Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому? Взрослые дети и их родители. Кто кому должен

Как бы ни мечтали родители пораньше получить себе помощников по дому, к сожалению, с такими умениями дети не рождаются.

Конечно, хочется, чтобы ребёнок мыл за собой посуду и заправлял кровать, причём делал это без напоминаний и качественно. Но, к сожалению, большинство родителей делает много ошибок, пытаясь воспитать в детях хозяйственность и аккуратность, а после удивляются, почему в 10–12 лет их подросшее чадо не горит желанием сходить в магазин или вынести мусор, а предпочитает круглосуточно играть в «танчики» или сидеть ВКонтакте.

Бывает и по-другому

Когда малыш стремится помочь маме, а ей некогда заниматься с ним, объяснять, показывать. Проще сказать: «Ты ещё маленький, иди поиграй, а я всё сделаю сама». Или того хуже «Только не прикасайся, ты, как всегда, сделаешь всё не так, сломаешь, разобьёшь…».

А когда приходит возраст, когда нужно помогать по дому (взрослые считают, что это приблизительно 10–12 лет), у детей просьбы родителей вызывают лишь негативную реакцию. Получается, мы сами взращиваем лень в наших детях, а после возмущаемся, откуда они такие взялись?

Когда и как?

Чёткого ответа, как и с какого возраста, нужно приучать детей помогать родителям по дому, не существует. Но это вовсе не означает, что нужно оберегать ребёнка от домашней работы до 10-ти лет, когда уже будет немыслимо приучить его выполнять элементарные действия по самообслуживанию, не говоря уже о чём-то большем.

Самые простые хозяйственные дела малыш может выполнять уже в 2–3 года. Наблюдая с самого рождения за тем, что делают мама и папа, дети стараются помогать, подражать, быть полезными. А наша задача - не пропустить этот момент и приучить ребёнка к труду на простом бытовом уровне.

Не делайте ошибок

Вообще любой аспект в воспитании детей требует большого терпения и сил. Точно также и здесь - вам гораздо проще полить цветы самой, ведь потом не придётся вытирать пролившуюся воду из подоконника. А между тем, уже к трём годам вы вполне можете передоверить эту обязанность по дому своей дочке или сыну.

В 4–5 лет дети вполне могут убрать свою комнату, пропылесосить, вымыть посуду.

А к 10 годам ежедневная помощь родителям в домашних делах должна стать такой же обыденной процедурой, как утреннее умывание.

Когда вашему ребёнку исполнится 18 лет, он должен будет уметь приготовить несколько несложных блюд, постирать и погладить одежду и бельё, произвести полную уборку в доме.

Пусть это будет не то качество, которое обеспечиваете вы, но освоить эти приёмы он должен обязательно.

Чистоплотность: врождённое или приобретённое?

Ни один ребёнок не рождается чистюлей - это качество нужно воспитывать, так же, как и другие положительные качества. Самыми верными вашими союзниками в этом деле должны стать поощрение и похвала. А ещё - теплота, понимание и любовь к своему ребёнку.

Советы, которые мы предложим вашему вниманию ниже, должны помочь вам вырастить чистоплотного и аккуратного наследника, а если случилось так, что время уже упущено, и желание помогать родителям так и не появилось, попробовать исправить ситуацию.

Поощрение

Начиная с самого раннего возраста, поощряйте детей за их посильный вклад в общее дело. Даже если вам после приходится всё переделывать - похвалите, и в следующий раз не отказывайте, если малыш опять проявит инициативу.

Делайте всё вместе

Если вы возитесь на кухне, например, с тестом - пусть ребёнок вам поможет (кстати, практически все дети обожают эту забаву). Пусть он попробует слепить, раскатать, вырезать формочкой печенье.

Купите детский веничек и совочек для вашего маленького помощника, чтобы он мог вместе с вами наводить чистоту.

Оглядитесь вокруг - есть очень много дел по хозяйству, с которыми может справиться даже такая кроха, конечно, с вашей помощью. Если у ребёнка что-то не получается, лучше не вмешиваться, пока он сам не попросит об этом.

Ценно желание, а не качество работы

Не ругайте малыша, если он выразил желание, а потом отказался и бросил занятие, не доделав. В таком возрасте дети ещё не умеют долго концентрироваться на чём-то одном.

Похвалите его за ту часть работы, которую он выполнил. Когда малышу исполнится лет 6–7, вы сможете составить для него список ежедневных обязанностей и вешать для памяти на холодильник. Выполнив одно из них, он сможет сам с чувством выполненного долга убрать стикер или вычеркнуть строчку в записке.

Пока дети не подрастут, не поручайте им сложных самостоятельных заданий. Позже вы должны назначать время, к которому должна быть сделана, например, уборка: к 12.00 в субботу. Если ребёнок так и не позаботился о чистоте своей комнаты, можно в качестве штрафа отменить какую-либо покупку или, например, поход в цирк.

Важность верных формулировок

Стройте фразу так: «Я заметила, что…». Например: «Я заметила, что не вынесен мусор» или «Я заметила, что игрушки не собраны в коробку». Это позволит малышу вспомнить о том, что он забыл сделать, но в тоже время не будет являться упрёком. А вот ещё одна правильная и взвешенная формулировка: «Как только ты заправишь свою постель, мы сможем пойти в зоопарк».

Не наказывайте и не ругайте

Возникшие проблемы обсуждайте мирно, спокойно и с любовью. Спокойно спросите ребёнка: «Когда ты будешь свободен, чтобы мы смогли поговорить?». В назначенный час сядьте и в спокойной обстановке обсудите проблему.

Что может сделать ребёнок самостоятельно:

  • от 3 до 5 лет. Накрыть и убрать стол, полить цветы, вытереть пыль, пропылесосить, застелить кровать, покормить животных, убрать свои игрушки, вымыть полы, самостоятельно одеться и обуться.
  • от 5 до 8 лет . Сменить постельное бельё, помыть фрукты, почистить овощи, выбить ковры, приготовить бутерброды, вынести мусор, погулять с собакой.
  • от 8 до 9 лет . Управляться с плитой: сварить или пожарить яйца; почистить овощи или фрукты, выгладить бельё (под контролем взрослых), управляться со стиральной и посудомоечной машинами.
  • от 10 до 14 лет . Готовить простые блюда, убирать в доме, ходить в магазин, ухаживать за младшими братьями и сёстрами.

Желаем вам терпения и взаимопонимания с детьми!

Нравится

Экология познания. Психология: почему родители ждут от детей возврата какого-то долга? На основании чего? Почему столько переживаний из-за этого у родителей и чувства вины у детей? Где закралась ошибка и несправедливость? Кто и кому должен? И должен ли?

Это актуально для многих, меня об этом спрашивают постоянно. Да что там – я сама долго искала внутри себя ответ на этот вопрос. Или даже вопросы:

  • Почему часто родители ждут от детей возврата какого-то долга?
  • Должны ли дети что-то своим родителям?
  • И если да, то что? Сколько и каким образом нужно отдавать?
  • А если нет, то, что делать? Игнорировать эти просьбы?

Хочется сказать в первую очередь о том, как нам самим такими не стать (ведь родителей и их позицию уже не изменишь, да и незачем). Давайте попробуем в этом разобраться.

Почему же так происходит, почему родители ждут от детей возврата какого-то долга? На основании чего? Почему столько переживаний из-за этого у родителей и чувства вины у детей? Где закралась ошибка и несправедливость? Кто и кому должен? И должен ли?

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Со временем накопился долг, и у первого человека внутри есть ощущение, что его обманули и использовали – все забрали и ничего не отдали. Я не буду рассматривать ситуацию, когда первый отдавал второму много лет бескорыстно. В этом мире бескорыстия практически не бывает. Даже в отношениях родителей и детей.

Родители в своей заботе о детях держат в уме как минимум стакан воды, который ребенок все-таки должен принести. Ждут и заботы в немощи, и финансовой помощи, и что их будут продолжать слушаться, и что дети будут жить так, как хотят родители, и поводов для гордости и хвастовства, и внимания. И много чего ждут. Даже если явно об этом не говорят. Но на основании чего?

Родители действительно очень много вкладывают в детей – время, нервы, деньги, здоровье, силы. В течение долгих лет. Им часто приходится отодвинуть свои желания на второй план – ради ребенка. Делать то, что не хочется – опять же ради него. От чего-то отказываться, чем-то жертвовать – как минимум своим собственным сном в течение нескольких лет. Кто сказал, что быть родителями легко и просто?

Вот проходят годы, и вдруг - или не вдруг – ребенок слышит прозрачные намеки или прямые указания, что именно и как он должен родителям. Но насколько это правомерно и обоснованно? Действительно ли он что-то должен? И откуда это ощущение несправедливости берется?

Родители переживают, потому что их родительство показалось им самим огромной безответной жертвой. Односторонним процессом, не дающим никаких бонусов и радостей. Двадцать лет мучились и теперь ждут, что должно как-то вознаградиться это все безобразие. Они очень много отдавали и ничего не получали. Совсем ничего. Должна же быть справедливость! Но так ли это?

Нет. Этот мир всегда и во всем справедлив. Дети на самом деле очень много родителям дают. Точнее даже, Бог дает нам через детей столько всего! Даже не описать словами. Их объятия, признания в любви, смешные слова, первые шаги, танцы и песни… Даже просто вид маленького спящего ангела - настолько милыми Господь их создал! Первые пять лет жизни из ребенка исходит столько счастья, что оно притягивает взрослых как магнит. Дальше тоже много разных бонусов, хоть и в чуть меньшей концентрации. То есть через детей Богом родителям дается так же очень много, причем такого, что за деньги не купишь и на дороге не найдешь. И все честно, все компенсируется - родители трудятся, Господь их вознаграждает. Сразу же, в этой же точке. Ты ночь не спал – а тебе утром улыбку, гуление и новые навыки.

Но для того, чтобы получать все эти бонусы - надо быть с детьми рядом. И иметь силы и желание этим наслаждаться – что тоже немаловажно. Видеть все эти дары, быть благодарными за них.

Именно в их детские годы, пока они маленькие, и из них все это счастье излучается просто так, каждую минуту. То, как они пахнут, смеются, ругаются, обижаются, любят, дружат, познают мир – все это не может не радовать любящее сердце родителей. Счастье в нашем сердце – это и есть награда за труды.

Тогда почему родители чувствуют, что им кто-то что-то должен? Потому что их не было рядом с детьми, и все эти бонусы и радости получил кто-то другой - бабушка, няня или воспитательница в детском саду (хотя последняя наверняка тоже этим не пользовалась). Родителям было некогда дышать детскими макушками и обнимать их посреди ночи. Нужно же работать, реализовываться. Нужно куда-то бежать, дети не убегут, подумаешь малыш! С ним не поговоришь, не обсудишь день, он вроде бы ничего не понимает, ему все равно, кто его качает и кормит. Отношения с младенцами часто не вписываются в наше понимание отношений – какое там, так только помыть-покормить-уложить. Некогда нам любоваться спящими детьми, усталость такая сильная, что можно только упасть где-то в другой комнате. Нет времени изучать с ним кузнечиков и цветочки. Нет сил на то, чтобы вместе рисовать, лепить, петь. Все силы остаются в офисе.

Но даже если мама не работает, скорее всего, ей тоже не до этих странных «бонусов» и мелочей. Это же какая-то ерунда, пустая трата драгоценного времени (как и на саму себя), а ей надо дом убрать, еду приготовить, в кружок ребенка отвезти, в магазин сходить. Она же не может лежать с ним рядом и болтать на его непонятном языке, это же глупо. Нет никаких сил и совсем нет времени на то, чтобы просто заглянуть ему в глаза и выдохнуть все напряжение. И если мы идем по делам, то идти надо быстро, а не останавливаться возле каждого камешка. Хотя физически мама рядом, все эти бонусы стремительно пролетают мимо нее. И часто у неработающей мамы к детям претензий еще больше - она же пожертвовала ради них даже своей самореализацией, не работая, так, что потенциальный счет будет еще выше.

Так хочется иногда остановить какую-нибудь бегущую куда-то маму с каменным лицом! Остановись, мама, самое большое чудо рядом! И оно не может ждать!

Оно растет каждую минуту и дарит тебе столько чудес и счастья, а ты пропускаешь все это мимо, не обращая внимания! Словно лепя очень важный песочный замок, ты не замечаешь в песке крупинок золота.

Так же часто останавливаю саму себя, когда у меня вдруг находятся более важные дела, чем почитать книгу, поиграть с ними в Лего или просто полежать рядом со спящим чудом. А куда это я собралась? И зачем? Может быть, лучше позволить счастью проникнуть в мое сердце прямо сейчас и растопить его?

По итогу же этого всего мы получаем такую ситуацию, что люди работали много лет, трудились и достаточно тяжело (разве это может быть просто?), а их честно заработанную зарплату выдавали в другом месте, каким-то другим людям. Потому что именно они были там, где нужно. Например, пока мама и папа изо всех сил трудятся, чтобы выплатить ипотеку за свой огромный дом и заплатить за услуги няне, эта няня испытывает счастье, она наслаждается жизнью в этом доме с этими детьми (я таких счастливых и наполненных нянь, балдеющих от детей и общения с ними, видела очень много, когда мы жили в поселке под Петербургом). А может быть и такое, что все эти радости не получал никто – никому они были не нужны, и спустя много лет и сам ребенок уже поверил, что ничего интересного и хорошего в нем нет.

При этом работавшему тяжело и долго человеку через двадцать лет всё же хочется зарплаты - сразу за все эти годы! И он требует - у тех, ради кого и мучился. А у кого же еще? Но не дают. Вот и остается неудовлетворенность, ощущение обмана и предательства…

Но чья проблема, если мы сами не приходим за своей «зарплатой» родителей каждый божий день? Кто виноват, что мы забываем о том, что в мире все пройдет, а дети будут маленькими всего однажды? Кто несет ответственность за то, что карьера и свершения для нас важнее детских макушек и разговоров с ними? Кто платит за наше решение, когда мы готовы отдать своих детей в садики, ясли, няням, бабушкам ради каких-то достижений, теряя с ними связь и теряя все то, что так щедро дает нам через малышей Господь?

Бесполезно ждать возврата долга от взрослых детей. Они не смогут дать того, что вы хотите, потому что они уже очень много дали вам, хоть вы и не взяли все это.

Дети возвращают долг не родителям, они отдают то же самое своим детям, и в этом мудрость жизни. И пить из взрослых детей соки - значит тем самым обделять собственных внуков, как это ни печально.

«Извини, мама, я ничем не могу тебе сейчас помочь. То, что я должна тебе, я отдам своим детям. Тебе я готова дать благодарность, уважение, необходимую заботу в случае, если это требуется. И все. Больше ничем не могу помочь. Даже если очень захочу.».

Это единственное, что может взрослый ребенок ответить своим родителям, требующим возврата долга. Конечно, он может попытаться, бросить на это все силы, всю жизнь, отказываясь от своего будущего, вкладывая не в своих детей, а в родителей. Только удовлетворения ни у одной из сторон от этого не будет.

Мы не должны ничего своим родителям напрямую. Мы должны все это своим детям. Вот он – наш долг. Стать родителями и передать все это дальше. Отдать всю силу рода вперед, ничего не оставляя позади. Точно так же и наши дети ничего не должны нам. Они даже не должны жить так, как мы хотим, и быть счастливыми так, как мы это видим.

Наша единственная плата за все – уважение и благодарность. За все, что для нас было сделано, как это было сделано, в каком объеме. Уважение, как бы родители себя ни вели, какие чувства бы ни вызывали в нас. Уважение к тем, через кого наши души пришли в этот мир, кто заботился о нас в дни наибольшей беспомощности и уязвимости, кто любил нас, как умел и как мог – изо всех своих душевных сил (просто сил не у всех много).

Конечно, на нас лежит ответственность за последние годы жизни наших родителей, когда они сами о себе позаботиться уже не могут. Это даже не долг, это просто по-человечески. Сделать все, что возможно, чтобы помочь родителям выздороветь, облегчить им быт и дни немощи. Если мы не можем сидеть с болеющим родителем рядом, нанять ему хорошую сиделку, найти хорошую больницу, где будет осуществляться надлежащий уход, по мере возможности – проведывать, уделять внимание. А еще хорошо бы помочь им «правильно оставить это тело». То есть помочь им подготовиться к этому переходу, читая книги. Общаясь об этом с духовными людьми. Но это не долг. Это само собой разумеется, если мы сохранили в себе что-то человеческое.

Больше ничего дети нам не должны. И мы не должны своим родителям. Только уважение и благодарность – напрямую. И передача самого ценного дальше. Дать своим детям не меньше, чем мы сами получили. А лучше – дать даже больше, особенно любви, принятия и нежности.

Поэтому чтобы в старости не стоять с протянутой рукой возле их дома, требуя выплат, учитесь наслаждаться уже сегодня тем, что вам так щедро дается свыше.

Обнимайте их, балуйтесь с ними, смейтесь вместе, нюхайте их макушки, болтайте ни о чем, никуда не спеша, валяйтесь в кровати, пойте, танцуйте, вместе открывайте этот мир – мало ли разных возможностей для того, чтобы вместе с детьми испытывать счастье!

И тогда трудности не кажутся такими трудными. И работа мамы – такой неблагодарной и тяготящей. Подумаешь бессонная ночь, прижимаешь к себе маленькое вкуснопахнущее тело ангелочка, он сложит на тебя свою пухлую ручку - и жить сразу проще. Хоть чуточку. Или даже не чуточку. опубликовано

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Когда ребенок только рождается ─ он маленький и беспомощный. Естественно, малыш очень нуждается в родителях. Заботливые мама и папа только рады помочь, им каждая помощь ребенку в радость. Постепенно дети растут и смотрят на поведение мамы и папы, часто копируют его. Если родитель при каждой возможности помогает ребенку, то и малыш вырастет хорошим помощником.

Не погружайтесь полностью в свои дела, уделяйте ребенку достаточно времени, и ваше чадо вырастет таким же по отношению к окружающим. Ребенок привыкает к этой среде и воспринимает ее как норма, с годами копируя это в свою семью.

Но наступает момент, когда дети не хотят принимать помощь родителей. Им становится важно общаться с друзьями, завоевывать свое место в обществе. Хочется больше гулять, находить авторитет среди сверстников. Не нужно пугаться, этот момент важно переждать. Это так называемый "переходный период". Потом ребенок вновь станет для родителей близким другом. В этот период главная помощь заключается в понимании и терпении.

Дети помогают родителям

Дети растут, становятся совсем взрослыми, а папы и мамы не молодеют. К пенсионному возрасту многие вещи становится труднее, чем раньше. Поход в магазин очень изматывает, а нести сумку с продуктами становится очень тяжело.

Настало время, когда родители нуждаются в помощи детей. И тут важно, как их воспитывали, потому как дети начнут повторять поведение мамы и папы в прошлом.

Бывает ситуация, когда ребенок вырос, встал на ноги и не считает своим долгом помогать родителям. Если такое произошло, значит у мамы, папы и ребенка не тесные отношения. Еще не поздно все исправить, хотя уже не так просто как в детстве.

К сожалению, бывает и так, что родители всю свою жизнь посвятили детям, а в ответ не получили того же. Происходит это, скорее всего, по причине сильной избалованности ребенка. Важно помогать ребенку, а не потакать его капризам. Просто надо помочь и понять в трудную минуту. Но, если ребенок в детстве чувствовал заботу и поддержку, он не оставит родителей наедине с трудностями. Теперь дети становятся опорой.

Родители нуждаются в детях так же, как и дети в родителях. Взаимопомощь в семье - залог крепких и близких отношений. Это то, к чему нужно стремиться и чем стоит дорожить.

Многие родители часто ограждают своих детей от любых домашних дел. Правильно ли это? Сможет ли ребенок ценить чужой труд если не будет прилагать маломальских усилий, делая что-либо по дому? Ведь дела домашние формируют в человеке чувство ответственности и заботы к окружающим людям.

Родители часто в своём желании всесторонне развивать ребёнка записывают его на курсы иностранных языков, в кружки художественного творчества, в спортивные секции. А вот выполнять работу по дому им не поручают, поскольку не считают это нужным или сознательно уберегают их от бытовых трудностей. В результате ситуация доходит до такого уровня, когда убедить детей прибраться хотя бы в собственной комнате будет делом совершенно бесполезным.

Исследование. По исследованиям социологов, 82% из опрошенных взрослых в России занимались работой по дому, когда были маленькими. Но лишь 28% готовы поручить такую работу своим чадам. Родители предпочитают загружать ребёнка теми занятиями, которые гарантируют им успех в будущей карьере, а вот домашними обязанностями не обременяют. Однако давно известно, что работа по дому не только делает ребёнка более организованным по жизни, но и позитивно влияет на психику и успехи в учёбе.

Передавая детям определённые хозяйственные обязанности, взрослые способствуют появлению у них большей уверенности в себе и самостоятельности. Исследования показали, что малыши, помогающие родителям с 4-5 лет, были более общительными, быстро заводили друзей, хорошо учились в школе и ВУЗе. Их сверстники, не обременённые домашними обязанностями в раннем возрасте, которые начинали помогать по дому с подросткового возраста не так быстро поднимались по карьерной лестнице.

Помогая семье, ребятишки учатся быть более отзывчивыми, понимающими, добрыми, помогать другим, заботиться о родных. Если дети отказываются от домашних дел под предлогом большой загруженности в школе, не стоит их полностью освобождать домашних обязанностей. Позволяя ребёнку отказаться от обязанностей по дому родители невольно формируют у них определённую установку: оценки в школе весомее, чем внимание к семье. Сейчас это может показаться мелочью, но со временем вы увидите свою ошибку.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Мотивировать и направить ребёнка на домашние дела можно, опираясь на следующие рекомендации:

  1. Будьте внимательны к своим словам. По мнению психологов, благодарность к детям должна быть выражена не формальной фразой, например, «спасибо за помощь» (ее будет недостаточно). Поблагодарите ребенка, назвав его хорошим помощником: «ты такой хороший помощник». У него не только возникнет желание ещё раз сделать что-то по дому, но и повысится самооценка, он ощутит, что без него семье будет реально тяжелее справляться, он полезен и важен для своей семьи.
  2. Помните о распорядке. Составляя расписание занятий ребёнка – уроки, музыка, языковые курсы, спорт, отдых – внесите в него и домашние дела. Так он прочувствует их важность и будет вырабатывать ответственное к ним отношение. И так вы приучите ребенка к дисциплине.
  3. Игровые задания не помешают. Можно попробовать разработать целую квестовую систему домашних дел. Выполняя каждое из них подряд, он последовательно будет переходить к более сложным. Например, вытереть пыль со стола, подмести в гостиной, затем более интересное задание — включить стиральную машину:).
  4. Не следует применять денежное вознаграждение. По мнению психологов, материальное поощрение ухудшает мотивацию ребёнка. Свою помощь он уже будет рассматривать с меркантильной точки зрения — без желания помочь родителям, а лишь с целью получить за неё деньги. Читаем также: .
  5. Большое значение имеет род занятий, которые вы даете ребенку. Чтобы не воспитать эгоиста, стоит подобрать для ребёнка такие занятия, которые будут необходимы всей семье, а не только ему. Наравне с наведением порядка в своей комнате, можно поручить ему помыть посуду и протереть пыль в гостиной.
  6. Приказной тон – это исключено. Повелительное наклонение в разговоре лучше смягчить — не «убери», а «давай уберём». Важно акцентировать внимание на том, что это не занудное и тяжолое занятие, а возможность позаботиться о родных.
  7. Позитивная окраска для домашних дел. Не стоит поручать какую-то домашнюю работу ребёнку в качестве наказания. Говорите о домашней работе в позитивном или нейтральном ключе. Постоянно повторяя слова о том, как тяжело справляться с домашними обязанностями, – как вы устали мыть полы или пылесосить – вы покажете ребёнку пример, который он возьмёт на вооружение. И тогда ему тоже не будет нравиться это делать. Лучше заострить внимание на заботе о доме и поддержании чистоты во благо комфорта всех членов семьи.
Похожие публикации