Индивидуальное психолого педагогическое сопровождение в доу. Этапы индивидуального сопровождения ребенка в доу

Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

Сотина О.Ю., педагог-психолог.
Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Описание работы: в статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

Проводятся индивидуальные занятия со специалистами;
предусмотриваются услуги тьютора (для ребенка со сложным нарушением);
организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
на основании рекомендаций ТПМПК разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
***
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Индивидуальные занятия проводятся до трех раза в неделю, в зависимости от тяжести нарушения. На занятии с ребенком проводятся игры с использованием современного оборудования.

Рисование на световом столе.

Для детей с ОВЗ очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.

Лепка фигур из цветного кинетического песка.

Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения.Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ.

Рисование на светящейся led-доске цветными маркерами.

Светящаяся доска создает у детей положительный эмоциональный настрой на работу, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику. Подсветка доски меняется в зависимости от тематики изображения или желания ребенка. Изображение легко стирается мягкой тряпочкой.

Релаксация с использованием проектора «Звездное небо».

Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.

Тактильные книги, книги с пазлами.

Тактильные книги и книги с пазлами развивают мелкую моторику ребенка, мыслительные процессы, стимулируют речевую активность детей.

Бизиборд для развития мелкой моторики.

Бизиборд является прекрасным средством для развития мелкой моторики и возникновения познавательного интереса. Во время игры у ребенка активизируется мышление, память,внимание, восприятие.

Интерактивная пузырьковая колонна.

Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.

Фиброоптический светильник.

Светящееся фиброоптическое волокно очень притягивает внимание ребенка. К нему приятно прикасаться, рассматривать. У ребенка развиваются тактильные ощущения, восприятие цвета, внимание.


На подгруповых занятиях создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.
Дети с ОВЗ принимают участия в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях, совместно с родителями принимают участие в конкурсах.
Таким образом, успешное психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОУ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»

ШИШКИНА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.

  • Психологическая диагностика


Целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, по выявлению детей группы риска.

  • Психологическая профилактика


Систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категориям группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Развивающая работа организуется путем разработки и реализации развивающих программ по направлениям: интеллектуальному и коммуникативно-личностному.

  • Психологическая коррекция и развитие



Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами в жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Повышение психологической культуры воспитателей, педагогов, родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

  • Психологическое консультирование и просвещение


Направления деятельности

  • Направления деятельности

педагога-психолога в рамках взаимодействия с семьями воспитанников

  • Модель психологического сопровождения ребенка



Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

  • Функции педагога-психолога ДОУ


Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье Данные о здоровье ребенка. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Характеристика развития, начиная с рождения. Моменты в развитии ребенка, которые родители считают существенными.

  • Знакомство с историей развития ребенка


Психологическая диагностика

  • Психологическая диагностика

Диагностика уровня условной адаптивности

ребенка к ДОУ Программа психодиагностики дезадаптации

ребенка к ДОУ Л.В.Макшанцевой

Плановая диагностика с целью выявления

особенностей психического развития ребенка и их

соответствия возрастной норме и социальным

требованиям, а также определения проблем в

развитии ребенка





ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ СБЕРЕЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

, педагог – психолог МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 47 «Радуга» в г. Серпухове

В современном обществе проблеме здоровья и его сохранения уделяется особое внимание. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье детей является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, является показателем социально-экономического развития страны. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Следует отметить, что термин «здоровье» - это понятие широкое, многогранное. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает не только физический компонент, которому чаще всего отдается приоритет, а также психический и социально - нравственный.

Дошкольные образовательные учреждения – это важное звено, где необходимо реализовывать здоровьесберегающие технологии, обеспечивая заботу не только о физическом здоровье, но и о психологическом благополучии своих воспитанников. Важным условием, способствующим сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников, является психологическая компетентность всех участников образовательного процесса, так как одной из основных ее составляющих является представление о способах гармонизации эмоционально – волевой сферы.

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №47 «Радуга» с приоритетным осуществлением деятельности по оздоровлению, физическому и интеллектуальному развитию детей, ведется направленная психолого - педагогическая работа по повышению психологической компетентности всех участников педагогического процесса, путем обеспечения специально организованного воздействия на дошкольников, создания соответствующих условий и психологического просвещения педагогов и родителей.

В целях повышения психологической компетентности были определены следующие направления работы:

Создание атмосферы психологического комфорта, условий переживания эмоционального благополучия для обеспечения возможностей удовлетворения социально – ориентированных потребностей участников образовательного процесса (чувство защищенности, безопасности, повышение самооценки, потребности в признании и т. д.);

Повышение психолого – педагогической культуры педагогов, детей, родителей, посредством тренинговых, групповых, индивидуальных занятий, бесед, консультаций, лекций в целях совершенствования работы по укреплению и сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

Преобразование предметно – пространственной среды, предусматривающее организацию и оснащение уголков психологической помощи в группах ДОУ в соответствии с целями безопасности, развития и психологического благополучия каждого ребенка;

Разработка научно – методического обеспечения воспитательно – образовательного процесса с использованием уголков психологической помощи в разнообразных видах деятельности .

В соответствии с данными направлениями и в рамках программы «Здоровые малыши», разработанной и реализуемой в ДОУ, была составлена программа психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса, которая включает в себя:

1. Диагностика эмоционального благополучия, социальной компетентности и интеллектуального развития воспитанников ДОУ.

2. Коррекционно – развивающие занятия с детьми: составление индивидуальных, групповых коррекционно – развивающих программ и проведение занятий, включающих элементы психогимнастики, тренинга, ролевых и подвижных игр, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, песочной терапии.

Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, коммуникативные, игры - драматизации;

Организация физкультурно – оздоровительных мероприятий : подвижные игры, динамические паузы, спортивные игры;

Психогимнастика: мимические и пантомимические этюды;

Психомышечная тренировка;

Элементы арттерапии: рисование, музыкально – ритмические движения;

Элементы песочной терапии;

Посещение уголков психологической разгрузки.

В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятий, дошкольники, нуждающиеся в коррекции эмоционально – личностной сферы (гиперактивные, тревожные, агрессивные), приобретают умение осознавать свои эмоции, различать и объяснять эмоциональное состояние других людей; учатся приемам саморегуляции, адекватно проявлять в общении свои эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

3. Активное взаимодействие с родителями воспитанников, психолого – педагогическое просвещение, вовлечение их в педагогический процесс: консультации, беседы, организация мастер – классов, тематических выставок – где родители могут выступать в роли помощников, консультантов, организаторов мероприятий. Такое совместное взаимодействие родителей и педагогов необходимо для создания единой воспитательной среды, способствующей раскрытию потенциальных возможностей каждого воспитанника ДОУ. Родители, принимая активное участие в жизни своих детей, начинают лучше понимать их, налаживают взаимоотношения . Педагоги больше узнают о своих воспитанниках, что позволяет подобрать наиболее эффективные средства и способы воспитания и обучения. Дошкольники ощущают себя более уверенно, спокойно, что положительно сказывается на всем воспитательно –образовательном процессе.

4. Психолого – педагогическое просвещение педагогического коллектива ДОУ: беседы, мини – лекции, консультации, тематические семинары, занятия с элементами тренинга с целью повышения теоретических знаний, приобретения практических навыков по предупреждению и разрешению детских конфликтов, взаимодействию с «особыми» детьми в ДОУ; активизации деятельности педагогов по оформлению и научно – методически обоснованному использованию игровых материалов уголков психологической помощи.

5. С целью преобразования предметно – развивающей среды, в группах ДОУ организованы уголки психологической помощи.

Работа по организации и оснащению таких уголков в группах ДОУ основывалась на следующих принципах:

Активности, самостоятельности, интереса, творчества: предоставление воспитанникам ДОУ возможности самим изменять окружающую их предметную среду, использовать сформированные ранее навыки и умения в самостоятельной деятельности, развитие познавательно – ориентационной активности, стимулирование потребности дошкольников самостоятельно решать возникшие проблемные, конфликтных ситуации;

Гибкости и управляемости среды: создание условий для проявления творческой, преобразующей активности дошкольников; предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать различные составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

Личностно – ориентированного, индивидуального подхода: учет индивидуально – личностных особенностей, выявление положительных личностных качеств, раскрытие потенциальных возможностей, формирование позитивной Я – концепции воспитанников ДОУ.

Оборудование психологических уголков осуществлялось с учетом принципа зонирования пространства, то есть было условно разделено на блоки в соответствии с целями развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. Для оформления интерьера всех уголков использовались комнатные растения , подобранные в соответствии с возрастом детей, так как зеленый цвет благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

1. В зоне психологической разгрузки оборудованы уголки уединения, где каждый ребенок может успокоиться, побыть один, поиграть или отдохнуть. Для комфортного пребывания дошкольников в группе, уголки оснащены бескаркасной мягкой мебелью, подушками и ширмами. Оформлены фотоэтюды из семейных и групповых фотографий. Игры с любимыми игрушками успокаивают расшалившихся детей, а также способствуют комфортной организации режимных моментов в период адаптации. Дети чувствуют себя в этой зоне уютно, они учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

2. Сенсомоторная зона. Для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева, предусмотрено оснащение уголков боксерскими грушами, мягкими пуфами, «подушками для битья», ковриками «злости», с помощью которых можно справиться с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие могут такие игровые материалы как “Мешочки для криков”, “Стаканчики для криков”.

Для снижения тревожности организованы уголки с «сонными игрушками», которые чаще всего используются в адаптационный период.

Повышению самооценки неуверенных в себе детей способствуют «медали для награждения» - таким образом ребенок получает положительную эмоциональную подпитку, возможность побыть в центре внимания.

В целях обучения дошкольников приемам саморегуляции, выработки умения владеть собой используется представленная в уголках аудиотека релаксационной направленности и набор текстов для релаксаций и визуализаций , клубки с разноцветными нитками, теннисные мячи, предметы для перевоплощений (волшебные палочки, шляпы, накидки и др.). Игры с «Мешочками настроений» помогают научить детей избавляться от плохого настроения в приемлемой форме, «Коробочки добрых дел» воспитывают доброжелательность, чуткость, побуждают детей совершать добрые поступки. Для формирования положительного отношения к сверстникам, используются театрализованные игры, настольный и плоскостной театр, театр перчаточных кукол.

Организованные в психологических уголках игры с песком и водой, пуговицами, разнофактурными материалами, сухие бассейны успокаивают, расслабляют, снижают уровень нервно – психического напряжения, способствуют сенсорному развитию воспитанников.

3. Зона эмоционально – развивающих игр формирует у детей умение доброжелательного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими. Научить дошкольников разным способам примирения помогут такие игры как: «Коробочка примирения», «Коврик примирения». С помощью настольно – печатных игр можно переключить внимание возбужденных детей на более спокойную деятельность, развивать у них волевые усилия, повысить уверенность в себе и своих силах у замкнутых детей. Такие игры как: «Твистер», «Гусеница» воспитывают навыки сотрудничества, умение согласованно действовать в команде.

В уголках настроения дети могут показать свое эмоциональное состояние – каждый ребенок выставляет ту картинку, которая соответствует его настроению в данный момент. Педагоги имеют возможность не только определить эмоциональное состояние всех детей группы, но и оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка.

Таким образом, в МДОУ «ЦРР – детский сад № 47 «Радуга» осуществляется комплексная работа по сохранению и укреплению психологического здоровья своих воспитанников, которая выражается в непрерывности и тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Итогом систематической психолого – педагогической работы является стабильность и благополучие общего эмоционального состояния всех участников воспитательно - образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Веприцкая внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. . – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

2. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / , . – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Библиотека психолога образования).

3. Крылова пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. . – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.

4. , Монина для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000

5. Соседенко предметно – развивающую среду. Дизайн – проект Психологический уголок // Справочник старшего воспитателя. – М.: , 2011, № 1, С.36 – 44.

6. Чистякова / Под ред. .-2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 19с: ил.

Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»

Задача детских психологов – контролировать процесс развития ребенка и создавать условия для того, чтобы это развитие шло своевременно и эффективно.

Ведущими направлениями деятельности психолога являются просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, амплификация (обогащение) психического и личностного развития детей и взрослых, мониторинг различных составных элементов детского сада как социальной системы.

Психологическая профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение направлены на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер.

Эта задача решается через:

  • Еженедельные занятия психолога с детьми в группе. Занятия могут быть направлены на формирование социальной и коммуникативной компетентности, например, «Путешествие в мир эмоций» , «О добре и милосердии» , «Давай дружить!» , «Игры-фантазирования» и другое.
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе
  • Разъяснение педагогам и родителям необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

Диагностика

Диагностика проводится для:

  • определения совместно с родителями индивидуальной программы адаптации ребенка в детском саду;
  • разработки индивидуального образовательного маршрута;
  • исследования причин затруднения в эмоциональной и интеллектуальной сферах;
  • выявления уровня развития творческих способностей ребенка.

Родители хотят знать причины капризов, непослушания, детской агрессии, грубости, тревожности, страхов, негативизма ребенка. Для этого исследуются уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка, особенности его воспитания, процессы мышления, памяти, восприятия и другое. При исследовании применяются методы наблюдения, беседы, эксперимента, тестирования, могут исследоваться продукты деятельности детей.

Еще одной задачей является психолого-педагогическое изучение стиля общения педагогов с детьми, родителями, коллегами с целью создания и поддержания комфортной воспитательно-образовательной среды.

Консультирование.

Консультирование проводится по результатам проведенного диагностического исследования или по запросу родителя или педагога. Родителей интересует: все ли в порядке с ребенком? Правильно ли ребенок развивается, правильно ли общается со сверстниками? Нормально ли он ест, спит, ведет себя? Его эмоциональное состояние соответствует норме? Какую образовательную программу, школу, секцию выбрать для ребенка?

В процессе консультирования взрослые знакомятся с траекторией нормативного развития ребенка. Детский психолог объясняет причины поведения ребенка и каким способом сделать воспитательную тактику более эффективной. Может предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая гармонизирует процесс развития.

Профессиональное мастерство детского психолога - заметить, когда жизненные силы ребенка расходуются, искажая его развитие, и перенаправить внимание семьи к тому, что сейчас необходимо ребенку.

Коррекционная работа с ребенком в детском саду может быть в двух видах:

  • Ситуационная коррекционная работа.
  • Кратковременная или долговременная коррекционная работа.

Ребенок недоспал или обижен, зол или печалится. Психолог приглашает ребенка к себе в кабинет для решения проблемы. Важно побыть рядом с ребенком, выслушать его, может быть отвлечь от печальных мыслей, или же помочь обрести иное видение ситуации, которая вывела его из равновесия. На это может потребоваться 20-40 минут. Для этих целей используются приемы арт-терапии, терапевтическая песочница, игровые уголки. Благотворным может быть сосредоточение на тактильных или слуховых стимулах. Нормализовав состояние ребенка, психолог возвращает ребенка в группу.

Потребность в кратковременной или долговременной коррекционной работе возникает, когда у ребенка имеются какие-либо особенности, затрудняющие его взаимодействие с другими людьми или препятствующие его учебе.. Долговременная работа невозможна без подключения всех заинтересованных лиц. Это могут быть родители, специалисты детского сада и другие дети. Долговременная коррекционная работа может вестись как раздельно с каждым участником, например, посредством индивидуальных консультаций или игровых сеансов, так и в групповом формате (группы для родителей или группы для педагогов; группы для детей) . Возможна работа с детско-родительской парой и работа с детско-родительской группой.

Детско-родительская пара – это 30-40-минутное совместное пребывание родителя со своим ребенком в специально оборудованном помещении (игровая или сенсорная комната) . Детско-родительская встреча выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными и терпимыми к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Цель встречи психолога с детско-родительской парой заранее проговаривается с родителями. Опробуя новые способы общения со своим ребенком сначала в специально-организованном пространстве, родители переносят их в свою практику взаимодействия с детьми.

Детско-родительская группа – это 2 пары (малая группа) или 3-6 пар (большая группа)

Группы могут носить тематический характер или исследовательский, могут быть открытыми или закрытыми, могут договориться на 5 встреч, а могут работать в течение учебного года.

Родитель в группе наблюдает за своим малышом, за взаимодействием его с другим ребенком или другим взрослым и бывает изумлен открывающейся реальности. Часто можно услышать слова удивления, радости, восторга от открывающихся перспектив. «Я никогда прежде не была так захвачена своим ребенком. Мне так было интересно! Я стала ближе ребенку, я лучше его понимаю!» Так родители и дети становятся единомышленниками: пробуют, радуются, разочаровываются, ошибаются и находят лучшие решения во взаимодействии друг с другом.

Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием создания такой ситуации развития, в которой рост личности, в том числе, социализация будут успешными и гармоничными.

  • Зубова Галина Геннадьевна – педагог-психолог высшей категории (Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова) , гештальт-терапевт, супервизор, член Общества психологов, практикующих гештальт-подход, Почетный работник общего образования.

I этап. Постановка проблемы

Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/нео­боснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

Уровни адекватности запроса могут различаться:

Жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в
личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;


во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспи­тателями);

Жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -
в нарушении межличностных отношений в семье;

Жалоба обоснованна, проблема связана с психическим раз­витием ребенка или межличностными отношениями, наи­более ярко проявляющимися в домашних условиях;

Жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).

Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к пси­хологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информа­ции о дошкольнике и базовой диагностики.

В результате оказываются возможными:

Дифференциация нормы и патологии психического разви­тия ребенка;

Определение состояния психологического здоровья ре­бенка;

Выявление зоны актуального и ближайшего развития ре­бенка;

Изучение особенностей личности;

Выявление содержания внутреннего конфликта.

II этап. Уточнение проблемы

В начале данного этапа проводится психолого-педагогиче­ский консилиум. Его задачами являются:

Дифференциальная психологическая диагностика с целью
выявления психологической структуры нарушения и вы­бора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;

разработка стратегии комплексного сопровождения ре­бенка.

В ходе разработки стратегии сопровождения осуществля­ется выбор:

а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);

б) сферы психологического воздействия на социум (коррек­ция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).

Параллельно начинается работа по консультированию пе­дагогов, администрации, родителей (с осуществлением социаль­но-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ ком­бинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровож­дения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.

III этап. Решение проблемы

Данный этап начинается с динамической диагностики раз­вития ребенка, которая позволяет определить:

Уровень его воспитуемости и обучаемости;

Потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизи­ровать процесс комплексного сопровождения развития ре­бенка.

Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.

Заканчивается данный этап работы контрольным конси­лиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:

Катамнеза ребенка;

Организационно-методического обеспечения образователь­ного и коррекционного процесса в ДОУ;

Организации взаимодействия с родителями и их обучения.

Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завер­шает весь цикл его работы, направлена на определение соответ­ствия результатов поставленным целям работы (текущим, ито­говым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.

Рассмотрим последние подробнее.

Факторы, препятствующие эффективной работе

На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».

Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагности­ки, определения адекватности запроса родителей и воспитате­лей, типичными будут следующие проблемы:

1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в про­цессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обра­щающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согла­сия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.

2. Проблема «замусоренности» диагностического поля пси­хологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях - некорректностью его применения.

С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.

3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принци­па конфиденциальности полученной психологом информации.

Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического ко­декса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:

Соблюдать принцип добровольности участия в психологи­ческих процедурах 1 (работа допускается только после по­лучения согласия родителей детей в ней участвовать и раз­решения администрации ДОУ на проведение исследований);

Использовать процедуры и техники, не ущемляющие досто­инства участников образовательного процесса;

Предоставить возможность всем участникам образователь­ного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.

1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, про­возглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

На II этапе работы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:

1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется мно­го возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения
детей в детском саду и вопросов повышения профессионализ­ма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагоги­ческие работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чем
педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому воз­никает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.

2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог ис­пользует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недо­статки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо про­филактической, пропедевической и коррекционной, только уси­ливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатле­ние» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического кол­лектива ДОУ и родителей детей.

3. Соблазн следования «методическим модам», когда в по­гоне за самыми последними новинками в практической психо­логии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.

Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога.

Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и наделен соответствую­щими правами и полномочиями. Психолог не должен переда­вать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в долж­ной степени не владеет.

Принцип адекватности применяемых методик: они долж­ны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образо­ванию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «прин­цип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организа­ция работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.

Принцип профессионального общения психолога и испы­туемого. Психолог должен владеть методами психологическо­го воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.

Принцип разделенной ответственности психолога. В отли­чие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психо­лог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процес­са решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.

Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны сле­дующие проблемы.

1. Проблемы разработки программ индивидуального пси­
хологического развития ребенка исходя из представлений о сред­
нестатистической и функциональной норме.

К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к резуль­тату.

К понятию функциональной нормы относятся дети, кото­рые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и об­ладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей.

При этом социально-психологическую адаптированность (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно оха­рактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:

Когда ребенок без длительных внешних и внутренних кон­фликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятель­ность 1 и удовлетворяет свои основные потребности 2 ;

При этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые
предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социально­му статусу).

1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет - игровую и моделирующие,
экспериментальные виды деятельности.

2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
средствами, или потребность действовать самому; с 3 до 7 лет: потребность
в социальном соответствии, «быть, как взрослый».

3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж­ дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя
подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения.

Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».

3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зре­ния других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы).

Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип ува­жения себя и своих коллег, их права на профессиональное твор­чество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между колле­гами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.

4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнитель­ные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это ос­ложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обыч­но осуществляется в режиме «скорой помощи».

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда пси­холога приводит его самого в психиатрическую больницу. По­этому, как говорила на своих лекциях известный психотера­певт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погру­жаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем кон­сультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состо­яние».

Задания для самоконтроля

1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психоло­га, работающего в ДОУ.

2. Выделите основные уровни адекватности запроса родите­лей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.

3. Перечислите основные сферы психологического воздей­ствия на окружающую ребенка среду.

4. Объясните, в чем заключается основная цель психологи­ческого воздействия на ребенка и его окружение.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1

Сначала обратимся к регламентирующим отчетную дея­тельность психолога документам.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,

образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи­-

психологи­ческой и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам 2:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).

2.Заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования (Форма № 2).

3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).

4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).

5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).

6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).

7.Коррекционная работа (Форма № 7).

8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).

10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).

11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного уч­реждения и руководителю муниципальной психологической службы.

2 Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических иссле­дований и диагностики Самарской области.

Данный отчет включается в отчетную документацию образова­тельного учреждения. Руководитель психологической службы муни­ципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления об­разованием и руководителю психологической службы региона.

Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязатель­ными) формами отчетности педагога-психолога являются:

План работы;

Заключение по результатам проведения психолого-педаго­гического обследования (по требованию других лиц выда­ется только в неполном объеме);

Журнал консультаций;

Журнал учета групповых форм работы;

Карта психолого-педагогической и социальной помощи ре­бенку;

Программа работы педагога-психолога с группой;

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;

Аналитический отчет руководителю муниципальной мето­дической службы.

Педагог-психолог специализированного дошкольного учреж­дения ведет следующую документацию:

Карту психологического обследования ребенка;

Журнал планирования и учета групповых занятий;

Журнал планирования и проведения индивидуальных за­нятий;

Планы работы с семьей ребенка;

Программы групповой работы;

Перспективный план работы на год и на квартал;

Отчет о результатах психологической работы за год.

Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных спе­циалистов системы образования. На основании этих докумен­тов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние орга­низации по запросу родителей.

Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педа­гога-психолога в соответствии с этапами его работы и знаком­ства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.

Первый этап работы педагога-психолога

На ПМПК 1 представляются следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);

Заключение психолого-медико-педагогического консилиу­ма образовательного учреждения, в котором ребенок обуча­ется (представляется в муниципальную ПМПК), или - му­ниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);

Подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офталь­молога, ортопеда (при необходимости получения дополнитель­ной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первич­ное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;

Педагогическое представление (характеристика);

Письменные работы по русскому (родному) языку, матема­тике, рисунки и другие результаты самостоятельной про­дуктивной деятельности ребенка.

Иногда психологу приходится сталкиваться с клинически­ми диагнозами детей, которых родители или воспитатели при­водят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицин­ские знания, позволяющие декодировать «первичные диагно­зы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.

1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

F80-Р89 - Расстройства психологического (психического) раз­вития

F80.0 - Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)

F80.1 - Расстройства экспрессивной речи (общее недоразви­тие речи, моторная алалия)

F80.2 - Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)

F80.81 - Задержка речевого развития, обусловленная социаль­ной депривацией

F81.0 - Дислексия

F84.4 - Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями

F84.5 - Синдром Аспергера

F90 -F98 - Эмоциональные расстройства и расстройства пове­дения

F90.0 - Нарушение активности и внимания

F90.1 - Гиперкинетические расстройства поведения

F90.8 - Другие гиперкинетические расстройства (микромоз­говая дисфункция (ММД))

F90.9 - Неуточненное гиперкинетическое расстройство

F91.0 - Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

F91.1 - Несоциализированное расстройство поведения

F91.2 - Социализированное расстройство поведения

F91.9 - Нарушение поведения неуточненное

F92 - Смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.0 - Депрессивное нарушение поведения

F92.8 - Другие смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.9 - Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточ­ненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)

Р93.0 - Тревожные расстройства у детей, вызванные разлу­кой

F93.1 - Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте

F93.2 - Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте

F93.3 - Нарушение вследствие сиблингового соперничества

F93.8 - Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте

F93.9 - Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное

F94.0 - Элективный мутизм

F94.1 - Реактивное расстройство привязанностей в дошколь­ном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоцио­нальным расстройством, боязливость, настороженность, агрес­сия, самоагрессия, переживание страдания)

F94.2 - Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу

F94.8 - Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)

F95 - Тики (отдельных мышечных групп)

F95.1 - Хронические моторные тики и вокализмы

F95.2 - Комбинирование вокализмов и множественных мо­торных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)

F95.8 - Другие тики (лица, конечностей)

F95.9 - Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)

F98.0 - Энурез неорганической природы

F98.1 - Энкопрез неорганической природы

F98.4 - Стереотипные двигательные расстройства (раскачи­вания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, са­моповреждающие действия)

Р98.5 - Заикание

Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помо­гать психологу в процессе подбора и уточнения методик пер­вичной диагностики, но никак не служить поводом для их об­суждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: пси­холог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.

В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психо­лог может помочь в определении:

Уровня нарушения (нейрофизиологического, психологиче­ского и педагогического)и

Социального вектора его проявления (личность ребенка, ро­дителя, воспитателя, сверстника).

В ПМПК ведется следующая документация:

Журнал записи на ПМПК;

Журнал учета детей, прошедших обследование;

Карта развития ребенка с протоколами, заключениями спе­циалистов и окончательным коллегиальным заключением;

При наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;

Список специалистов и расписание их работы;

Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.

Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей за­дачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже су­ществуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто исполь­зуемых диагностических методик), промежуточные (протоко­лы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педаго­гические характеристики на детей, заключения и т. д.).

Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.

Существует много хорошо разработанных методик диагно­стики эмоционального, познавательного и личностного разви­тия дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно оста­навливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к

школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь - справочник по
психологической диагностике»;

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И. «Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;

«Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;

«Диагностика и коррекция психического развития дошколь­ников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;

ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-пе­дагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;

«Клинико-педагогическое изучение детей со сложным де­фектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;

ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;

Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;

Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;

Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А. «Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих­
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;

ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы ис­следования»;

Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;

ШванцараИ. «Диагностика психического развития».

Протокол обследования ребенка оформляется в виде таб­лицы с указанием следующих пунктов:

После этого заполняется карта психологического изучения ребенка. Она может выглядеть следующим образом:

Похожие публикации