Периодизация нравственного становления личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Ценность нравственного воспитания. Сущность и природа нравственности. Развитие морального сознания ребенка. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников, формировании личности. Проблемы нравственного воспитания и их исследование.

    реферат , добавлен 17.08.2010

    Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом. Психодиагностические методики, направленные на выявление духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Диагностика нравственной самооценки и ценностных ориентаций.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Основные проблемы нравственного воспитания школьников младшей школы в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики. Этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение школьников в системе нравственных, культурных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2014

    Исследование нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности. Изучение механизмов и содержания нравственного воспитания. Выявление отношения дошкольников к нравственным нормам в ходе экспериментального исследования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Актуальность нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования. Роль сказки в воспитании нравственности. Нравственность и воздействие средствами театральных постановок. Игра и нравственность.

    отчет по практике , добавлен 07.05.2012

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    презентация , добавлен 22.01.2013

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека. Сущность, значение, содержание, основные задачи и средства нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание при изучении природы родного края в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств.

Нравственное развитие дошкольников - процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения.

Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть органичен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.

Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учит ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Методологическую основу нравственного воспитания составляет учение о морали. Мораль - это совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Нормы морали - предписания, требования общества к поведению людей. Правила поведения детализируют моральные нормы, предназначаются определенной возрастной группе. Нормы и правила морали выступают в роли регуляторов поведения людей, служат критериями оценки поступков и действий с точки зрения таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие.

Механизм нравственного воспитания.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания , на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства . Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства продолжают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении . Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания : (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + +(навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

  • 1) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;
  • 2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

  • - формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;
  • - воспитание нравственных чувств, привычек, норм;
  • - овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей:

  • - воспитание гуманных чувств и отношений;
  • - формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;
  • - воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;
  • - воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенком морально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной, связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа. В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:

  • 1-й тип - «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 - 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.
  • 2-й тип - «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
  • 3-й тип - «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма - стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага - хорошо, а быть эгоистом - плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни - открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».

В первую группу задач входят:

Задачи формирования его механизма представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить. что это единый механизм и формирования одного компонента обязательно предполагает влияние на другой, другие компоненты. На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи, воспитывая у людей разные нравственные идеалы. В одни годы – значимо воспитание коллективизма, в другие – патриотизма. Сегодня – деловые качества, предприимчивость, перспективность.

Из этого вытекает вторая группа задач:

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребность общества обладающих конкретными, востребованными качествами на сегодняшний день.

I группа задач носит постоянный характер.

II вторая группа подвижна

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

I группа – художественные средства: книги, литература, изобразительное искусство, музыка. Кукольный театр (настольный, теневой и другие, кино, диафильмы и другие средства – способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений

II группа – природа: вызывает гуманные чувства. Заботится о тех кто слабее, кто нуждается в помощи, защитить их.

III группа – собственная деятельность детей: игра, труд, чтение, учение, художественная деятельность (это практика нравственного поведения) .

IV группа- общение: выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

V группа- средством может быть вся та обстановка, которая окружает ребенка: атмосфера может быть доброжелательной, пропитана любовью, а может быть жестокой, безнравственной. Выбор средств зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от развития нравственного качества.

Заключение

Система мероприятий по развитию эстетического и нравственного восприятия у детей, посещающих детский сад компенсирующего вида, направлена на преодоление характерных для них дефектов в области эмоций и нравственного поведения.

Одной из задач воспитания детей с нарушением интеллекта, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоение детьми навыков культурного поведения (нравственного поведения). Нравственное поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения и т. п.

Примером для детей служат отношения взрослых и членов дошкольного коллектива, создаваемая ими атмосфера доброжелательности и порядка.

Таким образом, формирование умения вести себя, выработка навыков и привычек культурного поведения непосредственно связаны не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием дошкольников.

Эстетически действенной должна быть форма проведения любого мероприятия - высокохудожественное оформление, содержательная программа, оригинальные костюмы и т. д.

Богатейший источник эстетического наслаждения - музыка. Она благотворно влияет на развитие личности ребенка. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.

Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, малыш учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.

Значимость эстетического развития и нравственного поведения, становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

Методы нравственного воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.

Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Б. Т. Лихачев выделяет три группы методов.

1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива: коллективная перспектива; коллективная игра; соревнование; единые требования.

2. Методы доверительного взаимодействия: метод уважения; педагогическое требование; убеждение; обсуждение; конфликтные ситуации.

3. Методы воздействия: разъяснение; снятие напряжения; актуализация мечты; обращение к сознанию; к чувству; к воле и поступку.

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников.

1. Организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);



2. Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. В. И. Логинова предлагает объединить все методы в три группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания: убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения, наказания.

Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Эффективный результат эти методы дают лишь при определенных условиях.

Условие 1 - любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

Условие 2 - метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного.

Условие 3 - для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать.

Условие 4 - метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

Условие 5 - методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

Условие 6 - при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

Условие 7 - проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию - от выбранного метода следует отказаться.

Условие 8 - применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости.

Условие 9 - преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет.

Условие 10 - методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Похожие публикации