Загадочный мир человеческих отношений. Классный час на тему: Классный час "Мир человеческих отношений"

ГБОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Классный час

«Мир

человеческих

отношений».

Тема: «Мир человеческих отношений».

Цели:

1. Побудить учащихся к самостоятельным размышлениям. Учить сопереживанию. Открывать мир общения во всём его многообразии.

2. Помочь каждому учащемуся ощутить свою ценность и научиться принимать другого как ценность.

3.Дать понять учащимся, что они недостаточно знают себя, не всегда адекватно воспринимают других.

4. Содействовать формированию дружного коллектива.

Вступительное слово учителя.

«Люди - самое интересное и прекрасное, что есть в жизни.

Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу». ()

Какое прекрасное слово - дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать о своём.

Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: Львёнок и мудрая черепаха, Вини Пух со своими друзьями, Крокодил Гена и Чебурашка…

Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живём, дарит нам замечательное общение - общение друг с другом.

Друг - это любимая книга, которую ты читаешь и тебе интересно. Друг - это мама, которая обязательно поддержит в трудную минуту. Друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом. Он готов тебя выслушать, если тебе плохо. Казалось бы, что может быть проще, чем слышать и понимать друг друга…

Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений». Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?

Посмотрите на доску. В центре вы видите сову - символ мудрости. 7 конвертов с вопросами. Они расположены в порядке радужного цвета - символа детской радости и счастья. Давайте представим себя в сказке. А, как известно, сказочные герои очень часто стоят перед выбором: по какой дороге идти. Вот и перед вами сегодня 3 дороги. Выбирайте!

(На доске 3 «дороги».)

1 дорога. Влево пойдёшь - своё счастье найдёшь.

Трудно тебе придётся. Друга потеряешь.

Себя изломаешь, назад не вернёшься.

2 дорога. Прямо пойдёшь - себя найдёшь.

В пути измаешься, настрадаешься.

3 дорога. Вправо пойдёшь – удачливым станешь.

Много повидаешь, чужие тайны узнаешь,

душой очерствеешь, смеяться разучишься.

(Выбор дорог, осмысление выбранного).

В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих.

Анализ жизненных ситуаций.

(Вскрывается 1 пакет)

Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и дамский зонтик. Дети взяли найденное и быстро побежали домой.

Мама! Папа! - запыхавшись, радостно кричали они.- Вот какие подарки мы нашли вам ко дню рождения.

Почему дети так поступили?

Как бы поступили вы?

(Вскрывается 2 пакет)

В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители и, конечно, привезли гостинцы. В палате, где жили шесть девочек, к пяти приехали из дома, а к одной - нет. Вечером перед сном девочки жевали различные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Что, по-вашему, испытывала девочка, оставшаяся без гостинцев?

(Вскрывается 3 пакет)

Таня с Машей дружили. У Тани тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их однокласснице - Наташе. В разговоре Маша и Наташа, рассказывая о разных случаях, завели разговор о болезнях. Таня попросила их прекратить разговор, но те отмахнулись. Таня ушла, а ночью долго плакала.

Что можете сказать об услышанном?

(Ученик читает стихотворение)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.

(Вскрывается 4 пакет)

Давайте разберём следующие ситуации. Как поступили бы вы?

1.Твой друг не сделал домашнего задания и просит твою тетрадь, чтобы списать.

2.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3.Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнали все, в том числе, и ты.

4.Твой друг предлагает тебе плохо поступить.

Что укрепляет дружбу?

Вывод:

Только взаимная помощь в учёбе, взаимовыручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя получается ЧТО-ТО лучше, нужно научить этому своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

(Под музыкальное сопровождение класс исполняет песню «Настоящий друг.»

(Вскрывается 5 пакет)

На прошлом занятии вы отвечали на вопросы анкеты:

1.Какие качества характера тебе нравятся?

2.Мне трудно простить….,потому что…

3.Если я встречусь со злом, то…

(Разбор ответов на поставленные вопросы.)

«Мы входим в жизнь с желанием познать его. Мы входим в него такой, каким создало его человечество. Но теперь от нас зависит, каким он будет для других поколений» ()

(Вскрывается 6 пакет . С учащимися проводится игра).

Вы все знаете игру «Садовник». Мы проведём её немного по-другому. Игра проходит следующим образом.

Я- ищущий ведущий.

Ищу я в классной гуще,

Ищу и выбираю лишь то, что уважаю.

А уважаю я …

(Ребята в руках держат обведённые «ручки». Называют имя своего одноклассника. На «руке» написаны качества характера, присущие этому однокласснику. После прочтения ребята обмениваются «ручками».

Как важно внимательно оглядываться вокруг. Ведь всюду люди. О свойстве одних людей замечать в окружающих положительное, а других - отрицательное, хорошо сказал в одном из своих стихотворений:

Вот человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?

Вот человек. Что скажешь ты о нём?-

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

О чём говорится в стихотворении?

Русский писатель М. Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Именно с этих позиций давайте и будем смотреть друг на друга. Старайтесь объективно оценивать другого человека, ориентируясь на хорошее.

(Презентация. Фоном звучит песня «Человек человеку – друг»).

Человек - человеку друг? Друг!

Человек - человеку брат? Брат!

Ну, а как же так вышло просто так,

Что попал человек впросак?

Мы влюбляемся часто, да? Да!

Мы ругаемся часто зря? Зря!

Но должны мы однажды всегда везде

Человеку помочь в беде!

В жизни много бывает верных друзей,

И с друзьями на свете жить веселей.

Ну а если твой друг попал впросак,

Помоги ему просто так!

Чему учит эта песня?

Как понимаете выражение: помоги ему просто так?

(Вскрывается 7 пакет)

Существует много законов дружбы. Давайте назовём законы, по которым живёт наш класс. (В презентации - последний слайд).

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Вот и подошёл к концу наш урок. Это был очень серьёзный разговор о мире человеческих отношений, о дружбе.

Каким должен быть настоящий друг?

Что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Пусть и у вас будут настоящие верные друзья. Дорожите их мнением, берегите их.

1. Закреплять понятия о том, кого считают воспитанным человеком;
2. Способствовать воспитанию желания быть человеком, не совершающим безнравственные поступки;
3. Развивать речь, мышление, память, внимание учащихся;
4. Способствовать расширению кругозора.

Оформление доски

Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Не делай человеку то, чего себе не желаешь.

1. ТРУД КОРМИТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
2. НАУКА И ТРУД И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.
3. БЕЗ ТРУДА А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
4. ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
5. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Сообщение темы и целей

Уже более 2000 лет существует изложенный в "Вечной книге человечества" – Библии духовный Закон, раскрывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать.

Немногие из вас читали эту книгу. Но эти правила вам хорошо известны. Жаль, но иногда мы забываем о них. Сегодня, на нашем мероприятии, мы поговорим с вами о правилах поведения человека в обществе. Об отношении к людям, которые нас окружают.

2. Основная часть

Вы любите смотреть мультфильмы? Тогда давайте посмотрим отрывок из мультфильма, который называется "Мешок с яблоками" (просмотр видеокассеты).

Зачем заяц пошел в лес? Кому он нес яблоки? Велика ли семья у зайца? Кого встретил заяц на обратном пути? Как он отнесся к зверям? Что так рассмешило ворону? Что вы можете сказать о зайце? (добрый, милосердный)

Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка: " Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия".

1 ученик: Будь милосердным. Помогай тому, кто находится в беде, кому нужна твоя помощь. Не отказывай тем, кто в тебе нуждается. Забудь о себе, чтобы помочь другому. Дари добро, не надеясь на благодарность. Человек живет не для одного себя, а для тех, кто рядом с ним. БУДЬ МИЛОСЕРДНЫМ.

А теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака "Четыре глаза".

Ребята, а в вашем классе были подобные случаи? Кому должно быть действительно стыдно в этом стихотворении? Почему? Вот мы с вами и определили следующее правило человеческих отношений.

2 ученик: Ненависть – сродни убийству. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Если сердишься на другого человека и хочешь сказать ему грубое слово – заглуши в своей душе злобу и помирись с ним. Неблагородно за обиду платить обидой. НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

Давайте послушаем рассказ Л. Н. Толстого (читает ученик).

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?"

Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".

Почему папа не наказал мальчика? Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше? Как можно озаглавить этот рассказ? (Правда всего дороже)

3 ученик: Не лги. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи. Правда всего дороже. НЕ ЛГИ.

Следующее правило мы сможем с вами вывести, если найдем ошибки в рассказе.Проверь себя.

После соревнований Игорь сказал Виктору: "Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Видик посмотрим". "Ладно, - ответил Виктор, - приду".

Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок.

Виктор прошел в комнату. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола. "Это отцу подарили. На память". "Здорово сделано". А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу исписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. Туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате.

"Ну, я пошел, пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь". И гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Какие ошибки вы заметили? (дети перечисляют) С этим рассказом можно соотнести следующее правило.

4 ученик: Нельзя брать того, что дано другому, что тебе не принадлежит. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Никто не может иметь всего. Если хочешь взять чужую вещь, спроси разрешения. НЕ БЕРИ ЧУЖОГО.

Вам нравится играть? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем. Мне нужен самый смелый и решительный ученик из класса.

Задание: нужно расхвалить себя перед зеркалом. (ученик выполняет задание)

Скажите, почему вашему другу было так сложно выполнить это задание? А почему вы так смеялись, когда ваш друг пытался расхвалить себя перед зеркалом?

И это не случайно. В вашей жизни существует еще одно негласное правило, с которым нас познакомит …….

5 ученик: Будь скромным. Не надо считать себя выше другого человека, не хвастайся. Всегда осуждается тот, кто страдает себялюбием, гордыней. НЕ ГОРДИСЬ.

А теперь давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко "Доброта".

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Многим в жизни мы обязаны своим родителям. И сколько бы вам ни было лет, вам всегда нужны родители. И чем больше ваша любовь к ним, тем радостнее и светлее становится жизнь. Скажите. А учителя и окружающие вас взрослые люди похожи на ваших родителей? Чем? Какое же правило вы должны еще всегда помнить?

6 ученик: Люби, уважай и помогай своим родителям. Словами и делами старайся радовать их. Уважай взрослых. Будь терпеливым и снисходительным к пожилым людям. УВАЖАЙ РОДИТЕЛЕЙ.

Посмотрите на этот ребус. Попробуйте отгадать, о чем пойдет речь сейчас? (труд)

На рисунке изображён пруд. Буква П зачёркнута и вставлена буква Т. Много русских народных пословиц связано с трудом. Давайте их вспомним.

ТРУД КОРМИТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
НАУКА И ТРУД И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.
БЕЗ ТРУДА А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

В пословицах заключена народная мудрость. Чему нас учат эти пословицы?

7 ученик: Убирай за собой, помогай учителю, родителям, старшим. Заботься о младших. Труд приносит человеку радость. А время, проведенное бессмысленно, в пустую, оставляет на душе скверный осадок. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ.

Итак, свод законов прост:

1. Будь милосердным.
2. Не делай зла.
3. Не лги.
4. Не бери чужого.
5. Не гордись.
6. Уважай родителей.
7. Будь трудолюбивым.

Но в них огромный многовековой опыт многих поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением из Евангелия: "Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь". Просто? Но как сложно порой идти дорогою добра!

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Игра "Что? Где? Когда?". Символом этой игры является мудрая птица – сова. В семи радужных конвертах лежат вопросы, ответы на которые позволят нам узнать как вы знаете (запомнили) правила, которым необходимо следовать в жизни. Если сможете ответить на них верно – сможете прочитать письмо, которое приготовила для вас эта мудрая птица.

Задания:

1. Муз. пауза (песня о дружбе).

2. Блиц-вопрос "Доскажи словечко".

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…

Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (зравствуйте)
А слово -то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он "как торпеда"
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово -то какое –
Очень дорогое!

Он про внучку говорил:
-Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!

3. "Зерро". Вопрос детям задают гости классного часа.

4. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна поступить Оля?

5. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подрожать его походке: сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?

6. Их было пятеро друзей. Всюду они ходили вместе: в кино, на соревнования, в кружок… Они никогда не ссорились. Разлучались ребята лишь когда намечался поход на каток. Миша говорил: "Вы идите, а я не пойду". Друзья втайне от Миши узнали, что у него нет коньков. Они нашли выход. Как вы думаете, какой?

4. Подведение итогов

Наш классный час подошел к концу. Вы смогли правильно ответить на все вопросы совы. Надеюсь, вы не забудете эти семь правил, которые помогут вам чувствовать себя по-настоящему счастливыми. Давайте прочитаем письмо, которое передала вам сова.

Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.
Конечно задачи
Совсем не просты,
Но в каждом сердечке
Есть луч доброты!


© Все права защищены

ГБОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Классный час

«Мир

человеческих

отношений».

Учитель начальных классов-

Шестакова Л.В.

Тема: «Мир человеческих отношений».

Цели:

1. Побудить учащихся к самостоятельным размышлениям. Учить сопереживанию. Открывать мир общения во всём его многообразии.

2. Помочь каждому учащемуся ощутить свою ценность и научиться принимать другого как ценность.

3.Дать понять учащимся, что они недостаточно знают себя, не всегда адекватно воспринимают других.

4. Содействовать формированию дружного коллектива.

Вступительное слово учителя.

«Люди -самое интересное и прекрасное, что есть в жизни.

Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу». (В.А.Сухомлинский)

Какое прекрасное слово- дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать о своём.

Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: Львёнок и мудрая черепаха, Вини Пух со своими друзьями, Крокодил Гена и Чебурашка…

Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живём, дарит нам замечательное общение- общение друг с другом.

Друг- это любимая книга, которую ты читаешь и тебе интересно. Друг- это мама, которая обязательно поддержит в трудную минуту. Друг- это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом. Он готов тебя выслушать, если тебе плохо. Казалось бы, что может быть проще, чем слышать и понимать друг друга…

Знакомство с темой классного часа.

Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений». Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?

Посмотрите на доску. В центре вы видите сову- символ мудрости. 7 конвертов с вопросами. Они расположены в порядке радужного цвета- символа детской радости и счастья. Давайте представим себя в сказке. А, как известно, сказочные герои очень часто стоят перед выбором: по какой дороге идти. Вот и перед вами сегодня 3 дороги. Выбирайте!

(На доске 3 «дороги».)

1 дорога. Влево пойдёшь - своё счастье найдёшь.

Трудно тебе придётся. Друга потеряешь.

Себя изломаешь, назад не вернёшься.

2 дорога. Прямо пойдёшь - себя найдёшь.

В пути измаешься, настрадаешься.

3 дорога. Вправо пойдёшь – удачливым станешь.

Много повидаешь, чужие тайны узнаешь,

душой очерствеешь, смеяться разучишься.

(Выбор дорог, осмысление выбранного).

Вывод:

В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих.

Анализ жизненных ситуаций.

(Вскрывается 1 пакет)

Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и дамский зонтик. Дети взяли найденное и быстро побежали домой.

Мама! Папа! - запыхавшись, радостно кричали они.- Вот какие подарки мы нашли вам ко дню рождения.

Почему дети так поступили?

Как бы поступили вы?

(Вскрывается 2 пакет)

В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители и, конечно, привезли гостинцы. В палате, где жили шесть девочек, к пяти приехали из дома, а к одной - нет. Вечером перед сном девочки жевали различные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Что, по-вашему, испытывала девочка, оставшаяся без гостинцев?

(Вскрывается 3 пакет)

Таня с Машей дружили. У Тани тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их однокласснице - Наташе. В разговоре Маша и Наташа, рассказывая о разных случаях, завели разговор о болезнях. Таня попросила их прекратить разговор, но те отмахнулись. Таня ушла, а ночью долго плакала.

Что можете сказать об услышанном?

(Ученик читает стихотворение)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.

(Вскрывается 4 пакет)

Давайте разберём следующие ситуации. Как поступили бы вы?

1.Твой друг не сделал домашнего задания и просит твою тетрадь, чтобы списать.

2.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3.Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнали все, в том числе, и ты.

4.Твой друг предлагает тебе плохо поступить.

Что укрепляет дружбу?

Вывод:

Только взаимная помощь в учёбе, взаимовыручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя получается ЧТО-ТО лучше, нужно научить этому своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

(Под музыкальное сопровождение класс исполняет песню «Настоящий друг.»

(Вскрывается 5 пакет)

На прошлом занятии вы отвечали на вопросы анкеты:

1.Какие качества характера тебе нравятся?

2.Мне трудно простить….,потому что…

3.Если я встречусь со злом, то…

(Разбор ответов на поставленные вопросы.)

Вывод:

«Мы входим в жизнь с желанием познать его. Мы входим в него такой, каким создало его человечество. Но теперь от нас зависит, каким он будет для других поколений» (Н.А.Заболоцкий)

(Вскрывается 6 пакет . С учащимися проводится игра).

Вы все знаете игру «Садовник». Мы проведём её немного по-другому. Игра проходит следующим образом.

Ведущий-

Я- ищущий ведущий.

Ищу я в классной гуще,

Ищу и выбираю лишь то, что уважаю.

А уважаю я …

(Ребята в руках держат обведённые «ручки». Называют имя своего одноклассника. На «руке» написаны качества характера, присущие этому однокласснику. После прочтения ребята обмениваются «ручками».

Вывод:

Как важно внимательно оглядываться вокруг. Ведь всюду люди. О свойстве одних людей замечать в окружающих положительное, а других - отрицательное, хорошо сказал Р.Г.Гамзатов в одном из своих стихотворений:

Вот человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?

Вот человек. Что скажешь ты о нём?-

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

О чём говорится в стихотворении?

Вывод:

Русский писатель М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Именно с этих позиций давайте и будем смотреть друг на друга. Старайтесь объективно оценивать другого человека, ориентируясь на хорошее.

(Презентация. Фоном звучит песня «Человек человеку – друг»).

Человек - человеку друг? Друг!

Человек - человеку брат? Брат!

Ну, а как же так вышло просто так,

Что попал человек впросак?

Мы влюбляемся часто, да? Да!

Мы ругаемся часто зря? Зря!

Но должны мы однажды всегда везде

Человеку помочь в беде!

В жизни много бывает верных друзей,

И с друзьями на свете жить веселей.

Ну а если твой друг попал впросак,

Помоги ему просто так!

Чему учит эта песня?

Как понимаете выражение: помоги ему просто так?

(Вскрывается 7 пакет)

Существует много законов дружбы. Давайте назовём законы, по которым живёт наш класс. (В презентации - последний слайд).

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Итог:

Вот и подошёл к концу наш урок. Это был очень серьёзный разговор о мире человеческих отношений, о дружбе.

Каким должен быть настоящий друг?

Что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Пусть и у вас будут настоящие верные друзья. Дорожите их мнением, берегите их.


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Классный час на тему: «Мир человеческих отношений».

Цель: формирование высоких нравственных качеств обучающихся, совершенствование знаний по вопросам социальным жизни.

Задачи:

    помочь учащимся видеть и ценить личности в себе и в окружающих людях;

    учить мыслить, анализировать поступки, принимать решения;

    воспитывать чувство сопереживания, развивать умение общаться с окружающими людьми.

Оформление доски:

Конверты с вопросами расположены в порядке радужного цвета – символа детской радости, счастья. Рисунок «Чемодан опыта». На табличках даны высказывания известных педагогов, писателей, поэтов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

1. Вступительное слово педагога.

Казалось бы, что может быть проще и естественнее для человека, чем слышать и понимать другого? Слышать умом и сердцем. Отчего же так часто мы не прислушиваемся друг к другу, чтобы услышать и понять, а значит, и быть понятым? А чтобы понимать другого человека, нужен труд души.

Чтение отрывка из стихотворения Н.Заболоцкого:

«Не позволяй душе лениться.

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь».

2. Знакомство с темой классного часа.

Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений»

Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?

3. Представление и знакомство.

Красный конверт – упражнение «Звали, зовут, будут звать…».

Учащиеся рассаживаются в круг, и все по очереди произносят: « Когда я был совсем маленький, меня звали Ванечка, сейчас в школе меня зовут Ваня, а когда я вырасту, меня будут

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

4. Анализ жизненных ситуаций.

В жизни, ребята, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Как характеризует, давайте подумаем вместе, решив несколько задач.

Оранжевый конверт – сценка «Удачная находка».

(заранее подготовленные учащиеся показывают сценку).

Ведущий: Галя и Ира жили на даче. По утрам они любили собирать грибы около участка. Однажды они увидели кем – то потерянные дамские часы. Девочки очень обрадовались находке.

Галя: Ира, смотри, кто-то потерял часы!

Ира: Какие красивые! И совершенно новые.

Галя: А давай эти часы подарим маме на день рождения.

Ира: Точно! Как ты хорошо придумала!

Ведущий: Дети бросились с находкой к себе на участок.

Вопросы учителя:

Какие качества личности проявились у девочек?

Как бы вы поступили?

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Работа в группах.

1 группа – анализирует ситуацию из жёлтого конверта.

Текст: В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители, и, конечно, привезли гостинцы. А к одной девочке – не приехали. Вечером перед сном девочки ели сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Вопросы классу:

Как должны были поступить девочки?

Какие качества личности проявились у этих девочек?

2 группа – анализирует ситуацию из зелёного конверта.

Текст: На уроке химии один ученик обозвал другого ученика нецензурным словом. На замечание учителя он никак не отреагировал, а продолжал отвлекать одноклассников. Учительница взяла у него, чтобы записать замечание. Мальчику это не понравилось: он стал требовать дневник у учителя, грубить ему. Одноклассники сидели и наблюдали, чем всё закончится?

Вопросы классу:

Правильно ли поступил мальчик, нарушивший дисциплину?

Как должны были поступить одноклассники?

Выводы:

В поступках и поведении человека проявляется его характер, его нравственные качества. Поступки могут много сказать нам о человеке (выводы в «Чемодан опыта»).

5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ.

Голубой конверт – анкета и её анализ.

А сейчас каждый из вас позанимается исследовательской деятельностью. Заполните анкету, ответив на вопросы.

Какие качества личности ты ценишь в человеке?

Чего ты не смог бы простить?

(Подведение итогов анкетирования).

6.ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ.

Синий конверт – игра «Волшебная рука».

Учащиеся обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Вывод:

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону. (выводы в «Чемодан опыта»).

7.ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ КЛАССНОГО ЧАСА.

Фиолетовый конверт - вопрос: О каких сторонах человеческих взаимоотношений вас заставил задуматься сегодняшний разговор?

Ответы учащихся: быть дружными, уметь оказать помощь, учиться доброжелательно относиться друг к другу, должно быть взаимоуважение, взаимопонимание; надо быть сдержаннее, терпимее, уступчивее друг к другу.

ОБОБЩЕНИЕ ОТВЕТОВ:

В конце мне бы хотелось сказать, что на класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Послушайте китайскую притчу «Ладная семья» (текст дан на карточке).

На доске:

Притча – иносказательный рассказ с нравоучением.

Иносказательный (рассказ) – рассказ со скрытым смыслом.

Учитель: Умейте протянуть руку дружбы и помощи, учитесь доброжелательно относиться друг к другу, и вы почувствуете себя счастливым человеком.

Два мира есть у человека –

Один, который нас творил –

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н.Заболоцкий).

« Успе х ничего не будет стоить, если Вам не с кем его разделить»

Энтони Роббинс

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня мы с Вами прямо и прямо сейчас будем постигать загадочный мир человеческих отношений. Определимся какова психология человеческих отношений и что скрывает в себе такое понятие как проблема человеческих отношений.

Проблема человеческих отношений связана с тем, что большинство людей устанавливает взаимодействие с другими людьми с целью что-то получить от них. Ведь каждому человеку хочется чувствовать себя хорошо, получать положительные эмоции, заряжаться энергией благодаря другому. Однако на самом деле существует единственный способ сделать отношения длительными и глубокими — это видеть в них возможность как можно больше отдать близкому человеку, а не взять.

Принцип гласит : «Чем больше Вы отдаёте, тем больше получаете».

Психология человеческих отношений

Чтобы выстроить доверительные и открытые отношения с близким человеком и справиться с любой возникшей неожиданной ситуацией, постарайтесь найти правильное решение. Психология человеческих отношений даёт человеку выбор, чтобы определиться со своим принципом в данной ситуации: сохранить близкие отношения с партнёром или отстоять свою правоту.

Если Вы считаете, что Ваша правота может привести к неприятным последствиям для вас обоих, необходимо вовремя остановиться. Для этого существуют определённые предупредительные сигналы, которые сообщают, что Вам следует разрешить ту или иную ситуацию, пока она не вышла из-под контроля.

Фаза 1. Противодействие. Противодействие возникает, если Вы чувствуете раздражение или обиду на близкого человека. Проблема возникает из-за того, что многие люди предпочитают не общаться, когда испытывают противодействие. В результате оно нарастает, пока не наступит…

Фаза 2. Возмущение. Если не остановить противодействие, оно перерастёт в возмущение. Теперь Вы чувствуете не просто раздражение - Вы испытываете состояние злости или гнева на своего партнера. Вы воздвигаете эмоциональный барьер, начинаете отдалять себя от него. Если это состояние не изменить или не преобразовать путем общения, то произойдёт…

Фаза 3. Неприятие. Это тот момент, когда у Вас накопилось столько возмущения, что Вы только ищите повод сделать партнера неправым. Находясь в этой фазе, на любое действие партнёра Вы реагируете с раздражением или неприязнью. Происходит не только эмоциональное неприятие, но и на физическом уровне. Если оно продолжается, то наступает…

Фаза 4. Подавление. Когда Вы устанете испытывать боль, которая возникает в фазе неприятия, Вы постараетесь уменьшить её путём создания эмоционального оцепенения. Вы будете избегать любого болезненного чувства и волнения. Это самая опасная фаза в отношениях, когда близкие люди становятся просто соседями, проживающими в одном доме . Они уже не ссорятся друг с другом, так как между ними не осталось никаких отношений.

Как предотвратить развитие четырех стадий? Ответ простой: немедленно выяснить отношения путем общения.

  • Необходимо убедится, что Ваши принципы и убеждения известны партнеру, и он их принимает.
  • Чтобы избежать эмоционального накала в процессе общения, используйте преобразующие приёмы. Говорите о том. Чего бы Вам хотелось: « Я бы хотел(а) , чт обы ты поступал(а)…» , а не: « Я не терплю , когда ты так поступаешь!» ,
  • Научитесь вовремя останавливаться, чтобы помешать ссоре. Ведь часто Вы даже не помните, что послужило поводом для конфликта и стремитесь лишь к одному - победить в споре.

Каждый день улучшайте Ваши отношения.

  • Находите каждый раз что-то, что Вы любите и цените в данном человеке.
  • Укрепляйте и обновляйте чувство притяжения к близкому человеку, говорите ему: «Как мне повезло, что я встретил (а) тебя?»
  • Испытывайте чувство радости, что Вы можете быть рядом с этим человеком.
  • Постоянно находите различные способы, чтобы порадовать или удивить друг друга.
Похожие публикации