрите, что у меня есть? (воспитатель в прозрачной колбе или стакане показывает ребятам снег)
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета снег?
Ответы детей: Белого.
Воспитатель: Правильно, ребятки. (Воспитатель высыпает снег из колбы на пластмассовую игрушку). Смотрите, а через снег мы можем увидеть игрушку?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: А почему мы его не видим? (Ответы детей) Это потому, что снег не прозрачный. (индивидуальные повторы детей: снег не прозрачный)
Воспитатель: Вы помните, когда мы гуляли на прогулке, мы лепили снежки?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Правильно, ребятки, молодцы! Если снег сжать в руке, можно сделать снежок (формирует снежок и показывает его детям, перекладывает снежок в плоскую тарелку и отставляет ее в сторону). А что еще можно делать из снега?
Ответы детей: горку, домик, фигурки и др.
Воспитатель: А сейчас Маша мы с ребятами приглашаем тебя поиграть…
Проводится физминутка в кругу (воспитатель собирает ребят в круг и читает стихотворение Г.Новицкой «Снежок»):
Я снежок в руках лелею
И своим дыханьем грею.
Посмотрите, мой снежок
Превратился в ручеёк!
Ах, не стойте на пути!
Он спешит весну найти!
(под слова стихотворения дети сначала как-бы лепят снежок руками, потом дышат на него, как-бы грея, потом берутся за руки и водят хоровод).
Маша: Смотрите, смотрите, а наша снежная тропинка растаяла… Почему же она растаяла?
Ответы детей: потому, что тепло.
Воспитатель: Совершенно верно, у нас в группе тепло, снег в теплом месте тает, а когда холодно, он может лежать (воспитатель снова демонстрирует изображение зимнего леса) на веточках деревьев, на тропинках, дорожках, склонах как на нашей картинке.
Маша: А теперь понятно, почему в нашем лесу лежит снег. Это зимний лес, а так как зимой холодно, снег не тает.
Воспитатель: Совершенно верно, а еще когда много снега, образуются сугробы, в таких сугробах могут прятаться зайчики, белочки, лисички и другие животные, например наш котенок (воспитатель убирает наклеенный сугроб, под ним находится наклеенный котенок). А вот и наш котенок, решил в прятки поиграть, вот мы тебя и нашли проказник (воспитатель и ребята грозят пальчиком котику) нельзя так далеко от дома убегать. Машенька проводи, пожалуйста, котенка домой, а у нас с ребятами еще много дел в группе. До новых встреч.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с кем мы сегодня повстречались? (ответы детей: с куклой Машей.). А про что мы рассказали Маше? (про снег). Какой снег бывает? (Ответы детей)…………



Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе "Когда это бывает?"

Программное содержание:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о временах года; учить устанавливать связи между сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе; развивать логическое мышление, внимание, память; учить правильно называть животных и их детёнышей в одном и множественном числе; воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к сезонным явлениям.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, фонограмма с записью мелодии, демонстрационные картинки «Зима – лето» и разрезные картинки к ним для игры, компьютерная презентация «Времена года», корзина, мяч.
Предварительная работа:
Экскурсии по территории детского сада в течение всего года, наблюдения за живой и неживой природой, чтение и заучивание литературных произведений о живой и неживой природе, обучение составлению рассказов – описаний по картинкам.
Словарная работа:
Берлога, нора, дупло, шубка, рыжая, серебристо-серая.

Дети сидят на стульях перед проекционным экраном.
Воспитатель: У меня для вас, ребятки,
Приготовлены загадки
А ответ на них скрывает
Что, когда и где бывает.
Вот вам первая загадка:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает –
Когда это бывает? (весной)
На экране появляется слайд с изображением весны.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как вы думаете, что не так в этой картинке? (Человечек одет не по погоде) Ещё совсем недавно весна только начиналась, а уже совсем скоро она закончится. Но какие перемены мы заметили! Давайте вспомним, как она начиналась(растаял снег, солнце стало светить ярче, появилась травка, прилетели птицы, набухли почки, появились первые насекомые) Перечислите насекомых, которых вы знаете (бабочки, пчёлы, осы, стрекозы, жуки)
Воспитатель: А сейчас, в конце весны, что мы наблюдаем? (Листья стали большими, птицы вьют гнёзда, насекомые опыляют цветы, день стал длинным, люди сняли тёплые вещи) Скажите, какие птицы с нами зимовали? (вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири) Как они называются? (зимующие) А назовите перелётных птиц, которые вернулись к нам из тёплых краёв? (скворцы, грачи, ласточки)
Давайте, вспомним стихотворение Плещеева «Сельская песня», которое мы недавно разучили. (Дети хором декламируют стихотворение)
Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку:
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает –
Когда это бывает? (Летом)
На экране появляется слайд с изображением лета.
Воспитатель: Конечно, это наше любимое время года – лето. А в той картинке что не правильно (то же Человечек одет не по погоде) А за что вы любите лето? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь ещё одна загадка:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю… (осень)
На экране – слайд с изображением осени.
Воспитатель: Да, ребята, это осень. И здесь есть ошибка, какая? (Человечек) А как мы узнаём, что наступила осень? (часто идут дожди, люди одеваются теплее, солнце реже выглядывает, листопад, птицы улетают в тёплые края, животные запасаются кормом и т.д.)
Воспитатель: И ещё у меня есть последняя загадка, отгадайте:
Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет –
Когда это бывает? (зимой)
На экране – слайд с изображением зимы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А здесь что не правильно? (Человечек) Кто любит это время года? А за что вы его любите? (ответы детей) А что ещё можно рассказать о зиме? (дни становятся короче, люди тепло одеваются, мороз, идёт снег, солнце не греет, растения и животные засыпают) Животные прячутся в домиках. Как называется домик белки? (дупло). Домик лисы? (нора) А у кого ещё так называется домик (у зайца, мышки) А как называется домик медведя? (берлога)
На экране картинки с изображением животных и их домиков.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Из – под экрана появляется «Чудо – корзина» с сюрпризами.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. А за то, что вы отгадали все загадки, вам сюрприз - эта «Чудо – корзинка», давайте посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достаёт из корзины мяч и приглашает детей в круг.
Воспитатель: Давайте сначала разомнёмся


Физкультминутка «Солнышко»
Утром солнышко встаёт,
Днём по небу катится,
Вечером вниз упадёт,
Ночью вовсе спрячется.


Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем в игру «Назови детёнышей». Я буду называть животное и бросать мяч, а вы мне будете называть детёнышей и возвращать мне мяч. Например:
- Лиса. А её детёныши – лисята
- Медведь (медвежата)
- Заяц (зайчата)
- Белка (бельчата)
- Ёж (ежата)

Воспитатель: А сейчас я буду называть животное, но назвать надо одного детёныша.
Например:
- Лиса (лисёнок)
- Медведь (медвежонок)
- Заяц (зайчонок)
- Белка (бельчонок)
- Ёж (ежонок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с очередным заданием. А сейчас я вас приглашаю к столам, чтобы выполнить ещё одно задание. В нашей волшебной «Чудо – корзине» лежат картинки. Они все перемешаны. Девочкам надо будет отобрать все картинки с изображением лета и отнести их на стол слева, а мальчикам – с изображением зимы и отнести на стол справа. На столах лежат картинки – подсказки.


Дидактическая игра «Зима – лето».
Звучит музыка в аудиозаписи.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с работой, картины получились красивые, и вас ждёт сюрприз – на дне корзины лежат для вас конфеты, пойдёмте угощаться.

Презентация на тему: Времена года

Похожие публикации