Типичные ошибки семейного воспитания статья. Консультация на тему: Наиболее типичные ошибки семейного воспитания

Консультация для родителей на тему

«Наиболее типичные ошибки

семейного воспитания»

Любой родитель хочет быть хорошим родителем. Но что значит быть хорошим? Слышать одобрение со стороны родственников, друзей и просто знакомых? Или вырастить самостоятельную нравственную личность? Определенно – второе.

Для современного семейного воспитания характерен ряд заблуждений, которые мешают быть по-настоящему хорошими родителями. Эти заблуждения, пожалуй, были всегда. Каждый родитель воспитывает детей по собственному разумению, в лучшем случае обращаясь к методикам известных педагогов, в худшем – к советам окружающих. И то, и другое не гарантирует, что ваших детей не затронут типичные ошибки семейного воспитания. Без сомнения, необходимо хотя бы иметь представление о наиболее часто встречающихся воспитательных заблуждениях: кто предупрежден, тот вооружен.

Ошибка 1. Физическое насилие

Физическое наказание – эффективный способ воздействия. Такая воспитательная модель чаще всего избирается в семьях с авторитарным укладом. Вот только в гневе родители забывают: насилие нередко ведет к психологическим травмам, что способствует агрессивному поведению ребенка в будущем.

Ошибка 2. Чрезмерная холодность

Некоторые родители считают, что проявляя любовь и эмоции в отношениях с ребенком, они рискуют воспитать эгоиста и хулигана. Это не совсем верно, важно просто знать меру. Отказывать ребенку в помощи и поддержке в те моменты, когда он наиболее в этом нуждается – это неправильная установка.

Нередко равнодушие к ребенку наблюдается в семьях, где родители заняты решением своих личных проблем. Ребенок предоставлен себе и вынужден сам о себе же и заботиться. Родителям попросту не хватает времени, чтобы заниматься ребенком, и это естественно отражается на их авторитете.

Ошибка 3. Обилие любви

Педагоги давно заметили, что ребенок, поздно рожденный матерью, чаще всего вырастает эгоистичным, избалованным. Немолодые родители щадят дитя, абсолютно ничего не запрещая, все его прихоти выполняют сразу же, а он буквально купается во внимании и заботе. Опасайтесь делать из ребенка бога, иначе вы станете всего лишь его слугами.

Ошибка 4. Много запретов

Совсем не удивительно, что ребенок хочет удовлетворять свои потребности, ведь это свойственно практически всем живым существам на планете. Едва начав осознавать себя, ребенок стремится осуществить свои желания: сначала они «безобидные», но дальше больше.

Еще в дошкольном возрасте важно выработать правильную реакцию на слово «нельзя». Если употреблять его слишком часто можно вызвать два последствия: либо внимание ребенка к слову «нельзя» атрофируется, и он просто перестанет на него реагировать, либо малыш станет бояться сделать что-нибудь, что «нельзя», и вырастет забитым и нерешительным. С самого начала необходимо определить самые обязательные запреты, нарушив которые, ребенок навредит себе. Их не должно быть много – максимум три-четыре. И лучше пусть малыш будет удовлетворять любопытство под присмотром взрослых, чем он все равно сделает это, когда вас не будет рядом, ведь запретный плод сладок.

Ошибка 5. Отсутствие запретов

Ребенок-кумир – еще одна крайность в воспитании. Мы уже говорили о вседозволенности, когда упоминали о гипертрофированной любви к ребенку, но здесь ситуация иная. Родители отказываются от каких-либо запретов в принципе, сознательно выбирая такую модель воспитания, еще и с гордостью говорят окружающим: «Я своему ничего не запрещаю».

Ребенку дозволено все, и он активно пользуется своей свободой, доставляя неудобство и проблемы окружающим. Помните, что именно родители отвечают за включение ребенка в социум, и только с вашей помощью он сможет усвоить, что можно и что нельзя, как следует вести себя дома, а как на улице.

Нередко наблюдается более сглаженная ситуация, когда родители пытаются запретить ребенку что-то, но делают это очень мягко, с помощью уговоров, когда нужно проявить твердость и решительность. Например, ребенок в магазине клянчит у матери очередную игрушку, а она объясняет ему, что у него уже есть игрушки, что нет денег, в общем, придумывает всевозможные отговорки, в конце концов, устает от морального давления и покупает то, что просит ребенок. Такое поведение в корне неправильно: ребенок будет выпрашивать желаемое каждый раз, зная, что своего он добьется. Можно бесконечно долго объяснять ребенку что-либо и увещевать его, а можно сразу пресечь «нытье» категоричным «нет».

Ошибка 6. Непоследовательное воспитание

Бывает, что родители не выдерживают психологической нагрузки. Категоричность сменяется уступчивостью, наказание – лаской. Воспитательного эффекта от таких действий ждать не приходится. Ребенку необходимо последовательное и продуманное воспитание.

Как видим, типичные ошибки семейного воспитания – это крайности, которых нужно избегать. Самое верное средство – найти золотую середину: где-то поддержать и пожалеть, где-то проявить стойкость, что-то запретить, а что-то разрешить. Да для этого потребуется железная выдержка и море терпения, но ведь никто и не обещал, что воспитание ребенка будет легким – это тяжелый труд, требующий огромных моральных и физических затрат со стороны родителей.


«Какой невоспитанный ребенок» - фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям. Неизвестно, какие помыслы движут окружающими: желание подчеркнуть свое превосходство или просто досадить родителям. Потому не стоит принимать слова посторонних близко к сердцу, ведь близкие стараются привить своему малышу лучшие качества, уберечь от неприятных ситуаций, основываясь на собственном опыте. Однако предотвратить ошибки семейного воспитания удается не всегда.

Даже если кто-то назвал ребенка невоспитанным, не стоит принимать это слишком близко к сердцу

Распространенные педагогические ошибки родителей

Не имеет значения, что говорят окружающие о поведении ребенка. Однако то, что происходит в семье, очень важно. Поскольку специального кодекса воспитания нет, следует ознакомиться с типичными ошибками многих родителей. Они предотвратят внутрисемейные конфликты и трудности во время взросления младшего поколения.

Многочисленные запреты

Маленькие дети имеют массу желаний и часто о них говорят. Например, ребенок любит конфеты, но взрослые справедливо ограничивают его в сладком. Однако вазу не убирают, поэтому дитя в их отсутствие обязательно берет несколько конфет. Когда родители начинают его за это ругать, малыш спрашивает о том, почему нельзя. Однако старшие не утруждают себя полным ответом, говоря: «Потому что я так сказал».

Подобная воспитательная модель ошибочна. Родителям необходимо аргументировать запреты, а не отделываться пустыми фразами. Ребенку важно знать, к каким последствиям приводят его действия. Это позволит задумываться о словах и поступках, научит правильно воспринимать отказы.


Нельзя строить воспитание на бесконечных запретах, иначе ребенок вырастет нервным и дерганым

Физическое воздействие

Порой взрослые считают, что физическое насилие оказывает воспитательное воздействие на дошкольников и подростков. В действительности методы «ремня, угла и подзатыльника» приводят к тому, что малыш начинает бояться старших в семье. В домах, где рукоприкладство по отношению к младшим является нормой, наблюдается напряженная атмосфера. Ребята в такой семье часто вырастают агрессивными, считают нормой без причины демонстрировать свою силу. Чтобы этого не произошло, важно сразу оградить дошкольников от физического воздействия.

Демонстративная холодность

Некоторые родители убеждены, что излишняя эмоциональность в отношениях с ребенком приводит к взращиванию эгоистичной и избалованной личности. Однако это не совсем так, поэтому не нужно впадать в крайности (демонстративная эмоциональность и чрезмерная холодность). Есть моменты, когда ребенку особенно важно семейное тепло. В это время нужно проявлять деликатность и стараться быть максимально ближе, вникая в его проблемы.

Особого внимания заслуживают «возрастные кризисы», поступление в начальную школу, переход в другой класс, подростковый возраст, смена места жительства (города, района). В будничной занятости взрослым непросто найти время на то, чтобы ощутить душевную близость с дошкольником. При этом малыш остается один на один со своими проблемами, авторитет взрослых падает в его глазах. Впоследствии он вряд ли обратится к близким людям за помощью, что приведет к разрушению доверительных отношений.


Родителю нужно находить время и возможности выслушать ребенка, поговорить с ним

Унижение

Непростительная ошибка, которую, увы, допускают даже опытные и интеллигентные родители. Поводом может стать любая ситуация: выпала из рук чашка – штамп «неуклюжий», в кои-то веки получил плохую отметку – штамп «двоечник», и прочее. Когда дети растут в атмосфере постоянных оскорблений в свой адрес, они теряют веру в себя и замыкаются.

Бывает, что взрослые не желают или финансово не могут поддержать увлечения отпрыска. Например, ему хочется учиться играть на пианино, но родители считают игру бесполезной или не могут оплатить обучение. Важно найти компромисс, поощрить детку в этом стремлении и при возможности отдать в музыкальную школу, арендовав пианино на первое время. Родителям важно научиться слышать потребности детей и хвалить за достижения.

Избалованность

«Поздним» деткам часто достается много родительской любви. Решившись родить малыша в старшем возрасте, взрослые, как правило, крепко стоят на ногах. Они готовы посвящать все время отпрыску, потакая его капризам. Такая ситуация приведет к тому, что дитя вырастет избалованным эгоистом. Важно уметь вовремя сказать «нет». Это заставит маленького эгоиста задуматься, что планета не вертится вокруг него.


Чтобы ребенок не вырос избалованным, нужно уметь отказывать ему при необходимости

Непостоянство в воспитании

Семей, в которых ласка и наказание шагают бок о бок, также немало. Перемены в настроении родителей не лучшим образом влияют на психику дошкольника – он просто не будет знать, чего ждать от взрослых через 5 минут, замкнется в себе. Важно воспитывать детей последовательно, не заставляя их гадать, какую реакцию ждать от родителей в этот раз.

Ошибки в воспитании: особенности разных возрастов

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дошкольники

Родители растят малышей, опираясь на свой опыт и обычно не задумываются, почему в определенных ситуациях поступают именно так. Бывает, что впоследствии они ощущают стыд за слова и поступки в адрес крохи. Однако типичных ошибок семейного воспитания вполне можно избежать. Среди них:

  • угроза не любить ребенка: «если ты так будешь себя вести, я тебе не буду любить»;
  • много строгости: «делай, как я тебе сказала, потому что я главнее»;
  • равнодушие: «делай, что хочешь»;
  • обсуждение с детьми взрослых проблем: «ты мой лучший друг»;
  • наполеоновские планы: «ты должен заниматься музыкой, плаванием, теннисом и все успевать»;
  • мало ласки: «хватит уже этих нежностей и поцелуев»;
  • мало времени на общение с ребенком: «я занята, у меня нет времени на тебя».

Излишняя строгость родителей деструктивно действует на детскую психику

Время младших классов

Школьная нагрузка и новый коллектив – серьезный стресс для вчерашних дошколят. Особенно трудно адаптироваться «домашним» деткам и тем, кто имеет меланхолический темперамент. В начальных классах уже можно заметить ранние ошибки воспитания – индивидуализм, грубость, агрессивность, неуважение к сверстникам и старшим. Однако школа выявляет и положительные качества, если они были заложены в дошкольном периоде.

Младшему школьнику важно усвоить, что первоисточником всех благ является труд. Следует внимательно отнестись к опасениям ребенка и не допускать таких ошибок родительского воспитания:

  • без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности);
  • подчеркивать зависимое положение детей;
  • освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»;
  • игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки);
  • игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки;
  • курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример.

Приучать ребенка помогать родителям нужно с самого детства

Подростковый возраст

С 12 лет дети вступают в период полового созревания, который характеризуется интенсивным ростом и изменением гормонального фона. Физиологические процессы вызывают смены настроения, импульсивность, агрессивность. Взрослым нелегко избежать ошибок в воспитании подростков, однако они должны стремиться подавать только положительный пример.

Нельзя допускать, чтобы слова родителей расходились с делом. Например, отец курит, но запрещает это сыну-подростку. Доминирование карьеры отца и матери над семейными интересами также искажает представления детей о крепкой семье, они отдаляются. Однако недопустима и излишняя опека.

Откуда берутся детские неврозы?

Неврозы – распространенный вид нервно-психической патологии, наблюдаемый у дошколят и ребят младшего школьного возраста (подробнее в статье: ). Они возникают как эмоциональное расстройство, вследствие нарушения внутрисемейных отношений. Очень трудно малыши переносят ухудшение взаимоотношений с матерью, которая является самым близким человеком в первые годы жизни.

Мать может отстраниться по многим причинам: ухудшение отношений с мужем, устройство личной жизни, уклонение от семейных обязанностей вследствие эмансипации («деловая мама»), болезнь и прочее. Она также может страдать неврозом, придерживаться привитых ее семьей взглядов на воспитательный процесс, неприемлемых для современных малышей и подростков.


Редким женщинам удается совмещать карьеру с полноценным воспитанием детей

Под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье общее состояние ребенка ухудшается. Он плохо засыпает, становится тревожным, постепенно проявляются такие симптомы:

  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальцев, воротника одежды;
  • ночное недержание мочи;
  • чувствительность, слезы без видимых причин;
  • нарушение сердцебиения, дыхания, потливость;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • периодические головные боли.

Факторы возникновения невроза

Неврозы – своеобразный ответ на неправильное воспитание (обиды, непризнание, непостоянство, игнорирование детских потребностей). У мальчиков они могут проявляться уже в 3 года, у девочек – в 4 года и позже. Неврозы могут быть связаны с доминированием и единоличной властью одного из родителей, гиперопекой, завышенными ожиданиями.

Выделяют 5 факторов, провоцирующих неврозы:

  • Отсутствие режима дня. Враги детского здоровья – неконтролируемое время трапез, отхода ко сну, занятий. Если периоды активности и отдыха не регламентированы в соответствии с возрастом (ограничение времени прогулок, физической активности), ребенок находится в состоянии нервного напряжения.

Несоблюдение режима дня ведет к расхлябанности и недисциплинированности
  • Особенности характера ребенка. Важно учитывать психотип детской личности. Чувствительному меланхолику противопоказаны крик и физические методы воздействия. Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку.
  • Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших.
  • Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка.
  • Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак.

Доктор Комаровский отмечает, что родителям не следует игнорировать мнение о ребенке, высказанное его учителями и друзьями. Когда жалобы поступают от нескольких людей, нужно разобраться в ситуации. Если подросток ведет себя неадекватно, важно смотреть ему в глаза и сказать коротко: «давай разберемся, что не так», «чего ты хочешь?», «что я должна сделать сейчас?».

Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста.


Переход в новую школу или переезд - сильный стресс для любого ребенка

Особенности воспитания девочки

В 9-10 лет у девочек начинается период активной работы эндокринной системы, активизируется формирование женского типа фигуры (округление ягодиц, увеличение груди). В 11 лет уже вырабатывается эстроген, отвечающий за половое созревание, появление первичных и вторичных половых признаков. Если мама стесняется рассказать девочке о месячных и деторождении, она может предложить дочери тематическую литературу для детей 10-13 лет (рекомендуем прочитать: ).

Воспитание девочки-подростка обязано быть гармоничным – развитие интеллекта должно идти параллельно занятиям танцами, гимнастикой, любимым спортом. Ни в коме случае маме нельзя делиться с дочерью интимными подробностями своей жизни, поскольку они могут негативно отразиться на девичьей психике. «Дружба» должна иметь разумные грани.

Как воспитывать мальчика?

При воспитании мальчика не стоит делать акцент лишь на строгости, ведь без ласки и любви можно воспитать лишь эгоистичного и бесчувственного человека. Восклицание «Ты же будущий мужчина!» в раннем возрасте даже опасно. Психика ребенка меняется по мере взросления и небольшие «слабости» мальчикам свойственны так же часто, как девочкам.


Стараясь вырастить мальчика настоящим мужчиной, не нужно воздействовать на него одной только строгостью

Родителям нельзя ссориться на глазах у сына, поскольку негативное отношение отца к матери может стать причиной равнодушия или жестокости по отношению к женщинам в будущем. Также опасны непоследовательность в воспитательном процессе, несогласованность действий родителей, навязывание негативных установок, сравнение подростка со сверстниками. Крайне недопустимо злоупотребление интеллектуальным развитием в ущерб физическому.

Можно ли исправить ошибки воспитания?

Ленивый, гиперподвижный, невоспитанный, весь в свекровь - распространенные ярлыки, которыми родители нередко пытаются оправдать типичные ошибки семейного воспитания. Важно помнить, что скучных, плохих, безынициативных, ленивых детей попросту нет. Есть взрослые, которые игнорируют свои обязанности. Однако даже если время упущено безвозвратно, есть шанс все исправить.

Прежде всего важно осознать, что ошибки воспитания делают многие и не опускаться до взаимных упреков в семье («это ты избаловал сына», «это тебе некогда поиграть с ребенком»). Важно признать, что нужны перемены, начать исправление ситуации со своего отношения к жизни. Помогут в этом советы психологов, тематическая литература, опыт других семей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Типичные ошибки семейного воспитания

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с "трудными" детьми и их семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный стиль , когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были,. Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль , когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль , при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Так, в этом отношении показателен пример повеления мамы Димы С., стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень замкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена фактом постановки на учет, стремится ни на минуту не выпускать его из виду.

После учебы мальчик должен идти к ней на работу, где под ее присмотром готовит уроки. Затем они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комнате даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задаст подростку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на улицу. Мальчик растет хмурым, необщительным, замкнутым. Всегда смотрит исподлобья, напоминает затравленного зверька, никого не любит, ни к кому не испытывает привязанностей, озлоблен. педагогический семья воспитание дети

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием -- физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия -- от убеждения до административно-уголовного принуждения, защищающего ребенка от жестокости.

Увещевательный стиль . В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, "садятся на голову", возникают ситуации из известной басни Крылова "А Васька слушает, да ест". От социального педагога в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к педагогу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль -- когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми -- от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Ребенок становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда педагога, психолога эти ошибки не представляют трудности в различении. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны все средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе. Характеристика стилей родительного воспитания. Диагностическое исследование влияния негармоничного типа семейного воспитания на уровень агрессии детей.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2010

    Формирование личности, развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Изучение и исследование стилей семейного воспитания. Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2011

    Сущность воспитания детей. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Особенности воспитания единственного ребенка в семье и как предотвратить типичные ошибки. Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитание ребенка в неполной семье.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Психологическая характеристика подростка с отклоняющимся поведением. Воздействие нарушений семейного воспитания на формирование делинквентности. Концепции работы социального педагога с неблагополучной семьей, предупреждение ошибок семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2009

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Воспитание как важнейшая функция семьи. Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания. Специфика воспитания в различных типах семьи: в малообеспеченных семьях, в семьях со средним достатком, в обеспеченных семьях.

    реферат , добавлен 12.01.2008

    Психологические особенности подросткового возраста. Сущность семьи, ее влияние на формирование личности. Условия возникновения и проявления фрустрации. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и реакции подростка на фрустрирующую ситуацию.

    статья , добавлен 04.10.2013

    Рассмотрение различных стилей семейного воспитания и их влияния на социализацию ребенка. Проведение диагностики уровня успешной социализации младших школьников. Положительное влияние на успешную социализацию демократического стиля семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Анализ психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы родителей, имеющих ребенка-инвалида. Изучение моделей и стилей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.


Родители, ожидая появления малыша, проявляют заботу о его здоровье, придерживаются правильного образа жизни. Очень часто они полностью не понимают всех сложностей воспитания будущего малыша. Необходимо осознать, что ребенок – это не игрушка, а человек, который требует правильного воспитания.
Воспитание в семье имеет большое значение в процессе формирования личности малыша. Оно составляет прочную основу его будущего. Неправильное ее формирование приведет к негативным последствиям для ребенка. Чтобы взрослые в воспитании детей не допускали ошибок, очень важно знать, что относится к методам неправильного воспитания в семье.

Неправильное воспитание детей:

Проблема воспитания детей должна затрагиваться еще в период внутриутробного развития малыша. Родители обязательно должны изучить основы успешного нравственного воспитания в семье.

К неправильным методам воспитания относятся следующие:

Отсутствие контроля и надзора. Родители недостаточное количество внимания уделяют малышу. Он предоставлен самому себе;
Чрезмерная опека. Ребенок в таком случае становится слишком нерешительным и безинициативным;
Эмоциональное равнодушие к малышу;
Жестокие методы воспитания детей. Ребенок наказан за каждый проступок;
Слишком высокий уровень моральной ответственности. На малыша возложены непосильные обязанности;
Применение физических методов наказания. Это самый неприемлемый метод воспитания. Физическое наказания приводит к физическим и психическим нарушениям у детей.

Родители чаще всего воспитывают своих малышей так, как умеют. Но не всегда взрослые проводят анализ своих поступков и методов. Случаются ситуации, когда поступок ребенка ставит родителей в тупик. Это происходит именно из-за того, что были допущены грубые ошибки семейного воспитания.

Основные ошибки семейного воспитания:

1. Угрозы, что вы перестанете любить своего малыша. Родители   часто выражают недовольство, когда малыш отказывается выполнять их просьбы и поручения. Тогда многие применяют фразу такого плана: «Если ты меня не послушаешь, я перестану любить тебя». К сожалению, взрослые очень быстро забывают о своих угрозах. При этом теряется доверие крохи. В такой ситуации правильнее будет сказать: «Я не довольна твоим поступком, но несмотря на это я всегда буду любить тебя»;

2. Выражение безразличия. Не стоит проявлять безразличие к вашему малышу. Если он это почувствует, то может совершить негативный поступок с целью проверки взрослых. Вместо этого лучше наладьте с малышом тесные и дружеские взаимоотношения. Наиболее удачная фраза: «Я не могу согласиться с тобой, но очень хочу помочь тебе, потому что сильно люблю своего сыночка (доченьку). Ты всегда можешь попросить меня о помощи!";

3. Излишняя строгость. Строгое нравственное воспитание в семье во многом похоже на дрессировку животных. Чаще всего это проблема воспитания, которая приводит к тому, что малыш в присутствии взрослых выполняет их требования, а в их отсутствии напрочь забывает о них. Лучше применяйте методику убеждения ребенка, чем строгость. Очень эффективно выражение: «Сейчас ты сделай то, о чем я прошу, а позднее мы обсудим ситуацию";

4. Детей нужно баловать. Иногда родители придерживаются такого мнения, что нужно облегчать детство своего малыша. При этом начинают все делать за него. Избалованным детям очень сложно в жизни. Такой подход к воспитанию в семье не сделает малыша более счастливым. Такие дети, как правило, чувствуют себя очень одинокими и беспомощными. Лучший вариант избежать проблем воспитания и проявления родительской мудрости - высказывание: « Попробуй выполнить это самостоятельно. Но если у тебя не получится, тогда я с огромным желанием помогу тебе»;

5. Малыш - друг родителей. Многие взрослые утверждают, что ребенок – это их лучший друг. С ним можно говорить обо всем, поскольку он понимает не хуже взрослого. Но в этой ситуации проблемы малыша останутся нерешенными, что крайне негативно сказывается на психическом здоровье;

6. Повышенное внимание к вопросу денег . Многие родители глубоко убеждены в том, что лучшим методом нравственного воспитания являются деньги. Родители не должны чувствовать себя виноватыми, если не в состоянии выполнять все просьбы малыша. Правильный вариант - это проявление большего количества любви внимания. Старайтесь больше играть, читать, гулять, общаться с малышом. Счастливыми малышей делают не материальные вещи, а ощущение того, что его любят.

7. Загруженность малыша. Существуют такие родители, которые считают, что необходимо сделать так, чтобы все свободное время крохи было занято теми   вещами, которыми взрослые хотели бы заниматься в детстве. Их не интересует желание малыша. Родители считают, что в жизни это пригодится их ребенку. Но часто происходит так, что дети убегают из дому или протестуют путем асоциального поведения. При планирования дня своего малыша очень важно учитывать именно его желания, интересы;

8. Недостаточное количество ласки родителей. Некоторые считают, что кроме нежностей имеются и более важные дела. Но важно понимать, что для того, чтобы малыш чувствовал себя защищенным, любимым и уверенным в себе, ему обязательно нужна ласка со стороны взрослых;

9. Требования к ребенку зависят от настроения взрослых. При плохом настроении родители начинают излишне придираться к малышу, наказывают его, не разрешают заниматься интересными делами. Но когда настроение позитивное, то требования сильно меняются. Это наиболее распространенные ошибки семейного воспитания;

10. Недостаточное количество времени для воспитания ребенка. Многие современные родители на протяжение целого дня не находят времени для своего малыша. Это приводит к появлению пропасти между ребенком и родителями;

11. Уборка игрушек вместо малыша. Эта проблема воспитания в семье, в результате которой у малыша создается впечатление, что многие вещи за него должен выполнять кто-то. Очень важно объяснять ребенку, что если он не будет складывать свои игрушки, то вокруг будет сильный беспорядок;

12. Отстранение малыша от окружающего мира. Если кроху отстранять от дел в семье, то он вырастет очень безответственным. В будущем возможно также и отстранение его от всей семьи;

13. Отказ давать ответы на вопрос малыша. Очень важно отвечать на все вопросы, которые вам задает ребенок нормальным тоном и в доступной для него форме.

Методы и приемы воспитания в семье:

Методы нравственного воспитания в семье представляют собой способы влияния родителей на поведение малыша. К ним относятся:

Личный пример взрослых;
Беседы с малышом;
Доверие к своему малышу;
Проявление любви к ребенку;
Сопереживание и сочувствие детям;
Контроль за воспитанием ребенка;
Юмор;
Поручения детям;
Поощрения ребенка.

Чтобы семья оказывала положительное влияние на воспитание малыша, уменьшилось негативное влияние родителей и с легкостью преодолевались все ошибки семейного воспитания, важно соблюдать внутрисемейные психологические правила:

Будьте активным членом своей семьи;
Умейте находить время для общения с малышом;
Проявляйте заинтересованность проблемами своего крохи;
Помогайте ребенку самостоятельно делать выводы и находить пути решения проблем;
Разбирайтесь в возрастных особенностях детей;
Уважайте права малыша;
Относитесь к крохе как к равноправному члену своей семьи;
Уважайте желание членов семьи самосовершенствоваться;

Воспитание детей – это большая ответственность. Воспитывать малыша необходимо грамотно и справедливо, потому что воспитание в семье сильно отразится на его будущей жизни. Необходимо не бояться проявлять любовь к своему ребенку, с детства воспитывать у него самостоятельность. Самостоятельный ребенок будет уметь в дальнейшей жизни находить пути решения проблем и радоваться личным победам.


Каждый из взрослых мечтает стать хорошим родителем. Что же это значит? Хороший родитель не тот, действия которого одобряют окружающие, а тот, кто смог воспитать независимую личность. Каждый, становясь родителем, проецирует на ребенка ту модель воспитания, в которой рос сам. Однако ошибки в воспитании все же неизбежны и, чтобы их не допускать, нужно знать их до момента, когда на руках окажется любимый сверточек.

Основные ошибки семейного воспитания:

Наказание с применением силы

Это достаточно эффективный метод воспитания, но неверный, так как способствует психологическим проблемам и проявлениям агрессивности ребенка в будущем. Данный метод распространен в семьях с авторитарным укладом.

Отстраненность и холодность

Многие родители думают, что проявление чувств ведет к воспитанию слабых личностей и даже эгоистов. Данную ошибку допускают слишком занятые родители, по причине отсутствия времени на ребенка.

Помогать ребенку нужно в моменты, когда эта помощь ему нужна. Иначе ребенок не будет считать родителей авторитетом.

Чрезмерная любовь и опека

Поздние дети чаще всего вырастают эгоистами. Это происходит от того, что долгожданного малыша просто «залюбливают», разрешают делать все и потакают всем прихотям и желаниям. Допускать этого нельзя, иначе ребенок будет постоянно этим пользоваться и не будет самостоятельным.

Множество запретов

Все дети и взрослые хотят делать только то, что нравится или хочется в данный конкретный момент времени. Однако общество накладывает свои правила, где есть такое нелюбимое многими слово «нельзя». Нужно пояснить ребенку, причину. Ноне стоит перегружать жизнь ребенка запретами. Их может быть всего несколько, а чтобы постоянно не одергивать ребенка лучше создать ему такую обстановку, в которой он не сможет столкнуться с запретом. Например, «нельзя лезть в розетки» — родителям предупреждая данные действия можно купить заглушки и не акцентировать внимания на самих розетках.

Бесконтрольность и вседозволенность

При вседозволенности и отсутствии рамок поведения ребенок может вредить не только себе, родителям и близким, но и просто окружающим людям. Только родители могут показать своим поведением, какое именно поведение правильное в обществе.

Многие родители, чтобы не использовать запретов и проявления личной твердости пытаются объяснить и такие монологи могут длиться довольно долго, при этом родитель устает, начинает нервничать и в итоге все же сдается. Ребенок получает свое.

Объяснять ребенку, конечно, нужно все, но необходимо это делать коротко, четко и ясно.

Непоследовательность воспитания

Даже в одной семье в разные дни бывают моменты, когда вчера было нельзя, а сегодня стало можно и завтра ребенок будет просто в недоумении от разницы понятий. Главное запомнить всем родителям, если нельзя сегодня, то нельзя и никогда в будущем. Также одной позиции следует придерживаться обоим родителям, чтоб ребенок не искал поддержки в той или иной ситуации, зная, что мама когда-то разрешила.

Воспитание ребенка — это тяжелая работа, но она принесет свои плоды в будущем, если найти понимание с ребенком и стать ему другом!

Похожие публикации