Проект (средняя группа) на тему: проект «Если хочешь быть здоров! Творческий проект «Если хочешь быть здоровым ты всегда – тебе поможет в этом щетка, мыло и вода.

Кронина Татьяна Сергеевна
Проект по формированию у детей здорового образа жизни «Если хочешь быть здоров»

Проек

по формированию у детей ЗОЖ

в старшей группе «Если хочешь быть здоров»

Пояснительная записка

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

Цель проекта:

Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи проекта:

Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.

Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

2. Сформированность гигиенической культуры;

3. Улучшение соматических показателей здоровья;

4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;

2. Педагогическая, психологическая помощь;

4. Повышение уровня комфортности.

Для педагога:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

3. Личностный и профессиональный рост;

4. Самореализация;

5. Моральное удовлетворение.

Тип проекта:

Краткосрочный;

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители

Формы работы с детьми:

НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме;

НОД продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;

Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемные ситуации;

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Физкультурный уголок в группе;

2. Спортивный зал;

3. Спортивный участок на территории дошкольной группы

7. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

8. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т. д.).

9. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Этапы и сроки реализации:

1 этап: подготовительный;

2 этап: практический;

3 этап: заключительный;

1этап – подготовительный:

Разработка перспективного плана;

Подготовка цикла тематических мероприятий;

2 этап – практический:

Проведение цикла тематических мероприятий;

Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей;

Подготовка выставки плакатов «Друзья Мойдодыра»;

3 этап – заключительный:

Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Мы здоровью скажем «Да»

Оформление выставки плакатов: «Девочка чумазая», «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Магазин расчёсок», «Правила, которые мы не будем забывать»;

Продукт проектной деятельности:

1. Тематический план недели здоровья;

3. Выставка детских плакатов: «Девочка чумазая», «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Магазин расчёсок», «Правила, которые мы не будем забывать»;

4. Сценарий спортивного – развлекательного мероприятия «Наше здоровье в наших руках»;

5. Информационный материал в родительском уголке «Здоровый ребёнок»;

6. Презентация недели здоровья с полученными результатами;

Полученный результат реализации проекта:

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Получение детьми знаний о ЗОЖ.

Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

Формирование культурно гигиенических навыков;

Улучшение показателей здоровья;

Моральное удовлетворение.

Приложение:

1. План реализации тематического проекта «Если хочешь быть здоров;

2. Подборка дидактических игр;

3. Сценарий спортивно - развлекательного мероприятия.

4. Информационный материал в родительском уголке;

5. Художественное слово (стихи, загадки и т. д.)

План реализации тематического проекта «Если хочешь быть здоров»

1. «Где прячется здоровье»

Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

Удовлетворить потребность детей в двигательной активности.

Развивать быстроту бега, ловкость, Внимательность.

Закрепить знание правил дорожного движения – значение трёх цветов светофора.

Обратить внимание родителей на то, что по сезону и погоде одетый ребёнок в меньшей степени подвержен простудным заболеваниям Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

Беседа»Что такое здоровье и как его приумножить»;

Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»;

Дидактическая игра «Что полезно кушать, а что вредно»;

Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»,

С. Семёнов «Как стать неболейкой»,

С Михалков «Про мимозу»»

Продуктивная деятельность: рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Прогулка: игры с бегом «Быстро возьми, быстро положи», игры с прыжками «Лягушка и цапли», игры с бросанием и ловлей «Кого назвали, тот и ловит»

Вторая половина дня:

Беседа «Правила поведения на улице»;

Дидактическая игра: «Светофор»

Работа с родителями:

оформление папки – передвижки «Здоровый ребёнок».

2 «Здоровые зубки»

Объяснить детям причину болезни зубов;

Формировать привычку чистить зубы;

Приучать ребёнка быть внимательным к себе и состоянию своих зубов;

Развивать у детей координацию движений, силу, ловкость, выносливость»

Обратить внимание родителей на занятие спортом в их семье –походы на стадион, бассейн, спортивный зал и т. д Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

Беседа «Здоровые зубки»;

Чтение сказки Сказка о зубной щётке»;

Дидактическая игра: «Что вредно, а что полезно для зубов»;

Продуктивная деятельность: аппликация «Зубная щётка дл мальчика Пети»;

Прогулка: Игры – эстафеты:

«Перенеси лекарства;«Займи место в обруче»

«Сбор снежков»

Вторая половина дня:

родителями:провести анкетирование родителей «Роль спорта в семейном воспитании»;

3. «Мойдодыр»

Формирование у детей представлений о правилах лично гигиены;

Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы);

Продолжениепросветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей интереса к ведению здорового образа жизни (спорт – его неотъемлемая часть); Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

Беседа «Микробы и вирусы»

Дидактическая игра «Предметы личной гигиены»;

Чтение: «Потешки, стихи, загадки на заданную тему»

Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто;

Продуктивная деятельность:

Изготовление атрибутов к подвижной игре «Микробы и чистюли»;

Прогулка:

Подвижные игры:

«Поймай хвостик». «Поймай комара», «Прятки»;

Вторая половина дня:

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Работа с родителями:

Провести беседу по итогам анкетирования, познакомить родителей с ответами детей на те же самые вопросы.

4 «Здоровое питание. Витамины»

Расширять и уточнять знания детей о наличии витаминов во фруктах и овощах;

Создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе;

Способствовать созданию мотивации у детей и родителей на формирование здорового образа жизни Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

Беседа «Витамины и полезные продукты»;

Разучивание стихов, загадок, потешек;

Экспериментальная деятельность: Волшебник – шиповник»;

Прогулка «Витаминная семья» - эстафета»

Вторая половина дня:

«Дегустация волшебного напитка шиповника»;

Дидактическая игра «»Полезная и вредная еда»;

Работа с родителями:

Прослушивание родителями рассказов детей о любимом виде спорта, записанных на диктофон;

5. «Со спортом дружим мы всегда»

Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;

Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях;

Познакомить родителей с итогами прошедшей неделей здоровья (стенгазета о событиях недели здоровья); Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да»;

Рассматривание иллюстраций о различных видах спорта;

Продуктивная деятельность: Изготовление альбома о различных видах спорта;

Спортивное развлечение «Наше здоровье в наших руках"

Прогулка: подвижные игры:

«Кролики»; «По ровненькой дорожке»; «Бегите к флажку»» «Попади в круг»;

Вторая половина дня:

Сюжетно – ролевая игра «Физкультурное занятие»;

Работа с родителями:

Беседа: «Значение ЗОЖ для здоровья человека»

Приложение №2

Дидактические игры:

«Подбери предметы»

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены;

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые.

«Кому что нужно»

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).

«Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.

Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.

«Что вредно, а что полезно для зубов»

Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов;

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены различные продукты (например, мороженое, горячий чай, леденцы, орехи, чипсы, морковка, яблоко,лимон

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу.

«Чего не стало»

Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением различных предметов. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

«Подбери нужное»

Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания;

Детям предлагают рассмотреть предложенные картинки и «найти» недостающую часть изображения (например, хвостик от рыбки, которая полезна для зубов, листочки от морковки,) среди предложенных картинок.

Приложение №3

Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия:

Сильные и умелые»

Совершенствовать изученные навыки основных движений в игровой деятельности;

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

Доставить детям радость от участия в подвижных играх;

Учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива;

Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Оборудование и материал:

Атрибуты для подвижных игр, оборудование для заданий и упражнений, дидактические игры, демонстрационный материал;

Ход спортивно – развлекательного мероприятия:

Воспитатель: «Дети, вы хотите быть смелыми, ловкими, умелыми, всегда, выигрывать и побеждать? Тогда приступим к тренировке. Налево, шагом марш! Дети шагают в обход по залу под рифмовку «Здоровье нужно очень всем», перестраиваются в круг, и делают под песню в исполнении Железновых, самомассаж».

Самомассаж «У жирафа пятна, пятнышки везде».

Дети проходят по ребристой доске, стараясь сохранить равновесие.

Воспитатель: «Молодцы, все прошли, никто не оступился. Идём дальше. Но нам преградил путь этот толстый, ленивый кот. И никак нам его не обойти. Как вы думаете, почему он такой толстый? (ответы детей – много ест, мало двигается, не делает зарядку, не занимается спортом) Так как - же нам быть? (предложения детей). Все коты любят играть, думаю, и этот не откажется, давайте, поиграем?»

Игра «Кот и мыши»

Воспитатель: «Вот видите, мы сделали двойную пользу, сами побегали, и кота расшевелили, думаю, это ему очень полезно для здоровья, спросите у него, понравилось ему играть, прибавилось у него ловкости? (дети беседуют с котом).

Кот предлагает детям за полученное удовольствие и пользу познакомиться с новой игрой «Цветные автомобили»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Воспитатель: «Слышите, дети, кто – то стучится к нам в дверь. (воспитатель выходит за дверь и возвращаясь, заносит шапочки для подвижной игры и красиво оформленный пакет с яблоками). Это нам принесли угощение. А на прощание мы с вами поиграем в игру, которую сами придумали, помните? Давайте вспомним слова песенки микробов!»

Игра «От микроба убегай» - (часть детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким. Слова микробов, придуманные детьми:

«Мы злые, злые, злые,

Микробы мы плохие,

Кто кашу не ест

И не моет руки,

Не делает зарядку,

Мы переловим всех по - порядку»

Воспитатель: «Вот и закончилась наша тренировка. Мы с вами убедились, что мы все сильные, ловкие, смелые, умелые!».

Приложение №4

Тематические консультации для родителей:

«Роль утренней зарядки в укреплении здоровьядетей»

Для растущего организма ребенка особенно важную роль играет двигательная активность. Общеразвивающие упражнения необходимы для нормального его развития. Они прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.

Утренняя гимнастика способствует более физиологичному переходу от сна к бодрствованию, воспитанию потребности перехода от сна к бодрствованию через движения.

В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные и коррекционные упражнения.

Занимайтесь утренней гимнастикой дома, во дворе вместе со своими детьми. Воспитывайте у них привычки здорового образа жизни и самоорганизованности.

«Движение и здоровье детей»

Всем известно, насколько важно движение в человеческой жизни. А между тем не все знают, что люди, тренирующие свою мышечную систему. Пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям.

Поэтому чрезвычайно важную роль играют обучение и тренировка не только в детском саду, но и в семье.

Детям необходимо объяснить значимость не только тех или иных действий или привычек, но – и это главное – подавать собственный пример.

Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.

Душ! Наслаждение настоящего водного праздника!

Теперь аппетитный завтрак! За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне.

Обратите внимание на сумку ребенка и постарайтесь максимально ее разгрузить.

А в выходные устройте настоящий семейный праздник с завтраком всей семьей, гимнастикой, подвижными играми, прогулкой.

Если в семье будут предприниматься повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги, то непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Так давайте же, уважаемые родители, с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем! (интернет ресурс)

Приложение №5

Художественное слово, используемое в работе с детьми:

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины,

Помогают апельсины.

И неплохо есть лимон,

Хоть и очень кислый он

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

Зарядку делай,

Будешь сильным,

Будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна,

Помогает здорово.

Чтобы нам не болеть,

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

Пробовать все подряд,

Есть и пить на улице

Есть немытое

Есть грязными руками

Давать кусать

Гладить животных во время еды

Есть много сладкого.

В каких продуктах содержатся витамины и для чего нужны?

Витамин - А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин-В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин -С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин -Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Используемая литература:

Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007

Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.

Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»

Проект по здоровьесбережению

«Если хочешь быть здоров»

Воспитатель старшей группы:

Малиновская Валентина Олеговна

ЗАТО Сибирский

Актуальность.

Принципы.

Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.

Средства.

Список литературы.

Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Объектами проекта:

воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);

семьи воспитанников;

педагогический коллектив.

4. Задачи проекта:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

Формирование потребности в ЗОЖ.

Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома.

Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

Обмен опытом;

Организация взаимодействия с узкими специалистами

5. Принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Основные этапы:

1 этап - организационный:

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизированный материал:

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

2 этап - основной (практический).

На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):

«беседы о ЗОЖ»,

«игры с элементами психогимнастики»

«пальчиковые игры»

«артикуляционная гимнастика»,

«игровой массаж»;

«элементы дыхательной гимнастики».

Здоровьсберегающие технологии:

При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;

Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.

Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.

Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.

3 этап - заключительный.

В конце каждого года подводятся итоги:

Знания о ЗОЖ;

Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики

Стабильность эмоционального благополучия детей.

Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится -

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми средней группы.

Воспитатель: Супоросова Е.С. 2014-2015 учебный год.

в группе «Улыбка»

Актуальность проекта

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей и воспитания культурно-гигиенических навыков в условиях детского сада.

Основная цель – снижение заболеваемости детей;

  • от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие, закреплять представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  • педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве;
  • необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.

Девиз проекта: «Жить здоровым – здорово!»

Цель проекта

Охрана и укрепление здоровья детей, их приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Задачи проекта.

  • формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
  • прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
  • закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  • Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Описание проекта.

Тип проекта: творческий -практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители группы, педагоги дополнительного образования.

Сроки выполнения проекта:

Начало: сентябрь 2014 г.

Окончание: апрель 2015г.

Продолжительность: долгосрочный, учебный год.

Объект исследования:

процесс оздоровления детей группы № Улыбка» МДОУ д/с № 9 «Ласточка» .

Предмет исследования:

традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат проекта:

В настоящее время большое количество детей имеют проблемы со здоровьем. Предлагаемый проект по физическому воспитанию детей позволяет укрепить их соматическое состояние. Наиболее активные дети, родители, группы награждаются сертификатами.

Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:

  • что такое здоровье и как его сберечь;
  • что такое витамины;
  • о своих органах, их работе и значении;
  • что такое режим, гигиена и закаливание;
  • о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
  • о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;
  • то полезно для моего организма;
  • вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
  • как работает наш главный орган;
  • что такое микробы и вирусы;
  • какие бывают болезни, что их вызывает;
  • как предупреждать болезни;
  • некоторые правила оказания себе первой помощи
  • что такое аптека, для чего она нужна;
  • лекарственные растения;
  • лекарственные растения нашего края

Выход проекта.

Ежедневная профилактическая работа

  • Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения) .
  • Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья» .
  • Воздушное контрастное закаливание.

Дидактические игры:

«Овощи - фрукты» , «Узнай на ощупь» , «Узнай по запаху» , «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений, «Что полезно и что вредно для зубов?» , «Подбери зубную щетку к стаканчику» , «Что лишнее?» , «Что одеть на улицу» , «Одень куклу на прогулку» . «Мяч на поле» , «Мяч в ворота» (на дыхание, упражнение «Найди два одинаковых мяча» , «Что лишнее?»

Подвижные игры

«Делай, как я» , с мячом «Школа мяча» , «Ловишки в кругу» , «Черное и белое»

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу» .

Встреча с «Витамином» , который рассказывает о значении питания в жизни человека

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки)

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой, «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи» , «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному, «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья) .

Творческая деятельность

Аппликация «Подарки Мойдодыра» , «Полезное - вредное» . Рисование «Я - спортсмен» , Лепка сюжетная - коллективная композиция «Туристы в горах» Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым» .

Образовательная деятельность:

  • НОД "В стране здоровья"
  • Музыкальное занятие «Если хочешь быть здоров»
  • КВН Быть здоровым –это сила»
  • Спортивное развлечение , «Знай свое тело» , итоговое развлечение «Если хочешь быть здоров»
  • Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр» , "Вовкина победа" А. Кутафин

Работа с родителями: Альбомы о спорте, ширма «Профилактика инфекционных заболеваний» , игры и упражнения для физического здоровья. Плакат «Витамины всем нужны, витамины всем важны» , Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье» , «Физическое воспитание в семье» . Совместное развлечение с детьми и родителями «Кто спортом занимается, тот силы набирается» .

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Вятские Поляны Кировской области
612962, г. Вятские Поляны ул. Дзержинского, 55, т. 6 – 22 – 92
school5­[email protected]
_____________________________________________________________________________
_
Секция «Здоровый образ жизни»

«Если хочешь быть здоров»
Выполнил:
Зверев Павел,
ученик 4 «А» класса
Руководитель:
Сафаралиева М.Г.,
учитель начальных классов

2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………
3 ­ 4
Глава I. Что такое здоровье?........................................................................................................
5 ­ 7
1.1 История возникновения термина "здоровье" ……………………………………….
5
1.2 Факторы, влияющие на здоровье ……………………………………………………
6 ­ 7
Глава II. Мои исследования…………………………………………………………………….
8 ­ 15
2.1 Статистика заболеваний среди учащихся МКОУ СОШ № 5 г. Вятские
Поляны………………………………………………………………………
8 ­ 13
2.2 Предупреждение заболеваний, профилактика вредных привычек……………….
13 ­ 15
Заключение………………………………………………………………………………………
16
Литература ………………………………………………………………………………………
17
Приложение……………………………………………………………………………………..
18 ­ 21

ВВЕДЕНИЕ
Почему я выбрал эту тему? Я заметил, что мои друзья и одноклассники часто
болеют. Это доказывает и прочитанное в журналах мнение россиян, которые были
опрошены фондом «Общественное мнение». Было выявлено, что сейчас школьники болеют
чаще, чем раньше (72%).
Эта тема касается не только меня, она может быть интересна всем ребятам. В
детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но комплексные медицинские
осмотры, проведённые за последние годы в школе, показывают, что хроническая патология
школьников год от года возрастает. По статистике, лишь 13 % из общего числа
обследуемых детей являются здоровыми.
Проблема заключается в том, что по данным Минздрава и Соцразвития РФ,
сохраняются негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей, у
которых наблюдается рост заболеваемости и инвалидности. Доля здоровых детей за
последние 10 лет значительно снизилась, и сегодня только 14 % учащихся старших классов
могут считаться здоровыми. По данным директора департамента медико­социальных
проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития России О. В. Шараповой, в
России «за время обучения в школе у детей падает зрение, нарушается осанка,
развивается сколиоз (рост в 3­4 раза), отмечается высокий уровень поражения кариесом. У
каждого четвертого ребенка проблемы с желудком, у каждого пятого – заболевания
сердечно­сосудистой, мочеполовой, эндокринной и других систем. Низкая двигательная
активность и недостаточное физическое воспитание детей, которые не компенсируют
уроки физической культуры, выявляются у 80 % учащихся».
Вопрос здоровья меня интересует, поэтому и была выбрана тема исследования «Если
хочешь быть здоров».
Цели работы: выяснить, что является основными причинами заболеваемости
школьников; сформулировать правила, следуя которым можно сохранить здоровье.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1 проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, что такое здоровье и
здоровый образ жизни;
2 ознакомиться со статистическими данными Минздрава РФ о параметрах здоровья
детей;
3 выявить основные причины заболеваемости детей путем анкетирования
школьников и родителей;
4 провести беседу по данной проблеме со школьным и участковым врачами;
5 составить свод правил, следуя которому можно сохранить свое здоровье;
6 подготовить презентацию к проекту и выступить с докладом на школьной научно­
практической конференции «Шаг в будущее» и выйти на городскую;
7 провести беседу с одноклассниками на тему «Если хочешь быть здоров».
Объект исследования – здоровый образ жизни и здоровье людей, а предмет
исследования ­ здоровье школьника.
Основу гипотезы составило следующее предположение: укрепление здоровья с
раннего детства формирует здоровую личность.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы и
других информационных источников, анкетирование, беседы, наблюдение.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1) Подготовительный (сентябрь – октябрь):
­ поиск информации в Интернете и других источниках;
­ анкетирование учащихся и родителей;
­ беседы со школьным и участковым врачами;
2) Основной (ноябрь – январь):
­ анализ полученной информации;
­ составление свода правил здорового человека;
­ подготовка к презентации проекта;
3) Заключительный (февраль):
­ презентация проекта на школьной научно­практической конференции «Юные
дарования – Вятской земле»;
­ информирование учащихся начальных классов о профилактических мероприятиях
по сохранению собственного здоровья.
Предполагаемый результат работы над проектом:
1 Создание свода правил для учащихся, позволяющих сохранить свое здоровье.

2 Приобщение одноклассников к здоровому образу жизни.
3 Сплочение коллектива детей и родителей класса.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
используемой литературы, приложения, презентации.
ГЛАВА I. Что такое здоровье
1.1. История возникновения термина «здоровье»
Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время
насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть
его в полном объёме.
В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни.
Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.
Новое определение понятия "здоровья" было впервые сформулировано Всемирной
организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации
здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, здоровье человека ­ это не только отсутствие болезней и
благополучие, это наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры.
Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с
поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Нередко можно услышать: "Было бы здоровье, а остальное приложится". С этим
утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его
образ жизни.
Образ жизни ­ это своего рода система взглядов, которая складывается у человека
в процессе жизни под влиянием различных факторов.
Здоровый образ жизни ­ это поведение человека, которое отражает определённую
жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на
выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Один из главных показателей здоровья ­ продолжительность жизни. Там, где
нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность
жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин
1.2. Факторы, влияющие на здоровье

В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы
внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно,
невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а
какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако,
несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в
порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в
целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения
(здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических
и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья
населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое
значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания
заслуживает упоминание следующих факторов:
1) гиподинамия (недостаток движения);
2) неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3 нарушение правил личной гигиены;
4) вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других
химических веществ);
5) плохая экология.
Если первые четыре фактора зависят непосредственно от самого человека, от его
мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от
совместных усилий многих стран.
Многие заводы и другие промышленные предприятия расположены в городской
(жилой) зоне. Большинство из них сбрасывают свои отходы в реки, задымляют атмосферу.
Это приводит к понижению иммунитета и заболеванию дыхательной системы.
Дети стали меньше двигаться и гулять на улице, больше времени проводят за
компьютером. У них появляются разные заболевания позвоночника, органов дыхания,
ослабление мышц, ухудшение зрения и др.
Дети, употребляющие в пищу ненатуральные продукты, содержащие консерванты и
красители (чипсы, сухарики, газированные напитки и т.п.), чаще подвержены заболеваниям
желудочно­кишечного тракта (гастритам, язвам желудка).

Главным правилом гигиены является соблюдение чистоты полости рта и тела. Если
этих правил не соблюдать, то появляется кариес, заболевания дёсен, а на коже – грибковые
заболевания.
В школьный период многие дети и подростки, подражая старшим, приобщаются
к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Наркомания, алкоголизм,
табакокурение сопровождаются поражением внутренних органов, нервными и
психическими расстройствами вплоть до полной деградации личности.
Ни для кого не секрет, что алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не
только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества.
Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми,
употребляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих
производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи,
уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми
сталкиваются эти люди.
ГЛАВА II. Мои исследования
2.1. Статистика заболеваний среди учащихся МКОУ СОШ № 5 города Вятские
Поляны
Ежегодно в школе проходят медицинские осмотры учащихся. На каждого учащегося
школы заведена личная медицинская карта и карта прививок.
В данной главе представлены результаты бесед со школьным и участковым врачами, а
также анкетирования учащихся и их родителей (Приложение 1).
Результаты анкетирования учащихся 2а класса МКОУ СОШ № 5 на тему «Я и
моё здоровье»
Анкетирование проведено в октябре 2013 г среди учащихся 2­го класса школы.
Опрошено 15 человек.
Результаты анкетирования:
По мнению учащихся, чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо:
­ заниматься спортом (60% опрошенных);
­ есть фрукты, овощи (47 %);
­ выполнять правила личной гигиены (47 %);
­ закаляться (27 %);
­ делать всё для того, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье (53 %).

60 % учащихся считают своё здоровье отличным, 20 % ­ удовлетворительным, 20 % ­
не очень хорошим.
47 % детей отмечают, что их беспокоят, в основном, простудные заболевания; 33 %
называют головные боли; ничего не беспокоит 27 % учащихся.
53 % младших школьников не пропускают занятия в школе, 20 % ­ пропускают
занятия из­за болезни примерно каждый месяц.
20 % детей регулярно делают физическую зарядку утром, 73 % ­ иногда, 7 % детей
зарядку по утрам не делают.
76 % школьников занимаются на уроках физкультуры с полной отдачей, 13 % ­ не
занимаются или занимаются без желания.
60 % детей занимаются в спортивных секциях, 33 % ­ в танцевальном кружке, нигде
не занимаются 7 % учащихся.
После уроков испытывают иногда усталость 53 % учащихся; не устают – 47 %.
Выводы:
1 Большинство учащихся младших классов здоровы, с полной отдачей занимаются на
уроках физкультуры, в спортивных кружках и секциях, достаточно редко
пропускают занятия в школе по причине болезни.
2 В основном младшие школьники болеют простудными заболеваниями.
3 Не все учащиеся регулярно по утрам делают физическую зарядку.
4 Ученики иногда испытывают усталость после занятий в школе.
Анкетирование родителей учащихся 2а класса МКОУ СОШ № 5 г. Вятские
Поляны на тему «Здоровье в моей семье»
Анкетирование проведено в октябре 2013 г с целью изучения отношения родителей к
проблеме здоровья в семье. В опросе приняли участие 15 родителей.
Результаты анкетирования:
66 % родителей считают главной ценностью для себя в сегодняшнем мире крепкую
семью, 60 % ­ хорошее здоровье, 20 % ­ собственную квартиру, 13 % ­ высокую зарплату,
13 % ­ интересную работу.
87 % родителей считают себя здоровыми.
Негативно влияют на здоровье вредные привычки (13 %), негативные эмоциональные
взаимоотношения (13 %), окружающая среда (7%), климатические условия (7 %).

Для укрепления своего здоровья 60 % опрошенных много двигаются, ходят пешком,
40 % ­ следят за своим весом и рациональным питанием, 27 % ­ не имеют вредных
привычек, 7 % ­ занимаются закаливанием, 7 % ­ выполняют режим дня.
87 % родителей считают: моё здоровье в моих руках; 13 % ­ надеются на медицину.
73 % опрошенных главной задачей школы называют обеспечение на высоком уровне
знаний, умений, навыков для поступления в высшие учебные заведения, 20 % ­ сохранение
и укрепление здоровья учащихся.
47 % родителей довольны деятельностью школы в работе по сохранению и
укреплению здоровья учащихся, 40 % ­ нет.
60 % родителей считают своих детей достаточно здоровыми.
Для сохранения и укрепления здоровья своего ребенка родители
­ создают в семье комфортную обстановку (87 %);
­ поощряют занятия детей физкультурой и спортом (73 %);
­ интересуются результатами учебы и поведения (60 %);
­ оборудовали место для выполнения заданий дома (53 %);
­ помогают выполнять домашние задания (47 %);
­ контролируют затраты времени на просмотр телепередач и работу с компьютером
(47%);
­ контролируют выполнение режима дня (33 %);
­ беседуют по проблемам обучения детей в школе (33 %).
87 % родителей ответственными за сохранение и укрепление здоровья ребенка
считают семью, 13 % ­ самого ребенка, 7 % ­ медицинских работников.
40 % родителей разговаривают с ребенком о ценностях здоровья достаточно часто,
47 % считают, что надо бы чаще разговаривать на данную тему.
Дети болеют
­ редко (20 %);
­ не менее 1 раза в год (27 %);
­ более 2­х раз в год (33 %);
­ очень часто (13 %).
Чаще всего дети болеют простудными заболеваниями ­ 87 %, имеют нарушения
зрения ­ 20 %, нарушение осанки ­ 7 %.
Выводы:

1 Большинство родителей считают себя и детей здоровыми людьми. Понимают свою
ответственность за сохранение как своего здоровья, так и здоровья детей. Для
сохранения и укрепления здоровья много двигаются, создают в семье комфортную
обстановку, поощряют занятия физкультурой и спортом, интересуются
результатами учебы и поведения детей, разговаривают с ребенком о ценностях
здоровья.
2 Не все родители главной ценностью в современном мире считают здоровье. Многие
не следят за рациональным питанием в своей семье, за соблюдением режима дня, не
контролируют затраты времени на просмотр телепередач и работу с компьютером,
не интересуются проблемами обучения и поведения детей в школе, не считают
вредные привычки важным фактором, влияющим на здоровье.
3 Многие родители недовольны деятельностью школы в работе по сохранению и
укреплению здоровья учащихся.
2.2. Предупреждение заболеваний, профилактика вредных привычек
Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует
формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению
работоспособности, заболеваниям и тучности.
Физическая культура включает в себя использование физических упражнений в
определённом количественном и качественном сочетании, направленных:
1) на закаливание организма;
2) поддерживание и укрепление здоровья человека;
3) рациональную организацию труда и отдыха;
4) формирование активной жизненной позиции и долголетия.
Физическая культура во всех возрастных группах является важным фактором
воспитания, формирования личности и подготовки к будущей профессиональной
деятельности. Я никогда не пропускаю занятия физической культурой в школе. Люблю,
когда наши уроки проходят на улице. Они способствуют укреплению здоровья,
закаливанию, развитию физических качеств.
Регулярные занятия в спортивных кружках и секциях ­ надёжный путь физического
совершенствования. Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта.
Мы с семьей часто ходим в бассейн. Занятия плаванием укрепляют мышцы, улучшают
работу сердца и дыхательной системы. Укрепляется нервная система, улучшается аппетит.

Плавание является одним из важных средств закаливания. Об этом всегда говорит моя
мама. Кроме того, я регулярно занимаюсь в танцевальном кружке. Занятия танцами
приучают меня к дисциплине, тренируют выносливость, поднимают настроение.
Танцевальные упражнения служат профилактикой заболеваний опорно­двигательного
аппарата, сердечно­сосудистой системы, нарушений осанки.
Для активного физического воспитания в школе проводится внеклассные спортивные
мероприятия. Я всегда принимаю в них участие. Это тоже способствует моему
физическому развитию.
После окончания учебных занятий, обеда и послеобеденного отдыха необходим
двухчасовой активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми, соревнованиями и
упражнениями на снарядах. Подвижные игры, носящие состязательный характер,
развивают ловкость и смекалку, совершенствуют двигательные навыки. Они доставляют
большое удовольствие детям, потому что сопровождаются переживаниями, вызывают
яркие эмоции.
А еще мы с семьей часто выезжаем на природу. После такого отдыха всегда
чувствуешь себя особенно хорошо.
Немаловажное значение для укрепления здоровья имеет закаливание организма. Его
проводят в любое время года. Обтирания, обливания, контрастный душ укрепляют
нервную систему, улучшают работу сердечно­сосудистой и дыхательной систем, а также
хорошо влияют на психику (Приложение 2).
Массаж в комплексе с лечебной гимнастикой способствует укреплению мышечного
корсета, предупреждает атрофию мышц, что часто встречается у школьников, улучшает
кровообращение, обмен веществ, хорошо действует на нервную систему.
Важное условие успешности любых мероприятий по физическому воспитанию ­ не
забывать, что формирование организма происходит не только во время, отведённое на
зарядку, спортивные занятия и игры во дворе, но в любую минуту жизни ребёнка, когда он
ест, спит или готовит уроки. Надо следить за тем, чтобы мебель была подобрана правильно,
чтобы были соблюдены гигиенические правила для полноценного сна, а пища
удовлетворяла требованиям по содержанию калорий, витаминов и минеральных солей.
К правилам гигиены относятся: правильное чередование умственного и физического
труда, занятия физкультурой, регулярный приём полноценной пищи, чередование труда и
активного отдыха, полноценный сон, содержание в чистоте тела и одежды и т.п.
Соблюдение этих правил способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Главная задача профилактики вредных привычек ­ это формирование у детей с
самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. Для пропаганды здорового
образа жизни среди учащихся в школе проводятся классные часы по темам: «Скажем нет
вредным привычкам», «Посеешь привычку ­ пожнёшь характер», "Школьнику о вреде
никотина и алкоголя" и др. Школьный медицинский работник проводит беседы по темам:
"Курение", «Секреты здоровья", «Туберкулёз и мы». Каждый год проводятся конкурсы
рисунков: "Полезные привычки человека", "Нет вредным привычкам" и т.п.
Немаловажное значение для здоровья школьников имеет соблюдение норм СанПиНа,
теплового режима в школе, подбор мебели, соответствующей росту учащихся,
использование физкультминуток на уроках.
Часто приходится слышать расхожее мнение: если хочешь быть здоров ­ занимайся
физкультурой. С этой точкой зрения невозможно не согласиться, потому что она
совершенно справедлива. Никогда не поздно приобщиться к физкультуре. И эффект будет,
безусловно, положительным.
В старину говорили: "Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами". Это
значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу.
Здоровье легче сохранять и поддерживать на хорошем уровне, чем укреплять
пошатнувшееся. Да и экономически это дешевле и проще.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него
очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
В результате проведенного анализа установлено следующее:
1. В школе большое внимание уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Есть
медицинский работник, главная задача которого следить за охраной здоровья учащихся, а
также за соблюдением норм СанПиНа и вакцинацией школьников. Ежегодно в школе
проходят медицинские осмотры учащихся. На каждого учащегося школы заведена личная
медицинская карта и карта прививок.
2. Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе
присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, учителя активно
используют на уроках здоровьесберегающие технологии.
3. Уроки физической культуры частично компенсируют потребность организма в
физической нагрузке. Проводятся внеклассные спортивные мероприятия для
формирования сильного и выносливого человека. Наблюдая за учащимися нашей школы во

внеурочное время, я вижу, что дети плавают, ездят на велосипеде, ходят на лыжах, играют
в подвижные игры. Физкультурно­оздоровительный комплекс поселка предлагает детям
занятия в спортивных кружках и секциях.
4. В целях профилактики вредных привычек классными руководителями и
социальным педагогом проводятся классные часы на темы: "Основные понятия о
здоровье", "СПИД и его профилактика", "Школьнику о вреде никотина и алкоголя",
"Скажи нет вредным привычкам". На уроках биологии среди учащихся 8 ­ 9 классов
проходит защита рефератов на тему: "Влияние алкоголя и никотина на развитие
организма". Организуются конкурсы рисунков и плакатов на темы: "Полезные привычки
человека", "Вредные привычки человека".
В нашей школе создаются все условия для сохранения здоровья учащихся,
ведётся активная пропаганда здорового образа жизни. Профилактические мероприятия
способствуют развитию физических качеств, функциональных систем организма,
закаливанию организма.
В этом я убедился на себе. В прошлом году я болел 2 раза, а в этом только 1 раз.
Дети, занимающиеся хотя бы одним из видов оздоровительной деятельности, болеют
намного меньше в течение года, чем дети, которые не соблюдают правил личной гигиены,
распорядка дня, мало гуляют и много находятся за компьютером.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья
учащихся и учителей. – СПб.6 «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2001.
2. Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего
школьника: Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов
и родит. ­ М.: Издательский центр "Академия", 1996 г.
3.Санитарные правила СП 2.4.2.782­99 Гигиенические требования к условиям
обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.
4. ПедСовет, №1/ 2004 г.
5. ПедСовет, №3/ 2004 г.
6. Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. ­ 2­е изд.,
перераб. ­ М.: Просвещение. 1996 г.
7. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина /Сост. Н.Ю. Буянова и др. – М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ», 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей «Здоровье в моей семье»
Уважаемые родители!
Просим вас высказать своё мнение по вопросам сохранения и укрепления здоровья своих
детей, а также вашего личного здоровья и работе над ним.
Приемлемый для вас ответ подчеркните или запишите другое мнение.
1. Подчеркните самую главную ценность для вас в сегодняшнем мире: высокая зарплата,
собственная квартира, крепкая семья, интересная работа, хорошее здоровье, высшее
образование, импортная машина, новейший компьютер.
2. Считаете ли вы себя здоровым человеком? Да Нет
3. Какие факторы очень негативно влияют на ваше здоровье?
4. Укажите, каким образом вы укрепляете своё здоровье:
­ занимаемся закаливанием, зарядкой,
­ следим за своим весом, рациональным питанием,
­ много двигаемся, ходим пешком,
­не имеем вредных привычек, занимаемся в спортивной секции,
­ выполняем режим дня, занимаемся аутотренингом.
5. Ваше отношение к своему здоровью: надеемся на медицину, всё в руках бога, моё
здоровье в моих руках.
6. Какую цель современной школы вы считаете cамой важной задачей: сохранение и
укрепление здоровья учащихся, обеспечение на высоком уровне знаний, умений, навыков
для поступления в высшие учебные заведения?
7. Довольны ли вы деятельностью школы в работе по сохранению и укреплению здоровья
учащихся?
Да Нет Почему?
8. Насколько здоров ваш ребёнок, обучающийся в данном классе? Оцените по
десятибалльной системе. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Что вы делаете в семье для сохранения и укреплении здоровья вашего ребёнка?
­ контролируем выполнение режима дня
­ помогаем выполнять домашние задания
­ интересуемся результатами учёбы и поведения
­оборудовано место для выполнения заданий дома
­ контролируем затраты времени на просмотр телепередач и работу с компьютером
­ беседуем по проблемам обучения детей в школе
­ поощряем занятия физкультурой и спортом
­ помогаем учителю проводить спортивные мероприятия и сами в них участвуем
­ создаём в семье комфортную обстановку
10. Кого вы считаете ответственным за сохранение и укрепление здоровья вашего ребёнка:
общество, самого ребёнка, семью, педагогов, медицинских работников.

11. Как часто разговариваете с ребёнком о ценностях здоровья:
­ надо чаще,
­ достаточно часто,
­ недостаточно
12. Какие темы здоровья обсуждаются в вашей семье?
13. Что бы вы хотели узнать по теме здоровья на родительских собраниях?
14.Как часто болеет ваш ребенок? редко; не менее 1 раза в год; более 2­х раз в год; очень
часто
15. Какими заболеваниями чаще всего болеет ваш ребенок? а) простудные; б) заболевания
желудочно­кишечного тракта; в) нарушение зрения; г) нарушение осанки; д) болезни
нервной системы; е) другие
Спасибо. Вы нам очень помогли!
Анкета для учащихся начальной школы «Я и моё здоровье»
1. Что, по­твоему, означает «здоровый образ жизни»?
­ нужно заниматься спортом
­ нужно закаляться
­ есть фрукты, овощи
­ нужно не болеть
­ выполнять правила личной гигиены
­ делать всё для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье
2. Что ты знаешь о своем здоровье?
Мое здоровье: отличное не очень хорошее удовлетворительное
3. Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят
­ ничего не беспокоит
­ простуда
­ болит голова
­ другие болезни
4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
пропусков нет пропуски каждый месяц пропуски каждую неделю
5. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
Нет Да Иногда
6. Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
с полной отдачей без желания не занимаюсь
7. Занимаешься ли ты спортом?
в школьной секции хожу на танцы нигде
8. Чувствуешь ли усталость после уроков?
сильно устаю иногда не очень устаю
Анкета для учащихся 9­х классов
1. Соблюдаете ли вы режим дня?
да нет иногда

2. Как часто в течение года вы болеете?
часто редко не болею
3. Как часто в течение дня вы питаетесь?
1­2 раза 3­4 раза как придётся
4. Сколько времени в день вы гуляете на свежем воздухе?
менее часа около 2 ч не меньше 3 ч
5. Сколько времени уходит на подготовку уроков?
не больше 2 ч 3­4 ч более 4 ч
6. Какие предметы занимают на подготовку дольше всего времени, сколько?
7. Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?
8. Каждый ли день вы чистите зубы?
да нет
9. Бывают ли головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки)?
да нет
10. Бывает ли слабость, утомляемость, после занятий в школе?
да нет иногда
12. Бывают ли боли, неприятные ощущения в области сердца после волнения, во время
занятий в школе?
да нет иногда
13. Отмечалось ли когда­либо повышение давления?
да нет
14. Что вами легче переносится: ежедневные психологические нагрузки, трудности,
неприятности в школе или дома в течение недели или сильное, однократное воздействие
стресса? Подчеркните нужное
15. Бывают ли нарушения сна (долгое засыпание, кошмары, чуткий и беспокойный сон)?
да нет иногда
16. Бывают ли раздражительность, нетерпимость?
да нет иногда
17. Бывают ли боли в позвоночнике?
да нет иногда
18. Бывают ли подавленное настроение, невнимательность?
да нет иногда
19. Бывают ли слезливость?
да нет иногда
20. Бывают ли тревога, страх?

да нет иногда
21. Бывают ли боли в животе во время и после сильного волнения в школе?
да нет иногда
22. Распределите в порядке убывания по силе влияния факторы, вызывающие у вас
стрессовое состояние:
неблагоприятная обстановка в классе, школе,
унижение от публичного порицания,
перегрузка во время занятий, утомление,
боль,
неблагоприятная обстановка в семье, во дворе,
неожиданная необходимость максимально сосредоточиться, очень радостное событие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
­ режим дня закаливание
­ рациональное питание ­ воздухом (воздушные ванны)
­ занятия физкультурой ­ солнцем (солнечные ванны)
­ водой (водные процедуры)
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
 Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без
перерывов.
 Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.
 Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма.
 Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.
9 ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ЗАКАЛИВАНИЯ
1. Держать форточку открытой в любое время дня и года. Особенно свежий воздух важен
во время сна.
2. Забыть про тапки и шерстяные носки! Дома нужно ходить босиком.
3. Найти возможность и место, чтобы летом бегать без обуви.
4. Не кутаться. Лучше купить дышащую современную одежду, которая отводит пот от тела
и не дает ни замерзнуть, ни перегреться.
5. Гулять. Как можно больше! Причем, не в торговом центре, пока мама делает покупки, а
в парке, лесу, у реки.

6. Играть на улице в активные игры. Попросите родителей купить вам ролики, самокат,
велосипед, лыжи, коньки и санки.
7. Есть простую, но полноценную пищу. На столе всегда должны быть овощи и фрукты.
8. Мороженое (или замороженный сок). Не только можно, но и нужно! А так же любая еда
и питье прямо из холодильника. Тем самым убережете горло от ангины.
9. Полоскать рот холодной водой. Приходя домой с улицы, не только тщательно мойте
руки, но и полощите горло – это не только закаливающая процедура, но и мера
профилактики ОРВИ.
Приложение 3

Похожие публикации