Мексиканская маска смерти тату. У мексиканцев с детства абсолютно дружеские отношения со смертью

2 ноября в Мексике отмечают один из самых необычных в мире праздников - Dia de Muertos

Забрать себе

Фото: Ivan Diaz / Unsplash

Кладбище было видно издалека, за пару километров. Из мексиканского городка Сан-Луис-Рио-Колорадо, расположенного на границе с американской Аризоной, мы выехали уже затемно, и весь путь за окнами лишь чернела в полной тишине суровая пустыня Сонора. Одинокий некрополь за городской чертой сегодня, в День мертвых, выглядел настоящим островком жизни, освещенный прожекторами и окруженный автомобилями; из-за ограды доносилась совсем не траурная музыка, крики детей, смех, лай собак и даже, кажется, позвякивание пивных бутылок. (Собственно, чему удивляться, если в нашем багажнике тоже был припасен ящик пива?)

2 ноября застало меня в гостях у мексиканских друзей в совсем не туристическом месте. На севере Мексики, который считается более американизированным, чем юг и центр, по случаю Дня мертвых не устраивают городских карнавалов. Но традиции соблюдают: 1 ноября, в «День ангелочков», когда поминают усопших детей, у дома моих друзей выстроились в очередь, кажется, все дети Сан-Луиса — семья устроила tricky-tricky , ритуал угощения детей сладостями, который мексиканцы позаимствовали у Хеллоуина, слегка подкорректировав его оригинальное, трудно выговариваемое название treat-or-trick . Женщины предстали в традиционном для Дня мертвых образе Катрины, символа смерти — в черных платьях и шляпах с вуалью, с разрисованными под черепа лицами (надо заметить, что специальный для этого случая грим в Мексике делают весьма качественный — оттереть «маску смерти» удалось лишь утром).

На следующий день подруга предложила поехать вместе на кладбище — у ее приятеля месяц назад умер отец, и он собирался отметить День мертвых там. С приятелем мы были знакомы шапочно, он совсем не говорил по-английски, а я очень плохо изъяснялась по-испански, но ссылаться на страшную внутреннюю неловкость в такой праздник было глупо. При том, что мысль о танцах на могилах все еще приводила меня в ступор, хотелось уже пройти этот тест на открытость к чужим культурам.

Фото: Мария Желиховская

Традиция празднования Дня мертвых в Мексике уходит корнями в доколумбово прошлое и тесно связана с культурой народов Мезоамерики — ольмеков, тольтеков, ацтеков, майя. Всех их объединял своеобразный культ вокруг смерти: кладбищ в привычном понимании не было, и покойников хоронили прямо под жилыми домами. Эта практика в буквальном смысле сближала живых и мертвых: могилы не замуровывали, родственники регулярно «навещали» покойников и приносили им подношения. Усопшие воспринимались как посредники между миром жизни и смерти.

Ацтеки верили, что эти две ипостаси — естественные силы, приводящие мир в движение, необходимые составляющие регенерации. Ведь чтобы добыть пищу, нужно было убить животное или растение — а значит, что смерть давала жизнь.

Индейцы верили, что у человека есть три души, каждая из которых могла отправиться в загробную жизнь, превратиться в божественную силу или же остаться меж двух миров, чтобы придавать силы оставшимся в живых любимым и близким.

Многие из ацтекских ритуалов в честь мертвых — например, почитание богини смерти Миктлансиуатль, которую изображали в виде женщины с черепом вместо головы, курение благовоний, подношения усопшим еды и подарков ofrendas — стали важной частью празднования Дня мертвых. Но, конечно же, в современном виде этот праздник оформился в результате смешения доколумбовых и испанских католических практик, которые, как это ни парадоксально, гармонично дополнили друг друга. Например, на индейское изображение смерти в виде черепа прекрасно наложился популярный сюжет религиозной испанской живописи Danza Macabra («Танец смерти»), в котором смерть рисовали танцующей с живыми. Испанцы поощряли проведение индейцами ритуалов почитания покойных в католические праздники — День всех святых и День всех душ, которые отмечали 1 и 2 ноября (до этого индейские торжества в честь мертвых проходили в августе).

В начале 1900 гг. власти уже независимой Мексики объявили День мертвых официальным праздником, чтобы объединить нацию на фоне царивших политических разногласий. Так фиеста, традиционная для юга страны, распространилась по всей ее территории и в конечном счете стала привлекать в страну сотни тысяч туристов. Десять лет назад, в 2008 г., День мертвых был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Фото: Мария Желиховская

Пытаясь мысленно сложить все известные испанские слова сочувствия в более-менее стройные фразы, пока мы шли с парковки, я испытывала странную смесь страха перед чужим горем и собственным ханжеством. Восемь лет назад внезапно умер мой собственный отец, и воспоминания о не покидавшей меня целый год после этого депрессии плохо вязались с мыслями о том, что в таком состоянии можно общаться с любопытствующими и видеть вокруг праздник. На кладбище Сан-Луиса было действительно весело: прежде чем найти нашего приятеля, нам пришлось пробираться сквозь охапки цветов, целые оркестры нортеньо и множество людей у могил — они громко разговаривали, ели, выпивали. Наш знакомый сидел в большой компании родственников и был во всех смыслах навеселе. Нас принялись крепко обнимать, немедленно налили пива и положили на тарелки тамалес.

Фото: Мария Желиховская

«Если не поставить мертвецу свечку, то ему придется поджечь собственный палец, чтобы найти дорогу домой», — гласит распространенное среди индейцев южной Мексики поверье. Dia de Muertos — это не просто повод помянуть покойников. Считается, что в этот день усопшие приходят домой, чтобы навестить своих родственников — а те, в свою очередь, должны как следует позаботиться о том, чтобы возвращение, пусть и временное, стало легким и приятным. Для этого в домах, а в некоторых городах на площадях и кладбищах сооружают алтари с фотографиями умерших родственников. Оформляют их с большой фантазией, украшают цветами — розовой целозией, белой гипсофилой, красными гвоздиками и доставшимися в наследство от ацтеков ярко-оранжевыми бархатцами cempasúchil . Из их лепестков насыпают дорожку до алтаря от порога дома или двора, которая покажет нужный путь покойному. На алтарь ставятся подношения — ofrendas .

Традиционно алтарь должен содержать четыре стихии: воду, чтобы утолить жажду усопшего во время долгого пути из царства мертвых Миктлана; огонь (свечи), чтобы освещать путь на землю; ветер, который символизируют гирлянды из цветной резной бумаги papel picado , чтобы создавать прохладу, и объединяющую мертвых с живыми землю, которую олицетворяет еда. Обычно это сладкий дрожжевой «хлеб мертвых» pan de muerto , тамалес — мексиканские «пельмени» с начинкой из мяса и кукурузной муки, сваренные в листьях кукурузы или банана, горячий кукурузный напиток атолле, фрукты, шоколадный соус моле, а также сладости в виде сахарных черепов. Впрочем, на алтаре можно обнаружить практически все, что любил покойный, вплоть до банок кока-колы, сигарет и бейсбольных футболок! Благовоние также является частью традиции, и для этого еще со времен ацтеков используют копал — смолу, выделяемую тропическими деревьями семейства бобовых.

Фото: Мария Желиховская

Но все же главные и самые тиражируемые символы Дня мертвых — это художественное изображение черепа, которое называют калавера, и Катрина, скелет в женском платье и шляпе. У этих образов, считающихся народными, на самом деле есть автор — мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуаделупе Посада. Именно он превратил изображение скелета в произведение искусства, рисуя для журналов и газет калаверы в образах людей, в том числе политиков. В 1910 г. Посада напечатал литографию под названием La Calavera Garbancera — «Элегантный скелет». Рисунок изобличал даму, стесняющуюся своих индейских корней, одетую по французской моде и с обильным гримом, чтобы казаться белее.

В 1948 г. Диего Ривера, считавший Посаду своим вдохновителем, написал свою знаменитую фреску «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда», посвященную колониальной истории Мексики, на которой процитировал сатирический рисунок Посады, дав его героине имя La Catrina (на сленге того времени — название дорого одетого богача). С тех пор Катрина и калавера стали одними из самых популярных образов мексиканской идентичности.

Несмотря на то, что главная традиция Дня мертвых — посещение кладбища, которое превращается в вечеринку, в разных штатах и городах существуют свои обычаи. В Мехико с недавних пор проводят карнавал, а в университетском городке сооружают самый большой в стране алтарь и славят местного индейского святого, ребенка-пилигрима Niño Pa . Оахака славится традицией calenda — уличным шествием с куклами-марионетками, танцорами и музыкой. В Мичоакане танцуют La Danza de los Tecuanes — «Танец ягуаров», изображающий охоту на этих животных, и La Danza de los Viejitos — «Танец маленьких старичков», в котором одетые под стариков подростки сначала ходят, согнув спину, а затем неожиданно подпрыгивают и начинают энергично двигаться. А индейцы пурепеча, населяющие северо-запад этого штата, готовятся к празднику за несколько недель: молодые парни, tatakeres , отправляются, нередко нелегально, на плантации выкапывать бархатцы или в лес — рубить деревья для сооружения алтарей на деревенских площадях. В городке Сан-Мигель-Де-Альенде, штат Гуанахуато, проводят красочный четырехдневный фестиваль La Calaca , посвященный черепам, а в Гвадалахаре устраивают фестиваль на кладбище Белен и кажется, что все до единой местные жительницы одеваются Катринами! В Чьяпасе в деревне Сан-Хуан-Чамула, где живут индейцы цоцили, наименее ассимилировавшиеся после конкисты, устраивают фестиваль K’Anima , во время которого местные жители звонят в церковный колокол, веря, что этим привлекают души умерших, а затем отправляются на кладбище играть на арфах и гитарах. В Сан-Себастьяне, штат Юкатан, устраивают фестиваль Mucbipollo — так называют цыпленка, приготовленного в земляной печи в соусе из помидоров и кукурузной муки.

Но самый экстравагантный обычай практикуют в городке Помуч в штате Кампече, который населяют индейцы майя. Здесь через три-четыре года после похорон покойников вынимают из могил, а накануне праздника в буквальном смысле моют им кости. На это занятие уходит почти сутки, затем останки складывают в деревянные ящички и несут на кладбище, где для их хранения есть специальное место. В День мертвых их вынимают, выкладывают на алтарь, завернутые в салфетки с красиво вышитыми узорами и именами усопших, и ставят рядом подношения.

Фото: Мария Желиховская

Минула полночь, но веселье на кладбище не утихало. Все-таки мексиканский синкретизм работает удивительным образом. Традиционное испанское стоическое отношение к смерти, концепция печали земного существования и пользы страдания здесь так и не прижились. Даже умерших близких мексиканцы называют уменьшительно-ласкательно — muertitos . В стране, где не сработала инквизиция, не принято вызывать смерть на поединок; здесь скорее потреплют ее по плечу, выпьют с ней текилы и пойдут дальше радоваться жизни.

Гости приходили и уходили, и могила отца нашего приятеля обросла горкой пластиковых тарелок и стаканчиков. Плиты ограждали друг от друга лишь бордюрные камни, и это создавало впечатление большого общего застолья. Вдоль дорожки, неистово визжа, катались на роликах дети, малопонятная испанская речь сливалась с музыкой, и в какой-то момент я обнаружила, что притопываю в такт. Отец, шутивший всегда и при любых обстоятельствах, наверняка потрепал бы меня за шею и улыбнулся. И вообще уже казалось, что оба они — и отец нашего приятеля, и мой собственный — должны сидеть где-то рядом. За соседним «столом». Пить пиво, шутить, смеяться и не бояться языкового барьера.

И на душе вдруг стало неожиданно легко.

Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!

К/ф «Вий»

Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.

1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздников – День Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.

У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.

День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.

Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.

Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.

С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.

Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.

Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.

Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.

На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.

Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.

Некоторым было явно не до праздника.

Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.

Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.

Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.

Некоторые украшения, если честно, устрашают))

Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!

Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.

День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.

Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.

Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.

Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.

Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.

В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.

К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.

На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.

Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.

После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.

На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!

Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.

Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!

500 лет католической пропаганды, скрещивание с религиозным календарем, даже полный запрет на проведение, а все насмарку. День мертвых (Dia de los Muertos) — по-прежнему самый национальный, самобытный и языческий праздник Мексики.

Вечеринка на кладбище

Кладбище мексиканского городка Санта-Крус-Хохокотлан оцеплено полицейскими машинами. Все парковочные места заняты на несколько километров вокруг. Народ плотными веселыми рядами стекается ко входу и растворяется в полумраке, перемежаемом блеском свечей и вспышками туристических фотокамер.

Внутри тысячи дрожащих огоньков рядами и созвездиями высвечивают праздничные картины. Белые пятна мужских рубашек, цветные ленты в косах пожилых индианок, кружево женских блузок. Кресты и надгробия, усыпанные плотным ковром желтых лепестков, убранные венками и букетами из бархатцев, заставленные сладостями, едой, горячительными напитками, фотографиями, игрушками и сувенирами.

Сегодня ночь с 31 октября на 1 ноября, начало главного народного праздника — Дня мертвых. В течение следующих двух дней все в Мексике перевернется с ног на голову. Ночь станет днем, кладбище — самым популярным местом в городе, живые люди нарядятся мертвецами, а мертвые вроде как снова оживут. И вместе со всеми будут веселиться, вспоминать былое и учить живых не бояться смерти, потому что она — не конец, а продолжение пути, как про это говорили майя, ацтеки, миштеки, сапотеки и прочие доиспанские цивилизации. Поэтому обязательный ночной поход на кладбище — не грустные поминки, а долгожданная встреча с родными: возможность провести с ними время, а заодно и хорошо поесть, выпить, послушать музыку и повеселиться.

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Вокруг каждой могилы своя семейная идиллия. Мужчины ведут беседу. Мама суетится, разливая мескаль (самогон из агавы) и раскладывая закуску на могильных плитах. Бабушка рассказывает анекдоты из жизни покойных. Дочки со съехавшими набок бантами, наряженные ведьмами, играют в прятки и пятнашки. Младший спит, свесившись с плеча папы и размазав черно-белый грим по всему лицу. Он не просыпается даже при приближении голосистых мариачи — уличных музыкантов, поющих по заказу любимые песни усопших. В эту ночь мариачи будут петь до утра и сделают полугодовую выручку.

Сахарные черепушки

Испанские миссионеры пытались придать индейскому празднику благостный вид, приурочив его к христианскому Дню поминовения всех усопших и Дню всех святых. Им удалось добиться отмены кровавых жертвоприношений и сократить месячный разгул до трехдневного. Но заменить радость на скорбь и череп (главный праздничный символ) — на крест не получилось.

Черепа и скелеты повсюду. В окнах, дверях, на балконах, на улицах, нарисованные на земле, на стенах, на одежде. Доминируют сахарные черепушки-калаверы, улыбающиеся и раскрашенные в жизнерадостные цвета. Составленные в красивые пирамиды на витринах супермаркетов, они напоминают ацтекские цомпантли — стены из черепов побежденных, стоявшие когда-то в каждом индейском городе в качестве украшения, устрашения для врагов и любимого символа жизни и смерти как неразрывной пары. И не удивляйтесь, если на празднике вам подарят череп с вашим именем — это от всей души. Их дарят членам семьи и друзьям. Дети предпочитают шоколадные и марципановые или в виде чупа-чупсов.

Но основное предназначение калаверы — украшение алтаря. Алтарь с подношениями должен стоять в каждом доме, а в последние годы их стали делать везде: на площадях, в школах, магазинах, полицейских участках, больницах, ресторанах, отелях и аэропортах. Иначе, по мексиканским поверьям, мертвые расстроятся и могут учинить неприятности.

Обычно алтарь — это арка из желтых бархатцев, цветов смерти, фруктов и ярких лент. Под аркой устанавливают стол или подиум, на котором создают композиции из сахарных черепов, фотографий и подношений. Среди них обязательно сладкий белый хлеб мертвых (pan de muerto) и напитки. Считается, что после долгой дороги «оттуда» духов особенно мучает жажда. В зависимости от персональных пристрастий усопшего родственники ставят стакан с пульке, брагой из агавы, или даже банку кока-колы.

На алтарях выставляют еду, личные вещи, а также игрушечные скелеты, одетые в костюмы, соответствующие любимым или профессиональным занятиям покойного: скелет-футболист, офисный сотрудник, новобрачный, священник, выпивоха, танцор…

Парад веселых мертвецов

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Задушевные ночные посиделки на кладбищах — традиция, больше присущая жителям деревень и небольших городов. Столичные жители все чаще предпочитают карнавальную составляющую праздника. И в этом не найти равных оахаканцам.

Оахака-де-Хуарес — большой колониальный город на юге Мексики, гастрономическая и культурная столица. Если вас не пугает оказаться в эпицентре Дня мертвых, то вам сюда — в город танцующих скелетов, расписных черепушек, духовых оркестров и пропитанных мескалем мариачи.

Здесь начинают готовиться к празднику за несколько месяцев. Все школы, институты и местные сообщества заняты созданием масок, костюмов, ростовых кукол. Рисуют дизайн-проекты алтарей, заказывают грузовики, полные свежесрезанных бархатцев. Музыканты проводят ежедневные репетиции. Все ради того, чтобы в течение трех дней радостно сходить с ума на глазах тысяч туристов, заполняющих город с 31 октября по 2 ноября.

Как и положено потустороннему явлению, праздник начинается ближе к ночи. На пустынных улицах внезапно появляются бродячие духовые оркестры-тамборы, достопримечательность Оахаки. Огромная туба, трубы, тромбоны, барабаны и мексиканские народные инструменты создают бравурный микс марша, балканских лихих мотивов и мексиканских народных мелодий. Звуковой энергетик, способный поднять мертвого из могилы, а живого заставить всю ночь ходить и веселиться без устали.

Бродячие оркестры собирают за собой длинные шествия ряженых и просто зевак. Такое хождение называют компарсой. Компарса возникает спонтанно и не имеет ни точного расписания, ни маршрута.

Противостоять музыкальному гипнозу невозможно. И я тоже сливаюсь с пляшущей дикой компарсой, нарезаю круги по городу вслед оркестрам, сталкиваюсь лбами с противоположной толпой на центральной городской площади Сокало, меняю оркестр, снова ухожу петлять по городу и, очарованная шумом и ритмом, прихожу в себя только в последнюю ночь праздника.

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Передо мной уставшие мертвецы, скелеты, черти и ведьмы выстраиваются на последнее общее фото. Смерть своей косой портит кадр. Ее пытаются задвинуть к краю. Она ворчит, но подчиняется. Фотограф приказывает смотреть в камеру и не улыбаться. Застывает кадр из фильмов Альмодовара — странный, нереальный, завораживающий.

В свете разноцветных фонарей, на фоне пустой церкви и кустов агавы на меня смотрят обряженные в смерть дети и взрослые. Впервые за эти три дня их лица серьезны. Музыканты опустили инструменты. Игра окончена. Праздничное, очищающее разум безумие ушло. Дверь в потустороннее закрывается до следующего года. Adiós, Мексика!

Рецепт традиционной сахарной калаверы-черепушки

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Ингредиенты

Для теста

  • 250 г сахарной пудры
  • 1 яичный белок
  • 1 ст. л. кукурузного сиропа (можно заменить жидким медом с нейтральным вкусом)
  • 0,5 ст. л. ванили (лучше использовать натуральную ваниль, не ванилин. Можно заменить ванильным сахаром)
  • 40 г кукурузного крахмала

Для украшения

  • цветная сахарная глазурь (купить готовую в тюбиках или сделать дома, подкрасив с помощью пищевых красителей)
  • фантазия

Процесс

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Просеиваем сахарную пудру

В очень чистой (обезжиренной) миске смешиваем белок, кукурузный сироп и ваниль.

Постепенно добавляем в смесь сахарную пудру с помощью деревянной ложки. Все хорошо перемешиваем. Если тесто получается слишком рассыпчатым — добавляем чуть-чуть воды. Слишком мокрое — кладем больше сахара.

Насыпаем немного крахмала на доску, выкладываем тесто и продолжаем вымешивать его руками до мягкости и эластичности.

Наносим немного кукурузного крахмала себе на ладони и скатываем нужное количество шариков-заготовок. После чего вспоминаем анатомию человека и приступаем к фигурной лепке.

Оставляем фигурки на просушку на всю ночь. Приступайте к покраске, только убедившись в том, что фигурки полностью высохли!

Пока часть планеты активно готовится к Хэллоуину, в Мексике прошел парад-подготовка («Ла Катрина») в честь другого удивительно «страшного» и очень самобытного праздника Dia de Los Muertos - «Дня Мёртвых».

Рассказываем, что это за дичь и чем интересен праздник. Поехали.

1. День Мертвых – многовековая традиция, которую не смогли искоренить

История праздника восходит к индейцам майя и ацтекам. Их вера была тесно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Местные жители (до завоевания Мексики испанцами) часто держали в домах настоящие черепа умерших, как символы смерти и воскрешения.

Каждый год ацтеки устраивали настоящий месяц жертвоприношений (современный август), в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице - богине Миктлансиуатль.

Индейцы верили, что смерть только знаменует переход человека из одного состояния в другое. Другими словами, смерть для них – лишь трансформация, после которой жизненный путь не заканчивается.

Несмотря на то, что коренное население Центральной Америки принудительно обратили в католицизм, искоренить сильную традицию не удалось. Не помогло ни 500 лет католической пропаганды, ни скрещивание с религиозным календарем, ни мягкая интеграция в христианские каноны.

Все что удалось католической церкви – сдвинуть праздник на первый день ноября, когда церковь отмечает День всех Святых. Так себе достижение.

День Мертвых остался самобытным языческим праздником, со своими символами и традициями.

2. Современная интеграция и символ Дня Мертвых

В современном обществе символом Дня Мертвых стала цинковая гравюра «Калавера Катрина» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посады. Он изобразил женщину с лицом скелета в одежде высшего общества и назвал ее «La Calavera de la Catrina», показывая, что богатые и модные так же смертны, как и все остальные.

Фигурки Катрины стали неотъемлемым атрибутом праздника и отличным мексиканским сувениром.

Считается, что именно так должна была выглядеть та самая Миктлансиуатль, в честь которой индейцы совершали жертвоприношения.

3. У мексиканцев с детства абсолютно дружеские отношения со смертью

Современные мексиканские дети с юных лет видят изображения Катрины, играют в скелетов, едят шутливые пирожные в виде гробов и черепов. Дичь! Но таким образом, маленькие мексиканцы не бояться представления смерти, для них она абсолютно обычна.

4. Мексиканцы отмечают праздник два дня подряд

День мертвых отмечают два дня подряд 1 и 2 ноября. Считается, что именно в эти дни души покойных родственников навещают родной дом. Мексиканцы 1 ноября общаются с душами умерших детей, а на следующий день – с душами взрослых родственников.

  • 1 ноября - День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев
  • 2 ноября - Día de los Muertos – день, когда поминают умерших взрослых

Никакого траура и дней скорби. Считается, что этот праздник – отличный повод посмеяться над смертью и активно наслаждаться жизнью.

5. Традиции, которые могут шокировать

Ко Дню Мертвых мексиканцы готовят ярко украшенные цветами алтари в память об умерших родственниках.

На постаменты кладут любимые вещи, еду, напитки почившего родственника, сладости, зажигают свечи. Считается, что душа умершего родственника должна вспомнить вкус земных блюд. Многие выставляют алтари прямо на улицах, проводятся конкурсы(!) на определение лучшего пьедестала.

Также алтари можно увидеть в офисах, общественных местах на улицах и площадях городов.

Традиционная выпечка к празднику – Pan de muerte (Хлеб Мёртвых) – посыпанная сахарным песком булка, сверху которой впекается хлебный шарик, символизирующий череп. Этакий мексиканский «кулич для мертвых».

Кульминация праздника - посещение кладбища. Мексиканцы устраивают там шумные вечеринки с песнями и танцами. Также ведутся долгие беседы с усопшими родственниками и вспоминаются веселые факты из жизни умершего.

6. Города мертвых. Не страшные

В дни праздника его символы (черепа и скелеты) рисуются практически везде. Чаще всего они улыбаются и выполнены в ярких праздничных цветах.

В преддверии праздника в магазинах в виде сладостей и десертов можно обнаружить разнообразные вариации скелетов, черепов и гробов.

Кроме того, продаются масса тематических украшений сувениров и других атрибутов праздника.

В крупных городах организуются зрелищные уличные шествия, шумные карнавалы, импровизированные выставки и ярмарки, в маленьких - кладбищенские пикники.

7. Голливуд и «День Мертвых»

«Мертвые» карнавалы не раз обыгрывались в голливудских фильмах. Один из самых известных – вступительная сцена в последнем фильме о Джеймс Бонде «Спектр». Экзотический антураж и эффектная постановка.

В ноябре на большие экраны выйдет новый красочный мультик студии Pixar «Тайна Коко» (Coco), в которой обыгрывается столь необычный праздник.

«День Мертвых»- это неотъемлемая часть жизни каждого мексиканца*.

Мексиканский поэт Октавио Пас однажды сказал: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Каждый сходит с ума по-своему.

*Праздник популярен во многих странах Латинской Америки: Эквадоре, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре.

Кстати, в 2003 году праздник «День Мертвых» был внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

Это вам не попсовый Хеллоуин.

Интересные материалы:

Публикация от Os, the hermit crab 🦀 (@droswito) Окт 24 2017 в 8:43 PDT

Публикация от Viajes Bazal (@viajes_bazal) Окт 24 2017 в 7:09 PDT

Публикация от David Fernando López (@davidfernando.lopez) Окт 23 2017 в 11:50 PDT

Публикация от Obturador MX (@obturadormx) Окт 23 2017 в 7:08 PDT

Публикация от VIVA! MEXICO (@vivamexico.collection) Окт 23 2017 в 3:23 PDT

"Эль Диа де лос Муэртос" (El Dia De Los Muertos), также известный как "День Мёртвых" - это традиционный мексиканский праздник, посвящённый памяти мёртвых. Многие из нас знают, что его атрибутами являются сахарные черепа, красочные костюмы и разрисованные лица. Однако этот праздник является чем-то большим, нежели то, что мы о нём знаем.

Многие могут подумать, что этот праздник является мексиканским вариантом Хэллоуина, однако это будет ошибкой. Единственное, что их объединяет, это, пожалуй, образ черепа. Этот праздник даже не отмечается на Хэллоуин! Конечно, почти в то же время, но это только одно из многих отличий между действующей версией и распространённым восприятием праздника.

В День Мёртвых никто никого не старается напугать и уж тем более никто не переодевается в костюмы персонажей поп-культуры и не ходит от дома к дому, выпрашивая конфеты у незнакомых людей.

Даже несмотря на то, что Хэллоуин отмечается один день в октябре, некоторые начинают праздновать его уже с первого октября, или в начале сентября, если они совсем одержимы этим праздником. День мёртвых же отмечается лишь один раз в месяц.

Как в случае с другими праздниками, многие люди меняют определённые традиции и аспекты празднования, подгоняя их под свой образ жизни и собственное мнение. Это верно и для Дня Мёртвых, но, по большей части, многие традиционные аспекты остаются неизменными.

Перед вами - 15 вещей, которые вы могли не знать о Дне Мёртвых!

15. Это время, когда повсюду бродят духи

День Мёртвых концентрируется только на мёртвых. Люди, которые отмечают этот праздник, верят, что в этот день года души умерших возвращаются на Землю, чтобы посетить своих родных. Одна из причин, почему люди носят костюмы с черепами, заключается в том, что так они помогают тем, кто из загробной жизни хотел бы побродить по Земле, смешаться с остальной частью населения.

В настоящее время те, кто отмечает этот праздник, не обязательно верят, что вокруг бродят души умерших. Тем не менее, череп стал главным символом праздника и является его "лицом" (вернее, его отсутствием). Добавление ярких цветов к черепу - это способ украсить лица и прославлять мёртвых, а не придать себе устрашающий вид.

14. Праздник длится два дня


День Мёртвых - это на самом деле два Дня Мёртвых! Он отмечается 1 и 2-го ноября, хотя в некоторых частях мира он празднуется на Хэллоуин. Если же нет, то это означает потенциально целых три праздничных дня подряд!

1-го ноября, которое совпадает с Днём всех святых, как правило, посещают могилы близких и почитают умерших младенцев и детей (этот день называют Днём ангелочков (Día de los Angelitos)), а 2-го ноября, которое совпадает с Днём всех душ, отмечают смерть взрослых мертвецов (этот день называют Днём умерших (Día de los Difuntos)).

Это, скорее, празднование не смерти человека, а его жизни! В это время принято не грустить и не оплакивать потерю близких, а, наоборот, радоваться, что они был, и вспоминать все хорошие моменты их жизни.

13. Оранжевые бархатцы - цветы умерших


Жёлтые бархатцы считаются цветами умерших. Они похожи на солнце, потому что раскрываются и цветут подобно небесному светилу. Очень часто они также имеют яркие цвета. По этой причине они символизируют собой жизнь и надежду, что делает их идеальным цветком для этого праздника.

Если подумать о цветке для Хэллоуина, то это, скорее всего, будет чёрная роза или какая-нибудь кровавая и жуткая версия цветочной картины. Но вместо этого в День Мёртвых можно увидеть яркую и полную жизни альтернативу американскому кровавому и жуткому празднику.

Те, кто участвует в праздновании, одеваются и украшают себя, используя бархатцы, чтобы привлечь души умерших к различным подаркам, подношениям и торжествам. В результате получаются яркие и красивые украшения вместо тёмных и жутких, которые обычно используются во время празднования Хэллоуина.

12. Катрина (La Catrina) - самый популярный женский скелет


Изображение скелета имеет большое значение для Дня Мёртвых. Однако одно конкретное изображение является самым примечательным из всех: это изображение Катрины (La Catrina), что в переводе с испанского означает "модница". Это изображение элегантной женщины, которое появилось в мексиканской культуре в качестве пародии на женщин из высшего общества.

Мексиканский художник Хосе Гуаделупе Посада (Jose Guadalupe Posada) создал это изображение в ответ на то, что женщин мексиканской культуры принуждали перенимать обычаи и традиции европейской культуры. Изображение является напоминанием о тех, кто прячет или скрывает свою культуру. Наоборот, важно помнить традиции и чтить их, чтобы передавать с поколениями своим потомкам, сохраняя историю нации.

11. Алтари в честь покойных устанавливают в домах


Алтари иногда устанавливаются для того, чтобы вспомнить и оплакать умерших. Вместо этого, в День Мёртвых алтари строятся для того, чтобы помочь рассказать о жизни покойного и приготовить ему место для посещения.

В день празднования алтарь является местом, оформленным в память о близком человеке, и предлагает душе мёртвого вернуться из могилы именно туда. Алтари украшают их любимыми вещами и делают их безопасным и комфортным местом для умерших в день, когда они посещают живых.

Если алтарь посвящён ребёнку, то к месту поклонения также добавляют и игрушки. Иногда на алтарях можно увидеть религиозные символы, такие как крестики или изображение Девы Марии.

10. Не установить алтарь считается нехорошим признаком


Алтарь является, возможно, одним из самых важных составляющих этого праздника. Считается, что тот, кто не установит алтарь, место поклонения или какое-то другое священное место (чтобы выставить памятные вещи и приветствовать душу умершего), будет проклят.

Считается, что если живые не имеют ничего, чем можно привлечь душу умершего посетить их в этот день, то духи вернутся и будут преследовать и пугать их. Это не значит, что людей принуждают страхом отмечать этот день - это просто небольшой пугающий элемент к яркой и глубокой традиции.

Это просто городская легенда и сигнал к тому, что нужно помнить своих близких, которых потеряли, и не игнорировать смерть или празднование Дня Мёртвых. Некоторые верят, что человеку, не установившему алтарь, может стать плохо или он может заболеть на следующий день после праздника.

9. Алтари устанавливают не только дома


Алтари на День Мёртвых создают не только внутри домов. Если во время праздника выйти на улицу и походить по общественным местам, то, скорее всего, можно будет увидеть алтари, установленные в таких местах, как банки, школы и небольшие магазины.

В этот день все почитают усопших и предлагают им место, куда они могут вернуться, чтобы посетить живых. Некоторые считают, что те, кто переехал, могут захотеть посетить место, где они раньше работали, учились или в котором были много раз по работе.

Это имеет смысл, потому что душам родственников, в честь которых не установили алтарь, будет нужно место, куда они смогут прийти, когда вернутся из загробного мира на один день в году. В школах тоже отмечают этот праздник и изучают его, поэтому понятно, почему можно увидеть хотя бы один алтарь в каждой школе, а возможно, и в каждом классе.

8. О Хлебе Мёртвых


Ещё одной составляющей праздника является Хлеб Мёртвых (Pan de Мuerto). На большинстве алтарей можно увидеть сладкий хлеб. Он готовится накануне, чтобы своим ароматом наполнить воздух, и усопшие, проснувшись из своих могил, возможно, могли найти дорогу к своим близким по его запаху.

Хлеб выпекают круглыми буханками с двумя полосками теста сверху, символизирующими кости, и посыпают сахаром. Хлеб кладут на алтарь и на могилы покойников. Существует много вариантов хлеба, который печётся к этому дню, и на самом деле не важно, какой он формы. Обычай велит, чтобы Хлеб Мёртвых присутствовал на традиционном празднике.

7. Испанцы не хотели, чтобы этот праздник отмечался


С началом испанской колонизации Мексики традиции Дня Мёртвых были почти утрачены. Многие из тех, кто приезжал в Мексику и начинал европеизировать страну, придерживались строгих христианских традиций. Они считали праздник Дня Мёртвых дьявольским и хотели положить ему конец. Конечно же, им не удалось уничтожить эту традицию, поэтому они немного попытались обратить коренное население в христианство.

Изначально День Мёртвых отмечался летом, но был перенесён ближе к , чтобы вписаться в европейскую культуру. В настоящее время День Мёртвых, возможно, рассматривается даже более христианским, чем современный Хэллоуин. Это не дьявольский или греховный праздник, а прекрасный и красивый способ отпраздновать жизнь умерших родственников.

6. Некоторые устраивают на кладбище целые вечеринки


Одна из самых классных деталей относительно Дня Мёртвых - это праздники, которые устраиваются на кладбище. В первый день друзья и родственники посещают могилы своих почивших близких много раз. Это делается для того, чтобы пробудить их души.

Часть этого процесса также включает в себя украшение могилы теми же вещами, что и алтарь. Некоторые семьи решают устроить праздник у могилы, и кладбище на всю ночь превращается в место для вечеринки.

Это очень прикольная традиция, которую неплохо бы перенять на каждый день! Кладбища - это тёмные и жуткие места в остальное время года, но на самом деле они должны стать более яркими и оживлёнными, чтобы чтить мёртвых, а не плакать в темноте.

5. Сахарные черепа основаны на реальных черепах из сахара


Теперь, когда вы узнали про термин "сахарный череп", вы, вероятно, подумали о каком-то ярко раскрашенном или декоративном черепе. В каком-то роде так и есть, но настоящий оригинальный сахарный череп был именно таким - черепом, сделанным из сахара. Как и Хлеб Мёртвых, сахарный череп является ещё одним важным угощением, которое готовится к празднику.

Сахарные черепа бывают любых видов, форм и размеров, но это, главным образом, засахаренные черепа, которые кладут на алтарь и могилу, чтобы уговорить души мёртвых выйти из своих могил.

Эта традиция началась потому, что в Мексике производство сахара было на высоком уровне, и было не так много способов создать недорогой предмет искусства. Черепа из сахара стали делать потому, что это было просто и недорого. Традиция пошла оттуда, и сегодня является тем, что до сих пор почитается как важнейшая часть мексиканской истории.

4. Некоторые отмечают праздник воздушными змеями


Ещё одна традиция на День Мёртвых - это запускать змея во время празднования. По традиции, на создание змея уходит до 40 дней, и для его изготовления используются все природные материалы, чтобы получился идеальный змей.

На первых этапах в дело вступают неженатые мужчины общины: они собирают бамбук, чтобы сделать каркас. Далее остальную часть воздушного змея можно мастерить только из природных материалов. Воздушный змей запускается в небо в день празднования.

Воздушные змеи считаются способом общения с мёртвыми и знаком, который они могут увидеть и который укажет им дорогу на различные торжества. Это также ещё один прекрасный элемент, который добавляет и без того уже яркой традиции много красочности и великолепия.

3. День Мёртвых считается религиозным праздником


День Мёртвых считается национальным праздником в Мексике. Это, наверное, одно из главных различий между ним и Хэллоуином. Обычно когда какой-то праздник считается национальным, это означает, что государственные учреждения, а также многие предприятия в этот день останавливают свою работу.

Когда приходит этот праздник, многие города фактически "останавливаются", чтобы позволить каждому отметить День Мёртвых. Это значит, что его также изучают и празднуют в государственных школах. О религиозных элементах праздника не рассказывают, но дети, без сомнения, по-прежнему отмечают День Мёртвых в школе.

Этот праздник также включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Это значит, что это значительный праздник и торжество, а не просто что-то весёлое и бесстыдное вроде Хэллоуина.

2. Считается, что бабочки - это души мёртвых


Бабочки, это то, что мы не видим слишком часто, но что постоянно летает где-то вокруг. Бабочек часто считают душами умерших, возвращающихся в свои дома, чтобы навестить родственников. Впрочем, это относится не ко всем бабочкам, а в первую очередь к бабочкам-монархам (Данаида монарх). Это потому, что бабочки-монархи, как правило, мигрируют в Мексику к первому ноября, как раз ко Дню Мёртвых.

Бабочки - это ещё один красивый и красочный образ, являющийся частью этого яркого праздника. Миграция монархов до сих пор остаётся загадкой сама по себе. Кажется немного удивительным совпадение, что эти два события происходят по времени так близко друг к другу.

Впрочем, стоит помнить, что День Мёртвых на самом деле зародился летом, до миграции бабочек-монархов. Но многие древние ацтеки всё равно верили, что души умерших возвращались к живым в образе бабочек.

1. В этом празднике присутствуют некоторые зловещие элементы


Хотя День Мёртвых считается ярким и красочным празднованием жизни умерших, нет сомнений в том, что он характеризуется и некоторыми жуткими элементами. Многое отчасти связано с тем, что какие-то традиции и обычаи Хэллоуина просочились во многие другие культуры, а Хэллоуин - это праздник, связанный со всем зловещим.

Есть что-то настолько жуткое в мыслях об умерших близких, возвращающихся домой, что некоторых начинает реально трясти. Наиболее примечательная и запоминающаяся история во время празднования Дня Мёртвых повествует о Ла Йороне (La Llorona).

"Плачущая женщина", или "Плакальщица" - это молодая женщина, убившая своих детей, чтобы угодить своему возлюбленному, которому они были не нужны. Затем она узнаёт, что он на самом деле всё равно не собирался с ней остаться, и заканчивает жизнь самоубийством - утопает. В День Мёртвых она возвращается, чтобы забрать души погибших детей.

Похожие публикации